Транспортировщик водолазов

Изобретение относится к области водолазной техники, а именно к средствам передвижения водолазов под водой. Транспортировщик водолазов имеет торпедообразную форму и включает систему вывески и дифферентовки, движительно-двигательный комплекс в виде двух винторулевых колонок левого и правого бортов, убирающихся в нишу легкого корпуса при повороте вокруг вертикальной оси, приборный отсек с пультом управления, энергетическую аккумуляторную установку и прочный грузовой отсек. Между гидроакустичекими антеннами и движительно-двигательным комплексом расположена носовая дифферентно-уравнительная цистерна. Кормовая дифферентно-уравнительная цистерна размещена в кольцевом зазоре между корпусом и грузовым отсеком транспортировщика, что позволяет производить загрузку грузового отсека через заднюю крышку. В кормовом обтекателе размещены якорящее устройство гарпунного типа и дополнительный баллон с воздухом высокого давления. Улучшаются условия эксплуатации транспортировщика. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области водолазной техники, а именно к средствам передвижения водолазов под водой - транспортировщикам (носителям и буксировщикам) водолазов.

Известны многочисленные конструкции отечественных и зарубежных носителей водолазов, которые обеспечивают передвижение водолазов и доставку грузов под водой. Это отечественный носитель водолазов типа "Тритон-2" (а.с. СССР №91080 от 3.11.1975), а также носители водолазов торпедообразной формы, используемые из ТА ПЛ типа "Сирена-УМ" (а.с. СССР №106966 от 16.12.1976). Носитель водолазов «Сирена-УМ» не имеет гидроакустического вооружения, поскольку его носовая оконечность используется для закрепления грузового контейнера и место для установки гидроакустических антенн отсутствует.

Все известные носители водолазов (а.с. СССР №№91080, 106966, 123043, 123763, 162877, 224317, 317434 - аналоги изобретения) это миниатюрные подводные лодки, имеющие прочный и легкий корпус с общекорабельными системами вывески и дифферентовки, погружения и всплытия, кабину экипажа, а также аккумуляторную энергетическую установку, движительно-рулевой комплекс, приборный отсек и пульт управления.

В качестве прототипа изобретения выберем отечественный четырехместный транспортировщик (групповой буксировщик) водолазов "Грейп", описание которого приведено в книге В.П.Трошин, П.В.Трошин «От водолаза к ихтионавту», Изд. С-Пб, СПбГМТУ, 2004 г, стр.283-286.

Транспортировщик водолазов имеет корпус торпедообразной формы, в котором последовательно расположены (из носа в корму) двигательно-движительный комплекс (ДДК), выполненный в виде двух винто-рулевых колонок левого и правого бортов, убирающихся в нишу легкого корпуса при повороте вокруг вертикальной оси на 90°, приборный отсек с пультом управления, аккумуляторная батарея, грузовой контейнер. Водолазы лежат на транспортировщике сверху (кабина водолазов отсутствует). Передний водолаз-водитель защищен от набегающего потока воды откидным обтекателем.

Одним из недостатков прототипа является отсутствие дифферентно-уравнительных цистерн в носовой и кормовой оконечностях транспортировщика, обеспечивающих его вывеску и дифферентовку при изменяющейся плавучести водолазов (плавучесть водолазов меняется за счет их обжатия на глубине и расширения воздуха при всплытии).

Другим недостатком является отсутствие гидроакустических средств, обеспечивающих связь, привод и гидролокацию. Размещение гидроакустических антенн в носовой оконечности транспортировщика при данной конструкции весьма проблематично из-за близости ДДК, который будет создавать гидроакустические помехи. В то же время наличие гидроакустических средств для транспортировщиков водолазов ВМФ абсолютно необходимо.

Третьим недостатком прототипа является отсутствие якорящего устройства, позволяющего надежно закрепить транспортировщик на грунте перед тем, как водолазы покинут его.

Задачами настоящего изобретения является создание транспортировщика водолазов, выпускаемого из ТА ПЛ и

- обеспечивающего вывеску и дифферентовку при наличии переменной плавучести у водолазов;

- позволяющего разместить гидроакустическое вооружение с гидроакустическими антеннами в носовой оконечности;

- имеющего надежное якорящее устройство для закрепления на грунте.

Указанные задачи решаются путем создания транспортировщика водолазов торпедообразной формы, имеющего гидроакустические антенны в носовой оконечности, носовую и кормовую дифферентно-уравнительные цистерны и якорящее устройство в кормовом обтекателе.

Конструкция транспортировщика водолазов представлена на фиг.1.

Транспортировщик водолазов содержит гидроакустические антенны в носовом обтекателе 1, носовую дифферентно-уравнительную цистерну 2, винторулевые колонки 3, убирающиеся в нишу легкого корпуса, поворотный механизм 4, откидной обтекатель 5, приборный отсек 6, отсек воздуха высокого давления (ВВД) 7, пускорегулирующую аппаратуру 8, аккумуляторную батарею 9, герметичный прочный грузовой отсек 10, кормовую дифферентно-уравнительную цистерну 11, крышку грузового отсека 12, якорящее устройство гарпунного типа 13 (по а.с. СССР №140858 от 5.03.1980 г.), баллон ВВД 14, кормовой обтекатель 15.

Благодаря наличию носовой дифферентно-уравнительной цистерны (2), расположенной между ДДК и антеннами, гидроакустические антенны (1) транспортировщика имеют акустическую развязку в задней полусфере (экранировку) и не принимают помехи от работы ДДК (3).

Кормовая дифферентно-уравнительная цистерна (11) расположена в кольцевом зазоре грузового отсека (10) и не мешает погрузке (выгрузке) грузов.

Якорящее устройство (13) расположено в легком кормовом обтекателе (15) вертикально и обеспечивает выстреливание гарпуна и выпуск троса через отверстие в обтекателе. Применяется гарпун неизвлекаемого типа. Отдача гарпуна производится путем обрезания капронового фала.

Используется носитель водолазов следующим образом.

После выпуска из ТА ПЛ (для выпуска применяется УВШ «Трепанг») водолазы выходят из соседнего ТА ПЛ (шлюзуются) и закрепляются на транспортировщике водолазов сверху, как показано на фиг 1. Для этого на транспортировщике имеются откидные паховые упоры и уздечки для плечевого пояса.

Водолаз-водитель включает поворотный механизм 4 и разворачивает ДДК в рабочее положение (нижний рисунок). Затем разворачивает винторулевые колонки 3 вертикально и выводит транспортировщик на рабочую глубину погружения. После этого водолаз-водитель выключает винторулевые колонки и производит вывеску транспортировщика без хода путем приема (если транспортировщик всплывает) или откачки (если транспортировщик тонет) воды из дифферентно-уравнительных цистерн 2, 11.

После этого водолаз-водитель разворачивает винторулевые колонки (3) в горизонтальное положение и включает ход. (Далее управление по курсу и глубине осуществляется автоматически, но возможен переход на ручное управление ДДК транспортировщика).

После прихода в заданную точку водолазы кладут транспортировщик на грунт путем заполнения обеих дифферентно-уравнительных цистерн водой и приводят в действие якорь-гарпун. Затем разгружают грузовой отсек и уходят на задание. Для повторного использования якорящего устройства в комплекте транспортировщика имеется запасной якорь-гарпун с капроновым фалом, а в обтекателе установлен дополнительный баллон с воздухом высокого давления.

Производство заявленного транспортировщика водолазов может быть организовано на ФГУП "Завод "Двигатель" (Санкт-Петербург).

1. Транспортировщик водолазов торпедообразной формы, включающий систему вывески и дифферентовки, движительно-двигательный комплекс в виде двух винто-рулевых колонок левого и правого борта, убирающихся в нишу легкого корпуса при повороте вокруг вертикальной оси, приборный отсек с пультом управления, энергетическую аккумуляторную установку и прочный грузовой отсек, отличающийся тем, что носовая дифферентно-уравнительная цистерна расположена между гидроакустичекими антеннами и движительно-двигательным комплексом, а кормовая дифферентно-уравнительная цистерна размещена в кольцевом зазоре между корпусом и грузовым отсеком транспортировщика, что позволяет производить загрузку грузового отсека через заднюю крышку.

2. Транспортировщик водолазов по п.1, отличающийся тем, что в кормовом обтекателе размещено якорящее устройство гарпунного типа и дополнительный баллон с воздухом высокого давления для обеспечения повторного использования якорящего устройства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования обводов корпуса транспортного средства. .

Изобретение относится к строительству и эксплуатации подводного танкера. .
Изобретение относится к телеуправляемым подводным робототехническим системам, обеспечивающим высокоточное обследование, фотовидеосъемку и профилирование подводных протяженных поверхностей.

Изобретение относится к судостроению и энергетике, касается создания энергоустановок подводных лодок. .

Изобретение относится к судостроению и энергетике, касается создания энергоустановок подводных лодок. .

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к глубоководным аппаратам, и может использоваться при возведении морских нефтегазодобывающих платформ с прокладкой трубопроводов по дну моря.
Изобретение относится к области удаленного обследования морского дна и подводных сооружений, находящихся на дне в акваториях объектов природного и техногенного происхождения, а также проведения профилактических, ремонтных, спускоподъемных, аварийно-спасательных и им подобных работ с осуществлением физического воздействия на объект.

Изобретение относится к области освоения минеральных ресурсов недр арктического шельфа. .

Изобретение относится к области освоения минеральных ресурсов недр арктического шельфа. .

Изобретение относится к области спасения личного состава аварийной подводной лодки (ПЛ), находящейся в надводном положении, «сухим» способом. .

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к моторному плавсредству для перемещения пловца или подводника. .

Изобретение относится к области загрузки танкера из подводного трубопровода в ледовых условиях. .

Изобретение относится к области водолазной техники, а именно к средствам передвижения водолазов под водой. .

Изобретение относится к морской технике, а именно к ее новому классу - морских погружающихся катеров. .

Изобретение относится к области водолазной техники, используемой легкими водолазами при выполнении подводных работ. .

Изобретение относится к транспорту и касается технологии перемещения затопленных тел. .

Изобретение относится к водолазной технике и касается создания подводно-надводных транспортных средств проницаемого типа для доставки экипажа в легководолазном снаряжении и полезного груза в район проведения водолазных работ.

Изобретение относится к подводной технике, в частности к подводным средствам движения водолазов. .

Изобретение относится к области водолазного оборудования и может быть применено для контроля состояния мобильных подводных пловцов с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности в ходе подводных работ, спортивного плавания, лечебной физкультуры и т.д.
Наверх