Съемный воздухозаборник для гондолы турбореактивного двигателя

Гондола турбореактивного двигателя включает воздухозаборник, направляющий воздушный поток к вентилятору турбореактивного двигателя, и охватывающий вентилятор центральный отсек, с которым соединен и аэродинамически плавно сопряжен воздухозаборник. Центральный отсек имеет кожух, охватывающий вентилятор, и подвижный капот, обеспечивающий доступ внутрь гондолы. Воздухозаборник содержит внутреннюю панель, прикрепленную с помощью кожуха к центральному отсеку и образующую вместе с ним неподвижную конструкцию гондолы, и продольную наружную панель, съемно прикрепленную к неподвижной конструкции и включающую в себя кромку воздухозаборника. Наружная панель установлена с возможностью смещения из рабочего положения в положение для техобслуживания. В рабочем положении наружная панель аэродинамически плавно сопряжена с наружной конструкцией центрального отсека, а кромка воздухозаборника аэродинамически плавно сопряжена с внутренней панелью воздухозаборника. В положении для техобслуживания наружная панель отодвинута от наружной конструкции центрального отсека, а кромка воздухозаборника отодвинута от внутренней панели воздухозаборника. Изобретение позволяет облегчить техническое обслуживание воздухозаборника с обеспечением независимого доступа в каждый отсек гондолы. 19 з.п. ф-лы, 31 ил.

 

Изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя (ТРД) с воздухозаборником, направляющим воздушный поток к вентилятору ТРД, и центральным отсеком, который охватывает указанный вентилятор и к которому прикреплен воздухозаборник.

Воздушное судно приводится в движение посредством одной или нескольких силовых установок с турбореактивным двигателем в трубчатой гондоле. Каждая силовая установка крепится к воздушному судну пилоном, который расположен, как правило, под крылом или на фюзеляже.

Конструкция гондолы, как правило, предусматривает отсек, образующий воздухозаборник перед двигателем, центральный отсек, охватывающий вентилятор ТРД, хвостовой отсек, где находятся средства реверса тяги и который охватывает камеру сгорания турбореактивного двигателя и заканчивается обычно соплом позади ТРД.

Воздухозаборник имеет кромку для наилучшего захвата и подачи воздуха для питания вентилятора и внутренних компрессоров ТРД, и, во-вторых, расположенную позади конструкцию, на которой крепится кромка и которая обеспечивает надлежащую подачу воздуха к лопастям вентилятора. Весь описанный узел крепится перед кожухом вентилятора, который представляет собой часть центрального отсека гондолы.

В зависимости от температуры и влажности на земле или в полете может иметь место обледенение кромки, в частности ее нижнего профиля. Это может представлять опасность для работы неподвижных и вращающихся частей двигателя и ухудшать его эксплуатационные характеристики. Для борьбы с этим явлением были разработаны противообледенительные системы для этого участка кромки воздухозаборника. Можно назвать, например, системы, описанные в документах № US 4688757 и № ЕР 1495963.

В настоящее время конструкторы вынуждены предусматривать, для работ по техобслуживанию различных узлов внутри воздухозаборника, специальные люки для доступа к таким узлам. Несмотря на усилия, предпринимаемые для оптимизации размещения люков и максимального облегчения доступа, иногда при осмотре внутренних узлов воздухозаборника приходится прибегать к помощи специальных инструментов типа эндоскопа, которые не дают вполне удовлетворительных результатов при осмотре подобных узлов.

Кроме того, если требуется заменить какую-либо часть внутренних узлов, приходится снимать весь воздухозаборник целиком, что требует применения многочисленных инструментов, иммобилизации силовой установки и всего самолета в целом.

Следует также заметить, что, учитывая особые условия эксплуатации и техобслуживания воздухозаборника, требуются раздельные компоненты - такие как сборная из отдельных секторов кромка и легкосъемная наружная панель, - ввиду высокой частоты их замены, поскольку они непосредственно подвержены воздействию внешней среды и возможных столкновений с посторонними предметами. Это требование существенно снижает целостность общего аэродинамического профиля воздухозаборника, а наличие смотровых люков дополнительно усугубляет эту проблему.

Таким образом, задача изобретения - устранить перечисленные выше недостатки, для чего предлагается гондола ТРД с воздухозаборником, направляющим воздушный поток к вентилятору ТРД, и центральным отсеком, который охватывает указанный вентилятор и к которому прикреплен воздухозаборник с плавным аэродинамическим сопряжением, причем центральный отсек имеет кожух, охватывающий вентилятор и наружную конструкцию, отличается тем, что воздухозаборник содержит,

- по меньшей мере, одну внутреннюю панель, прикрепленную к центральному отсеку и образующую вместе с ней неподвижную конструкцию гондолы,

- и по меньшей мере, одну продольную наружную панель с кромкой воздухозаборника, съемно прикрепленную к неподвижной конструкции, причем указанная наружная панель может быть переставлена

- из рабочего положения, в котором она аэродинамически плавно сопряжена с наружной конструкцией центрального отсека, а кромка воздухозаборника аэродинамически плавно сопряжена с внутренней панелью воздухозаборника,

- в положение техобслуживания, в котором наружная панель отодвинута от наружной конструкции центрального отсека, а кромка воздухозаборника отодвинута от внутренней панели воздухозаборника.

Таким образом, интеграция кромки воздухозаборника и наружной панели с образованием единой съемной детали позволяет и облегчает демонтаж и частичную замену воздухозаборника. Кроме того, учитывая легкость демонтажа, можно также открывать воздухозаборник для доступа к внутренним узлам без выполнения каких-либо сложных манипуляций и без увеличения времени простоя. Следует также отметить, что в такой компоновке исчезает линия стыка между наружной панелью и кромкой воздухозаборника, а в случае использования множества панелей образуются только продольные стыки. Указанное отсутствие поперечного к потоку воздуха стыка позволяет улучшить наружный аэродинамический профиль гондолы.

Следует также иметь в виду, что в рамках настоящего изобретения размеры сдвижной наружной панели ограничены, по существу, зоной примыкания внутренней стенки воздухозаборника к кожуху вентилятора. Следовательно, по-прежнему можно оборудовать кожух вентилятора собственными средствами доступа.

Итак, если требуется произвести работы по техобслуживанию исключительно в зоне кожуха вентилятора или его примыкания к внутренней стенке воздухозаборника, отпадает надобность снимать наружную стенку воздухозаборника. Это дает экономию совокупного времени на проведение техобслуживания, поскольку сохраняется возможность независимого доступа к каждому отсеку.

Целесообразно, чтобы стык центрального отсека с наружной панелью был расположен позади воздухозаборника. Точнее говоря, наружная панель гондолы несколько заступает за зону примыкания кожуха вентилятора к внутренней панели.

В результате, сводится к минимуму влияние образованной этим стыком аэродинамической складки на аэродинамические характеристики.

Желательно, чтобы центральный отсек имел, по меньшей мере, один подвижный капот, обеспечивающий доступ к гондоле снаружи.

Целесообразно, чтобы в районе стыка кромка и наружная панель воздухозаборника располагались в закрытом положении внахлест. Целесообразно также, чтобы на стыке имелся некий направленный вперед выступ, образующий упор. Такое перекрытие позволяет оборудовать заходящую на кромку часть внутренней стенки противообледенительными средствами для нижнего участка кромки.

Целесообразно, чтобы наружная панель воздухозаборника имела переднюю раму, выполненную с возможностью прикрепления к ответной перегородке воздухозаборника, прикрепленной к неподвижной части гондолы с помощью внутренней панели.

Целесообразно также, чтобы воздухозаборник содержал средства центрирования и позиционирования наружной панели.

Предпочтительно, чтобы воздухозаборник содержал направляющие, обеспечивающие, по существу, прямолинейное перемещение наружной панели вперед вдоль гондолы, чтобы обеспечить раскрытие наружной панели. Это облегчает частичное раскрытие конструкции воздухозаборника и ее установку на прежнее место.

Целесообразно, чтобы воздухозаборник содержал, по меньшей мере, один упор для наружной панели, обеспечивающий ее частичное раскрытие без полного снятия.

Предпочтительно, чтобы направляющие содержали, по меньшей мере, одну балочную систему.

Целесообразно, чтобы направляющие содержали, по меньшей мере, одну балку, выполненную с возможностью взаимодействия с ответным ползуном или салазками.

Альтернативно или дополнительно, направляющие содержат, по меньшей мере, одну систему роликовых кареток, выполненных с возможностью взаимодействия с ответной балкой. Целесообразно, чтобы ролики были смонтированы на гибких осях системы типа «Польстер». Целесообразно также, чтобы ролики были смонтированы, по меньшей мере, на одной пластине, которая, в свою очередь, подвижно установлена на вертлюге или гибком стыке, например, системы типа «Польстер».

Также, альтернативно или дополнительно, направляющие содержат, по меньшей мере, одну балку-желоб, выполненную с возможностью взаимодействия с ответной скользящей системой.

Целесообразно, чтобы направляющие содержали, по меньшей мере, один продольный вал, выполненный с возможностью скольжения через соответствующее отверстие. Такие валы служат также для центрирования.

Предпочтительно, чтобы воздухозаборник содержал механический или ручной привод для перемещения наружной панели вдоль направляющих.

Предпочтительно также, чтобы внутренняя панель воздухозаборника содержала акустический экран.

Целесообразно, чтобы воздухозаборник был оборудован электрическими противообледенительными средствами.

Целесообразно также, чтобы внутренняя панель или наружная панель имела в зоне стыка с кромкой воздухозаборника продолжение в виде периферийного упругого язычка, выполненного с возможностью перекрытия указанного стыка, когда наружная панель находится в закрытом положении.

Следует также заметить, что пилон, которым гондола крепится к воздушному судну, простирается вдоль хвостового и центрального отсеков гондолы, не достигая обычно воздухозаборника. Поэтому балки направляющих подвижного капота нельзя крепить к пилону, в результате чего требуется оборудовать воздухозаборник отдельной системой направляющих.

Изобретение станет более понятным в ходе чтения нижеследующего подробного описания, приводимого со ссылками на прилагаемые чертежи.

Фиг.1 схематически показывает заявляемую гондолу с воздухозаборником с интегрированной в наружные панели кромкой.

Фиг.2 схематически показывает продольный разрез по первому варианту осуществления воздухозаборника с фиг.1.

Фиг.3-5 схематически показывают в увеличенном масштабе зоны примыкания наружной панели с интегральной кромкой воздухозаборника к внутренней панели воздухозаборника по фиг.2.

Фиг.6 схематически показывает продольный разрез воздухозаборника по фиг.2 в раскрытом положении.

Фиг.7-9 схематически показывает часть заявляемого воздухозаборника и разъем для подключения электрического противообледенительного устройства, устанавливаемого на наружной панели.

Фиг.10 и 11 частично и схематически показывают первый вариант осуществления направляющих, которыми снабжен заявляемый воздухозаборник, соответственно, в закрытом и раскрытом положениях.

Фиг.12 и 13 частично и схематически показывают второй вариант осуществления направляющих, которыми снабжен заявляемый воздухозаборник, соответственно, в закрытом и раскрытом положениях, причем направляющие оснащены средствами привода.

Фиг.14 показывает спереди и в разрезе направляющие по фиг.12 и 13.

Фиг.15 показывает спереди в разрезе один из вариантов выполнения направляющих, менее склонный к заклиниванию.

Фиг.16-18 показывают частичные схематические изображения в увеличенном масштабе различных элементов направляющих.

Фиг.19 показывает спереди в разрезе второй вариант выполнения направляющих, менее склонный к заклиниванию.

Фиг.20 и 21 схематически показывает продольный разрез направляющих по фиг.19.

Фиг.22 и 23 схематически показывают продольный разрез заявляемого воздухозаборника с пневматическими противообледенительными средствами.

Фиг.24 и 25 схематически показывают механический привод для настоящего изобретения.

Фиг.26-29 показывают различные усовершенствования, которые можно внести в направляющую систему с балкой и роликами.

Фиг.30 и 31 показывают различные усовершенствования, направленные на улучшение аэродинамического профиля агрегата.

Показанная на фиг.1 гондола 1 служит трубчатой оболочкой для турбореактивного двигателя (не показан), которая порождает и направляет воздушные потоки, и при этом образует внутренний и внешний профиль обтекания, необходимый для достижения оптимальных рабочих характеристик. В гондоле также находятся различные устройства, необходимые для функционирования ТРД, а также некоторые вспомогательные системы, такие как реверсор тяги.

Гондола 1 предназначена для прикрепления ее к какой-либо неподвижной конструкции воздушного судна, например к крылу 2, посредством пилона 3.

Точнее говоря, конструкция гондолы 1 содержит передний отсек, образующий воздухозаборник 4, центральный отсек 5, охватывающий вентилятор ТРД (не показан), и охватывающий ТРД задний отсек 6, где находится обычно система реверса тяги (не показана).

Воздухозаборник 4 разделен на две зоны: во-первых, кромку 4а, обеспечивающую наилучший поток воздуха для питания вентилятора и внутренних компрессоров ТРД, и, во-вторых, заднюю конструкцию 4b, которая имеет наружную панель 40 и внутреннюю панель 41 и на которой установлена кромка 4а, каковая конструкция предназначена для подведение воздуха к лопастям вентилятора 6.

В соответствии с изобретением кромка 4а интегрирована в съемный моноблок с наружной панелью 40, а внутренняя панель 41 закреплена спереди от кожуха 9 вентилятора, который представляет собой часть центрального отсека 5 гондолы 1, посредством крепежных фланцев 10, 11, жестко связанных, соответственно, с задней конструкций 4b и кожухом 9, и образующих разъем 12.

Воздухозаборник 4 может иметь модульное исполнение и содержать ряд наружных панелей 40, каждая из которых образует соответствующий участок кромки 4а. В этом случае воздухозаборник 4 будет иметь стыки. Однако эти стыки проходят вдоль гондолы 1 и не оказывают заметного влияния на аэродинамику обтекания воздухозаборника 4, в противоположность известным гондолам, где периферийный стык между наружной панелью 40 и кромкой 4а располагается поперек потока воздуха.

На фиг.1 представлен воздухозаборник 4 с наружной панелью 40 в частично раскрытом положении. Желательно, чтобы раскрыть эту панель можно было только после раскрытия боковых капотов 13 вентилятора, установленных в центральном отсеке.

На фиг.2 показан первый вариант выполнения заявляемого воздухозаборника 4.

Прежде всего, следует заметить, что внутренняя панель 41 выполнена из акустического экрана и соединена фланцами 10 и 11 с кожухом 9 центрального отсека 5. Таким образом, эта панель представляет собой неподвижную часть воздухозаборника 4, предназначенную для того, чтобы на нее была установлена и съемно закреплена наружная панель 40, в состав которой входит кромка 4а.

Для этого на фланцы 10 и 11 опирается также радиальная периферийная перегородка 14, на которой установлены центрирующие элементы 15 и вспомогательные центрирующие элементы 16, выступающие перпендикулярно к перегородке 14 вперед вдоль гондолы 1. Предпочтительно предусмотрены по три центрирующих элемента 15 и по три вспомогательных центрирующих элемента 16, чередующихся с постоянным шагом по окружности воздухозаборника 4.

Следует также иметь в виду, что воздухозаборник 4 может заходить продольно посредством своей наружной панели 40 за фланец крепления внутренней панели 41 к неподвижной конструкции гондолы 1, прилегая к наружной панели конструкции реверса тяги, которая является частью хвостового отсека 6 гондолы 1, а при необходимости и перекрывая капоты 13. При этом можно предусмотреть систему замков для удержания воздухозаборника на перегородке 14, жестко связанной с кожухом 9 или с передней конструкцией хвостового отсека 6.

Укажем также, что радиальная периферийная перегородка 14 может опираться непосредственно на сам кожух 9 вентилятора, чтобы обеспечить максимальный проход для воздухозаборника 4.

Таким образом, согласно изобретению наружная панель 40, в которую встроена кромка 4а воздухозаборника, образует съемную часть, которая выполнена с возможностью крепления на неподвижной части, а именно на перегородке 14.

Для этого наружная панель 40 имеет периферийную переднюю раму 17, предназначенную для прикрепления к перегородке 14 с помощью крепежных элементов 18, например болтов и гаек. В этой раме выполнены также отверстия 19 для прохода центрирующих элементов 15 и вспомогательных центрирующих элементов 16, когда наружная панель 40 установлена правильно и находится в закрытом положении.

Силовой набор существующих внутренних и наружных панелей не показан, он подбирается специалистами в зависимости от требуемой жесткости.

Центрирующие элементы 15 оканчиваются канавкой 20, которая служит для фиксации и поддержки наружной панели 40 при демонтаже за счет сцепления с ней передней рамы 17, что предотвращает ее перекос. Указанные центрирующие элементы 15 и вспомогательные центрирующие элементы 16 служат также направляющими и их длина определяется требуемой дистанцией перемещения.

Герметичность соединения между передней рамой 17 наружной панели 40 и перегородкой 14 можно обеспечить посредством периферийного уплотнения.

После сборки узла в описанном выше положении кромка 4а, заодно с наружной панелью 40, будет аэродинамически плавно сопряжена с внутренней панелью 41. На фиг.3-5 для примера показаны различные системы центровки.

Сам стык между кромкой 4а воздухозаборника, встроенной в наружную панель 40, и внутренней панелью 41 может быть как наружным (фиг.3 и 4), так и внутренним (фиг.5), однако в любом случае следует добиваться как можно более плавного профиля обтекания. Для обеспечения аэродинамического сопряжения предусмотрены специальные жесткие центрирующие средства, наподобие центрирующих штифтов 21 (фиг.5), предназначенных для взаимодействия с соответствующими отверстиями 22, или гибкие центрирующие средства, наподобие упругого язычка 23 (фиг.4).

На стыке - равным образом, на внутренней панели 41 или на наружной панели 40 - помещена уплотнительная прокладка 24.

Целесообразно, чтобы в районе стыка кромки и наружной панели воздухозаборника, как показано на фиг.3 и 4, указанные кромка и панель лежали бы внахлест в закрытом положении. Желательно также, чтобы линия стыка имела некий выступ вперед, образующий упор.

В этом случае можно также предусмотреть противообледенительное средство для нижней зоны кромки 4а, устанавливаемое в части внутренней панели 41, заходящей на кромку 4а.

Эти системы должны обеспечить минимальный зазор между внутренней панелью 41 и кромкой 4а воздухозаборника, чтобы это соединение как можно меньше возмущало воздушный поток. Для точной регулировки указанного зазора и сведения его к минимуму можно предусмотреть между передней рамой 17 и перегородкой 14 настраиваемый монтажный стык.

На фиг.6 показан воздухозаборник по фиг.2 в раскрытом положении.

Далее наружные 40 и внутренние 41 панели могут быть снабжены электрическими противообледенительными элементами 26; в этом случае целесообразно предусмотреть разъем 27 электроснабжения на передней раме 17 или перегородке 14. Такая система показана на фиг.7-9 на различных стадиях демонтажа верхней панели 40.

В случае, например, воздухозаборника больших размеров можно производить лишь частичное раскрытие наружной панели 40, заодно с кромкой 4а. В этом случае целесообразно предусмотреть направляющие и, опционально, привод.

На фиг.10 и фиг.11 представлен первый пример выполнения заявляемого воздухозаборника с направляющими, где наружная панель показана, соответственно, в закрытом и раскрытом положениях.

Направляющие содержат жестко связанную с наружной панелью 40 балку 30, помещенную на стыке передней рамы 17 с возможностью взаимодействовать с продольным валом 31, который опирается на перегородку 14 и фланец 10 неподвижной части воздухозаборника 4.

Для усиления вала 31 в балке выполнен паз 32 для пропуска люнета 33 от вала 31 к внутренней панели 41.

Следует указать на возможность использования телескопической системы балок-бегунков для увеличения хода наружной панели 40.

На фиг.12 и фиг.13 представлен второй пример выполнения заявляемого воздухозаборника с направляющими, где наружная панель показана, соответственно, в закрытом и раскрытом положениях.

В этом варианте направляющие включают в себя приводные механизмы.

Как и в предыдущем варианте, направляющие содержат жестко связанную с наружной панелью 40 балку 35, размещенную на стыке с передней рамкой 17 с возможностью взаимодействовать с продольным валом 36, который опирается на перегородку 14 и фланец 11 неподвижной части воздухозаборника 4. Однако в этом случае балка 35 выполнена зубчатой, что позволяет ей взаимодействовать с ходовым винтом, служащим как вал 36. Ходовой винт связан с электродвигателем или любым иным приводом 37 вращательного движения, а, приводя винт в движение, можно открывать и закрывать наружную панель 40.

Совершенно очевидно, что два рассмотренных выше варианта осуществления можно скомбинировать для получения наружной панели 40, которую можно сдвигать, по усмотрению оператора, вручную или механически.

На фиг.14 приведен вид спереди в разрезе конструкции в соответствии с вышеописанным вариантом осуществления. Принцип работы направляющих, показанный применительно к варианту со встроенным приводом, вполне можно перенести на вариант с использованием простых направляющих для ручного привода.

Имеются три отдельные пары из балки 35 и вала 36, равномерно разнесенные по окружности воздухозаборника 4. Механизмы 37 для вращения каждого вала 36 синхронизированы гибким приводным тросом 38 известной системы, гибкий вал которой способен передавать мощность электродвигателя на все приводные механизмы 37. Гибкий приводной трос 38 проложен вокруг воздухозаборника и меняет направление с помощью кондукторов 39. Разумеется, можно обойтись без применения электродвигателя, предусмотрев ручной привод, например, с рукояткой, или же использовать более распространенную трансмиссию, например, ременную или подобного типа.

На фиг.15 показан другой пример выполнения направляющих, менее склонный к заеданию, с которым приходится иногда сталкиваться при работе с механическим приводом, наподобие описанного выше.

Эта направляющая система содержит пару из балки 45 и ползуна 46, которая расположена в верхней части воздухозаборника 4 и подробно показана на фиг.16.

Направляющая система включает в себя также две другие направляющие точки, расположенные на равных расстояниях друг от друга вокруг воздухозаборника 4 и представляющие собой балку-желоб 47, в которой может скользить ответная штанга 48. Балки 47 в форме желоба дают допуск на возможную несоосность воздухозаборника 4 в процессе его раскрытия и/или закрытия. Штанга 48 может представлять собой простой ползун, как, например, укрупненно показанный на фиг.17, или штанга с роликами 49, как показано на фиг.18.

На фиг.19 показан второй пример выполнения направляющих, еще менее склонный к заеданию.

Эта направляющая система содержит первую направляющую точку с ползуном 50, расположенным, как и ранее, в верхней части воздухозаборника, детальное изображение которого приведено на фиг.19 и который содержит роликовую каретку с, по меньшей мере, двумя роликами 52, которые могут скользить внутри ответной балки 51. Концевой упор 54 встроен в балку 51 на конце хода раскрытия.

Можно также предусмотреть обращенную компоновку, то есть направляющую балку с возможностью поступательного перемещения между роликовыми пластинами, расположенными по обе стороны от балки. Такая система описана ниже в связи с фиг.26-29.

Направляющая система включает в себя также две другие направляющие точки, расположенные на равных расстояниях друг от друга вокруг воздухозаборника и представляющие собой вал 55, жестко связанный с перегородкой 14 неподвижной части воздухозаборника 4 с возможностью скользить в продолговатом отверстии 56 в передней раме 17 наружной панели 40.

Можно также добавить в конструкцию, по меньшей мере, одну рукоятку, соединенную с передней рамой 17 и с внутренней поверхностью наружной панели 40 на половине высоты воздухозаборника 4 с каждой стороны гондолы 1. Эти рукоятки устанавливаются под углом, определяемым высотой расположения гондолы 1 на самолете и ее доступностью для оператора на взлетно-посадочной полосе. Рукоятки могут быть встроены в кницы между передней рамой 17 и наружной панелью 40.

В дополнение к этому, наружная панель 40 воздухозаборника может быть заземлена способом, раскрытым в заявке № ЕР 0983939 от имени настоящего заявителя.

На фиг.22 и фиг.23 показано применение изобретения к конструкции воздухозаборника 4 с пневматической противообледенительной системой. В этом случае воздухозаборник 4 содержит патрубок 60 для подвода горячего воздуха из ТРД, который проходит через переднюю раму 17 и/или перегородку 14 неподвижной части воздухозаборника. Этот патрубок заходит в герметичную окружную полость 61 в кромке 4а воздухозаборника.

В полости 61 выполнено отверстие 62, от нижней части которого отходит отводной канал 63, выходящий наружу по наружной панели 40 через решетку 64. Очевидно, что описанный отвод воздуха можно производить, как вариант, и на внутренней панели 40.

Как говорилось выше, можно предусмотреть систему механического привода подвижного капота, дополнительно включающую электрический или ручной привод. Первый способ выполнения был описан в связи с фиг.12 и фиг.13. Очевидно, что возможны и иные способы осуществления, альтернативно или дополнительно, с использованием трения - по нижележащему элементу, например, или трения эластомером по эластомеру - или механического типа.

Второй пример выполнения такой приводной системы показан на фиг.24 и фиг.25.

В данном случае можно, в частности, предусмотреть установку одной или более балок 150 с зубчатой поверхностью 151, образующей зубчатую рейку и выполненной с возможностью взаимодействия с приводом наподобие зубчатого колеса 152 или червяка.

Как видно на чертеже, зубчатая поверхность 151 выполняется предпочтительно на боковом отводе 153 балки 150, однако ее можно выполнить и на какой-либо поверхности, относящейся к самой балке.

Приводное средство наподобие червяка или зубчатого колеса 152 может быть соединено с валом электродвигателя 154 и/или ручного привода наподобие ворота или рукоятки (не показаны), предпочтительно съемного типа, причем желательна возможность разъединять электрический и ручной привод.

Приводные средства наподобие червяка или зубчатого колеса 152 можно равным образом устанавливать на неподвижной внутренней панели 41, 9 или на подвижной наружной панели 40, в зависимости от того, установлена ли сама балка 150 на подвижной наружной панели 40 или на неподвижной внутренней панели 41, 9. Размещение приводных средств зависит от необходимой или желаемой дистанции хода либо от длины зубчатой рейки 151, которую можно предусмотреть только на части балки 150.

Если перейти теперь к рассмотрению направляющих подвижной наружной панели 40 при поступательном движении, укажем, что один из частных вариантов выполнения состоит в использовании балок с роликами, наподобие тех, что были рассмотрены в связи с фиг.18-20. При такой реализации направляющих приобретает решающее значение соосность подвижной наружной панели 40 и неподвижной внутренней панели 41, причем отклонение направляющей балки может привести к заеданию. Такое заедание может происходить, например, в тех случаях, когда рельс поступательно движется между двумя роликовыми пластинами, расположенными по обе стороны от рельса, и при этом для манипуляций с подвижной наружной панелью 40 требуется идеальная соосность обоих элементов во избежание заедания. Следовательно, при этом требуется добиться как можно более строгих допусков по отклонению при производстве, в частности при монтаже пластин и балки, а также в форме самой балки, которая должен иметь особо гладкую поверхность, так как любой дефект поверхности, брак отделки или иной дефект чреват возникновением заедания.

Одно из интересных усовершенствований заключается в установке роликов на гибких осях, которые будут, следовательно, иметь возможность подстройки к дефектам рельса, поскольку они способны компенсировать такие дефекты за счет упругой деформации оси.

Помимо выравнивания на ходу, это позволяет упростить изготовление рельсов, так как существенно снижена восприимчивость роликов к поверхностным дефектам.

На фиг.26 показан еще один пример выполнения. В этом случае балка 150 закреплена на неподвижной внутренней панели 41, 9, направляя при этом две группы по три ролика 163, расположенных по обе стороны от балки 150 и смонтированных на пластине 161.

Совершенно очевидно, что данное усовершенствование не ограничивается использованием пластины, показанной на фиг.26: можно предусмотреть пластины с двумя или тремя роликами 163.

Точнее, чтобы снизить статическую неопределимость роликов 163 и балки 150, предпочтительно предусмотреть направленное перемещение балки 150 с помощью двух пластин, передней и задней, причем передняя пластина оснащена двумя роликами, а задняя - тремя.

Каждый ролик 163 монтируется на гибкой оси 164 системы типа «Польстер».

Кроме этого, каждая пластина 161 также монтируется на подвижной наружной панели 40 (или, при необходимости, на неподвижной внутренней панели 41, 9) с помощью гибкого сцепления.

Как видно на фиг.27, пластина 161 установлена на подвижной наружной панели 40 с помощью вертлюжного шарнира 165.

Альтернативно или дополнительно, как показано на фиг.28, можно установить пластину 161 на подвижной наружной панели 40 с помощью гибкой сцепки 166 системы типа «Польстер», наподобие использованной для осей 164 роликов 163.

Следует также отметить, что хотя на чертежах показана балка 150 многоугольного сечения, совершенно очевидно, что возможны и иные формы балки, например, цилиндрическая. Такая форма позволит устранить ряд ограничений по соосности, так как при этом допускается поворот пластины 161 вокруг балки 150.

В случае необходимости, пластины 161, 162 и ролики 163 могут работать совместно со средствами автоматического центрирования.

Альтернативно или дополнительно, ролики 163 можно также установить с разбегом.

Для этого, как показано на фиг.29, оси 164 роликов 163 удлинены и оснащены упругими возвратными элементами, наподобие пружин 170, подпирающих ролики.

Другое дополнение относится к аэродинамическому сопряжению поверхностей гондолы. Как говорилось ранее в связи с фиг.3 и 4, один из важных аспектов при конструировании гондолы - уменьшение аэродинамических возмущений, обусловленных дефектами примыкания (зазоры и перепады, разница по высоте) между различными панелями, составляющими гондолу.

В данном случае очень важен стык между наружной панелью 40, которая заканчивается кромкой 4а воздухозаборника, и внутренней панелью 41.

Выше, применительно к фиг.3-5 были описаны несколько способов соединения.

Однако это лишь частичные решения проблемы, поскольку нагрузки и вибрации в полете частично воспринимаются центрирующими штифтами 21 или другими элементами крепления и распределяются по периметру примыкания. Для предотвращения среза центрующих штифтов 21 по стыку необходимо, чтобы стыкуемые поверхности соприкасались.

Кроме того, при необходимости можно менять взаимное расположение панелей, что нарушает поток воздуха.

Чтобы обеспечить очень высокую аэродинамическую эффективность, необходимо добиться максимально плавной линии обтекания (зазоры и ходы, соосность). Специалистам известно, что по условиям производства невозможно выполнить две стыкуемых поверхности с плотным прилеганием. Поскольку контакт в зоне штифтов по конструктивным соображениям предпочтительнее, неизбежен обдуваемый зазор между двумя поверхностями, что отрицательно сказывается на характеристиках воздушного потока, а следовательно, и на рабочих характеристиках двигателя.

Для дополнительного улучшения плавности обтекания и решения указанной проблемы конструкция выполняется таким образом, чтобы наружная панель на конце кромки 4а воздухозаборника имела продолжение в виде упругого язычка 201, образующего своего рода юбку (см. фиг.30), предназначенного, при закрытом положении наружной панели 40, перекрывать конец внутренней панели 41 вблизи кромки 4а воздухозаборника.

Это усовершенствование показано на фиг.30 и фиг.31.

Упругий язычок 201 установлен на подвижной наружной панели 40 в конце кромки воздухозаборника. В общем случае, его нельзя встроить в неподвижную внутреннюю панель 41 из-за направления воздушного потока, поскольку иначе возникала бы опасность утечки воздуха.

Упругий язычок 201, перекрывая соединение между двумя панелями 40 и 41, сглаживает внутреннюю поверхность, подстраиваясь под сдвиги и относительные перемещения этих панелей.

Язычок 201 может быть выполнен в виде гибкой уплотнительной прокладки из армированного или неармированного силикона, либо лепестковой прокладки, например, металлической с тефлоновой контактной поверхностью. Можно также предусмотреть одновременно гибкий и лепестковый уплотнители.

Язычок 201 можно выполнить так, как показано на фиг.30 и фиг.31, с утолщением на конце, для предварительного напряжения при его размещении на наружной панели 40, что обеспечивает постоянный контакт, вне зависимости от отклонений, обусловленных допусками на изготовление и явлениями аэродинамического подсоса.

Сказанное подразумевает, что форма конца внутренней панели 41, который будет перекрываться язычком 201, должна отвечать предварительному напряжению язычка. В данном случае конец внутренней панели 41 имеет небольшую выемку, соответствующую утолщению на конце язычка 201.

Следует заметить, что предпочтительно конструировать центрирующие штифты 21 таким образом, чтобы они имели длину, достаточную для их касания и прихода в зацепление до касания язычка 201.

Хотя выше изобретение было описано применительно к отдельным примерам его осуществления, должно быть совершенно понятно, что оно ими ни в коем случае не ограничивается и охватывает всевозможные технические эквиваленты рассмотренных здесь средств, а также их различные комбинации в рамках настоящего изобретения.

Так, например, следует иметь в виду, что рассмотренные усовершенствования, и в частности, реализации привода и направляющих, а также применение упругого язычка, не ограничиваются гондолой именно с таким подвижным капотом, а могут быть с легкостью использованы, помимо прочего, во-первых, в гондолах с подвижным капотом, в который встроена и наружная стенка центрального отсека, и, во-вторых, к другим подвижным частям гондолы, при работе с которыми приходится сталкиваться с теми же проблемами.

1. Гондола (1) для турбореактивного двигателя, с воздухозаборником (4), направляющим воздушный поток к вентилятору турбореактивного двигателя, и центральным отсеком (5), который охватывает указанный вентилятор и к которому прикреплен и аэродинамически плавно сопряжен воздухозаборник, причем центральный отсек имеет кожух (9), охватывающий вентилятор, и наружную конструкцию, отличающаяся тем, что воздухозаборник содержит по меньшей мере одну внутреннюю панель (41), прикрепленную с помощью кожуха к центральному отсеку и образующую вместе с ним неподвижную конструкцию гондолы, и по меньшей мере одну продольную наружную панель (40), съемно прикрепленную к неподвижной конструкции и включающую в себя кромку (4а) воздухозаборника, причем указанная наружная панель установлена с возможностью смещения из рабочего положения, в котором наружная панель аэродинамически плавно сопряжена с наружной конструкцией центрального отсека, а кромка воздухозаборника аэродинамически плавно сопряжена с внутренней панелью воздухозаборника, в положение для техобслуживания, в котором наружная панель отодвинута от наружной конструкции центрального отсека, а кромка воздухозаборника отодвинута от внутренней панели воздухозаборника, причем центральный отсек (5) имеет по меньшей мере один подвижный капот (13), обеспечивающий доступ внутрь гондолы.

2. Гондола (1) по п.1, отличающаяся тем, что стык центрального отсека (5) с наружной панелью (40) находится позади воздухозаборника (4).

3. Гондола (1) по п.1, отличающаяся тем, что на стыке кромки (4а) и наружной панели (40) воздухозаборника (4) указанная кромка и наружная панель стыкуются внахлест в закрытом положении.

4. Гондола (1) по п.3, отличающаяся тем, что на стыке имеется выступ вперед, образующий упор.

5. Гондола (1) по любому из пп.3 или 4, отличающаяся тем, что часть внутренней панели (41), накладывающаяся на кромку (4а), содержит противообледенительные средства для нижнего участка кромки.

6. Гондола (1) по любому из пп.1-4, отличающаяся тем, что наружная панель (40) воздухозаборника (4) имеет переднюю раму (17), выполненную с возможностью прикрепления к ответной перегородке (14) воздухозаборника, жестко связанной с неподвижной частью гондолы внутренней панелью (41).

7. Гондола (1) по любому из пп.1-4, отличающаяся тем, что воздухозаборник (4) содержит средства (15, 16) центрирования и позиционирования наружной панели (40).

8. Гондола (1) по любому из пп.1-4, отличающаяся тем, что воздухозаборник (4) содержит направляющие средства (15, 16, 30, 31, 35, 36, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 55, 56), обеспечивающие, по существу, прямолинейное перемещение наружной панели (40) вперед вдоль гондолы, обеспечивая раскрытие наружной панели.

9. Гондола (1) по п.8, отличающаяся тем, что воздухозаборник (4) содержит по меньшей мере одно средство (20, 54) упора для наружной панели (40), позволяющее частично раскрывать ее без полного снятия.

10. Гондола (1) по п.8, отличающаяся тем, что направляющие средства (30, 31, 35, 36, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 55, 56) содержат по меньшей мере одну балочную систему (30, 35, 45, 48, 49, 51).

11. Гондола (1) по п.10, отличающаяся тем, что направляющие средства содержат по меньшей мере одну балку (30, 35, 51), взаимодействующую с ответным ползуном или салазками (31, 36, 50).

12. Гондола (1) по п.10, отличающаяся тем, что направляющие средства содержат по меньшей мере одну систему кареток (50) с роликами (52), взаимодействующих с ответной балкой (51).

13. Гондола (1) по п.12, отличающаяся тем, что ролики смонтированы на гибких осях системы «Польстер».

14. Гондола (1) по п.12, отличающаяся тем, что ролики установлены на по меньшей мере одной пластине (161, 162), которая, в свою очередь, гибко закреплена с помощью вертлюжного шарнира (165) или гибкой сцепки (166), например, системы «Польстер».

15. Гондола (1) по любому из пп.10-14, отличающаяся тем, что направляющие средства содержат по меньшей мере одну балку-желоб (47), выполненную с возможностью взаимодействия с ответной скользящей системой (48).

16. Гондола (1) по любому из пп.10-14, отличающаяся тем, что направляющие средства содержат по меньшей мере один продольный вал (15, 16, 55), выполненный с возможностью скольжения сквозь соответствующее отверстие (19, 56).

17. Гондола (1) по любому из пп.10-14, отличающаяся тем, что воздухозаборник (4) содержит средства (37, 38) для механического или ручного сдвигания наружной панели (40) вдоль направляющих средств.

18. Гондола (1) по любому из пп.1-4 или 10-14, отличающаяся тем, что внутренняя панель (41) воздухозаборника (4) содержит акустический экран.

19. Гондола (1) по любому из пп.1-4 или 10-14, отличающаяся тем, что воздухозаборник (4) содержит электрическое противообледенительное оборудование (26, 60, 61, 62, 63, 64).

20. Гондола (1) по любому из пп.1-4 или 10-14, отличающаяся тем, что наружная панель (40) имеет в зоне стыка с кромкой (4а) воздухозаборника продолжение в виде периферийного упругого язычка (201), выполненного с возможностью перекрытия указанного стыка, когда наружная панель находится в закрытом положении.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу изготовления звукопоглощающей панели, в частности, для гондолы авиадвигателя, причем панель содержит по меньшей мере одну ячеистую сердцевину, которая с одной стороны покрыта воздухонепроницаемым наружным покрытием, тогда как покрытие с другой стороны, т.е.

Изобретение относится к области авиации, в частности к воздухозаборным устройствам воздушно-реактивных двигателей. .

Изобретение относится к устройству для подачи воздуха для горения к двигателю летательного аппарата. .

Изобретение относится к воздухоочистительным устройствам и может использоваться в составе газоперекачивающего агрегата с газотурбинной установкой (ГТУ). .

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям с задним расположением незакапотированного винтовентилятора. .

Изобретение относится к воздухоочистительным устройствам и может использоваться в составе газоперекачивающего агрегата с газотурбинной установкой (ГТУ). .

Изобретение относится к гондоле для турбореактивного авиадвигателя (ТРД), в хвосте которой имеется наружная конструкция, образующая вместе с соосной ей внутренней конструкцией, охватывающей заднюю по ходу потока часть ТРД, кольцевой канал воздушного потока, известный также как контур.

Изобретение относится к двухконтурным газотурбинным двигателям высокой и сверхвысокой степени двухконтурности. .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к устройству для открывания и закрывания створок гондолы. .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к гондоле турбореактивного двигателя с боковым раскрытием створок. .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к капоту гондолы для турбореактивного двигателя. .

Изобретение относится к области авиастроения, а именно к конструкции гондолы. .

Изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя летательного аппарата
Наверх