Сканирующий лазерный маяк космических аппаратов

Изобретение относится к области оптических средств измерения параметров относительного сближения космических аппаратов. Сканирующий лазерный маяк содержит корпус и источник лазерного излучения, установленный в сканирующем блоке в карданном подвесе. В устройство введена оптическая анаморфотная система, установленная в сканирующем блоке на одной оптической оси с источником лазерного излучения. При этом ось карданного подвеса перпендикулярна упомянутой оптической оси, а оптическая анаморфотная система представляет собой в сечении, перпендикулярном направлению сканирования, широкоугольный объектив типа «рыбий глаз». Качающийся привод, находящийся в механической связи со сканирующим блоком, выполнен качающимся в плоскости сканирования. Технический результат заключается в обеспечении возможности обнаружения пассивного космического аппарата в половине телесного угла на дистанциях до 160 км при наведении на него активного космического аппарата. 3 ил.

 

Изобретение относится к области оптических средств измерения параметров относительного сближения космических аппаратов (КА), а именно к сканирующим лазерным маякам.

Лазерные маяки не только обладают лучшей видимостью при наличии фона по сравнению с обычными световыми маяками, но и позволяют автоматизировать процесс управления движением при одновременном повышении точности ориентации и наведения без участия оператора.

Известны различные конструкции сканирующих лазерных маяков.

Для навигации транспортных средств при отсутствии ограничений в отношении угла входа в зону ориентации и наведения могут быть использованы лазерные маяки с круговой или веерной диаграммой сканирования лазерного луча [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7].

Известна конструкция сканирующего лазерного маяка для задания курса и глиссады снижения летательных аппаратов, а также обеспечения пилоту визуального контакта с взлетно-посадочной полосой при посадке ночью и в условиях пониженной видимости [8; 9; 10; 11].

В качестве источников излучения в каждом маяке используются по два лазера. В глиссадных маяках применяются лазеры, генерирующие разное, контрастное для глаз оператора излучение. Центральный маяк снабжен только одинаковыми лазерами. Для обеспечения управления лучами лазеров в пространстве ориентирования имеются дефлекторы вертикального и горизонтального сканирования. Для регулировки мощности излучения лазеров маяк снабжен устройствами ослабления с набором нейтральных ослабителей.

Лазерные лучи всех трех маяков сканируют в вертикальной плоскости по синусоидальному закону с частотой 0,5 кГц в следующих углах: для центрального маяка 4,5°, для боковых маяков 2,5°. Одновременно осуществляется низкочастотное сканирование в горизонтальной плоскости. В глиссадных маяках лучи сканируют на угол, равный 15°. Угол сканирования центрального маяка в горизонтальной плоскости равен 7°. Обратный ход лазерных лучей гасится.

За прототип принята конструкция сканирующего лазерного маяка [7], основанная на циклическом создании последовательно во времени шестисекторного поля наведения в азимутальной плоскости. Сканирующий лазерный маяк включает в себя лазер, зеркало, двигатель, катушку, электромагнит, генератор, муфту, вращающийся диск и возвратную пружину.

Катушка, установленная в магнитном поле электромагнита, под воздействием напряжения, поступающего с генератора, совершает колебательное движение по пилообразной или синусоидальной траектории. Луч лазера осуществляет при этом сканирование пространства в вертикальной плоскости. Угловым размером сканирования можно управлять увеличивая или уменьшая амплитуду напряжения генератора. Вращающееся зеркало закреплено на муфте, подключенной к генератору, вырабатывающему последовательность широтно-модулированных импульсов (ШИМ-последовательность). При вращении диска двигателем в моменты времени поступления импульсов генератора на электромагнит муфты диск периодически притягивается, преодолевая возвратное усилие пружины. В результате этого в течение длительности импульса муфта поворачивает зеркало, а вместе с тем отклоняет и лазерный пучок на угол, пропорциональный времени сцепления электромагнитной муфты с вращающимся диском. По окончании импульса зеркало вместе с муфтой под воздействием пружины возвращается в исходное состояние. Этот цикл сканирования с переменным углом поворота лазерного луча периодически повторяется.

Принцип формирования шестисекторной круговой зоны ориентирования следующий. В момент подачи с генератора импульса наибольшей длительности лазерный луч из исходного нулевого положения совершает полный оборот в азимутальной (горизонтальной) плоскости. При уменьшении длительности импульсов в последовательности, формируемой генератором, сектор азимутального сканирования последовательно от цикла к циклу сужается до минимально выбранного значения. Полный цикл формирования шестисекторной зоны равен периоду следования пачек ШИМ-последовательностей. Наименьшая длительность импульса определяется минимальным размером сектора.

Описанное устройство осуществляет обратную последовательность сканирования, а также сканирование в вертикальной плоскости.

Недостатком аналогов и прототипа является малая величина телесного угла в пространстве, в котором возможно обнаружение маяка, а также недостаточная надежность ввиду сложности конструкций.

Задачей изобретения является повышение вероятности обнаружения пассивного КА и снижение требований по его предварительной ориентации относительно активного КА при их сближении за счет увеличения телесного угла, в котором возможно обнаружение лазерного маяка. Одновременно изобретение обладает большей надежностью в силу простоты конструкции.

Задача решается с использованием сканирующего лазерного маяка, содержащего корпус, источник лазерного излучения, установленный в сканирующем блоке в карданном подвесе, причем в него введена оптическая анаморфотная система, установленная в сканирующем блоке на одной оптической оси с источником лазерного излучения; при этом ось карданного подвеса перпендикулярна упомянутой оптической оси, а оптическая анаморфотная система представляет собой в сечении, перпендикулярном направлению сканирования, широкоугольный объектив типа «рыбий глаз», причем качающийся привод, находящийся в механической связи со сканирующим блоком, выполнен качающимся в плоскости сканирования.

На Фиг.1 изображена конструкция предложенного изобретения, где:

1 - корпус;

2 - источник лазерного излучения;

3 - сканирующий блок;

4 - оптическая анаморфотная система;

5 - карданный подвес;

6 - качающийся привод.

Лазерный сканирующий маяк состоит из источника лазерного излучения 2 и оптической анаморфотной системы 4, помещенных в сканирующий блок 3, закрепленный в карданном подвесе 5, качающегося привода 6 и корпуса 1.

Источник лазерного излучения 2 служит для получения оптического излучения с необходимыми параметрами, оптическая анаморфотная система 4 формирует требуемую диаграмму направленности, качающийся привод 6 обеспечивает движение сканирующего блока 3 в плоскости сканирования. Ось карданного подвеса 5 перпендикулярна оптической оси.

В процессе работы маяка сканирующий блок 3 поворачивается на угол 180°, после чего сканирование продолжается в противоположном направлении.

Оптическая анаморфотная система 4 обеспечивает расходимость излучения в плоскости, перпендикулярной направлению сканирования 180°, а в плоскости, совпадающей с направлением сканирования, расходимость до 1° (см. Фиг.2).

Особенностью анаморфотной системы является то, что в меридиональной и сагиттальной плоскостях ее фокусные расстояния имеют различные значения. Принципиально в анаморфотной системе могут быть применены преломляющие поверхности самых разнообразных форм, чаще всего используются цилиндрические линзы.

В плоскости, перпендикулярной направлению сканирования, объектив представляет собой так называемый «рыбий глаз» - оптическую систему с полем зрения 180°, например, типа объективов «Зодиак» и «МС Зенитар-Н 2,8/16».

В конструкции может быть использован один или несколько твердотельных лазеров с диодной накачкой, волоконных лазеров, полупроводниковых лазеров.

Качающийся привод 6 может состоять из электродвигателя и трансмиссии, включающей в себя кулачковый и кривошипно-ползунный механизмы.

Достигаемый технический результат - повышение вероятности обнаружения пассивного КА и снижение требований по его предварительной ориентации относительно активного КА при их сближении за счет увеличения телесного угла, в котором возможно обнаружение лазерного маяка.

Возможно обеспечить обнаружение пассивного КА в полном телесном угле, т.е. при подходе активного КА с любого направления. Это достигается путем установки на пассивный КА с противоположных сторон двух сканирующих лазерных маяков (см. Фиг.3), каждый из которых полностью покрывает телесный угол 2π.

Также возможно вычисление дистанции между активным и пассивным КА посредством измерения мощности сигнала маяка пассивного КА.

При конструировании лазерных маяков возникает следующая трудность. С увеличением телесного угла, в котором излучает маяк, снижается расходимость его излучения и, соответственно, с увеличением расстояния между пассивным и активным КА падает плотность мощности на приемнике излучения, что снижает вероятность обнаружения пассивного КА.

Таким образом, дальность действия лазерного маяка и величина угла, в котором осуществляется его обнаружение, представляют собой некое среднее значение, минимально удовлетворяющее условиям задачи.

Обнаружение объекта осуществляется на дальнем участке сближения. Для используемых в настоящее время для измерений бортовых радиотехнических систем дальность обнаружения составляет свыше 100 км.

Для обоснования возможности практической реализации проведем расчет максимальной дальности обнаружения излучения маяка. Исходные данные: маяк излучает в непрерывном режиме, сканирование осуществляется диаграммой 1°×180° (0,110 ср), мощность излучения составляет 2 Вт.

Максимальная дальность обнаружения лазерного маяка на фоне космоса оценивается по формуле:

где Рм - мощность излучения лазерного маяка; Sn - площадь апертуры приемной оптики; τ - коэффициент пропускания оптического тракта; Pn - минимальная принимаемая мощность отраженного сигнала; Ωм - телесный угол диаграммы излучения маяка.

Для оценки дальности обнаружения сделаны следующие допущения: площадь приемной апертуры принята Sn=2,83·10-3 м2 (диаметр 6 см); пороговая мощность принимаемого сигнала составляет Pn=10-12 Вт; пропускание оптики равно τ=0,5.

Максимальная дальность обнаружения на фоне космического пространства составит:

Lmax=160397 м.

Для сравнения можно взять характеристики известных конструкций лазерных маяков.

Один из первых бортовых оптико-электронных комплексов для измерения параметров сближения КА был создан в 1967 г. в Центре космических полетов им. Маршалла (США) [12, 13, 14]. Состав аппаратуры предусматривал установку на пассивном КА лазерного маяка для более надежной и быстрой взаимной ориентации взаимодействующих КА. Маяк имел коническую диаграмму направленности излучения, равную 10°. Средняя мощность излучения составляла 200 мВт. Ввиду того, что поле зрения приемной оптической системы на активном КА было также равно 10°, то перед началом сближения взаимодействующие КА должны были быть ориентированы в направлении друг друга с точностью не меньшей ±10°. Максимальная дальность обнаружения пассивного КА составляла 120000 м в пределах конуса 0,024 ср (10°×10°).

В настоящее время на борту Международной космической станции (МКС) установлена подсистема лазерных реперных устройств (РУ). РУ задают координатную систему стыковочного узла посредством их размещения на корпусе МКС в определенных реперных точках, посредством формирования трех излучающих апертур с конической диаграммой направленности, равной 30° (по уровню излучения 0,5). Подсистема обеспечивает определение всех параметров взаимного положения и относительного движения пассивного КА на дистанции до 200 м. На дистанции менее 10 м предельный угол, под которым может наблюдаться светоизлучающая апертура РУ, составляет 49°. Максимальная дальность обнаружения пассивного КА составляет 7500 м в пределах конуса 0,214 ср (30°×30°).

Литература

1. Заявка 3313161 (ФРГ). МКИ Н04К 3/00.

2. Пат. 59-16222 (Япония). МКИ G01S 1/70.

3. Пат. 446751 (Австралия). МКИ H01S 1/00.

4. Пат. 1346852 (Великобритания). МКИ F21Q 3/02.

5. Пат. 371283 (Швеция). МКИ F21Q 3/02.

6. Пат. 132211 (Норвегия). МКИ G08G 3/00.

7. Пат. 2530034 (Франция). МКИ G01S 1/70.

8. Пат. DE 3222473 (ФРГ). Световые лазерные маяки.

9. А.с. 714927 (СССР). Сканирующий световой маяк / Ф.А.Ахмадулин, Г.А.Калошин, В.Я.Фадеев.

10. А.с. 714928 (СССР). Устройство для световой сигнализации при ориентировании движущихся объектов.

11. А.с. 736772 (СССР). Оптико-механическое сканирующее устройство / Г.А.Калошин, А.Ф.Кутелев, В.Я.Фадеев.

12. Navigation, 1966, vol.3, No.3.

13. Aviation Week, 1964, vol.80, No.20.

14. Lehr C.G. Laser Tracking Systems. - in: Laser Applications, Academic Press., 1974, vol.2, p.13.

Сканирующий лазерный маяк космических аппаратов, содержащий корпус, источник лазерного излучения, установленный в сканирующем блоке в карданном подвесе, отличающийся тем, что в него введена оптическая анаморфотная система, установленная в сканирующем блоке на одной оптической оси с источником лазерного излучения; при этом ось карданного подвеса перпендикулярна упомянутой оптической оси, а оптическая анаморфотная система представляет собой в сечении, перпендикулярном направлению сканирования, широкоугольный объектив типа «рыбий глаз», причем качающийся привод, находящийся в механической связи со сканирующим блоком, выполнен качающимся в плоскости сканирования.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для стабилизации положения танкера при погрузке нефтепродуктов относительно нефтяного терминала в открытом море.

Изобретение относится к газовым регуляторам, снабженным избыточным клапаном для стравливания избыточного давления, и направлено на увеличение эффективности прохождения потока при заданном выходном давлении, что обеспечивается за счет того, что устройство для регулирования потока текучей среды содержит клапанный корпус, имеющий вход, выход и горловину, расположенную между входом и выходом, привод, прикрепленный к клапанному корпусу и содержащий клапанный диск, и диафрагму, функционально связанную с клапанным диском, при этом клапанный диск расположен внутри клапанного корпуса и выполнен с возможностью перемещения относительно горловины клапанного корпуса между открытым положением и положением запирания в ответ на изменения давления на выходе клапанного корпуса, воспринятые диафрагмой, клапанный порт, установленный в горловине клапанного корпуса, при этом клапанный порт содержит цилиндрический компонент, содержащий седло клапана и канал, проходящий через клапанный порт.

Изобретение относится к устройствам для автоматического регулирования давления и может быть использовано в различных отраслях промышленности для понижения и регулирования давления различных газов.

Изобретение относится к средствам регулирования газового потока, включающим регулирующий клапан для перекрывания газового потока, проходящего через регулятор, и направлено на увеличение пропускной способности клапана при повышении его структурной целостности и уменьшении габаритов, что обеспечивается за счет того, что устройство для регулирования потока текучей среды содержит клапанный диск и клапанный порт, выполненный с возможностью обеспечения вспомогательного уплотнения в ходе проведения процедуры перекрывания при наличии засорения, при которой диск непосредственно сопрягается с компонентом корпуса, входящего в состав порта.

Изобретение относится к технике регулирования газа и направлено на уменьшение степени падения давления в механизме при нормальной работе, что обеспечивается за счет того, что устройство для регулирования текучей среды содержит корпус клапана, ограничивающий впускное и выпускное отверстия, клапанное окно, расположенное в корпусе клапана между впускным и выпускным отверстиями, клапанный диск, расположенный в корпусе клапана с возможностью перемещения между открытым положением и закрытым положением для регулирования потока текучей среды через корпус клапана, причем клапанный диск имеет уплотнительную поверхность для вхождения в контакт с клапанным окном, когда клапанный диск находится в закрытом положении, а также цилиндрический элемент, прикрепленный с возможностью снятия к окружности клапанного диска и выступающий над уплотнительной поверхностью клапанного диска для направления потока текучей среды, проходящей от клапанного окна в выпускное отверстие.

Изобретение относится к газовым регуляторам, снабженным избыточным клапаном для стравливания избыточного давления, и направлено на повышение удобства эксплуатации, что обеспечивается за счет того, что устройство для регулирования потока текучей среды содержит управляющий узел, содержащий управляющий компонент и диафрагму, функционально связанную с управляющим компонентом, который выполнен с возможностью перемещения для управления потоком текучей среды через устройство, избыточный клапан, функционально сопряженный с управляющим узлом, корпус привода с полостью для размещения по меньшей мере части управляющего узла.

Изобретение относится к средствам регулирования газа и направлено на увеличение эффективности работы, что обеспечивается за счет того, что устройство для регулирования текучей среды содержит клапан, имеющий впускное и выпускное отверстия и проходное отверстие, расположенное между впускным и выпускным отверстиями, исполнительный механизм, соединенный с клапаном и содержащий клапанную тарелку, расположенную в клапане и выполненную с возможностью перемещения между закрытым положением, смежным с проходным отверстием, рабочим положением, отстоящим на первое расстояние от проходного отверстия, и предохранительным положением, отстоящим на второе расстояние от проходного отверстия.

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами (ЛА). .

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления беспилотными летательными аппаратами. .

Изобретение относится к приборостроению и предназначено для формирования информационного поля лазерных систем телеориентации (ИП ЛСТ) и навигации, оптической связи, и может использоваться при управлении, посадке и стыковке летательных аппаратов, проводке судов через узости или в створы мостов, дистанционном управлении робототехническими устройствами в опасных для человека зонах.

Изобретение относится к лазерным системам телеориентации (ЛСТ) и может быть использовано для управления движущимися объектами с телеориентацией в луче лазера. .

Изобретение относится к лазерной технике и предназначено для формирования информационного поля систем телеуправления подвижными объектами. .

Изобретение относится к приборостроению и предназначено для формирования информационного поля лазерных систем телеориентации. .

Изобретение относится к приборостроению и предназначено для формирования информационного поля лазерных систем телеориентации и навигации, оптической связи и может быть использовано при управлении, посадке и стыковке летательных аппаратов, проводке судов через узости или створы мостов, дистанционном управлении робототехническими устройствами в опасных для человека зонах и т.д.

Изобретение относится к приборостроению и предназначено для уменьшения расходимости лазерного излучения и может использоваться при создании лазерных систем связи и управления, оптико-волоконных систем и т.д.

Изобретение относится к приборостроению и предназначено для формирования информационного поля лазерных систем телеориентации и навигации, оптической связи и может быть использовано при управлении, посадке и стыковке летательных аппаратов, проводке судов через узости или створы мостов, дистанционном управлении робототехническими устройствами в опасных для человека зонах и т.

Изобретение относится к приборостроению и предназначено для формирования информационного поля лазерных систем телеориентации и навигации, оптической связи и может быть использовано при управлении, посадке и стыковке летательных аппаратов, проводке судов через узости или створы мостов, дистанционном управлении робототехническими устройствами в опасных для человека зонах и т.д.

Изобретение относится к приборостроению и предназначено для формирования информационного поля лазерных систем телеориентации и навигации, оптической связи и может быть использовано при управлении, посадке и стыковке летательных аппаратов, проводке судов через узости или створы мостов, дистанционном управлении робототехническими устройствами в опасных для человека зонах и так далее.

Изобретение относится к управлению движением космического аппарата (КА) вокруг его центра масс. .
Наверх