Моторное масло


 


Владельцы патента RU 2456335:

Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") (RU)

Использование: в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях. Сущность: масло содержит в мас.%: алкилсалицилат кальция 5,4-6,0, щелочной алкилфенолят кальция 1,0-1,5 или высокощелочной алкилфенолят кальция 0,7-0,8, коллоидная дисперсия карбоната кальция, стабилизированная сульфонатом кальция 1,0-1,5, борсодержащий сукцинимид 2,5-3,5, серосодержащий алкилфенол 0,4-0,6, диалкилдитиофосфат цинка 0,9-1,5, полиметакрилат 0,9-1,2, полиметилсилоксан 0,003-0,005, диалкилфенилдитиофосфат цинка 1,4-2,0, модификатор вязкости масел из числа сополимеров этилена и пропилена или гидрированных сополимеров стирола и бутадиена или гидрированных сополимеров изопрена 0,6-2,0, сложный эфир из числа диизооктилсебацината или диизооктиладипината или тригептаноата триметилолпропана 14-18, полиальфаолефиновое масло 54,0-59,5, минеральное масло до 100. Технический результат - улучшение противоизносных и антиокислительных свойств масла для всесезонного использования в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях. 2 табл.

 

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для всесезонного использования в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях.

Известна смазочная композиция дизельного моторного масла, предназначенного для применения в высокофорсированных автомобильных и тракторных дизелях, эксплуатируемых в широком диапазоне рабочих температур, включая холодные зоны с температурами до минус 60°С.

В качестве базового масла смазочная композиция содержит полиальфаолефиновое масло при следующем соотношении компонентов, мас.%:

2,2'метилен-бис-(4-метил 6-третбутилфенол) 0,1-0,3
диалкилдитиофосфат цинка 1,0-2,0
диалкилфенилдитиофосфат цинка 1,0-3,0
полиметилсилоксан 0,003-0,005
щелочной алкилсалицилат кальция 8,0-10,0
продукт конденсации алкилфенолов со средней молекулярной массой 900-1500, полиэтиленполиаминов с 3-6 аминными группами и формальдегида, модифицированный борной кислотой и алифатической монокарбоновой кислотой с 10-20 атомами углерода 1,0-3,0
диизооктилсебацинат 18,0-20,0
полиальфаолефиновое масло до 100

(Патент РФ №1391086, 20.12.1995).

Известно моторное масло, предназначенное для использования в высокофорсированных дизельных двигателях с наддувом, которое содержит следующие компоненты, мас.%:

щелочной алкилсалицилат кальция 3,9-5,5
щелочной сульфонат кальция 1,3-3,5
диалкилдитиофосфат цинка 1,9-2,1
алкенилсукцинимид 1,4-1,6
продукт конденсации алкилфенолов со средней молекулярной массой 900-1500, полиэтиленполиаминов с 3-6 аминными группами и формальдегида, модифицированный борной кислотой и алифатической монокарбоновой кислотой с 10-20 атомами углерода 1,9-2,1
полиметилсилоксан 0,003-0,0005
минеральное масло до 100

Масло может содержать 0,1-1 мас.% полиметакрилата.

(Патент РФ №2034908, 10.05.1995).

Недостатком известных масел для высокофорсированных дизельных двигателей является невозможность обеспечить достаточно высокие противоизносные и противоокислительные свойства.

Наиболее близким к заявленному маслу по составу является моторное масло для высокофорсированных дизельных двигателей, содержащее следующие компоненты, мас.%:

щелочной алкилсалицилат кальция 4,7-5,7
щелочной сульфонат кальция 0,9-1,1
диалкилдитиофосфат цинка 1,2-1,4
полиметакрилат 2,2-2,6
полиметилсилоксан 0,003-0,005
2,2' метилен-бис-(4-метил-6-третбутилфенол) 0,19-0,21
диизооктилсебацинат 8,0-12,0
полиальфаолефиновое масло 54,0-58,0
минеральное масло до 100

(Патент РФ №2123515, 20.12.1998).

Однако указанное масло также не обеспечивает достаточно высокие противоизносные и антиокислительные свойства.

Задачей изобретения является разработка состава моторного масла для всесезонного использования в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях, обеспечивающего улучшение противоизносных и антиокислительных свойств моторного масла.

Для решения поставленной задачи предлагается моторное масло, содержащее: базовое масло, представляющее собою смесь минерального, полиальфаолефинового масел и сложного эфира из числа диизооктилсебацината или диизооктиладипината или тригептаноата триметилолпропана; алкилсалицилат кальция, щелочной алкилфенолят кальция или высокощелочной алкилфенолят кальция, коллоидную дисперсию карбоната кальция, стабилизированную сульфонатом кальция, борсодержащий сукцинимид, серосодержащий алкилфенол, диалкилдитиофосфат цинка, полиметакрилат, полиметилсилоксан, диалкилфенилдитиофосфат цинка и модификатор вязкости из числа сополимеров этилена и пропилена, или гидрированных сополимеров стирола и бутадиена, или гидрированных сополимеров изопрена, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

алкилсалицилат кальция 5,4-6,0
щелочной алкилфенолят кальция 1,0-1,5 или
высокощелочной алкилфенолят кальция 0,7-0,8
коллоидная дисперсия карбоната кальция,
стабилизированная сульфонатом кальция 1,0-1,5
борсодержащий сукцинимид 2,5-3,5
серосодержащий алкилфенол 0,4-0,6
диалкилдитиофосфат цинка 0,9-1,5
полиметакрилат 0,9-1,2
полиметилсилоксан 0,003-0,005
диалкилфенилдитиофосфат цинка 1,4-2,0
модификатор вязкости масел 0,6-2,0
сложный эфир из числа диизооктилсебацината,
или диизооктиладипината или
тригептаноата триметилолпропана 14,0-18,0
полиальфаолефиновое масло 54,0-59,5
минеральное масло до 100%

Отличием предлагаемого состава моторного масла от прототипа является заявленное соотношение компонентов, а также то, что масло дополнительно содержит щелочной или высокощелочной алкилфенолят кальция, коллоидную дисперсию карбоната кальция, стабилизированную сульфонатом кальция, борсодержащий сукцинимид, диалкилфенилдитиофосфат цинка и модификатор вязкости из числа сополимеров этилена и пропилена, или гидрированных сополимеров стирола и бутадиена, или гидрированных сополимеров изопрена, а в качестве алкилфенольного компонента содержит серосодержащий алкилфенол. Основным отличием в предлагаемом составе является наличие диалкилфенилдитиофосфата цинка и модификатора вязкости, которые в сочетании с другими компонентами позволили обеспечить высокий уровень противоизносных и антиокислительных свойств в условиях всесезонной эксплуатации моторного масла.

Ниже приведена краткая характеристика компонентов, входящих в состав заявляемого моторного масла.

Алкилсалицилат кальция представляет собой коллоидный раствор в минеральном масле кальциевой соли алкилсалициловой кислоты с мол. м. 750-850 и мелкодисперсного карбоната кальция, находящегося также в коллоидном состоянии (ТУ 0257-017-48120848-2000).

Щелочной алкилфенолят кальция представляет собой коллоидную дисперсию карбоната кальция, стабилизированную сульфиддиалкилфенолятом кальция (ТУ 0257-007-11246224-96).

Высокощелочной алкилфенолят кальция выпускается по ТУ 0257-008-11246224-97.

Коллоидная дисперсия карбоната кальция, стабилизированная сульфонатом кальция, выпускается по ТУ 38.101283-89 или ТУ 38.101685-84.

Борсодержащий сукцининимид выпускается по ТУ 38.401-58-383-2007.

Серосодержащий алкилфенол выпускается по ТУ 38.401-58-386-2007.

Диалкилдитиофосфат цинка представляет собой 50% раствор диалкилдитиофосфата цинка в масле (ТУ 38.5901254-90).

Полиметакрилат представляет собой продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных синтетических первичных спиртов фракции С1216 нормального строения, условная молекулярная масса - 13000-18000, выпускается по ТУ 6-01-270-94 или ТУ 38.401-58-339-2004.

Полиметилсилоксан - смесь полимеров метилсилоксанов линейной и циклической структур с мол.м. 2500-3500 (ОСТ 602-20-79 с изм. 1-4).

Диалкилфенилдитиофосфат цинка выпускается по ТУ 38.101680-77.

В качестве модификатора вязкости, представляющего собой сополимеры этилена и пропилена, используют, например, Paraton 8900 (фирма Ромакс, Германия) или К-61 по ТУ 0257-01440065452-01.

В качестве модификатора вязкости, представляющего собой гидрированные сополимеры стирола и бутадиена, используют Shellvis 50, Shellvis 260 (фирма Shell) или Спектрол 2000, выпускаемый по ТУ 0257-002-06913380-99.

В качестве модификатора вязкости используют гидрированные сополимеры изопрена с молекулярной массой 100000 - 1000000.

Диизооктилсебацинат получают взаимодействием 2-этилгексилового спирта и себациновой кислоты, выпускают по ТУ 6-06-11-88 с изм.1, или СТП 019950-401-058-96 с изм. 1, 2.

Диизооктиладипинат выпускают по ГОСТ 8728.

Тригептаноат триметилолпропана выпускает фирма Niko, Франция.

Полиальфаолефиновое масло выпускают по ТУ 38.1011136-87 с изм.1-4.

Минеральное масло - изготовлено общепринятыми методами селективной очистки, выпускают по ТУ 38.101760-82 с изм. 1-5 или ТУ 38.101523-00 с изм. 1-6.

Моторное масло готовят по следующей технологии: в базовое масло - смесь полиальфаолефинового масла, диизоктилсебацината и минерального масла последовательно вводят концентраты присадок в заявленных соотношениях при перемешивании при температуре 60-80°С. Далее осуществляют очистку готового масла центрифугированием.

Было приготовлено 4 опытных образца масла, состав которых приведен в табл.1. Опытные образцы и масло-прототип по патенту РФ №2123515 прошли оценочные и моторные испытания на установках ИКМ-40К (ТУ 38.401405-82) и ОД-9 в течение 120 часов с целью оценки антиокислительных, моющих и противоизносных свойств. Результаты испытаний приведены в табл.2.

Как следует из приведенных данных, предлагаемый состав моторного масла для всесезонного использования в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях обеспечивает улучшение противоизносных и антиокислительных свойств моторного масла.

Таблица 1
Составы приготовленных образцов масла
Наименование компонентов Содержание компонентов в масле, мас.%
1 2 3 4
Алкилсалицилат кальция 5,4 5,8 6,0 5,7
Щелочной алкилфенолят кальция 1,5 1,0 - -
Высокощелочной алкилфенолят кальция - - 0,8 0,7
Коллоидная дисперсия карбоната кальция, стабилизированная сульфонатом кальция 1,5 1,2 1,0 1,4
Борсодержащий сукцинимид 2,5 3,0 3,5 3,2
Серосодержащий алкилфенол 0,5 0,4 0,6 0,5
Диалкилдитиофосфат цинка 1,2 0,9 1,0 1,5
Полиметакрилат 1,0 1,2 1,0 0,9
Полиметилсилоксан 0,004 0,005 0,003 0,004
Диалкилфенилдитиофосфат цинка 1,7 1,4 2,0 1,9
Гидрированные сополимеры изопрена 1,0 - - 0,8
Гидрированные сополимеры стирола и бутадиена (Спектрол-2000) - - 2,0 -
Сополимеры этилена и пропилена (Paraton 8900) - 0,6 - -
Диизооктилсебацинат 16,0 - 16,5 -
Диизооктиладипинат - 14,0 - 18
Полиальфаолефиновое масло 58,2 54,0 59,5 56,4
Минеральное масло До 100 До 100 До 100 До 100
Таблица 2
Результаты испытаний образцов моторного масла
Показатели Обр.1 Обр.2 Обр.3 Обр.4 Прототип
1. Антиокислительные свойства:
Прирост вязкости масла при 50°С, % 4,5 4,3 4,8 4,1 5,3
2. Моющие свойства:
Суммарная загрязненность поршня, балл
3,05 4,08 3,35 4,11 6,55
3. Противоизносные свойства:
Износ гильзы цилиндра, мкм 12,0 13,0 12,8 13,5 16,5
Суммарный износ комплекта поршневых колец, г 0,24505 0,24800 0,24605 0,24810 0,8450

Моторное масло на основе смеси минерального, полиальфаолефинового масел и сложного эфира из числа диизооктилсебацината или диизооктиладипината или тригептаноата триметилолпропанола, содержащее присадки при следующем соотношении компонентов, мас.%:

алкилсалицилат кальция 5,4-6,0
щелочной алкилфенолят кальция или 1,0-1,5
высокощелочной алкилфенолят кальция 0,7-0,8
коллоидная дисперсия карбоната кальция,
стабилизированная сульфонатом кальция 1,0-1,5
борсодержащий сукцинимид 2,5-3,5
серосодержащий алкилфенол 0,4-0,6
диалкилдитиофосфат цинка 0,9-1,5
полиметакрилат 0,9-1,2
полиметилсилоксан 0,003-0,005
диалкилфенилдитиофосфат цинка 1,4-2,0
модификатор вязкости масел из числа
сополимеров этилена и пропилена,
или гидрированных сополимеров стирола и бутадиена,
или гидрированных сополимеров изопрена 0,6-2,0
сложный эфир из числа диизооктилсебацината или
диизооктиладипината или
тригептаноата триметилолпропана 14,0-18,0
полиальфаолефиновое масло 54,0-59,5
минеральное масло до 100


 

Похожие патенты:
Изобретение относится к смазывающим композициям для использования в дизельных двигателях, в которых применяется биотопливо. .
Изобретение относится к гидравлическим (рабочим) жидкостям, предназначенным для гидравлических систем авиационной техники, в частности к авиационному синтетическому гидравлическому маслу для гидросистем авиационной ракетной и наземной техники, позволяющих обезопасить работу и эксплуатацию гидравлических систем при высоких температурах (пониженная пожароопасность ввиду высокой температуры вспышки и воспламенения).

Изобретение относится к смазочным композициям для силовых установок авиационной техники, а именно для ГТД самолетов, главных редукторов тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий маслосистемы турбокомпрессора двигателя вертолетов, обладающим улучшенными антикоррозионными и смазывающими свойствами, в частности противоизносными.

Изобретение относится к композиции трансформаторного масла, содержащей (А) деасфальтизированное цилиндровое масло (DACO) с содержанием бензо[а]пирена в количестве не более 1 мг/кг и суммарным содержанием бенз[а]антрацена, хризена, бензо[b]флюорантена, бензо[j]флюорантена, бензо[k]флюорантена, бензо[е]пирена, бензо[а]пирена и бензо[а,h] антрацена не более 10 мг/кг, в количестве от 0,05 до 5 вес.% от общего веса композиции трансформаторного масла; и (В) одно или более базовых масел, каждое из которых имеет вязкость не более 4,0 мм2/сек при 100°С, в суммарном количестве по меньшей мере 80 вес.% от общего веса композиции трансформаторного масла.
Изобретение относится к области нефтехимии и авиационной технике, конкретно к моторно-редукторному маслу, предназначенному для работы в теплонапряженных газотурбинных (турбовинтовых) двигателях и высоконагруженных редукторах самолетов и вертолетов.
Изобретение относится к составам гидравлических жидкостей, в частности гидравлических масел, применяемых для системы гидроусилителя рулевого управления и гидрообъемных передач.

Изобретение относится к технологическим смазкам для холодной объемной штамповки металла. .
Изобретение относится к сверхосновным салицилатным смазкам. .

Изобретение относится к композициям смазочных покрытий для смазки резьбовых соединений, а также к резьбовым соединениям металлических труб, способу смазки резьбового соединения и способу соединения металлических труб.

Изобретение относится к области нефтехимии и может быть использовано при производстве смазочных композиций и композиций присадок. .

Изобретение относится к области нефтехимии, а конкретно к способу получения высокощелочных алкилсалицилатных присадок к смазочным маслам. .

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано при получении пакетов присадок, предназначенных для производства смазочных масел. .
Изобретение относится к составам трансмиссионных масел, используемых для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в диапазоне температур окружающей среды от минус 20°С до плюс 45°С.
Наверх