Регулируемая по высоте опора

Изобретение относится к регулируемой по высоте опоре (10) для полуприцепов или средств подобного типа. Опора содержит неподвижно закрепленную наружную втулку опоры (13), внутреннюю втулку опоры (14), прикрепленную к гайке на ходовом винте, приводимом во вращение через механизм переключения зубчатых передач и узел конической зубчатой передачи. Механизм переключения зубчатых передач имеет две ступени переключения зубчатых передач, выполненные с возможностью поочередного зацепления, а для передачи мощности после каждой ступени зубчатой передачи указанного механизма переключения зубчатых передач предусмотрена отдельная ступень трансмиссии с конической зубчатой парой. Достигается увеличение скорости регулирования высоты опоры. 19 з.п. ф-лы, 10 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к транспортной технике, а именно к регулируемым по высоте опорам для полуприцепов или транспортных средств подобного типа. В большинстве случаев опоры данного назначения расположены парами и используются в качестве опорных устройств на передней стороне полуприцепа.

Уровень техники

Устройство такого типа известно из патента ЕР 0675029. В соответствии с указанным документом механизм переключения зубчатых передач заключен в корпус, прикрепленный к наружной втулке опоры. Ведущий вал и вторичный вал указанного механизма переключения зубчатых передач с закрепленными на них с возможностью вращения зубчатыми колесами установлены соответственно в корпусе и в противоположной указанному корпусу стенке наружной втулки опоры. В указанном случае ведущий вал расположен ниже пары конических зубчатых колес и вдоль ходового винта. А вторичный вал указанного механизма переключения зубчатых передач расположен над венцовой шестерней, зубчатая часть которой, будучи направленной вверх, входит в зацепление с конической шестерней, закрепленной с возможностью вращения на указанном вторичном валу. Ведущий вал может приводиться во вращение при помощи кривошипной рукоятки. Для быстрой регулировки высоты опоры полуприцепа посаженное на ведущий вал цилиндрическое зубчатое колесо большого диаметра выполнено с возможностью зацепления с посаженным на вторичный вал цилиндрическим зубчатым колесом меньшего диаметра. Регулировка же высоты опоры под нагрузкой осуществляется при взаимодействии шестерни на ведущем валу с цилиндрическим зубчатым колесом большого диаметра в зубчатой паре на вторичном валу. В режимах как медленной, так и ускоренной регулировки высоты опоры дальнейшая передача потока мощности на ходовой винт осуществляется при помощи конической зубчатой пары и указанное устройство отличается излишними габаритами.

Парные опоры данного типа также известны из патента ЕР 1104369 В1. В раскрываемом в указанном патенте устройстве опоры для полуприцепа автомобильного тягача механизм переключения зубчатых передач почти полностью заключен внутрь конструкции опоры, при этом для реализации данной цели ведущий вал механизма переключения зубчатых передач и ходовой винт расположены за пределами средней части опоры, установленной на типовой опорной плите. Ведущий вал и вторичный вал установлены на широкой крышке, которая прикреплена к передней стенке наружной втулки опоры и выступает наружу, что требует дополнительного пространства для установки механизма переключения зубчатых передач. Указанный ведущий вал, выполненный направленным в сторону ходового винта, оснащен шестерней для зацепления с зубчатым колесом большого диаметра в составе зубчатой пары, выполненной за одно целое со вторичным валом, и тем самым реализует передачу при регулировке опоры под нагрузкой. Дополнительное зубчатое колесо большого диаметра, которое установлено концентрически на ведущем валу, может входить в зацепление и приводиться во вращение от шестерни после осевого смещения указанного приводного вала. Указанное зубчатое колесо большого диаметра входит в зацепление с шестерней, которая является частью зубчатой пары вторичного вала и при помощи которой реализуется передача крутящего момента при ускоренной регулировке высоты опоры при отсутствии нагрузки. На верхней части ходового винта имеется закрепленная с возможностью вращения венцовая шестерня, зубчатая часть которой направлена вверх с возможностью зацепления с конической шестерней расположенного выше указанного вторичного вала. Также как и в предыдущем случае, коническая зубчатая пара здесь является второй ступенью передачи в режиме как медленной, так и ускоренной регулировки высоты опоры.

Недостатком этих известных из уровня техники конструкций опор является, в частности, то, что после указанного механизма переключения передача потока мощности осуществляется во всех случаях, т.е. как в режиме регулировки высоты опоры под нагрузкой - операция подъема, так и в режиме быстрой регулировки высоты опоры при отсутствии нагрузки на нее, при помощи одной и той же ступени конической зубчатой передачи. По причине своего высокого передаточного отношения понижающая ступень конической зубчатой передачи в действительности пригодна лишь для осуществления операции подъема опоры. Данное обстоятельство ведет к тому, что в ранее известных конструкциях опор прирост скорости за счет повышающей ступени механизма переключения передач в очень большой мере сводится на нет свойствами понижающей конической зубчатой передачи. Другим следствием также является и то, что следующий в данной кинематической схеме ходовой винт обеспечивает выдвижение либо втягивание внутренней втулки опоры лишь только с относительно невысокой скоростью, хотя указанный недостаток и именуется повсеместно в автотранспортной отрасли высокоскоростной зубчатой передачей, дающей экономию времени регулировки высоты опоры.

Целью настоящего изобретения является создание регулируемой по высоте опоры для полуприцепов с высокоскоростной зубчатой передачей, позволяющей достичь существенной экономии времени регулировки высоты опоры, причем все детали трансмиссии указанной опоры должны помещаться в наружной втулке опоры, не требуя при этом наличия излишних конструктивных элементов, ведущих к увеличению площади для установки.

Раскрытие изобретения

Указанная цель достигается в соответствии с изобретением, в котором предлагается опора для полуприцепов. Для опоры по изобретению предлагается предусмотреть отдельную ступень трансмиссии для передачи крутящего момента от механизма переключения зубчатых передач на ходовой винт через высокоскоростную зубчатую передачу. В режиме работы под нагрузкой, как это имело место и ранее в стандартном варианте опоры, может быть предусмотрено наличие первой понижающей конической зубчатой передачи, которая совместно с предшествующей ей аналогичной понижающей ступенью механизма переключения и следующим после нее ходовым винтом образуют конструкцию, отличающуюся оптимальной сточки зрения мощности ручного привода. С другой стороны, независимо от этого, пара конических колес для высокоскоростной зубчатой передачи обладает, в соответствии с изобретением, особыми конструктивными преимуществами с точки зрения трансмиссии, если данная пара конических зубчатых колес обеспечивает существенно более прямую трансмиссию, чем вышеуказанная первая коническая передача. Таким образом, с практической точки зрения передаточное отношение 1:1 уже обеспечивает, к примеру, более чем двойной прирост скорости регулировки высоты опоры и соответствующую экономию времени регулировки по сравнению с обычными опорами.

Данная конструкция представляет собой замечательную возможность расположить ведомые шестерни над выходным валом механизма переключения зубчатых передач.

Благодаря данной особенности, уже не является необходимым располагать указанный выходной вал над ходовым винтом и ведомой шестерней, как это приходилось делать ранее в силу недостаточности проработки компоновки по высоте известных из уровня техники устройств и наличия заданной величины высоты крепления, что позволяет конструктивно уменьшить габариты узла подъема опоры.

В одном из усовершенствованных вариантов осуществления изобретения предусматривается наличие опорной части, на которую совместно устанавливаются выходной вал, а также ходовой винт и узел конической зубчатой передачи. Таким образом, трансмиссионная часть опоры становится по габаритам очень компактной.

В соответствии с изобретением узел конической зубчатой передачи, располагаемый на указанной опорной части, выполнен в виде цельной конструкции и предпочтительно содержит высокоскоростную ступень зубчатой передачи и связанную с ней коническую шестерню, а также валик. Однако также представляется возможным соединить целиком указанные шестерни с возможностью вращения с использованием для этой цели компактной оси.

Зубчатая передача подобного типа выгодно отличается тем, что она может быть установлена сверху как элемент конструкции на указанную опорную часть, а также тем, что для ее установки не требуется специального установочного отверстия в передней части опоры.

В соответствии с другим более совершенным вариантом осуществления изобретения ведомая коническая шестерня для высокоскоростной зубчатой передачи устанавливается на ходовой винт совместно с ведомой конической шестерней для низкоскоростной зубчатой передачи либо ведомая коническая шестерня для высокоскоростной зубчатой передачи крепится к ведомой конической шестерне для низкоскоростной зубчатой передачи с установкой последней на ходовой винт.

Ведомая коническая шестерня для низкоскоростной передачи также может быть оснащена второй конической передачей, зубчатая часть которой соответствует ведомой конической шестерне для высокоскоростной зубчатой передачи, делая тем самым излишним наличие последней ведомой конической шестерни в качестве детали.

В экономическом же отношении размер конических зубьев для высокоскоростной передачи, работающих под меньшей нагрузкой, может быть меньше, чем размер конических зубьев для низкоскоростной передачи.

Четыре зубчатых колеса механизма переключения зубчатых передач выполнены таким образом, что зубчатое колесо и шестерня высокоскоростной ступени зубчатой передачи расположены перед ходовым винтом, а зубчатое колесо и шестерня низкоскоростной ступени зубчатой передачи расположены за указанным ходовым винтом.

Благодаря этой конструкции по данному изобретению возможно центральное расположение ходового винта, при этом укороченный выходной вал может быть помещен за ходовым винтом и быть направленным в сторону от него.

Если в соответствии с изобретением выходной вал механизма переключения скоростей предпочтительно оснащен в качестве соединительного средства двумя идущими в радиальном направлении зубцами, то после приведения указанных зубцов в надлежащее зацепление вращающий момент передается на зубчатое колесо большого диаметра высокоскоростной ступени передачи, установленное без зацепления в положении свободного хода на ведущем валу, либо указанный вращающий момент передается на шестерню, предусмотренную для низкоскоростной зубчатой передачи, причем возможно также и промежуточное состояние, когда зубчатое колесо имеет свободный ход. Таким образом, реализуется экономически рентабельный режим переключения скоростей.

