Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства



Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства
Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства
Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства
Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства
Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства
Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства
Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства
Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства
Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства
Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства
Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства
Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства
Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства
Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства
Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства
Система зеркал заднебокового и переднебокового вида для транспортного средства

 


Владельцы патента RU 2465158:

Дубровский Аркадий Вениаминович (RU)

Изобретение относится к оптическим устройствам для использования в транспортных средствах. Система зеркал транспортного средства включает зеркала заднего, переднего и боковых видов, расположенные выше уровня крыши данного транспортного средства. Указанные зеркала способны отражать изображения заднего, переднего и боковых пространств для обзора водителем. Верхние зеркала, отражающие просматриваемые пространства, расположены в верхнем отделе салона транспортного средства или над вырезанным отверстием в крыше и защищены сверху прозрачным куполом или - над лобовым стеклом или над крышей транспортного средства в прозрачном футляре с регулированием высоты расположения и углов наклона зеркал. Видимое водителем зеркало выполнено в виде панорамного зеркала, состоящего из двух отдельно видимых частей, из которых одна часть отражает панораму заднего и заднебоковых пространств, а другая - панораму переднего и переднебоковых пространств. Достигается повышение безопасности дорожного движения за счет получения полной панорамы вокруг транспортных средств без «мертвых» зон. 11 з.п. ф-лы, 16 ил.

 

Область применения

Изобретение относится к оптическим устройствам для использования в транспортных средствах.

Предшествующий уровень техники

В настоящее время в автомобилях и других транспортных средствах используется система зеркал заднего вида, состоящая из внутрисалонного зеркала заднего вида и двух наружных боковых зеркал. Эта стандартная система имеет ряд недостатков. Одним из них является наличие зон, которые не просматриваются водителем. Другим недостатком является разобщенность изображений правой, левой и задней части пространств, окружающих водителя. При каждом переключении взгляда водитель получает только частичную, а следовательно, неполноценную информацию, что может создавать опасные ситуации на дорогах. Система плохо работает при поворотах и разворотах транспортного средства.

Для обеспечения безопасности движения, при прочих условиях, водителю необходима постоянная полная информация о быстро меняющейся окружающей обстановке вокруг движущейся машины.

Этой теме посвящены многочисленные патентные разработки.

Известны системы наружных видеокамер (например, патенты DE 4228794 А1 от 29.08.1992, RU 2096202 С1 от 26.08.96) или системы, использующие волоконную оптику, переносящую информацию на лобовое стекло или на панель приборов, однако эти дорогостоящие и легко повреждаемые системы пока не нашли широкого применения. Они легко запотевают, забиваются дорожной грязью, пылью, снегом, теряют чувствительность на некоторое время под действием прямого света фар.

Известны патенты, в которых изображение с наружного бокового зеркала переносится в кабину водителя, приближая изображение бокового пространства к водителю (например, патенты DE 3335981 С2, 20.10.88; DE 4235744 A1, 23.10.92; RU 2127201 C1, 03.04.95 г; RF 2820097 A1, 30.01.01; EP 0891267 B1, 25.04.97). Существенным недостатком этих сложных оптических систем является необходимость устанавливать наружные боковые зеркала под острым углом к продольной оси машины. При таком положении зеркал значительно уменьшается зона бокового обзора и увеличивается непросматриваемая «мертвая» зона.

В заявке РСТ WO 2004/054845 A1, опубликованной 01.07.2004 г., предлагается установка на потолке кабины водителя комплекта зеркал, отражающих изображения пространств с наружных боковых зеркал и с зеркала заднего вида на зеркала, установленные на панели управления, сбоку от водителя. Однако и в этом предложении имеется ряд недостатков. Во-первых, сохраняются те же «мертвые» зоны, которые не просматриваются водителем, что и в традиционной системе зеркал. Во-вторых, расположение отражающих зеркал на потолке кабины вблизи головы водителя травмоопасно и требует максимального уменьшения размеров зеркал, что отразится на качестве видимого водителем изображения. В-третьих, на зеркале, которое видит водитель, создаются в три ряда множественные картины переднебоковых, заднебоковых и задних пространств, не связанных друг с другом. Эта множественность информации, естественно, затрудняет ее адекватное восприятие и утомляет водителя. Поэтому автор предлагает использовать специальные шторы, закрывающие части получаемых изображений (переднебоковые пространства), что усложняет устройство. Но и заднебоковые и задние пространства также проецируются раздельно, не создавая картины единой панорамы.

В ряде патентов зеркало заднего вида располагается над кабиной водителя и через систему зеркал изображение заднего пространства передается на внутрисалонное зеркало заднего вида, расположенное у верхнего края лобового стекла. Так в патенте US-A-3774996 описывается перископическое устройство в переднем отделе крыши транспортного средства, состоящее из трех зеркал, по крайней мере, одно из которых расположено внутри салона - это зеркало заднего вида у верхнего края лобового стекла. В патенте ЕР №0608385 В1 от 23.10.1992 г. изображение с верхнего наружного зеркала передается также на зеркало заднего вида у верхнего края лобового стекла, но через лобовое стекло. В патенте DE №882043 от 08.07.1949 г. изображение передается с верхнего наружного зеркала на зеркало, расположенное у нижнего края лобового стекла, снаружи от него. В этом варианте наружное расположение нижнего зеркала на капоте машины затрудняет регулировку его, ставит в трудные условия в непогоду и частично закрывает вид на ближнее пространство перед машиной.

В патенте US 3947096 от 30 марта 1976 г. предлагается использовать открытый верхний люк, на внутренней поверхности которого располагается зеркало заднего вида. Предусматривается непосредственный обзор этого зеркала водителем, что крайне неудобно, т.к. необходимо отклонять голову далеко назад.

В патенте RU 2286267 С2 от 09.11.2004 г. описываются различные варианты расположения наружных зеркал для получения панорамного изображения заднебоковых пространств на переднем зеркале, расположенном в поле зрения водителя. В систему впервые были введены внутренние боковые зеркала. Предложенная система оказалась довольно сложной для выполнения и регулировки многочисленных зеркал. Кроме того, расположение переднего панорамного зеркала постоянно в поле зрения водителя приводило к быстрому утомлению водителя. Особенно утомляет при движении в узких улицах быстрое мелькание боковых пространств, отражающихся во внутренних боковых зеркалах.

Этот патент может быть принят как прототип настоящему предложению.

Цель изобретения - повышение безопасности дорожного движения в результате создания условий для получения водителем полной информации об обстановке вокруг транспортного средства.

Раскрытие сущности изобретения

Для получения полной панорамы пространств вокруг транспортного средства и ликвидации «мертвых» зон предлагается расположить верхнюю часть системы зеркал над верхним уровнем крыши транспортного средства. Для лучшего восприятия предлагается отделить изображения переднего и переднебоковых пространств от изображения заднего и заднебоковых пространств.

При расположении верхней системы зеркал выше уровня крыши возможно два варианта - внутрисалонное и наружное расположение верхних зеркал. В первом варианте в переднем отделе крыши создается достаточно широкое сквозное отверстие, закрытое сверху прозрачным куполом. В пространстве под куполом выше уровня остальной части крыши располагается верхняя часть системы зеркал. В этом случае верхние зеркала фактически располагаются в верхнем отделе салона, становятся внутрисалонными со всеми соответствующими преимуществами (не запотевают, не замерзают, не загрязняются, легко регулируются). Прозрачный купол, расположенный на крыше, менее подвержен загрязнению, чем ниже расположенные элементы кузова, и обогревается воздухом кабины или имеет дополнительный обогрев и вентиляцию. В верхнем отделе купол может быть прикрыт солнцезащитным козырьком.

Во втором варианте верхняя часть системы зеркал, расположенная над уровнем крыши, является наружной. Наружные верхние зеркала могут располагаться над лобовым стеклом или над крышей транспортного средства и передавать изображение окружающих пространств через лобовое стекло, через прозрачную часть крыши, через открытый верхний люк или через заднее стекло машины. Сверху они должны быть закрыты прозрачным футляром с обогревом для защиты от непогоды и солнцезащитным козырьком.

Над лобовым стеклом возможно расположить систему зеркал для дальней передней и переднебоковых панорам. Изображение с верхних зеркал отражается через лобовое стекло на панорамное зеркало на панели приборов, видимое водителем. Необходимость в этой системе возникает только в определенные моменты, когда, например, нужно рассмотреть пространство впереди и сбоку от впереди движущегося транспорта для подготовки к перестроению, повороту или обгону. Поэтому лучше эту панораму располагать в стороне от поля зрения водителя или, при расположении в поле зрения водителя, дать возможность водителю закрывать и открывать ее только при необходимости. Это уменьшит утомление водителя, но усложнит конструкцию.

Над лобовым стеклом также возможно расположить и верхнюю часть системы зеркал для задней и заднебоковых от водителя пространств. Эти зеркала могут быть видимы водителем непосредственно или изображения могут передаваться через дополнительные зеркала на панорамное зеркало на панели приборов, видимое водителем.

При расположении над крышей, как уже сказано выше, изображение может передаваться на нижнее панорамное зеркало, видимое водителем, через прозрачную часть крыши, через открытый верхний люк или через заднее стекло.

Верхняя часть системы зеркал, как минимум, может состоять из трех плоских зеркал - одно для переднего или заднего пространства и два для боковых пространств. Возможно использовать значительно большее количество зеркал, или заменить плоские зеркала на сферическое или асферическое зеркало. Возможно использовать коническое зеркало или другую систему зеркал, которые могут дать отображение панорамы без искажений более 180 градусов. Круговая панорама воспринимается крайне трудно, требует специальной тренировки. Поэтому зеркала, видимые водителем, должны отражать с верхних зеркал отдельно переднее и переднебоковые, а также заднее и заднебоковые пространства.

При расположении системы верхних зеркал над крышей транспортного средства для заднебоковой панорамы необходима система дополнительных зеркал, отражающих изображение с верхних зеркал на нижнее панорамное зеркало, доступное обзору водителя. Эта система дополнительных зеркал может располагаться ниже, выше или сбоку от верхних зеркал. Одним из вариантов является расположение дополнительных зеркал в одном блоке с верхними зеркалами (сверху, снизу или сбоку от них). Это позволит уменьшить размеры дополнительных зеркал.

При достаточно высоком расположении верхней части системы зеркал над лобовым стеклом или над крышей достигается обозрение полной панорамы пространств вокруг транспортного средства без «мертвых» зон. В этом случае отпадает необходимость в наружных боковых зеркалах, увеличивающих габариты транспортного средства. Также отпадает необходимость (кроме одного из вариантов) в заднем стекле кабины водителя, что весьма актуально для специального транспорта.

ЛУЧШИЕ ВАРИАНТЫ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Вариантов расположения верхней части системы зеркал транспортного средства несколько.

Лучшим вариантом является специальное достаточно широкое отверстие в переднем отделе крыши, над которым герметично установлен прозрачный купол. Под куполом, выше уровня крыши, располагается верхняя часть системы зеркал для обзора окружающих пространств. В этом случае верхние зеркала являются внутрисалонными.

Другим вариантом является расположение верхней части системы зеркал над лобовым стеклом. Это дает возможность отражать изображение непосредственно на панель приборов.

Для дальнего обзора переднего и переднебоковых пространств верхние зеркала могут быть подняты достаточно высоко для обозрения пространства вокруг впереди идущего транспорта. Нижнюю часть системы зеркал для переднебокового обзора лучше располагать параллельно верхней, т.к. в этом случае водитель видит прямое зеркальное изображение.

Верхние зеркала для обзора заднего и заднебоковых пространств также могут располагаться над лобовым стеклом в одном блоке с передними и переднебоковыми зеркалами или отдельно от них. Они могут быть видимы водителем непосредственно или передавать изображение на нижнее панорамное зеркало, видимое водителем, через дополнительные зеркала.

Другой вариант для полноценного обзора заднего и заднебоковых пространств - расположение системы верхних зеркал над крышей транспортного средства.

Верхние зеркала могут располагаться в любой части крыши. Чем ближе к переднему отделу крыши располагаются зеркала, тем больший обзор боковых пространств. Верхние зеркала могут быть в обтекаемом футляре с прозрачной частью для полного обзора окружающих пространств и свободной передачи изображения на дополнительную и нижнюю часть системы зеркал. Над футляром устанавливается козырек для защиты от солнца и дождя. В футляре располагается система вентиляции и обогрева зеркал.

Для передачи изображения с верхних зеркал на нижнее панорамное зеркало, видимое водителем, в случае отсутствия специального отверстия в крыше, возможно использовать наличие верхнего люка или наличие прозрачной крыши или прозрачной части крыши (достаточно узкой прозрачной полоски в крыше). В этом случае верхняя часть системы зеркал располагается над передней частью крыши.

Дополнительные зеркала могут располагаться ниже, выше или сбоку от верхней части зеркал.

Одним из вариантов является расположение дополнительных зеркал в одном блоке с верхними зеркалами. Близкое расположение верхних и дополнительных зеркал позволит уменьшить размеры дополнительных зеркал, улучшит качество изображения, облегчит регулировку зеркал, позволит создать более компактный обтекаемый футляр для защиты от солнца и непогоды и уменьшить размеры прозрачного участка в крыше, необходимого для передачи полного изображения на нижнее панорамное зеркало. В этом варианте верхние зеркала могут быть расположены вертикально или приближаться к этому положению, что улучшает обзор дальних пространств.

При расположении верхних зеркал под острым углом к вертикальной линии дополнительные зеркала могут быть около нижнего панорамного зеркала.

Возможно расположение дополнительных зеркал за задним стеклом транспортного средства. В этом случае изображение передается на зеркало, расположенное у верхнего края лобового стекла. Верхнюю часть зеркал в этом варианте лучше располагать в средней или в задней части крыши. Дополнительные зеркала за задним стеклом кабины водителя желательно также закрывать прозрачным обтекаемым футляром с обогревом.

Краткое описание чертежей

В дальнейшем изобретение поясняется описанием конкретных вариантов его осуществления и прилагаемыми чертежами, на которых:

Фиг.1 изображает внутрисалонное расположение верхних зеркал над специальным отверстием в крыше под прозрачным куполом с противосолнечным козырьком. Показан вариант комбинированного расположения зеркал для переднебоковой и заднебоковой панорам. Дополнительное зеркало для заднебоковой панорамы расположено вблизи нижнего панорамного зеркала. Вид сбоку.

Фиг.2. Вариант, изображенный на фигуре 1, вид сверху. Под куполом расположены верхние зеркала, а через лобовое стекло видно дополнительное зеркало и панорамные зеркала для переднебоковой и заднебоковой панорамы. Использованы плоские зеркала - по три зеркала для каждой панорамы. Дополнительные и нижние панорамные зеркала также составлены из плоских зеркал.

Фиг.3. Вариант, аналогичный фиг.1, но дополнительное зеркало для заднебоковой панорамы расположено кзади и ниже верхнего зеркала. Вид сбоку.

Фиг.4. Вариант, изображенный на фиг.3, вид сверху.

Фиг.5. Вариант, аналогичный фиг.1 и 3, но дополнительное зеркало для заднебоковой панорамы расположено в одном блоке с верхним зеркалом. Вид сбоку.

Фиг.6. Вариант для заднебоковой панорамы, аналогичный фиг.3. Вид сбоку.

Фиг.7. Вариант, изображенный на фиг.6, вид сверху.

Фиг.8. Вариант для заднебоковой панорамы. Водитель непосредственно видит верхние зеркала. Вид сбоку.

Фиг.9. Вариант, изображенный на фиг.8, вид сверху.

Фиг.10. Изображает расположение верхних зеркал для переднебоковой и для заднебоковой панорам над лобовым стеклом транспортного средства, а также положение нижних зеркал, видимых водителем, вид сбоку.

Фиг.11. Зеркала для заднебоковой панорамы расположены над лобовым стеклом. Водитель непосредственно видит верхние зеркала. Вид сбоку.

Фиг.12. Вариант, изображенный на фиг.11, вид сверху.

Фиг.13. Изображает расположение верхних зеркал для заднебоковой панорамы над крышей транспортного средства при наличии открытого верхнего люка. Дополнительное зеркало расположено в крыше, кзади от верхнего. Вид сбоку.

Фиг.14. Изображает расположение верхних зеркал для заднебоковой панорамы над крышей транспортного средства при наличии прозрачной крыши или прозрачного участка крыши. Дополнительное зеркало расположено в крыше, кзади от верхнего. Вид сбоку.

Фиг.15. Изображает расположение верхних зеркал для заднебоковой панорамы на крыше транспортного средства. Дополнительное зеркало расположено за задним стеклом. Вид сбоку.

Фиг.16. Вариант, изображенный на фиг.15, вид сверху.

Обозначения на представленных чертежах

1 - Лобовое стекло

2 - Крыша транспортного средства

3 - Заднее стекло

4 - Водитель

5 - Руль

6 - Верхнее зеркало для обзора переднебокового пространства

6а - верхнее зеркало для обзора переднего пространства

6б - верхнее зеркало для обзора правого бокового пространства

6в - верхнее зеркало для обзора левого бокового пространства

7 - Нижнее панорамное зеркало для переднебокового пространства

8 - Верхнее зеркало для обзора заднебокового пространства

8а - верхнее зеркало для обзора заднего пространства

8б - верхнее зеркало для обзора правого заднебокового пространства

8в - верхнее зеркало для обзора левого заднебокового пространства

9 - Дополнительное зеркало заднебокового пространства

10 - Нижнее панорамное зеркало для заднебокового пространства

11 - Внутрисалонное зеркало заднего вида.

12 - Верхний люк

13 - Прозрачная часть крыши

14 - Вырез в крыше

15 - Прозрачный обтекаемый купол или футляр

16 - Солнцезащитный козырек

17 - Ось зеркал

18 - Стойка верхних зеркал

19 - Ручка для ручного поворота верхних зеркал

1. Расположение верхних зеркал в верхнем отделе салона над вырезанным отверстием в потолке и в крыше.

На фиг.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 показаны схемы вариантов расположения верхних зеркал в верхнем отделе салона над вырезанным в крыше транспортного средства широким отверстием 14, соответствующим размерам верхних зеркал.

Вырезанное в крыше отверстие 14 сверху герметично закрыто прозрачным куполом 15 с противосолнечным козырьком 16. Внутри купола предусматривается система вентиляции и обогрева. Под куполом выше уровня остальной части крыши располагаются верхние зеркала 6 и 8. Возможна комбинация верхних зеркал для переднебоковых 6 и заднебоковых пространств 8, возможно использовать зеркала только для заднебоковых пространств в зависимости от поставленной задачи.

Зеркала могут быть отдельными плоскими (фиг.2), или сферическими, или асферическими (фиг.4, 7, 9, 12 и 16), или конусными.

На фиг.1 представлен один из вариантов комбинированного расположения верхних зеркал для переднебокового и для заднебокового обзора окружающих пространств. Обе системы зеркал установлены на одной телескопической или другой конструкции стойке 18, каждое зеркало имеет свою ось 17 для регулировки угла наклона.

Зеркала для переднего и переднебокового обзора отражают изображения окружающих пространств на нижнее панорамное зеркало 7, видимое водителем. Верхние 6 и нижние зеркала 7 расположены почти параллельно друг другу, поэтому водитель видит прямое зеркальное изображение.

Зеркала для обзора задних и заднебоковых пространств 8 в этом варианте расположены под острым углом к вертикальной линии. Изображение окружающих пространств возможно отразить на нижнем зеркале, расположенном под острым углом к верхнему зеркалу, но в этом случае водитель увидит перевернутое изображение. Необходимо дополнительное зеркало или линза для получения водителем прямого зеркального изображения.

Лучше нижнее зеркало 9 расположить почти параллельно верхнему зеркалу 8. В этом случае (фиг.1) мы получаем прямое зеркальное изображение, но направленное от водителя. Под углом к этому зеркалу располагается панорамное зеркало 10 в положении, доступном взору водителя. Промежуточное нижнее зеркало возможно назвать дополнительным зеркалом 9. Каждое из этих зеркал 9 и 10 имеют ось 17 для регулировки угла наклона.

Нижние панорамные зеркала могут быть установлены, например, на панели приборов, сбоку от водителя, в удобном для него месте.

На фиг.2 представлен вариант, изображенный на фиг.1. Вид сверху. Использованы плоские зеркала. Верхняя и нижняя системы зеркал состоят, как минимум, из трех зеркал - для отражения переднего или заднего пространства, а также для отражения левого и правого боковых пространств. Каждая часть отраженного верхними зеркалами пространства проецируется на соответствующую часть дополнительных и нижних зеркал. Так лучи с зеркала 6а попадают на зеркало 7а, лучи с зеркала 6б попадают на зеркало 7б, с зеркала 6в - на зеркало 7в. В случае заднебоковой панорамы лучи с зеркала 8а попадают на дополнительное зеркало 9а, затем - на зеркало 10а, видимое водителем, и т.д. В каждом случае водитель видит непрерывную панораму заднебоковых или переднебоковых пространств.

Система плоских зеркал более сложна, чем сферические или асферические зеркала, но она дает более правильную картину видимых объектов и расстояний меду ними.

На фиг.3 представлен также вариант комбинированного расположения верхних зеркал для переднебокового и для заднебокового обзора окружающих пространств. Однако в данном варианте дополнительное зеркало 9 расположено под куполом 15 позади и несколько ниже верхнего зеркала 8. В этом случае верхнее зеркало 8 располагается вертикально или почти вертикально. Это положение зеркала улучшает условия обзора заднего и заднебоковых пространств. Изображение отражается на панорамном зеркале 10, вокруг которого нет никаких дополнительных зеркал.

На фиг.4 представлен вид сверху этого варианта. Показана возможность использования сферических, асферических или конусных зеркал. Это упрощает всю конструкцию. Дополнительное зеркало 9 расположено позади зеркала 8, отражающего все заднебоковое пространство.

На фиг.5 представлен также вариант комбинированного расположения верхних зеркал для переднебокового и для заднебокового обзора окружающих пространств. В данном варианте дополнительное зеркало 9 расположено в одном блоке с верхним зеркалом 8. В этом случае верхнее зеркало 8 также располагается вертикально или почти вертикально.

Во всех представленных вариантах возможна регулировка высоты расположения зеркал и угла их наклона.

На фиг.6 представлен вариант расположения верхних зеркал под куполом 15 только для обзора заднего и заднебоковых пространств 8. Отраженные с верхнего зеркала 8 лучи через дополнительное зеркало 9 попадают на панорамное зеркало 10, видимое водителем. В этом варианте регулировка положения верхнего зеркала 8 и дополнительного зеркала 9 специальными рукоятками 19 доступна водителю. Возможно, этот вариант будет наиболее востребованным.

На фиг.7 представлен вид сверху этого варианта. Панорамное зеркало 10 расположено на панели приборов справа от водителя.

На фиг.8 представлен наиболее простой вариант: при достаточно близком расположением верхних зеркал для заднебоковой панорамы к переднему краю крыши они могут быть доступны прямому взору водителя.

На фиг.9 представлен вид сверху указанного на фиг.8 варианта.

В этих вариантах верхние зеркала фактически расположены внутри салона со всеми вытекающими преимуществами.

2. Расположение верхних зеркал над лобовым стеклом.

На фиг.10 представлена схема одного из вариантов расположения верхних зеркал для переднебоковой 6 и заднебоковой панорамы 8 над лобовым стеклом 1. Крепление зеркал возможно к передним стойкам или к крыше транспортного средства. Высота расположения верхней части зеркал может регулироваться дистанционно водителем. Также предусматривается механизм изменения угла наклона зеркал. Лучше поместить все верхние зеркала в прозрачный футляр 15, желательно с обогревом.

Система верхних зеркал, как и в предыдущих вариантах, может состоять из отдельных плоских зеркал или из сферического, асферического или конического зеркала.

Расположение нижних панорамных зеркал, видимых водителем, аналогично схеме, показанной на фиг.1. Возможно использовать схему, показанную на фиг.5, где дополнительные зеркала 9 для заднебоковой панорамы расположены в одном блоке с верхними зеркалами 8.

Отличием является только то, что отраженные от верхних зеркал или дополнительных зеркал лучи проходят через лобовое стекло.

Этот вариант может быть использован и отдельно как для зеркал переднебоковой панорамы, так и для зеркал заднебоковой панорамы.

На фиг.11 представлен весьма простой вариант расположения зеркал для заднебоковой панорамы над лобовым стеклом, доступный взору водителя.

Вид сверху этого варианта показан на фиг.12.

3. Расположение верхних зеркал над крышей транспортного средства.

Следующие варианты относятся к расположению системы зеркал для заднебоковой панорамы над крышей транспортного средства.

На фиг.13 представлен вариант расположения верхних зеркал для заднего и заднебокового обзора в торцевой части открытого верхнего люка 12. Дополнительные зеркала 9, отбрасывающие изображение задних и боковых пространств с верхних зеркал 8 на панорамное зеркало 10, располагаются позади и ниже верхних зеркал в толще крыши 2 или несколько выступая за ее пределы. Возможен вариант расположения дополнительных зеркал 9 в одном блоке с верхними зеркалами 8. Недостатком этого варианта является необходимость постоянно держать верхний люк открытым.

На фиг.14 представлен вариант расположения верхних зеркал 8 для обзора заднебоковых пространств на крыше впереди от прозрачного участка крыши 13. Дополнительные зеркала 9 могут располагаться кзади и ниже верхнего зеркала на крыше, в толще крыши или под прозрачной частью крыши с возможностью передачи изображения с верхних зеркал через прозрачный участок крыши 13 на нижнее панорамное зеркало 10. Возможен вариант расположения дополнительных зеркал 9 в одном блоке с верхними зеркалами 8 подобно варианту, изображенному на фиг.5. Над верхними и дополнительными зеркалами расположен прозрачный футляр 15.

На фиг.15 представлен вариант расположения дополнительных зеркал 9 позади заднего стекла 3 транспортного средства. В этом варианте верхние зеркала 8 можно располагать как в среднем, так и в заднем отделе крыши. От этого зависит объем изображения боковых пространств. Панорамное изображение заднего и боковых пространств отражается через дополнительные зеркала 9 на стандартном внутрисалонном зеркале заднего вида 11. Верхние зеркала 8 и дополнительные зеркала 9 желательно закрывать от непогоды прозрачным футляром 15.

Вид сверху этого варианта показан на фиг.16.

Предлагаемые варианты расположения зеркал создают условия для получения полной панорамы вокруг транспортных средств без «мертвых» зон, тем самым повышают безопасность дорожного движения. Отпадает необходимость в боковых зеркалах, увеличивающих габариты машины, отпадает необходимость в постоянных переводах взгляда с одного бокового зеркала на другое, при которых видна только одна сторона окружающего пространства.

Зеркала, расположенные над крышей, не имеют препятствий для полного обзора окружающих пространств и меньше подвержены загрязнению.

Учитывая все преимущества высокого расположения зеркал, в дальнейшем, в конструкции крыши транспортных средств может быть предусмотрен специальный обтекаемый прозрачный выступ для размещения верхней части зеркал для полноценного обзора окружающих пространств с дополнительными зеркалами, обеспечивающими отражение всей видимой панорамы на нижнее панорамное зеркало. В этом случае высоко расположенные зеркала будут иметь все преимущества внутрисалонного зеркала.

1. Система зеркал транспортного средства, включающая зеркала заднего, переднего и боковых видов, расположенные выше уровня крыши данного транспортного средства, способные отражать изображения заднего, переднего и боковых пространств для обзора водителем, отличающаяся тем, что отражающие просматриваемые пространства верхние зеркала расположены в верхнем отделе салона транспортного средства над вырезанным отверстием в крыше и защищены сверху прозрачным куполом, или - над лобовым стеклом или над крышей транспортного средства в прозрачном футляре с регулированием высоты расположения и углов наклона зеркал, при этом зеркало, видимое водителем, выполнено в виде панорамного зеркала, состоящего из двух отдельно видимых частей, из которых одна часть отражает панораму заднего и заднебоковых пространств, а другая - панораму переднего и переднебоковых пространств.

2. Система зеркал транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что в переднем отделе крыши транспортного средства имеется отверстие, герметично закрытое сверху прозрачным куполом, со встроенными под куполом верхними зеркалами, располагающимися выше уровня остальной части крыши и отражающими окружающую панораму на нижнее панорамное зеркало, видимое водителем, непосредственно или через дополнительные зеркала.

3. Система зеркал транспортного средства по п.2, отличающаяся тем, что в верхнем отделе салона транспортного средства над отверстием в крыше, герметично закрытом сверху прозрачным куполом, располагаются отражающие окружающую заднебоковую панораму зеркала, видимые водителем.

4. Система зеркал транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что верхние зеркала для переднебоковой панорамы расположены над лобовым стеклом транспортного средства, зеркала выполнены с возможностью регулирования по высоте и углу наклона дистанционно, а зеркала, отражающие изображение с верхних зеркал, расположены в поле зрения водителя с возможностью их открытия и закрытия или расположены вблизи поля зрения водителя.

5. Система зеркал транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что верхние зеркала для заднебоковой панорамы расположены над верхней частью лобового стекла транспортного средства вместе с зеркалами для переднебоковой панорамы или отдельно от них, зеркала выполнены с возможностью регулирования по высоте и углу наклона дистанционно, при этом изображение заднебоковой панорамы может быть видимо водителем или изображение передается на нижнее панорамное зеркало через дополнительные зеркала, расположенные или вблизи верхних зеркал или вблизи нижнего панорамного зеркала.

6. Система зеркал транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что верхние зеркала для заднебоковой панорамы расположены над крышей транспортного средства, выполнены с возможностью регулирования по высоте и углу наклона дистанционно, а дополнительные зеркала, отражающие изображение окружающих пространств с верхних зеркал на нижнее панорамное зеркало, расположены или вблизи верхних зеркал, или вблизи нижнего панорамного зеркала.

7. Система зеркал транспортного средства по п.6, отличающаяся тем, что участок крыши транспортного средства позади верхних зеркал заднебоковой панорамы прозрачен и пропускает без искажений изображение с верхних зеркал через дополнительные зеркала на нижнее панорамное зеркало, расположенное в удобном для водителя месте.

8. Система зеркал транспортного средства по п.6, отличающаяся тем, что в крыше транспортного средства имеется открытый люк со встроенными верхними зеркалами, отражающими окружающую панораму через дополнительные зеркала на нижнее панорамное зеркало, расположенное в удобном для водителя месте.

9. Система зеркал транспортного средства по п.6, отличающаяся тем, что дополнительные зеркала для отражения изображения заднебоковой панорамы расположены позади заднего стекла кабины транспортно средства с возможностью передачи изображения с верхних зеркал на внутреннее зеркало заднего вида.

10. Система зеркал транспортного средства по п.2, или 5, или 6, отличающаяся тем, что верхние зеркала заднебоковой панорамы расположены в одном блоке с дополнительными зеркалами.

11. Система зеркал транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что прозрачный купол или футляр оснащены солнцезащитным козырьком и системой вентиляции и обогрева.

12. Система зеркал транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что верхние зеркала заднего, переднего и боковых видов представляют собой набор плоских зеркал, или сферическое панорамное зеркало, или асферическое панорамное зеркало, или коническое зеркало.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству переднего обзора для автомобиля, которое дает изображение спереди от устройства, при этом указанное изображение может видеть водитель указанного транспортного средства.

Изобретение относится к оптическим наблюдательным устройствам автомобилей, в частности к зеркалам переднего вида. .

Изобретение относится к оптическим наблюдательным устройствам для использования в автомобилях и других транспортных средствах. .

Изобретение относится к автомобилестроению и касается создания оптических систем оценки дорожно-транспортной ситуации при маневрировании. .

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам для улучшения обзора окружающей обстановки, и предназначено для установки преимущественно на легковых автомобилях.

Изобретение относится к оптическим наблюдательным устройствам автомобилей, в частности к зеркалам переднего вида, и может быть применено для восприятия зрительной информации водителем о состоянии зон, не просматриваемых с места водителя автомобиля.

Изобретение относится к оптическим наблюдательным устройствам легковых автомобилей, в частности к зеркалам переднего вида и может быть применено для восприятия информации водителем легкового автомобиля с нетрадиционным расположением руля при маневре (обгоне), не выезжая с занимаемого ряда.

Изобретение относится к оптическим наблюдательным устройствам для использования в автомобилях и других транспортных средствах. .

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к зеркальным оптическим системам наблюдения за зоной, не просматриваемой с места водителя, и может быть использовано для повышения точности ориентирования зеркала обзора в пространстве относительно транспортного средства, при обеспечении наблюдения через зеркало за объектом контроля и для определения формы и размеров зеркала, обеспечивающих водителю наблюдение за объектами, требующими контроля, вне зоны прямой видимости.

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в конструкции автомобилей в качестве регулируемого зеркала заднего вида. .

Изобретение относится к автомобилестроению и касается конструкции автомобильных зеркал заднего вида. .

Изобретение относится к светотехнике, в частности к зеркалам для транспортных средств, и касается устройства заднего вида (обзора), преимущественно автомобилей. .

Изобретение относится к элементам транспортных средств, в частности к оборудованию, обеспечивающему обзор и автоматическую очистку стекла от различных атмосферных загрязнений /дождь, снег, иней, запотевание и т.д./, а также контроль качества этой чистки.

Изобретение относится к автомобилестроению. .

Группа изобретений относится к наблюдательным устройствам транспортных средств, а именно к способу контроля «слепой зоны» боковых зеркал движущегося впереди автомобиля. Согласно первому варианту способ включает определение наличия движущегося впереди по соседней полосе в попутном направлении транспортного средства с помощью видеокамеры, измерение расстояния до транспортного средства с расчетом положения «слепой зоны» его боковых зеркал и положения заднего транспортного средства относительно «слепой зоны», а также определение его типа и размеров, предупреждение об опасном сближении с помощью индикаторов, располагающихся на панели приборов, содействие в процессе управления транспортным средством путем снижения скорости автомобиля в случае, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по соседней полосе, начинает выполнять опасный маневр. Согласно второму варианту система контроля включает видеокамеру, ультразвуковые датчики и микроконтроллер. Ультразвуковые датчики, расположенные на переднем бампере автомобиля, определяют положение «слепой зоны» боковых зеркал движущегося впереди транспортного средства. Микроконтроллер выдает предупреждающие сигналы водителю о попадании транспортного средства в область «слепой зоны» впереди идущего транспортного средства. Достигается повышение безопасности дорожного движения за счет автоматического контроля состояния «слепой зоны» движущегося впереди транспортного средства. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх