Узел отсечки тяги ракетного двигателя твердого топлива



Узел отсечки тяги ракетного двигателя твердого топлива
Узел отсечки тяги ракетного двигателя твердого топлива
Узел отсечки тяги ракетного двигателя твердого топлива
Узел отсечки тяги ракетного двигателя твердого топлива

 


Владельцы патента RU 2459104:

Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Искра" (RU)

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании узла отсечки тяги ракетного двигателя твердого топлива. Узел отсечки тяги содержит раструб сопла противотяги, снабженный фланцем и закрытый заглушкой, зафиксированной кулачками или шариками с контактирующим с ними затвором, образующим затворную полость, которая сообщена с пиропатроном. Затворная полость образована вокруг сопряженного с фланцем участка раструба сопла противотяги. Заглушка связана с толкателем, установленным с возможностью продольного перемещения в кольцевой проточке, выполненной внутри фланца. Кольцевая проточка газосвязана с затворной полостью, а затвор снабжен ограничителем хода. Изобретение позволяет повысить надежность срабатывания узла отсечки тяги. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании узла отсечки тяги (УОТ) ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ).

Известно, что РДТТ могут содержать узлы отсечки тяги [Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе / Под общ. ред. Л.Н.Лаврова. - М.: Машиностроение, 1993. - 215 с., ил., раздел 4.2, страница 169]. Типовой УОТ содержит установленный на РДТТ (например, на переднее днище корпуса) раструб сопла противотяги, закрытый заглушкой, зафиксированной замком, подача команды на срабатывание которого приводит к вышибанию заглушки внутрикамерным давлением.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому положительному эффекту к предлагаемому изобретению является узел отсечки тяги ракетного двигателя твердого топлива [патент РФ №2403428]. УОТ содержит установленный на ракетный двигатель твердого топлива раструб сопла противотяги, снабженный фланцем и закрытый заглушкой, зафиксированной кулачками (или шариками) с контактирующим с ними затвором, образующим затворную полость, которая сообщена с пиропатроном. Недостатком представленного УОТ является необходимость относительно высокого значения (десятки атмосфер) внутрикамерного давления для надежного вышибания заглушки. Если к УОТ предъявляется требование его надежного срабатывания в момент, когда значение внутрикамерного давления составляет 3-10 кг/см2, то действия на заглушку низкого внутрикамерного давления может оказаться недостаточно, чтобы преодолеть усилие трения узла герметизации заглушки. Вышибания заглушки или не произойдет, или оно будет происходить с недопустимой задержкой по времени.

Технической задачей настоящего изобретения является повышение надежности срабатывания узла отсечки тяги.

Сущность изобретения заключается в том, что в узле отсечки тяги ракетного двигателя твердого топлива, содержащем раструб сопла противотяги, снабженный фланцем и закрытый заглушкой, зафиксированной кулачками (или шариками) с контактирующим с ними затвором, образующим затворную полость, которая сообщена с пиропатроном, затворная полость образована вокруг сопряженного с фланцем участка раструба сопла противотяги, при этом заглушка связана с толкателем, установленным с возможностью продольного перемещения в кольцевой проточке, выполненной внутри фланца. Кольцевая проточка газосвязана с затворной полостью. Затвор может быть снабжен ограничителем хода.

Технический результат достигается принудительным выталкиванием заглушки посредством толкателя, на который со стороны кольцевой проточки действует давление продуктов сгорания того же пиропатрона, который обеспечивает отжатие затвора при расфиксации заглушки.

Данное техническое решение не известно из патентной и технической литературы.

Изобретение поясняется следующим графическим материалом:

на фиг.1 показан УОТ в исходном состоянии;

на фиг.2 показан УОТ в начале срабатывания, когда затвор доходит до ограничителя хода;

на фиг.3 показано начало принудительного выталкивания заглушки;

на фиг.4 показан УОТ, работающий на режиме отсечки тяги.

Узел отсечки тяги ракетного двигателя твердого топлива содержит установленный на РДТТ 1 (например, на переднее днище корпуса РДТТ 1) раструб 2 сопла противотяги. Раструб 2 сопла противотяги снабжен фланцем 3, выполненным вокруг его среза. Раструб 2 сопла противотяги закрыт заглушкой 4. Заглушка 4 зафиксирована кулачками 5 (или шариками), установленными с возможностью радиального перемещения в окна 6, выполненные во фланце 3 (окна 6 показаны на фиг.4). С кулачками 5 контактирует охватывающий их затвор 7, установленный с возможностью осевого перемещения на фланец 3 и раструб 2. Вокруг сопряженного с фланцем 3 участка раструба 2 сопла противотяги затвором 7 образована затворная полость 8. Затворная полость 8 сообщена с пиропатроном 9. Заглушка 4 связана с толкателем 10, установленным с возможностью продольного перемещения в кольцевой проточке 11. Во фланце 3 выполнены каналы 12, обеспечивающие газосвязь кольцевой проточки 11 с затворной полостью 8. Затвор 7 снабжен ограничителем хода 13.

Устройство работает следующим образом. При запуске РДТТ 1 и повышении внутрикамерного давления заглушка 4 остается в исходном состоянии благодаря стопорению кулачков 5 затвором 7. В любой момент работы РДТТ (в т.ч. при низком внутрикамерном давлении) может быть подана команда на отсечку тяги. Давление в затворной полости 8 продуктов сгорания от пиропатрона 9 при его срабатывании отжимает затвор 7 до его упора в ограничитель хода 13 (фиг.2). Кулачки 5 при этом расфиксируются. Давление в кольцевой проточке 11 также повышается, т.к. она сообщена каналами 12 с затворной полостью 8. Давление в кольцевой проточке 11 воздействует на толкатель 10. Толкатель 10 вытягивает заглушку 4 из ее исходного положения независимо от того, действует на заглушку 4 внутрикамерное давление или нет (фиг.3). Кулачки 5 при этом вытесняются наружу в радиальном направлении. В итоге заглушка 4 вместе с толкателем 10 выбрасывается наружу, приводя узел отсечки тяги в рабочее состояние (фиг.4).

Технико-экономическая эффективность предлагаемого изобретения, по сравнению с прототипом, в качестве которого выбран узел отсечки тяги ракетного двигателя твердого топлива [патент РФ №2403428], заключается в повышении надежности срабатывания узла отсечки тяги.

1. Узел отсечки тяги ракетного двигателя твердого топлива, содержащий раструб сопла противотяги, снабженный фланцем и закрытый заглушкой, зафиксированной кулачками (или шариками) с контактирующим с ними затвором, образующим затворную полость, которая сообщена с пиропатроном, отличающийся тем, что затворная полость образована вокруг сопряженного с фланцем участка раструба сопла противотяги, при этом заглушка связана с толкателем, установленным с возможностью продольного перемещения в кольцевой проточке, выполненной внутри фланца, причем кольцевая проточка газосвязана с затворной полостью.

2. Узел отсечки тяги ракетного двигателя твердого топлива по п.1, отличающийся тем, что затвор снабжен ограничителем хода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании сопел переменной степени расширения в твердотопливных двигателях. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях с раздвижными соплами для определения времени выдвижения насадка в рабочее положение.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ), имеющего большое время работы. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании заглушки ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ), эксплуатирующегося под водой и запускаемого после его выталкивания пороховым аккумулятором давления (ПАДом) из пускового контейнера.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя системы аварийного спасения (САС) полезной нагрузки ракеты-носителя космического назначения, а также ракет авиационного базирования, пуск и полет которых возможен на разных высотах, соответствующих давлению окружающей среды от одной атмосферы до нулевого значения.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке раздвижных сопловых насадков ракетных двигателей. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при проектировании устройств для герметизации твердотопливных двигателей с подводным стартом. .

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к конструкции раструба сверхзвуковой части сопла ракетного двигателя. .

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании сопел летательных аппаратов. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива с отсечкой тяги посредством узла гидрогашения.

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники и может быть использовано в управляемых летательных аппаратах. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива с отсечкой тяги. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ) с отсечкой тяги посредством узлов отсечки тяги (УОТ), выполненных в виде сопел противотяги, закрытых вскрываемыми (или прорубаемыми) по команде заглушками.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива с отсечкой тяги посредством узла гидрогашения.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) с отсечкой тяги. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при проектировании твердотопливных двигателей с обнулением или реверсом тяги, например противоштопорных ракет для испытаний самолетов.

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники и может быть использовано в управляемых летательных аппаратах. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при обработке останова ЖРД с удалением остатков топлива из заклапанных полостей. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива с отсечкой тяги
Наверх