Способ комбинированной фрикционно-дуговой сварки



Способ комбинированной фрикционно-дуговой сварки
Способ комбинированной фрикционно-дуговой сварки
Способ комбинированной фрикционно-дуговой сварки
Способ комбинированной фрикционно-дуговой сварки
Способ комбинированной фрикционно-дуговой сварки

 


Владельцы патента RU 2460618:

Открытое акционерное общество "Национальный институт авиационных технологий" (ОАО "НИАТ") (RU)

Изобретение может быть использовано при сварке протяженных конструкций, в т.ч. из разнородных металлов, преимущественно алюминиевых сплавов и сталей. Первый проход осуществляют фрикционной сваркой вращающимся дисковым инструментом. После выполнения первого прохода образуется паз, образующий разделку кромок, и качественно сформированный корень шва без внутренних дефектов. Второй и, при необходимости, последующие проходы выполняют, например, аргонодуговой сваркой по сформированной указанным образом разделке кромок. Сварка может выполняться как плавящимся, так и неплавящимся электродом. Комбинированный способ обеспечивает получение качественных соединений, в т.ч. при сварке длинномерных деталей толщиной более 3 мм, в условиях значительного колебания величины зазора между соединяемыми деталями. 5 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к технологическим процессам сварки, более конкретно к области сварки трением (фрикционной сварки) и дуговой сварки, и может использоваться в различных областях машиностроения и строительства для сварки протяженных соединений различных соединений, в том числе разнородных, преимущественно алюминиевых сплавов и сталей, а также других конструкционных материалов.

Уровень техники

Известен способ сварки трением (патент РФ №2173619 С1 от 2001 г.), по которому дисковый инструмент, вращающийся вокруг своей оси, погружают через прорезь обжимающего шов дополнительного устройства в стык соединяемых деталей - прототип. При трении вращающегося инструмента (диска) о материал заготовок последний пластифицируется и переносится в зону позади инструмента, где формируется сварной шов. При сварке по данному способу металл шва заполняет оставляемый движущимся диском паз шириной, равной толщине диска, лишь на небольшую высоту из-за дефицита материала, вызванного тем, что при движении вращающегося диска происходит опрессовка разогретого пластичного материала соединяемых кромок и их утолщение, а также тем, что часть материала выносится вращающимся диском на поверхность кромок. С увеличением толщины соединяемых деталей сложность заполнения паза возрастает.

Известен способ комбинированной контактно-дуговой сварки (Н.П. Алешин. Российские технологии возвращают утерянные позиции // Газовая промышленность, №1, 2011), при котором сварка утолщенного корня шва выполняется контактной сваркой оплавлением, а заполнение оставшейся разделки - автоматической дуговой сваркой. Данный способ является достаточно производительным и позволяет качественно формировать корень шва, однако он имеет ряд существенных недостатков: невозможность сварки протяженных соединений, сложность обеспечения позиционирования заготовок при контактной сварке, необходимость удаления грата, а также значительная энергоемкость контактной сварки.

Сущность изобретения

Задачей настоящего изобретения является разработка способа сварки, позволяющего получать качественные соединения конструкций, включая длинномерные детали с толщиной более 3 мм в условиях значительного колебания величины зазора.

Поставленная задача решается тем, что сварка осуществляется как минимум в два прохода разными способами: первый проход осуществляют фрикционной сваркой вращающимся дисковым инструментом. После выполнения первого прохода образуется паз и качественно сформированный корень шва без внутренних дефектов.

Второй и (при необходимости) последующие проходы выполняются, например, аргонодуговой сваркой по сформированной таким образом разделке кромок. Сварка может выполняться как плавящимся, так и неплавящимся электродом. При сварке неплавящимся электродом присадка может подаваться непосредственно в зону сварки в виде проволоки или закладываться в разделку кромок в виде фигурного прутка. Второй и последующие проходы могут также выполняться другими способами сварки плавлением: например, электронно-лучевой и лазерной сваркой.

Таким образом, первый проход дисковым инструментом, соответствующим по форме требуемой разделке кромок, позволяет в условиях значительного колебания величины зазора между свариваемыми заготовками выполнить с большой точностью заданную разделку кромок и сформировать бездефектный корневой шов, одновременно выполняющий роль прихватки, повышающей жесткость конструкции при сварке.

Предлагаемый способ поясняется чертежами, на которых:

фиг.1 показывает примеры различных форм дискового инструмента;

фиг.2 показывает процесс сварки корневого шва вращающимся дисковым инструментом;

фиг.3 показывает поперечное сечение соединения после выполнения первого прохода дисковым инструментом; на рисунке видны сформированный корень шва и разделка кромок;

фиг.4 показывает заполнение разделки дуговой сваркой;

фиг.5 показывает поперечное сечение полученного соединения.

Обозначения на чертежах:

ωд - направление вращения дискового инструмента;

Vд - вектор скорости сварки вращающимся диском;

Vc - вектор скорости дуговой сварки;

1 и 1' - соединяемые элементы;

2 - опорная плита;

3 - вращающийся дисковый инструмент;

4 - корень сварного шва, сформированный вращающимся диском;

5 - дуговая сварочная головка;

6 - сварочный электрод;

7 - сварочная дуга;

8 - сварной шов, сформированный дуговой сваркой;

hд - глубина погружения вращающегося дискового инструмента;

k - высота корня сварного шва, образованного дисковым инструментом.

Осуществление изобретения

Способ комбинированной фрикционно-дуговой сварки в соответствии с изобретением реализуют следующим образом. Производят сборку и закрепление свариваемых деталей.

Свариваемые заготовки 1 и 1' собираются и закрепляются на опорной плите 2 (фиг.2).

Выполняют одновременно разделку кромок свариваемых деталей и сварку корня шва. В стык между свариваемыми заготовками погружают на заданную глубину hд вращающийся со скоростью ωд (200÷1500 об/мин) дисковый инструмент для сварки трением 3 с сечением рабочей поверхности, соответствующей требуемой форме разделки кромок. После этого инструмент 3, продолжая вращать, перемещают со скоростью сварки (100÷2000 мм/мин) вдоль линии стыка свариваемых заготовок и формируют корень сварного шва 4 и фигурный паз, соответствующей форме дискового инструмента (фиг.3).

При этом большая скорость вращения ωд, меньшая скорость сварки Vд применяются для сварки материалов с относительно высокой температурой пластификации и наоборот.

Заданную глубину погружения hд выбирают таким образом, чтобы расстояние от нижней поверхности заготовок до нижней точки дискового инструмента составляло порядка 1-2 мм (независимо от толщины свариваемых материалов). При этом большие значения hд выбираются при сварке материалов с относительно высокой температурой пластификации, а также при сварке с высокими скоростями на малых скоростях вращения инструмента. После выполнения первого прохода получают свариваемые заготовки, соединенные корневым швом высотой k и с выполненной разделкой под дуговую сварку (фиг.4).

Если придавать дисковому инструменту различную форму (фиг.1), то можно формировать паз не только с параллельными стенками, но и со скосом кромок, криволинейной формы, и, в частности, получать форму разделки кромок под аргонодуговую сварку, соответствующую требованиям стандарта, инструкции или другого нормативно-технического документа.

Выполняют заполнение оставшейся части шва после разделки кромок дуговой сваркой. Второй и, при необходимости, последующие проходы выполняются дуговой сваркой плавящимся или неплавящимся электродом. При необходимости, в разделку может закладываться присадка в виде прутка. После заполнения разделки дуговой сваркой получается полномерный сварной шов без провисания.

Технико-экономические преимущества предлагаемого способа сварки

Предлагаемый способ позволяет в ходе выполнения первого прохода формировать разделку под дуговую сварку в соответствии с ГОСТ, а также сваривать качественный корневой шов в условиях значительного колебания величины зазора.

Улучшается формирование нижней части сварного шва при дуговой сварке и уменьшается провисание за счет наличия корневого шва.

При дуговой сварке корневой шов также выполняет роль прихватки, что увеличивает жесткость конструкции и уменьшает деформации при сварке.

Способ комбинированной фрикционно-дуговой сварки, включающий разделку кромок, сборку и закрепление свариваемых деталей, сварку корня шва, заполнение оставшейся части разделки кромок посредством дуговой сварки с использованием присадок, отличающийся тем, что разделку кромок и сварку корня шва выполняют путем погружения в стык свариваемых деталей на заданную глубину вращающегося дискового инструмента для сварки трением, сечение рабочей поверхности которого соответствует требуемой форме разделки кромок, и перемещения его вдоль линии стыка свариваемых деталей, после чего заполняют оставшуюся часть разделки кромок посредством дуговой сварки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области сварки, а именно к способам изготовления стальных осесимметричных сварных конструкций в виде тонкостенного трубчатого каркаса с толстостенными навесными элементами, и может быть использовано при сварке протяженных конструкций, включающих сочетание массивных и тонкостенных элементов.

Изобретение относится к области сварки, а именно к способам изготовления стальных осесимметричных сварных конструкций ответственного назначения в виде сложно-комбинированных оболочковых корпусов, и может быть использовано при сварке конструкций типа сосудов, работающих под давлением.

Изобретение относится к области сварки, а именно к способам изготовления высокопрочных тонкостенных осесимметричных стальных оболочковых корпусов ответственного назначения, и может быть использовано при сварке конструкций в виде сосудов, работающих под высоким давлением.

Изобретение относится к области сварки, а именно к способам изготовления осесимметричных сварных конструкций из алюминиевых сплавов, и может быть использовано при сварке сложных конструкций, включающих сочетание массивных и тонкостенных элементов.

Изобретение относится к области сварки, а именно к способам изготовления осесимметричных стальных сварных конструкций ответственного назначения, работающих под давлением, и может быть использовано при сварке сложнокомбинированных конструкций, включающих сочетание массивных и тонкостенных элементов.

Изобретение относится к области сварки, а именно к способу изготовления осесимметричных сварных конструкций из алюминиевых сплавов, работающих под давлением. .

Изобретение относится к способу изготовления осесимметричных сварных конструкций из алюминиевых сплавов, работающих под давлением. .

Изобретение относится к способу дуговой сварки в среде защитных газов полос на специализированных машинах, которые устанавливаются в непрерывных металлургических агрегатах, например травильных линиях, агрегатах укрупнения или формирования рулонов.

Изобретение относится к технологии изготовления сварных соединений из циркония и его сплавов. .

Изобретение относится к сварке, а именно к оборудованию для сварки трением с перемешиванием. .

Изобретение относится к сварке трением и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, например при производстве или ремонте моноблоков турбомашин из титановых сплавов.

Изобретение относится к сварке трением и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, например при производстве или ремонте моноблоков турбомашин из титановых сплавов.

Изобретение относится к сварке трением и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, например при производстве или ремонте моноблоков турбомашин из титановых сплавов.

Изобретение относится к способу получения соединения сваркой трением нескольких плоских, прилегающих друг к другу деталей, удерживаемых вместе посредством соединительного элемента, буртик которого опирается на верхнюю деталь, и торцевая сторона которого вместе с нижней деталью образует зону сварки трением путем вращения и давления соединительного элемента.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для получения соединения разнородных материалов в судостроении, авиации, химическом машиностроении и других отраслях промышленности.
Наверх