Система контроля эксплуатации транспортных средств


 


Владельцы патента RU 2449374:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Таганрогский научно-исследовательский институт связи" (ФГУП "ТНИИС") (RU)

Изобретение относится к автоматизированным системам контроля и управления и может быть использовано для централизованного контроля эксплуатации транспортных средств. Технический результат заключается в повышении надежности и достоверности системы контроля эксплуатации транспортных средств, а также в расширении функциональных возможностей системы контроля эксплуатации транспортных средств за счет обеспечения возможности контроля степени нуждаемости экипажей транспортных средств в помощи и наличия аварийных ситуаций. На каждом из контролируемых транспортных средств аппаратура с помощью приемной антенны принимает радионавигационные сигналы соответствующих спутниковых радионавигационных систем, например систем GPS и (или) ГЛОНАСС, которые с ее выхода поступают на вход радиоприемника радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, определяющего по принятым сигналам текущее время, координаты (широту и долготу) и скорость контролируемого транспортного средства. Код текущего времени с первого выхода радиоприемника радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем поступает на первый вход формирователя кода формуляра контролируемого транспортного средства. Аналогично коды широты, долготы и скорости транспортного средства со второго, третьего и четвертого выходов радиоприемника радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем поступают соответственно на второй, третий и четвертый входы формирователя кода формуляра контролируемого транспортного средства. 1 ил.

 

Изобретение относится к автоматизированным системам контроля и управления и может быть использовано для централизованного контроля эксплуатации транспортных средств.

Среди средств автоматизированного контроля эксплуатации транспортных средств известны устройство для контроля и регистрации эксплуатационных показателей автотранспортного средства (RU 2178585, G07C 5/10, 2002), устройство контроля маршрута автомобиля (RU 2194308, G07C 5/08, 2002), устройство для записи информации о маршруте движения (RU 2136047, G07C 5/08, 1999).

Эти аналоги в общей для них части содержат общие с заявляемой системой установленные на контролируемых транспортных средствах последовательно включенные приемную антенну и радиоприемник радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, компьютер и энергонезависимое запоминающее устройство.

Указанные аналоги обеспечивают запись текущих значений времени и координат транспортного средства на носитель информации запоминающего устройства, которое после снятия с транспортного средства может быть использовано контролирующим органом для проверки пройденного транспортным средством маршрута.

Причиной, препятствующей получению в этих аналогах технического результата, обеспечиваемого изобретением, являются ограниченные функциональные возможности. В частности, эти аналоги не позволяют контролировать скорость транспортных средств, а также не позволяют осуществлять контроль выполнения водителями транспортных средств правил дорожного движения и регистрацию их нарушения.

Известны также системы безопасности, навигации и мониторинга транспортных средств (RU 2175920, B60R 25/10, G08B 25/10, 2001; RU 2196358, G08B 25/10, 2003).

Эти аналоги в общей для них части содержат общие с заявляемой системой пункт контроля эксплуатации транспортных средств, включающий компьютер с монитором отображения информации, устройством хранения базы данных и устройством регистрации, и средство радиосвязи, а также установленные по крайней мере на одном транспортном средстве последовательно включенные приемную антенну и радиоприемник радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, датчик состояния транспортного средства и средство радиосвязи с пунктом контроля эксплуатации транспортных средств.

Данные аналоги обеспечивают автоматизированный централизованный контроль положения и состояния транспортных средств.

Причиной, препятствующей получению в этих аналогах технического результата, обеспечиваемого изобретением, являются ограниченные функциональные возможности контроля, обусловленные отсутствием возможности контролировать выполнение водителями транспортных средств правил дорожного движения и регистрировать их нарушения.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой системе (прототипом) является система контроля эксплуатации транспортных средств, защищенная патентом РФ №2257616, G07S 5/08, G08G 1/01, 2005. Эта система содержит пункт контроля эксплуатации транспортных средств с установленным на нем компьютером с монитором отображения информации и радиоприемник с подключенной к его входу приемной антенной системы радиосвязи, установленные на каждом из контролируемых транспортных средств средство радиосвязи с пунктом контроля эксплуатации транспортных средств, блок хранения базы данных дорожной сети, блок обращения к базе данных дорожной сети, вход-выход которого связан с входом-выходом блока хранения базы данных дорожной сети, блок хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств, блок обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств, вход-выход которого соединен с входом-выходом блока хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств, запоминающее устройство, блок сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями, первый и второй входы которого соединены с выходами блока обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств и запоминающего устройства соответственно, и формирователь сообщений, один из входов которого подключен к выходу блока обращения к базе данных дорожной сети, последовательно включенные приемную антенну и радиоприемник радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, последовательно включенные формирователь кода формуляра контролируемого транспортного средства, первые четыре входа которого подключены к четырем выходам радиоприемника радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, и радиопередатчик с передающей антенной, связанной каналом радиосвязи с приемной антенной пункта контроля эксплуатации транспортных средств, и датчик удара.