Шестерня низкоскоростной ступени зубчатой передачи механизма переключения зубчатых передач оснащена полым валом, внутрь которого может быть установлен с возможностью осевого смещения ведущий вал. Также в соответствии с изобретением полый вал указанной шестерни может быть выполнен с областями зацепления с имеющимися на ведущем валу указанными зубцами.

В предпочтительном варианте осуществления изобретения выходной вал представляет собой деталь с квадратным поперечным сечением и опорной шейкой цилиндрической формы, которая может быть установлена с возможностью принудительной блокировки в узел цилиндрического/конического зубчатого колеса, значительно упрощая тем самым операцию сборки устройства.

В ином варианте осуществления изобретения предлагается установить двигатель на кронштейн той опоры из пары опор, которая не имеет в своем составе механизма переключения скоростей и соединена передаточным валом с выходным валом той опоры, где имеется указанный механизм переключения зубчатых передач с приводом от кривошипной рукоятки. Функцией двигателя здесь является передача крутящего момента на полый вал-шестерню.

Преимуществом здесь является то, что таким образом в изобретении реализуется механизированный привод пары опор для полуприцепа, например с целью осуществления операции автоматизированного сцепления или расцепления полуприцепа и автомобильного тягача, причем вариант выполнения данной операции ручным способом становится актуальным лишь в особых либо аварийных ситуациях.

Во втулке опорного фланца для осуществления фиксации положения передачи выполнены три радиальных канавки, предназначенные для зацепления с шариковым подпружиненным элементом, закрепленным на ведущем валу.

Таким образом, при реализации механизированного привода опор полуприцепа, когда имеет место среднее положение зацепления, преимущество данной конструкции заключается в том, что механизм переключения зубчатых передач с ручным приводом остается в состоянии свободного хода.

Другой вариант осуществления изобретения предусматривает возможность передачи мощности на ходовой винт через высокоскоростную зубчатую передачу. Для данной цели предлагается использовать промежуточный редуктор, содержащий цилиндрическую и коническую шестерни, который будет располагаться в осевом направлении перед цилиндрическим и коническим колесами низкоскоростной зубчатой пары. Преимущество здесь заключается в том, что с наружной стороны внутрь узла, содержащего цилиндрическое зубчатое колесо и коническую шестерню, может устанавливаться опорная шейка выходного вала для привода второй опоры из пары.

Ходовой винт с установленными на нем ведомыми коническими шестернями, зубья которых направлены вверх, может монтироваться на опорной пластине.

Другим преимуществом является то, что ведущий вал механизма переключения зубчатых передач должен быть установлен таким образом, что, находясь в параллельном положении по отношению к промежуточному редуктору, указанный ведущий вал проходит в наружную втулку опоры на расстояние, соответствующее ширине зубчатого колеса большого диаметра высокоскоростной передачи, а также соответствующее установочной глубине при посадке в полый вал-шестерню.

Достоинством конструкции также является и то обстоятельство, что зубчатое колесо и коническая шестерня низкоскоростной передачи могут быть выполнены в виде единого узла с цапфой под подшипник с возможностью установки на нее промежуточного редуктора.

Также цапфой под подшипник с возможностью установки на нее промежуточного редуктора может служить консольный конец выходного вала, который устанавливают с задней стороны через цельный узел зубчатого колеса и конической шестерни, облегчая тем самым операцию сборки устройства.

В предпочтительном варианте указанный промежуточный редуктор конструктивно выполняется в виде единого узла таким образом, что с одной его стороны имеется отверстие подшипника скольжения для посадки на опорную шейку узла цилиндрического/конического зубчатого колеса либо на цапфу консольного конца выходного вала, а другая сторона расположена в передней части опоры.

Указанный промежуточный редуктор, кроме того, может быть выполнен таким образом, что вместо отверстия подшипника скольжения там может быть предусмотрена опорная шейка с возможностью посадки на нее узла цилиндрического/конического зубчатого колеса низкоскоростной передачи либо коробки отбора мощности, при этом коническая передача устанавливается с возможностью принудительной блокировки, что способствует удобству сборки.

В дополнительном варианте осуществления изобретения предлагается использовать узел привода зубчатой передачи, расположенный параллельно с промежуточным редуктором и узлом цилиндрического/конического зубчатого колеса для поочередного направления потока мощности через высокоскоростную передачу на промежуточный редуктор либо через низкоскоростную передачу на узел цилиндрического/конического зубчатого колеса.

В предпочтительном варианте выполнения в виде цельной конструкции узел привода зубчатой передачи может иметь на одном конце зубчатое колесо большого диаметра для высокоскоростной передачи, а на противоположном конце может иметь шестерню для низкоскоростной передачи.

Узел привода зубчатой передачи может быть соединен с возможностью вращения и осевой фиксации с ведущим валом механизма переключения скоростей с вхождением последнего надлежащим для этого образом лишь на малое расстояние в наружную втулку опоры, по сравнению с предыдущим вариантом осуществления изобретения. Помимо указанного соединения одним концом с ведущим валом и осуществления тем самым установки узла привода зубчатой передачи в опору является предпочтительным посадить противоположный конец узла привода зубчатой передачи с возможностью осевого смещения на опорную шейку вала, имеющегося на внутренней стороне задней стенки наружной втулки опоры.

В результате осевого смещения ведущего вала узел привода зубчатой передачи также соответственно смещается и тем самым приводится либо в положение высокоскоростной передачи, либо в положение низкоскоростной передачи, либо в промежуточное между ними нейтральное положение. В данном варианте неиспользуемое в передаче зубчатое колесо или шестерня соответственно выводится из зацепления.

Предпочтительным также является и наличие в составе указанной опоры полуприцепа опорной пластины, в которую устанавливается ходовой винт. При этом указанная опорная пластина имеет форму чаши и, предпочтительно, прямоугольную кромку. В отличие от чашеобразной формы, отдельные части кромки указанной опорной пластины могут быть выполнены более высокими.

Кроме этого, если гайка ходового винта расположена во внутренней втулке опоры, а не поверх нее, то указанная внутренняя втулка может благоприятным образом проходить вверх до той точки, где ее верхняя торцевая поверхность, при втянутом положении втулки, встречается до упора непосредственно с нижней частью кромки предложенной чашеобразной опорной пластины.

Если части кромки указанной опорной пластины выполнены более высокими, то боковые стенки указанной внутренней втулки опоры, при их соответствии указанной торцевой поверхности либо при наличии прорезей, могут также соответственно перемещаться далее вверх. Это дает возможность в соответствии с изобретением выполнять опоры с чрезвычайно малой габаритной высотой конструкции и с относительно большой высотой подъема. В практическом отношении данное свойство полезно с точки зрения высоты дорожного просвета. Это в особенности относится к опорам для большегрузных полуприцепов с низкорасположенной по отношению к грунту рамой. В случае же более высоких опор для транспортных средств с большим клиренсом данный вариант осуществления изобретения предусматривает получение более существенной области перекрытия между наружной и внутренней втулками опоры, благодаря наличию более существенного хода указанной внутренней втулки в верхнем направлении при выдвинутом положении опоры. Указанное приращение величины перекрытия между втулками благоприятно сказывается на поперечной жесткости конструкции, а следовательно, и на эксплуатационной надежности опор.

И наконец, если указанный ведущий вал механизма переключения зубчатых передач, расположенный выше указанного промежуточного редуктора высокоскоростной ступени зубчатой передачи, установлен со смещением в поперечном направлении по отношению к указанному промежуточному редуктору, то данная особенность также благоприятно сказывается на конструкции зубчатой передачи.

Предпочтительные варианты осуществления настоящего изобретения раскрываются в зависимых пунктах формулы изобретения.

Краткое описание чертежей

Далее сущность изобретения поясняется со ссылками на следующие фигуры чертежей:

Фиг.1 - опора по настоящему изобретению, показана на виде спереди,

Фиг.2 представленная на Фиг.1 опора показана на виде сбоку,

Фиг.3 - первый продольный разрез по секущей линии А-А опоры, представленной на Фиг.1, где механизм переключения зубчатых передач изображен в положении высокоскоростной зубчатой передачи,

Фиг.4 - второй продольный разрез опоры, который подобен разрезу, представленному на Фиг.2, где механизм переключения зубчатых передач изображен в положении низкоскоростной зубчатой передачи,

Фиг.5 - третий продольный разрез опоры, который подобен разрезу, представленному на Фиг.2, где механизм переключения зубчатых передач изображен в положении низкоскоростной зубчатой передачи,

Фиг.6 - четвертый продольный разрез опоры, который подобен разрезу, представленному на Фиг.2, где механизм переключения зубчатых передач изображен в положении высокоскоростной зубчатой передачи,

Фиг.7 - пятый продольный разрез опоры, который подобен разрезу, представленному на Фиг.2, где механизм переключения зубчатых передач изображен в положении высокоскоростной зубчатой передачи,

Фиг.8 - шестой продольный разрез опоры, который подобен разрезу, представленному на Фиг.2, где механизм переключения зубчатых передач изображен в положении высокоскоростной зубчатой передачи,

Фиг.9 - седьмой продольный разрез опоры, который подобен разрезу, представленному на Фиг.2, где механизм переключения скоростей зубчатых изображен в положении высокоскоростной зубчатой передачи,

Фиг.10 - верхняя часть опоры полуприцепа на виде спереди.

Осуществление изобретения

Представленная на Фиг.1-9 опора крепится совместно с еще одной аналогичной опорой на передней части шасси полуприцепа. Опоры 10 в указанном спаренном варианте установки соединены друг с другом при помощи передаточного вала 11, пристыкованного к выходному валу 12 механизма переключения зубчатых передач, и в положении для транспортировки опора находится во втянутом положении, т.е. в укороченном виде. Выдвижение спаренных опор осуществляется непосредственно перед расцепкой полуприцепа и автомобильного тягача.

Указанная опора 10 содержит наружную втулку опоры 13 и внутреннюю втулку опоры 14, установленную с возможностью смещения в продольном направлении в указанную наружную втулку опоры. В предпочтительном варианте поперечные сечения указанной наружной втулки опоры 13 и внутренней втулки опоры 14 выполнены с квадратным поперечным сечением. Опора 10 прикрепляется к раме полуприцепа при помощи планки винтового крепления 15, установленной на наружной втулке опоры 13. Для постановки опоры на грунт на нижнем торце внутренней втулки опоры 14 имеется пята 16. В дополнение к этому в составе опоры 10 имеется ходовой винт 17 с гайкой 18.

Как показано на Фиг.1-4, на осевом буртике (заплечике) ходового винта имеется осевой подшипник 19, на котором установлен опорный элемент 20, закрепленный в наружной втулке опоры 13. На указанном опорном элементе 20 установлены выходной вал 12, ходовой винт 17 и шестеренный узел 21. В составе указанного шестеренного узла, выполненного в виде цельной конструкции, имеются цилиндрическая шестерня 21а, ведущая коническая шестерня 21b и валик 21с. Для установки и крепления шестеренного узла 21 в указанном опорном элементе имеются полости 22, 23 и открытые сверху точки опоры 24. Аналогично в опорном элементе 20 также имеется полость 25 большего размера для установки зубчатого колеса 26 и второй ведущей конической шестерни 27 низкоскоростной ступени зубчатой передачи механизма переключения. Помимо этого, на опорном элементе 20 расположены вторая ведомая коническая шестерня 28 для низкоскоростной передачи и первая ведомая коническая шестерня 29 для высокоскоростной передачи. Данные ведомые конические шестерни 28, 29 установлены с возможностью вращения, но без возможности осевого смещения, на опорной шейке ходового винта 17. При этом зубья ведомых конических шестерен 28, 29 направлены вниз. Вторая ведомая коническая шестерня 28 взаимодействует со второй ведущей конической шестерней 27, расположенной ниже и прикрепленной к выходному валу 12. А ведущая коническая шестерня 21b шестеренного узла 21 входит снизу в зацепление с первой ведомой конической шестерней 29.

Указанный укороченный выходной вал (12) механизма переключения зубчатых передач, имеющий квадратное поперечное сечение и цилиндрическую опорную шейку, может быть легко установлен с возможностью принудительной блокировки в зубчатом колесе 26, соединенным со второй ведущей конической шестерней 27 и с целью фиксации в осевом направлении указанный вал прикреплен к втулке с буртиком. Параллельно оси выходного вала 12 и над ведомыми коническими шестернями 28, 29 расположен полый вал-шестерня 30 с возможностью зацепления с зубчатым колесом 26. Указанный полый вал-шестерня 30 установлен на тыльной стороне задней стенки наружной втулки опоры, при этом в указанный полый вал-шестерню, как в опору, коаксиально вводится один конец ведущего вала 31, второй конец которого опирается на втулку опорного фланца 32, установленную на передней стороне наружной втулки опоры 13. Между передней торцевой поверхностью полого вала-шестерни 30 и втулкой с буртиком 33, установленной в стенке наружной втулки опоры 13, имеется зубчатое колесо 34, установленное с зазором на ведущий вал 31 механизма переключения зубчатых передач и являющееся частью высокоскоростной ступени указанного механизма переключения передач. В отверстии указанного зубчатого колеса 34 выполнены две осевые канавки 34а, а в передней части указанного вала-шестерни 30 имеются глухое цилиндрическое отверстие 30а и сплошной поперечный паз 30b, соответствующий ширине осевых канавок 34а.

На указанном ведущем валу 31 имеются два проходящих в радиальном направлении зубца 31а, которые в результате соответствующего осевого смещения ведущего вала 31 могут входить в зацепление либо с осевыми канавками 34а либо с поперечным пазом 30b с возможностью избирательной передачи крутящего момента от поворотной кривошипной рукоятки 35 на высокоскоростную ступень зубчатой передачи либо на низкоскоростную ступень зубчатой передачи механизма переключения зубчатых передач. А в случае выведения зубцов 31а, в качестве нейтрального положения, в область глухого цилиндрического отверстия 30а, зубчатое колесо оказывается без зацепления на холостом ходу.

Для блокировки ведущего вала 31 от нежелательного смещения в осевом направлении при повороте указанного вала от кривошипной рукоятки, а также для надежного удержания механизма ручного привода в отключенном состоянии, например при наличии механизированного привода на пару опор, во втулке опорного фланца 32 выполнены три радиальные канавки 32а, с которыми избирательно входит в зацепление шариковый подпружиненный элемент 31b, расположенный на ведущем валу 31.

