Упругая клемма



Упругая клемма
Упругая клемма
Упругая клемма

 


Владельцы патента RU 2463403:

Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ") (RU)

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к конструкциям клемм, используемым в промежуточных рельсовых скреплениях для крепления железнодорожных рельсов к шпалам. Упругая клемма содержит пружинную клемму и электрический изолятор. Электрический изолятор выполнен методом формовки совместно с пружинной клеммой в виде единой детали, представляет единое целое с ней и содержит опорную поверхность плоской или выпуклой формы для опоры на верхнюю полку подошвы рельса и опорную поверхность для опоры на анкер рельсового скрепления, выполненную под углом α=0-10° к вертикальной плоскости, проходящей через ось прутка пружинной клеммы. Опорная поверхность для опоры на анкер рельсового скрепления содержит клиновой скос, выполненный в горизонтальной плоскости под углом 0<β≤30° к оси прутка пружинной клеммы с возможностью установки ширины рельсовой колеи. Для восприятия повышенных динамических нагрузок упругая клемма выполнена с увеличенной длиной электрического изолятора. В результате повышается надежность и ресурс эксплуатации рельсового скрепления. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к конструкциям клемм, используемым в промежуточных рельсовых скреплениях для крепления железнодорожных рельсов к шпалам.

Известна пружинная клемма для железнодорожного рельсового скрепления, выполненная из прутка упругого материала с образованием В-образной формы в плоскости клеммы, содержащей прямолинейный нарельсовый участок, концы которого плавно соединены с боковыми протяженными участками, а расположенные за ними дуговые нашпальные участки соединены с концевыми участками, отогнутыми внутрь клеммы; часть каждого дугового нашпального участка, расположенная ближе к концевому участку, выполнена с изгибом в плоскости, перпендикулярной плоскости клеммы, величина кривизны соизмерима с радиусом прутка клеммы (RU, патент №2252287 С2, кл. Е01В 9/00, 9/48, опубл. 2004 г.).

Недостатками данной пружинной клеммы являются:

- для электрической изоляции клеммы относительно рельса требуются специальные электроизолирующие элементы (уголки, прокладки), что усложняет процесс автоматизации сборки пружинных клемм в рельсовых скреплениях и повышает стоимость монтажных работ;

- поверхность электроизолирующего элемента, контактирующая с прутком пружинной клеммы подвергается интенсивному износу в связи с попаданием на нее абразивных частиц балластной призмы железнодорожного пути, что снижает ресурс работы рельсового скрепления;

- изготовление автономно двух деталей пружинной клеммы и изолирующего элемента повышает трудоемкость и стоимость рельсового скрепления.

Известно рельсовое скрепление на железобетонных шпалах, механическое устройство для прикрепления рельса к железобетонной шпале которого имеет двухкомпонентную виброизоляционную и электроизоляционную прокладку из композиционного материала, устанавливаемую на часть пружинной клеммы, контактирующей с поверхностью рельса (US, патент №6572027, кл. Е01В 13/00, опубл. 2003 г.).

Недостатками рельсового скрепления являются:

- небольшая площадь контакта электроизоляционной прокладки, связанная с конструкцией пружинной клеммы, увеличивает удельные нагрузки при работе клеммы, повышает износ прокладки и снижает ресурс ее работы;

- насадка на клемму изоляционной прокладки не исключает возможность попадания абразивных частиц в зону контакта пружинной клеммы и изоляционной прокладки, что также повышает ее износ и снижает ресурс работы рельсового скрепления.

Известен электрический изолятор для клеммы рельсового скрепления, принятый в качестве прототипа, упругая клемма которого снабжена электрическим изолятором, имеющим выпуклую полукруглую опорную поверхность или форму кольца, и может поворачиваться на прижимном участке клеммы, толщина изолятора выполнена переменной, что позволяет изменять высоту положения прижимного участка клеммы относительно полки подошвы рельса (GE, патент №2295178, кл. Е01В 9/30, опубл 1998 г.).

Недостатками известного электрического изолятора являются:

- полукруглая поверхность изолятора или в виде кольца уменьшает его опорную поверхность, повышает удельные нагрузки и снижает ресурс его работы;

- возможность попадания в зону контакта полукруглой поверхности изолятора и поверхности рельса абразивных частиц также снижает ресурс и надежность работы электрического изолятора и рельсового скрепления.

- отсутствует возможность регулировки ширины рельсовой колеи, что сужает технические возможности электрического изолятора.

Техническим результатом изобретения является:

- снижение трудоемкости изготовления и монтажных работ за счет выполнения электрического изолятора и пружинной клеммы в виде единой детали и обеспечение возможности механизации процесса установки пружинной клеммы в рельсовом скреплении;

- повышение надежности и ресурса эксплуатации рельсового скрепления за счет выравнивания усилия прижатия электрического изолятора к верхней поверхности подошвы рельса и исключения попадания абразивных частиц в зону контакта прутка пружинной клеммы и изолятора и в зону контакта изолятора и верхней поверхности подошвы рельса и обеспечение более надежной электрической изоляции скрепления от рельса;

- расширение технических возможностей за счет введения клинового скоса в горизонтальной плоскости для установки ширины рельсовой колеи и выполнение упругой клеммы с увеличенной длиной электрического изолятора.

Указанный технический результат достигается тем, что упругая клемма, содержащая пружинную клемму и электрический изолятор, выполненный методом формовки совместно с пружинной клеммой в виде единой детали, представляет единое целое с ней и содержит опорную поверхность плоской или выпуклой формы для опоры на верхнюю полку подошвы рельса и опорную поверхность для опоры на анкер рельсового скрепления, выполненную под углом α=0-10° к вертикальной плоскости, проходящей через ось прутка пружинной клеммы; опорная поверхность для опоры на анкер рельсового скрепления содержит клиновой скос, выполненный в горизонтальной плоскости под углом 0<β≤30° к оси прутка пружинной клеммы с возможностью установки ширины рельсовой колеи; для восприятия повышенных динамических нагрузок упругая клемма выполнена с увеличенной длиной электрического изолятора.

На фиг.1 изображен общий вид упругой клеммы, на фиг.2 - вид сверху на фиг.1 и на фиг.3 - вид сверху с увеличенной длиной электрического изолятора.

Упругая клемма (фиг.1 и 2) содержит пружинную клемму 1 и электрический изолятор 2, выполненный методом формовки совместно с пружинной клеммой 1 в виде единой детали, представляет единое целое с ней и содержит опорную поверхность 3 плоской или выпуклой формы для опоры на верхнюю полку подошвы рельса и опорную поверхность 4 для опоры на анкер рельсового скрепления, выполненную под углом α=0-10° к вертикальной плоскости, проходящей через ось прутка пружинной клеммы 1; опорная поверхность 4 для опоры на анкер рельсового скрепления содержит клиновой скос 5, выполненный в горизонтальной плоскости под углом 0<β≤30° к оси прутка пружинной клеммы 1 с возможностью установки ширины рельсовой колеи; для восприятия повышенных динамических нагрузок упругая клемма (фиг.3) выполнена с увеличенной длиной электрического изолятора 2.

Работа упругой клеммы.

При прохождении транспортного средства и действия на рельс вертикальных динамических усилий происходит деформация виброизолирующих подрельсовых прокладок, величина которой зависит от их жесткости и величин действующих нагрузок. Рельс совершает вертикальные колебательные движения относительно шпал рельсового пути, при этом упругие клеммы производят поджатие подошвы рельса через виброизолирующие подрельсовые прокладки к шпале, выполняя роль демпфера для уменьшения влияния действующих динамических нагрузок на балластный слой железнодорожного пути, и удерживают рельс от наклона. Выполнение электрического изолятора 2 и пружинной клеммы 1 в виде единой детали дает возможность повысить надежность и ресурс эксплуатации рельсового скрепления за счет выравнивания усилия прижатия по длине изолятора к верхней поверхности подошвы рельса и исключения попадания частиц в зону контакта прутка пружинной клеммы и электрического изолятора 2 и в зону контакта изолятора и верхней поверхности подошвы рельса и обеспечить более надежную электрическую изоляцию скрепления от рельса. Кроме того, наличие всего одной сменной детали в рельсовом скреплении упрощает процесс механизации установки упругой клеммы в рельсовом скреплении и позволяет снизить трудоемкость изготовления и монтажных работ, а введение клинового скоса в горизонтальной плоскости для установки ширины рельсовой колеи и выполнение упругой клеммы с увеличенной длиной электрического изолятора для восприятия повышенных динамических нагрузок расширяет технические возможности рельсового скрепления.

1. Упругая клемма, содержащая пружинную клемму и электрический изолятор, отличающаяся тем, что электрический изолятор выполнен методом формовки совместно с пружинной клеммой в виде единой детали, представляет единое целое с ней и содержит опорную поверхность плоской или выпуклой формы для опоры на верхнюю полку подошвы рельса и опорную поверхность для опоры на анкер рельсового скрепления, выполненную под углом α=0-10° к вертикальной плоскости, проходящей через ось прутка пружинной клеммы; опорная поверхность для опоры на анкер рельсового скрепления содержит клиновой скос, выполненный в горизонтальной плоскости под углом 0<β≤30° к оси прутка пружинной клеммы с возможностью установки ширины рельсовой колеи.

2. Упругая клемма по п.1, отличающаяся тем, что для восприятия повышенных динамических нагрузок упругая клемма выполнена с увеличенной длиной электрического изолятора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовым скреплениям. .

Изобретение относится к области крепления рельса к подрельсовому основанию. .

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к конструкциям клемм, используемым в промежуточных рельсовых скреплениях для крепления железнодорожных рельсов к шпалам.

Изобретение относится к железнодорожному пути. .

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к технологии изготовления клемм рельсовых скреплений, используемых в промежуточных рельсовых скреплениях для крепления железнодорожных рельсов к шпалам.

Изобретение относится к железнодорожному пути и предназначено для прикрепления рельсов к подрельсовым основаниям, шпалам на прямолинейных участках пути и на участках пути с радиусами выше 400-500 м с повышенными вертикальными динамическими нагрузками.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к конструкциям клемм, используемых в промежуточных рельсовых скреплениях для крепления железнодорожных рельсов к шпалам.

Изобретение относится к железнодорожному пути и предназначено для прикрепления рельсов к подрельсовым основаниям, шпалам в условиях повышенных вертикальных и горизонтальных динамических нагрузок, в том числе на радиусных участках пути.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к конструкциям крепления рельсов к железобетонным основаниям. .

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к конструкциям клемм, используемым в промежуточных рельсовых скреплениях для крепления железнодорожных рельсов к шпалам.

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к технологии изготовления клемм рельсовых скреплений, используемых в промежуточных рельсовых скреплениях для крепления железнодорожных рельсов к шпалам.

Изобретение относится к железнодорожному пути и предназначено для прикрепления рельсов к подрельсовым основаниям, шпалам на прямолинейных участках пути и на участках пути с радиусами выше 400-500 м с повышенными вертикальными динамическими нагрузками.

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к конструкциям клемм, используемых в промежуточных рельсовых скреплениях для крепления железнодорожных рельсов к шпалам.

Изобретение относится к железнодорожному пути и предназначено для прикрепления рельсов к подрельсовым основаниям, шпалам в условиях повышенных вертикальных и горизонтальных динамических нагрузок, в том числе на радиусных участках пути.

Изобретение относится к узлам скрепления рельсов. .

Изобретение относится к строительству железных дорог и может быть использовано при оснащении скреплениями бесстыкового пути. .

Изобретение относится к конструкции верхнего строения железнодорожного пути, в частности к устройствам для прикрепления рельсов к шпалам. .

Изобретение относится к подкладке рельса для железнодорожного рельсового зажимного устройства крепления и способу изготовления шпалы. .

Изобретение относится к области строительства железных дорог, а именно к конструкциям крепления рельсов к бетонному подрельсовому основанию. .

Изобретение относится к рельсовым скреплениям
Наверх