Вся номенклатура элементов системы-прототипа входит и в состав заявляемой системы, то есть является признаками, общими с заявляемой системой.

В системе-прототипе на каждом из контролируемых транспортных средств по принятым сигналам спутниковых радионавигационных систем вычисляются координаты и скорость транспортного средства, формируется пакет информации, содержащий номер транспортного средства и данные о текущих значениях времени, координат и скорости транспортного средства. Этот пакет преобразуется в сигнал для передачи по каналу радиосвязи и передается по каналу радиосвязи на пункт контроля эксплуатации транспортных средств. Кроме того, на каждом из контролируемых транспортных средств формируется привязанная к геодезическим координатам база данных дорожной сети региона эксплуатации транспортных средств с указанием ее границ, участков, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств с данными о действующих на ее участках ограничениях на движение, формируется привязанная к номерам транспортных средств база их технических характеристик.

По номеру транспортного средства определяется его тип и технические характеристики. По координатам и скорости транспортного средства с помощью базы данных дорожной сети региона эксплуатации транспортных средств определяется участок сети, на котором расположено транспортное средство, направление движения, текущие положение и скорость транспортного средства, информация о текущей скорости, направлении движения и технических характеристиках транспортного средства сравнивается с информацией базы данных о действующих на этом участке дорожной сети региона ограничениях на движение транспортных средств. В случае несоответствия скорости, направления движения, типа или технических характеристик транспортных средств ограничениям информация об этом несоответствии дополнительно включается в формируемый пакет информации.

На пункте контроля эксплуатации транспортных средств осуществляется прием, обработка, хранение и регистрация переданного пакета информации.

Причиной, препятствующей получению в системе-прототипе технического результата, обеспечиваемого изобретением, является трудность ее реализации. Дело в том, что для реализации системы необходимо на каждом из транспортных средств помимо передающих и приемных антенн радиопередатчиков и радиоприемников установить и обеспечить в общем случае в достаточно тяжелых условиях функционирование аппаратуры, содержащей блок хранения базы данных дорожной сети, блок хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств, блоки обращения к этим базам, запоминающее устройство, блок сравнения технических характеристик и параметров движения транспортного средства с действующими ограничениями и формирователь сообщений. Кроме того, установка на транспортных средствах аппаратуры контроля выполнения водителями правил дорожного движения провоцирует водителей на отключение или поломку этой аппаратуры. Эти обстоятельства, а также тяжелые условия ее работы в конечном итоге существенно снижают надежность работы аппаратуры и достоверность результатов контроля.

Дополнительной причиной трудности реализации системы-прототипа является значительный рост объема и стоимости аппаратуры с ростом числа контролируемых транспортных средств.

Еще одной причиной, препятствующей получению в системе-прототипе технического результата, обеспечиваемого изобретением, является отсутствие контроля информации о степени нуждаемости экипажей транспортных средств в технической помощи и наличии аварийных ситуаций.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является упрощение и повышение надежности и достоверности системы контроля эксплуатации транспортных средств, а также расширение функциональных возможностей системы контроля эксплуатации транспортных средств за счет обеспечения возможности контроля степени нуждаемости экипажей транспортных средств в помощи и наличия аварийных ситуаций.

