Приспособление для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта

Изобретение относится к оборудованию, используемому для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта. Приспособление содержит раму с опорами. Опоры установлены по боковым сторонам рельсовой колеи. Ось колесной пары установлена в центрирующих устройствах с возможностью поворота колесной пары и фиксации ее положения. Рама оснащена одним или двумя измерительными устройствами, выполненными с возможностью перемещения их параллельно оси колесной пары, с фиксацией ее положения для измерения углового положения зубьев зубчатых колес в плоскости поперечного сечения колесной пары на расстоянии от внутренних торцов зубчатых колес относительно друг друга, а также определения геометрических размеров элементов конструкции колесной пары в плоскости направления перемещения измерительных устройств и оси колесной пары при ее повороте. Использование изобретения обеспечивает повышение точности измерения и надежности работы зубчатых зацеплений. 2 ил.

 

Изобретение относится к оборудованию, используемому для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар тягового подвижного состава железнодорожного транспорта, результат измерения которых используется при посадке шестерен на вал тяговых электродвигателей.

Известен способ сборки колесных пар железнодорожного транспорта, заключающийся в том, что установку взаимного положения зубчатых колес колесной пары выполняют при помощи приспособления, состоящего из рамы с мерным зубом, устанавливаемым между зубьями зубчатых колес, ось колесной пары устанавливают на раме приспособления и закрепляют в призмах захватами; на посадочные шейки оси для буксовых подшипников устанавливают технологические втулки, на которые устанавливают ходовые колеса с насаженными на них зубчатыми колесами, выдвигают мерные зубья и гидравлическим прессом производят поджатие внутренних торцов зубчатых колес в осевом направлении к базовым торцам мерных зубьев и установки их между зубьями зубчатых колес с ориентацией относительно друг друга; дальнейшим перемещением гидравлического пресса производят запрессовку ходовых колес с зубчатыми колесами и установку их в осевом направлении на оси за счет ограничения перемещения торцов оси жесткими упорами гидравлического пресса, при этом мерными зубьями при запрессовке производят ориентацию зубьев зубчатых колес по всей длине их перемещения (RU, патент на изобретение №2402414, кл. B23P 19/10, опубл. 2010 г.).

Недостатками известного способа является отсутствие возможности определения взаимного смещения зубьев двух зубчатых колес после их запрессовки на оси колесной пары и использования результатов измерения при посадке зубчатых шестерен на вал тягового электродвигателя.

Известно приспособление для определения взаимного смещения зубчатых колес, принятое в качестве прототипа, состоящее из рамы с опорами для установки на ось колесной пары, на левом конце которой размещен кронштейн с мерным зубом, к правому концу рамы приварена дугообразная направляющая, на которой установлен с возможностью перемещения мерный зуб, левый мерный зуб через кронштейн жестко закреплен на раме; на направляющей нанесена шкала; приспособление в поперечном направлении фиксируется установочными кронштейнами, положение мерного зуба относительно направляющей фиксируется стопорным винтом; приспособление устанавливают опорами на ось колесной пары, при этом мерные зубья попадают во впадины соответствующих зубчатых колес колесной пары, при несовпадении правый мерный зуб перемещают по направляющей до совмещения со впадиной зубчатого колеса; относительное смещение правого и левого мерных зубьев контролируют по шкале, аналогичным образом проверяют все зубья колесной пары, выбирают пару со средней величиной относительного смещения зубьев и используют ее в качестве посадочной при сборке зубчатой передачи колесно-моторного блока (Книга Филькова Н.И. и других. Поточные линии ремонта локомотивов в депо. 2-е издание. М.: Транспорт, 1983 г., с.125, п.20)

Недостатком известного приспособления является наличие механических устройств измерения углового смещения с использованием мерных зубьев, устанавливаемых во впадины соответствующих зубьев зубчатых колес колесной пары и соответствующих шкал, снижает точность измерения и надежность работы зубчатых зацеплений, повышает трудоемкость определения величины взаимного смещения зубьев зубчатых колес.

Техническим результатом изобретения является повышение точности измерения и надежности работы зубчатых зацеплений, а также снижение трудоемкости определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесной пары.

Указанный технический результат достигается тем, что приспособление для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта состоит из рамы с опорами, опоры установлены по боковым сторонам рельсовой колеи, а ось колесной пары установлена в центрирующих устройствах с возможностью поворота колесной пары и фиксации ее положения, при этом рама оснащена одним или двумя измерительными устройствами, выполненными с возможностью перемещения их параллельно оси колесной пары, с фиксацией ее положения для измерения углового положения зубьев зубчатых колес в плоскости поперечного сечения колесной пары на расстоянии от внутренних торцов зубчатых колес и определения взаимного углового смещения зубьев зубчатых колес относительно друг друга, а также определения геометрических размеров элементов конструкции колесной пары в плоскости направления перемещения измерительных устройств и оси колесной пары при ее повороте.

На фиг.1 изображено продольное сечение приспособления по оси колесной пары и на фиг.2 - поперечное сечение А-А на фиг.1.

Приспособление для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта состоит из рамы 1 (фиг.1 и 2) с опорами 2, опоры 2 установлены по боковым сторонам рельсовой колеи 3, а ось 4 колесной пары 5 установлена в центрирующих устройствах 6 с возможностью поворота колесной пары 5 приводом 7 и фиксации ее положения, при этом рама 1 оснащена одним или двумя измерительными устройствами 8 и 9, выполненными с возможностью перемещения их параллельно оси 4 колесной пары 5, с фиксацией ее положения для измерения углового положения зубьев 10 и 11 зубчатых колес 12 и 13 в плоскости поперечного сечения колесной пары 5 на расстоянии от внутренних торцов зубчатых колес 12 и 13 и определения взаимного углового смещения зубьев 10 и 11 зубчатых колес 12 и 13 относительно друг друга, а также определения геометрических размеров элементов конструкции колесной пары 5 в плоскости направления перемещения измерительных устройств 8 и 9 и оси 4 колесной пары 5 при ее повороте.

Приспособление работает следующим образом.

Колесную пару 5 осью 4 устанавливают в центрирующих устройствах 6 и перемещением измерительных устройств 8 и 9, например измерительных лазерных датчиков или видеокамер, или одним из них параллельно оси 4 колесной пары 4 с фиксацией ее положения, выполняют измерение углового положения к1 и к2 зубьев 10 и 11 зубчатых колес 12 и 13 в плоскости поперечного сечения колесной пары 5 на расстоянии h=30-100 мм от внутренних торцов зубчатых колес 12 и 13 и определяют взаимное угловое смещение зубьев 10 и 11 относительно друг друга к1-к2, которое составляет от 0 до ±0,5 величины модуля зубчатой передачи в зависимости от точности установки зубчатых колес 12 и 13 и которое используют при установке зубчатых шестерен на вал тягового электродвигателя, поворотом колесной пары 5 от привода 7 определяют геометрические размеры элементов конструкции колесной пары 5 в плоскости направления перемещения измерительных устройств 8 и 9 и оси 4 колесной пары 5, что обеспечивает повышение точности измерения и надежности работы зубчатых зацеплений, а также снижение трудоемкости определения взаимного смещения зубьев 10 и 11 зубчатых колес 12 и 13 колесной пары 5.

Приспособление для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта, содержащее раму с опорами, отличающееся тем, что опоры установлены по боковым сторонам рельсовой колеи, а ось колесной пары установлена в центрирующих устройствах с возможностью поворота колесной пары и фиксации ее положения, при этом рама оснащена одним или двумя измерительными устройствами, выполненными с возможностью перемещения их параллельно оси колесной пары, с фиксацией ее положения для измерения углового положения зубьев зубчатых колес в плоскости поперечного сечения колесной пары на расстоянии от внутренних торцов зубчатых колес относительно друг друга, а также определения геометрических размеров элементов конструкции колесной пары в плоскости направления перемещения измерительных устройств и оси колесной пары при ее повороте.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике для контроля и измерения линейных размеров в условиях ограниченного доступа и может быть использовано в различных областях техники при сборке и установке узлов машин, содержащих детали с заданным осевым зазором.

Изобретение относится к измерительной технике, преимущественно для измерения деталей типа корпусов и вилок. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к ремонту двухосных тележек модели 18-100 и 18-578 грузовых вагонов. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях с раздвижными соплами для измерения пути движения насадков оболочки. .

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к специальным индикаторным устройствам для измерения внутренних размеров сложнопрофильных полостей различных изделий.

Изобретение относится к области измерений, в частности к измерительным приборам, и может быть использовано для измерения величины зазора, например плунжерной пары, а при наличии конусности - ее величины и направления.

Изобретение относится к измерительной технике, а точнее к контролю призматических угловых мер, и может быть использовано для аттестации конических мер значительных размеров.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля рабочих поверхностей колесно-буксовых узлов железнодорожного подвижного состава.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения смещений отдельных точек поверхности относительно друг друга. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам сборки профильных соединений с зазором. .

Изобретение относится к способу изготовления первой части для узла компонента летательного аппарата и, более предпочтительно, к способу, который включает использование прокладок.

Изобретение относится к способу и оборудованию, используемому для сборки колесных пар тягового подвижного состава железнодорожного транспорта, в частности при посадке ходовых колес локомотивов на ось колесной пары в холодном состоянии при использовании пресса или в нагретом состоянии.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при монтаже редукторов и мультипликаторов. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к автоматизации сборочных операций, и может быть использовано для автоматической сборки соединений типа вал-втулка с зазором.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству машин, содержащих сборочные единицы с цилиндрическими подвижными соединениями. .

Изобретение относится к автоматизации и механизации технологических процессов и может быть использовано при разработке автоматических сборочных устройств для групповой сборки резьбовых и цилиндрических деталей.

Изобретение относится к механ(>&с1бо^ рочному производству и м.б. .

Изобретение относится к технологическому оборудованию и может быть использовано в ллашиностроении. .

Изобретение относится к оборудованию, используемому для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта
Наверх