Способ определения работоспособности смазочных масел


 


Владельцы патента RU 2451293:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский федеральный университет (СФУ) (RU)

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов. При осуществлении способа отбирают пробы отработавших масел, делят на две части, первую часть подвергают фотометрированию, определяют коэффициент поглощения светового потока, вторую часть пробы постоянной массы подвергают термостатированию с перемешиванием при температуре, соответствующей назначению масла, в течение постоянного времени, фотометрируют, определяют коэффициент поглощения светового потока, строят две графические зависимости распределения количества проб от выбранных интервалов значений коэффициентов поглощения светового потока, и по точке пересечения двух кривых зависимостей определяют предельное значение коэффициента поглощения светового потока и по его величине определяют работоспособность смазочного масла, если значение коэффициента поглощения светового потока меньше предельного значения, то масло работоспособно, а если больше предельного значения коэффициента поглощения светового потока, то неработоспособно. Достигается снижение трудоемкости оценки работоспособности смазочных масел. 1 табл., 1 ил.

 

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов.

Известен способ определения работоспособности смазочных масел, заключающийся в том, что центрифугированию подвергают пробу отработавшего масла с последующим определением оптической плотности полученного верхнего слоя и по отношению к начальной оптической плотности работавшего масла судят о его работоспособности (см. авт. свид. СССР №930120, кл. G01N 33/30, опубл. в БИ №19, 1982).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ определения работоспособности смазочных масел путем центрифугирования пробы масла с последующим фотометрированием, отбирают пробу работавшего масла, делят ее на три части: первую часть пробы масла используют для определения вязкости, вторую часть пробы масла подвергают центрифугированию с последующим фотометрированием и определением коэффициента поглощения светового потока отцентрифугированной пробы, третью часть пробы масла подвергают испытанию на термоокислительную стабильность в течение не более 2 ч при температуре, соответствующей базовой основе смазочного масла, определяют коэффициент поглощения светового потока и вязкость окисленной пробы, а работоспособность смазочного масла определяют из выражения: Пр=(Кпопцо/η, Пр - коэффициент работоспособности смазочного масла; Кпо - коэффициент поглощения светового потока пробы окисленного масла; Кпц - коэффициент поглощения светового потока пробы работавшего масла после его центрифугирования; ηo и η - соответственно вязкость окисленной и исходной проб работавшего масла (патент РФ №2222012, МПК G01N 33/30, опуб. 2002 г.).

Известный способ характеризуется высокой трудоемкостью при определении работоспособности смазочных масел и довольно длителен.

Техническим результатом изобретения является снижение трудоемкости оценки работоспособности смазочных масел, что позволят более эффективно их использовать и корректировать сроки замены.

Поставленная задача для решения технического результата достигается тем, что в способе определения работоспособности смазочных масел путем фотометрирования пробы масел и определения коэффициента поглощения светового потока, согласно изобретению, отбирают пробы отработавших масел, делят на две части, первую часть подвергают фотометрированию, определяют коэффициент поглощения светового потока, вторую часть пробы постоянной массы подвергают термостатированию, фотометрируют, определяют коэффициент поглощения светового потока, строят две графические зависимости распределения количества проб от выбранных интервалов значений коэффициентов поглощения светового потока, и по точке пересечения двух кривых зависимостей определяют предельное значение коэффициента поглощения светового потока и по его величине определяют работоспособность смазочного масла, если значение коэффициента поглощения светового потока меньше предельного значения, то масло работоспособно, а если больше предельного значения коэффициента поглощения светового потока, то неработоспособно.

На чертеже представлены зависимости коэффициента поглощения светового потока от количества испытываемых проб масла: кривая 1 - зависимость коэффициента поглощения светового потока исходных отработанных проб масел; кривая 2 - зависимость коэффициента поглощения светового потока термостатированных проб отработанных масел.

Способ определения работоспособности смазочных масел осуществляется следующим образом.

Отработанные частично синтетические моторные масла (20 шт.) сливают из двигателей легковых автомобилей. Отбирают пробы масла массой 130 г, делят на две части 30 и 100 граммов. Первую часть пробы масла (30 г) фотометрируют (толщина фотометрируемого слоя 0,15 мм), определяют коэффициент поглощения светового потока Кп исх.

Вторую часть пробы постоянной массы (100 г) термостатируют в стеклянном стакане при атмосферном давлении при постоянной температуре 180°С с перемешиванием стеклянной мешалкой с частотой вращения 300 об/мин в течение постоянного времени (3 часа), затем термостатированную пробу масла фотометрируют, определяют коэффициент поглощения светового потока Кпт термостатированной пробы. Результаты испытания отработанных частично синтетических моторных масел по предлагаемому способу приведены в таблице. По результатам испытания до и после термостатирования диапазон изменений коэффициента поглощения светового потока разбивают на интервалы. В интервал значений коэффициента поглощения светового потока Кп исх исходных проб масла до 0,2 ед. попадают пробы №1-4; от 0,2 до 0,3 ед., пробы №5-13; от 0,3 до 0,4 ед., пробы №14-18, от 0,4 до 0,5 ед., пробы №19, 20. В интервал значений коэффициента поглощения светового потока Кпт термостатированных проб масла до 0,3 ед. попадают пробы №1, 7; от 0,3 до 0,4 ед., пробы №2, 4, 8-11, 13; от 0,4 до 0,5 ед., пробы №3, 6, 12, 14, 17; от 0,5 до 0,6 ед., пробы №5, 16, 18, 19; от 0,6 до 0,7 ед., пробы №15, 20. Затем строят две графические зависимости распределения количества проб от значений коэффициента поглощения светового потока, попавших в принятые интервалы, и по точке пересечения кривых зависимостей определяют предельное значение коэффициента поглощения светового потока, которое составило Кп пр.=0,37 ед., по его величине определяют работоспособность моторного масла, если значение коэффициента поглощения светового потока меньше предельного значения, то масло работоспособно и слито досрочно, а если больше предельного значения коэффициента поглощения светового потока, то неработоспособно.

По результатам испытания видно (см. таб.), что пробы масел под №1-17, не достигли предельного значения Кп пр.=0,37ед. 85% исследованных проб масел слиты из двигателей досрочно и имеют резерв в применении. Пробы масел под №18-20 превысили предельное значение коэффициента Кп пр, т.е. двигатели работали на непригодном масле, что составило 15% от числа исследованных масел. Термостатированные пробы под номерами 1, 2, 7, 4, 13 не превысили предельное значения коэффициента Кп пр, эти пробы отработанных масел так же слиты досрочно и имеют резерв в применении.

Применение способа позволяет периодически осуществлять контроль состояния работавших смазочных масел, с минимальной трудоемкостью используя только фотометрическое устройство, и повысить эффективность их применения.

Таблица
Результаты испытания частично синтетических отработанных моторных масел
№ п/п Марка масла Коэффициент поглощения светового потока отработанных масел Кп
Кп исх. Кп т.
1. BP Visco 3000 10W-40 SJ/CF 0,17 0,30
2. BP Visco 3000 10W-40 SJ/CF 0,17 0,32
3. Ravenol TSI 10W-40 SM/CF; 0,17 0,5
4. BP Visco 3000 10W-40 SJ/CF 0,19 0,35
5. Ravenol TSI 10W-40 SM/CF 0,22 0,53
6. Zic A Plus 10W-40SL/CF 0,23 0,43
7. Ravenol HCS 5W-40 SL/CF 0,24 0,30
8. THK Супер 5W-40 SL/CF 0,24 0,39
9. ESSO Ultra 10W-40 SJ/CF 0,24 0,38
10. ESSO Ultra 10W-40 SJ/CF 0,24 0,39
11. Texaco Havoline Extra 10W-40 SJ/CF 0,25 0,38
12. Texaco Havoline Extra 10W-40 SJ/CF 0,27 0,50
13. Zic A Plus 10W-40 SL/CF 0,29 0,33
14. ESSO Ultra 10W-40 SJ/CF 0,30 0,49
15. BP Visco 3000 10W-40 SJ/CF 0,30 0,73
16. Texaco Havoline Extra 10W-40 SJ/CF 0,31 0,58
17. Texaco Havoline Extra 10W-40 SJ/CF 0,32 0,41
18. Zic A Plus 10W-40SL/CF 0,39 0,59
19. Texaco Havoline Extra 10W-40 SJ/CF 0,41 0,60
20. Zic A Plus 5W-30 SL/CF 0,51 0,72

Способ определения работоспособности смазочных масел путем фотометрирования пробы масел и определения коэффициента поглощения светового потока, отличающийся тем, что отбирают пробы отработавших масел, делят на две части, первую часть подвергают фотометрированию, определяют коэффициент поглощения светового потока, вторую часть пробы постоянной массы подвергают термостатированию с перемешиванием, фотометрируют, определяют коэффициент поглощения светового потока, строят две графические зависимости распределения количества проб от выбранных интервалов значений коэффициентов поглощения светового потока и по точке пересечения двух кривых зависимостей определяют предельное значение коэффициента поглощения светового потока, и по его величине определяют работоспособность смазочного масла, если значение коэффициента поглощения светового потока меньше предельного значения, то масло работоспособно, а если больше предельного значения коэффициента поглощения светового потока, то неработоспособно.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытания материалов, в частности, оно может быть использовано для оценки изнашивания материалов в условиях гидростатического давления и определения смазочных свойств рабочих жидкостей гидроприводов.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к испытаниям смазочно-охлаждающих технологических сред, используемых при резании металлов. .

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов. .

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел. .

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел. .

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел и может быть использовано для оценки их термоокислительной стабильности. .

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел. .

Изобретение относится к исследованиям физико-химических свойств вязких нефтепродуктов. .

Изобретение относится к области исследования смазочных масел применительно к оценке их совместимости с различными компонентами, применяемыми при подборе присадок, и к замене масел во всех видах турбоагрегатов.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для оценки эксплуатационных свойств смазочных материалов, в частности стойкости к окислению смазок, применяемых в узлах трения машин и механизмов.

Изобретение относится к способам определения влияния температурной деструкции на противоизносные свойства смазочных масел

Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их производстве и идентификации

Изобретение относится к технологии испытания смазочных материалов

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности

Изобретение относится к области испытания противозадирных свойств масел и смазочных материалов, а именно к области определения критерия задиростойкости этих материалов, и может быть использовано в качестве оценки надежности и эффективности эксплуатации масел и смазочных материалов

Изобретение относится к области контроля качества авиационных масел с помощью оптических средств и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения

Изобретение относится к триботехнике, а именно к экспериментальным устройствам и способам исследования свойств масел для целей смазки

Изобретение касается способа выявления примесей в работающем масле и определения степени его загрязненности. Пробы диагностируемого и эталонного масла идентичной марки, а также масла с предельно допустимым значением загрязнителя внедряют в носитель из капиллярно-пористого материала, который помещают в область поверхностного тлеющего высоковольтного разряда от пластинчатого электрода. Тлеющий разряд, скользящий по поверхности исследуемого масла, фотографируют и проводят алгоритмическую обработку. Степень загрязненности, вид загрязнителей и пригодность работающего масла к эксплуатации определяют путем сравнения интенсивности свечения диагностируемого работающего масла с эталонным маслом и маслом с предельно допустимым значением загрязнителя. Сравнение производят по условному коэффициенту интенсивности, который определяют по отношению длин корон тлеющего разряда образцов в зеленой составляющей спектра. Технический результат заключается в повышении точности анализа и обеспечении возможности выявления конкретных загрязняющих компонентов. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области контроля качества материалов, в частности пластичных смазок на минеральной основе с мыльными загустителями, и может быть использовано при прогнозировании сроков хранения в герметичной таре. Определяют исходные значения наиболее информативных показателей качества смазок. Осуществляют закладку емкостей со смазками в климатическую камеру тепла и холода (КТХ). За каждый год хранения принимают цикл 24 часа, в течение которых изменяют температуру от минус 60°C до 60°C. После каждого цикла в КТХ определяют значения показателей, идентичных первоначальным. Рассчитывают значение каждого из этих показателей, которое соответствует году хранения в натурных условиях, по выведенной формуле с помощью разработанной компьютерной программы. При значениях показателей в пределах допустимых значений испытания продолжают, а при отклонении хотя бы одного из показателей, полученных расчетным путем, от допустимого значения, за срок хранения смазки принимают количество лет, численно равное количеству циклов, предшествующих изменению показателей качества, не соответствующих нормам. Достигается повышение точности, достоверности, оперативности и снижение расхода пластичных смазок. 1 з.п. ф-лы, 1 пр. 2 табл.

Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их применении и совместимости с материалами деталей машин. Способ заключается в том, что пробу масла постоянной массы нагревают при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, в каждой из которых определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока окисленного масла и испытывают его на противоизносные свойства, при этом определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств П, равный Kп/U, где Кп - коэффициент поглощения светового потока, a U - диаметр пятна износа, мм, строят линейную графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока Кп, которую используют для определения противоизносных свойств смазочных масел. Согласно изобретению, в способе дополнительно определяют влияние стали на качество смазочных масел. При этом дополнительно нагревают пробу масла постоянной массы со стальным элементом при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла и проводят упомянутый цикл испытаний. Затем строят линейные графические зависимости коэффициентов противоизносных свойств от коэффициентов поглощения светового потока для масел, испытанных без стали и со сталью, по которым определяют скорость изменения коэффициента противоизносных свойств путем определения соотношения П/Кп. Влияние стали на качество смазочных масел оценивают по значению коэффициента влияния стали Квс, определяемому по формуле: Квс=(Vп-Vпс)/Vп×100%, где Vп и Vпс - соответственно скорости изменения коэффициента противоизносных свойств масел, испытанных без стали и со сталью. Достигается повышение информативности определения и обоснованности выбора смазочных материалов. 1 табл., 1 ил.
Наверх