Для достижения указанного технического результата в системе контроля эксплуатации транспортных средств, содержащей блок хранения базы данных дорожной сети, блок обращения к базе данных дорожной сети, вход-выход которого связан с входом-выходом блока хранения базы данных дорожной сети, блок хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств, блок обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств, вход-выход которого соединен с входом-выходом блока хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств, запоминающее устройство, блок сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями, первый вход которого соединен с выходом блока обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств, а вход-выход - с входом-выходом запоминающего устройства, и формирователь сообщений, один из входов которого подключен к выходу блока обращения к базе данных дорожной сети, установленные на пункте контроля эксплуатации транспортных средств компьютер с монитором отображения информации и радиоприемник с подключенной к его входу приемной антенной системы радиосвязи, установленные на каждом из контролируемых транспортных средств последовательно включенные приемную антенну и радиоприемник радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, последовательно включенные формирователь кода формуляра контролируемого транспортного средства, первые четыре входа которого подключены к четырем выходам радиоприемника радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, и радиопередатчик с передающей антенной, связанной каналом радиосвязи с приемной антенной пункта контроля эксплуатации транспортных средств, и датчик удара, блок хранения базы данных дорожной сети, блок обращения к базе данных дорожной сети, блок хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств, блок обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств, блок сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями, запоминающее устройство и формирователь сообщений установлены в пункте контроля эксплуатации транспортных средств, первый выход радиоприемника в пункте контроля эксплуатации транспортных средств соединен со входом блока обращения к базе данных дорожной сети, второй выход - со входом блока обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств, а третий выход - со вторым входом блока сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями, второй вход формирователя сообщений подключен к выходу блока сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями, а выход - ко входу компьютера с монитором отображения информации, при этом на каждом из контролируемых транспортных средств в состав аппаратуры контроля дополнительно введены формирователь кода степени нуждаемости в технической помощи и блок дифференцирования, включенный между четвертым выходом радиоприемника радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем и первым входом формирователя кода степени нуждаемости в технической помощи, второй вход которого подключен к выходу датчика удара, а выход - к пятому входу формирователя кода формуляра контролируемого транспортного средства.

Перенос значительной части аппаратуры контроля с контролируемых транспортных средств в пункт контроля их эксплуатации и введение в состав системы контроля блоков дифференцирования и формирователей кода степени нуждаемости в технической помощи и новых связей не следует явным образом из уровня техники. Отсутствуют какие-либо источники информации, в которых они были бы описаны в совокупности с остальными элементами и связями заявляемой системы. Это позволяет считать заявляемую систему контроля новой и имеющей изобретательский уровень.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором приведена структурная схема заявляемой системы контроля.

Предлагаемая система контроля установлена в пункте контроля эксплуатации транспортных средств и частично непосредственно на контролируемых транспортных средствах.

В состав аппаратуры 1, установленной в пункте контроля эксплуатации транспортных средств, входят приемная антенна 3, радиоприемник 4, блок 5 хранения базы данных дорожной сети, блок 6 обращения к базе данных дорожной сети, блок 7 хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств, блок 8 обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств, запоминающее устройство 9, блок 10 сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями, формирователь 11 сообщений и компьютер 12 с монитором отображения информации.

В состав аппаратуры 2, установленной на каждом из контролируемых транспортных средств, входят приемная антенна 13, радиоприемник 14 радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, формирователь 15 кода формуляра контролируемого транспортного средства, радиопередатчик 16, передающая антенна 17, формирователь 18 кода степени нуждаемости в технической помощи, блок 19 дифференцирования и датчик 20 удара.

Вход приемной антенны 3 связан каналом радиосвязи с выходами передающих антенн 17 контролируемых транспортных средств, а выход - со входом радиоприемника 4, первый, второй и третий выходы которого соединены соответственно со входом блока обращения к базе данных дорожной сети 6, входом блока 8 обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств и вторым входом блока 10 сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями соответственно. Вход-выход блока 6 обращения к базе данных дорожной сети соединен со входом-выходом блока 5 хранения базы данных дорожной сети, а выход - с первым входом формирователя 11 сообщений, второй вход которого соединен с выходом блока 10 сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями, а выход - со входом компьютера 12 с монитором отображения информации. Вход-выход блока 8 обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств соединен со входом-выходом блока 7 хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств, а выход - с первым входом блока 10 сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями, вход-выход которого соединен со входом-выходом запоминающего устройства 9.

Вход радиоприемника 14 радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем соединен с выходом приемной антенны 13, а первый, второй, третий и четвертый выходы - соответственно с первым, вторым, третьим и четвертым входами формирователя 15 кода формуляра контролируемого транспортного средства. Пятый вход формирователя 15 кода формуляра контролируемого транспортного средства соединен с выходом формирователя 18 кода степени нуждаемости в технической помощи, а выход - со входом радиопередатчика 16, выход которого соединен со входом передающей антенны 17, связанной, как отмечалось выше, каналом радиосвязи с приемной антенной 3, установленной в пункте контроля эксплуатации транспортных средств. Блок 19 дифференцирования включен между четвертым выходом радиоприемника 14 радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем и первым входом формирователя 18 кода степени нуждаемости в технической помощи, второй вход которого соединен с выходом датчика 20 удара.

Функционирование заявляемой системы контроля эксплуатации транспортных средств состоит в следующем.

На каждом из контролируемых транспортных средств аппаратура 2 с помощью приемной антенны 13 принимает радионавигационные сигналы соответствующих спутниковых радионавигационных систем, например систем GPS и (или) ГЛОНАСС, которые с ее выхода поступают на вход радиоприемника 14 радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, определяющего по принятым сигналам текущее время, координаты (широту и долготу) и скорость контролируемого транспортного средства. Код текущего времени с первого выхода радиоприемника 14 радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем поступает на первый вход формирователя 15 кода формуляра контролируемого транспортного средства. Аналогично коды широты, долготы и скорости транспортного средства со второго, третьего и четвертого выходов радиоприемника 14 радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем поступают соответственно на второй, третий и четвертый входы формирователя 15 кода формуляра контролируемого транспортного средства. Код скорости транспортного средства с четвертого выхода радиоприемника 14 радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, кроме того, поступает на вход блока 19 дифференцирования.

В блоке 19 дифференцирования скорость транспортного средства, поступившая в виде кода от радиоприемника 14 радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, дифференцируется, в результате чего на выходе блока 19 дифференцирования формируется сигнал, пропорциональный ускорению транспортного средства, по которому можно судить о наличии аварийной ситуации. Этот сигнал поступает на первый вход формирователя 18 кода степени нуждаемости в технической помощи.

На второй вход формирователя 18 кода степени нуждаемости в технической помощи поступает аналогичный сигнал от электромеханического датчика 20 удара, выполняющего ту же функцию, что и блок 19 дифференцирования - определение наличия аварийной ситуации у контролируемого транспортного средства.

Блок 19 дифференцирования и датчик 20 удара работают параллельно и независимо один от другого, что обеспечивает высокую надежность формирования сигнала наличия аварийной ситуации в случае выхода из строя какого-нибудь одного из этих элементов.

Формирователь 15 кода формуляра контролируемого транспортного средства представляет собой набор регистров памяти (формуляр), содержащий следующие коды:

коды вычисленных координат;

код скорости,

код текущего времени,

код транспортного средства;

код степени нуждаемости в технической помощи.

Каждый из этих кодов представляет собой двоичное число с соответствующим числом разрядов, а формуляр в целом - соответствующее двоичное слово с соответствующим расположением каждого из кодов.

Коды текущего времени, вычисленных координат и скорости транспортного средства поступают по первым четырем входам от радиоприемника 14 радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем. Код транспортного средства устанавливается постоянным для соответствующего транспортного средства. Код степени нуждаемости в технической помощи формируется в формирователе кода степени нуждаемости в технической помощи 18 и поступает с его выхода на пятый вход формирователя 15 кода формуляра контролируемого транспортного средства.

В принципе формуляр формирователя 15 кода формуляра контролируемого транспортного средства может содержать и дополнительную информацию, например, если транспортное средство является таксомотором, информацию о том, занято оно или свободно в текущий момент времени. Для этого в формирователе 15 кода формуляра контролируемого транспортного средства должны быть предусмотрены дополнительные регистры памяти с возможностью набора соответствующей информации.

Код степени нуждаемости в технической помощи устанавливается в формирователе 18 кода степени нуждаемости в технической помощи вручную. Для него достаточно двух разрядов. В качестве этого кода можно, например, устанавливать одно из трех значений:

- 00 - техническая помощь не нужна;

- 01 - техническая помощь нужна, но не срочно;

- 10 - срочно нужна техническая помощь.

В случае аварийной ситуации этот код автоматически заменяется кодом "11" аварийной ситуации, означающим, что срочно нужна не только техническая, но и медицинская помощь. Это происходит в случае, когда скорость уменьшения скорости автомобиля превосходит предельно допустимый уровень (сигнал хотя бы на одном из входов формирователя 18 кода степени нуждаемости в технической помощи по модулю превосходит допустимый уровень, соответствующий нормальному торможению транспортного средства, что имеет место при столкновении с препятствием).

Сформированный формирователем 15 код формуляра контролируемого транспортного средства поступает на вход радиопередатчика 16, где преобразуется в радиосигнал для передачи по каналу радиосвязи, а затем с его выхода поступает на вход передающей антенны 17, с ее помощью усиливается и по каналу радиосвязи с пунктом контроля эксплуатации транспортных средств поступает на вход приемной антенны 3.

Поступившие на вход приемной антенны 3 по каналам радиосвязи от контролируемых транспортных средств радиосигналы усиливаются и поступают на вход радиоприемника 4. С помощью радиоприемника 4 из поступивших на его вход радиосигналов извлекаются содержащиеся в этих радиосигналах коды формуляров контролируемых транспортных средств.

Коды номера транспортного средства, его текущих координат и степени нуждаемости в технической помощи (или наличия аварийной ситуации) с первого выхода приемника 4 поступают на вход блока 6 обращения к базе данных дорожной сети. Коды номера транспортного средства и его текущих координат со второго выхода радиоприемника 4 поступают на вход блока 8 обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств. Коды текущих координат и скорости транспортного средства с третьего выхода радиоприемника 4 поступают на второй вход блока 10 сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями.

Компьютер 12 оборудован монитором для отображения поступившей на его вход и формирующейся на его выходе информации, принтером для ее регистрации и оборудованием для подачи звукового сигнала в случае поступления на его вход сообщения, содержащего код наличия аварийной ситуации.

В блоке 5 хранения базы данных дорожной сети записана привязанная к геодезическим координатам информация о дорожной сети региона, в котором эксплуатируются контролируемые транспортные средства с учетом адресной привязки. Таким регионом может быть крупный населенный пункт, территориальный округ или небольшое государство в целом.

В блоке 7 хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств записана информация о действующих на участках дорожной сети региона в соответствии с типом и техническими характеристиками транспортного средства ограничениях на движение транспортных средств, которые учитывают, например, зоны действия дорожных знаков и горизонтальной дорожной разметки, границы населенных пунктов и расположение участков дорожной сети, на которых запрещены остановка или стоянка.

В запоминающем устройстве 9 записана в привязке к номерам контролируемых транспортных средств информация о их типе (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автомобиль с прицепом, мотоцикл, трактор и т.д.), а также таких технических характеристиках, как их полная масса, фактическая нагрузка на какую-либо ось, габариты и максимальная скорость.

Блок 6 обращения к базе данных дорожной сети на основании привязанного к номеру контролируемого транспортного средства и текущим значениям координат, поступивших на его вход с первого выхода радиоприемника 4, извлекает из блока 5 хранения базы данных дорожной сети информацию о названии населенного пункта, улицы и номера дома или номера километра транспортной магистрали и передает эту информацию вместе с информацией о номере транспортного средства и степени его нуждаемости в технической помощи.

Блок 8 обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств на основании привязанных к номеру контролируемого транспортного средства текущих координат извлекает из блока 7 хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств информацию о действующих на данном участке дорожной сети ограничениях на движение транспортных средств в привязке к типам транспортных средств и их техническим характеристикам и передает ее на первый вход блока 10 сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями вместе с номером транспортного средства.

Блок 10 сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями по номеру транспортного средства извлекает из запоминающего устройства 9 информацию об его типе и технических характеристиках. На основании этой информации, используя информацию, извлеченную из блока 7 хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств, он выявляет ограничения на движение, действующие по отношению именно к данному типу транспортного средства с данными характеристиками. Одновременно блок 10 сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями сравнивает поступившие на его вход с третьего выхода радиоприемника 4 фактические значения времени, координат и скорости транспортного средства с этими ограничениями и определяет, двигается ли данное транспортное средство по разрешенному направлению с разрешенной скоростью, а в случае остановки на участке дорожной сети, где стоянка или остановка запрещена, выявляет, соответствует ли время его неподвижного состояния допустимому значению. В случае несоответствия параметров движения заданным правилам дорожного движения эта информация поступает на второй вход формирователя 11 сообщений. В противном случае туда поступает информация об отсутствии у этого транспортного средства нарушений правил дорожного движения.

Формирователь 11 сообщений формирует из поступившей на его входы информации пакет информации, аналогичный формулярам кодов формуляров транспортных средств, формируемых формирователями 15 кода формуляра контролируемого транспортного средства аппаратуры 2, установленной на каждом из контролируемых транспортных средств, но содержащим дополнительный код вида нарушения правил дорожного движения.

Этот пакет информации с выхода формирователя 11 сообщений поступает на вход компьютера 12 с монитором отображения информации. Компьютер 12 с монитором отображения информации обрабатывает поступивший пакет информации и преобразует его в форму, удобную для отображения на мониторе и распечатки на бумажном носителе. В случае наличия в поступившем от формирователя 11 сообщении информации о необходимости оказания технической помощи (или наличия аварийной ситуации) с помощью компьютера 12 с монитором отображения информации воспроизводится соответствующий звуковой сигнал, что позволяет оперативно принять меры для оказания технической или медицинской помощи. Выявленные нарушения правил дорожного движения заносятся в хранящуюся в компьютере 12 с монитором отображения информации базу данных выявленных нарушений правил дорожного движения. Они могут быть распечатаны на бумажном носителе и в дальнейшем использованы для привлечения водителей транспортных средств, нарушивших правила дорожного движения, к административной ответственности.

Нетрудно видеть, что в заявленной системе в отличие от системы-прототипа на контролируемых транспортных средствах расположена лишь та часть аппаратуры системы, с помощью которой координаты и скорость определяются и передаются в пункт контроля эксплуатации транспортных средств. Бóльшая же часть аппаратуры системы установлена в пункте контроля эксплуатации транспортных средств. В результате отпадает необходимость в установке на каждом из контролируемых транспортных средств блока хранения базы данных дорожной сети, блока хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств, блоков обращения к этим блокам, аппаратуры определения участка дорожной сети, по которому движется транспортное средство, аппаратуры анализа соответствия типа технического средства и его технических характеристик действующим ограничениям на его движение на текущем участке пути. Кроме того, исключается отключение или поломка этой части аппаратуры водителями контролируемых транспортных средств. Эти обстоятельства, а также облегченные по сравнению с установкой непосредственно на транспортных средствах условия работы этой части аппаратуры повышают надежность ее работы и достоверность результатов контроля.

Следует также отметить расширение функциональных возможностей системы контроля эксплуатации транспортных средств по сравнению с аналогами и прототипом, так как заявляемая система обеспечивает осуществление контроля информации о степени нуждаемости контролируемых транспортных средств в технической помощи и о наличии аварийных ситуаций.

Заявляемая система достаточно легко реализуема.

В качестве радиоприемника 14 радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем и приемной антенны 13 может служить модуль СНС СН-41 со своей антенной, представляющий собой 24-канальный навигационный приемник, обеспечивающий прием и обработку сигналов СНС ГЛОНАСС, GPS и SBA.

В качестве радиоприемника 4, радиопередатчика 16, приемной антенны 3 и передающей антенны 17 могут служить соответствующие элементы типовой системы спутниковой связи.

Блоки 5 хранения базы данных дорожной сети и 7 хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств, блоки 6 обращения к базе данных дорожной сети и 8 обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств, формирователи 11 сообщений, 15 кода формуляра контролируемого транспортного средства и 18 кода степени нуждаемости в технической помощи, запоминающее устройство 9 и блок 10 сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями могут быть реализованы на интегральных микросхемах серий 530, 533, 1534 или на программируемых логических интегральных схемах (ПЛИС) фирмы «ALTERA».

Блок 19 дифференцирования может быть реализован на основе циклического вычитания из текущего значения скорости транспортного средства, поступающего на его вход с четвертого выхода радиоприемника 14 радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, значения этой скорости, поступившего в предыдущем цикле.

