Способ защиты оборудования от перегрева и/или переохлаждения и устройство для его реализации

С помощью устройства для защиты оборудования от перегрева и переохлаждения осуществляют мониторинг температуры окружающей среды и защищаемого оборудования. Обогрев оборудования осуществляют посредством нагревательного элемента, включение и выключение которого производят при заданных значениях температуры окружающей среды и защищаемого оборудования. Устройство для защиты оборудования от перегрева содержит: средство теплоизоляции, средство обогрева, блок контроля и управления. Достигается защита оборудования от перегрева и переохлаждения. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к устройствам для защиты бытового или производственного оборудования от перегрева и/или переохлаждения, преимущественно для защиты аккумулятора автомобиля в условиях безгаражного хранения.

Из уровня техники известна система подогрева двигателя внутреннего сгорания, в которой в качестве источника теплоты принят тепловой аккумулятор фазового перехода, утилизирующий и аккумулирующий тепловую энергию отработавших газов ДВС и состоящий из наружного корпуса, слоя тепловой изоляции и теплоаккумулирующего ядра, в котором находится теплоаккумулирующий материал, претерпевающий обратимый фазовый переход плавление-кристаллизация, и газовый трубный теплообменник. Последний используется как для накопления теплоты посредством пропускания через него потока отработавших газов, так и для отдачи теплоты за счет организации вынужденного движения воздуха по воздушной магистрали, состоящей из воздуховодов, воздушного фильтра и вентилятора, подающего горячий воздух в картерное пространство двигателя. В картерном пространстве двигателя воздух подогревает его коренные и шатунные подшипники, а также моторное масло (см. патент РФ №2170851, МПК7 F02N 17/00, 20.07.2001).

Данная система подогрева эффективна для мобильных машин с непродолжительным временем безгаражного хранения (4-6 часов) при температурах окружающего воздуха до -30°С, при этом включение вентилятора осуществляют за 2-3 часа перед пуском двигателя.

Наиболее близким к предлагаемым способу и устройству является устройство для тепловой подготовки автомобиля, включающее герметичный теплоизоляционный кожух, в котором расположен тепловой аккумулятор, представляющий собой фазопереходный теплоаккумулирующий материал, размещенный в герметичной теплопроводящей емкости, при этом теплоизоляцией снабжен расширительный бачок системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания и внутренняя сторона капота автомобиля (см. патент РФ №96068 на полезную модель, МПК В60Н 1/00, 20.07.2010).

Недостатком данного устройства и способа, реализуемого с его использованием, является отсутствие защиты оборудования от высоких температур окружающей среды, а также невозможность регулирования времени включения/выключения теплового аккумулятора в зависимости от условий окружающей среды и температуры защищаемого оборудования.

Техническая задача, решаемая в предлагаемом изобретении, заключается в повышении эффективности защиты оборудования от перегрева и/или переохлаждения при снижении энергозатрат.

Поставленная задача решается тем, что в способе защиты оборудования от перегрева и/или переохлаждения, включающем теплоизоляцию и обогрев оборудования, дополнительно осуществляют мониторинг температуры окружающей среды и/или защищаемого оборудования, а обогрев оборудования осуществляют посредством нагревательного элемента, включение и выключение которого производят по результатам мониторинга при заданных значениях температуры окружающей среды и/или защищаемого оборудования.

Постоянный контроль (мониторинг) температуры окружающей среды и/или защищаемого оборудования в совокупности с использованием теплоизоляции обеспечит оптимальные условия работы защищаемого оборудования при существенном снижении энергозатрат при низких температурах окружающей среды, за счет определения малейших изменений в состоянии защищаемого оборудования и окружающей среды и регулирования времени включения или выключения нагревательного элемента в зависимости от этих изменений.

От высоких температур окружающей среды оборудование защищает только теплоизоляция. Использование мониторинга температуры окружающей среды и/или защищаемого оборудования при этом исключает возможность случайного или ошибочного включения нагревательного элемента, что привело бы к перегреву защищаемого оборудования.

Для исключения возможности перегрева или переохлаждения защищаемого оборудования из-за несвоевременных действий обслуживающего персонала целесообразно включение и выключение нагревательного элемента производить автоматически под контролем блока управления.

В случае защиты оборудования с большим диапазоном комфортной для его работы температуры целесообразно время включения нагревательного элемента определять из соотношения:

где Т - время включения нагревательного элемента, мин;

V - объем защищаемого оборудования, л;

t2 - конечная температура нагрева, °С;

t1 - начальная температура нагрева, °С;

W - мощность нагревательного элемента, кВт;

0,00117 - удельный коэффициент, зависящий от свойств материалов защищаемого оборудования и материалов и герметичности термоизоляции.

Используемый в данной формуле удельный коэффициент 0,0117 получен опытным путем посредством нагрева/охлаждения.

Определение времени включения нагревательного элемента исходя из предложенного соотношения позволит обеспечить необходимую эффективность при снижении энергозатрат.

Реализация предлагаемого способа может быть осуществлена при помощи устройства, включающего средство теплоизоляции и средство обогрева защищаемого оборудования, которое дополнительно снабжено блоком контроля и управления, выполненным в виде датчика температуры окружающей среды, датчика температуры защищаемого оборудования и управляющего элемента, причем блок контроля и управления связан с защищаемым оборудованием, нагревательным элементом и окружающей средой.

Предлагаемая совокупность признаков устройства позволит обеспечить наиболее оптимальные условия для защиты оборудования. Выполнение связи блока контроля и управления с защищаемым оборудованием, нагревательным элементом и окружающей средой позволит повысить эффективность защиты оборудования за счет учета всех факторов. При этом могут быть использованы резервы самого защищаемого оборудования, что приведет к существенному снижению энергозатрат.

Устройство для защиты оборудования от перегрева и/или переохлаждения может быть дополнительно снабжено блоком питания нагревательного элемента для обеспечения его эффективной работы при отсутствии стационарных источников питания.

Блок питания нагревательного элемента может быть выполнен в виде аккумулятора, генератора, стационарной электрической сети. Также в качестве блока питания может быть использовано само защищаемое оборудование, например, если речь идет о защите аккумулятора автомобиля.

Для увеличения эффективности защиты и упрощения работы с предлагаемым устройством целесообразно дополнительно снабдить его блоком информации о состоянии защищаемого оборудования и/или связанных с защищаемым оборудованием узлов и агрегатов.

Блок информации может быть выполнен в виде консоли светодиодов или цифрового дисплея.

Предлагаемые способ и устройство иллюстрируется фигурой, на которой представлено защищаемое оборудование 1 и теплоизоляция 2, например, в виде теплоизоляционного кожуха или теплоизоляционного покрытия. Блок контроля и управления включает датчик 3 температуры окружающей среды, датчик 4 температуры защищаемого оборудования и управляющий элемент 5. Блок контроля и управления связан с защищаемым оборудованием 1, нагревательным элементом 6 и окружающей средой.

Предлагаемый способ реализуется, а устройство работает следующим образом.

Осуществляют теплоизоляцию нагревательного элемента 6 и защищаемого оборудования 1, например, размещают их в теплоизоляционном кожухе 2. Датчики 3 и 4 осуществляют постоянный контроль температуры окружающей среды и защищаемого оборудования 1. Теплоизоляционный кожух 2 предохраняет защищаемое оборудование 1 от воздействия окружающей среды. При температуре окружающей среды в пределах комфортной датчик 4 отключается и работает только датчик 3, контролирующий температуру окружающей среды. При этом управляющий элемент 5 подает сигнал или команду на выключение нагревательного элемента 6, если он был включен ранее. При снижении температуры окружающей среды ниже комфортной для защищаемого оборудования работают оба датчика 3 и 4. Когда температура защищаемого оборудования 1 достигнет заданной критической точки, управляющий элемент 5 подает сигнал или команду на включение нагревательного элемента 6. После прогрева защищаемого оборудования 1 до установленной температуры датчик 4 передает сигнал на управляющий элемент 5, который подает сигнал или команду на отключение нагревательного элемента 6.

Исходя из условий комфортной температуры для конкретного оборудования 1, после включения нагревательного элемента 6 сигнал на отключение также может быть подан через заданный интервал времени, определяемый из соотношения:

где Т - время включения нагревательного элемента, мин;

V - объем защищаемого оборудования, л;

t2 - конечная температура нагрева, °С;

t1 - начальная температура нагрева, °С;

W - мощность нагревательного элемента, кВт;

0,00117 - удельный коэффициент, зависящий от свойств материалов защищаемого оборудования и материалов и герметичности термоизоляции.

Далее аналогично - под контролем температуры окружающей среды и защищаемого оборудования 1 производят периодическое включение и выключение нагревательного элемента 6, обеспечивая наиболее комфортные температурные условия для работы защищаемого оборудования 1 и оптимальный расход энергии.

Пример конкретного исполнения предлагаемого способа и устройства для защиты автомобильных и промышленных аккумуляторов от перегрева и/или переохлаждения.

Защищаемое оборудование 1 (аккумулятор) находится внутри теплоизоляционного кожуха 2, выполненного в виде термоса. Влияние температуры окружающей среды на аккумулятор в этом случае минимальное. Нагревательный элемент находится в непосредственном контакте с аккумулятором. Для этого его укладывают между дном теплоизоляционного кожуха 2 и дном аккумулятора 1. Управляющий элемент 5 в виде терморегулятора крепится сбоку аккумулятора на двусторонний скотч. Датчики температуры 3 и 4 крепятся к теплоизоляционному кожуху 2 соответственно снаружи и изнутри. Провода от терморегулятора в установленной последовательности крепятся к клеммам аккумулятора, затем колодка со светодиодами (блок информации 7) крепится на плотно закрывающуюся крышку аккумулятора.

После запуска двигателя и экспресс-диагностики генератора, по сигналу термодатчика 4 управляющий элемент 5, выполненный в виде терморегулятора, подает команду на включение нагревательного элемента 6, который работает до тех пор, пока температура внутри теплоизоляционного кожуха 2 не достигнет

+25°С. После достижения температуры в теплоизоляционном кожухе 2 +25°С нагревательный элемент 6 отключается и не включается до тех пор, пока температура не опустится до +20°С. Далее нагревательный элемент 6 поддерживает температуру аккумулятора в диапазоне (+20 - +25°С).

Блок информации 7 о состоянии защищаемого оборудования 1 и/или связанных с ним узлов и агрегатов в конкретном случае выполнен в виде внешней консоли светодиодов для экспресс-диагностики работы генератора. Это устройство, которое посредством колонки светодиодов с разным цветом свечения информирует водителя о работе генератора. Например, желтый цвет указывает на работу генератора в режиме недозаряда, красный - в режиме перезаряда, а зеленый - в нормальном режиме работы генератора. Это позволяет обнаружить и предотвратить одну из основных причин преждевременного износа и выхода из строя аккумуляторной батареи - недозаряд или перезаряд.

Нагревательный элемент 6, терморегулятор, датчики температуры 3 и 4 и блок информации 7 соединены между собой многожильными проводами.

При заявленных параметрах нагревательного элемента 6 и свойств теплоизоляции (термос), для нагрева на 5°С потребуется 2 часа. Остывание на 5°С будет длиться около 10 часов (зависит от температуры окружающей среды, герметичности и теплопроводности материалов термоизоляции). Цикличность работы нагревателя с учетом времени остывания (полученная опытным путем) составит 1/5, т.е на 1 минуту нагрева 5 минут перерыва (остывания).

Современные теплоизоляционные материалы позволяют защищать обслуживаемые устройства при низких температурах (ниже -50°С). В термос может быть интегрирован электронный регулятор температуры, который отслеживает температуру, как внешнюю, так и внутри самого термоса, давая возможность автоматически определять необходимость внутреннего обогрева без вмешательства человека. Принцип зима - лето. Встроенный датчик напряжения блокирует работу нагревателя при отклонении питающего напряжения за пределы допустимого.

1. Способ защиты оборудования от перегрева и/или переохлаждения, включающий теплоизоляцию и обогрев оборудования, отличающийся тем, что дополнительно осуществляют мониторинг температуры окружающей среды и защищаемого оборудования, а обогрев оборудования осуществляют посредством нагревательного элемента, включение и выключение которого производят при заданных значениях температуры окружающей среды и защищаемого оборудования.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что включение и выключение нагревательного элемента производят автоматически под контролем блока управления.

3. Устройство для осуществления способа по п.1 или 2, включающее средство теплоизоляции и средство обогрева защищаемого оборудования, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено блоком контроля и управления, выполненным в виде датчика температуры окружающей среды, датчика температуры защищаемого оборудования и управляющего элемента, причем блок контроля и управления связан с защищаемым оборудованием, нагревательным элементом и окружающей средой.

4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено блоком питания нагревательного элемента.

5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что блок питания нагревательного элемента выполнен в виде аккумулятора.

6. Устройство по п.4, отличающееся тем, что блок питания нагревательного элемента выполнен в виде стационарной электрической сети.

7. Устройство по п.4, отличающееся тем, что блок питания нагревательного элемента выполнен в виде генератора.

8. Устройство по п.4, отличающееся тем, что в качестве блока питания нагревательного элемента используют самозащищаемое оборудование.

9. Устройство по любому из пп.4-8, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено блоком информации о состоянии защищаемого оборудования и/или связанных с защищаемым оборудованием узлов и агрегатов.

10. Устройство по п.9, отличающееся тем, что блок информации выполнен в виде консоли светодиодов.

11. Устройство по п.9, отличающееся тем, что блок информации выполнен в виде цифрового дисплея.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к узлу элементов аккумуляторной батареи и к способу сборки узла элементов аккумуляторной батареи. .

Изобретение относится к батарейным блокам для транспортных средств. .

Изобретение относится к способам и устройствам ускоренного заряда вторичных химических источников тока и может быть использовано для заряда аккумуляторов, основная стратегия заряда которых заключается в пропускании постоянной величины действующего значения зарядного тока, например, никель-металлогидридных (Ni-MH) и никель-кадмиевых (Ni-Cd) аккумуляторов и аккумуляторных батарей.

Изобретение относится к электрическому оборудованию. .

Изобретение относится к области энергетики, в частности к компенсации мощности высоковольтной линии электропередач. .

Изобретение относится к электротехнике, а именно к аккумуляторам, аккумуляторным блокам и батареям различного класса, типа и конструкции, работающим в условиях заряда и разряда при низких наружных температурах.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к аккумуляторным батареям различного класса, системы и конструкции, работающим в условиях заряда и разряда при низких наружных температурах.

Изобретение относится к электротехнике и касается аккумуляторных батарей (АБ) с автономной системой терморегулирования (СТР). .

Изобретение относится к автомобильным вентиляционным системам, включающим в себя вентилятор для подачи свежего воздуха во внутреннее пространство автомобиля. .

Изобретение относится к шумопоглощающим покрытиям, предназначенным для снижения аэродинамического шума, распространяющегося в воздуховодных каналах. .

Изобретение относится к автомобилю с А-стойкой, разветвляющейся в своем нижнем участке в А1-стойку и А2-стойку, для приема там треугольного окна с окружающей А2-стойку облицовкой (8).

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к электрическим машинам, и касается особенностей конструктивного выполнения устройств крепления электродвигателей, в частности вентиляторного агрегата, предназначенного для установок нагрева, вентиляции и/или кондиционеров.

Изобретение относится к воздуховодам, используемым в установках обогрева, вентиляции и/или кондиционирования салона транспортных средств. .

Изобретение относится к отопительным установкам транспортных средств. .

Изобретение относится к устройству кондиционирования транспортного средства, содержащему сеть противообледенительных каналов, расположенных в приборной панели. .

Изобретение относится к устройству охлаждения абсорбцией для кондиционирования в автомобиле. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения
Наверх