Способ получения зимнего дизельного топлива евро

Изобретение относится к процессам нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к получению зимнего дизельного топлива ЕВРО. Нефтяное сырье после обессоливания и обезвоживания подают в отбензинивающую колонну, где в процессе фракционирования выводят с верха колонны бензин, с низа колонны выводят частично отбензиненную нефть, которую подают в основную фракционирующую колонну К-2, откуда в стриппинг-колонны К-3/1, К-3/2, К-3/3 выводят прямогонные дистилляты и далее путем смешения потока из стриппинг-колонны К-3/1 с балансовым количеством потока из стриппинг-колонны К-3/2 получают фракцию топлива дизельного зимнего, характеризующуюся температурой начала кипения не ниже 159°С, плотностью 800-815 кг/м3 и содержанием в ней фракций, выкипающих до 180°С, не более 10% мас., а путем смешения потока из стриппинг-колонны К-3/3 с оставшейся частью потока из стриппинг-колонны К-3/2 получают фракцию топлива дизельного летнего с температурой вспышки более 55°С и температурой помутнения не выше минус 3°С. Проводят раздельную гидроочистку полученных прямогонных фракций дизельных топлив с последующим дополнительным удалением на блоках стабилизации установок гидроочистки легких углеводородных фракций, получают базовое топливо путем компаундирования гидроочищенных прямогонных фракций топлива дизельного зимнего и топлива дизельного летнего при соотношении компонентов 97-60:3-40% мас. соответственно и дополнительно вводят в полученное базовое топливо депрессорно-диспергирующую присадку в количестве не более 150 ppm. Технический результат - получение зимнего дизельного топлива, соответствующего по своим качественным характеристикам европейским стандартам качества при минимизации затрат на его производство. 1 ил., 6 табл., 5 пр.

 

Изобретение относится к процессам нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения зимних дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти.

Современные Европейские нормали предъявляют значительно ужесточенные требования к качественным показателям дизельного топлива зимнего. Требования по температуре вспышки дизельного топлива (выше 55°C) существенно отличаются от требований ГОСТ 305-82 (не ниже 35°C). Требования по цетановому числу в зависимости от класса топлива (47-49 единиц) также выше требований ГОСТ (не ниже 46 единиц). При этом должны быть выполнены достаточно жесткие требования по низкотемпературным свойствам топлива, таким как температура помутнения (в зависимости от класса топлива: от минус 10°C до минус 34°C) и предельная температура фильтруемости (от минус 20°C до минус 44°C), и экологическим показателям: требования по содержанию сернистых соединений - от 10 до 350 мг серы на кг топлива в зависимости от его вида.

Технологические схемы производства топлив в России рассчитывались, в основном, на получение дизельного топлива зимнего по ГОСТ 305-82, поэтому получение дизельного топлива европейского уровня качества требует внедрения новых технических решений.

Общеизвестные способы получения зимнего дизельного топлива заключаются в применении различных вариантов компаундирования прямогонных фракций, получаемых в процессе разделения нефти на установках AT или АВТ в основной ректификационной колонне K-2: как правило на фракции - керосиновую (фр. 120-240°C, стриппинг K-3/1), легкую дизельную фракцию (фр. 200-320°C, стриппинг K-3/2), тяжелую дизельную фракцию (фр. 240-360°C, стриппинг К-3/3). Часть смеси стриппингов K-3/2 и K-3/3 подвергают гидроочистке. Зимнее дизельное топливо по ГОСТ 305-82 с температурой застывания минус 35°C и помутнения минус 25°C вырабатывают путем компаундирования фракций со стриппингов K-3/1 и K-3/2. При выработке малосернистого дизельного топлива фракции подвергают гидроочистке. («Топливо, смазочные материалы, технические жидкости». Справочник. М.: Химия, 1989, с.65).

Однако данные способы получения зимнего дизельного топлива не позволяют получить топливо, соответствующее европейским нормалям качества, в частности по экологическим показателям - содержанию серы, температуре вспышки, предельной температуре фильтруемости.

Известен способ получения экологически чистого арктического дизельного топлива (патент РФ №2205862, C10L 1/08), который включает выделение путем прямой перегонки нефти керосиновой фракции, 96% которой выкипает до 250°C, фракции, 96% которой выкипает до 320°C, их компаундирование с добавлением товарного реактивного топлива марки T-6 при следующем соотношении компонентов: 20-25% керосиновой фракции, 96% которой перегоняется до 250°C, 1-10% фракции, 96% которой перегоняется до 320°C, и 70-74% товарного реактивного топлива марки T-6. Данное изобретение способствует снижению температуры помутнения и улучшению экологических свойств получаемого топлива.

Однако данный способ значительно снижает ресурсы производства не менее дефицитного реактивного топлива, не позволяет вовлекать фракции, выкипающие выше 320°C, что существенно ограничивает сырьевую базу производства топлива дизельного зимнего. Кроме того, данный способ не обеспечивает достижение современных требований по содержанию серы и температуре вспышки.

Известен способ получения дизельного топлива зимнего (патент РФ №2039080, C10G 45/04) путем первичной перегонки нефти с выделением фракции 130-240°C (стриппинг K-3/1), фракции, 96% которой перегоняется в пределах 140-(280-310)°C (стриппинг K-3/2), и фракции, 96% которой перегоняется при 210-(340-350)°C. Смесь двух последних фракций в соотношении 10:90-35:65 подвергают гидроочистке в известных условиях на известном катализаторе при 370°C, давлении 35 ати, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1. Полученную фракцию гидроочищенного дизельного топлива компаундируют с исходной прямогонной фракцией летнего дизельного топлива, 96% которой выкипает в пределах 210-(340-350)°C. Компаундирование проводят в соотношении 10:90-90:10. К полученной смеси дизельных фракций добавляют в количестве 30-50% исходную прямогонную фракцию зимнего дизельного топлива, 96% которой выкипает в пределах 140-(280-310)°C. В полученное базовое топливо с температурой помутнения минус 14°C - минус 20°C вводят депрессорную присадку, которая позволяет снизить температуру застывания и предельную температуру фильтруемости соответственно ниже минус 35°C и минус 25°C.

Однако данный способ получения дизельного топлива зимнего не обеспечивает современные требования к качеству топлива по содержанию серы, температуре вспышки, предельной температуре фильтруемости и температуре помутнения.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ получения зимнего дизельного топлива (патент РФ №2237701, С10G 45/02) из сернистых нефтей с использованием перегонки нефти, гидроочистки, компаундирования фракций и введения депрессорной присадки - сополимера этилена с винилацетатом, причем при первичной перегонке нефти выделяют фракции, 96% которых выкипает в пределах 140-(280-290)°С и 305-(390-405)°С. Затем фракцию 140-(280-290)°С подвергают гидроочистке и полученный продукт смешивают с фракций 305-(390-405)°С в массовом соотношении от 75:25 до 95:5. Далее в полученное базовое топливо вводят депрессорную присадку - сополимер этилена с винилацетатом в количестве 0,01-0,05 мас.%.

Предложенный способ обеспечивает получение дизельного топлива зимнего с низкотемпературными характеристиками (температура помутнения минус 15°С, предельная температура фильтруемости минус 25°С, температура застывания минус 35°С), соответствующими требованиям ТУ 38.401-58-36-92. Однако предлагаемый способ получения топлива зимнего дизельного не позволяет получить аналогичное топливо европейского уровня, с достижением необходимых экологически значимых характеристик по содержанию в топливе сернистых соединений, а также таких характеристик, как температура вспышки, цетановое число.

Целью настоящего изобретения является получение зимнего дизельного топлива Евро, соответствующего по своим качественным характеристикам европейским нормалям качества (температура вспышки выше 55°С, цетановое число выше 48, температура помутнения не выше минус 22°С, предельная температура фильтруемости не выше минус 32°С) при минимизации затрат на его производство.

Поставленная цель достигается способом, включающим первичную перегонку нефти с выведением прямогонных фракций дизельных топлив, гидроочистку прямогонных фракций, компаундирование гидроочищенных прямогонных фракций и последующее введение присадок. При этом нефтяное сырье после обессоливания и обезвоживания подают в отбензинивающую колонну, где в процессе фракционирования выводят с верха колонны бензин, а с низа колонны выводят частично отбензиненную нефть, которую подают в основную фракционирующую колонну К-2, откуда в стриппинг-колонны К-3/1, К-3/2, К-3/3 выводят прямогонные дистилляты и далее путем смешения потока из стриппинг-колонны К-3/1 с балансовым количеством потока стриппинг-колонны К-3/2 получают фракцию прямогонного топлива дизельного зимнего с заданными характеристиками: температурой начала кипения не ниже 159°С, плотностью 800-815 кг/м3 и содержанием в ней фракций, выкипающих до 180°С, не более 10% мас., а путем смешения потока из стриппинг-колонны К-3/3 с оставшимся количеством потока стриппинг-колонны К-3/2 получают фракцию прямогонного топлива дизельного летнего с температурой вспышки выше 55°С и температурой помутнения не выше минус 3°С, далее каждую из выделенных фракций дизельных топлив подвергают гидроочистке, затем дополнительно на блоках стабилизации установок гидроочистки из гидроочищенных прямогонных фракций дизельных топлив удаляют фракции легких углеводородов путем их стабилизации и далее получают базовое дизельное топливо путем компаундирования гидроочищенных прямогонных фракций топлива дизельного зимнего и топлива дизельного летнего при соотношении компонентов 97-60:3-40% мас. соответственно и дополнительно вводят в полученное базовое топливо депрессорно-диспергирующую присадку в количестве не более 150 ррm.

Способ осуществляют следующим образом (см. прилагаемую схему). Нефтяное сырье - сырую нефть (1) подают на установку ЭЛОУ(2), где сырье подвергают процессу электрообессоливания и обезвоживания с целью удаления содержащихся в ней солей и воды. Затем подготовленную нефть подают на установку атмосферной перегонки с двукратным испарением, в отбензинивающую колонну (3), где в процессе фракционирования выводят с верха колонны бензин, а с низа колонны выводят частично отбензиненную нефть (4), которую после дополнительного нагрева (5) подают в основную фракционирующую колонну К-2 (6). В колонне К-2, имеющей 42 тарелки, третье циркуляционное орошение подают с 12 на 14 тарелку, а с 15 тарелки осуществляют отбор прямогонного дизельного топлива в стриппинг-колонну К-3/3 (9), второе циркуляционное орошение подают с 22 на 24 тарелку, а с 25 тарелки осуществляют переток прямогонного дизельного топлива в стриппинг-колонну К-3/2 (8), первое циркуляционное орошение подают с 32 на 34 тарелку, а с 35 тарелки осуществляется переток фракции прямогонного реактивного топлива в стриппинг-колонну К-3/1 (7). С верха колонны К-2 осуществляют отбор бензина, при этом орошение подают на верхнюю 42-ю тарелку. Фракцию прямогонного дизельного топлива зимнего с целью достижения заданных параметров качества получают смешением потока (10) из стриппинг-колонны К-3/1 с балансовым количеством потока (11) стриппинг-колонны К-3/2 (соотношение смешиваемых потоков зависит от качественных характеристик перерабатываемого нефтяного сырья и, в случае переработки смеси западносибирских и ухтинских нефтей, может варьироваться в пределах 90:10-35:65), а фракцию прямогонного дизельного топлива летнего с целью достижения заданных параметров качества получают смешением потока (12) из стриппинг колонны К-3/3 с оставшейся частью потока (11) из стриппинг-колонны К-3/2. При этом фракция прямогонного дизельного топлива зимнего обладает следующими характеристиками: температура начала кипения составляет не менее 159°С, содержание в ней фракций, выкипающих до 180°С, составляет не более 10% мас., плотность находится в пределах 800-815 кг/м3. Получение фракции прямогонного дизельного топлива с температурой начала кипения не ниже 159°С обуславливает первую ступень удаления легких фракций и позволяет обеспечить температуру вспышки выше 55°С далее, на блоке стабилизации установки гидроочистки. Эти показатели качества достигают при следующих технологических параметрах: температуре верха колонны К-2 - 138-142°С; температуре на 35-й тарелке - 165-172°С; температуре входа сырья в колонну К-2 - 355- 365°С, давлением в колонне 0,3-0,4 ати и соответствующим балансовым соотношением потоков из стриппингов К-3/1 и К-3/2.

Требуемые качественные характеристики прямогонной фракции топлива дизельного летнего (температура вспышки более 55°С) обеспечивают поддержанием в колонне К-2 давления 0,3-0,4 ати, а температуру помутнения этой фракции (не выше минус 3°С) достигают поддержанием температуры на 15-й тарелке колонны К-2 - 287-291°С.

Далее полученные прямогонные фракции топлива дизельного зимнего и летнего подают на двухблочную установку гидроочистки дизельных топлив. На первом блоке (15) подвергают гидроочистке прямогонную фракцию дизельного топлива зимнего (13), на втором блоке (16) установки - прямогонную фракцию дизельного топлива летнего (14). Процесс ведут на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторах гидроочистки до получения необходимого значения качества по содержанию серы: не выше 10 ррm или 50 ррm - в зависимости от экологического уровня получаемого дизельного топлива. Результат процесса гидроочистки - достижение содержания серы в топливе не более 50 ррm.

Обеспечение стабильного качественного параметра - температуры вспышки товарного дизельного топлива (более 55°С) осуществляют в два этапа, сначала на установке АВТ получением компонента с температурой начала кипения не менее 159°С, а затем путем удаления из гидроочищенных прямогонных фракций дизельного топлива фракций легких углеводородов на блоках стабилизации установок гидроочистки. Процесс стабилизации проводят при следующих технологических параметрах: температуру верха стабилизационной колонны поддерживают 150-155°С, давление в колонне - 0,9-1,1 ати.

Далее полученные после стабилизации фракции: гидроочищенную прямогонную фракцию дизельного топлива зимнего (17) смешивают с гидроочищенной прямогонной фракцией дизельного топлива летнего (18) в соотношении 97-60:3-40% мас. соответственно.

Выбор соотношения при компаундировании фракций осуществляют в зависимости от необходимой температуры помутнения товарного топлива дизельного зимнего. Европейские нормы предполагают выпуск дизельных топлив с температурой помутнения минус 10°С, минус 16°С, минус 22°С, минус 28°С и минус 34°С.

В полученное базовое топливо с температурой помутнения от минус 10°С до минус 34°С вводят депрессорно-диспергирующую присадку (19) в количестве до 150 ррm. Депрессорно-диспергирующие присадки вводят для улучшения низкотемпературных свойств топлив (температуры застывания и предельной температуры фильтруемости). Депрессорно-диспергирующие присадки - это комплексное соединение депрессора (комплекс MDFI) - выступающего как разбавитель керосин, и диспергатора (комплекс WASА) - проявляющий свойства диспергаторов парафинов, и по химическому составу представляют собой растворы высокомолекулярных соединений в органических растворителях. Как правило, это комплексные составы на основе EVA (сополимер этилена и винилацетата) и/или терполимеров (полученные по технологии сополимеризации 3-х различных мономеров, например, таких как олефины, акрилаты, жирные амиды, простые и сложные виниловые эфиры и многие другие).

Примеры исполнения.

Пример 1. Технологические параметры - таблица 1, параметры качества - таблица 2.

Сырье - сырую нефть после прохождения на установке ЭЛОУ-1 обезвоживания и обессоливания подают в колонну отбензинивания К-1 установки АТ-4 (атмосферной перегонки с двухкратным испарением). С верха колонны К-1 выводят бензин, с низа - частично отбензиненную нефть, которую после нагревания подают в основную ректификационную колонну К-2. Колонна К-2 имеет 42 тарелки, третье циркуляционное орошение подается с 12 на 14 тарелку, с 15 тарелки осуществляется отбор дизельного топлива в стриппинг-колонну К-3/3, второе циркуляционное орошение подается с 22 на 24 тарелку, с 25 тарелки осуществляется переток дизельного топлива в стриппинг-колонну К-3/2, первое циркуляционное орошение подается с 32 на 34 тарелку, с 35 тарелки осуществляется переток фракции прямогонного реактивного топлива в стриппинг-колонну К-3/1, с верха колонны К-2 осуществляется отбор бензина, орошение подается на верхнюю 42-ю тарелку. Фракцию прямогонного дизельного топлива зимнего получают смешением потока К-3/1 с частью потока К-3/2 в соотношении 45:55. Фракцию прямогонного дизельного топлива летнего получают смешением потока из К-3/3 с оставшимся количеством потока из К-3/2. Начало кипения фракции прямогонного дизельного топлива зимнего не менее 159°С и содержание фракций, выкипающих до 180°С, не более 10% мас. обеспечивают поддержанием температур:

- верха колонны - 140°С;

- на тридцать пятой тарелке - 166°С;

- входа в колонну - 360°С,

а также поддерживают давление в колонне - 0,35 ати.

Требуемые значения плотности прямогонного дизельного топлива зимнего - 800-815 кг/м3 обеспечивают заданным соотношением вовлечения потоков стриппинг-колонн К-3/1 и К-3/2. Требуемую температуру вспышки прямогонного дизельного топлива летнего обеспечивают давлением в колонне К-2 - 0,35 ати, температуру помутнения - температурой на 15-й тарелке - 289°С.

Затем фракции прямогонного дизельного топлива зимнего и летнего подают на двухблочную установку гидроочистки. На первом блоке проводят гидроочистку фракции прямогонного дизельного топлива зимнего, на втором блоке - гидроочистку фракции прямогонного дизельного топлива летнего до достижения результата по содержанию серы не более 50 ррm.

Далее полученные гидроочищенные прямогонные фракции дизельных топлив летнего и зимнего вида подают на блок стабилизации. Температура верха стабилизационной колонны - 155°С, давление 0,9 ати. Такие технологические параметры работы колонны обеспечивают получение компонентов с температурой вспышки выше 55°С.

Далее, после стабилизации гидроочищенных прямогонных фракций зимнего и летнего дизельных топлив, получают базовое дизельное топливо путем компаундирования фракций при следующем соотношении компонентов 60:40% мас. соответственно. Далее дополнительно вводят 100 ррm депрессорно-диспергирующей присадки Dodiflow 4965 фирмы Clariant, которая по химическому составу представляет собой смесь полимеров в высококипящих углеводородах и дополнительно содержит петролеум гидрокарбонат в количестве 10-20% мас. и обладает следующими характеристиками.

Внешний вид: вязкая жидкость коричневого цвета.

Плотность: ок. 0,960 г/см3 при 40°С (DIN 51757).

Вязкость: ок. 1,150 мм2/с при 40°С (DIN 51562).

Температура затвердевания: -3-45°С (DIN ISO 3016).

Температура вспышки: ок. 62°С (DIN EN 22719/ ISO 2719).

(Приведенные физико-химические свойства - данные паспорта безопасности вещества в соответствии с Директивой (ЕС) №453/2010).

Пример 2. Данные по осуществлению примера 2 приведены в таблице 1 (технологические параметры) и таблице 3 (параметры качества). Далее дополнительно вводят 150 ррm депрессорно-диспергирующей присадки Dodiflow 4965 фирмы Clariant.

Пример 3. Данные по осуществлению примера 3 приведены в таблице 1 (технологические параметры) и таблице 4 (параметры качества). Далее дополнительно вводят 100 ррm депрессорно-диспергирующей присадки Dodiflow 4965 фирмы Clariant.

Пример 4. Данные по осуществлению примера 4 приведены в таблице 1 (технологические параметры) и таблице 5 (параметры качества). При этом в базовое топливо дополнительно вводят 150 ррm депрессорно-диспергирующей присадки R-442 фирмы Infineum, которая представляет собой смесь полимеров в высококипящих углеводородах со следующими характеристиками.

Внешний вид: жидкость коричневого цвета.

Плотность: ок. 0,918 г/см3 при 40°С (ASTM D 4052).

Вязкость: ок. 295 мм2/с при 40°С (ASTM D 4052).

Температура застывания: ок. +21°С (ASTM D 93В).

Температура вспышки: мин. 62°С (ASTM D 4052).

Пример 5. Данные по осуществлению примера 5 приведены в таблице 1 (технологические параметры) и таблице 6 (параметры качества). При этом в базовое топливо дополнительно вводят 150 ррm депрессорно-диспергирующей присадки Keroflux 3501 фирмы BASF, которая представляет собой смесь производных олефинов и амидов жирных кислот в органическом растворителе со следующими характеристиками.

Внешний вид: желто-коричневая непрозрачная жидкость.

Плотность: ок. 0,910 г/см3 при 20°С (DIN 51757).

Вязкость: ок. 32 мм2/с при 50°С (DIN 51562).

Температура застывания: ок. +9°С (ISO 3016).

Температура вспышки: выше 57°С (ISO 2719).

Таким образом, проведение способа получения зимнего дизельного топлива ЕВРО согласно предлагаемому изобретению при минимальном наборе технологических процессов: первичной перегонки нефти, разделения фракций определенным образом, гидроочистки и стабилизации гидроочищенных прямогонных фракций дизельных топлив, компаундирования их в заданных отношениях позволяет получить топливо, соответствующее европейским нормалям качества на зимнее дизельное топливо при минимизации вовлечения депрессорно-диспергирующей присадки. При этом полученный композиционный состав не требует вовлечения цетаноповышающей присадки, что в свою очередь позволяет ограничить вовлечение смазывающей присадки, поскольку данные присадки являются антагонистами. Предлагаемая технология является экономически более целесообразной, нежели существующие технологии, сопоставляемые с ней.

Таблица 1
Технологические параметры работы основной ректификационной колонны К-2 установки AT
Наименование показателя Ед. изм. Пример 1 Пример 2 Пример 3 Пример 4 Пример 5
Колонна К-2
Давление верха К-2 ати 0,350 0,355 0,398 0,390 0,391
Температура верха К-2 °С 140 139 140 141 140
Температура 34 тар. °С - 187 187 188 188
Температура 24 тар °С - 241 241 240 241
Температура 14 тар. °С - 304 304 303 304
Температура 35 тар. °С 166 166 166 166 166
Температура 25 тар. °С 233 233 233 234 223
Температура 15 тар. °С 289 289 289 288 288
Температура куба К-2 °С 338 340 339 340 340
Расход острого орошения м3/час 40 39 41 40 40
Расход 1 ц.о. м3/час 188 186 188 188 188
Расход 2 ц.о. м3/час 147 147 146 146 146
Расход 3 ц.о. м3/час 159 175 169 169 169
Температура 1 ц.о. °С 190/68 190/69 191/71 191/71 191/71
Температура входа в К-2 2 ц.о. °С 156 155 156 157 156
Температура входа в К-2 3 ц.о. °С 141 147 146 146 147
Расход бензина К-2 м3/час 37 36 37 36 37
Расход фракции 140-240°С с К 3/1 м3/час 59,4 58 61 61 61
с температурой °С 154 153 154 155 154
на выходе с установки кг/час 32721 31566 34126 34126 34126
Расход фракции 240-300°С м3/час 124 127 129 129 129
с температурой °С 226 225 226 226 226
вДТЗ т/час 39 40 50 50 50
Расход фракции 300-350°С м3/час 92 93 94 93 94
с температурой °С 282 282 281 281 281
Суммарный выход К-3/2+К-3/3 (ДТЛ) т/час 121 118 110 111 110
Температура питания °С 360 360 360 360 360
Расход пара в К-2 кг/час 3782 3799 3793 3793 3793
Расход пара в К 3/1 кг/час 121 127 106 107 106
Расход мазута м3/час 205 206 218 218 219
м3/час 205 202 199 199 199

Способ получения зимнего дизельного топлива ЕВРО из сернистых нефтей путем первичной перегонки нефти, гидроочистки, компаундирования фракций, введения присадок, отличающийся тем, что нефтяное сырье после обессоливания и обезвоживания подают в отбензинивающую колонну, где в процессе фракционирования выводят с верха колонны бензин, с низа колонны выводят частично отбензиненную нефть, которую подают в основную фракционирующую колонну К-2, откуда в стриппинг-колонны К-3/1, К-3/2, К-3/3 выводят прямогонные дистилляты и далее путем смешения потока из стриппинг-колонны К-3/1 с балансовым количеством потока из стриппинг-колонны К-3/2 получают фракцию топлива дизельного зимнего, характеризующуюся температурой начала кипения не ниже 159°С, плотностью 800-815 кг/м3 и содержанием в ней фракций, выкипающих до 180°С, не более 10 мас.%, а путем смешения потока из стриппинг-колонны К-3/3 с оставшейся частью потока из стриппинг-колонны К-3/2 получают фракцию топлива дизельного летнего с температурой вспышки более 55°С и температурой помутнения не выше минус 3°С, далее проводят раздельную гидроочистку полученных прямогонных фракций дизельных топлив с последующим дополнительным удалением на блоках стабилизации установок гидроочистки легких углеводородных фракций, получают базовое топливо путем компаундирования гидроочищенных прямогонных фракций топлива дизельного зимнего и топлива дизельного летнего при соотношении компонентов 97-60:3-40 мас.%, соответственно и дополнительно вводят в полученное базовое топливо депрессорно-диспергирующую присадку в количестве не более 150 млн-1.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способу получения дизельного топлива для холодного климата из продуктов прямой перегонки нефти. .

Изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано для очистки керосиновых фракций от меркаптанов. .

Изобретение относится к гидропереработке нефтяного сырья. .

Изобретение относится к способу получения высококачественного насыщенного базового масла или компонента базового масла на основе углеводородов. .

Изобретение относится к области нефтепереработки. .

Изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано для очистки керосиновых фракций от меркаптанов. .

Изобретение относится к вариантам способа десульфурации жидкой крекированной нафты. .

Изобретение относится к способам очистки углеводородного сырья от сернистых соединений и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. .

Изобретение относится к способу и катализатору гидродезоксигенирования для производства высококачественных дизельного и нефтяного топлив из сырья, которое содержит кислородсодержащие компоненты, полученные из возобновляемых органических материалов. Способ производства углеводородного топлива из возобновляемого органического материала биологического происхождения включает стадии: (a) формирования исходного сырья путем комбинирования ископаемого углеводородного топлива с возобновляемым органическим материалом, где содержание возобновляемого органического материала составляет от 1 до 35 об.%; (b) смешивания исходного сырья из стадии (a) с обогащенным водородом газом и подачи объединенного потока на стадию гидродезоксигенирования путем контакта указанного объединенного потока с катализатором гидродезоксигенирования, где катализатор гидродезоксигенирования представляет собой нанесенный Mo катализатор, имеющий содержание Мо от 0,1 до 20 мас.%, причем носитель выбран из оксида алюминия, диоксида кремния, диоксида титана и их комбинаций, и указанный носитель имеет бимодальную пористую структуру с порами с диаметром более 50 нм, которые составляют по меньшей мере 2 об.% общего объема пор. Технический результат - снижается склонность к образованию кокса вследствие низкого локального парциального давления водорода. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 табл., 4 пр.

Изобретение относится к реакционным аппаратам для гидропереработки углеводородного сырья. Изобретение касается реактора, состоящего из корпуса с цилиндрической обечайкой, верхнего и нижнего днища, аксиального патрубка для ввода сырья, расположенного на верхнем или нижнем днище, сепарационной зоны, расположенной в верхней части реактора, нижней зоны корпуса с катализаторной корзиной с неподвижным слоем гранулированного катализатора, патрубка для вывода продуктов реакции, системы регулирования уровня и давления в реакторе, патрубка для удаления газообразных продуктов, расположенного на верху корпуса. В реакторе размещена, по меньшей мере, одна катализаторная корзина, представляющая собой пространство внутри реактора, ограниченное двумя перфорированными стенками, имеющими форму усеченного конуса с углом конусности от -45° до +45° и глухими торцевыми стенками, при этом одна из перфорированных стенок выполнена примыкающей к обечайке по окружности, в пространстве между перфорированными стенками размещен, по меньшей мере, один блок теплообменных элементов, между теплообменными элементами помещен гранулированный катализатор, а в верхней части катализаторной корзины размещена дополнительная сепарационная зона, и, по меньшей мере, один переток кольцевой или цилиндрической формы, соединяющий дополнительную сепарационную зону и сепарационную зону. При расположении патрубка для ввода сырья на верхнем днище он дополнительно оснащен вертикальной трубой, проходящей через катализаторные корзины до низа реактора. Технический результат -обеспечение изотермических условий в реакторе, снижение его гидравлического сопротивления, уменьшение объема загрузки катализатора и металлоемкости реактора. 4 ил.

Изобретение относится к улучшенному способу получения дизельного топлива. Способ включает гидроочистку сырья с интервалом температур кипения дизельного топлива, содержащего, по меньшей мере, 500 объемных частей на миллион серы, при условиях, эффективных для гидроочистки, и депарафинизацию по меньшей мере части гидроочищенного сырья в присутствии катализатора депарафинизации при условиях, эффективных для каталитической депарафинизации. При этом катализатор депарафинизации включает молекулярное сито, имеющее отношение SiO2:Al2O3 100 или менее, и связующее из оксида металла, и катализатор депарафинизации имеет отношение площади поверхности цеолита к внешней площади поверхности по меньшей мере 80:100. Способ позволяет получать дизельное топливо с улучшенными характеристиками, в частности с пониженной температурой помутнения, используя катализатор с высокой каталитической активностью. 14 з.п. ф-лы, 6 ил., 2 табл., 8 пр.

Изобретение относится к способу гидрокрекинга углеводородного сырья, содержащего 200 м.д.- мас. 2% асфальтенов и/или больше 10 м.д. мас. металлов. Способ включает в себя гидродеметаллирование по меньшей мере в 2 реакционных зонах периодического действия, содержащих катализатор гидродеметаллирования и возможно катализатор гидродеазотирования, затем гидроочистку для понижения содержания органического азота с последующими гидрокрекингом в неподвижном слое и стадией перегонки. Настоящее изобретение дает возможность прямой обработки видов сырья, содержащих количества, значительно превышающие известные спецификации; эти виды сырья можно обрабатывать индивидуально или в смеси, сохраняя при этом продолжительность традиционного цикла. 17 з.п. ф-лы, 4 пр., 1 ил.

Изобретение относится к способу гидропереработки углеводородного сырья. Изобретение касается способа гидроконверсии углеводородного сырья в смеси с циркулирующей частью вакуумного остатка гидроконверсии, высокоароматическим модификатором, дисперсией прекурсора катализатора и водородсодержащим газом, подаваемым в количестве не более 800 нм3 на 1 м3 сырья в расчете на водород и не менее химического расхода водорода, в реакторе с внутренней кольцевой перегородкой, герметично примыкающей к верху реактора и образующей аксиальную и кольцевую полости, и сепарационным пространством на верху кольцевой полости, при этом из сепарационного пространства выводят газ гидроконверсии, из верха аксиальной полости выводят жидкий продукт гидроконверсии, из низа кольцевой полости реактора выводят циркулирующую реакционную массу, которую охлаждают и подают на смешение с нагретой сырьевой парожидкостной смесью, а температуру жидкого продукта гидроконверсии поддерживают близкой к верхней границе интервала температуры гидроконверсии, температуру нагретой сырьевой смеси и температуру циркулирующей реакционной массы поддерживают близкими к нижней границе интервала температуры гидроконверсии. Продукты гидроконверсии сепарируют и фракционируют с выделением светлых фракций, тяжелого газойля и вакуумного остатка, часть которого рециркулируют, а балансовую часть утилизируют с получением регенерированного прекурсора катализатора. Технический результат - снижение энергозатрат и металлоемкости оборудования при обеспечении высокого выхода светлых фракций. 1 ил., 1 пр.

Изобретение относится к процессам нефтепереработки, в частности к способам стабилизации керосиновых фракций. Изобретение касается стабилизации керосиновых фракций путем горячей сепарации газопродуктовой смеси из реактора гидродемеркаптанизации на газовую и жидкую фазы, направления жидкой фазы в качестве сырья колонны стабилизации керосиновых фракций, а также охлаждения, конденсации газовой фазы с последующей сепарацией в холодном сепараторе на водородосодержащий газ и жидкую фазу, которую подают в качестве компонента острого орошения колонны стабилизации, при этом жидкую фазу горячего сепаратора подают в колонну стабилизации после охлаждения, а жидкую фазу холодного сепаратора без подогрева подают в качестве компонента острого орошения верхней тарелки колонны стабилизации керосиновых фракций. Технический результат - стабилизация керосиновых фракций при минимизации нагрузки на систему конденсации, снижение расхода энергии на подогрев потоков при использовании простой технологической схемы с одним сырьевым потоком, обеспечение необходимого качества сырья для каталитического риформинга. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 4 табл., 2 пр.

Изобретение относится к способу обработки двух фракций сырья для уменьшения содержания ненасыщенных соединений. Первое сырье образовано большей частью углеводородами, содержащими по меньшей мере 4 атома углерода в молекуле, и содержит по меньшей мере одно ненасыщенное соединение, в том числе бензол, такой, что указанное первое сырье обрабатывают в зоне дистилляции, зоне обеднения и зоне ректификации, объединенной с зоной реакции гидрирования, по меньшей мере частично, внешней по отношению к зоне дистилляции, содержащей по меньшей мере один каталитический слой. Гидрирование по меньшей мере части ненасыщенных соединений, содержащихся в первом сырье, осуществляют в присутствии катализатора гидрирования и газового потока, содержащего водород, при этом первое сырье отбирают из зоны реакции по меньшей мере на высоте уровня отбора в зоне дистилляции, при этом эффлюент зоны реакции, по меньшей мере частично, вновь вводят в зону дистилляции по меньшей мере на высоте уровня повторного введения, чтобы обеспечить непрерывность дистилляции и получить в верхней части зоны дистилляции, в боковом отводе в зону дистилляции, и в нижней части зоны дистилляции эффлюент, обедненный ненасыщенными соединениями. Способ включает в себя обработку по меньшей мере одного второго сырья, содержащего по меньшей мере одно ненасыщенное соединение, в том числе бензол, по меньшей мере частично, непосредственно инжектируемого в зону реакции гидрирования, внешнюю по отношению к зоне дистилляции, при этом во втором сырье среднее значение содержания бензола составляет от 2% до 10% объемных. Технический результат - уменьшение содержания легких ненасыщенных соединений, в особенности бензола во всех фракциях. 2 н. и 21 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл.

Изобретение относится к десульфуризации крекированной нафты путем взаимодействия водорода с органическими соединениями серы, присутствующими в подаваемом сырье. Изобретение касается способа гидродесульфуризации крекированной нафты, включающего: подачу крекированной нафты к однопроходной реакционной зоне с неподвижным слоем, содержащей катализатор гидродесульфуризации; извлечение выходящего потока и подачу его в зону сепарации для удаления оттуда H2S и получения очищенного выходящего потока. Осуществляют анализ очищенного выходящего потока для определения температуры кипения, при которой для очищенного выходящего потока проявляется максимальная скорость падения бромного числа на графике зависимости бромного числа от температуры. Очищенный выходящий поток подают в ректификационную колонну для разделения очищенного выходящего потока на легкую фракцию и тяжелую фракцию, имеющую начальную точку кипения по стандарту ASTM D-86, отстоящую в пределах 30°F (17°C) от температуры точки кипения, при которой анализ очищенного выходящего потока показывает максимальную скорость падения бромного числа на графике зависимости бромного числа от температуры. Извлекают легкую и тяжелую фракции и рециркулируют по меньшей мере часть тяжелой фракции к однопроходной реакционной зоне с неподвижным слоем, где отношение рециркулируемой тяжелой фракции к крекированной нафте, подаваемой в однопроходную реакционную зону с неподвижным слоем, находится в диапазоне от примерно 0,25:1 до примерно 10:1. Изобретение также касается других способов гидродесульфуризации потока крекированной нафты. Технический результат - получение гидрообессеренной крекированной нафты, имеющей содержание общей серы менее 10 ppm по массе. 5 н. и 23 з.п. ф-лы, 6 ил., 4 пр.

Изобретение относится к вариантам способа селективного гидрирования. Один из вариантов подразумевает селективное гидрирование диолефинов и соединений серы, содержащихся в пиролизном бензине в качестве исходного материала, характеризующемся некоторой концентрацией диолефинов и некоторой концентрацией органических соединений серы. Причем указанный способ включает: подачу потока углеводородов, который включает указанный пиролизный бензин в качестве исходного материала, в реактор, который имеет единственную секцию стадии реакции гидроочистки, загруженную высокоактивным катализатором гидроочистки, и который работает в условиях селективного гидрирования, в котором указанный поток углеводородов вступает в контакт с указанным высокоактивным катализатором гидроочистки, где указанные условия селективного гидрирования включают температуру на входе в указанный реактор в диапазоне от 100°C до 260°C, рабочее давление в реакторе от 10 бар абс. до 100 бар абс. и среднечасовую скорость подачи сырья в диапазоне от 0,2 до 40 ч-1; отведение из указанного реактора выходящего потока, характеризующегося сниженной концентрацией диолефинов и сниженной концентрацией соединений серы; разделение указанного выходящего из реактора потока на некоторую часть указанного выходящего из реактора потока и оставшуюся часть указанного выходящего из реактора потока; и подачу указанной некоторой части указанного выходящего из реактора потока в указанный реактор в качестве рециркулируемого потока, где весовое отношение указанного рециркулируемого потока к указанному потоку углеводородов превышает 1:1, в котором указанная концентрация диолефинов превышает 3% вес., указанная сниженная концентрация диолефинов составляет менее 10 весовых частей на миллион, и в котором указанная концентрация органических соединений серы превышает 50 весовых частей на миллион и указанная сниженная концентрация органических соединений серы составляет менее 3 весовых частей на миллион, и в котором указанный выходящий из реактора поток на выходе из указанного реактора характеризуется содержанием ароматических соединений, по меньшей мере, 90% вес. от содержания ароматических соединений на входе в реактор. Использование предлагаемого изобретения позволяет свести к минимуму полимеризацию компонентов с высокой реакционной способностью и насыщение ароматических соединений пиролизного бензина как исходного материала. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 2 табл., 2 ил.

Изобретение относится к способу получения переработанного дистиллятного продукта. Способ включает подачу потока углеводородов, содержащего один или большее количество углеводородов C40+, в зону термической конверсии для получения потока дистиллятной фракции углеводородов и потока газойля, подачу потока газойля в зону гидроочистки газойля для получения гидроочищенного газойля, подачу указанного гидроочищенного газойля в зону каталитического крекинга в псевдоожиженном слое катализатора для получения легкого рециклового газойля, подачу легкого рециклового газойля в зону гидрокрекинга для проведения селективного гидрокрекинга ароматических соединений, содержащих, по меньшей мере, два кольца, с получением переработанного дистиллятного продукта и рециркуляцию, по меньшей мере, части переработанного дистиллятного продукта из зоны селективного гидрокрекинга в зону проведения каталитического крекинга в псевдоожиженном слое. Способ позволяет повысить производительность зоны селективного гидрокрекинга и получать дистиллятный продукт высокого качества из неочищенной нефти. 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к процессам нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к получению зимнего дизельного топлива ЕВРО

Наверх