Регулятор расхода горячего газа

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование конструкций регуляторов расхода газа, работающих в условиях высоких температур и давлений. Регулятор состоит из корпуса с входным и выходным патрубками, седла, выполненного в виде полого цилиндра с глухим торцом, и заслонки, снабженной внутренней перемычкой. Заслонка установлена соосно с седлом, охватывая его, с зазором между глухим торцом и перемычкой. В указанный зазор установлен соосно заслонке графитовый стержень, один из торцов которого, обращенный в сторону перемычки, выполнен в виде конуса, а в самой перемычке выполнено ответное коническое углубление. Расходные отверстия выполнены равномерно на цилиндрических поверхностях седла и заслонки. Изобретение способствует снижению нагрузки на привод, что позволяет уменьшить вес конструкции. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Данное изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование конструкций регуляторов, работающих в условиях высоких температур и давлений.

Одной из основных задач для конструкций регуляторов расхода является снижение нагрузки на привод, так называемого шарнирного момента. Основной составляющей этого момента является трение в паре седло - регулирующий элемент.

Известна конструкция регулятора расхода горячего газа (патент РФ №2376518, кл. F16K 5/12, F16K 5/04, G05D 7/00), содержащая корпус с входным и выходным патрубками, седло с расходным отверстием, установленное в выходной патрубок, и регулирующий элемент. Седло выполнено составным. Часть седла, контактирующая с регулирующим элементом, выполнена из изотропного углерода, что приводит к снижению трения в регулирующей паре за счет уменьшения коэффициента трения.

Недостатком данной конструкции является то, что в процессе работы регулирующий элемент поджимается к седлу давлением горячего газа, что может привести к разрушению элемента из углерода, не обладающего высокими прочностными свойствами. Кроме того, при работе на горячем газе, в составе которого повышено содержание окислителя, углеродосодержащие детали подвержены эрозионному уносу, что приводит к увеличению расходной площади седла, а в некоторых случаях и к разрушению деталей из углерода.

Известна конструкция клапана для регулирования расхода горячего газа (патент РФ №2194206, кл. F16K 5/04), состоящая из корпуса с входным и выходным патрубками, седла с опорным узлом, в цилиндрическое отверстие которого установлен по посадке скольжения цилиндрический регулирующий элемент. Для исключения продавливания регулирующего элемента в расходное отверстие седла на наружной цилиндрической поверхности регулирующего элемента выполнена кольцевая проточка на всю ширину расходного отверстия седла.

К недостатку данной конструкции относится то, что не устранена главная составляющая шарнирного момента, а именно, поджатие регулирующего элемента к седлу давлением газов.

Целью изобретения является повышение надежности работы за счет уменьшения величины шарнирного момента.

Указанная цель достигается тем, что в регуляторе расхода горячего газа, содержащем корпус с входным и выходным патрубками с внутренней теплозащитой, установленное в выходной патрубок седло, заслонку с валом, установленным в подшипники качения, седло выполнено в виде полого цилиндра с глухим торцом и расходными отверстиями, равномерно выполненными на боковой цилиндрической поверхности, при этом цилиндрическая заслонка снабжена внутренней перемычкой и установлена соосно с седлом, охватывая его, с зазором между глухим торцом седла и внутренней перемычкой заслонки, а на боковой цилиндрической поверхности заслонки равномерно выполнены отверстия, сообщенные с отверстиями седла, при этом на боковой цилиндрической поверхности заслонки, ограниченной зазором между глухим торцом седла и внутренней перемычкой заслонки, выполнены дополнительные сквозные отверстия, а седло снабжено графитовым стержнем, установленным в зазор между глухим торцом седла и внутренней перемычкой заслонки, причем торец стержня, обращенный в сторону перемычки, выполнен в виде конуса, а в самой перемычке выполнено ответное коническое углубление, а оси графитового стержня и конического углубления соосны оси цилиндрической поверхности заслонки.

На фиг.1 и 2 изображены общий вид регулятора расхода и его сечение.

Регулятор состоит из корпуса 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками. От прогрева корпус 1 и патрубки 2 и 3 защищены втулками 4, 5, 6 соответственно, выполненными из теплозащитного эрозионно-стойкого материала. В выходной патрубок 3 установлено седло 7, выполненное в виде полого цилиндра с глухим торцом 8 и снабженное равномерно расположенными расходными отверстиями 9. Регулирующий элемент - заслонка 10, выполнена в виде полого цилиндра с равномерно расположенными расходными отверстиями 11. Внутри цилиндрической полости заслонки 10 выполнена перемычка 12. Заслонка 10 установлена на валу 13 при помощи штифтов 14. Вал 13 установлен в подшипники качения 15. Подшипники 15 обеспечивают вращение вала 13 и препятствуют его осевому перемещению. Вал 13 защищен от прогрева втулкой 16. Корпус 1 закрыт крышкой 17 и загерметизирован уплотнительными кольцами 18. На валу 13 установлен рычаг 19. Высота «H» расходных отверстий 9 превышает высоту «h» расходных отверстий 11, чтобы избежать перекрытия отверстий 9 седла 7 за счет допусков на изготовление деталей и сборки изделия. Седло 7 установлено внутрь заслонки 10 соосно последней, а также соосно оси вала 13. Между перемычкой 12 и торцом 8 имеется зазор «Δ». На боковой цилиндрической поверхности заслонки 10, ограниченной величиной зазора «Δ», выполнены сквозные отверстия 20. Между перемычкой 12 и торцом 8 установлен соосно с осью заслонки 10 графитовый стержень 21. Торец стержня 21, обращенный в строну перемычки 12, выполнен в виде конуса, а в самой перемычке 12 выполнено ответное коническое углубление, ось которого соосна оси заслонки 10. Другой торец стержня 21 установлен в цилиндрическое углубление, выполненное в торце 8.

При работе горячие газы поступают внутрь корпуса 1 через патрубок 2 и истекают наружу через расходные отверстия 9 и 11. При повороте вала 13, на который передается усилие через рычаг 19, поворачивается и заслонка 10, которая жестко скреплена с валом 13 через штифты 14. Происходит перекрытие отверстий 9, а следовательно, изменяется расход газов. Благодаря тому, что заслонка 10 установлена соосно с седлом 7 и взаимодействует с ним по цилиндрической поверхности, отсутствует усилие поджатия заслонки 10 к седлу 7 давлением газов, что является основной составляющей шарнирного момента. Кроме того, благодаря тому, что газы через отверстия 20 поступают в зазор между торцом 8 и перемычкой 12, происходит частичная разгрузка заслонки 10 за счет давления газов на перемычку 12. Графитовый стержень 21 обеспечивает соосность цилиндрических поверхностей заслонки 10 и седла 7 при сборке, так как он установлен соосно оси заслонки 10. Благодаря тому, что коническое углубление в заслонке 10 выполнено соосно ее цилиндрической поверхности, а в коническое углубление установлен конический торец стержня 21, устраняется возможный перекос заслонки 10 относительно седла 7, что не приведет к возникновению дополнительного шарнирного момента.

Благодаря тому, что расходные отверстия 9 и 11 выполнены равномерно, улучшается подвод горячего газа, что приводит к увеличению коэффициента расхода газа.

Таким образом, как видно из вышеизложенного, повышается надежность работы регулятора за счет уменьшения шарнирного момента, при этом достигается еще один положительный эффект, а именно за счет уменьшения величины шарнирного момента можно уменьшить вес конструкции.

1. Регулятор расхода горячего газа, содержащий корпус с входным и выходным патрубками с внутренней теплозащитой, установленное в выходной патрубок седло, заслонку с валом, установленным в подшипники качения, отличающийся тем, что седло выполнено в виде полого цилиндра с глухим торцом и расходными отверстиями, равномерно выполненными на боковой цилиндрической поверхности, при этом цилиндрическая заслонка снабжена внутренней перемычкой и установлена соосно с седлом, охватывая его, с зазором между глухим торцом седла и внутренней перемычкой заслонки, а на боковой цилиндрической поверхности заслонки равномерно выполнены отверстия, сообщенные с отверстиями седла.

2. Регулятор расхода горячего газа по п.1, отличающийся тем, что на боковой цилиндрической поверхности заслонки, ограниченной зазором между глухим торцом седла и внутренней перемычкой заслонки, выполнены дополнительные сквозные отверстия.

3. Регулятор расхода горячего газа по п.1, отличающийся тем, что седло снабжено графитовым стержнем, установленным в зазор между глухим торцом седла и внутренней перемычкой заслонки, при этом торец стержня, обращенный в сторону перемычки, выполнен в виде конуса, а в самой перемычке выполнено ответное коническое углубление, причем оси графитового стержня и конического углубления соосны оси цилиндрической поверхности заслонки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к области ракетной техники, и предназначено для регулирования расхода горячего газа в клапанах, работающих на продуктах сгорания ракетных топлив.

Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено для регулирования параметров потоков рабочих сред в оборудовании газовой, нефтяной, химической, энергетической, металлургической и угольной промышленности.

Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено для регулирования параметров потоков рабочих сред в оборудовании газовой, нефтяной, химической, энергетической, металлургической и угольной промышленности.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в газораспределительных клапанах, работающих на продуктах сгорания ракетных топлив и обеспечивающих управление летательным аппаратом в плоскостях тангажа и рыскания.

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для использования в качестве регулятора расхода горячего газа, работающего на продуктах сгорания твердых топлив с высокой температурой и давлением при управлении полетом ракеты по плоскостям стабилизации.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для управления вектором тяги летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для управления вектором тяги летательных аппаратов по каналам тангажа, рыскания и крена. .

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для управления вектором тяги летательных аппаратов в плоскостях тангажа, рыскания и крена. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к клапанам для регулирования расхода рабочей среды, работающим в условиях высоких температур до 2300 К и давлений до 10 МПа, и предназначено для управления вектором тяги летательных аппаратов.

Изобретение относится к запорной и регулирующей арматуре, в частности к шаровым кранам, и предназначено для использования в системах гидравлики, пневматики, энергетики, медицины на трубопроводах пара, воды, других газов и жидкостей.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к области ракетной техники, и предназначено для регулирования расхода горячего газа в клапанах, работающих на продуктах сгорания ракетных топлив.

Изобретение относится к области машиностроения и используемых для создания тяги и управления вектором тяги летательных аппаратов. .

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к конструкции клапанов для регулирования расхода горячего газа, работающих при высоких температурах и давлениях и используемых для управления летательным аппаратом по каналам крена, тангажа и рыскания.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для клапанов, работающих в условиях высоких температур до 2300К и давлений до 10 Мпа и используемых для управления летательным аппаратом в плоскостях тангажа, рыскания.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для управления летательным аппаратом по каналу крена, работающего в условиях высоких температур и давлений.

Изобретение относится к области запорной арматуры и предназначено для перекрытия проходного сечения трубопроводов: водопроводов, нефтепроводов, газопроводов и т.д.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в газораспределительных клапанах, работающих на продуктах сгорания ракетных топлив и обеспечивающих управление летательным аппаратом в плоскостях тангажа и рыскания.

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для использования в качестве регулятора расхода горячего газа, работающего на продуктах сгорания твердых топлив с высокой температурой и давлением при управлении полетом ракеты по плоскостям стабилизации.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к конструкциям кранов, используемых в тормозных пневматических системах. .

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в газораспределительном оборудовании, работающем на продуктах сгорания ракетных топлив и обеспечивающем управление летательным аппаратом в плоскостях тангажа, рыскания и крена

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование конструкций регуляторов расхода газа, работающих в условиях высоких температур и давлений

Наверх