Способ прокладки подземного трубопровода

Изобретение относится к строительству трубопроводов на обводненных и болотистых участках трассы. Способ включает раскопку траншеи, укладку в траншею трубопровода, перекрытие его, дна, боковых поверхностей и берм траншеи гибкими коврами с образованием боковых карманов, засыпку их и верха трубопровода грунтом, перекрытие грунта продольными участками ковров и окончательную засыпку траншеи с образованием наружного валика. Один из двух боковых карманов каждого ковра выполняют с провисанием над дном траншеи. У смежных развернутых ковров карманы с провисанием располагают в шахматном порядке относительно оси трубопровода. При этом каждый ковер со стороны провисающего кармана сначала фиксируют от сдвига на берме траншеи грунтовой насыпью, затем засыпают противоположный карман до верха трубопровода, препятствуя сдвигу ковра по его поверхности частичной засыпкой провисающего кармана, а затем продолжают его засыпку и засыпку траншеи в целом. Расчетную длину участка ковра, образующего провисающий карман, определяют в зависимости от модуля упругости и прочности при растяжении материала ковра, в качестве которого используется геотекстильное полотно. Технический результат: надежное закрепление трубопровода в условиях обводненного грунта без дополнительных затрат труда и материалов. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при прокладке подземного трубопровода на обводненных и болотистых участках трассы.

Известен способ прокладки подземного трубопровода, включающий отрывку траншеи, укладку трубопровода, перекрытие его стенок и берм траншеи гибким полотнищем с образованием по обе стороны от трубопровода протяженных «карманов», обратную засыпку траншеи с созданием насыпного валика, при этом под «карманами» предварительно выполняют подсыпку грунта на высоту до середины уложенного трубопровода (см. авт. свид. СССР №1404737, МПК6 F16L 1/028, опубл. 23.06.1988).

Недостаток данного способа состоит в том, что не рационально используется балластирующая способность грунта, засыпаемого в карманы. В начальный период всплытия трубопровода, когда балластирующая нагрузка грунта, расположенного над трубопроводом, недостаточна для удержания его на дне траншеи в проектном положении, засыпка, расположенная в карманах, не сразу создает необходимое сопротивление подъему трубопровода, так как гибкие ковры обладают высокой эластичностью при растяжении, и только при значительном всплытии трубопровода проявляется балластирующий эффект грунта в карманах. Однако трубопровод к этому моменту уже теряет свое устойчивое положение, при этом возрастает эффект воздействия сжимающей нагрузки на искривленный участок трубопровода, ускоряющий его всплытие. Кроме того, грунт, засыпанный под карманы, вообще не создает балластирующей нагрузки.

Прототипом к заявляемому способу является способ прокладки подземного трубопровода, включающий отрывку траншеи, укладку трубопровода, навеску на него «карманов» путем перекрытия берм, стенок и дна траншеи гибким прокладочным материалом, совмещенную засыпку «карманов» и траншеи балластирующим материалом (см. авт. свид. СССР №1041789, МПК6 F16L 1/028, опубл. 15.09.1983).

Недостатки способа по прототипу связаны, как и в предыдущем способе, с запоздалым подключением грунта в «карманах» в качестве балласта. Кроме того, отсутствие операции перекрытия балласта продольными участками прокладочного материала снижает надежность балластировки.

Кроме недостатков, описанных выше, указанные способы имеют еще один существенный недостаток, а именно пониженный уровень продольного защемления протяженного трубопровода в грунте. Строительство трубопроводов на болотистых и обводненных территориях ведется в зимний сезон при низкой температуре воздуха, достигающей минус 40°С. После прокладки и засыпки трубопровода по мере повышения его температуры возрастает продольная сжимающая сила, вызывающая повышенные продольно-поперечные перемещения трубопровода, причем величина этих перемещений впрямую зависит от степени защемления трубопровода в грунте или, что то же самое, от сопротивления грунта этим перемещениям.

Недостаточное сопротивление грунта засыпки может существенно снизить уровень критического сжимающего усилия, например ниже уровня действующего эквивалентного усилия в трубопроводе, и тогда при оттаивании всего объема грунта участок трубопровода может потерять устойчивость до начала эксплуатации или в ее процессе.

Задачей изобретения является создание способа прокладки подземного трубопровода, обеспечивающего более высокий уровень его устойчивости путем увеличения сопротивления среды, окружающей трубопровод.

Техническим результатом при осуществлении способа, сущность которого основана на заявленном изобретении, является надежное закрепление трубопровода в условиях обводненного грунта без дополнительных затрат труда и материалов.

Поставленная задача в способе прокладки подземного трубопровода, заключающегося в раскопке траншеи, укладке в траншею трубопровода, перекрытии его, дна, боковых поверхностей и берм траншеи гибкими коврами с образованием боковых карманов, засыпке их и верха трубопровода грунтом, перекрытии грунта продольными участками ковров и окончательной засыпке траншеи с образованием наружного валика, решается тем, что один из двух боковых карманов каждого ковра выполняют с провисанием над дном траншеи, а у смежных развернутых ковров карманы с провисанием располагают в шахматном порядке относительно оси трубопровода, при этом каждый ковер со стороны провисающего кармана сначала фиксируют от сдвига на берме траншеи грунтовой насыпью, затем засыпают противоположный карман до верха трубопровода, препятствуя сдвигу ковра по его поверхности частичной засыпкой провисающего кармана, а затем продолжая его засыпку и засыпку траншеи в целом. При этом расчетную длину участка ковра, образующего провисающий карман, определяют в зависимости от модуля упругости и прочности при растяжении материала ковра. В качестве гибкого коврового материала используют геотекстильное полотно.

Способ поясняется с помощью фиг.1-4. На фиг.1 представлен вид сверху на траншею с трубопроводом, развернутыми коврами, зафиксированными грунтовой насыпью на берме траншеи со стороны кармана с провисающим гибким ковром, до засыпки траншеи. На фиг.2 изображено поперечное сечение траншеи с трубопроводом и развернутым и частично засыпанным ковром. На фиг.3 - то же после окончательной засыпки трубопровода. На фиг.4 представлена расчетная схема определения усилий воздействия засыпки на трубопровод.

Заявленный способ реализуют следующим образом.

На дно подготовленной траншеи 1 укладывают трубопровод 2, перекрывают его, бермы 3, боковые стенки 4 и дно 5 (донные участки) траншей гибким ковром 6 с образованием боковых карманов 7, 8, причем с одной стороны трубопровода гибкий ковер 6 в кармане 7 прилегает к дну 5 траншеи, а с другой стороны трубопровода 2 гибкий ковер 6 в боковом кармане 8 расчетной длины провисает над дном 5 траншеи. Каждый последующий гибкий ковер 9, 10 укладывают аналогично, но с обратным расположением боковых карманов 7, 8 относительно трубопровода 2. Участки гибких ковров 6, 9, 10, расположенные на бермах траншей, фиксируют от сдвига грунтовыми насыпями 11 со стороны расположения карманов 8 с провисанием гибких ковров 6, 9, 10. Засыпают грунтом 12 из отвала (не показан) боковые карманы 7, одновременно компенсируя сдвиг ковра 6 частичной засыпкой 13 провисающего кармана 8, затем продолжают засыпку провисающих боковых карманов 8 и траншеи в целом до расчетного количества грунта 12, используя также грунт насыпей 11. После этого перекрывают засыпку (грунт 12) продольными участками 14 ковров и производят окончательную засыпку грунта из отвала с образованием наружного валика 15. Длину провисающего участка ковра 6 определяют исходя из модуля упругости и прочности при растяжении материала ковра после засыпки траншеи.

Преимущество изобретения по сравнению с прототипом проявляется в следующем. В процессе засыпки карманов с провисающими гибкими коврами падающий грунт натягивает ковры расчетными усилиями до момента прилегания ковров к дну траншеи. Усилия натяжения, воздействующие на трубопровод, прижимают его к дну траншеи совместно с весовой нагрузкой грунта, расположенного над трубопроводом в проекции на его диаметр. Кроме того, часть усилия натяжения, направленная горизонтально на боковую поверхность трубопровода, увеличивает защемление его грунтом, причем эти усилия воздействуют в шахматном порядке на трубопровод, не давая ему сдвинуться в горизонтальной плоскости к одной из стенок траншеи. Таким образом, за счет активного воздействия грунта на боковые карманы провисающих ковров реализуются дополнительные усилия прижатия трубопровода к дну траншеи и дополнительное защемление трубопровода в продольном направлении, что, в конечном счете, увеличивает устойчивость положения трубопровода, предотвращая его искривление и всплытие при воздействии архимедовой силы и продольного сжимающего усилия.

Пример.

Определить эффект изобретения по вертикальной балластирующей нагрузке и усилию защемления трубопровода диаметром 1420 мм в продольном направлении в условиях полного обводнения траншеи.

Материал ковра - геотекстильный материал (ГТМ) КМ-1 марки 450 производства ООО «Веротекс», г.Москва (СТО Газпром 2-2.2-076-2006 Методические указания по применению геотекстильных материалов с учетом их функционального назначения при проектировании и строительстве газопроводов. - Введ. 02.10.2006. - М.: ОАО «Газпром», ООО «ВНИИГАЗ», ООО «ИРЦ Газпром», 2006. - 32 с.). Балластирующий материал - грунт, вынутый из траншеи, представляющий собой песок средней крупности.

Исходные данные: разрывная нагрузка полотна qрн=19,6 кН/м; удлинение при разрыве εрн=90%, удлинение при нагрузке, составляющей 25% от разрывной, εдоп=32%, толщина полотна δпол=4,5 мм; удельный вес песка во взвешенном состоянии (в воде) γвзв=6 кН/м3; размеры траншеи прямоугольного сечения: глубина Н=2,42 м, ширина В=2,82 м.

Силы трения полотна по трубопроводу и боковым стенкам траншеи при засыпке грунта не учитывают в силу того, что трение компенсируется динамической нагрузкой падающего грунта засыпки, а расчет ведется для условий статических весовых нагрузок. Начальную длину провисающего участка ковра l0=laced определяют расчетом исходя из того, чтобы после засыпки данного бокового кармана растянутый участок ковра конечной длиной lk занял положение aa1b1ed:

где [σ] - допускаемые напряжения в ковре; Епол - модуль упругости материала ковра (полотна ГТМ).

Отношение ([σ]/Епол) равно допустимой деформации εдоп ковра. Участок полотна l0=laced принят закрепленным в точках a, d. До засыпки левого кармана полотно в нем свободно провисает до нижней точки с, касаясь боковой стенки траншеи и облегая поверхность трубы на четверти ее окружности (участок ed). Правый карман засыпан грунтом, который неподвижно защемляет полотно от точки d и далее вправо-вниз. При засыпке левого кармана блоком грунта массой mк (условно для простоты принятым прямоугольного сечения abb1a1) сила веса блока Gк растягивает полотно ГТМ на величину допустимой деформации εдоп=32% из положения aced в положение aa1b1ed. Подставляя значения εдоп=0,32 и lk=Н+a1b1+0,25πDн при следующих исходных данных: Н=2,42 м, a1b1=0,7 м, Dн=1,42 м в формулу (1), получаем l0=4,24/1,32=3,21 м.

После засыпки на участке ed поверхности трубы возникает распределенное усилие q, вызванное растягивающими усилиями N, равнодействующей которых является сила Q, направленная под углом 45° к вертикальной оси траншеи. Вертикальная составляющая силы Q, равная силе N, дополняет балластирующую нагрузку блока грунта debb1e1, расположенного на трубопроводе, а горизонтальная составляющая, также равная силе N, дополняет нагрузку защемления трубопровода в продольном направлении.

Расчеты усилий выполняем для единичной длины трубопровода L0=1 м.

Определяем модуль упругости Епол полотна ГТМ по формуле:

Усилие, необходимое для растяжения полотна на величину εдоп=0,32 (32%), определяют по формуле:

где Fпол=2δпол-L0 - площадь поперечного сечения полотна, растягиваемого силой N.

Подставляя (3) в (2), получаем:

При заданных qрн=19,6 кН/м, L0=1 м получим N=9,8 кН.

Для того чтобы полотно заняло контур траншеи по линии aa1b1ed, должно быть выполнено условие:

где Gkвзв·Н·rн·L0 - вес грунта, Н; rн - ширина бокового кармана (радиус трубы).

Подставляя данные в (5), получим Gк=6·2,82·0,7·1=11,8 кН. Таким образом, условие (5) выполняется, поэтому часть веса Gк используется для натяжения полотна (9,8 кН), а оставшаяся часть (11,8-9,8=2 кН) уравновешивается реакцией дна траншеи (на фиг.4 не показана).

Определим балластирующую нагрузку qГТМ (удерживающую способность) грунта с ГТМ по общепринятой методике (ВСН 39-1.9-003-98. Конструкции и способы балластировки и закрепления подземных газопроводов. Введ. 01.01.99. - ИРЦ Газпром. - М.: 1998. - 52 с.) и данному изобретению. В соответствии с указанной методикой величина q1 определяется с учетом сгр=0 для песка и hв=0 для полного обводнения по формуле:

где nгр - коэффициент надежности по грунту, равный 1,2; γп - коэффициент надежности по назначению, равный 1,2; γгр - угол внутреннего трения грунта, равный 25°.

Подставляя данные в (6), получим q1ГТМ=15,3 кН/м.

Из формулы (6) видно, что в расчет не принимается масса грунта, приходящаяся на карманы ковров.

Если использовать для балластировки заявляемый способ, то следует учесть вертикальную проекцию силы Q, равную N, тогда формула для балластирующей нагрузки q2ГТМ будет иметь вид:

Подставляя в (7) q1ГТМ=15,3 кН, N=9,8 кН, получим q2ГТМ=25,1 кН.

Таким образом, балластирующий эффект возрос в 25,1/15,3=1,64 раза или на 64%.

Теперь рассмотрим защемляющий эффект грунта при использовании данного способа прокладки.

Величину предельного сопротивления грунта сдвигу tпр1 в продольном направлении определяем по формуле из справочника (Айнбиндер А.Б., Камерштейн А.Г. Расчет магистральных трубопроводов на прочность и устойчивость. / Справочное пособие. - М.: Недра, 1982. - 344 с.) без учета сил сцепления (сгр=0) для песка:

где qтр - вес трубопровода; γгрвзв - удельный вес грунта во взвешенном состоянии; сh=0,4 - безразмерный коэффициент.

Значение qтр=5900 Н/м для трубы сечением 1420×17,0 мм.

Подставляя данные в (8), получим tпр1=16,9 кН/м.

При использовании изобретения к полученной нагрузке добавится горизонтальная проекция силы Q, равная N, т.е.

Подставляя данные в (9), получим tпр2=26,7 Н/м.

Таким образом, значение сопротивления продольному перемещению увеличится в 1,58 раза или на 58%.

В результате использования данного изобретения при прокладке подземного трубопровода с использованием в качестве балластирующего средства геотекстильного материала резко возрастают эффективность балластировки и устойчивость газопровода, проложенного в обводненном грунте.

1. Способ прокладки подземного трубопровода, заключающийся в раскопке траншеи, укладке в траншею трубопровода, перекрытии его, дна, боковых поверхностей и берм траншеи гибкими коврами с образованием боковых карманов, засыпке их и верха трубопровода грунтом, перекрытии грунта продольными участками ковров, и окончательной засыпке траншеи с образованием наружного валика, отличающийся тем, что один из двух боковых карманов каждого ковра выполняют с провисанием над дном траншеи, а у смежных развернутых ковров карманы с провисанием располагают в шахматном порядке относительно оси трубопровода, при этом каждый ковер со стороны провисающего кармана сначала фиксируют от сдвига на берме траншеи грунтовой насыпью, затем засыпают противоположный карман до верха трубопровода, препятствуя сдвигу ковра по его поверхности частичной засыпкой провисающего кармана, а затем продолжая его засыпку и засыпку траншеи в целом, при этом расчетную длину участка ковра, образующего провисающий карман, определяют в зависимости от модуля упругости и прочности при растяжении материала ковра.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве материала гибкого ковра используют геотекстильное полотно.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. .

Изобретение относится к строительству трубопроводов. .

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при прокладке нефте- и газопроводов, а также трубопроводов для транспортирования гидросмесей в условиях заболоченной местности.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при прокладке нефте- и газопроводов, а также трубопроводов для транспортирования гидросмесей в условиях заболоченной местности.

Изобретение относится к строительству и используется для балластировки минеральным грунтом подземных трубопроводов диаметром 130-1600 мм. .

Изобретение относится к области бестраншейной прокладки трубопроводов методом задавливания. .

Изобретение относится к строительству, в частности к конструкциям оснований грунтовых площадок, и может быть использовано при строительстве магистральных трубопроводов, при быстром возведении дорог, аэродромов, площадочных объектов, укреплении береговой полосы и различных откосов.

Изобретение относится к магистральному транспорту жидкости, преимущественно газонасыщенных нефтей, нестабильного газового конденсата, и может быть использовано при ремонте магистральных трубопроводов, уложенных на дне водоемов.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. .

Изобретение относится к строительству трубопроводов. .

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при прокладке нефте- и газопроводов, а также трубопроводов для транспортирования гидросмесей в условиях заболоченной местности.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при прокладке нефте- и газопроводов, а также трубопроводов для транспортирования гидросмесей в условиях заболоченной местности.

Изобретение относится к строительству и используется для балластировки минеральным грунтом подземных трубопроводов диаметром 130-1600 мм. .

Изобретение относится к области бестраншейной прокладки трубопроводов методом задавливания. .

Изобретение относится к строительству, в частности к конструкциям оснований грунтовых площадок, и может быть использовано при строительстве магистральных трубопроводов, при быстром возведении дорог, аэродромов, площадочных объектов, укреплении береговой полосы и различных откосов.

Изобретение относится к магистральному транспорту жидкости, преимущественно газонасыщенных нефтей, нестабильного газового конденсата, и может быть использовано при ремонте магистральных трубопроводов, уложенных на дне водоемов.

Изобретение относится к ремонту трубопроводов для подводной добычи углеводородов и предназначено для ликвидации бесконтрольного вытекания нефти из разрушенной трубы

Изобретение относится к строительству трубопроводов на обводненных и болотистых участках трассы

Наверх