Измеритель толчкового импульса спортсмена



Измеритель толчкового импульса спортсмена
Измеритель толчкового импульса спортсмена
Измеритель толчкового импульса спортсмена
Измеритель толчкового импульса спортсмена
Измеритель толчкового импульса спортсмена

 


Владельцы патента RU 2458327:

Савохина Анна Валерьевна (RU)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный университет леса (ГОУ ВПО МГУЛ) (RU)

Изобретение относится к средствам объективного контроля индивидуальных физических данных спортсменов в легкой атлетике. Измеритель содержит подпружиненную платформу в составе: доска наскока, масса нагружения, дополнительные регулируемые массы нагружения подбора собственной частоты платформы, набор параллельных пружин, поджатых болтами к поддону с возможностью их свободного хода при толчке в месте закрепления в поддоне, и электронную схему измерений в составе пьезокерамического акселерометра, закрепленного на доске наскока, усилителя заряда по схеме активного фильтра верхних частот с корректирующей цепочкой фронта импульса, активного фильтра нижних частот с корректирующей цепочкой вершины импульса, пикового детектора с большой постоянной времени релаксации и индикатора. Техническим результатом изобретения является оперативность и достоверность контроля пикового ускорения спортсмена при толчке. 5 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к средствам объективного контроля индивидуальных физических данных спортсменов в легкой атлетике.

Известны различные методы и средства преобразования физических величин в электрический сигнал. Для измерения механических напряжений (усилий) наибольшее применение нашли тензометрические и пьезометрические датчики [см., например. Справочник по радиоэлектронике, том 2, под редакцией А.А.Куликовского, изд. «Энергия», Москва, 1968 г., раздел 19, Электрические измерения неэлектрических величин, стр.454-472 - аналог].

Известен «Способ определения энергии машин ударного действия и устройство для его осуществления», см. Авторское свидетельство SU №1610322, G01L 5/00, 1990 г. - аналог.

Устройство для осуществления способа содержит датчик момента удара, выполненный в виде упругой пластины с прикрепленными к ней тензодатчиками, один конец которой жестко соединен с ударной частью машины, и инерционного элемента калиброванной массы, размещенного на втором конце упругой пластины, поджатой к упору. При ударе упругая пластина под действием сил инерции калиброванного элемента изгибается, при этом величина прогиба пропорциональна силе F=ma, сила регистрируется тензодатчиками, сигнал с которых подается на тензоделитель и далее на интегратор, на входе которого получают сигнал, пропорциональный импульсу торможения, величину которого регистрирует прибор-индикатор. По известной массе и измеренному значению импульса определяют предударную скорость (V) рабочего органа и энергию удара машины: E=mv2/2, m - масса ударной части машины.

Недостатками аналога являются:

- невысокая чувствительность тензометрических датчиков как таковых;

- невозможность непосредственного использования, поскольку толчковый импульс функционально не может быть ограничен упором при динамических измерениях.

Известны преобразователи ударных импульсов в электрический сигнал (фирмы Bruel & Kjer) на основе пьезокерамических акселерометров [см., например, «Пьезоэлектрические датчики», под редакцией В.М.Шарапова, Москва, Техносфера, 2006 г., рис.13.13 - ближайший аналог]. Измеритель включает пьезокерамический акселерометр, устанавливаемый на контролируемый объект (механическое закрепление или приклеивание компаундом), гибкий проводник, малошумящий кабель, припаянный к верхнему электроду для съема заряда и передачи его на вход электронной схемы на основе усилителя заряда. Пьезоэлемент генерирует электрический заряд пропорционально действующей на него динамической силе. Поскольку амплитуда и фаза ускорения инерционной массы акселерометра в широком частотном диапазоне идентичны амплитуде и фазе ускорения основания акселерометра, электрический заряд пропорционален ускорению механических колебаний поверхности объекта, на котором акселерометр закреплен.

Недостатком ближайшего аналога является функциональная ограниченность, в смысле невозможности решения в полном объеме задачи измерения толчкового импульса спортсмена.

Задача, решаемая заявляемым измерителем, состоит в неискаженном воспроизведении толчкового импульса спортсмена посредством подпружиненной платформы и реализации его измерений электронной схемой, учитывающей как скорость разбега спортсмена, так и толчкового усилия.

Технический результат достигается тем, что измеритель толчкового импульса спортсмена содержит подпружиненную платформу, воспринимающую толчковый импульс наскока с коэффициентом передачи динамического усилия, равным единице, жестко закрепленный на платформе пьезоэлектрический акселерометр, выход которого подключен к электронной схеме в составе последовательно подключенных усилителя заряда на базе операционного усилителя в режиме активного фильтра верхних частот со сменной корректирующей цепочкой RC, операционного усилителя в режиме активного фильтра нижних частот со сменной корректирующей цепочкой RC, пикового детектора с большой постоянной времени релаксации и индикатора.

Изобретение поясняется чертежами, где:

фиг.1 - функциональная схема измерителя;

фиг.2 - последовательность толчковых импульсов спортсмена при разбеге;

фиг.3 - Фурье-спектр толчкового импульса;

фиг.4 - коэффициент передачи подпружиненной платформы в диапазоне частот кинематического возбуждения;

фиг.5 - вид функции сигнала, регистрируемой индикатором.

Функциональная схема измерителя толчкового импульса спортсмена фиг.1 содержит подпружиненную платформу 1 в составе: доска наскока 2, массы нагружения пружин 3, дополнительные регулируемые массы нагружения 4 подбора собственной (резонансной) частоты платформы 1, набор параллельно подключенных пружин 5, болтов поджатая пружин 6 к поддону 7 с возможностью свободного хода при толчке спортсмена в месте закрепления их в поддоне, пьезокерамический акселерометр 8, жестко закрепленный на доске наскока 2, электронная схема 9 неискаженного усиления сигнала пъезокерамического акселерометра 8 в составе усилителя заряда 10, собранного по схеме: активный фильтр верхних частот со сменной корректирующей цепочкой 11 фронта импульса сигнала, активный фильтр нижних частот 12 со сменной корректирующей цепочкой амплитуды импульса сигнала 13, пиковый детектор видеосигнала 14, индикатор-вольтметр 15.

Спортивный результат определяется достигаемым ускорением спортсмена в момент толчка, поэтому измеряемой величиной измерителя является пиковое значение ускорения.

Измеритель устанавливают в конце полосы разбега, в подготовленную нишу на черте отталкивания.

Динамика взаимодействия элементов измерителя и физическая сущность измерений состоит в следующем.

Разбег спортсмена перед прыжком характеризуется последовательностью толчковых импульсов фиг.2. Максимальная скорость при спринтерском забеге (олимпийский рекорд) порядка 10 м/с. Длина одного шага 1,1…1,2 м, размер длины подошвы обуви (41-45 размер) 21…27 см или 1/5 шага при беге. На фиг.2 представлены последовательность толчковых импульсов при скоростях разбега соответственно 10 м/с и 5 м/с. Из чего следует, что длительность толчкового импульса занимает интервал 0,025…0,05 с, а период повторения Тп, соответственно равен 0,125…0,25 с. Известно каноническое разложение импульса (типовой полусинусоидальной формы) в ряд Фурье [см., Справочник «Вибрации в технике», под ред. К.В.Фролова, М.: Машиностроение, т.6, 1981 г., стр.287]. Спектр Фурье толчковых импульсов спортсменов (при аппроксимации их формы полусинусоидой) иллюстрируется графиками фиг.3. Гармоники спектра типового полусинусоидального импульса рассчитываются из аналитического выражения:

Относительные амплитуды спектральных гармоник (согласно фиг.3) F(f)/atи соответственно составляют: А0=0,635; A1=0,43; А2=0,21; А3=0,07; f0=0; f1=20-40 Гц; f2=40-80 Гц; f3=60-120 Гц.

Для преобразования толчковых импульсов в электрический сигнал используют пьезоэлектрический преобразователь (8), установленный на подпружиненной платформе (1), на которую спортсмены напрыгивают при разбеге. Чтобы избежать искажений при преобразовании физической величины (толчкового импульса) в электрический сигнал, необходимо обеспечить коэффициент передачи динамического усилия подпружиненной платформы, близким к единице. По определению [см., например. Справочник «Вибрации в технике», под ред. К.В.Фролова, М.: Машиностроение, т.6, 1981 г., стр.175, рис.4], коэффициент передачи вибросистемы представляет собой отношение абсолютных ускорений объекта и источника:

где ν - коэффициент демпфирования, равный v=1/2Q;

Q - качество энергоемкого элемента;

z - отношение частоты кинематического возбуждения к собственной частоте вибросистемы

Известна зависимость собственной частоты вибросистемы от массы (m) нагружения и жесткости (с) виброизолятора (пружины) [см., например, Справочник «Вибрации в технике», под ред. К.В.Фролова, М.: Машиностроение, т.6, 1981 г., стр.172, формула 2]:

На фиг.4 иллюстрируется зависимость коэффициента передачи подпружиненной платформы в диапазоне частот толчкового импульса. Для неискаженного преобразования толчкового импульса в электрический сигнал собственная резонансная частота подпружиненной платформы должна выбираться выше максимальной частоты спектра толчкового импульса (фиг.3), равной f3≈60…120 Гц.

Собственная частота пружинного виброизолятора определяется формулой Рело [см. Справочник «Приборы и системы для измерения вибрации, шума, удара», под ред. В.В.Клюева, М.: Машиностроение, т.1, 1978 г., стр.46]:

где G - модуль сдвига пружинной проволоки ~8,5·10 Н/м2;

d - диаметр проволоки;

D - диаметр витка навивки пружины;

n - количество витков пружины;

m - масса нагружения.

В подпружиненной платформе (1) использованы стандартные, серийно изготавливаемые пружины [см. В.И.Анурьев, Справочник конструктора-машиностроителя, M.: Машиностроение, изд. 6-е, том 3, 1982 г., табл.11, пружины №78, №82, №149]. Обеспечение коэффициента передачи k→1 путем выбора собственной резонансной частоты вибросистемы из массы нагружения (3) и жесткости пружин (5) обеспечивают регулированием дополнительных масс нагружения 4 (под собственный вес спортсмена). Расчетное значение статической осадки пружин (поджатие пружин посредством болтов 6) при перечисленных выше частотах спектра толчковых импульсов должно составлять 1,5-2 мм.

Преобразование толчковых импульсов наскока на подпружиненную платформу осуществляют посредством пьезокерамического акселерометра. Для неискаженного воспроизведения формы импульса электрического сигнала рекомендуют [см., например, «Пьезоэлектрические датчики» под ред. В.М.Шарапова, Техносфера. M., 2006 г., рис.13.11] использовать эквивалентную схему с источником заряда и последующим усилителем заряда. Одновременно, для неискаженного воспроизведения формы сигнала пьезоакселерометра в электронной схеме используют активные фильтры верхних и нижних частот со сменными корректирующими цепочками (11, 13), выбираемыми в зависимости от веса спортсмена и резкости толчка. Коррекция формы импульса сигнала в области фронта (tфр) и в области понижения вершины (tверш), посредством корректирующих цепочек иллюстрируется фиг.5.

Для устойчивого отсчета результата измерений индикатором время релаксации пикового детектора выбирается большим (RC - несколько секунд).

Элементы устройства выполнены на существующей технической базе и по известным электронным схемам. Пьезокерамический акселерометр фирмы Bruel & Kjer тип 861 285, частотный диапазон 0,5…5,000 Гц, перегрузка ±50 г, вес 70 г.

Активные фильтры верхних и нижних частот выполнены на операционных усилителях тип К.1446 УД5Р по электронной схеме см., например, Ж. Марше, перев. с французского, «Операционные усилители и их применение» § 8.3, Активные фильтры на базе усилителей с обратной связью, стр.190-194, изд. «Энергия», Ленинградское отделение, 1974 г. Пиковый детектор выполнен на двух операционных усилителях по схеме, см., например, Г.И.Волович «Схемотехника аналоговых и аналогово-цифровых электронных устройств», изд. дом. «Додэка - XXI», 2005 г., Москва, стр.144, рис.2.74. Корректирующие цепочки активных фильтров RC верхних и нижних частот, соответственно τ∈[1…0,1] с и τ∈[0,01…0,05] с.

Эффективность заявленного измерителя характеризуется оперативностью и достоверностью объективного контроля физических данных спортсменов.

Измеритель толчкового импульса спортсмена содержит подпружиненную платформу, воспринимающую толчковый импульс наскока с коэффициентом передачи динамического усилия, равным единице, жестко закрепленный на платформе пьезоэлектрический акселерометр, выход которого подключен к электронной схеме в составе последовательно подключенных усилителя заряда на базе операционного усилителя в режиме активного фильтра верхних частот со сменной корректирующей цепочкой RC, операционного усилителя в режиме активного фильтра нижних частот со сменной корректирующей цепочкой RC, пикового детектора с большой постоянной времени релаксации и индикатора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области неразрушающего контроля материалов и изделий и может быть использовано в машиностроительной отрасли при сборке узлов и деталей корпусных изделий.

Изобретение относится к контрольно-измерительным, испытательным и диагностическим устройствам транспортных средств для проведения комплекса ремонтных, профилактических, диагностических и отладочных работ.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам испытания фрикционных изделий. .

Изобретение относится к способам определения работоспособности газонефтепроводных стальных труб магистральных трубопроводов и может быть использовано в нефтяной и газовой промышленности.

Изобретение относится к приборостроению, в частности к измерительным устройствам для измерения и регистрации сил взаимодействия колеса с рельсом. .

Изобретение относится к коксохимии. .

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения номинальной тяговой мощности транспортной машины (преимущественно трактора).

Изобретение относится к области сельхозмашиностроения, в частности к устройствам для испытаний почвообрабатывающих рабочих органов. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при исследовании резьбовых соединений. .

Изобретение относится к системам управления тормозами транспортных средств и предназначено для диагностирования тормозной системы транспортного средства
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к режиму диагностирования воздухораспределителей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в гидромашиностроении при разработке оборудования нефтедобывающей промышленности, в частности многоступенчатых погружных центробежных насосов

Изобретение относится к устройствам для испытания тормозных систем и предназначено для определения тормозного усилия

Изобретение относится к индикаторам нагрузки и касается индикации жесткой посадки самолета и воздействующих на самолет буксировочных усилий, превышающих допустимые

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в гидромашиностроении, в частности при разработке оборудования нефтедобывающей промышленности

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в гидромашиностроении при разработке оборудования нефтедобывающей промышленности, в частности многоступенчатых погружных лопастных насосов

Изобретение относится к устройству измерения показателей силового взаимодействия между тележкой и кузовом, применяемому при испытаниях железнодорожных подвижных транспортных средств

Изобретение относится к области измерительной техники, а более конкретно - к области конструкционного демпфирования, и может найти применение в машиностроении, судостроении, авиастроении и др

Изобретение относится к оборудованию для испытания колесных транспортных средств
Наверх