Подвижный капот реверсора тяги и реверсор тяги с таким капотом



Подвижный капот реверсора тяги и реверсор тяги с таким капотом
Подвижный капот реверсора тяги и реверсор тяги с таким капотом

 


Владельцы патента RU 2465480:

ЭРСЕЛЬ (FR)

Подвижный капот реверсора тяги с решетками включает внутреннюю стенку с передней зоной, щиток и штангу. Щиток установлен с возможностью шарнирного поворота из положения, соответствующего режиму прямой тяги, в котором этот щиток находится напротив передней зоны, в положение, соответствующее режиму обратной тяги, в котором этот щиток отведен от передней зоны. Один из концов штанги соединен со щитком с обеспечением возможности приведения его в движение из одного из указанных положений во второе. Внутренняя стенка имеет в передней зоне участок, обеспечивающий возможность смещения указанного конца штанги за пределы его нормального положения, в случае аномальных смещений указанного конца штанги, без разрушения указанной внутренней стенки. Другое изобретение относится к реверсору тяги, снабженному указанным выше подвижным капотом. Изобретения позволяют повысить надежность работы реверсора тяги в нештатных ситуациях. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к подвижному капоту реверсора тяги и к реверсору тяги, снабженному таким подвижным капотом.

Из предшествующего уровня техники (например, из документа US-A-5927647) известен подвижный капот для решетчатого реверсора тяги, имеющий:

- внутреннюю стенку с передней зоной;

- по меньшей мере, один щиток, установленный с возможностью шарнирного поворота из положения, соответствующего режиму прямой тяги, в котором этот щиток находится напротив указанной передней зоны, в положение, соответствующее режиму обратной тяги, в котором этот щиток отведен от указанной передней зоны, и

- по меньшей мере, одну штангу, один из концов которой соединен с указанным щитком с обеспечением возможности приведения его в движение из одного из указанных положений во второе.

Второй конец штанги соединен с какой-либо неподвижной внутренней конструкцией реверсора тяги, при этом переход щитка из одного положения в другое происходит под действием скольжения подвижного капота относительно неподвижной конструкции реверсора.

Когда щиток находится в положении, соответствующем режиму прямой тяги, конец штанги, взаимодействующий со щитком, оказывается очень близко к передней зоне внутренней стенки подвижного капота.

Эта проблема нехватки пространства усугубляется еще более в реверсорах тяги, предназначенных для мощных двигателей, для которых конструкторы стремятся свести к минимуму радиальную толщину, отделяющую щиток от наружной стенки подвижного капота.

Поэтому в случае поломки одного из трубопроводов двигателя, когда реверсор тяги работает в режиме прямой тяги, может случиться так, что штанга будет претерпевать некоторое смещение наружу, что вызовет опасность пробоя внутренней стенки подвижного капота в ее передней зоне с последующими недопустимыми нарушениями действующих правил техники безопасности.

Кроме того, такое смещение штанги может произойти в особых аэронавигационных условиях, например, когда самолет поворачивается в полете и при этом возникают значительные перепады давления на периферии наружной зоны подвижных капотов реверсора тяги.

Цель изобретения состоит, в частности, в разработке такого реверсора тяги, в котором будет предотвращена опасность разрушений, вызываемых аномальными радиальными смещениями штанги относительно внутренней передней стенки подвижного капота. Таким образом, решается задача повышения надежности работы реверсоров тяги даже в нештатных режимах, обеспечивая, таким образом, повышение безопасности полетов в целом.

Для достижения указанной цели предложен подвижный капот для решетчатого реверсора тяги, имеющий:

- внутреннюю стенку с передней зоной,

- по меньшей мере, один щиток, установленный с возможностью шарнирного поворота из положения, соответствующего режиму прямой тяги, в котором этот щиток находится напротив указанной передней зоны, в положение, соответствующее режиму обратной тяги, в котором этот щиток отведен от указанной передней зоны, и

- по меньшей мере, одну штангу, один из концов которой соединен с указанным щитком с обеспечением возможности приведения его в движение из одного из указанных положений во второе,

отличающийся тем, что указанная внутренняя стенка имеет в указанной передней зоне участок, обеспечивающий возможность смещения указанного конца штанги за пределы его нормального положения без разрушения указанной внутренней стенки.

Благодаря наличию указанного участка удается контролировать влияние взаимодействия конца штанги с внутренней стенкой подвижного капота в случае аномальных смещений этого конца штанги, обусловленных, в частности, разрывом трубопровода двигателя или перепадами давления в тракте циркуляции свежего воздуха в реверсоре тяги.

Говоря другими словами, обеспечивается локальное сдерживание влияния указанного взаимодействия и тем самым предотвращается распространение этого влияния на всю конструкцию подвижного капота с возможными тяжелыми последствиями для функционирования двигателя, а значит, и всего самолета.

В соответствии с другими необязательными признаками предлагаемого подвижного капота

- указанный участок выполнен плавким; в этом случае конец штанги сможет пробить этот участок, когда штанга сместится в радиальном направлении за пределы своего нормального положения;

- указанный участок выполнен эластичным; в этом случае рассматриваемый участок смещается без его прокола под действием смещения штанги, благодаря чему предотвращаются утечки свежего воздуха, циркулирующего в соответствующем тракте;

- указанный участок выполнен выгнутым наружу от указанного подвижного капота; благодаря такой выгнутой форме удается сделать так, чтобы конец штанги заходил в объем, ограниченный передней зоной внутренней стенки подвижного капота в нормальном рабочем режиме, вследствие чего уменьшается радиальная толщина всего узла, образованного подвижным капотом и его щитком;

- между указанным концом штанги и указанным участком предусмотрен радиальный зазор; благодаря этому удается предотвратить взаимодействие между концом штанги и указанным участком в нормальном рабочем режиме.

Предметом изобретения является также решетчатый реверсор тяги, отличающийся тем, что он снабжен подвижным капотом типа, описанного выше.

В соответствии с одним из необязательных признаков в этом реверсоре тяги предусмотрен радиальный зазор между указанным участком и задней рамой указанных решеток; благодаря этому зазору удается предотвратить касание указанного участка с задней рамой решеток, когда подвижный капот скользит в направлении своего положения раскрытия.

Остальные признаки и преимущества изобретения явствуют из нижеследующего описания, приводимого со ссылками на приложенные чертежи, где:

- фиг.1 представляет собой осевой разрез реверсора тяги согласно изобретению в положении, соответствующем режиму прямой тяги;

- фиг.2 - детальный вид зоны II по фиг.1.

Как видно на фиг.1, предлагаемый реверсор тяги снабжен подвижным капотом 1, имеющим наружную стенку 3 и внутреннюю стенку 5.

Внутренняя стенка 5 ограничивает тракт 7 циркуляции холодного воздушного потока с неподвижной внутренней стенкой 9.

В процессе работы в режиме прямой тяги свежий воздух циркулирует в тракте 7 в направлении, показанном стрелкой 11.

Как и во всех подобных известных системах, имеется щиток 13, установленный с возможностью шарнирного поворота на подвижном капоте 1 вокруг оси 15 из положения, соответствующего режиму прямой тяги, показанного на фиг.1, в котором этот щиток находится напротив передней зоны 17 внутренней стенки 5 подвижного капота 1, в положение, соответствующее режиму обратной тяги (не показано), в котором этот щиток перекрывает тракт 7 циркуляции свежего воздуха, обеспечивая тем самым отклонение этого свежего воздуха через решетки 19 реверсора тяги в направлении, показанном стрелкой 21.

Переход щитка 13 из положения, соответствующего режиму прямой тяги, в положение, соответствующее режиму обратной тяги, происходит под действием штанги 23, один из концов 25 которой смонтирован с возможностью шарнирного поворота на этом щитке, тогда как другой ее конец 27 может шарнирно поворачиваться на неподвижной внутренней конструкции 9.

Усилие растяжения, оказываемое штангой 23 на щиток 13, в результате чего этот последний переходит из положения, соответствующего режиму прямой тяги, в положение, соответствующее режиму обратной тяги, вызывается скольжением подвижного капота 3 под действием, по меньшей мере, одного силового цилиндра 29 из положения, показанного на фиг.1, в положение, смещенное вправо по чертежу, в каковом положении этот подвижный капот приоткрывает решетки 19, давая возможность выхода обратному потоку 21 свежего воздуха.

Как более четко видно на фиг.2, передняя зона 17 внутренней стенки 5 подвижного капота 1 имеет участок 31, выгнутый в направлении наружу от реверсора тяги, то есть вверх, если смотреть на чертеж.

Этот выгнутый участок 31 получают формированием отверстия в стенке передней зоны 17 и перекрытием этого отверстия посредством наложения какой-нибудь выгнутой детали.

Указанную выгнутую деталь можно изготовить либо из того же материала, что и используемый для остальной части стенки, образующей переднюю зону 17, либо из какого-либо другого материала.

В соответствии с первым вариантом выгнутый участок 31 может быть сформирован из такого материала, который может деформироваться под действием давления, оказываемого на него концом 25 штанги 23 при смещении этой последней наружу от реверсора тяги из положения, показанного на фиг.1.

Один из способов изготовления такой плавкой детали заключается в том, чтобы выполнить ее центральный участок 33 с некоторым уменьшением толщины по сравнению с толщиной ее крайнего участка 35.

В соответствии с другим вариантом можно выполнить участок 31 из какого-нибудь эластичного материала, то есть такого, который не поддается под действием радиального смещения штанги 23 наружу.

В случае выполнения выгнутой детали 31 плавкой ее можно изготовить, например, из какого-нибудь металлического сплава или композитного материала.

Если же указанная выгнутая деталь выполняется эластичной, ее можно изготовить, например, из соответствующего полимера.

Совершенно очевидно, что между концом 25 штанги 23 и низом выгнутого участка 31 предусмотрен радиальный зазор J1, с тем чтобы в нормальном рабочем режиме этот конец штанги не взаимодействовал с указанным выгнутым участком.

Предусмотрен также радиальный зазор J2 между низом выгнутого участка 31 и задней рамой 37 решеток 19, в результате чего при скольжении подвижного капота 1 из положения, соответствующего режиму прямой тяги, в положение, соответствующее режиму обратной тяги, этот участок не будет взаимодействовать с указанной задней рамой решеток.

Преимущества описанного реверсора тяги непосредственно следуют из высказанных ранее соображений.

Так, благодаря выполнению участка 31 плавким или эластичным удается сделать так, чтобы в случае аномальной величины радиального смещения штанги 23 наружу от реверсора тяги в режиме прямой тяги, показанном на фиг.1, эта штанга прокалывала участок 31, если он выполнен плавким, или смещала его наружу от реверсора тяги, если этот участок выполнен эластичным, без разрушения при этом стенки, образующей переднюю зону 17 подвижного капота 1.

Иначе говоря, создается возможность для локального разрушения или деформирования указанной стенки, благодаря чему удается предотвратить полное разрушение внутренней стенки 5 подвижного капота и даже всей конструкции этого капота, а значит, и всего реверсора тяги.

Разумеется, изобретение никоим образом не ограничивается описанными выше и проиллюстрированными на чертежах вариантами осуществления, которые были приведены лишь в качестве примеров.

Так, например, можно вместо выгнутого участка 31 предусмотреть обыкновенную крышку, которая была бы расположена, по существу, в плоскости стенки передней зоны 17.

Следует, однако, иметь в виду, что этот вариант не дает столь ощутимых преимуществ, как описанный выше.

Дело в том, что при использовании рассмотренного ранее варианта, вследствие захода штанги 23 в объем, ограниченный стенкой передней зоны 17, удается получить меньшую суммарную радиальную толщину подвижного капота 1 и его щитка 13, что дает особые преимущества при работе с реверсорами тяги, предназначенными для мощных двигателей, когда радиальные размеры имеют решающее значение.

1. Подвижный капот (1) для реверсора тяги с решетками (19), имеющий:
- внутреннюю стенку (5) с передней зоной (17),
- по меньшей мере, один щиток (13), установленный с возможностью шарнирного поворота из положения, соответствующего режиму прямой тяги (11), в котором этот щиток (13) находится напротив указанной передней зоны (17), в положение, соответствующее режиму обратной тяги (21), в котором этот щиток отведен от указанной передней зоны (17), и
- по меньшей мере, одну штангу (23), один из концов (25) которой соединен с указанным щитком (13) с обеспечением возможности приведения его в движение из одного из указанных положений во второе, отличающийся тем, что указанная внутренняя стенка (5) имеет в указанной передней зоне (17) участок (31), обеспечивающий возможность смещения указанного конца (25) штанги за пределы его нормального положения, в случае аномальных смещений указанного конца штанги, без разрушения указанной внутренней стенки (5).

2. Капот (1) по п.1, отличающийся тем, что указанный участок (31) выполнен из материала, который может деформироваться под действием давления.

3. Капот (1) по п.1 или 2, отличающийся тем, что указанный участок (31) выполнен эластичным.

4. Капот (1) по п.1 или 2, отличающийся тем, что указанный участок (31) выполнен выгнутым наружу от указанного подвижного капота (1).

5. Капот (1) по п.4, отличающийся тем, что между указанным концом (25) штанги и указанным участком (31) предусмотрен радиальный зазор (J1).

6. Реверсор тяги с решетками (29), отличающийся тем, что он снабжен подвижным капотом (1) по любому из предшествующих пунктов.

7. Реверсор тяги по п.6, отличающийся тем, что в нем предусмотрен радиальный зазор (J2) между указанным участком (31) и задней рамой (37) указанных решеток (19).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гондоле реактивного двигателя летательного аппарата с высокой степенью разрежения, в которой по продольной оси установлен реактивный двигатель.

Изобретение относится к реверсору тяги для турбореактивного двигателя. .

Изобретение относится к реверсору тяги для турбореактивного двигателя. .

Изобретение относится к решетчатым реверсорам тяги для турбореактивного двигателя (ТРД), а именно к так называемым решетчатым реверсорам тяги естественного блокирования.

Изобретение относится к реверсивным устройствам наружного контура газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к гондоле для двухконтурного турбореактивного двигателя с высокой степенью двухконтурности, содержащей внутренний канал, по которому протекает создаваемый турбореактивным двигателем вторичный поток, и имеющей наружный корпус, оснащенный реверсором тяги.

Изобретение относится к области электротехники и энергетики, в частности к приводам для телескопических линейных исполнительных механизмов двойного действия, предназначенных для перемещения первой и второй деталей относительно неподвижной детали, причем указанные три детали относятся, в частности, к реверсору тяги для гондолы турбореактивного двигателя

Изобретение относится к гондоле реактивного двигателя летательного аппарата с высокой степенью двухконтурности, в которой установлен реактивный двигатель с продольной осью

Изобретение относится к турбореактивным двухконтурным двигателям и может быть использовано в авиационной промышленности

Изобретение относится к капоту решетчатого реверсора тяги, снабженному уплотнением для отклоняющей кромки

Изобретение относится к реверсивным устройствам турбореактивных двигателей. Гондола двигателя содержит переднюю секцию воздухозаборника, среднюю секцию и заднюю секцию, снабженную системой реверса тяги. Система реверса тяги содержит средства отклонения части воздушного потока турбореактивного двигателя, капоты (12), установленные с возможностью поступательного перемещения по направляющему рельсу (15) в направлении, параллельном продольной оси гондолы, и внутреннюю систему блокировки капота (12), содержащую первичный и третичный замки. Подвижный капот (12) выполнен с возможностью переходить из положения закрытия, в котором он перекрывает средства отклонения, в положение раскрытия, в котором он раскрывает в гондоле канал, открывая указанные средства отклонения. Задняя секция снабжена штырем (18) механической блокировки, установленным с возможностью перемещения по неподвижной конструкции задней секции в зоне направляющего рельса из убранного положения, в котором указанный штырь отодвинут от траектории перемещения рельса, обеспечивая возможность поступательного перемещения подвижного капота, во введенное положение, в котором он образует упор, препятствующий скольжению подвижного капота в направлении задней части гондолы. Обеспечивается блокировка капота в полете в случае повреждения внутренних систем блокирования. 9 з.п. ф-лы, 6 ил.

Реверсор тяги содержит две полуконструкции, включающие верхний и нижний брусья и переднюю полураму, закрепленную на брусьях. Брус реверсора тяги имеет встроенную часть, образующую кожух, и выполнен с возможностью установки в переднюю полураму реверсора тяги и закрепления на ней. На стенках встроенной части бруса выполнены два ряда отверстий, в которые входят органы крепления этих стенок на передней полураме. Передняя полурама на своем конце имеет два ряда отверстий, предназначенных для вхождения в них органов крепления этого конца на стенках кожуха бруса. Изобретения позволяют упростить конструкцию реверсора тяги и обеспечить оптимальное распределение усилий между передней полурамой и связанными с ней кожухами. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к гондоле для двигателя летательного аппарата. Гондола содержит передний обтекатель (13) и задний обтекатель (1а). Задний обтекатель (1а) установлен с возможностью смещения между верхним по потоку положением, соответствующим уменьшенному поперечному сечению сопла (9), и нижним по потоку положением, соответствующим увеличенному поперечному сечению сопла (9). Гондола также содержит промежуточный элемент (25), расположенный встык с указанным передним обтекателем (13) и ограничивающий собой полость (27), принимающую в себя верхний но потоку край (11) указанного заднего обтекателя (1а), когда данный обтекатель находится в своем верхнем по потоку положении. Указанный промежуточный элемент (25) содержит опору (29), удерживающую приводные средства (7), в частности, средства приведения в движение указанного заднего обтекателя (1а). Передний обтекатель (13) снабжен средствами (39) упрочнения, расположенными сразу за зоной (35) вверх по потоку. Полость (27) имеет радиально внутренний край, который образует наклонный участок (31) для верхнего по потоку края (11) указанного заднего обтекателя (1а). Исключается возможность блокировки смещения наружной стенки (1а) относительно обтекателя (13). 16 з.п. ф-лы, 18 ил.
Наверх