Способ (варианты) и устройство снятия судна с мели



Способ (варианты) и устройство снятия судна с мели
Способ (варианты) и устройство снятия судна с мели
Способ (варианты) и устройство снятия судна с мели
Способ (варианты) и устройство снятия судна с мели
Способ (варианты) и устройство снятия судна с мели
Способ (варианты) и устройство снятия судна с мели
Способ (варианты) и устройство снятия судна с мели

 


Владельцы патента RU 2460668:

Остапова Анастасия Александровна (RU)
Штефан Александр Борисович (RU)
Штефан Борис Александрович (RU)
Дидикин Олег Вячеславович (RU)

Изобретение относится к технике аварийно-спасательного дела и предназначено для снятия судов с мели, в первую очередь, представляющих повышенную опасность, например нефтеналивных судов, судов, транспортирующих горюче-смазочные, токсичные и радиоактивные грузы. Сущность изобретения состоит в том, что отрыв судна от мели осуществляется с помощью гидравлических домкратов, штоки которых снабжены сдвоенными роликовыми насадками, которые упираются в швеллерные направляющие многосекционной разборной рамы с ложементами и понтонами, которая устанавливается под днище судна. Затем судно перемещают по сдвоенным роликовым насадкам гидравлических домкратов на глубины, превышающие осадку данного судна, с помощью буксирного каната или якорных цепей, которые закрепляют за кнехт тумбы, установленной в глубокой части акватории, используя, соответственно, судовой шпиль или судовой брашпиль. Технический результат - повышение усилий подъема, равномерность их распределения по всему корпусу судна, защита днища судна от повреждений, что обеспечивает надежность осуществления операции подъема и стягивания аварийного судна в глубоководную часть акватории. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение относится к технике аварийно-спасательного дела и предназначено для снятия судов с мели, в первую очередь, представляющих повышенную взрыво- и экологическую опасность, например крупных нефтеналивных судов, сухогрузов транспортирующих горюче-смазочные, химически токсичные и радиоактивные грузы.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Известны многочисленные способы и устройства снятия судов с мели, основанные на уменьшении трения днища судна о поверхность мели (катки, клинья, поплавки, гидротолкатели, углубления донного грунта с помощью гидромониторов, с помощью парашюта, размещенного в водной среде, размыв грунта у судна и перемещение его двигательно-движительными устройствами и другие) [1-7].

Вместе с тем все известные способы и устройства выполнения спасательных операций становятся все менее эффективными, так как их реализация связана с техническими трудностями, значительными финансовыми затратами и не исключает повреждения днища судна, перемещаемого по поверхности мели.

Однако, в ряде случаев, устройства снятия судна с мели недостаточно надежны [4] или не имеют достаточных усилий для стягивания судна с мели [6] большого водоизмещения.

Кроме того, все существующие способы и устройства рассчитаны на использование тягового усилия вспомогательных судов.

Принятый за прототип патент РФ [1] обладает радом недостатков:

1 - аварийное судно должно частично находиться на плаву;

2 - устройство предназначено для снятия судов с мели водоизмещением около двух тысяч тонн;

3 - не исключается возможность повреждения днища судна.

Сущность предлагаемого технического решения заключается в создании такого способа и устройства, которые позволяли бы судам надежно сниматься с мели без повреждения днища с помощью собственных средств, использующих судовые лебедочные механизмы.

Основной технический результат - повышение усилий подъема, равномерность их распределения по всему корпусу судна, защита днища судна от повреждений и надежность осуществления операций аварийного подъема и стягивания судна в глубоководную часть акватории.

Технический результат достигается следующим образом.

Подъемные элементы устройства выполнены в виде мощных гидравлических домкратов, установленных на фундаментных площадках, расположенных вдоль бортов судна, штоки которых со сдвоенными роликовыми насадками упираются в швеллерные направляющие многосекционной разборной рамы с ложементами, надежно закрепленными в нижней части периметра аварийного судна. Многосекционная разборная рама дополнительно снабжена понтонами.

Кроме того, для предотвращения сдвига многосекционной разборной рамы при подъеме или опускании судна на тех же фундаментных площадках напротив каждого мощного гидравлического домкрата установлены гидроцилиндры с упорными роликами. Подъем и опускание всех штоков мощных гидравлических домкратов и гидроцилиндров происходит синхронно.

Отличительной особенностью предложенного способа и устройства снятия судна с мели является то, что благодаря малому значению коэффициента трения - качения многосекционная разборная рама вместе с аварийным судном перемещается по сдвоенным роликовым насадкам мощных гидравлических домкратов в глубь акватории за счет судовых лебедочных механизмов, соединенных с помощью буксирного каната или якорных цепей, закрепленных за кнехт, установленный на тумбе, смонтированной в глубокой части водоема.

На фиг.1 представлен вид устройства подъема со стороны кормы, на фиг.2 - вид с правого борта судна, на фиг.3 показана многосекционная разборная рама (вид сверху), на фиг.4 - сдвоенная роликовая насадка, на фиг.4а - сдвоенная роликовая насадка (вид сбоку), на фиг.5 - подъем и стягивание судна, ориентированного кормой к акватории, на фиг.6 - подъем и стягивание судна, ориентированного носовой частью к акватории.

Предложенное устройство содержит фундаментные площадки 1, на которых устанавливаются вдоль бортов судна 2 мощные гидравлические домкраты 3 для отрыва судна 2 от мели и его подъема, штоки которых снабжены сдвоенными роликовыми насадками 4, ролики которых упираются в швеллерные направляющие 5, многосекционной разборной рамы 6 с ложементами 7, гидроцилиндры 8, установленные на тех же фундаментных площадках 1 напротив каждого мощного гидравлического домкрата 3 и снабженные упорными роликами 9 для предотвращения сдвига многосекционной разборной рамы 6 при подъеме судна 2 и его перемещении в глубоководье.

Многосекционная разборная рама 6 снабжена понтонами 10, которые с целью повышения остойчивости судна 2 и эффективности использования устройства связаны между собой соединительной конструкцией, обладающей запасом положительной плавучести.

Для повышения прочности многосекционная разборная рама 6 имеет поперечные секции 11, жестко соединенные между собой. Поперечные секции 11 многосекционной разборной рамы 6 крепятся между собой болтовыми соединениями, которые обеспечивают равнопрочную сварную конструкцию, а в местах приварки болтовых замков устанавливаются и ввариваются в концевую часть поперечных секций 11 усиливающие пластины. Стопорение от осевой сдвижки поперечных секций 11 осуществляется болтовыми соединениями, сечение которых достаточно для предотвращения несанкционированной расстыковки.

В глубоководной части акватории устанавливают тумбу 12 с кнехтом 13 и с помощью судовых устройств и буксирных канатов 14 или якорных цепей 15, закрепленных за кнехт 13, перемещают судно 2 за счет собственных средств на глубоководье.

Устройство работает следующим образом.

На подготовленные вдоль бортов судна 2 фундаментные площадки 1 устанавливают мощные гидравлические домкраты 3, например ДГ600Г400, для синхронного подъема и опускания судна 2, с плавающими опорами, снижающими радиальные нагрузки на шток при внецентренном нагружении. На штоках закрепляются сдвоенные роликовые насадки 4.

Количество фундаментных площадок 1 выбирают в зависимости от массы аварийного судна 2 и его габаритной длины.

Под днище судна 2 заводят разборные секции многосекционной разборной рамы 6, устанавливая их на сдвоенные роликовые насадки 4. С помощью мощных гидравлических домкратов 3 поднимают соединенные бортовые части многосекционной разборной рамы 6 до упора ложементами 7 в днище судна 2. Для жесткости конструкции многосекционной разборной рамы 6 ее соединяют поперечными секциями 11 и для увеличения плавучести к многосекционной разборной раме 6 присоединяют понтоны 10. Многосекционная разборная рама 6 крепится вокруг судна 2 с дифферентом до 1 градуса в сторону акватории.

Последняя подготовительная операция заключается в том, чтобы сдвоенные роликовые насадки 4 мощных гидравлических домкратов 3 находились в швеллерных направляющих 5 многосекционной разборной рамы 6 и были подведены до упора. После этого опоры мощных гидравлических домкратов 3 надежно закрепляют на фундаментных площадках 1 и рядом с ними устанавливают гидроцилиндры 8, например ЦС100Г400, с упорными роликами 9, которые подводят до соприкосновения с внешней стороны многосекционной разборной рамы 6. Опоры гидроцилиндров 8 закрепляют.

На кнехт 13, закрепленный на тумбе 12, расположенной в глубоководье, набрасывают несколько шлагов буксирного каната 14 и начинают медленный синхронный подъем аварийного судна 2 до тех пор, пока оно не оторвется от поверхности мели, и с помощью судового шпиля (если судно расположено кормой к акватории) выбирают буксирный канат 14. Благодаря малому значению коэффициента трения - качения и небольшому дифференту многосекционной разборной рамы 6 судно 2 перемещается по сдвоенным роликовым насадкам 4 гидросистемы в глубь акватории.

Если судно 2 расположено носовой частью к акватории, то за кнехт 13 закрепляют якорные цепи 15 и с помощью брашпиля перемещают аварийное судно 2 на глубоководье.

Когда судно 2 окажется на плаву, всю гидросистему синхронно опускают, многосекционную разборную раму 6 разбирают и любыми лебедочными устройствами вытаскивают на берег.

Таким образом достигается надежность снятия судна 2 с мели без повреждения днища судна 2 с помощью собственных средств, использующих тягу судовых силовых механизмов.

После спасательной операции фундаментные площадки 1 и тумбу 12 демонтируют, чтобы не нарушать экологию данного района.

Источники информации

I. Прототип и аналоги:

1. RU 2180637C1. 20/03/2002 (прототип).

2. А.С. СССР 905136, Кл. В63С 7/28, 15/02/1982 (аналог).

3. RU 2045446 C1, 08/07/1991 (аналог).

4. RU 2134647 C1, 20/08/1999 (аналог).

II. Дополнительные источники по уровню техники:

5. RU 2059520 C1, 10/05/1996 (аналог).

6. RU 2274582 C2, 20/04/2006 (аналог).

7. RU 2347712 C1, 27/02/2009 (аналог).

1. Способ снятия судна с мели за счет приложения к аварийному судну подъемной силы путем расположения вдоль каждого борта судна на фундаментных площадках гидравлических домкратов со сдвоенными роликовыми насадками, упирающимися в швеллерные направляющие многосекционной разборной рамы с понтонами, укрепленной под днищем судна, гидроцилиндров, смонтированных на тех же фундаментных площадках, снабженных насадками с упорными роликами, препятствующими сдвигу рамы при подъеме судна, при этом в глубокой части акватории устанавливают тумбу с кнехтом, за который закрепляют буксирный канат, при расположении судна кормовой частью к акватории, и с помощью судового шпиля перемещают судно по сдвоенным роликовым насадкам гидравлических домкратов на глубины, превышающие осадку данного судна.

2. Способ снятия судна с мели за счет приложения к аварийному судну подъемной силы путем расположения вдоль каждого борта судна на фундаментных площадках гидравлических домкратов со сдвоенными роликовыми насадками, упирающимися в швеллерные направляющие многосекционной разборной рамы с понтонами, укрепленной под днищем судна, гидроцилиндров, смонтированных на тех же фундаментных площадках, снабженных насадками с упорными роликами, препятствующими сдвигу рамы при подъеме судна, при этом в глубокой части акватории устанавливают тумбу с кнехтом, за который закрепляют якорные цепи, при расположении судна носовой частью к акватории, и с помощью судового брашпиля перемещают судно по сдвоенным роликовым насадкам гидравлических домкратов на глубины, превышающие осадку данного судна.

3. Устройство для осуществления способа снятия судна с мели, содержащее многосекционную разборную раму, смонтированные на фундаментных площадках гидравлические домкраты со сдвоенными роликовыми насадками, упирающимися в направляющие многосекционной разборной рамы, подводимой под корпус судна, гидроцилиндры, снабженные насадками с упорными роликами, препятствующими сдвигу многосекционной разборной рамы при подъеме судна, установленную в глубокой части акватории тумбу с кнехтом для закрепления буксирного каната или якорной цепи.

4. Устройство по п.3, в котором многосекционная разборная рама выполнена с возможностью сборки с помощью фиксирующих элементов.

5. Устройство по п.3, в котором многосекционная разборная рама имеет ложементы, с помощью которых осуществляется подъем судна с равномерной по всему корпусу нагрузкой.

6. Устройство по п.3, в котором многосекционная разборная рама имеет швеллерные направляющие.

7. Устройство по п.3, в котором многосекционная разборная рама снабжена понтонами, усиливающими подъемную силу при стягивании судна на глубину и облегчающими вытаскивание многосекционной разборной рамы на берег после того, как судно окажется на плаву.

8. Устройство по п.3, в котором штоки гидравлических домкратов снабжены насадками со сдвоенными роликами.

9. Устройство по п.3, в котором на фундаментных площадках рядом с гидравлическими домкратами установлены гидроцилиндры, снабженные насадками с упорными роликами, упирающимися во внешнюю часть многосекционной разборной рамы.

10. Устройство по п.3, в котором поперечные секции многосекционной разборной рамы крепятся между собой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии снятия и буксировки судна, выброшенного на берег. .

Изобретение относится к технике аварийно-спасательного дела и предназначено для снятия с мели, в первую очередь, представляющих взрыво- и экологическую опасность, например, крупных нефтеналивных судов.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к средствам снятия аварийных кораблей и других объектов с мели. .

Изобретение относится к морскому и речному транспорту, в частности к технологии снятия судна с мели. .

Изобретение относится к эксплуатации флота, а именно проведения аварийно-спасательных работ. .

Изобретение относится к морскому и речному транспорту, в частности к технологии снятия аварийного судна с мели

Изобретение относится к морскому и речному транспорту, в частности к технологии снятия аварийного судна с мели, а также может быть использовано для обеспечения частичного выхода судов на необорудованный пляж. Для стягивания судна с грунта оказывают силовое воздействие на судно в направлении углубления донного грунта путём выборки приводом лебёдки троса. Свободный конец троса зафиксирован на расстоянии от судна по направлению его перемещения. Точку приложения усилия к судну располагают на корме, на максимально возможном заглублении от палубы. Свободный конец троса предварительно фиксируют на дне, предпочтительно посредством якоря. Достигается обеспечение ускоренного снятия судна с мели без посторонней помощи, снижение тягового усилия и исключение вероятности повреждения днища. 3 ил.
Наверх