Способ сооружения на вечной мерзлоте столба опоры моста

Изобретение относится к области строительства, а именно к возведению опор мостов и других промышленных и гражданских сооружений, возводимых на вечной мерзлоте. Способ сооружения на вечной мерзлоте столба опоры моста заключается в бурении скважины бóльшим поперечным сечением, чем поперечное сечение столба, установке столба в скважину, заполнении пазухи между стенками скважины и столбом талым грунтовым раствором и последующем смерзании столба с грунтовым раствором и окружающим грунтом. Новым в предлагаемом способе является то, что он содержит операцию прогрева столба длительностью τ1, осуществляемую после установки столба в скважину, и операцию прогрева пазухи длительностью τ2, осуществляемую после заполнения пазухи грунтовым раствором. Кроме того, способ может содержать операцию охлаждения нагретой зоны для обеспечения лучшего смерзания боковой поверхности столба с грунтовым раствором и окружающим грунтом длительностью τ3 . Длительность операций τ1, τ2 и τ3 определяют по соответствующим формулам. Технический результат предлагаемого изобретения заключается в том, чтобы обеспечить надежное смерзание боковой поверхности столба с окружающим его грунтовым массивом. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области строительства, а именно к возведению опор мостов и других промышленных и гражданских сооружений, возводимых на вечной мерзлоте.

Известен способ сооружения на вечной мерзлоте столба опоры моста. Способ заключается в забивке свай непосредственно в мерзлые грунты без какой-либо их подготовки с помощью обычного сваебойного оборудования (Ю.О.Таргулян. Устройство свайных фундаментов в вечномерзлых грунтах. Л.: Стройиздат, 1978, с.113).

Недостатком способа является то, что этот способ применим только в пластично-мерзлых глинистых грунтах без крупнообломочных включений с температурами не ниже: для супесей минус 0,3, для суглинков минус 0,6, для глин минус 0,9°C. Для твердомерзлых грунтов этот способ неприменим.

Существует буроопускной способ погружения столбов, заключающийся в бурении скважины большего размера, чем столб, опускании столба в скважину и заполнении зазора (Ю.О.Таргулян. Устройство свайных фундаментов в вечномерзлых грунтах. Л.: Стройиздат, 1978, с.80).

Недостаток способа заключается в том, что качество сцепления по боковой поверхности столба с грунтом низкое. Это объясняется, с одной стороны, тем, что трудно заполнить талым раствором зазор между мерзлым грунтом и замерзшим столбом, а с другой стороны, тем, что качество самого смерзания низкое.

Задача предлагаемого изобретения заключается в том, чтобы обеспечить надежное смерзание боковой поверхности столба с окружающим ее грунтовым массивом.

Для достижения указанного технического результата способ сооружения на вечной мерзлоте столба опоры моста, заключающийся в бурении скважины большего поперечного сечения, чем поперечное сечение столба, установке столба в скважину, заполнении талым грунтовым раствором пазухи между стенками скважины и столбом и последующем смерзании столба с грунтовым раствором и окружающим грунтом, содержит операцию прогрева столба длительностью τ1 осуществляемую после установки столба в скважину, и операцию прогрева пазухи и прилегающего к стенке скважины грунта длительностью τ2, осуществляемую после заполнения пазухи грунтовым раствором. Кроме того, для пустотелых металлических столбов он содержит операцию охлаждения путем заполнения полости холодным воздухом.

При этом длительность τ1 прогрева столба, длительность τ2 прогрева пазухи и длительность τ3 охлаждения нагретой зоны определяют по соответствующим формулам.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг.1 представлено сечение по оси столба в период окончания его сооружения;

на фиг.2 - сечение по вертикальной плоскости контактной зоны «столб - грунтовой раствор - окружающий грунт».

Способ сооружения на вечной мерзлоте столба опоры моста содержит следующие операции:

- бурение скважины 1 большего поперечного сечения, чем поперечное сечение столба 2;

- укладка и утрамбовка слоя 3 щебня (операция возможная, но не обязательная);

- установка столба 2 в скважину 1. Если столб выполнен из металлической трубы, то целесообразно устройство днища 4;

- прогрев столба длительностью τ1 с помощью нагревателя 5. Нагреватель 5 может представлять собой оборудование, расположенное вне столба и подающее теплоноситель (горячий воздух, пар и т.п.) по направлению 6 в шланг 7 с выходом через выпускной патрубок 8. Нагреватель 5 может быть также выполнен, например, в виде электрической спирали и размещен внутри полости 9. Для увеличения эффективности прогрева (исключения излишних теплопотерь) столб 2 закрывается выше уровня земли теплоизоляцией 10, а поверхность земли у столба защищается теплоизоляцией 11;

- установка пригруза 12 весом P для погашения выталкивающей силы после заполнения пазухи жидким талым раствором 13;

- заполнение пазухи жидким талым раствором 13;

- прогрев длительностью τ2 пазухи с раствором 13 путем передачи тепла из полости 3 с целью обеспечить протаивание пограничного с пазухой слоя грунта и, следовательно, его лучшего смерзания в дальнейшем с раствором пазухи;

- охлаждение длительностью τ3 нагретой зоны путем передачи «холода» из полости 9 для обеспечения смерзания боковой поверхности столба с грунтовым раствором и окружающим грунтом.

На чертеже (фиг.2) позицией 14 обозначен слой прилегающего к скважине грунта, который необходимо нагреть, позицией 15 - окружающий грунт, позицией 16 - ось опоры.

Основные параметры скважины 1 (см. фиг.1 и 2) характеризуются следующими соотношениями:

где lскв - полная глубина скважины, м;

lст.п - длина подземной части столба, м;

lщ - толщина щебеночной подушки, м;

rскв - радиус скважины, м;

rст - радиус столба, м;

b - толщина зазора (пазухи) между стенками скважины и внешней поверхностью столба, м.

Длину подземной части столба «lст.п.» и его радиус «rст» определяют в процессе проектирования моста, исходя из требуемой несущей способности столба. Толщину щебеночной подушки lщ назначают по конструктивным соображениям, исходя из вида грунтов оснований, нагрузки на столб и т.п. Толщина lщ составляет обычно 1-2 м.

Радиус скважины назначают, исходя из радиуса столба «rст» и толщины зазора (пазухи) «b». В свою очередь, толщина зазора «b» определяется по конструктивно-технологическим соображениям, исходя из вида грунтового раствора, глубины скважины, технологии заполнения. Обычно величина «b» равна 0,05-0,15 м.

Необходимая длительность прогрева «τ1» может быть получена на основе следующих рассуждений.

За время «τ1» в стенку металлического столба поступает из полости количество тепла «g1» (ккал), которое может быть выражено следующей зависимостью:

С другой стороны, для того, чтобы нагреть стенку металлического столба до температуры «tкон», необходимо затратить то же количество «q1», выраженное зависимостью:

Из равенства правых частей приведенных выше зависимостей (3) и (4) можно найти величину «τ1»:

В формулах (3) (5) приняты следующие обозначения:

t1 - средняя температура воздуха в полости столба в процессе нагрева, град;

tcp - средняя температура стенок столба в процессе его нагрева, град;

tнач, tкон - соответственно начальная температура столба (в момент начала нагрева после погружения столба в скважину), конечная температура столба в момент окончания его нагрева, град;

C - объемная теплоемкость металла, ккал/(м3·град).

C=860 ккал/(м3·град);

V - объем расчетного участка нагрева. Принимаем площадь нагрева равной F=1 м2. Тогда

V=δ·F=δ, м3;

Δt=tкон-tнач, град;

R1=0,1+δ/72=0,1 час·град/ккал

Значением δ/72 по сравнению с другими составляющими здесь и далее можно пренебречь.

α=10 ккал/(м2·час·град); α - коэффициент теплоотдачи, ккал/(м2·час·град);

λ=36 ккал/(м·час·град); λ - коэффициент теплопроводности стали, ккал/(м·час·град);

После преобразований получаем:

Необходимая длительность прогрева τ2 может быть получена на основе следующих рассуждений.

После заполнения пазухи грунтовым раствором в некоторый запас принимаем, что температура металлической трубы «tтр» и грунтового раствора «tp» опустилась до значения плюс 0°C, а температура «tгр» прилегающего к стенке скважины слоя грунта толщиной «b1» поднялась до значения минус 0°C (фиг.2). Ставится задача перевести слой грунта толщиной «b1» из мерзлого состояния в талое (т.е. до +0°C). При этом температура воздуха в полости столба равна «t1».

Количество тепла, которое необходимо для вышеуказанной цели можно разделить на три составляющие: соответственно для нагрева стенки столба толщиной «δ», слоя «b» грунтового раствора и слоя «b1» грунта, прилегающего к стенке скважины.

Время нагрева τ2 можно условно разделить на 3 этапа: , , , соответственно необходимые для нагрева стенки столба толщиной «δ», слоя «b» грунтового раствора и слоя «b1» грунта, прилегающего к стенке скважины.

Для первого этапа

Из равенства правых частей (7) и (10) следует:

,

Для второго этапа

Из равенства правых частей (8) и (12) следует:

,

Для третьего этапа

Из равенства правых частей (9) и (14) следует:

,

Суммируя длительность этапов (11), (13), (15), получаем:

В формулах (7)-(16) приняты следующие новые обозначения, не расшифрованные ранее:

Cгр - объемная теплоемкость грунтового раствора, ккал/(м3·град). Эту величину можно принять 600 ккал/(м3·град);

Vp - объем грунтового раствора в расчетной зоне, м3. При площади F=1 м2, Vp=b, м3;

и - соответственно средняя по толщине температура стенки столба и грунтового раствора при достижении квазистационарного состояния в период непосредственно прогрева слоя грунта толщиной «b1», град;

Qгр - объемная скрытая теплота фазового перехода грунта, ккал/м3. Эту величину можно фиксировать значением 30000 ккал/м3;

Vгр - объем грунта в расчетной зоне, м3. При площади F=1 м2, Vгр=b1, м2;

tст - средняя температура стенки столба за период ее нагрева от температуры +0°C до температуры , ;

tp - средняя температура грунтового раствора за период его нагрева от температуры +0°C до температуры ;

;

;

;

.

При F=1 м2, α=10 ккал/(м2·час·град), λгр=2 ккал/(м·час·град); λ=36 ккал/(м·час·град), и приобретают следующие значения:

;

Откуда

Необходимая длительность охлаждения «τ3» может быть получена на основе следующих рассуждений.

В процессе прогрева было выделено 2 этапа: длительностью «τ1» и «τ2». Можно с достаточной для практики точностью оценить время «τ3», необходимое для охлаждения грунта раствора и столба до той, которая была в грунте в естественных условиях, следующей зависимостью:

где - время, необходимое для компенсации тепловложений, сделанных в процессе погружения;

- время, необходимое для замораживания грунтового раствора, который в пазуху подавался в талом состоянии.

Длительность «» определяется как сумма «τ1» и «τ2» с поправкой , где t0 - температура воздуха в полости столба в процессе охлаждения:

где

Составляющая «» определяется из равенства правых частей выражений (20) и (21):

В результате:

В связи с тем, что при выводе формул для «τ1», «τ2» и «τ3» с целью упрощения самих формул, а главное, для упрощения их применения путем фиксации определенными численными значениями некоторых исходных данных (которые в практике трудно определить), в указанных формулах числовые коэффициенты имеют размерность:

в формуле для τ1: 172 - (час/м); 2 - б/р;

в формуле для τ2: 86, 40 - (час/м);

1 и 0,1 - б/р;

2,5; 0,5; 0,25 - (1/м);

30000 - (град·час/м):

В формуле для τ3: 30000 - (град·час/м):

0,1 - б/р;

0,25 - (1/м).

Следует также отметить, что при выводе формул пренебрегли за их малостью тепловыми потоками со стороны массива мерзлого грунта.

Формулы для «τ1», «τ2», «τ3» могут быть существенно упрощены, если принять во внимание, что , b≈0,10 м, b1≈0,03 м, δ=0,025 м, а tнач принять -10°C:

При этом численные коэффициенты имеют следующую размерность:

2,87 - час/град;

43 - час;

1,33 - 1/град;

10 - б/р;

7,15 - час;

144 - час·град;

375 - час·град.

Пример осуществления способа

Рассмотрим пример сооружения на вечной мерзлоте столба опоры моста со следующими исходными данными.

Необходимо возвести опору моста из четырех столбов диаметром 2,0 м с толщиной стенок 0,025 м и глубиной заложения lст.п=15,0 м. С этой целью для каждого столба бурят скважину 1 глубиной lскв=16,0 м и диаметром 2,2 м. Далее засыпают и утрамбовывают слой щебня толщиной lщ=1 м. После этого устанавливают столб 2, сооружают теплоизоляцию 10 и 11 (из минваты толщиной 10 см) и по шлангу 7 подают пар с температурой 100°C. При этом средняя температура воздуха в полости обеспечивается t1=50°C. Длительность прогрева столба τ1 определяют по формуле:

Начальная температура столба tнач=-10°C. При t1=50° температура tкон будет равняться примерно 33°C .

Тогда

По приближенной формуле (24) τ1=2,44 часа.

Длительность прогрева пазухи и прилегающего к стенке скважины грунта определяем по формуле (принимаем при этом b=0,1 м; b1=0,03 м):

По приближенной формуле (25) τ2=10,03 часа.

Длительность охлаждения может быть определена по формуле:

Принимаем при этом t0=-10°C, откуда

По приближенной формуле (26) τ3=99,75 час.

Для сокращения времени охлаждения необходимо понижение температуры «t0» внутри полости во время охлаждения.

Эффективная область применения данного технического решения определяется следующим:

- в отличие от способов погружения столбов сплошного сечения, данный способ позволяет управлять прогревом зоны дальнейшего смерзания. Дело в том, что необходимо для хорошего смерзания вначале обеспечить талое состояние грунта на контакте со столбом. При погружении столбов сплошного сечения операции прогрева обеспечить практически невозможно. При погружении столбов из металлических или железобетонных труб такие операции легко осуществимы;

- возможно применение охлаждения, которое компенсирует тепловое вложение и позволяет быстро ввести сооружение в эксплуатацию.

1. Способ сооружения на вечной мерзлоте столба опоры моста, заключающийся в бурении скважины большим поперечным сечением, чем столб, установке столба в скважину, заполнении талым грунтовым раствором пазухи между стенками скважины и столбом и последующем смерзании столба с грунтовым раствором и окружающим грунтом, отличающийся тем, что он содержит операции прогрева столба длительностью τ1, прогрева длительностью τ2 пазухи, заполненной грунтовым раствором, и прилегающего к стенке скважины грунта, причем операцию прогрева столба осуществляют после установки столба в скважину, а операцию прогрева пазухи осуществляют после заполнения грунтовым раствором пазухи, при этом общее время прогрева τ=τ12.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для пустотелых металлических столбов длительность прогрева столба τ1 определяют по формуле

где τ1 - средняя температура воздуха в полости столба в процессе нагрева, град; а численные коэффициенты имеют следующую размерность: 2,87 - ч/град; 43 - ч; 1,33 - град-1.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что для пустотелых металлических столбов длительность τ2 прогрева пазухи и прилегающего к стенке скважины грунта определяют по формуле

при этом численные коэффициенты имеют следующую размерность: 7,15 - ч; 144 - ч·град.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что для пустотелых металлических столбов он содержит операцию охлаждения путем заполнения полости холодным воздухом, при этом длительность τ3 охлаждения определяют по формуле

где t0 - температура воздуха в полости столба в процессе охлаждения, а численный коэффициент 375 имеет размерность ч·град.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства, а именно к возведению опор мостов и других промышленных и гражданских сооружений, возводимых на вечной мерзлоте. .

Изобретение относится к мостостроению, в частности к конструкции сопряжения деревожелезобетонного пролетного строения с устоем моста. .

Изобретение относится к области мостостроения, а именно к технологии производства работ по сооружению свайных фундаментов мостовых опор как наиболее эффективных для восприятия воздействия вертикальных, горизонтальных и моментных нагрузок.

Мост // 2299945
Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при строительстве мостов, преимущественно в случаях равной высоты насыпей подходов в начале и конце моста.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении дорожных насыпей. .

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для монтажа льдозащитной оболочки. .

Изобретение относится к мостостроению, в частности к конструкциям ледостойких сооружений на свайных фундаментах и опорах, возводимых на реках с переменным уровнем ледохода, а так же может быть использовано при сооружении опор воздушной линии электропередач на переходах через водотоки.

Изобретение относится к мостостроению, а именно к защите опор мостов от воздействия ледовых нагрузок. .

Изобретение относится к мостостроению, а именно к защите опор мостов, сооружаемых на реках с ледоходом и переменным уровнем водного потока. .

Изобретение относится к береговым устоям мостов. Крайний устой моста содержит подпорную стенку, удерживающую давление грунта и выполняющую функцию опорного несущего элемента, и подферменную часть для опирания пролетного строения моста в виде монолитного ростверка, объединяющего верхние части свай. Подпорная стенка включает забитые в грунт стальные трубчатые сваи, последовательно соединенные между собой с помощью шпунтовых замков, приваренных к их наружным поверхностям. Крайний устой моста снабжен анкерно-разгрузочной платформой, установленной в грунте на дополнительных сваях со шпунтовыми замками, закрепленными на их поверхностях, обращенных к подпорной стенке. По меньшей мере часть свай подпорной стенки имеет дополнительные шпунтовые замки, служащие для обеспечения замкового соединения со шпунтовыми замками свай анкерно-разгрузочной платформы с целью анкеровки подпорной стенки. Анкерно-разгрузочная платформа эффективно снижает воздействие грунта на подпорную стенку, выполняющую функцию опорного несущего элемента. Конструкция крайнего устоя моста обладает высокими эксплуатационными свойствами, обеспечивает снижение стоимости и сроков строительства, надежна и долговечна. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к мостостроению, в частности к опорам мостов через реки. Задача изобретения - повышение устойчивости, жесткости и обтекаемости опоры моста. Опора моста имеет поперечное сечение в виде треугольника Рело. Опора моста установлена так, чтобы один из углов треугольника Рело был ориентирован против направления течения водного потока. 1 ил.

Изобретение относится к строительству мостов. Продольные трубы и поперечные трубы герметично соединены между собой. Поперечная арматура скреплена с горизонтальными сваренными между собой стальными листами. К стальным листам прикреплен герметический теплоизоляционный материал. Продольные и поперечные трубы, продольная, поперечная и спиральная арматуры расположены в бетоне. Опору устанавливают на дно реки между платформами. После заполнения опоры бетоном соединяют шлангами трубы с трубами парового котла для разогрева бетона. Теплоизоляционный материал не позволяет речной воде охлаждать бетон. 3 ил.

Автономный фундамент относится к области мостостроения и может быть использован при сооружении промежуточных опор временных мостов при большой глубине воды. Автономный фундамент промежуточных опор временных мостов включает платформу с узлами сопряжения разной высоты для поворота в требуемое рабочее положение решетчатых направляющих, на конце каждой из которых размещена винтовая свая, соединенная с приводом завинчивания в виде гидродвигателя, к которому подключены гибкие шланги высокого давления. В транспортном положении решетчатые направляющие с основными винтовыми сваями расположены поперек платформы. Решетчатые наплавляющие с маячными сваями расположены вдоль платформы с образованием второго яруса. 3 ил.

Изобретение относится к механизированным мостам. Промежуточная опора включает раздвижной ригель, две пары верхних стоек, две пары нижних стоек с опорными плитами, притом нижние стойки телескопически установлены в верхние и могут в них перемещаться и фиксироваться. На опорной поверхности плиты, выполненной в виде круга, в центре установлен фиксатор в виде наконечника штыря, при этом по периметру вписанного квадрата в круг опорной поверхности каждой плиты установлены в пазах грунтозацепы, притом диагонали вписанного квадрата с грунтозацепами параллельны соответствующим продольным осям промежуточной опоры и механизированного моста. Технический результат - повышение продольной и поперечной устойчивости механизированного моста. 9 ил.
Наверх