Тормозная камера с мембранным энергоаккумулятором и механизмом растормаживания

Авторы патента:

 


Владельцы патента RU 2457125:

Мамончик Александр Ильич (BY)

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным системам транспортных средств. Тормозная камера имеет общий корпус. В корпусе через направляющее отверстие с уплотнителем пропущен шток, контактирующий с одной стороны со штоком силовой части, а со стороны энергоаккумулятора - с мембраной, разделяющей энергоаккумулятор на полости, сообщаемую с источником давления текучей среды с одной стороны и пружинную - с другой стороны. Шток в пружинной полости выполнен полым и зафиксирован от осевого смещения посредством зажимного элемента, жестко фиксирующего мембрану между дисками. Силовая пружина установлена между диском и крышкой энергоаккумулятора. Механизм растормаживания выполнен в виде винтовой пары, включающей винт и его резьбовую фиксацию в центре крышки, винт установлен в полой части штока с возможностью контакта посредством тянущего элемента с внутренней поверхностью полой части штока. Тянущий и зажимной элементы выполнены с возможностью смещения полой части штока в пределах зазоров. Точки контакта внутренней поверхности полой части штока с тянущим и зажимным элементами расположены на поверхностях с пересекающимися радиусами кривизны, имеющими общую точку пересечения, расположенную внутри полой части штока. Достигается снижение нагрузки на уплотнитель, установленный в отверстие общего корпуса тормозной камеры, а также увеличение возможных углов наклона штока в пружинной полости без существенного увеличения нагрузки на уплотнитель. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным системам транспортных средств.

Известна тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором, имеющая механизм аварийного растормаживания [1]. Тормозная камера имеет общий корпус, в котором через направляющее отверстие пропущен шток, контактирующий с одной стороны со штоком силовой части, а со стороны энергоаккумулятора - с подвижным элементом в виде поршня, разделяющим энергоаккумулятор на полости, сообщаемую с источником давления текучей среды и пружинную с другой стороны. Шток в пружинной полости выполнен полым, силовая пружина установлена между поршнем и крышкой энергоаккумулятора. Механизм растормаживания выполнен в виде винтовой пары, включающей винт и его резьбовую фиксацию в центре крышки. Винт установлен в полой части штока с возможностью контакта посредством тянущего элемента, в частном случае упорного подшипника, с внутренней поверхностью полой части штока.

В качестве прототипа выбран пружинный энергоаккумулятор с механизмом аварийного растормаживания, устанавливаемый в тормозную камеру [2]. Данная тормозная камера с мембранным энергоаккумулятором и механизмом растормаживания имеет общий корпус, в котором через направляющее отверстие пропущен шток, контактирующий с одной стороны со штоком силовой части, а со стороны энергоаккумулятора с мембраной, разделяющей энергоаккумулятор на полости, сообщаемую с источником давления текучей среды и пружинную с другой стороны. Шток в пружинной полости выполнен полым и зафиксирован от осевого смещения посредством зажимного элемента, фиксирующего мембрану между дисками, а силовая пружина установлена между дисками и крышкой энергоаккумулятора. Механизм растормаживания выполнен в виде винтовой пары, включающей винт и его резьбовую фиксацию в центре крышки. Винт установлен в полой части штока с возможностью контакта посредством тянущего элемента с внутренней поверхностью полой части штока.

Техническому решению [1] свойственен недостаток, возникающий при аварийном растормаживании пружинного энергоаккумулятора и заключающийся в повышении усилия при выкручивании винта из резьбовой фиксации в центре крышки вследствие возникновения сил трения между направляющей поршня и крышкой из-за радиальных сил, возникающих по причине отклонения от перпендикулярности пружины. Данный недостаток может возникать в следующих случаях при нарушении соосности штока (из-за наклона штока) по отношению к оси, проходящей через центры направляющего отверстия в центре корпуса и резьбового отверстия в крышке. Этот случай характерен для пружинных энергоаккумуляторов с эластичной диафрагмой и связан обычно с отклонением от перпендикулярности пружины. Повышение момента усилия при выкручивании винта из резьбового соединения в крышке также может возникать при поломке силовой пружины, приводящей к наклону штока, или деформации крышки, корпуса или штока вследствие механических повреждений камеры.

В прототипе [2] данная проблема решается частично за счет плавающего резьбового соединения винта в крышке, но для ограниченных углов наклона полого штока в пружинной полости энергоаккумулятора. Кроме ограничения углов наклона штока прототип имеет еще один существенный недостаток. В процессе эксплуатации тормозной камеры плавание резьбовой фиксации в центре крышки энергоаккумулятора приводит к наклону штока и к дополнительной нагрузке на уплотнитель, установленный в общем корпусе тормозной камеры, и, как следствие, к его ускоренному износу и даже повреждению. С увеличением угла наклона штока нагрузка на уплотнитель возрастает и вероятность повреждения уплотнителя увеличивается.

Сущность изобретения заключается в том, что тормозная камера с мембранным энергоаккумулятором и механизмом растормаживания, имеющая общий корпус, в котором через направляющее отверстие с уплотнителем пропущен шток, контактирующий с одной стороны со штоком силовой части, а со стороны энергоаккумулятора с мембраной, разделяющей энергоаккумулятор на полости, сообщаемую с источником давления текучей среды и пружинную с другой стороны, шток в пружинной полости выполнен полым и зафиксирован от осевого смещения посредством зажимного элемента, жестко фиксирующего мембрану между дисками, силовая пружина установлена между дисками и крышкой энергоаккумулятора, механизм растормаживания выполнен в виде винтовой пары, включающей винт и его резьбовую фиксацию в центре крышки, винт установлен в полой части штока с возможностью контакта посредством тянущего элемента с внутренней поверхностью полой части штока, с целью достижения технического эффекта дополняется новыми признаками: тянущий и зажимной элементы выполнены с возможностью смещения полой части штока в пределах зазоров, причем точки контакта внутренней поверхности полой части штока с тянущим и зажимным элементами расположены на поверхностях с пересекающимися радиусами кривизны, имеющими общую точку пересечения, расположенную внутри полой части штока.

Совокупность существенных признаков направлена на получение технического результата - снижение нагрузки на уплотнитель, установленный в отверстие общего корпуса тормозной камеры, а также на увеличение возможных углов наклона штока в пружинной полости без существенного увеличения нагрузки на уплотнитель. Технический результат достигается тем, что тянущий и зажимной элементы выполнены с возможностью смещения полой части штока в пределах зазоров, причем точки контакта внутренней поверхности полой части штока с тянущим и зажимным элементами расположены на поверхностях с пересекающимися радиусами кривизны, имеющими общую точку пересечения, расположенную внутри полой части штока. В таком исполнении полый элемент штока пружинной полости имеет дополнительные степени свободы - возможность наклоняться в пределах зазоров относительно общего центра вращения, соответствующего пересечению радиусов кривизны точек контакта внутренних поверхностей полой части штока с тянущим и зажимным элементами. Центр вращения расположен внутри полости. При таком наклоне полой части штока вторая его половина, проходящая через отверстие с уплотнителем в общем корпусе, не изменяет своего положения и, тем самым, уменьшает нагрузку на уплотнитель. При сравнительно больших углах наклона штока и при полном выборе зазоров между полой частью штока и тянущим и зажимным элементами уже будет возникать нагрузка на уплотнитель. Эти углы в заявляемом техническом решении значительно превышают возможные углы наклона штока в прототипе.

На чертеже изображено осевое сечение заявляемой тормозной камеры с мембранным энергоаккумулятором и механизмом растормаживания.

Тормозная камера с мембранным энергоаккумулятором и механизмом растормаживания имеет общий корпус 1, в котором через направляющее отверстие с уплотнителем 2 пропущен шток 3, контактирующий с одной стороны со штоком 4 силовой части, а со стороны энергоаккумулятора с мембраной 5, разделяющей энергоаккумулятор на полости, сообщаемую 6 с источником давления текучей среды и пружинную 7 с другой стороны, шток 8 в пружинной полости выполнен полым и зафиксирован от осевого смещения относительно штока 3 посредством зажимного 9 элемента, жестко фиксирующего мембрану 5 между дисками 10 или 11, силовая пружина 12 установлена между дисками 10, 11 и крышкой 13 энергоаккумулятора, механизм растормаживания выполнен в виде винтовой пары, включающей винт 14 и его резьбовую фиксацию 15 в центре крышки 13. Винт 14 установлен в полой части штока 8 с возможностью контакта посредством тянущего 16 элемента с внутренней поверхностью полой части штока 8. Тянущий 16 и зажимной 9 элементы выполнены с возможностью смещения полой части штока 8 в пределах зазоров, причем точки контакта внутренней поверхности полой части штока 8 с тянущим 16 и зажимным 9 элементами расположены на поверхностях с пересекающимися радиусами кривизны, имеющими общую точку пересечения, расположенную внутри полой части штока 8.

Тянущий 16 элемент может быть выполнен в виде опорного подшипника. Частным случаем выполнения профиля внутренней поверхности полой 8 части штока, находящейся в контакте с тянущим 16 и зажимным 9 элементами, являются сферические поверхности с совпадающими центрами радиусов кривизны, причем совпадающие центры радиусов кривизны расположены внутри полой части штока. В этом случае и поверхности контакта тянущего 16 и зажимного 9 элемента выполняют в сопряжении с поверхностью штока и оставляют зазоры между стенками полой 8 части штока и тянущим 16 и зажимным 9 элементами с целью создания возможности смещения полой 8 части штока при его вращении вокруг общего центра вращения, расположенного в точке пересечения радиусов кривизны. Такое смещение осуществляется в пределах зазоров между стенками полой 8 части штока и тянущим 16 и зажимным 9 элементами. Для реализации такого смещения полой части штока ее профиль внутренней поверхности, находящейся в контакте с тянущим 16 и зажимным 9 элементами, и соответствующие зоны тянущего 16 и зажимного 9 элементов не обязательно должны быть сферическими. Должно выполняться условие расположения радиусов кривизны контактирующих поверхностей полой 8 части штока, тянущего 16 и фиксирующего 9 элементов в общей точке, причем эта точка, желательно, должна располагаться внутри полой части штока.

Технический результат в заявляемой тормозной камере с мембранным энергоаккумулятором и механизмом растормаживания достигается при работе камеры в режимах штатного растормаживания при подаче давления в сообщаемую 6 полость с источником давления текучей среды и аварийного при выкручивании винта 14. Для растормаживания сжимается пружина 12 как в штанном режиме при подаче давления, так и аварийном при выкручивании винта 14. При сжатии пружины 12 шток 3 увлекает за собой шток 4 силовой части, растормаживая при этом транспортное средство.

Во всех этих случаях наклон полой 8 части штока, возникший вследствие отклонения положения пружины от ее от перпендикулярности, а также ее поломки или деформации крышки 13 или даже корпуса 1, в отличие от прототипа (где наклоняется весь шток и нагружает уплотнитель в крышке) реализуется смещением полой 8 части штока относительно тянущего 16 и зажимного 9 элементов. При этом шток 3, пропущенный через отверстие в корпусе 1 с уплотнителем 2 и контактирующий со штоком 4 силовой части, не отклоняется, исключая тем самым нагрузку на уплотнитель. Также при этом усилие при выкручивании винта 14 в режиме аварийного растормаживания остается практически без изменения.

Таким образом, совокупность существенных признаков заявляемого технического решения направлена на получение технического результата - снижение нагрузки на уплотнитель, установленный в отверстие общего корпуса тормозной камеры, а также на увеличение возможных углов наклона штока в пружинной полости без существенного увеличения нагрузки на уплотнитель и на уменьшение усилия при ручном растормаживании транспортного средства.

Источники информации

1. Гуревич Л.В., Меламуд Р.А. Пневматический тормозной привод автотранспортных средств. - М.: Транспорт. - 1988. - С.167-170.

2. Пружинный энергоаккумулятор с механизмом аварийного растормаживания: пат.2364 Респ. Беларусь, ПМК В60Т 13/38/ А.И.Мамончик; заявитель ОАО «Гродненский завод автомобильных агрегатов». - заявка № u 20050306: заявл. 27.05.2005 // Аф 1 цыйны бюлетэнь вынаходствы карысныя мадэл1 прамысловыя узоры. - 2005. - №4(47), II часть. - С.36.

Тормозная камера с мембранным энергоаккумулятором и механизмом растормаживания, имеющая общий корпус, в котором через направляющее отверстие с уплотнителем пропущен шток, контактирующий с одной стороны со штоком силовой части, а со стороны энергоаккумулятора - с мембраной, разделяющей энергоаккумулятор на полости, сообщаемую с источником давления текучей среды с одной стороны и пружинную - с другой стороны, шток в пружинной полости выполнен полым и зафиксирован от осевого смещения посредством зажимного элемента, жестко фиксирующего мембрану между дисками, силовая пружина установлена между диском и крышкой энергоаккумулятора, механизм растормаживания выполнен в виде винтовой пары, включающей винт и его резьбовую фиксацию в центре крышки, винт установлен в полой части штока с возможностью контакта посредством тянущего элемента с внутренней поверхностью полой части штока, отличающаяся тем, что тянущий и зажимной элементы выполнены с возможностью смещения полой части штока в пределах зазоров, причем точки контакта внутренней поверхности полой части штока с тянущим и зажимным элементами расположены на поверхностях с пересекающимися радиусами кривизны, имеющими общую точку пересечения, расположенную внутри полой части штока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств. .

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к комбинированным цилиндрам рабочего тормозного механизма и тормозного механизма с пружинным энергоаккумулятором.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к комбинированным цилиндрам рабочего тормозного механизма и тормозного механизма с пружинным энергоаккумулятором.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным цилиндрам подвижного состава. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к стояночным тормозам подвижного состава. .

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к пневматическим диафрагменным тормозам для транспортных средств. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к области проектирования и изготовления гидроцилиндров из прессуемых деформируемых алюминиевых сплавов.

Изобретение относится к области автомобилестроения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к комбинированным цилиндрам рабочего тормозного механизма и тормозного механизма с пружинным энергоаккумулятором.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к комбинированным цилиндрам рабочего тормозного механизма и тормозного механизма с пружинным энергоаккумулятором.

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам. .

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к пневматическим тормозным системам. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к пневматическим приводам тормозов транспортных средств. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к пневматическим тормозным системам транспортных средств. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к тормозным камерам с пружинно-пневматическим энергоаккумулятором и быстрорастормаживающим устройством.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается конструкции тормозной камеры с пружинно-пневматическим энергоаккумулятором. .

Группа изобретений относится к области автомобилестроения, а именно к тормозным приводам. Составной блок пружинного тормозного привода по первому варианту содержит переднюю камеру корпуса пружинного тормозного привода, выполненную за одно целое в виде неразъемного узла с соединительным фланцем и с опорной трубой кулачкового вала тормоза и с возможностью охватывания части привода, опорную трубу кулачкового вала тормоза и соединительный фланец. Соединительный фланец соединяет переднюю камеру корпуса пружинного тормозного привода и опорную трубу кулачкового вала тормоза. По второму варианту блок дополнительно содержит заднюю камеру пружинного тормозного привода, прикрепленную к передней камере корпуса пружинного тормозного привода. Мост в сборе содержит картер моста, имеющий колесный тормоз и составной блок пружинного тормозного привода. Достигается упрощение изготовления устройства, упрощение установки и обслуживания, а также уменьшение веса. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх