Способ получения дизельного топлива


 


Владельцы патента RU 2458104:

Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижегородский научно-исследовательский и проектный институт по переработке нефти" (ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегородниинефтепроект") (RU)

Изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано при получении малосернистого дизельного топлива, которое находит все большее использование в России и в Европе. Изобретение касается способа получения дизельного топлива, включающего обессоливание нефти, ее дистилляцию, выделение дизельных фракций, их смешение и последующую гидроочистку смеси. При дистилляции в атмосферной колонне отбирают две дизельные фракции, выкипающие в пределах 171-341°С и 199-360°С, фракцию 199-360°С направляют на жидкостную экстракцию для очистки от бензалкилтиофенов, при массовом соотношении сырье : экстрагент от 1:1 до 1:4 в качестве экстрагента используется продукт взаимодействия органического амина с органической кислотой - амид, затем производят смешение фракций: 171-341°С и 199-360°С после очистки в процентном составе 70-85% и 15-30% соответственно, при этом смесь этих фракций при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 360°С, полученную смесь подвергают гидроочистке с получением дизельного топлива. Технический результат - получение дизельного топлива фракционного состава 171-360°С с содержанием серы не более 10 ррm. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 6 пр.

 

Изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано при получении малосернистого дизельного топлива, которое находит все большее использование в России и в Европе.

Прогнозируемый спрос на топливо в Европе (Нефтегазовые технологии, №6, 2007 г., с.94) свидетельствует об увеличении выработки дизельного топлива на фоне снижения выработки автомобильного бензина:

2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.
Бензин, млн т/год 137,0 128,3 127,0 131,0
Дизельное топливо, млн т/год 201,2 237,8 251,8 251,5

Дизелизация автомобильного транспорта объясняется тем, что дизельный двигатель экономичнее бензинового на 25-30%.

Согласно техническому регламенту «О требованиях к топливам» (Постановление №118 от 27.02.08 г. Правительства РФ) дизельное топливо после декабря 2012 г. должно выпускаться с содержанием серы не более 10 ррm.

Известен способ получения дизельного топлива (патент РФ №2247140), включающий одноступенчатую гидроочистку легкой (конец кипения не выше 300°С) и двухступенчатую гидроочистку тяжелой (температура начала кипения не ниже 300°С) газойлевых фракций на алюмоникель-/алюмокобальтмолибденовом катализаторе. Гидроочистка производится при повышенной температуре и давлении с последующим компаундированием гидроочищенных фракций. Содержание серы в получаемом дизельном топливе больше 10 ррm.

Известен также способ получения малосернистого дизельного топлива, описанный в патенте РФ №2303624, в соответствии с которым топливо получают путем двухступенчатой каталитической гидроочистки дизельной фракции 180-360°С в присутствии водородсодержащего газа при повышенной температуре и давлении, получают паровую и жидкую фазу гидрогенизата первой ступени. Жидкую фазу гидрогенизата первой ступени подвергают гидроочистке на второй ступени с получением гидрогенизата второй ступени и его последующим объединением с паровой фазой гидрогенизата первой ступени. И этот способ не обеспечивает содержание серы в дизельном топливе меньше 10 ррm.

Недостатком известных способов является то, что они не предназначены для получения топлива с содержанием серы не более 10 ррm.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению и выбранный авторами в качестве прототипа является способ получения дизельного топлива, описанный в патенте РФ №2387700.

Согласно способу, отраженному в патенте РФ №2387700, после обессоливания нефти проводят ее дистилляцию, при этом из атмосферной колонны отбирают дизельную фракцию с температурой кипения 171-341°С, фракции с температурой кипения выше 341°С направляют на последующую переработку вместе с мазутом в вакуумную колонну, из вакуумной колонны отбирают фракции с температурой кипения 181-304°С и 226-326°С, смешивают в балансовом соотношении эти фракции с дизельной фракцией из атмосферной колонны, при этом балансовая смесь этих фракций при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения (КК) не более 340°С, полученную смесь подвергают гидроочистке и получают малосернистое дизельное топливо с содержанием серы не более 10 ррm. Технический результат - способ по изобретению позволяет получить дизельное топливо с содержанием серы не более 10 ррm.

Эффект объясняется тем, что из дизельного топлива фракционированием удаляется пространственно затрудненная полиароматическими кольцами сера, входящая в состав алкилбензотиофенов (АБТ).

Из литературных данных (например, Salvatore Torrisi, Michael Gunter, журнал "Petroleum Technology Quartlerly", 2004 г., т.9, №4, стр.29-35) известно, что во фракциях с КК свыше 340°С содержатся сернистые соединения АБТ, где сера связана с пространственно затрудненными полиароматическими кольцами и ее удаление при гидроочистке осложняется ввиду пространственного закрытия атома серы. Для удаления пространственно затрудненной серы требуется повышение температуры процесса гидроочистки, что способствует коксованию катализатора и сокращению межрегенерационного периода работы установки.

Однако снижение КК дизельной фракции с 360°С до 340°С снижает потенциал отбора дизельного топлива.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является получение дизельного топлива с содержанием серы не более 10 ррm широкого фракционного состава 171-360°С.

Поставленный технический результат достигается способом получения дизельного топлива, включающим обессоливание нефти; ее дистилляцию; выделение в атмосферной колонне двух дизельных фракций с температурой кипения 171-341°С и 199-360°С. Фракцию 199-360°С направляют на удаление АБТ методом жидкостной экстракции с последующим смешением очищенной фракции 199-360°С и фракции 171-341°С. Затем смесь фракций направляют на гидроочистку на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе. Гидроочистку смеси фракций проводят в одну стадию.

Предлагаемый в качестве изобретения способ получения дизельного топлива решает эту проблему путем удаления АБТ методом жидкостной экстракции.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. Обессоленную нефть направляют на дистилляцию в атмосферную колонну. Помимо бензиновой и керосиновой фракций отбирают две дизельные фракции с температурой кипения 171-341°С и 199-360°С. Фракцию 199-360°С направляют на удаление АБТ методом жидкостной экстракции с последующим смешением очищенной фракции 199-360°С (рафинат) и фракции 171-341°С. Затем смесь фракций направляют на гидроочистку на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе. Балансовая смесь этих фракций (смешение по выработке) при перегонке по методу ASTM D-86 имеет КК не более 360°С.

При выделении дизельных фракций технологические параметры атмосферной колонны соответствуют проектным нормам:

- давление в колонне до 2,5 кг/см2,

- температура верха колонны 120-170°С,

- температура низа колонны до 360°С.

Режим гидроочистки дизельного топлива зависит от вида катализатора, его активности, от качества сырья и требований к получаемому продукту и подбирается в соответствии с проектным решением. Например: катализатор алюмокобальтмолибденовый или алюмоникельмолибденовый - давление 20-60 кг/см2; температура 340-400°С; объемная скорость подачи сырья 1-3 ч-1; кратность циркуляции водородсодержащего газа 200-600 нм33; содержание водорода в циркулирующем газе 85-95 об.%.

Снижение серы в дизельном топливе приводит к уменьшению его смазывающих свойств, и для получения дизельного топлива, соответствующего нормативным требованиям, требуется введение присадок: смазывающих, депрессорно-диспергирующих для обеспечения эксплуатационных требований по низкотемпературным характеристикам, моющих и т.д.

Добавление присадок не влияет на количество серы в готовом топливе. Предлагаемый способ удаления АБТ из дизельного топлива - сырья установки гидроочистки разработан в условиях пилотной установки на фракциях дизельного топлива, полученных на промышленной установке.

Результаты проведенных опытов отраженны в таблице 1, показывают следующее.

Все опыты проводились при температуре 40-45°С. Это температурный интервал, который обеспечивает хорошее перемешивание дизельного топлива и экстрагента. Температура достаточная для снижения вязкости исходных компонентов: дизельной фракции 199-360°С и экстрагента.

Массовое соотношение сырье:экстрагент изменялось от 1:1 до 1:4. При соотношении сырье:экстрагент 1:1 наблюдалось максимальное остаточное содержание АБТ. Оптимальным соотношением выбрано соотношение сырье: экстрагент от 1:2 до 1:3. Увеличение соотношения сырье: экстрагент до 1:4 не приводит к дальнейшему снижению АБТ.

Оптимальным временем контакта - перемешивания выбран период 2-3 часа. Одного часа перемешивания, судя по результатам анализа содержания АБТ, не достаточно (опыт 1), а увеличение периода перемешивания до 4-х часов не снижает содержание АБТ (опыт 4).

Оптимальными параметрами являются:

- температура 40-45°С,

- массовое соотношение сырье:экстрагент 1:2-3,

- время перемешивания 2-3 часа.

Ниже приводится подробное описание примеров 1-6.

Пример №1. В соответствии с предлагаемым способом обессоленную нефть направляют в атмосферную колонну на дистилляцию.

При дистилляции в атмосферной колонне выделяют две дизельные фракции с температурой кипения 171-341°С и 199-360°С. Фракцию 199-360°С направляют на удаление АБТ методом жидкостной экстракции.

В качестве экстрагента используют продукт взаимодействия органического амина, например анилина, с органической кислотой, например уксусной кислотой. Фракцию 199-360°С смешивают с экстрагентом (анилидом) в мешалке в массовом соотношении 1:1 и при температуре 40°С проводят интенсивное перемешивание в течение одного часа. После охлаждения смесь сливают в делительную воронку, где происходит разделение на два слоя. Отделяют верхний слой - очищенная фракция 199-360°С - рафинат (85%) и насьпценный АБТ экстрагент (15%).

Для регенерации экстрагента к нижнему слою добавляют легкую бензиновую фракцию НК - 85°С в массовом соотношении насыщенный экстрагент: фр. НК - 85°С 1:2, перемешивают 0,5 часа при 20°С, сливают в делительную воронку, отделяют нижний слой (регенерированный экстрагент) и его вновь используют для экстракции.

Верхний слой после регенерации экстрагента перегонкой разделяют на фр. НК - 85°С и остаток (АБТ + тяжелые ароматические углеводороды). Фракцию НК - 85°С вновь используют для регенерации насыщенного экстрагента, а выделенные АБТ + тяжелые ароматические углеводороды (15%) направляют в вакуумный газойль.

Примеры 2-6, демонстрирующие результаты предлагаемого изобретения, проводятся аналогично примеру 1 и представлены в таблице 1.

Смесь фракции 171-341°С и очищенной фракции 199-360°С - рафинат (опыты 2-6) в процентном составе 70-85% и 15-30% соответственно направляют на гидроочистку на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе. Количество серы в дизельном топливе после очистки меньше 10 ррm.

Предложенный способ позволяет снизить содержание общей серы в прямогонном дизельном топливе с 1,34% до 0,774% за счет снижения содержания АБТ в сырье установок гидроочистки дизельного топлива методом жидкостной экстракции и обеспечить получение гидроочищенного дизельного топлива с содержанием серы до 10 ррm на широком фракционном составе прямогонного дизельного топлива.

При гидроочистке смеси фракций 171-341°С и 199-360°С (без экстрагирования АБТ) в процентном составе 70-85% и 15-30% соответственно на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе содержание серы в дизельном топливе после очистки больше 50 ррm.

Предлагаемый способ позволяет получить дизельное топливо с содержанием серы не более 10 ррm, что соответствует требованиям международных стандартов, а также увеличить количество сырья для получения дизельного топлива за счет расширения фракционного состава дизельного топлива с КК 340°С до КК 360°С.

Технология получения дизельного топлива с содержанием серы до 10 ррm, описываемая в предлагаемом изобретении, может быть внедрена на нефтеперерабатывающих заводах и позволит получать дизельное топливо с содержанием серы до 10 ррm на широком фракционном составе дизельного топлива 170-360°С.

Условия проведения жидкостной экстракции и содержание сернистых соединений в сырье и рафинате.

Таблица 1
Сырье-фр.199-360°С Рафинат
Показатели Номер опыта
1 2 3 4 5 6
Массовое соотношение
сырье:экстрагент 1:1 1:2 1:2 1:2 1:3 1:4
Температура, °С 40-45
Время, час 1 2 3 4 3 3
Содержание,
мас.%:
- сера общая 1,340 0,946 0,844 0,801 0,809 0,774 0,785
- смесь
тиофенов, сульфидов
и меркаптанов 0,01 0,01 0,009 0,0095 0,0091 0,0092 0,0093
- бензотиофены и
алкилзамещенные
бензотиофены 0,81 0,624 0,546 0,507 0,515 0,491 0,499
- дибензотиофены и
алкилзамещенные
дибензотиофены 0,52 0,312 0,289 0,285 0,285 0,273 0,277

1. Способ получения дизельного топлива, включающий обессоливание нефти, ее дистилляцию, выделение дизельных фракций, их смешение и последующую гидроочистку смеси, отличающийся тем, что при дистилляции в атмосферной колонне отбирают две дизельные фракции, выкипающие в пределах 171-341°С и 199-360°С, фракцию 199-360°С направляют на жидкостную экстракцию для очистки от бензалкилтиофенов, при массовом соотношении сырье : экстрагент от 1:1 до 1:4 в качестве экстрагента используется продукт взаимодействия органического амина с органической кислотой - амид, затем производят смешение фракций: 171-341°С и 199-360°С после очистки в процентном составе 70-85% и 15-30% соответственно, при этом смесь этих фракций при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 360°С, полученную смесь подвергают гидроочистке с получением дизельного топлива.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что полученную смесь подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к катализатору для осуществления способа гидрирования олефинов и кислородсодержащих соединений в составе синтетических жидких углеводородов, полученных по методу Фишера-Тропша, содержащему пористый носитель из -оксида алюминия с нанесенным на него каталитически активным компонентом - палладием, характеризующемуся тем, что поры носителя имеют эффективный радиус от 4,0 до 10,0 нм, причем содержание примесей посторонних металлов в носителе не превышает 1500 ррм, а содержание палладия в катализаторе составляет 0,2-2,5 мас.%.
Изобретение относится к способу получения разветвленных олефинов, указанный способ включает дегидрирование изопарафиновой композиции, содержащей 0,5% или менее четвертичных алифатических атомов углерода, на подходящем катализаторе, указанная изопарафиновая композиция получена гидроизомеризацией парафиновой композиции и включает парафины с количеством углеродов в диапазоне от 7 до 18, причем указанные парафины, по меньшей мере, часть их молекул, являются разветвленными, где содержание разветвленных парафинов изопарафиновой композиции составляет, по меньшей мере, 50 мас.% от массы изопарафиновой композиции, среднее количество ответвлений на молекулу парафина составляет от 0,5 до 2,5, и ответвления включают метильные и необязательно этильные ветви, указанные разветвленные олефины имеют содержание четвертичных алифатических углеродов 0,5% или менее, причем указанная парафиновая композиция получена способом Фишера-Тропша.

Изобретение относится к способу получения средних дистиллятов из парафинового сырья, полученного синтезом Фишера-Тропша, включающий до стадии гидрокрекинга/гидроизомеризации стадию гидроочистки и очистки и/или удаления загрязнений прохождением через по меньшей мере один многофункциональный защитный слой, причем защитный слой содержит по меньшей мере один катализатор, пропитанный активной гидрирующей-дегидрирующей фазой и имеющий следующие характеристики: определенный по ртути объем макропор со средним диаметром 50 нм составляет более 0,1 см3/г, полный объем превышает 0,60 см3/г.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности. .
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности. .

Изобретение относится к составу топлива, используемого для двигателей с воспламенением от сжатия, и более конкретно к составам топлива, которые являются превосходными как по расходу топлива, так и по свойствам защиты окружающей среды.

Изобретение относится к технической области крекинга углеводородного сырья. .

Изобретение относится к десульфуризации углеводородного сырья. .

Изобретение относится к области конверсии и/или обработки остатков, образующихся при перегонке. .
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для получения экологически чистого дизельного топлива. .
Изобретение относится к области нефтепереработки. .

Изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано для производства рафинатов селективной очистки. .

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при очистке вакуумных газойлей, мазутов и/или деасфальтизатов, используемых затем в качестве сырья для гидрокрекинга и каталитического крекинга, а также как высококачественные котельные или судовые топлива, от полициклических ароматических углеводородов, гетероатомных соединений, смол, асфальтенов и соединений тяжелых металлов.

Изобретение относится к экстракционным способам очистки нефтей от сернистых соединений. .

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для очистки вакуумного газойля от ароматических углеводородов, гетероатомных соединений и соединений тяжелых металлов с целью получения высококачественного сырья для процессов гидрокрекинга и каталитического крекинга.

Изобретение относится к способу извлечения органических кислот, включая нафтеновые кислоты, тяжелых металлов и серы из исходного нефтяного сырья. .

Изобретение относится к способу извлечения органических кислот из исходного нефтяного сырья. .

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при очистке сырья для гидрокрекинга и каталитического крекинга от полициклических ароматических углеводородов, гетероатомных соединений и соединений тяжелых металлов.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для одновременного получения из гидроочищенной дизельной фракции экологически чистого дизельного топлива, удовлетворяющего требованиям по содержанию ароматических углеводородов, и ароматических растворителей "типа Нефрас АР" и "Сольвент нефтяной" с содержанием ароматических углеводородов не менее 98 мас.%.

Изобретение относится к области химической технологии и может быть использовано в нефтепереработке. .
Наверх