Способ защиты силовой установки противопожарного самолета-амфибии от попадания посторонних предметов и разрушения вихрей на входе в воздухозаборники трдд



Способ защиты силовой установки противопожарного самолета-амфибии от попадания посторонних предметов и разрушения вихрей на входе в воздухозаборники трдд
Способ защиты силовой установки противопожарного самолета-амфибии от попадания посторонних предметов и разрушения вихрей на входе в воздухозаборники трдд
Способ защиты силовой установки противопожарного самолета-амфибии от попадания посторонних предметов и разрушения вихрей на входе в воздухозаборники трдд

 


Владельцы патента RU 2463216:

Открытое акционерное общество Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева (RU)

Изобретение относится к области авиации, а именно к способам эксплуатации и защиты двухконтурных турбореактивных двигателей противопожарных самолетов-амфибий от попадания посторонних предметов. Способ защиты заключается в выдуве струй высокого давления перед воздухозаборником двухконтурного турбореактивного двигателя. Выдув осуществляется водой, отбираемой из водяных баков противопожарного самолета-амфибии, создавая динамическую водяную завесу, в направлении вперед и вниз от нижнего полукольца воздухозаборника, и в экстренных случаях дополнительно - от кока двигателя по периферии в сторону вентиляторного контура. Технический результат заключается в повышении эффективности защиты двухконтурных турбореактивных двигателей самолета-анфибии. 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиации, а именно к эксплуатации противопожарных самолетов-амфибий, на которых установлены двухконтурные турбореактивные двигатели (ТРДД).

Необходимость защиты силовой установки вызвана тем, что при взлете, в полете, при заходе на посадку в воздухозаборники ТРДД противопожарных самолетов-амфибий могут попадать посторонние предметы, птицы. Особенно опасными в последнее время стали случаи попадания птиц в воздухозаборники ТРДД противопожарных самолетов-амфибий при выполнении операций по тушению лесных пожаров.

Известно устройство для защиты, содержащее ротор, установленный во входном канале между воздухозаборником и двигателем. Ротор вращается в обратном направлении основного вращения двигателя. При этом во входном канале создается противодавление. В результате частицы, попавшие во входной канал, отбрасываются против потока и попадают через отверстия в сборник (1).

Недостатком устройства является существенное усложнение конструкции двигателя, недостаточная защита от попадания птиц.

Также известны способы и устройства, обеспечивающие подачу струй сжатого воздуха на поверхность ВПП перед входом в воздухозаборник двигателя (2), (3).

Недостатками данных способов являются значительные потери тяги двигателей на взлетном режиме из-за дополнительных отборов воздуха от компрессоров высокого давления двигателей (КВД).

Известен способ разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ТРДД и устройство его осуществления (4), которые тоже предусматривают значительные отборы мощности от авиационного двигателя.

Ближайшим по технической сущности и принятым за прототип является способ защиты воздухозаборника двигателя от попадания посторонних частиц (5), в котором формируется сплошная коническая струя воздуха по оси двигателя в направлении воздухозаборника.

Недостатком рассмотренного прототипа является использование больших отборов воздуха от компрессора КВД на защиту двигателя от посторонних предметов и слабая эффективность при попадании крупных птиц массой до 4,5 кг (данная масса регламентируется современными сертификационными нормами).

Задачей предлагаемого способа является создание эффективной защиты при эксплуатации ТРДД на самолетах-амфибиях, увеличение ресурса срока службы двигателя, увеличение взлетной тяги двигателя благодаря полному исключению отбора воздуха от компрессора высокого давления.

Предлагаемый способ защиты воздухозаборника ТРДД противопожарного самолета-амфибии заключается в выдуве через форсунки центробежного типа струй воды под высоким давлением перед воздухозаборником вперед и вниз, а в экстренном случае, при попадании в стаю птиц, включается дополнительный выдув воды из отверстий на коке двигателя, через форсунки центробежного типа, по периферии в сторону вентиляторного контура ТРДД.

Засасываемые в воздухозаборник двигателя массы воздуха подхватывают поднятые с поверхности воды или земли при взлете противопожарного самолета-амфибии посторонние предметы, включая пролетающих мимо птиц, и направляют их в газовоздушный тракт ТРДД.

Особенно опасным для авиационного двигателя является попадание посторонних предметов во внутренний контур двигателя - газогенератор, где происходит разрушение лопаток компрессоров, турбин, сопловых аппаратов, что приводит к преждевременному выходу из строя двигателя и дорогостоящему ремонту, а нередко приводит к катастрофе самолета.

Необходимо также отметить часто возникающее опасное явление - воздушные вихри на входе в воздухозаборник ТРДД, приводящее к опасным срывным явлениям, - потере устойчивости работы авиационного двигателя на заданном режиме, что приводит к появлению помпажа двигателя.

Предлагаемый способ направлен на устранение указанных недостатков и позволяет полностью исключить отборы воздуха от авиационного двигателя на всех режимах полета.

По сравнению с прототипом и другими выявленными техническими решениями предлагаемый способ обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью.

На фиг.1 представлена схема воздухозаборника ТРДД и устройства, реализующего защиту от попадания посторонних предметов и воздушных вихрей.

На фиг.2 представлен общий вид модуля двигательной установки ТРДД противопожарного самолета-амфибии (вид сбоку).

На фиг.3 представлен взлет противопожарного самолета-амфибии с водяной поверхности и работа системы.

Устройство для осуществления предлагаемого способа содержит корпус воздухозаборника 1 с коллектором 2, на котором установлены центробежные форсунки 3, кок двигателя 4 с центробежными форсунками 5, систему трубопроводов 6, водяной насос высокого давления 7, установленный на коробке приводов ТРДД 8, баки для воды 9, клапан управления подачи воды 10 в коллектор 2, расположенный в носке воздухозаборника, клапан управления подачи воды 11 в коллектор 12, расположенный в коке двигателя 4, радар 13, установленный в носовой части противопожарного самолета-амфибии, блок управления работой устройства 14.

Сущность способа заключается в следующем.

При взлете противопожарного самолета-амфибии с суши или воды включается блок управления работой устройства ТРДД 14, расположенный в носовой части самолета.

Вода по системе трубопроводов из основного бака 9 противопожарного самолета-амфибии через насос высокого давления 7, установленный на коробке привода 8, поступает через коллектор 2 в центробежные форсунки 3, расположенные в полукольце воздухозаборника, и выбрасывается в виде сплошной водяной завесы вперед и вниз по отношению к воздухозаборнику авиационного двигателя.

После набора высоты самолетом система защиты отключается. Вторая часть устройства работает, как правило, в дежурном режиме. По сигналу от радара 13, установленного за обтекателем в носовой части самолета, при появлении птиц перед самолетом-амфибией на расстоянии до 100 метров сигнал поступает в блок управления 14, включается дополнительная система центробежных форсунок 5, установленных в коке двигателя 4.

Водяная завеса внутри воздухозаборника создает дополнительную центробежную силу всем посторонним предметам, попавшим в воздухозаборник, отбрасывая их в проточную часть зоны вентиляторного контура двигателя.

При отсутствии сигнала о наличии посторонних предметов (птиц) система управления 14 автоматически отключается, и вода не поступает в кок двигателя 4, в центробежные форсунки 5. Предусматривается возможность ручного управления летчиком данной системой с помощью тумблера, установленного на центральном пульте.

Данный способ также позволяет успешно бороться с воздушными вихрями, возникающими на входе в воздухозаборники ТРДД.

Использование воды, имеющей плотность в 1000 раз больше, чем воздуха, для защиты от попадания посторонних предметов и птиц в воздухозаборники ТРДД для противопожарных самолетов-амфибий, обусловлено тем, что данные самолеты имеют на борту большие запасы воды, хранящиеся в водяных баках (емкость баков самолета Бе-200ЧС до 12 тонн воды).

В настоящее время на комплексе ведутся работы по предварительной компоновке устройства на самолете Бе-200ЧС.

Источники информации

1. Устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов. А.с. №865694, МПК B64D 33/02, F02C 7/04.

2. Способ защиты воздухозаборника турбореактивных двигателей силовой установки самолетов от попадания посторонних предметов В.М.Вуль, №4924034/23.

3. Способ, предотвращающий вихреобразование, и устройство для реактивных двигателей самолета. Патент US 3599429, МПК В64С 7/04, B64D 33/02, НКИ 60/39.09Р, 244/53 В.

4. Способ разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД и устройство для его осуществления. Патент №2046066, МПК6 B64D 33/02, В64С 25/00.

5. Способ защиты воздухозаборника ГТД от попадания посторонних частиц. Патент №2156369, МПК7 F02C 7/05.

Способ защиты силовой установки противопожарного самолета-амфибии от попадания посторонних предметов и разрушения вихрей на входе в воздухозаборник двухконтурного турбореактивного двигателя, заключающийся в выдуве струй высокого давления перед воздухозаборником, отличающийся тем, что выдув осуществляют водой, отбираемой из водяных баков противопожарного самолета-амфибии, создавая динамическую водяную завесу в направлении от нижнего полукольца воздухозаборника вниз, и экстренно дополнительно - от кока двигателя по периферии в сторону вентиляторного контура.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборному оборудованию в области авиации. .

Изобретение относится к узлу летательного аппарата и касается крыла и фюзеляжа летательного аппарата, оснащенного средствами молниезащиты. .

Изобретение относится к области авиации, а именно к истребителям авиации наземного базирования многофункционального назначения, как в одноместной, так и в двухместной конфигурациях, которые максимально унифицированы между собой, способным обеспечивать обнаружение, распознавание, сопровождение и поражение воздушных, наземных и надводных целей управляемым и неуправляемым оружием при одновременном проведении оборонительных мероприятий с применением средств радиоразведки активного и пассивного противодействия и средств снижения радиолокационной заметности.

Изобретение относится к области авиации, а именно к самолетам корабельного базирования многофункционального назначения как в одноместной, так и в двухместной конфигурациях, которые максимально унифицированы между собой, способным обеспечивать обнаружение, распознавание, сопровождение и поражение воздушных, наземных и надводных целей управляемым и неуправляемым оружием при одновременном проведении оборонительных мероприятий с применением средств радиоразведки активного и пассивного противодействия и средств снижения радиолокационной заметности.

Изобретение относится к внутрикабинным приборам электронной индикации информации параметров летательного аппарата, бортового оборудования, радиолокационной обстановки.

Изобретение относится к оптико-электронной измерительной технике и может быть использовано для динамической балансировки несущего винта вертолета. .

Изобретение относится к крепежным элементам. .

Изобретение относится к области самолетостроения. .

Изобретение относится к области авиационного приборостроения, а именно к комплексам бортового оборудования, вычислительным машинам, системам, приборам и устройствам, обеспечивающим проведение вычислительных процессов, взаимосвязь, управление оборудованием и индикационное обеспечение экипажей летательных аппаратов.

Изобретение относится к способу и устройству для определения напряженности поля помехи в самолете. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к системе отвода тока молнии для летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации и предназначено для молниезащиты, в частности, для защиты носовых диэлектрических обтекателей самолетов и расположенных под ними антенн

Изобретение относится к области авиации

Изобретение относится к индикаторным устройствам, предназначенным для обеспечения взлета или посадки летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к устройствам защиты от электрических разрядов корпусов летательных аппаратов

Изобретение относится к средствам снижения уровня заметности летательного аппарата, в частности его силовой установки в радиолокационном или инфракрасном диапазоне длин волн

Изобретение относится к индикаторам нагрузки и касается индикации жесткой посадки самолета и воздействующих на самолет буксировочных усилий, превышающих допустимые

Изобретение относится к области авиации, в частности к посадочным системам
Наверх