Способ проведения ремонта участков дороги из пылеватых, обводненных грунтов

Способ проведения ремонта участков дорог из пылеватых, обводненных грунтов относится к ремонту дорог, взлетно-посадочных полос из переувлажненных, пылеватых грунтов и может быть использовано в северных регионах, характеризующихся наличием грунтов с глубоким сезонным промерзанием или вечномерзлых грунтов, высокими уровнями грунтовых вод, выполнением дорожных работ преимущественно в летние периоды года. Изобретение предусматривает укрепление «тяжелой» нефтью пылеватых, обводненных грунтов при обеспечении промышленно-экологической безопасности осваиваемых трасс и прилегающих к ним природных объектов. При проведении ремонта дорог после оттаивания насыпи, просадок щебеночной подготовки, асфальтобетонного (бетонного) покрытия мотобуром осуществляют проходку скважин глубиной 0,7…1,2 м, диаметром 63…108 мм. В скважины под давлением, превышающим на 20…80% бытовое, закачивают разогретую, низковязкую «тяжелую» нефть, добавляют щебень и восстанавливают асфальтобетонное покрытие. В случаях ремонта участков дорог, разрушенных морозным пучением (буграми пучения), мотобуром осуществляют проходку скважин глубиной, превышающей сезонное промерзание грунтов дорожной насыпи. Затем в скважины под избыточным давлением закачивают разогретую нефть и восстанавливают щебеночную подготовку, асфальтобетонное покрытие. Предлагаемое изобретение при снижении на 20…50% затрат на ремонт дорог позволяет повысить качество и сроки ремонтных работ при эксплуатации дорог в сложных природно-климатических условиях. 1 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к проведению при эксплуатации дорог плановых, внеплановых ремонтов на участках трасс из пылеватых и обводненных грунтов.

Наличие в дорожной насыпи сильно деформируемых грунтов приводит к следующим негативным результатам. В весенние периоды асфальтобетонные (бетонные) покрытия имеют многочисленные трещины и выбоины. Из них автотранспортными средствами удаляются фрагменты песчано-гравийной или щебеночной подготовки. Зимой в верхней части насыпи развиваются процессы морозного пучения и соответственно формирования бугров пучения. Эти переходные периоды года сопровождаются ограничениями по использованию дорог, приводят к систематическим их ремонтам.

Известен способ проведения ремонта бетонных или железобетонных дорожных покрытий, мостов и взлетно-посадочных полос аэродромов, предусматривающий послойное удаление продуктов разрушения покрытия, нанесение связующего, адгезирующего материала, заполнение выбоин строительной отверждающей смесью (Патент РФ №2148690). При этом смесь заполняют на высоту дефектного участка, разравнивают и утапливают в свежеуложенную смесь и в подстилающие слои фибробетонные элементы. За счет этой технологии обеспечивается армирование и упрочнение дорожной одежды с подстилающей щебеночной подготовкой. Однако способ не исключает развитие процессов увлажнения с последующей деформацией пылеватых грунтов верхней части дорожной насыпи, не устраняет систематических ремонтов участков дорожной насыпи и рабочей одежды в процессе эксплуатации дорог в северных регионах России.

Для защиты дорожной насыпи от морозного пучения известен состав, включающий укрупнение пылеватых грунтов насыпи высокомолекулярными вяжущими соединениями, например полиэтиленоксидом, глицерином и др. (Патент РФ №2081249). Однако при высоких уровнях грунтовых вод (УГВ), интенсивных сезонных увлажнениях пылеватых грунтов поверхностными и грунтовыми водами из тела насыпи происходит вымывание вяжущих и восстановление их исходных пучинистых свойств.

Известен состав для стабилизации грунта, содержащий гипс, цемент, известь и минеральные добавки (Патент РФ №2281356). Однако, несмотря на существенные капитальные затраты, при многократных циклах промерзания-оттаивания грунтов в упрочненной верхней части дорожной насыпи происходит разрушение искусственно упрочненных пылеватых грунтов, снижение морозостойкости дорожной насыпи.

Известен способ (Патент РФ 2135680) укрепления грунтов за счет нагрева грунта и «тяжелой» нефти, перемешивания их в специальных установках, внесения в смесь необходимого количества бактериальных культур и удаления из отверждающей грунтовой смеси легких углеводородных фракций. Указанный способ принят за прототип. По данному решению обработанный грунт повторно нагревают и производят послойную укладку, уплотнение его в процессе возведения или ремонта различных по назначению объектов, в том числе и дорог. Способ, предусматривающий в ходе ремонта участков дорог послойное удаление, улучшение строительных свойств пылеватых, переувлажненных грунтов, за счет обезвоживания (гидрофобизации) грунтов в специальных установках, обратную укладку грунтов в тело насыпи, приводит к значительным затратам на выполнение плановых и внеплановых ремонтов дорог.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является снижение затрат на проведение качественного ремонта, продление сроков безопасной эксплуатации дорог, возведенных из обводненных, пылеватых грунтов.

Это достигается тем, что с целью снижения затрат на ремонт щебеночной подготовки, дорожного покрытия, в грунтах насыпи бурят скважины глубиной 0,7…1,2 м, заполняют их под избыточным давлением разогретой, низковязкой «тяжелой» нефтью и восстанавливают щебеночную подготовку, дорожное покрытие.

В случае оттаивания пылеватых, обводненных грунтов в насыпи бурят скважины на глубину 0,7…1,2 м, закачивают в них разогретую, низковязкую «тяжелую» нефть и восстанавливают нарушенные деформациями оттаивания грунты непосредственно в дорожной насыпи, осуществляют ремонт участков щебеночной подготовки и асфальтобетонного (бетонного) покрытия. Аналогичные операции осуществляют и в случаях ремонта разрушенных морозным пучением дорожных насыпей. При этом бурение скважин в буграх пучения выполняют на высоту сезонного промерзания грунтов.

К отличительным признакам решения ремонта участков дороги из пылеватых, обводненных грунтов, относятся следующие.

1. Укрепление деформируемых при промерзании-оттаивании грунтов «тяжелой» нефтью осуществляют непосредственно в теле дорожной насыпи.

2. Для восстановления деформированных при оттаивании насыпи участков дорожного покрытия (асфальтобетонной или бетонной рабочей одежды, щебеночной подготовки) в теле насыпи осуществляют бурение скважин глубиной 0,7…1,2 м, диаметром 63…108 мм. В скважины под давлением, превышающим давление грунтов в теле насыпи, закачивают разогретую, низковязкую «тяжелую» нефть и восстанавливают щебеночную подготовку, дорожное покрытие.

3. При ремонте участков дороги, нарушенных пучением пылеватых, обводненных грунтов, укрепление насыпи включает бурение в ней скважин на глубину, превышающую сезонное промерзание грунтов и закачку разогретой, низковязкой «тяжелой» нефти непосредственно в бугры пучения.

При сравнении отличительных признаков предлагаемого способа с прототипом, очевидно, что заявляемое решение исключает удаление пылеватых грунтов из нарушенных участков дороги, обработку пылеватых грунтов «тяжелой» нефтью в специальных установках. Обработка деформируемых грунтов осуществляется непосредственно в теле насыпи. При существенном снижении (на 20…50%) объемов, затрат на выполнение ремонтных работ повышается продолжительность, а также промышленно-экологическая безопасность эксплуатации дорог в сложных природно-климатических условиях Севера. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует критерию «новизна».

Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, не выявлены в других решениях при изучении данной и смежных областей техники, а также не очевидны специалистам в данной области техники и, следовательно, заявляемое техническое решение соответствуют критерию патентоспособности «изобретательский уровень».

Предлагаемый способ реализуется следующим образом. После завершения деформаций оттаивания пылеватых, переувлажненных грунтов на нарушенных участках верхней части дорожной насыпи мотобуром на глубину 0,7…1,2 м осуществляют проходку скважин диаметром 63…108 мм от поверхности рабочей одежды. В пробуренные скважины под давлением, превышающим на 20…80% давление от грунтов дорожной насыпи, закачивают разогретую, низковязкую «тяжелую» нефть. Затем в выбоины добавляют щебень и восстанавливают асфальтобетонное или бетонное покрытие.

Ремонт участков дороги, нарушенных морозным пучением (буграми пучения), включает удаление разрушенных элементов дорожного покрытия, бурение мотобуром на глубину, превышающую сезонное промерзание грунтов насыпи, скважин диаметром 63…108 мм, а также закачку в них под избыточным давлением разогретой нефти, а также восстановление щебеночной подготовки и дорожного рабочего покрытия. Способ рекомендуется использовать в северных регионах России, при отсутствии качественных песчано-гравийных карьеров, наличии на осваиваемых трассах пылеватых, обводненных грунтов. Предлагаемый способ, обеспечивающий использование местных сильно деформируемые под нагрузкой грунтов, существенно снижает объемы применения дорогостоящих дорожно-строительных материалов (песчано-гравийных смесей, щебня, битума).

1. Способ проведения ремонта участков дороги из пылеватых, обводненных грунтов, включающий укрепление грунтов «тяжелой» нефтью, отличающийся тем, что, с целью снижения затрат на ремонт щебеночной подготовки, дорожного покрытия, в грунтах насыпи бурят скважины глубиной 0,7…1,2 м, заполняют их под избыточным давлением разогретой, низковязкой «тяжелой» нефтью и восстанавливают щебеночную подготовку, дорожное покрытие.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что, с целью снижения затрат на ремонт разрушенных пучением участков дороги, в грунтовой насыпи осуществляют проходку скважин на глубину сезонного промерзания грунтов, закачку в бугры пучения разогретой, низковязкой «тяжелой» нефти.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству возводимых на слабых природных основаниях земляных сооружений, в том числе - дорожного земляного полотна, преимущественно для железной или автомобильной дороги.

Изобретение относится к средствам для ускорения подготовки основания при возведении зимних автодорог. .

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано при устройстве оснований автодорог 3-5-й категорий. .

Изобретение относится к утилизации буровых шламов и может использоваться для получения универсального композиционного материала, используемого при строительстве и укреплении внутри промысловых дорог, их откосов и самого тела дорог, строительстве кустовых площадок, при строительстве и рекультивации иных промышленных объектов, таких как карьеры, выемки, амбары.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для усиления слабого основания, повышения прочности и несущей способности дороги.

Изобретение относится к области строительных технологий, а именно к технологиям упрочнения грунтовых оснований различных хозяйственных объектов: автомобильных дорог, хозяйственных площадок и т.п.

Изобретение относится к составам, основанным на грунте, укрепленном высококальциевыми золами уноса, содержащими до 15% свободного оксида кальция, и может быть использовано для устройства оснований дорожных одежд автомобильных дорог и покрытий переходного типа.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при реконструкции и ремонте дорог. .

Изобретение относится к области строительства

Изобретение относится к защите объектов окружающей среды и, в частности, к защите морских террас, береговых откосов от ветровой и водной эрозии
Изобретение относится к области строительства, в частности к дорожным смесям и способам укрепления грунтов, пригодным для конструктивных слоев дорожных одежд

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к способам повышения эксплуатационных характеристик конструкций дорог

Изобретение относится к средствам для ускорения подготовки оснований при возведении зимних автодорог и проведении ремонтных работ, а именно к средствам для создания условий ускоренного промораживания в глубину до необходимых пределов предварительно осушенных болотных поверхностей

Изобретение относится к способам термоизоляции болотных поверхностей перед проминкой под основание автозимника
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении автомобильных дорог и аэродромов

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано при устройстве площадок различного назначения, фундаментов и других наземных сооружений

Способ строительства и укрепления автомобильных дорог относится к области дорожного строительства и может быть использовано при проектировании, строительстве, реконструкции и ремонте дорог. Технический результат: расширение эксплуатационных возможностей за счет укрепления тела дорог и дорожной одежды и получения псевдогомогенной структуры. Способ строительства и укрепления автомобильных дорог включает создание многослойной гетерогенной структуры дорожного полотна путем подготовки подстилающей поверхности: укладку в дорожное полотно арматуры, заливку арматуры бетоном, покрытие дорожной сеткой, скрепление дорожной сетки с арматурой, покрытие асфальтобетоном. Подстилающую поверхность обрабатывают плугом с предплужником, боронуют, лущат, уплотняют земляное основание дорожного полотна, профилируют земляное основание дорожного полотна вдоль колейных полос и по краям дорожного полотна, колейные полосы накатывают на глубину, большую как минимум на 30% общей толщины бетонного слоя полотна, а по краям дорожного полотна выполняют накатываемую полосу глубиной в половину общей толщины бетонного слоя полотна. Затем укладывают арматуру в колейные и краевые полосы углублений в земляное основание дорожного полотна, после чего размещают арматуру сверху по всей ширине дорожного полотна и скрепляют ее с арматурой в колейных и краевых углублениях, осуществляют заливку бетона, после чего на петлях уложенной арматуры, выступающих поверх бетона на 2/3 толщины слоя асфальтобетона, закрепляют дорожную сетку, затем на дорожную сетку укладывают пористый асфальтобетон, прикатывают легкими катками, герметизируют пенетрирующими гидрофобными составами и укладывают высокопрочный и износостойкий асфальтобетон. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к дорожному строительству. Технический результат - снижение трудоемкости работ по возведению дорожной одежды. Способ возведения дорожной одежды включает измельчение грунта - основания дороги, введение в измельченный грунт связующего вещества, уплотнение полученной смеси и выдерживание уплотненной смеси на воздухе в естественных условиях. Измельчение грунта выполняют на глубину 10-30 см, в измельченный грунт вводят поливом 0,12-0,30% водный раствор технического лигносульфоната с объемом раствора 3-6 л/м2 поверхности грунта, уплотнение увлажненного грунта выполняют механизированным катком весом 25-40 т в 10-15 проходов, выдерживание уплотненной смеси на воздухе осуществляют при 18-25°C в течение 3-5 суток до влажности грунта 7-9%. Затем осуществляют гидрозащиту в виде двухслойного асфальтобетонного покрытия: первый слой толщиной 7-8 см из асфальтобетона с содержанием щебня не более 40% уплотняют гладковальцовым катком массой 10-18 т (8-10 проходов), второй слой из асфальтопесчаного бетона толщиной 5-8 см с последующим уплотнением гладковальцовым катком массой 10-18 т (8-10 проходов). 1 табл.
Наверх