В целях наглядной демонстрации работы механизма переключения зубчатых передач на Фиг.3 направление потока мощности высокоскоростной зубчатой передачи схематически показано стрелками. Штрихпунктирной линией показано направление отбора потока мощности на соседнюю опору. Аналогичным образом направление потока мощности показано на Фиг.4.

Представленная на Фиг.5 опора 10 по настоящему изобретению содержит установленный на опорной пластине 36 ходовой винт 37 с закрепленной на нем ведомой конической шестерней 38 с двумя концентрическими зубчатыми частями 38а/38b, при этом валик 39 выполнен с отверстием в торце своего свободного конца, причем первая ведущая коническая шестерня (39а) выполнена за одно целое с вышеуказанным валиком (39) в зоне его свободного конца, в зоне его консольного конца установлено зубчатое колесо ступени зубчатых колес (39b).

Опорный элемент (42) установлен в наружной втулке опоры (13), при этом валик (39) выполнен с опорной шейкой (39d), a выходной вал (41) выполнен с отверстием в торце своего конца, причем вышеупомянутая опорная шейка (39d) установлена в вышеупомянутом отверстии выходного вала (41), при этом первая ведущая коническая шестерня (39а) установлена на вышеупомянутой опорной шейке (39d) с возможностью принудительной блокировки. Опорный элемент (42) установлен в наружной втулке опоры (13), при этом указанная первая ведущая коническая шестерня (39а) установлена на вышеуказанном валике (39) в зоне, ближней к консольному концу указанного валика (39).

На ведущем валу 31 установлено с возможностью вращения зубчатое колесо 44 большого диаметра для высокоскоростной зубчатой передачи. При этом на внутренней поверхности указанного зубчатого колеса 44, помимо осевых канавок 44а для передачи на зубчатое колесо крутящего момента в результате зацепления с зубцами 31а ведущего вала 31 также имеется глухое цилиндрическое отверстие 44b для зубцов 31а при нахождении зубчатого колеса в свободном состоянии. Положение оси ведущего вала 31 показано для случая высокоскоростной зубчатой передачи. Траектория передачи усилия в случае высокоскоростной зубчатой передачи проходит от ведущего вала 31 через зубчатое колесо 44 и зубчатое колесо ступени зубчатых колес 39b на валик 39 и далее, через первую ведущую коническую шестерню 39а, на зубчатое колесо ступени зубчатых колес 38b ведомой конической шестерни 38 и затем на ходовой винт (показано стрелками на Фиг.5).

Одновременно часть крутящего момента передается от ведомой конической шестерни 38 через ее зубчатую часть на коническую шестерню 40b и через цапфу вторичного вала отбора мощности 41 и передаточный вал 11 (см. Фиг.1) передается далее на соседнюю опору (показано штрихпунктирной линией на Фиг.5). В данном варианте осуществления опоры 10 по изобретению полый вал-шестерня 30 имеет лишь поперечные пазы 30b, выполненные на его на торцевой поверхности, которые после перехода на ведущий вал 31 оказываются в зацеплении с зубцами 31а ведущего вала, и низкоскоростная зубчатая передача реализуется описанным ранее образом.

В противоположность опоре, показанной на Фиг.5, у изображенной на Фиг.6 опоры 10 ведущая коническая шестерня 39а валика 39 расположена на другом торце его полого вала. В функциональном отношении данный вариант опоры выгодно отличается от тех опор, которые имеются в настоящее время на рынке и это отличие состоит в том, что направления вращения приводных элементов в случае высокоскоростной и низкоскоростной зубчатых передач являются противоположными. Так, с направлением вращения кривошипной рукоятки 35 возможно конкретно определиться при задействовании высокоскоростной передачи, т.е. при выдвижении (ход наружу) внутренней втулки опоры 14 без нагрузки, причем это возможно сделать таким образом, что при необходимости можно без труда вращать кривошипную рукоятку против часовой стрелки. И наоборот, втягивание (ход внутрь) внутренней втулки опоры 14, когда возникает необходимость в приложении к рукоятке более существенного усилия, может осуществляться с большим удобством вращением кривошипной рукоятки по часовой стрелке. С другой стороны, в случае низкоскоростной зубчатой передачи, выдвижение внутренней втулки опоры 14, т.е. операцию подъема груза, можно как и прежде с успехом продолжать осуществлять, вращая кривошипную рукоятку по часовой стрелке. На Фиг.6 стрелками или штрихпунктирными линиями обозначено направление потока мощности в случае высокоскоростной зубчатой передачи.

На Фиг.7, в отличие от Фиг.5, показана опора 10, выходной вал 41 которой имеет опорную шейку 41а, причем часть последней установлена с возможностью принудительной фиксации в узел конического зубчатого колеса 40 и на указанной опорной шейке 41а дополнительно установлено с возможностью вращения зубчатое колесо ступени зубчатых колес 39. Работа опоры описывается применительно к Фиг.5.

На Фиг.8 показана опора 10 в соответствии с Фиг.5, имеющая в своем составе полностью цилиндрический промежуточный редуктор со второй опорной шейкой 39d, который установлен с возможностью вращения в узле конического зубчатого колеса 40 и в цапфе 41 выходного вала. При этом ведомая коническая шестерня 39а закреплена с возможностью вращения. Работа опоры описывается применительно к Фиг.5.

На Фиг.9 показана опора 10, имеющая в своем составе узел привода конической зубчатой передачи 45, содержащий зубчатое колесо 45а. Одной своей стороной узел привода конической зубчатой передачи 45 соединен с помощью штифта в осевом направлении и с возможностью вращения с ведущим валом 31. А другой своей стороной узел привода конической зубчатой передачи 45 установлен с возможностью осевого перемещения на опорной шейке 46, которая расположена на внутренней стороне задней стенки наружной втулки опоры 13. В случае задействования высокоскоростной зубчатой передачи опоры 10 указанное зубчатое колесо 45а в составе узла привода зубчатой конической передачи 45 входит в зацепление с зубчатым колесом ступени зубчатых колес 39b в составе валика 39, и направление имеющегося при этом потока мощности обозначено стрелками на Фиг.9. Если с целью переключения в режим низкоскоростной зубчатой передачи ведущий вал 31 вталкивается внутрь на максимально возможное расстояние, то зубчатое колесо конической передачи 45b в составе узла привода зубчатой конической передачи 45 входит в зацепление с зубчатым колесом 40а в составе узла конического зубчатого колеса 40, а поток мощности затем направляется по траектории, указанной в описанных ранее вариантах осуществления изобретения. Когда же узел привода зубчатой конической передачи 45 находится в промежуточном положении относительно оси, указанные зубчатое колесо 45а и зубчатое колесо конической передачи 45b оказываются выведенными из зацепления, что соответствует нейтральной передаче.

Кроме этого, на Фиг.9 показана выполненная в форме чаши опорная пластина 36, в области кромки которой имеется прорезь 36а под зубчатое колесо 40а. Кромка указанной выполненной в форме чаши опорной пластины 36 приварена к наружной втулке опоры 13. В изображенном на чертеже походном положении внутренняя втулка опоры 14 проходит до самой нижней области указанной кромки выполненной в форме чаши опорной пластины 36. Способ крепления гайки 18 во внутренней втулке опоры 14 на чертеже не показан.

В заключение на Фиг.10 показан вариант осуществления опоры по изобретению, в котором ведущий вал 31 механизма переключения зубчатых передач, расположенный над валиком 39 высокоскоростной ступени зубчатой передачи, установлен со смещением в поперечном направлении от указанного валика 39, например на величину X.

1. Регулируемая по высоте опора (10) для полуприцепов или средств полуприцепного типа, содержащая неподвижно закрепленную наружную втулку опоры (13), механизм переключения передач, снабженный двумя ступенями зубчатых колес, выполненными с возможностью поочередного включения, узел конической зубчатой передачи, ходовой винт (17) с опорной шейкой, установленный с возможностью перемещения через механизм переключения передач и узел конической зубчатой передачи, гайку (18), расположенную на ходовом винте, внутреннюю втулку опоры (14), установленную с возможностью перемещения по высоте, расположенную в наружной втулке опоры и прикрепленную к гайке (18), отличающаяся тем, что узел конической передачи снабжен двумя парами конических передач, одна из которых имеет первую ведущую коническую шестерню (21b) и первую ведомую коническую шестерню (29), а другая имеет вторую ведущую коническую шестерню (27) и вторую ведомую коническую шестерню (28), при этом каждая вышеуказанная пара установлена после соответствующей ступени зубчатых колес.

2. Опора по п.1, отличающаяся тем, что указанные первая ведомая коническая шестерня (29) и вторая ведомая коническая шестерня (28) выполнены в виде единой детали, снабженной двумя коническими зубчатыми рядами, один из которых расположен в зацеплении с первой ведущей конической шестерней (21b), а другой расположен в зацеплении со второй ведущей конической шестерней (27).

3. Опора по п.1, отличающаяся тем, что первая ведомая коническая шестерня (29) установлена вмонтированной во вторую ведомую коническую шестерню (28), при этом обе вышеуказанные ведомые конические шестерни совместно закреплены на опорной шейке указанного ходового винта (17) посредством единственного крепежного элемента.

4. Опора по п.1, отличающаяся тем, что зубья указанных ведомых конических шестерен (28, 29) направлены вниз.

5. Опора по п.1, отличающаяся тем, что механизм переключения передач снабжен выходным валом (12), связанным крутящим моментом с ведомыми коническими шестернями (28 и 29).

6. Опора по п.2, отличающаяся тем, что механизм переключения передач снабжен выходным валом (12), связанным крутящим моментом с ведомой конической шестерней (28).

7. Опора по п.п.5 или 6, отличающаяся тем, что она снабжена консольно установленным валиком (21с), на котором установлена первая ведущая коническая шестерня (21b), и опорным элементом (20), в котором установлены валик (21с), выходной вал (12) и ходовой винт (17).

8. Опора по п.7, отличающаяся тем, что в указанном опорном элементе (20) образованы полости (22, 23, 25), а также открытые сверху точки опоры (23, 24, 25).

9. Опора по п.1, отличающаяся тем, что ступени зубчатых колес установлены по обе стороны оси ходового винта (17).

10. Опора по п.1, отличающаяся тем, что она содержит полый вал-шестерню (30), на которой закреплен ведущий вал (31) механизма переключения передач, при этом в концевой части указанного полого вала-шестерни имеется глухое цилиндрическое отверстие (30а) и поперечный паз (30b).

11. Опора по п.10, отличающаяся тем, что одна из ступеней зубчатых колес выполнена с осевыми канавками (34а), а ведущий вал (31) снабжен проходящими в радиальном направлении зубцами (31а), установленными с возможностью перемещения в зацепление, либо с вышеуказанными осевыми канавками (34а) ступени зубчатых колес, либо с указанным полым валом-шестерней (30).

12. Опора по п.5 или 6, отличающаяся тем, что выходной вал (12) механизма переключения передач выполнен с квадратным поперечным сечением и установлен блокированным в ступени зубчатых колес в осевом направлении посредством втулки с буртиком.

13. Опора по п.10, отличающаяся тем, что она содержит двигатель, прикрепленный к опоре (10) и выполненный с возможностью передачи крутящего момента на указанный полый вал-шестерню (30) посредством передаточного вала (11).

14. Опора по п.7, отличающаяся тем, что опорный элемент (42) установлен в наружной втулке опоры (13), при этом валик (39) выполнен с отверстием в торце своего сводного конца, причем первая ведущая коническая шестерня (39а) выполнена за одно целое с вышеуказанным валиком (39) в зоне его свободного конца, а в зоне его консольного конца установлено зубчатое колесо ступени зубчатых колес (39b).

15. Опора по п.14, отличающаяся тем, что вторая ведущая коническая шестерня (40b) снабжена выступающей опорной шейкой (40с), установленной в отверстии валика (39).

16. Опора по п.7, отличающаяся тем, что опорный элемент (42) установлен в наружной втулке опоры (13), при этом валик (39) выполнен с опорной шейкой (39d), а выходной вал (41) выполнен с отверстием в торце своего конца, причем вышеупомянутая опорная шейка (39d) установлена в вышеупомянутом отверстии выходного вала (41), при этом первая ведущая коническая шестерня (39а) установлена на вышеупомянутой опорной шейке (39d) с возможностью принудительной блокировки.

17. Опора по п.7, отличающаяся тем, что опорный элемент (42) установлен в наружной втулке опоры (13), при этом указанная первая ведущая коническая шестерня (39а) установлена на вышеуказанном валике (39) в зоне, ближней к консольному концу указанного валика (39).

18. Опора по п.1, отличающаяся тем, что она содержит опорную пластину (36), установленную на опорной шейке ходового винта (17) и выполненную в форме чаши, при этом гайка (18) расположена в указанной внутренней втулке опоры (14).

19. Опора по п.1, отличающаяся тем, что она содержит опорную пластину (36), установленную на опорной шейке ходового винта (17) и выполненную с различными по высоте частями кромок, при этом гайка (18) расположена в указанной внутренней втулке опоры (14).

20. Опора по п.1, отличающаяся тем, что она содержит осевой подшипник (19), установленный на опорной шейке (17).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подъемному устройству. .

Изобретение относится к подъемному устройству. .

Изобретение относится к подъемному устройству. .

Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению, а именно к грузоподъемным устройствам, предназначенным , например, для вывешивания сменного оборудования многоцелевых шасси.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при проходке вертикальных стволов и проведении горизонтальных горных выработок шахт в угольной и горнорудной пром.

Изобретение относится к устройствам для поднятия грузов. .

Изобретение относится к подъемнотранспортному оборудованию, в частности к винтовым домкратам. .

Аутриггер // 1234254

Изобретение относится к фиксирующему устройству для стопорения откидной рукоятки на входном валу выдвижной опорной стойки полуприцепа. Система управления выдвижными опорными стойками полуприцепов содержит рукоятку (20) и фиксирующее устройство (30) для стопорения откидной рукоятки (20) на входном валу (10) выдвижной опорной стойки. Рукоятка (20) закреплена на входном валу (10) посредством шарнира и с возможностью поворота из убранного нерабочего положения (I) в откинутое рабочее положение (II). Фиксирующее устройство (30) содержит крепежный участок (31) для крепления на рукоятке (20), а также соединенную с крепежным участком (31) скобу (33) для крепления пружины, на которой выполнен один блокирующий участок (34). Блокирующий участок (34) в откинутом рабочем положении (II) рукоятки (20) частично с геометрическим замыканием охватывает торец входного вала (10) и одновременно выполнен с предварительным натягом или растянутым (F) по отношению к этому торцу входного вала (10), что обеспечивает разъемное стопорение рукоятки (20). Достигается упрощение эксплуатации откидных или поворотных рукояток выдвижных опорных стоек. 9 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх