Способ ремонта изоляционного покрытия трубопровода


 


Владельцы патента RU 2460930:

ЧАО "ПИИ СИТ Нефтегазстройизоляция" (UA)

Изобретение относится к строительству трубопроводов и касается выполнения работ по ремонту изоляционного покрытия на трубопроводах. Способ включает бесконтактное с трубой раскапывание трубопровода, снятие поврежденного изоляционного покрытия, подготовку поверхности трубопровода под нанесение новой изоляции, нанесение нового изоляционного покрытия и закапывание отремонтированного трубопровода. Раскапывание трубопровода осуществляют отдельными участками, каждый из участков имеет одинаковую длину, а каждая технологическая операция - одинаковое время ее выполнения. Снятие поврежденного изоляционного покрытия, подготовку поверхности трубопровода под нанесение новой изоляции, нанесение нового изоляционного покрытия выполняют без контакта технологического оборудования с поверхностью трубопровода и искрообразующего механического контакта рабочих инструментов. Технический результат: ремонт изоляционного покрытия трубопровода без остановки транспортирования по нему продукта, уменьшение времени на выполнение ремонтных работ, возможность ведения работ в зимний период за счет плюсовой температуры поверхности трубы, нагретой транспортируемым продуктом. 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области строительства трубопроводов и касается выполнения работ по ремонту изоляционного покрытия на трубопроводах разнообразного функционального назначения, и может быть применено при других технологических операциях, например изоляции сварных соединений, операциях контроля качества, и т.п.

Известные способы ремонта трубопроводов (Правила производства работ при капитальном ремонте магистральных газопроводов ВСН 51-1-97, Москва, 1997 г., раздел 3, стр.13-20, дополн. 2), при которых работы проводятся на трубопроводе после его отключения, продувки, монтажа параллельного (байпасного) трубопровода с нарушением положения его расположения.

Основными недостатками таких способов являются значительные сметные затраты на остановку транспортирования продукта, строительство участка временного трубопровода, большой срок выполнения ремонтных работ. При выполнении работ по замене изоляционного покрытия применяются машины с опорой на трубопровод, которые имеют искрообразующие рабочие инструменты (щетки, скребки, иглофрезы) (Каталог машин для строительства трубопроводов. Восьмое издание, Упрполиграфиздат Мособлисполкома, 1990 г., стр.61-70).

Наиболее близким по технической сути к решению, которое заявляется, является способ капитального ремонта магистрального газопровода с заменой изоляционного покрытия (Правила производства работ при капитальном ремонте магистральных газопроводов ВСН 51-1-97, Москва, 1997 г., дополн. 2, раздел III. стр.60-65), который включает в себя раскрытие трубопровода, подъем трубопровода, очистку от старой изоляции, подготовку поверхности и нанесение нового покрытия, укладку трубопровода и его засыпку.

Это техническое решение принимается за прототип.

Основными недостатками такого решения являются необходимость отключения, продувки ремонтируемого трубопровода, монтажа параллельного (байпасного) трубопровода, нарушение положения его расположения, дополнительные нагрузки трубопровода при его подъеме, что требует дополнительного контроля напряженного состояния труб, невозможность применения в зимний период изолирующих материалов, которые требуют плюсовую температуру металла труб.

Все вышеупомянутое требует значительных средств и времени при выполнении ремонтных работ.

Задачей предлагаемого изобретения является создание способа ремонта изоляционного покрытия без остановки транспортирования по нему продукта (газа, нефти и т.п.) и уменьшение времени на выполнение ремонтных работ.

Данный технический результат достигается тем, что в способе ремонта изоляционного покрытия трубопровода, который включает бесконтактное с трубой раскапывание трубопровода, снятие поврежденного изоляционного покрытия, подготовку поверхности трубопровода под нанесение новой изоляции, нанесение нового изоляционного покрытия и закапывание отремонтированного трубопровода, который отличается тем, что раскапывание трубопровода осуществляют отдельными участками, каждый из участков имеет одинаковую длину, а каждая технологическая операция - одинаковое время ее выполнения, снятие поврежденного изоляционного покрытия, подготовку поверхности трубопровода под нанесение новой изоляции, нанесение нового изоляционного покрытия выполняют без контакта технологического оборудования с поверхностью трубопровода и искрообразующего механического контакта рабочих инструментов.

Так как раскапывание трубопровода выполняют последовательно, отдельными равными участками, а очистку, подготовку под нанесение новой изоляции и нанесение нового изоляционного покрытия выполняют пооперационно, последовательно на каждом участке, а при этом общая длина участков отвечает условиям, при которых обеспечивается равенство времени окончания подготовки поверхности под нанесение нового изоляционного покрытия на последнем участке с окончанием времени обретения прочности нового покрытия на первом участке.

Ремонт изоляционного покрытия трубопровода в местах остаточных грунтовых опор выполняется в вышеупомянутой последовательности. На фиг.1 изображена схема последовательности выполнения работ по способу ремонта изоляционного покрытия трубопровода, который заявляется.

Технологический процесс выполнения капитального ремонта отдельных локальных участков МГ выполняется со снижением давления не менее чем на 10% от величины максимального рабочего давления за последний год эксплуатации, что отвечает требованиям НД по технике безопасности.

Особенностью способа является применение оборудования, которое не создает механической нагрузки на поверхность трубопровода и не имеет искрообразующего механического контакта рабочих инструментов при очистке, подготовке поверхности и изолировании труб.

Сначала выполняются земляные работы по раскрытию участка газопровода и формированию траншеи с применением экскаваторной и бульдозерной техники при условии приближения режущих кромок на расстояние не ближе чем 0,5 м к образующей трубопровода со всех сторон. Остатки грунта удаляются ручным окапыванием на расстоянии не менее 0,1 м к образующей трубопровода без применения ударных инструментов, а окончательное очищение выполняется безыскровым, например, водоструйным инструментом.

Земляные работы выполняются отдельными участками. Длина участка определяется для каждого трубопровода при условии предотвращения появления пластических деформаций трубы, как двусторонней защемленной балки, учитывает зависимость от диаметра труб, толщин стенок, типа грунтов, давления продукта в трубе и других параметров.

Между двумя соседними котлованами остается грунтовая опора 1.

Последовательная схема выполнения работ обуславливается необходимостью "жесткого" сохранения предшествующего положения трубопровода и полного исключения появления дополнительных продольно-поперечных напряжений в теле трубы.

В связи с запретом обработки поверхности действующего трубопровода оборудованием с искрообразующим механическим контактом рабочих инструментов, а также созданием механической нагрузки на поверхность трубопровода, единым возможным средством подготовки поверхности являются методы с использованием искробезопасных технологий (см. информационно-технический ежемесячник Украины «Ринок iнсталяцiйний» №2 за 2000 г., стр.18-19).

Выполняется операция снятия старого изоляционного покрытия с помощью искробезопасного, например, высоконапорного ручного водоструйного оборудования 2, которое может представлять собой передвижной агрегат (кран, трубоукладчик), оснащенный стрелой, на котором установлена насосная установка («WOMA» Германия) с подающим шлангом и рабочим соплом, закрепленным на указанной стреле.

После окончания процесса снятия старой изоляции на первом отдельном участке на нем начинается процесс подготовки поверхности трубопровода под нанесение нового изоляционного покрытия, например, водопескоструйная обработка 3 оборудованием, которое может представлять собой передвижной агрегат (кран, трубоукладчик), оснащенный стрелой, на котором установлена пескоструйная установка (ДСК-250 Россия) с подающим шлангом и рабочим соплом, закрепленным на указанной стреле, а снятие старой изоляции выполняют на следующем участке.

После окончания процесса подготовки поверхности на первом отдельном участке на нем начинается процесс нанесения нового покрытия трубопровода 4 оборудованием, которое может представлять собой передвижной агрегат (кран, трубоукладчик), оснащенный стрелой, на котором установлена установка безвоздушного нанесения покрытия («WIWA» Германия) или аналогичная с подающим шлангом и рабочим соплом, закрепленным на указанной стреле.

На втором участке начинается процесс подготовки поверхности трубопровода под нанесение нового изоляционного покрытия, а снятие старой изоляции выполняют на следующем участке.

Особое внимание надо обратить на материалы и оборудование для нанесения нового изоляционного покрытия. Специфика выполнения изоляционных работ на неотключенном магистральном газопроводе и общие условия эксплуатации газопровода, в настоящее время, обуславливают применение изоляционных материалов, которые могут быть нанесены без контактирующих с трубопроводом изоляционных машин, которые создают механическую нагрузку на поверхность трубопровода. Это, в основном, полиуретановые покрытия, такие как «Protegol UR-Coating 32-55», «Copon Hycote 165-Varplex», «Acothane T.U.» и др., которые могут наноситься методом безвоздушного нанесения.

После окончания процесса нанесения нового покрытия трубопровода на первом отдельном участке на нем начинается процесс обретения прочности (полимеризации) нового покрытия, на втором участе - нанесение нового покрытия трубопровода, на третьем участке начинается процесс подготовки поверхности трубопровода под нанесение нового изоляционного покрытия, а снятие старой изоляции выполняют на последнем участке. Для сохранения общего ритма технологического процесса, предотвращения простоя, а как следствие, для экономии времени и средств важно и необходимо, чтобы общая длина отдельных участков рассчитывалась в зависимости от срока обретения прочности нового покрытия, при этом работы окончания подготовки поверхности под нанесение нового изоляционного покрытия на последнем участке совпадали с окончанием времени обретения прочности нового покрытия на первом участке. В дальнейшем осуществляется подбивка грунта под трубой и полная засыпка котлована 5 с послойной подсыпкой грунта и его уплотнением. Ремонт изоляционного покрытия трубопровода в местах остаточных грунтовых опор выполняется в вышеуказанной последовательности. Окончательно выполняются земляные рекультивационные работы, осуществляется перебазирование техники к следующим подготовленным участкам и далее порядок технологических операций повторяется.

Таким образом, предложенное решение обеспечивает проведение ремонта изоляционного покрытия без остановки транспортирования по нему продукта (газа, нефти и т.п.) и уменьшение времени на выполнение ремонтных работ.

Выполнение ремонтных работ на неотключенной трубе обуславливает возможность ведения работ в зимний период за счет плюсовой температуры поверхности трубы, нагретой продуктом, который транспортируется.

Предложенное техническое решение нашло воплощение при выполнении капитального ремонта МГ "Iвацевичи-Долина III нитка", на МГ "Елец-Кременчуг-Кривой Рог".

Способ ремонта изоляционного покрытия трубопровода, который включает бесконтактное с трубой раскапывание трубопровода, снятие поврежденного изоляционного покрытия, подготовку поверхности трубопровода под нанесение новой изоляции, нанесение нового изоляционного покрытия и закапывание отремонтированного трубопровода, отличающийся тем, что раскапывание трубопровода осуществляют отдельными участками, каждый из участков имеет одинаковую длину, а каждая технологическая операция одинаковое время ее выполнения, снятие поврежденного изоляционного покрытия, подготовку поверхности трубопровода под нанесение новой изоляции, нанесение нового изоляционного покрытия выполняют без контакта технологического оборудования с поверхностью трубопровода и искрообразующего механического контакта рабочих инструментов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и может быть использовано при ремонте трубопроводов различного назначения. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам нанесения защитных покрытий в качестве антикоррозионной изоляции на внутреннюю поверхность трубопровода и к способам контроля качества такого покрытия.

Изобретение относится к оборудованию для выполнения ремонтных работ, в частности к устройствам для ремонта трубопроводов. .

Изобретение относится к стеновому или потолочному вводу для пластиковой трубы, проходящей через стену или потолок. .

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано при производстве труб с внутренним покрытием. .
Изобретение относится к области защиты от коррозии металлических поверхностей трубопроводов, предназначенных для транспортирования жидких и газообразных сред при их строительстве и ремонте, и может быть использовано для изоляции металлических поверхностей трубопроводов от комбинированного действия влаги и кислорода.

Изобретение относится к технологии покрытия внутренней поверхности трубопроводов, в частности для профилактики и восстановления трубопроводов водопроводной и канализационной сетей, и предназначен для предупреждения производственного травматизма.
Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при ремонте трубопроводов
Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется в трассовых или базовых условиях при прокладке подземных магистральных трубопроводов для их защиты от коррозии, механических повреждений, а также при строительстве транспортирующих газ или жидкость промысловых и технологических трубопроводов в условиях распространения вечномерзлых грунтов, при прокладке трубопроводов на болотах, на обводненных участках, в частности, для восстановления антикоррозионных покрытий нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов при их ремонте в трассовых условиях, в том числе без остановки транспорта продукта, а также при защите от коррозии обвязки компрессорных станций при температурах трубопроводов 70-90°C, на участке трубопровода, транспортирующем газ с положительной температурой после компрессорной станции, например на участке выкидного шлейфа, транспортирующего компримированный газ с температурой плюс 40°C

Изобретение относится к области нефтедобычи, в частности конструкции насосно-компрессорных труб (НКТ), которые используются для добычи нефти из скважин

Изобретение относится к области химической технологии термопластичных полимеров и касается технологии изготовления термоусаживающихся манжет для защиты сварных швов металлических трубопроводов от коррозии

Изобретение относится к области защиты металла от коррозии и может найти применение при защите от коррозии сварных швов металлических трубопроводов, предназначенных для транспортировки жидких и газообразных сред

Группа изобретений относится к нефтяной промышленности, в частности к способу и устройству для защиты скважинного оборудования. Способ нанесения защитного покрытия на внутреннюю и наружную поверхности труб включает спуск устройства для нанесения покрытия в колонну труб, расплавление и нанесение его на стенки. Защитное покрытие наносят на наружную поверхность соединительных муфт в количестве не более трех с помощью устройства для нанесения покрытия на наружную поверхность. Защитное покрытие на наружную поверхность муфт наносят при спуске колонны труб в скважину. Нанесение защитного покрытия на внутреннюю поверхность нескольких насосно-компрессорных труб производят с поверхности земли устройством для нанесения покрытия на внутреннюю поверхность. Затем заглаживают покрытие калибровочным узлом. Устройство для нанесения защитного покрытия на внутреннюю поверхность труб включает емкость для расплавления защитного состава, нагревательные элементы, поршень и калибровочный узел. Калибровочный узел является гибким, внутри него установлены пружины. Пружины позволяют изменять наружный диаметр калибровочного узла при изменении диаметра трубы. На устройстве установлены датчики давления, температуры, прожекторы и ВЭБ камеры, позволяющие контролировать процесс нанесения покрытия. Изобретение позволяет увеличить срок службы скважинного оборудования, обеспечивает повышение технологичности и качества процессов нанесения покрытия, повышение безопасности и надежности оборудования. 2 н.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к промышленному строительству и может быть использовано для защиты от коррозии наружных поверхностей трубопроводов различного назначения. Покрытие включает основной полимерный слой, мастичный слой, содержащий битум, термоэластопласт и клей АС-М и грунтовочный слой, причем грунтовочный слой выполнен из материала мастичного слоя с дополнительным содержанием клея АС-М и ингибитора коррозии ИКБ-2-2 нефтерастворимого, при этом покрытие имеет состав при следующем соотношении компонентов, мас.%: мастичный слой: битум - 81-85, термоэластопласт - 9-11, клей АС-М - 4-9; грунтовочный слой: битум - 22-23, термоэластопласт - 2-3, клей АС-М 8-10, растворитель нефрас - 64-65, ингибитор коррозии ИКБ-2-2 нефтерастворимый 0,7-1,0. Техническим результатом изобретения является упрощение технологии изготовления и нанесения покрытия на трубу, повышение антикоррозионных и адгезионных свойств. 3 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к строительству и ремонту трубопроводов и может быть использовано при переизоляции отдельных участков газонефтепроводов в местах выявленных дефектов изоляции. Устройство включает разъемный ротор кольцевого сечения типа беличьего колеса с опорными роликами и двухсторонне закрепленными шпулями для крепления рулонных изоляционных материалов. Также включает автономно размещенный разъемный блок привода, снабженный опорными и цилиндрическими тяговыми роликами, на котором расположен механизированный привод с ведущей звездочкой. На одном из торцов ротора жестко укреплены равномерно расположенные друг от друга секторы звездочек или звездочки, охватываемые приводной цепью, которая также охватывает ведущую звездочку механизированного привода. Для синхронизации осевого перемещения ротора и блока привода торцевое наружное кольцо ротора со стороны привода расположено между цилиндрическими тяговыми роликами блока привода. Техническим результатом является уменьшение трудозатрат, простота и легкость конструкции, а также возможность нанесения изоляции на трубопроводы больших диаметров. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Трубопроводный скребок (внутритрубный инспекционный поршень) двигается в трубопроводе за счет потока сжатого воздуха и предназначен для распределения очистного раствора, собирающегося в нижнем участке трубопровода. На переднем конце трубопроводного скребка (внутритрубного инспекционного поршня) расположена продольно вытянутая форсунка с набором спиралевидных прорезей, расположенных на выпускной стороне форсунки и размещенных периферийно. Скребок выполнен с двумя перфорированными уплотняющими элементами, которые создают резонатор, служащий пространством низкого давления. Прорези создают вихревой эффект, а перфорированные уплотняющие элементы обеспечивают то, что пар и раствор напротив трубопроводного скребка (внутритрубного инспекционного поршня) затаскиваются в резонатор и выпускаются через отверстия обратно в выпуск форсунки. Таким образом, очистной раствор, собирающийся в нижней части трубопровода, рассеивается так, чтобы обеспечить нанесение полного 360° покрытия внутренней цилиндрической стены трубопровода. 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 7 ил.
Группа изобретений относится к области строительства и ремонта подземных коммуникаций, и может быть использовано, предпочтительно, для изоляции поверхностей стальных трубопроводов. Способ включает сматывание изоляционной ленты с рулона, закрепленного на шпуледержателе. Протягивают ленту через накопитель и наматывают ее на трубопровод по винтовой линии, с закреплением на трубопроводе, с последующим наращиванием ленты по окончанию ленты используемого рулона. Узел содержит корпус, два шпуледержателя, средство прижима ленты к поверхности трубопровода, систему направляющих и разворачивающих ленту валков, блок нагрева и накопитель. Накопитель представляет собой систему валов, установленных параллельно шпуледержателям и способных перемещаться относительно друг друга с обеспечением запаса ленты на поверхность трубопровода при замене рулона. 2 н. и 10 з.п. ф-лы.
Наверх