Способ управления силовой установкой вертолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления турбовинтовыми силовыми установками (СУ) вертолетов. В способе на каждом двигателе снимают зависимости приведенной температуры газов перед турбиной от приведенного расхода топлива в своем двигателе, сравнивают их с аналогичными зависимостями, снятыми в начале эксплуатации установки, определяют скорость выработки ресурса каждым двигателем, сравнивают их и по полученной разности корректируют измеренные значения крутящих моментов двигателей. Достигается синхронная выработка двигателями ресурса. 1 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления многодвигательных силовых установок вертолетов.

Известен способ управления силовой установкой вертолета, состоящей из двух двигателей, работающих на один несущий винт, заключающийся в определении для каждого двигателя величины рассогласования частоты вращения свободной турбины относительно заданной и преобразовании ее в управляющее воздействие, патент США №3820323, кл. 60-39.28R, 1977 г.

Недостатком известного способа является его низкая эффективность.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ управления силовой установкой вертолета, состоящей из двух двигателей, работающих на один несущий винт, путем определения для каждого двигателя рассогласования между фактической и заданной частотами вращения свободной турбины, измерения крутящих моментов на валу свободной турбины каждого двигателя, выбора двигателя с меньшим крутящим моментом, корректирования рассогласования частот вращения свободной турбины, выбора двигателя по величине рассогласования крутящего момента, преобразования скорректированного рассогласования в управляющую величину изменения частоты вращения турбокомпрессора, суммирования ее с заданной, в зависимости от шага несущего винта, величиной частоты вращения турбокомпрессора, сравнения полученной суммы с фактической величиной частоты вращения турбокомпрессора и воздействия сигналом рассогласования на расход топлива, Курран Дж.Дж. "Система управления подачей топлива вертолетного двигателя Т-700". Э.И., "Авиастроение", 1975, №17, стр.48-70.

Недостатком известного способа управления силовой установкой вертолета является то, что двигатели имеют разные скорости выработки ресурса и один из двигателей эксплуатируется на повышенных температурах газа перед турбиной. Это снижает надежность его работы и приводит к ускоренной выработке ресурса.

Целью изобретения является повышение надежности работы силовой установки.

Поставленная цель достигается тем, что в способе управления силовой установкой вертолета, состоящей из двух двигателей, работающих на один несущий винт, путем определения для каждого двигателя рассогласования между фактической и заданной частотами вращения свободной турбины, измерения крутящих моментов на валу свободной турбины каждого двигателя, выбора двигателя с меньшим крутящим моментом, корректирования рассогласования частот вращения свободной турбины, выбора двигателя по величине рассогласования крутящего момента, преобразования скорректированного рассогласования в управляющую величину изменения частоты вращения турбокомпрессора, суммирования ее с заданной, в зависимости от шага несущего винта, величиной частоты вращения турбокомпрессора, сравнения полученной суммы с фактической величиной частоты вращения турбокомпрессора и воздействия сигналом рассогласования на расход топлива, дополнительно на каждом двигателе снимают зависимости приведенной температуры газов перед турбиной от приведенного расхода топлива в своем двигателе, сравнивают их с аналогичными зависимостями, снятыми в начале эксплуатации установки, определяют скорость выработки ресурса каждым двигателем, сравнивают их и по полученной разности корректирует измеренные значения крутящих моментов двигателей.

На фигуре представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство, реализующее способ, содержит последовательно соединенные блок 1 датчиков (БД) левого двигателя, электронный регулятор 2 (ЭР) левого двигателя, блок 3 электрогидропреобразователей (ЭГП) левого двигателя, блок 4 исполнительных механизмов (ИМ) левого двигателя, последовательно соединенные БД 5 правого двигателя, ЭР 6 правого двигателя, блок 7 ЭГП правого двигателя, блок 8 ИМ правого двигателя, причем БД 1 подключен на вход ЭР 6, а БД 5 - на вход ЭР 2, ЭР 2 и ЭР 6 соединены между собой цифровым каналом связи (например, ARINC 429 или RS 232).

ЭР 2 и 6 представляют собой специализированные БЦВМ, состоящие из устройства ввода/вывода (УВВ) и вычислителя (процессор; постоянное запоминающее устройство - ПЗУ, с записанным в него специализированным программным обеспечением - СПО, оперативное ЗУ - ОЗУ и долговременное репрограммируемое ЗУ - РПЗУ). Подробное описание ЭР, а также БД, ЭГП и ИМ приведено, например, в книге «Руководство по эксплуатации двигателя ТВ7-117С», ЛНПО им. В.Я.Климова, Ленинград, 1988 г.

Устройство работает следующим образом.

Измеренные в БД 1 и БД 5 частоты вращения свободной турбины левого nстфакл и правого nстфакп двигателей поступают на вход ЭР левого (1) и правого (2) двигателей. Там их сравнивают с заданной частотой nстзад вращения свободной турбины

Управление силовой установкой вертолета осуществляют следующим образом. Измеренные в БД 1 и БД 5 частоты вращения свободной турбины левого nстфакл и правого nстфакп двигателей поступают на вход ЭР левого (1) и правого (2) двигателей. Там их сравнивают с заданной частотой nстзад вращения свободной турбины, рассчитанной в каждом ЭР по известным зависимостям (см., например, книгу Кеба И.В. «Летная эксплуатация вертолетных ГТД». М.: «Транспорт», 1976 г., с.221-259 для большинства вертолетов на большинстве режимов nстзад=100%), и определяют сигналы рассогласования Δnстл и Δnстп. Одновременно с помощью БД 1 и 5 измеряют величины крутящих моментов Mкрл и Mкрп на валах свободных турбин обоих двигателей, подают на вход в ЭР 2 и 6, где вычисляют их разницу ΔMкр, по знаку вычисленной величины определяют двигатель, развивающий меньший крутящий момент. В ЭР этого двигателя сигнал рассогласования Δnст корректируют по величине ΔMкр, этот сигнал преобразуют в сигнал коррекции Δnтк и подают на вход в регулятор nтк, где суммируют с заданной частотой вращения турбокомпрессора по положению рычага управления двигателем (αруд), шагу несущего винта, температуре (Tн) и давлению (Pн) окружающей среды, и сравнивают с фактическим значением nткфак. Сигнал рассогласования с помощью блоков 3 и 7 преобразуют в управляющее воздействие на блоки 4 и 8, с помощью которых управляют расходом топлива (Gт).

Температура газа перед турбиной является параметром, позволяющим определить скорость выработки двигателем ресурса, так как если при постоянном приведенном расходе топлива в двигатель увеличилась приведенная температура газа перед турбиной - это значит, что увеличилась доля подведенной в цикле энергии, расходуемой на потери. Относя приращение приведенной температуры газов к промежутку времени, за который произошло это приращение, можно определить условную скорость выработки ресурса двигателем.

В данном способе управления силовой установкой вертолета в начале эксплуатации двигателей (например, в ходе приемо-сдаточных испытаний на стенде моторного завода) по специальной циклограмме, заложенной в ПЗУ ЭР снимают зависимость приведенной температуры газа перед турбиной от приведенного расхода топлива. Через некоторый промежуток времени, уже в эксплуатации (например, при проведении регламентных работ по двигателю) снимают аналогичную зависимость, сравнивают их и определяют разницу приращений температуры газа правого и левого двигателей. Величину разницы преобразуют в корректирующий сигнал по крутящему моменту, который прибавляют к измеренному значению Mкрб двигателя, имеющего большую скорость выработки ресурса и вычитают из измеренного значения Mкрм двигателя, имеющего меньшую скорость выработки ресурса. Аналогичные процедуры повторяют через установленные промежутки времени в течение всего срока эксплуатации двигателей, причем величина коррекции измеренных значений крутящих моментов в промежутках между снятиями характеристик остается неизменной для каждого двигателя.

Таким образом, осуществляют перераспределение нагрузки двигателей в составе двухмоторной силовой установки, чем обеспечивают синхронную выработку ресурса двигателями при некотором снижении точности синхронизации их крутящих моментов.

Применение способа управления силовой установкой вертолета, состоящей из двух двигателей, работающих на один несущий винт, позволяет обеспечить синхронную выработку двигателями ресурса, что повышает степень готовности вертолета к вылету, а также снижает эксплуатационные расходы, связанные с неодновременной заменой выработавших ресурс двигателей, что повышает надежность работы силовой установки.

Способ управления силовой установкой вертолета, содержащей два двигателя, работающих на один несущий винт, путем определения для каждого двигателя рассогласования между фактической и заданной частотами вращения свободной турбины, измерения крутящих моментов на валу свободной турбины каждого двигателя, выбора двигателя с меньшим крутящим моментом, корректирования рассогласования частот вращения свободной турбины, выбора двигателя по величине рассогласования крутящего момента, преобразования скорректированного рассогласования в управляющую величину изменения частоты вращения турбокомпрессора, суммирования ее с заданной, в зависимости от шага несущего винта, величиной частоты вращения турбокомпрессора, сравнения полученной суммы с фактической величиной частоты вращения турбокомпрессора и воздействия сигналом рассогласования на расход топлива, отличающийся тем, что дополнительно на каждом двигателе снимают зависимости приведенной температуры газов перед турбиной от приведенного расхода топлива в своем двигателе, сравнивают их с аналогичными зависимостями, снятыми в начале эксплуатации установки, определяют скорость выработки ресурса каждым двигателем, сравнивают их и по полученной разности корректируют измеренные значения крутящих моментов двигателей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления воздушными винтами изменяемого шага (ВИШ) судов на воздушной подушке (СВП). .

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано, в частности, в системах управления силовыми установками летательных аппаратов, например, вертолетов.

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления воздушными винтами изменяемого шага (ВИШ) судов на воздушной подушке (СВП). .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления двигательными установками летательных аппаратов Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик за счет обеспечения оптимальных режимов работы двигателя, а также повышение надежности работы двигательной установки.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регуляторе мощности и регуляторе процесса или устройства (1) регулировки мощности, которые предназначены для регулирования гибридного источника энергии для летательного аппарата

Группа изобретений относится к устройству управления двигателем, автономной электронно-цифровой автоматической системе регулирования, турбовинтовому двигателю и двигателю с некапотированным вентилятором. Устройство управления двигателем содержит средства вычисления заданного значения угла установки винта двигателя определенным образом. Автономная электронно-цифровая автоматическая система регулирования, турбовинтовой двигатель и двигатель с не капотированным вентилятором содержат устройство управления двигателем. Обеспечивается улучшение регулирование винта для соответствия заданному значению мощности на валу. 4 н. и 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике. Способ управления авиационным воздушно-реактивным двигателем (ВРД) летательного аппарата (ЛА) включает измерение давления и температуры воздуха на входе в ВРД, преобразование информации с датчиков давлений и температуры и передачу преобразованной информации по каналу (4) обмена информацией к вычислителю (8), обработку полученной информации в вычислителе (8) по заранее установленным алгоритмам поддержания скорости летательного аппарата на различных высотах движения аппарата, выдачу управляющих сигналов на агрегаты ВРД. Способ также включает в себя обеспечение самоконтроля блоков, датчиков и клапанов агрегатов ВРД. При получении сигнала об отказе датчиков (3) давления и/или датчиков (11) температуры выдается команда для выполнения резервного алгоритма управления ВРД, заключающегося в расчете давления и температуры воздуха на входе в ВРД по измеряемым с помощью аппаратуры (5) спутниковой навигации параметрам скорости и высоты летательного аппарата. Изобретение обеспечивает возможность корректировки работы ВРД в штатном режиме и формирования резервной системы для управления ВРД во внештатной ситуации. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх