Способ восстановления засульфатированных свинцовых аккумуляторов


 


Владельцы патента RU 2464674:

Закрытое Акционерное Общество "Балтийская Энергетическая Компания" (RU)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при восстановлении засульфатированных свинцовых аккумуляторов. Техническим результатом изобретения является создание способа эффективного восстановления сульфатированных свинцовых аккумуляторов. Согласно изобретению способ восстановления засульфатированных свинцовых аккумуляторов заключается в проведении обычного заряда начальным током и последующим чередованием больших и малых токов, при этом заряд большим током, равным начальному току заряда, осуществляют в течение 5-10 минут, а малым током, равным 0,05-0,1 С10, до достижения постоянства плотности электролита в течение 1 часа. Количество чередований больших и малых токов в зависимости от степени сульфатации аккумуляторов выбирают равным 5-10. 1 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при восстановлении засульфатированных свинцовых аккумуляторов.

Техническим результатом изобретения является создание способа эффективного восстановления вышедших из строя свинцовых аккумуляторов по причине глубокой сульфатации электродов.

Известен способ восстановления засульфатированных свинцовых аккумуляторов (Т.И.Попова, Б.Н.Кабанова. Журнал прикладной химии, 1959, т.32, №2; А.И.Русин, Л.Д.Хегай. Свинцовые аккумуляторы. Справочное пособие, «Петрополис», 2009, с.180), заключающийся в многократной замене электролита на новый. С этой целью с аккумуляторов со сниженной емкостью сливается электролит, загрязненный вредными примесями, и аккумуляторы заливаются чистым электролитом.

Недостатками известного способа являются высокие трудоемкость и стоимость. Кроме того, учитывая, что основной объем электролита находится в парах активных масс и сепараторов, полной замены электролита не происходит, так как остающийся электролит прочно удерживается внутри аккумулятора за счет капиллярных и адсорбционных сил. Поэтому полная замена старого электролита на новый может быть осуществлена лишь при многократном его удалении из аккумулятора и заполнении каждый раз новым. Наконец даже при многократной смене электролита в активных массах (особенно отрицательных электродов) остаются металлические примеси, неизбежно накапливаемые при эксплуатации аккумуляторов за счет постепенной коррозии положительных токоотводов и приводящие к ускоренному саморазряду и сульфатации аккумуляторов.

Наиболее близким по технической сущности является способ устранения суьфатации свинцовых аккумуляторов, основанный на удалении адсорбированных веществ с поверхности электродов весьма сильной катодной поляризацией, то есть при высоком значении зарядного тока (плотность тока при этом составляет ~100 мА/см2 электродной поверхности) [М.А.Дасоян. Химические источники тока. Справочное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное. Издательство «Энергия», Л.О., 1960, с.110-111].

Недостатками указанного способа являются:

- адсорбция органических веществ на поверхности электродов не является основной причиной сульфатации свинцового аккумулятора;

- приведенный способ эффективен только в том случае, когда отравляющее действие (сульфатация) отрицательных электродов произошло за счет адсорбции органических веществ;

- металлические примеси, увеличивающие скорость саморазряда, приводящего к ускоренной сульфатации, не могут быть удалены зарядным током высокого значения;

- высокие токи заряда не всегда доступны из-за ограниченного сечения выводов аккумуляторов (возможно их оплавление) или из-за недостаточной мощности зарядных устройств.

Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом способе засульфатированные аккумуляторы подвергаются штатному заряду режимом, установленным руководством по эксплуатации данного типа аккумулятора. Затем заряд продолжается током, равным току первой ступени, в течение 5÷10 минут. Далее ток заряда снижается до величины 0,05÷0,1 С10. Продолжительность заряда сниженным током определяется достижением постоянства плотности электролита в течение 1 часа. Затем вновь ток заряда увеличивают до величины начального значения. Чередование тока заряда повышенной и сниженной плотности продолжается до достижения постоянства плотности электролита в течение 2 ч. В зависимости от степени сульфатации аккумулятора количество чередований составляет 5÷10.

Примеры осуществления способа

Пример 1. Плотность электролита стационарного свинцового аккумулятора после очередного заряда составила 1,200 г/см3, что свидетельствует о его сульфатации. Восстановление такого аккумулятора осуществляется чередованием заряда в течение 5 минут током начальной ступени штатного заряда с последующим снижением тока до величины 0,1 С10 в течение 1 часа. Количество чередований повышенного и сниженного токов составляет 5. Емкость аккумулятора восстановилась до значения не менее 85% Сном.

Пример 2. Плотность электролита стартерного свинцового аккумулятора в конце очередного заряда снизилась до значения 1,210 г/см3. Восстановление аккумулятора осуществляется аналогично примеру 1. Количество чередований повышенного и сниженного токов составляет 10. Емкость аккумулятора восстановилась до значения не менее 85% от номинального значения.

Как следует из приведенных данных, предлагаемый способ восстановления засульфатированных свинцовых аккумуляторов, о чем свидетельствует снижение плотности электролита, является эффективным, не требует больших затрат и позволяет продлить эксплуатационный срок службы аккумуляторов.

1. Способ восстановления засульфатированных свинцовых аккумуляторов, заключающийся в проведении штатного заряда и последующем чередовании больших и малых токов, отличающийся тем, что заряд большим током, равным начальному току заряда, осуществляют в течение 5÷10 мин, а малым током, равным 0,05÷0,1 С10, до достижения постоянства плотности электролита в течение 1 ч.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что количество больших и малых токов в зависимости от степени сульфатации аккумуляторов выбирают равным 5÷10.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при разработке и эксплуатации литий-ионных аккумуляторных батарей в автономной системе электропитания, преимущественно искусственных спутников Земли (ИСЗ).

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при разработке и эксплуатации литий-ионных аккумуляторных батарей автономных систем электропитания искусственного спутника Земли (ИСЗ).
Изобретение относится к области электротехники, в частности, к способам формирования емкости химических источников тока. .

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при разработке и эксплуатации литий-ионных аккумуляторных батарей (ЛИАБ). .

Изобретение относится к вторичным источникам тока. .

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при подготовке никель-водородных аккумуляторных батарей к штатной эксплуатации в составе искусственных спутников Земли (ИСЗ), преимущественно ИСЗ негерметичного исполнения с радиационным охлаждением.

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуатации литий-ионных аккумуляторных батарей (АБ) автономных систем электропитания искусственного спутника Земли (ИСЗ).

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей (НВАБ) в составе искусственных спутников Земли (ИСЗ).

Изобретение относится к способам и устройствам ускоренного заряда вторичных химических источников тока и может быть использовано для заряда аккумуляторов, основная стратегия заряда которых заключается в пропускании постоянной величины действующего значения зарядного тока, например, никель-металлогидридных (Ni-MH) и никель-кадмиевых (Ni-Cd) аккумуляторов и аккумуляторных батарей.

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при наземной эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей (НВАБ) в составе искусственных спутников Земли (ИСЗ).

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей (АБ) в автономных системах электропитания (СЭП) космических аппаратов (КА), функционирующих на низкой околоземной орбите

Изобретение относится к области электротехники, а именно к области эксплуатации аккумуляторных батарей, и может быть использовано при производстве, введении в эксплуатацию, проведении плановых ремонтных и восстановительных работ с аккумуляторными батареями

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании батарей первичных и вторичных химических источников тока, включая металловоздушные источники тока

Заявляемое изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при наземной эксплуатации литий-ионных аккумуляторных батарей, например, в составе автономной системы электропитания искусственного спутника Земли (ИСЗ). Технический результат - повышение надежности и эффективности использования литий-ионной аккумуляторной батареи при ее наземной эксплуатации. Предлагается способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи, заключающийся в контроле напряжения аккумуляторов, проведении зарядов, разрядов, периодической балансировке аккумуляторов по напряжению, проведении подзаряда и хранения в подзаряженном состоянии. Поставленная задача решается тем, что перед постановкой аккумуляторной батареи на хранение после проведения ее подзаряда проводят упреждающую разбалансировку аккумуляторов для нивелирования разбаланса аккумуляторов по напряжению в конце периода хранения аккумуляторной батареи. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Заявляемое изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при подготовке литий-ионных аккумуляторных батарей к штатной эксплуатации в составе искусственных спутников Земли (ИСЗ). Техническим результатом является повышение функциональной надежности и обеспечение эффективного заряда литий-ионных аккумуляторных батарей при ограниченном теплосъеме при подготовке аккумуляторных батарей к штатной эксплуатации в составе ИСЗ. Указанный результат достигается тем, что перед отправкой искусственного спутника Земли на полигон запуска проводят предварительный заряд аккумуляторной батареи с обеспечением термостатирования, а на полигоне запуска проводят окончательный заряд, с последующей балансировкой аккумуляторов по напряжению, и проводят как минимум один дозаряд аккумуляторной батареи без обеспечения ее термостатирования. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх