Устройство для эвакуации пассажиров и экипажа с терпящего аварию в воздухе летательного средства

Изобретение относится к средствам эвакуации пассажиров и экипажа летательных средств. Устройство содержит фюзеляж с отделяемыми фрагментами, имеющий распашной пассажирский салон, снабженный креслами с ресиверами и коконами-комбинезонами для пассажиров, изготовленными едиными модулями совместно с отделяемыми фрагментами смежной стенки салона летательного средства. Воздушные винты снабжены тормозными устройствами. Каждый кокон-комбинезон выполнен с возможностью при аварии наполнения сжатым газом из ресивера кресла и отстыковки от него с находящимся в центре на растяжках спасающимся. Изобретение направлено на повышение безопасности и надежности средств эвакуации. 10 ил.

 

Изобретение относится к средствам спасения людей при чрезвычайных ситуациях и может быть использовано для эвакуации пассажиров и экипажа летательных средств, терпящих аварию в воздухе.

Известно устройство спасения пассажиров и экипажа воздушного летательного средства, терпящего аварию в воздухе, выполненного с возможностью отделения от фюзеляжа фрагментов пассажирского салона и кабины и спускания их на землю на специальных парашютах, "Большая советская энциклопедия", "Советская энциклопедия", М., 1975 г., том 19, стр.195.

Недостатком указанного устройства является возможность гибели спасающихся при спутывании строп парашюта.

Техническим результатом данного изобретения является повышение безопасности и надежности при спасении людей.

Достигается это тем, что летательное средство имеет распашной пассажирский салон, снабженный креслами-ресиверами с коконами-комбинезонами, изготовленными едиными модулями совместно с отделяемыми фрагментами смежной стенки салона летательного средства, выполненными с возможностью при аварии летательного средства в воздухе автоматического откидывания кресла-ресивера с пристегнутым к его кокону-комбинезону пассажиром за борт летательного средства; наполнения кокона-комбинезона сжатым газом из ресивера кресла-ресивера и отстыковывания от последнего кокона-комбинезона с находящимся в его центре на растяжках спасающимся, кроме того, воздушные винты снабжены тормозными устройствами для оперативной их остановки при эвакуации пассажиров и экипажа.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на:

- фиг.1 дан общий вид группового средства на летательном аппарате;

- фиг.2 - вид сбоку;

- фиг.3 дан вид спереди индивидуального средства (по А);

- фиг.4 - вид сзади (по Б);

- фиг.5 - вид сбоку (разрез по В-Г-Д-Е);

- фиг.6 - вид сверху (разрез по Ж-Ж);

- фиг.7 - вид сверху (разрез по К-К);

- фиг.8 - вид сверху (разрез по И-И);

- фиг.9 - вид разблокирующего приспособления, автоматически разъединяющего групповые и индивидуальные средства;

- фиг.10 - общий вид приспособления для предотвращения захлестывания водой закрытого комбинезона кокона-комбинезона при шторме.

Устройство представляет собой летательный аппарат, на полу 1 которого на шарнирах 2 смонтированы модули 3, выполненные совместно с отделяемыми фрагментами 4 смежной стены салона с установленными на них станинами кресел-ресиверов 5 с коконами-комбинезонами 6. Ресиверы 7 кресел-ресиверов 5 заполнены нейтральным сжатым газом, например гелием, и имеют выхлопное сопло 8, сочлененное с ниппелем 9 кокона-комбинезона 6. Выхлопное сопло 8 имеет кран 10, выполненный с возможностью открывания его при воздействии копира 11 после полного выхода кресла-ресивера 5 за борт летательного средства. Кран 10 предназначен для перепуска сжатого газа из ресивера 7 кресла-ресивера 5 в кокон-комбинезон 6. Ниппель 9 кокона-комбинезона 6 имеет приспособление для механического разблокирования его с выхлопным соплом 8 кресла-ресивера 5 при выравнивании давления сжатого газа в ресивере 7 кресла-ресивера 5 и в коконе-комбинезоне 6, после чего возможно самопроизвольное выдергивание ниппеля 9 кокона-комбинезона 6 с выхлопного сопла 8 ресивера 7 кресла-ресивера 5. Модули 3 с отделяемыми фрагментами 4 стен фюзеляжа летательного средства, имеющими иллюминаторы 12 и уплотняющие приспособления 13, выполнены с возможностью опрокидывания их на шарнирах 2 до упора в ограничитель 14 за борт летательного средства при помощи исполнительного органа 15, установленного на шарнирах 16.

Кокон-комбинезон 6 имеет комбинезон 17, например, из герметичной ткани и оболочку 18, например, из такой же ткани, имеющей яркую фосфоресцирующую окраску, складки ее прикреплены к комбинезону 17 при помощи липучек 19. Комбинезон 17 имеет капюшон 20 с лицевым окном 21, а также имеет приспособление 22 для дыхания. Кроме того, комбинезон 17 имеет карабины 23 и петли 24 для пристегивания спасающегося и прорези 25 с липучками для продевания в них рук спасающегося. Между наружной поверхностью комбинезона 17 и внутренней поверхностью оболочки 18 выполнены растяжки 26 со способностью располагать комбинезон 17 с пристегнутым в районе центра кокона-комбинезона 6 спасающимся при растянутом положении оболочки 18 после заполнения последней сжатым газом из ресивера 7 кресла-ресивера 5. Раскрой оболочки 18 выполнен с возможностью образования передними правой 27 и левой 28 охватными камерами при наполнении их сжатым газом запахивающих переднюю часть спасающегося элементов кокона-комбинезона 6 для защиты его от ударов о препятствие. На наружной поверхности правой камеры 28 имеется клапан 29 для удаления сжатого газа из кокона-комбинезона 6 после спасения спасающегося. Кокон-комбинезон 6 снабжен радиомаяком 30. В оболочке 18 кокона-комбинезона 6 имеется цилиндр 31 с поршнем 32, подпружиненный пружиной 33. Напротив цилиндра 31 в ресивере 7 кресла-ресивера 5 имеется цилиндр 34 с поршнем 35, подпружиненным пружиной 36. Поршень 35 имеет копир 37, выполненный с возможностью разблокирования механической связи кокона-комбинезона 6 и кресла-ресивера 5, путем выдвижения предохранительного штифта 38, подпружиненного пружиной 39, из отверстия 40 ниппеля 9 кокона-комбинезона 6 и проточки 41 выхлопного сопла 8 ресивера 7 кресла-ресивера 5, что происходит при выравнивании давления сжатого газа в ресивере 7 кресла-ресивера 5 и в коконе-комбинезоне 6. В случае отсутствия возможности для заполнения сжатым газом из ресивера 7 кресла-ресивера 5 или обнаружения утечки сжатого газа из кокона-комбинезона 6 служат индивидуальные емкости 42, 43 со сжатым газом, например гелием, на которых имеются выхлопные клапаны 44, 45, выполненные с возможностью мгновенного выпуска сжатого газа при выдергивании чеки 46, 47 под воздействием ветви 48, 49 петли-фала, расположенной у прорези 25 для рук спасающегося. На случай приводнения кокона-комбинезона 6 он имеет приспособление 22 для предотвращения захлестывания водой при шторме внутреннего пространства комбинезона 8 кокона-комбинезона 6, представляющее собой патрубок 50, связанный с одной стороны с внутренней полостью комбинезона 8, а с другой стороны имеющий колокол 51. Под последним находится шар 52 клапана, выполненного с возможностью временного перекрытия патрубка 50, путем прижатия шара 52 к уплотнительному кольцу 53 при подъеме его водой 54, заполнившей короб 55 с сетчатым дном 56. Для установления преимущественно вертикального положения спасающегося служат толстостенные индивидуальные емкости 42, 43 сжатого газа, укрепленные в подошвенных частях комбинезона 8 кокона-комбинезона 6.

Летательное средство содержит тормозные приспособления для оперативной остановки воздушных винтов летательного средства, например вертолета, при необходимости экстренной эвакуации пассажиров и экипажа из терпящего аварию в воздухе летательного средства, по команде командира летательного средства.

Работа устройства при спасении граждан при аварии на летательном средстве, например вертолете, в воздухе, когда принимается решение об эвакуации пассажиров и экипажа, ответственным лицом проверяется пристегнутость спасающихся; с пульта пилота вертолета подается команда на стопорение воздушных винтов вертолета, а затем включаются исполнительные органы 15 для опрокидывания за борт модулей 3 с креслами-ресиверами 5, на которых пристегнуты спасающиеся. После полного выхода кресел-ресиверов 5 за борт вертолета под воздействием копиров 11 на краны 10 выхлопного сопла 8 они открываются и сжатый газ из ресиверов 7 кресел-ресиверов 5 перепускается в соответствующие коконы-комбинезоны 6. Им заполняются пространства между наружными частями комбинезонов 17 и внутренними поверхностями оболочек 18. Образуются надутые сжатым газом коконы-комбинезоны 6, в комбинезонах 17 которых на растяжках 26 находятся спасаемые. При выравнивании давления в ресиверах 7 и в коконах-комбинезонах 6 разблокируются механические связи между выхлопными соплами 8 ресиверов 7 кресел-ресиверов 5 и ниппелями 9 коконов-комбинезонов 6. Это происходит следующим образом.

При высоких давлениях в ресиверах 7 поршни 35 находятся в правых положениях и копирами 37 вдавливаются предохранительные штифты 38 в отверстия 40 ниппелей 9 и в совмещенные с ними проточки 41 выхлопных сопел 8 ресиверов 7 кресел-ресиверов 5. При перепуске сжатого газа из ресиверов 7 в коконы-комбинезоны 6 последние раздуваются и создаются усилия, отталкивающие их от кресел-ресиверов 5, а при разблокировании механических связей между выхлопными соплами 8 и ниппелями 9 ничто больше не удерживает кокон-комбинезон 6 на кресле-ресивере 5, и они уходят в свободное падение. Разблокирование механических связей между выхлопными соплами 8 и ниппелями 9 происходит, когда поршни 32 и 35 устанавливаются в среднее положение. Копиры поршней 35 отходят влево, и ими прекращается вдавливание предохранительных штифтов 38 в отверстия 40. Под действием пружин 39 они выходят из проточек 41, разблокируя выхлопные сопла 8 и ниппели 9.

При отсутствии стационарных средств подачи сжатого газа или при обнаружении его утечек из кокона-комбинезона 6 спасающимся выводятся руки сквозь прорези 25 комбинезона 17 и воздействием на ветви 48, 49 петлевого фала выдергиваются чеки 46, 47 клапанов 44, 45 индивидуальных емкостей сжатого газа 42, 43. При этом сжатым газом заполняется данный кокон-комбинезон 6. Во время приземления осуществляется гашение усилий свободного падения слоем сжатого газа.

При попадании в воду кокона-комбинезона 6 обеспечивается его плавучесть и защищается тело спасающегося от переохлаждения и размокания. В случае шторма, когда захлестывается водой кокон-комбинезон 6, вода 54 заполняет короб 55 приспособления 22 для предотвращения захлестывания водой 54 внутреннего пространства комбинезона 17, чем поднимает шар 52, который прижимается к уплотнительному кольцу 53. Этим закрывается доступ воды в патрубок 50. После того как вода схлынет, короб 55 опорожняется через сетчатое дно 56 и шар 52 опускается вниз, обеспечивая доступ воздуха во внутренние пространства комбинезона 17 для дыхания спасающегося. Ввиду яркой фосфоресцирующей окраски оболочки 18 и подачи радиосигнала радиомаяком 30 обеспечивается оперативный поиск спасающихся спасателями. После спасения осуществляется стравливание сжатого газа из кокона-комбинезона 6, для чего открывается спасающимся клапан 29.

Устройство для эвакуации пассажиров и экипажа с терпящего аварию в воздухе летательного средства, содержащего фюзеляж с отделяемыми фрагментами пассажирского салона, спускаемых на землю на парашютах, отличающееся тем, что летательное средство имеет распашной пассажирский салон, снабженный креслами с ресиверами и коконами-комбинезонами, изготовленными едиными модулями совместно с отделяемыми фрагментами смежной стенки салона летательного средства, выполненными с возможностью при аварии летательного средства в воздухе автоматического откидывания кресла с ресивером с пристегнутым к кокону-комбинезону пассажиром за борт летательного средства, наполнения кокона-комбинезона сжатым газом из ресивера кресла и отстыковывания от последнего кокона-комбинезона с находящимся в его центре на растяжках спасающимся, кроме того, воздушные винты снабжены тормозными устройствами для оперативной их остановки при эвакуации пассажиров и экипажа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике. .

Изобретение относится к шасси летательного аппарата и касается шасси вертолета. Шасси содержит несущий кронштейн, имеющий первый концевой участок, присоединенный к монтажным средствам, и второй концевой участок, противоположный первому, и к которому подвешено колесо. Первый концевой участок содержит установочный участок, установленный с возможностью поворота на стержне, присоединенном к монтажным средствам и идущем поперечно к несущему кронштейну. Электрически управляемый исполнительный механизм установлен на установочном участке и приводится в действие избирательно для поворота несущего кронштейна вокруг стержня. Исполнительный механизм выступает соосно стержню от установочного участка. Также несущий кронштейн может содержать установочный участок, установленный вокруг стержня, на котором может быть установлена крышка для образования неубирающегося шасси. Достигается простота конструкции, безопасность и надежность, легкое преобразование из неубирающегося шасси в убирающееся, и наоборот. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 10 ил.

Летательный аппарат по каждому из вариантов содержит фюзеляж, сверхзвуковые крылья, топливные баки, двигатель и шасси. Первый вариант снабжен дозвуковыми отстреливающимися крыльями в комбинации со сверхзвуковыми крыльями. Второй вариант снабжен отклоняющимся аэродинамическим щитком, расположенным в днище носовой, передней части фюзеляжа внизу центроплана под кабиной и аэродинамически связанным с крыльями. Третий вариант имеет сжимаемые топливные баки, которые расположены в нишах для уборки шасси. Взлетно-посадочное шасси по каждому из вариантов имеет амортизационную стойку. Первый вариант выполнен так, что тележка взлетного шасси расположена под тележкой посадочного шасси на одной амортизационной стойке. Второй вариант выполнен так, что взлетное шасси имеет крыло-опору для посадочного шасси. Способ подъема в воздух летательного аппарата в первом варианте включает его разгон по поверхности взлетной полосы, отрыв от ее поверхности с последующим сбросом взлетного шасси так, что оно толкает посредством энергии пороховых зарядов летательный аппарат вертикально в верх. Во время отрыва от поверхности взлетной полосы летательный аппарат выводят на максимальный угол атаки посредством энергии толчка передней стойки взлетного шасси при положении устройства управления пилотированием на минимальный угол атаки, при нахождении органов управления по тангажу сзади центра тяжести летательного аппарата. Способ подъема в воздух летательного аппарата во втором варианте основан на поднятии передней стойки ноги посадочного шасси при скорости, равной скорости отрыва от поверхности взлетной полосы. Прижимают переднюю стойку посадочного шасси и взлетного шасси, отжав штурвал управления полностью от себя, а затем поднимают переднюю стойку шасси, взяв штурвал на себя до упора. Способ подъема в воздух летательного аппарата в третьем варианте включает выпуск закрылков, предкрылков механизации крыла, выпуск крыла, уменьшение угла установки крыла, включение двигателей, снятие с тормозов, выведение двигателей на взлетный режим. Механизацию крыла выпускают в положение взлет, а отражающие аэродинамические экранирующие щитки нижние, в центроплане крыла и в носу - после выведения на взлетный режим. Группа изобретений направлена на расширение арсенала технических средств. 8 н. и 5 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх