Планетарная передача



Планетарная передача
Планетарная передача
Планетарная передача

 


Владельцы патента RU 2462631:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевский государственный технический университет" (RU)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам. Планетарная передача содержит ведущее эксцентриковое водило (1), четыре сателлита (2) с внешними зубьями и отверстиями, установленные на сферические подшипники (3) качения, центральное колесо (4) с внутренними зубьями, диск (5) с отверстиями, жестко соединенный с ведомым валом (7), и установленные в отверстиях сателлитов (2) и диска (5) свободно, подвижно короткие и длинные ролики (8, 9). Ролики (8, 9) в местах их сопряжения с сателлитами (2) выполнены с поверхностями в виде гиперболоида вращения, а в местах сопряжения с диском (5) - в виде усеченного эллипсоида. Сателлиты (2) и диск (5) выполнены с поверхностями, соответствующими поверхностям роликов (8, 9). Короткие ролики (8) сопрягаются со средними двумя сателлитами (2), а длинные ролики (9) - с крайними двумя сателлитами (2). Изобретение позволяет повысить нагрузочную способность планетарной передачи. 3 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механическим передачам, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства.

Известна планетарная передача, содержащая ведущее эксцентриковое водило; четыре сателлита с отверстиями; диски, жестко соединенные между собой; оси, установленные в дисках на подшипниках качения; центральное колесо с внутренними зубьями и выходной вал, причем оси расположены в отверстиях сателлитов с зазором, равным удвоенному межосевому расстоянию передачи (международный патент WO 2004/090377 А1, МПК F16H 1/32. QUASYPLANETARY GEAR SYSTEM / LYKHOVYD, Yuriy M. [UA/UA]; nl. Rad. Ukraine, 20-B-570, Kiev, 04215(UA), … 21.10.2004).

Недостатком этой конструкции является низкая нагрузочная способность, что обусловлено отсутствием самоустанавливаемости звеньев и, следовательно, неравномерным распределением нагрузки в их сопряжениях.

Известна также планетарная передача, содержащая ведущее эксцентриковое водило, один или несколько сателлитов с внешними зубьями и отверстиями, установленных на подшипники качения, центральное колесо с внутренними зубьями, диск с отверстиями, жестко соединенный с ведомым валом, и установленные в отверстиях сателлитов и диска свободно, подвижно ролики (пат. №2402709 РФ, МПК F16H 1/32. Планетарная передача./ Плеханов Ф.И., Веретенников Н.Д., Каркин Н.А., Казаков И.А. Опубл. 27.10.2010, бюл. №30) (прототип).

Недостатком этой конструкции является также низкая нагрузочная способность, что связано с отсутствием самоустанавливаемости звеньев.

Задачей изобретения является повышение нагрузочной способности планетарной передачи.

Для решения этой задачи в планетарной передаче, содержащей ведущее эксцентриковое водило, четыре сателлита с внешними зубьями и отверстиями, установленных на подшипниках качения, центральное колесо с внутренними зубьями, диск с отверстиями, жестко соединенный с ведомым валом, и установленные в отверстиях сателлитов и диска свободно, подвижно ролики, ролики в местах их сопряжения с сателлитами выполнены в виде гиперболоида вращения, а в местах сопряжения с диском - в виде усеченного эллипсоида; сателлиты и диск выполнены с поверхностями, соответствующими поверхностям роликов, причем одна половина роликов имеет большую длину и сопрягается с крайними двумя сателлитами, вторая - меньшую длину и сопрягается со средними двумя сателлитами.

Повышение нагрузочной способности достигается за счет выполнения роликов, диска и сателлитов в местах их сопряжения с поверхностями, обеспечивающими самоустанавливаемость звеньев передачи.

На фиг.1 приведен общий вид планетарной передачи в разрезе, на фиг.2 - вид по А-А на фиг.1, на фиг.3 - вид по Б-Б на фиг.2.

Планетарная передача содержит ведущее эксцентриковое водило 1, четыре сателлита с внешними зубьями и отверстиями 2, сферические подшипники качения 3, центральное колесо с внутренними зубьями 4, диск с отверстиями 5, стержни 6, ведомый вал 7, короткие ролики 8 и длинные ролики 9.

Ролики 8 и 9 в средней их части имеют вид усеченного эллипсоида, а у торцов поверхность в виде гиперболоида вращения. Аналогичные поверхности имеют диск 5 и сателлит 2 в зонах их сопряжения с роликами 8 и 9 соответственно. Диаметры отверстий диска 5 и сателлитов 2 в местах сопряжения с роликами превышают диаметры роликов 8 и 9 на величину межосевого расстояния планетарной передачи. Эксцентриситет ведущего эксцентрикового водила 1 в местах установки средних сателлитов 2 направлен противоположно его эксцентриситету в местах установки крайних сателлитов 2. Стержни 6 и цилиндрические шейки длинных роликов 9 выполнены диаметром, меньшим диаметра соответствующих им отверстий сателлитов 2 на величину, равную или большую удвоенного межосевого расстояния.

Диск 5 жестко соединен посредством стержней 6 с ведомым валом 7. Сателлиты 2 установлены на сферические подшипники 3.

Сборка планетарной передачи осуществляется следующим образом.

В средней части ведущего эксцентрикового водила 1 располагается диск 5, в отверстия диска 5 вставляются короткие ролики 8 и длинные ролики 9. На короткие и длинные ролики 8, 9 сажаются 2 средних сателлита 2, в них и на ведущее эксцентриковое водило 1 устанавливаются сферические подшипники 3. На длинные ролики 9 сажаются крайние сателлиты 2, в них и на ведущее эксцентриковое водило 1 устанавливаются сферические подшипники 3. Затем в отверстия диска 5 и ведомого вала 7 через отверстия сателлитов 2 вставляются и развальцовываются стержни 6. После этого осевым перемещением собранного блока деталей сателлиты 2 вводятся в зацепление с центральным колесом 4.

Планетарная передача работает следующим образом.

Вращение от ведущего эксцентрикового водила 1 передается сателлитам 2, а от них через короткие и длинные ролики 8 и 9 диску 5 и жестко соединенному с ним ведомому валу 7. При этом сателлиты 2 и ролики 8, 9 самоустанавливаются.

Повышение нагрузочной способности обеспечивается снижением неравномерности распределения нагрузки в сопряжениях деталей.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Международный патент WO 2004/090377 А1, МПК F16H 1/32. QUASYPLANETARY GEAR SYSTEM /LYKHOVYD, Yuriy M. [UA/UA]; nl. Rad. Ukraine, 20-B-570, Kiev, 04215(UA), … 21.10.2004

2. Пат. №2402709 РФ, МПК F16H 1/32. Планетарная передача./ Плеханов Ф.И., Веретенников Н.Д., Каркин Н.А., Казаков И.А. Опубл. 27.10.2010, бюл. №30 (прототип).

Планетарная передача, содержащая ведущее эксцентриковое водило, четыре сателлита с внешними зубьями и отверстиями, установленные на подшипники качения, центральное колесо с внутренними зубьями, диск с отверстиями, жестко соединенный с ведомым валом, и установленные в отверстиях сателлитов и диска свободно, подвижно ролики, отличающаяся тем, что ролики в местах их сопряжения с сателлитами выполнены с поверхностями в виде гиперболоида вращения, а в местах сопряжения с диском - в виде усеченного эллипсоида; сателлиты и диск выполнены с поверхностями, соответствующими поверхностям роликов, причем одна половина роликов имеет большую длину и сопрягается с крайними двумя сателлитами, вторая - меньшую длину и сопрягается со средними двумя сателлитами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в качестве редукторов, мультипликаторов, планетарных механизмов поворота, автомобильных приводов типа «мотор-колесо» и коробок скоростей в автомобилях, тракторах, бронемашинах и других машинах с планетарным или дифференциальным приводом.

Изобретение относится к передачам для промышленной приводной техники. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам. .

Изобретение относится к точному машиностроению, а именно к зубчатым передачам для сообщения вращательного движения, и может быть использовано в приводах, понижающих и повышающих скорость выходного вала высокоточных машин и механизмов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах для преобразования вращательного движения ведущего звена в сложное вращательное движение ведомого звена.

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в приводах мотор-колес, манипуляторов, в составе приводов авиационной и космической техники, запорной арматуры и др., а также может быть использовано для преобразования энергии сжатого газа или жидкости во вращательное движение выходного вала.

Изобретение относится к однонаправленным трансмиссиям с изменением скорости вращения. .

Изобретение относится к мотор-редукторам, электроприводам и может быть использовано в прецизионных приводах роботов и манипуляторах. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторам для передачи крутящего момента. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим передачам, и может найти применение в приводах, для которых необходимо минимизировать «кольцевые» габариты редуктора, расположенного вокруг тяжелонагруженного выходного вала

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве электропривода, например, в космическом аппарате

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве способа работы при реализации его в трехступенчатом планетарном редукторе

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым планетарным передачам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим передачам, и может найти применение в редукторах приводов, имеющих большие передаточные числа, но не работающих постоянно при больших нагрузках

Изобретение относится к узлу привода

Изобретение относится к моторедукторам с эластичными соединениями электродвигателей с приводом редуктора

Изобретение относится к деталям машин, а именно к зубчатым передачам внешнего зацепления, состоящим из двух цилиндрических колес с параллельными осями и с зубьями, имеющими арочные продольные и эвольвентные поперечные профили
Наверх