В качестве датчика 20 удара могут быть использованы серийно выпускаемые датчики удара типа 801Р или 801S с перестраиваемой чувствительностью срабатывания.

Система контроля эксплуатации транспортных средств, содержащая блок хранения базы данных дорожной сети, блок обращения к базе данных дорожной сети, вход-выход которого связан с входом-выходом блока хранения базы данных дорожной сети, блок хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств, блок обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств, вход-выход которого соединен с входом-выходом блока хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств, запоминающее устройство, блок сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями, первый вход которого соединен с выходом блока обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств, а вход-выход - с входом-выходом запоминающего устройства, и формирователь сообщений, один из входов которого подключен к выходу блока обращения к базе данных дорожной сети, установленные на пункте контроля эксплуатации транспортных средств компьютер с монитором отображения информации и радиоприемник с подключенной к его входу приемной антенной системы радиосвязи, установленные на каждом из контролируемых транспортных средств последовательно включенные приемную антенну и радиоприемник радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, последовательно включенные формирователь кода формуляра контролируемого транспортного средства, первые четыре входа которого подключены к четырем выходам радиоприемника радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, и радиопередатчик с передающей антенной, связанной каналом радиосвязи с приемной антенной пункта контроля эксплуатации транспортных средств, и датчик удара, отличающаяся тем, что блок хранения базы данных дорожной сети, блок обращения к базе данных дорожной сети, блок хранения базы данных действующих ограничений на движение транспортных средств, блок обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств, блок сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями, запоминающее устройство и формирователь сообщений установлены в пункте контроля эксплуатации транспортных средств, первый выход радиоприемника в пункте контроля эксплуатации транспортных средств соединен со входом блока обращения к базе данных дорожной сети, второй выход со входом блока обращения к базе данных действующих ограничений на движение транспортных средств, а третий выход - со вторым входом блока сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями, второй вход формирователя сообщений подключен к выходу блока сравнения технических характеристик и параметров движения транспортных средств с действующими ограничениями, а выход - ко входу компьютера с монитором отображения информации, при этом на каждом из контролируемых транспортных средств в состав аппаратуры контроля дополнительно введены формирователь кода степени нуждаемости в технической помощи и блок дифференцирования, включенный между четвертым выходом радиоприемника радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем и первым входом формирователя кода степени нуждаемости в технической помощи, второй вход которого подключен к выходу датчика удара, а выход - к пятому входу формирователя кода формуляра контролируемого транспортного средства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу регистрации и записи по меньшей мере скорости для тахографической системы в качестве релевантной для регистрации информации. .

Изобретение относится к способу и устройству для эксплуатации цифрового тахографа. .

Изобретение относится к способу работы тахографа. .

Изобретение относится к устройству для определения способности водителя транспортного средства выбирать тормозную систему, причем транспортное средство содержит, по меньшей мере, первую и вторую тормозные системы, а водитель при торможении может влиять на выбор тормозной системы.

Изобретение относится к устройству (1) обмена данными, в частности тахографу (DTCO), для защищенного от манипулирования обмена данными между картой (3) и устройством (1) обмена данными.

Изобретение относится к тахографической технике. .
Изобретение относится к активной радиолокации и радионавигации. .

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к способу и устройству сбора и записи данных, снимаемых в летательном аппарате, в частности, к установкам для летных испытаний, обеспечивающих запись и визуальное отображение видео-, аудио- и графических данных и, в целом, любых цифровых данных

Изобретение относится к системам контроля и испытания тормозных систем и предназначено для оценки выбора водителем тормоза двигателя, моторного тормоза-замедлителя, электромагнитного замедлителя, гидравлического замедлителя, рабочего тормоза транспортного средства путем сравнения использования одного из указанных тормозов транспортного средства с общим использованием тормозов во время торможения

Изобретение относится к системам контроля и испытания тормозных систем и предназначено для определения способности прогноза торможения
Изобретение относится к области автоматизированного контроля и управления и может быть использовано для централизованного контроля эксплуатации транспортных средств (ТС)

Изобретение относится к навигационным системам и предназначено для оценки активности вождения водителя транспортного средства

Изобретение относится к области диагностики и технического обслуживания

Изобретение относится к средствам регистрации и контроля технического состояния автомобилей
Наверх