Способ возведения насыпи на мерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах (в районах с широким распространением высокольдистых тонкодисперсных грунтов) как в летнее, так и в зимнее время года. Поставленная задача и указанный технический результат достигается тем, что в способе возведения насыпи на мерзлых грунтах согласно изобретению получают зимой готовую мерзлую сухую грунтоцементную смесь, для чего используют промороженный высокольдистый грунт, который измельчают - дробят с получением мерзлой крошки, и вяжущее вещество, например цемент, которые перемешивают, складируют и отсыпают готовую мерзлую (сухую) грунтоцементную смесь в насыпь в зимний период. Сначала готовят сухую фиброцементную смесь из цемента и фибры, складируют, после чего приготавливают готовую мерзлую (сухую) смесь из сухой фиброцементной смеси и дробленого промороженного грунта и укладывают в насыпь. Готовую мерзлую сухую смесь приготавливают из дробленого промороженного грунта и расширяющегося цемента в количестве, соответствующем изменению его объема при расширении в процессе гидратации и равном объему льда в промороженном дробленом грунте. Готовят сухую цементно-песчаную смесь из цемента и высушенного (кондиционного) песка, складируют, затем приготавливают готовую мерзлую сухую смесь из сухой цементно-песчаной смеси и дробленого промороженного (тонкодисперсного) грунта, причем объем (кондиционного) песка равен объему пустот между зернами дробленого промороженного грунта, после чего приготовленную готовую мерзлую (сухую) смесь укладывают в насыпь. 3 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах (в районах с широким распространением высокольдистых тонкодисперсных грунтов) как в летнее, так и в зимнее время года.

Известен способ возведения насыпи на мерзлых грунтах путем укладки горизонтальных и вертикальных слоев из вяжущего в теле насыпи из переувлажненного (высокольдистого) грунта (RU №90801, кл. Е01С 3/06, 2010 г.).

Недостатком известного способа является то, что прослойки из вяжущего укрепляют грунт только в отдельных зонах насыпи, а не во всем ее объеме, что не обеспечивает необходимой устойчивости насыпи и, соответственно, снижает эффективность способа.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ возведения насыпи на мерзлых грунтах, включающий сушку высокольдистого (переувлажненного) грунта, получение в зимний период сухой грунтоцементной смеси путем перемешивания сухого грунта с вяжущим веществом (цементом), складирование сухой смеси, приготовление готовой смеси путем перемешивания с водой сухой смеси и укладку готовой смеси в насыпь (СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги, пункт 6.36).

Недостатками известного способа являются: во-первых, значительная трудоемкость при выполнении операции сушки переувлажненного грунта; во-вторых, сложность организации надежного складирования и продолжительного хранения приготовленной сухой грунтоцементной смеси (для предупреждения процесса гидратации цемента, особенно в условиях большой влажности); в-третьих, повышенная трудоемкость реализации способа за счет включения дополнительных операций: операции сушки высокольдистого (переувлажненного) грунта и операции перемешивания сухой смеси с водой для приготовления готовой смеси; в-четвертых, сложность возведения насыпи из такой грунтовой смеси зимой и снижение устойчивости за счет ее комкования (смерзания) и нарушения однородности, что, в целом, усложняет способ и, соответственно, снижает его эффективность.

При создании настоящего изобретения была поставлена задача по разработке более эффективного способа возведения насыпи на мерзлых грунтах.

Техническим результатом является упрощение способа возведения насыпи на мерзлых грунтах за счет сокращения количества технологических операций при подготовке грунтовой смеси и при ее отсыпке в процессе возведения насыпи и повышение устойчивости насыпи за счет ее структурного упрочнения грунта.

Поставленная задача достигается тем, что в способе возведения насыпи на мерзлых грунтах согласно изобретению получают зимой готовую мерзлую сухую грунтоцементную смесь, для чего используют промороженный высокольдистый грунт, который измельчают - дробят с получением мерзлой крошки, и вяжущее вещество, например цемент, которые перемешивают, складируют и отсыпают готовую мерзлую сухую грунтоцементную смесь в насыпь в зимний период. Сначала готовят сухую фиброцементную смесь из цемента и фибры, складируют, после чего приготавливают готовую мерзлую сухую смесь из сухой фиброцементной смеси и дробленой мерзлой крошки и укладывают в насыпь. Готовую мерзлую сухую смесь приготавливают из дробленой мерзлой крошки и расширяющегося цемента в количестве, соответствующем изменению его объема при расширении в процессе гидратации и равном объему льда в промороженном дробленом грунте. Готовят сухую цементно-песчаную смесь из цемента и высушенного (кондиционного) песка, складируют, затем приготавливают готовую мерзлую сухую смесь из сухой цементно-песчаной смеси и дробленой мерзлой крошки, причем объем (кондиционного) песка равен объему пустот между зернами дробленого промороженного грунта, после чего приготовленную готовую мерзлую сухую смесь укладывают в насыпь.

Операцию подсушки тонкодисперсного переувлажненного грунта выполняют по технологии, регламентируемой СНиПом 3.06.03-85 (п.4.39; 6.19; 6.20; 6.36).

Выполнение операций промораживания грунта и последующего его дробления (до фракции 5-25 мм согласно СНиП 3.06.03-85, п.6.3) позволяет облегчить процесс перемешивания полученной мерзлой дробленки Др с цементом Ц с получением готовой мерзлой сухой смеси, при этом согласно выполненным лабораторным испытаниям найдено оптимальное их соотношение в смеси - Ц: Др=1:10. При этом при перемешивании мерзлой сухой смеси не происходит налипания на стенки и лопасти смесителя, поэтому можно использовать простые по конструкции гравитационные смесители.

Приготовление грунтоцементной смеси на основе дробленой крошки из высокольдистого грунта позволяет получить, во-первых, готовую смесь за счет присутствия в ее составе связанной воды в виде льда, а во-вторых, получить ее же в виде сухой смеси за счет присутствия льда, то есть, в конечном счете, можно получить готовую сухую грунтоцементную смесь. При этом отпадает необходимость в выполнении операции сушки высокольдистого (переувлажненного) грунта, а также в операции перемешивания смеси с водой при приготовлении готовой грунтоцементной смеси, что упрощает способ и повышает его эффективность.

Кроме того, приготовление и использование готовой сухой смеси из мерзлой дробленой крошки высокольдистого грунта и вяжущего вещества - цемента, позволяют сохранить грунтоцементную смесь длительное время, что особенно важно при строительстве грунтовых сооружений в криолитозоне, где отсутствуют в достаточном количестве кондиционные грунтовые материалы, например пески, а широко распространены тонкодисперсные высокольдистые грунты, подверженные большим просадкам при оттаивании.

Приготовление и использование сухой смеси из мерзлой дробленой крошки грунта, вяжущего вещества - цемента - и фибры, например, синтетических волокон, позволяют повысить структурную прочность грунтоцементной смеси в насыпи за счет армирующего эффекта фибры как в мерзлом состоянии за счет ее дополнительного армирования, так и в особенности при ее оттаивании. При оттаивании начинается процесс гидратации цемента с образованием новых прочных структурных комплексов - искусственного гравия, состоящих из частиц грунта, цементного камня и волокон фибры, что значительно упрочняет структуру грунтовой системы и предотвращает развитие просадок при оттаивании грунта в насыпе, сохраняя ее устойчивость, что также повышает эффективность способа.

Применение расширяющегося цемента в составе сухой мерзлой смеси в количестве, соответствующем изменению его объема при расширении в процессе гидратации и равном объему льда в грунте, позволяет, во-первых, упрочнить структуру насыпи за счет скрепления отдельных грунтовых частиц, а во-вторых, предотвратить образование просадок при оттаивании грунта за счет заполнения освободившегося объема пор при таянии льда цементным камнем при его расширении, что, в целом, повышает устойчивость насыпи и эффективность способа соответственно.

Приготовление и использование смеси из мерзлой дробленой крошки грунта, вяжущего вещества - цемента, и кондиционного песка позволяют получить более плотную упаковку структуры в мерзлом состоянии - резко снизить пустотность мерзлой сухой смеси и, тем самым, снизить энергоемкость и трудоемкость операции по уплотнению насыпи в процессе ее отсыпки, а при оттаивании дробленой крошки грунта за счет гидратации цемента получать частички, скрепленные цементным камнем в виде новых более прочных структурных комплексов (искусственного гравия), что повышает структурную прочность грунтовой системы и, соответственно, устойчивость насыпи, а в целом, эффективность способа.

Кондиционный песок вводится для заполнения пустот между зернами мерзлой крошки грунта и цемента, чтобы повысить плотность грунтовой системы, причем объем вводимого кондиционного песка VП равен объему пустот в смеси из мерзлой крошки - дробленки V∂р, и цемента VЦ в общем объеме смеси Vоб:

VП=Vоб-V∂p-VЦ.

Все эти мероприятия повышают эффективность способа, позволяющие вести работы круглогодично, обеспечивая предотвращение водонасыщения насыпи при ее эксплуатации и разжижения при оттаивании льда, а также повышение структурной прочности грунта откосов и тела насыпи, предотвращая просадки, и ведущие, в целом, к повышению срока службы насыпи.

Возведение насыпи на мерзлом грунте осуществляют следующим образом.

Технологическая цепочка возведения насыпи включает подготовительные и основные работы. К подготовительным работам относятся добыча и подготовка основных сырьевых материалов - грунтовой отсыпки. Эти работы могут выполняться как в летний период, так и в зимний период. Поэтому технологическую цепочку по возведению насыпи можно разбить на два сезона - летний и зимний, что позволяет сделать ее практически непрерывной - круглогодичной.

В случае выполнении подготовительных работ в летний период производят добычу, а также возможную подсушку высокольдистого (переувлажненного) некондиционного тонкодисперсного грунта и его складирование, например, в штабель (операции добычи, подсушки и складирования тонкодисперсного переувлажненного грунта выполняют по технологии, регламентируемой СНиПом 3.06.03-85 (п.4.39; 6.19; 6.20; 6.36). В зимний период грунт для приготовления отсыпаемой мерзлой грунтовой смеси добывают непосредственно из карьера.

Основные работы по отсыпке насыпи выполняют в зимний период и начинают с операции дробления мерзлого грунта, взятого из склада-штабеля или непосредственно из карьера. Дробление может выполняться в конусной дробилке, с последующим приготовлением готовой мерзлой сухой смеси из дробленой мерзлой крошки и цемента, например, в гравитационном смесителе. При этом в состав смеси, по мере необходимости, можно вводить и другие компоненты, например фибру, а также производить обогащение некондиционного грунтового материала кондиционным, например крупнозернистым песком или другими материалами. После приготовления мерзлой готовой смеси и ее складирования выполняют подготовку основания будущей дороги, после чего производят отсыпку насыпи.

В случае выполнения работ по дополнительному укреплению откосов эффективно использовать в качестве грунтовой отсыпки фиброгрунтоцементную смесь, для чего сначала готовят сухую фиброцементную смесь из цемента и фибры, складируют сухую смесь и в дальнейшем, по мере необходимости, готовят мерзлую готовую сухую смесь из сухой фиброцементной смеси и дробленой мерзлой крошки, после чего готовую смесь укладывают в насыпь.

В случае использования грунта повышенной льдистости используют в качестве вяжущего расширяющийся цемент. В этом случае мерзлую готовую сухую смесь готовят из дробленой мерзлой крошки и расширяющегося цемента, в количестве, соответствующем изменению его объема при расширении в процессе гидратации и равном объему льда в промороженном дробленом грунте. При оттаивании льда начинает протекать процесс гидратации расширяющегося цемента с образованием цементного камня, увеличением его в объеме и заполнением освободившегося объема от таяния льда в порах грунта, предотвращая тем самым просадки насыпи.

При возведении насыпи повышенной плотности используют в составе грунтовой отсыпки кондиционный песок. Для этого сначала готовят сухую цементно-песчаную смесь из цемента и высушенного кондиционного песка и складируют. После этого в процессе строительства приготавливают готовую мерзлую сухую смесь из сухой цементно-песчаной смеси и дробленой мерзлой крошки, которую и укладывают в насыпь. При этом объем кондиционного песка в составе сухой цементно-песчаной смеси задается из условия его равенства объему пустот между зернами дробленой мерзлой крошки. В этом случае пустоты между зернами дробленой мерзлой крошки будут сведены к минимуму, что также предотвратит просадки насыпи.

Способ возведения насыпи на мерзлых грунтах опробован в строительной лаборатории кафедры ПСК ТГТУ, и показана возможность его реализации в реальных условиях строительства.

1. Способ возведения насыпи на мерзлых грунтах, включающий получение зимой сухой мерзлой грунтоцементной смеси, складирование и приготовление готовой грунтоцементной смеси с отсыпкой ее в насыпь, отличающийся тем, что получают зимой готовую мерзлую сухую грунтоцементную смесь, для чего используют промороженный высокольдистый грунт, который измельчают-дробят с получением мерзлой крошки, и вяжущее вещество, например цемент, которые перемешивают, складируют и отсыпают готовую мерзлую сухую грунтоцементную смесь в насыпь в зимний период.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что сначала готовят сухую фиброцементную смесь из цемента и фибры, складируют, после чего приготавливают готовую мерзлую сухую смесь из сухой фиброцементной смеси и дробленого промороженного грунта и укладывают в насыпь.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что готовую мерзлую сухую смесь приготавливают из дробленого промороженного грунта и расширяющегося цемента, в количестве, соответствующем изменению его объема при расширении в процессе гидратации и равном объему льда в промороженном дробленом грунте.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что сначала готовят сухую цементно-песчаную смесь из цемента и высушенного (кондиционного) песка, складируют, затем приготавливают готовую мерзлую сухую смесь из сухой цементно-песчаной смеси и дробленой мерзлой крошки, причем объем (кондиционного) песка равен объему пустот между зернами дробленого промороженного грунта, после чего приготовленную готовую мерзлую сухую смесь укладывают в насыпь.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых фунтах как в летнее, так и в зимнее время года.
Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах, как в летнее, так и в зимнее время года.

Изобретение относится к конструкциям для защиты грунтовых оснований дорожных одежд от переувлажнения. .

Изобретение относится к дорожным конструкциям. .

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года.

Изобретение относится к подготовке строительства сооружений на неустойчивых грунтах. .

Изобретение относится к возведению земляных сооружений для железных и автомобильных дорог, сооружаемых на основании из просадочных пород глубиной порядка 30 м. .

Изобретение относится к строительству дорог, аэродромов из пылеватых грунтов и может быть использовано в северных регионах, характеризующихся наличием грунтов с глубоким сезонным промерзанием или вечномерзлых грунтов, высоких уровней грунтовых вод, выполнением дорожностроительных работ преимущественно в летние периоды года.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве местных дорог и площадок. .

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении транспортных сооружений на мерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года

Изобретение относится к области быстрой прокладки дороги и может быть использовано при строительстве, ремонте и обслуживании любых объектов на слабых переувлажненных грунтах, преимущественно на болотах
Изобретение относится к строительству в зонах распространения сезоннопромерзающих и многолетнемерзлых пород грунтовых сооружений (технологических площадок, дамб, дорог, взлетно-посадочных полос и других объектов) на обводненных, сильно деформируемых основаниях

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при реконструкции земляного полотна с целью борьбы с просадкой дорожного основания и морозным пучением проблемных участков дороги без остановки движения автотранспорта. Дренажная система включает дренажные трубы повышенной прочности, установленные со сливным уклоном в земляном полотне. Дренажные трубы размещены внутри тела земляного полотна с использованием метода горизонтально-направленного бурения. Концевые участки труб выступают за пределы откосов земляного полотна и соединены между собой в замкнутую систему, выход которой выполнен с возможностью подключения компрессорного оборудования. Участки дренажных труб, размещенные в теле полотна, выполнены равномерно перфорированными. Изобретение позволяет улучшить дренирующие свойства системы и несущую способность дорожного основания путем увеличения зоны осушения, осуществления возможности регулирования процесса осушения, а также армирования земляного полотна. 2 ил.

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог. К сваям 2 прикреплены железобетонные плиты 3, установленные на грунте земельного полотна 1. Между плитами 2 на грунте земельного полотна 1 расположен слой песка 4. На слое песка 4 расположен слой щебня. Между укрепительными полосами 6 на щебне 5 расположен асфальтобетонный слой 7. Весной плиты 3 не дают воде размывать песок 4 из-под щебня 5. Автомобильная дорога долгое время будет находиться в хорошем состоянии. Автомобильной дороге предложенной конструкции долгое время ремонт не требуется. Это уменьшает затраты на ее эксплуатацию. 2 ил.

Изобретение относится к дорожным конструкциям для повышения эффективности осушения грунтовых оснований дорожных одежд под дренирующим слоем в пределах дорожной одежды и обочин земляного полотна и может быть использовано для сохранения стабильной прочности в периоды переувлажнения путем увеличения поперечного уклона поверхности грунтового основания преимущественно до 70‰ (промилле) по сравнению с известным уклоном. Технический результат: обеспечение стабильной прочности и долговечности дорожной конструкции в периоды переувлажнения путем сокращения пути фильтрации воды в дренирующем слое и времени увлажнения грунтового основания. Дорожная конструкция, размещенная на земляном полотне, имеющем проектный продольный уклон и поперечный уклон от 10 промилле до 50 промилле (от 10‰ до 50‰), включает дренирующий слой, основание и покрытие. При этом при продольных уклонах земляного полотна свыше 10‰ поперечный уклон грунтового основания дорожной одежды увеличен от более 50‰ до 70‰. 2 ил.

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных и железных дорог и может быть использовано для предупреждения их деформаций, возникающих вследствие оттаивания в процессе эксплуатации многолетнемерзлых грунтов, находящихся в основании земляного полотна. Технический результат - повышение эффективности снижения деформаций автомобильных и железных дорог на оттаивающих в процессе эксплуатации многолетнемерзлых грунтах, находящихся в основании земляного полотна. Для реализации способа производят выемку естественного грунта на оптимальную глубину, бурение со дна выемки вертикальных и наклонных скважин до кровли многолетнемерзлых грунтов, погружение в скважины стальных труб, заполненных песком и в верхней части бетоном, отсыпку по всей площади дна выемки буферного слоя из щебня, укладку поверх буферного слоя слоев горизонтальных армирующих элементов в виде георешеток, заполненных щебнем, заполнение выемки крупнообломочным грунтом с последующим устройством дорожной одежды. 1 ил.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве и реконструкции земляных сооружений, возводимых на вечномерзлых грунтах. Охлаждающая конструкция для земляных сооружений на вечномерзлых грунтах представляет собой покрытие из каменной наброски, уложенной на откос поперек продольной оси земляного сооружения, по крайней мере, в два слоя. Каждый слой каменной наброски выполнен из искусственных камней в виде прямоугольного параллелепипеда, в которых замоноличена геосинтетическая сетка, предназначенная для удерживания искусственных камней в проектном положении. Искусственные камни пошагово расположены в продольном и поперечном направлении. Геосинтетическая сетка в каждом искусственном камне нижнего слоя замоноличена в плоскости, параллельной его основанию, а геосинтетическая сетка в каждом искусственном камне верхнего слоя - в его диагональной плоскости. Каждый искусственный камень верхнего слоя расположен между соседними искусственными камнями нижнего слоя. Геосинтетические сетки в камнях нижнего и верхнего слоев расположены параллельно, нижние грани каждого искусственного камня верхнего слоя контактируют в продольном направлении с верхними ребрами двух соседних искусственных камней и в поперечном направлении, по крайней мере, с верхними ребрами четырех соседних искусственных камней нижнего слоя каменной наброски. Технический результат состоит в повышении степени охлаждения основания и приподошвенной зоны земляного сооружения при закрытой поверхности охлаждающей конструкции в зимний период, сохранении высокой устойчивости откоса земляного сооружения, повышении степени технологичности при возведении конструкции. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и городских улиц, в частности к системе слоев дорожной одежды и способам их формирования в ней. Технический результат: повышение эксплуатационной надежности дорог с асфальтобетонным покрытием путем избежания псевдоожижения основания дорожной одежды и исключения образования дефектов на дорожном покрытии глубиной более, чем его толщина, за счет применения переходного несущего слоя из эластичного водонепроницаемого материала в системе слоев дорожной одежды. Способ формирования слоев дорожной одежды автомобильных дорог и городских улиц включает формирование слоя основания и дополнительного слоя с опорой на подстилающий грунт, верхнего и нижнего слоев дорожного покрытия и слоя износа. Между нижним слоем дорожного покрытия и основанием дорожной одежды размещают переходной несущий слой из эластичного водонепроницаемого материала, сформированный из плит, изготовленных прессованием из волокнистой части стеблей растений, с наделением их антисептическими свойствами и пропитанных вяжущим составом до образования монолитной композиции. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при усилении слабого природного основания, возведении земляного полотна железных дорог, сооружении дамб, плотин. Способ усиления природного основания, сложенного слабыми грунтами, для возведения земляного полотна включает укрепление массива слабых грунтов механическим смешиванием с укрепляющими материалами, в том числе, вносимыми под давлением вяжущими материалами. Укрепление выполняют на переменную глубину и ширину, связанную с расчетно устанавливаемыми зонами наибольшего ослабления основания, вызванного наихудшим сочетанием действующих напряжений в толще основания и показателей механических свойств слабых грунтов, слагающих основание (зоны низкой устойчивости в основании). Технический результат состоит в обеспечении регулирования глубины и ширины укрепления, этапности укрепления и его выполнении только в части массива в зонах наибольшего ослабления основания, снижении материалоемкости и трудоемкости. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх