Подшипник скольжения с регулируемыми установочными сухарями
Владельцы патента RU 2468264:
Открытое акционерное общество "Дальневосточный завод энергетического машиностроения" (RU)
Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в компрессорах, турбинах, насосах и других устройствах с вращающимися валами, преимущественно в неразъемных подшипниковых камерах. Подшипник скольжения содержит корпус с продольными пазами и установленными в пазах сухарями. Продольные пазы выполнены наклонными, а установленные в них с возможностью перемещения сухари имеют форму клина и снабжены механизмом перемещения и фиксации. Клиновая поверхность сухарей взаимодействует с наклонной поверхностью наклонных пазов, а противолежащая ей цилиндрическая поверхность взаимодействует с внутренней поверхностью расточки корпуса подшипниковой камеры. Три нижних сухаря служат для центровки подшипника, а верхний - для обеспечения необходимого натяга корпуса подшипника в расточке корпуса подшипниковой камеры. Технический результат: расширение технических возможностей, упрощение центровки и создание натяга подшипника в неразъемных подшипниковых камерах, а также снижение трудоемкости при проведении монтажных работ. 2 ил.
Техническое решение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в компрессорах, турбинах, насосах и других устройствах с вращающимися валами, преимущественно в неразъемных подшипниковых камерах.
Известна конструкция опорного подшипника с самоустанавливающимися подушками, к корпусу которого привинчивают установочные сухари с набором разнотолщинных регулировочных прокладок. Три сухаря нижней половины служат для центровки, а верхний - для обеспечения натяга корпуса подшипника в расточке подшипниковой камеры турбомашины [1, 2].
Недостаток указанной конструкции заключается в том, что наличие сухарей и прокладок под ними в корпусе подшипника усложняет установку корпуса подшипника в подшипниковую камеру, при центровке которого необходимо несколько раз демонтировать подшипник из подшипниковой камеры для подбора необходимого комплекта прокладок под сухари, а для осуществления натяга корпуса подшипника необходима охватывающая прижимная крышка или бугель, что практически невозможно осуществить в неразъемных подшипниковых камерах. Кроме того, для проведения такой регулировки требуется высокая квалификация слесаря-сборщика.
Техническим результатом является расширение технических возможностей, упрощение центровки и создания натяга подшипника в неразъемных подшипниковых камерах, а также снижение трудоемкости при проведении монтажных работ.
Технический результат достигается тем, что на корпусе подшипника выполнены продольные наклонные пазы, в которые с возможностью перемещения установлены сухари, имеющие форму клина, клиновая поверхность которых взаимодействует с наклонной поверхностью паза, а противолежащая ей цилиндрическая поверхность взаимодействует с поверхностью расточки подшипниковой камеры. При перемещении трех нижних сухарей по выполненным в корпусе наклонным пазам подшипник смещают в вертикальном и горизонтальном направлениях относительно оси установки ротора, а при помощи верхнего сухаря осуществляют необходимый натяг подшипника в корпусе подшипниковой камеры.
На фиг.1 изображен подшипник скольжения с регулируемыми установочными сухарями - вид спереди; на фиг.2 - продольный разрез А-А по фиг.1.
Заявляемое конструктивное решение позволяет устанавливать подшипники в неразъемные подшипниковые камеры, осуществлять центровку подшипников без их демонтажа из подшипниковой камеры, обеспечивать необходимый натяг подшипника и снизить трудоемкость при проведении монтажных работ.
Корпус подшипника устанавливают в расточку подшипниковой камеры 1. Осевое перемещение корпуса подшипника ограничивают упорным буртом "а" или иным известным способом. На наружной поверхности корпуса 2 подшипника выполнены продольные наклонные пазы "б". Сухари 3 выполнены в виде клиньев и имеют клиновую поверхность и противолежащую ей цилиндрическую поверхность. Клиновая поверхность сухаря 3 взаимодействует с наклонной поверхностью паза "б" корпуса, а цилиндрическая поверхность взаимодействует с поверхностью расточки подшипниковой камеры. Сухари 3 снабжены механизмом 4 (например, винт - гайка, контргайка), обеспечивающим их перемещение относительно корпуса 2 подшипника и фиксацию в нужном положении. При перемещении сухарей в аксиальном направлении, осуществляемом с помощью механизма 4, их цилиндрические поверхности упираются в цилиндрическую поверхность расточки корпуса 2 подшипниковой камеры, что исключает их радиальное перемещение, а клиновые поверхности через наклонные пазы на корпусе 2 смещают корпус в необходимом направлении.
Центрирование проводят следующим образом.
Проводят проверку соосности установки подшипника относительно оси ротора путем измерения радиального зазора между шейкой ротора и опорных поверхностей подушек в местах расположения каждого из трех нижних установочных сухарей. Измерение проводят, например, с помощью набора радиусных щупов. На основании проведенных измерений определяют направление перемещения корпуса подшипника относительно оси шейки ротора. Центрирование подшипника считается законченным при достижении равномерного радиального зазора между шейкой ротора и опорными поверхностями подушек. Установочные сухари фиксируют в пазах корпуса 2 подшипника, а верхним сухарем создают необходимый натяг корпуса 2 подшипника в расточке 1 подшипниковой камеры.
Источники информации
1. Максимов В.А., Баткис Г.С. Высокоскоростные опоры скольжения гидродинамического трения.
Казань: изд-во "Фэн", 2004, с.232-233, рис.3,86.
2. СТП26-05-02-203-73 "Подшипники скольжения. Типы, конструкция, основные размеры и параметры" ЗАО "НИИтурбокомпрессор им.В.Б.Шнеппа".
3. Описание изобретения к авторскому свидетельству СССР №1786886.
4. Описание изобретения к патенту РФ №2129678.
Подшипник скольжения с регулируемыми установочными сухарями, содержащий корпус с продольными пазами и установленными в пазах сухарями, отличающийся тем, что продольные пазы выполнены наклонными, а установленные в них сухари выполнены в виде клиньев, содержащих клиновую поверхность, взаимодействующую с продольными наклонными пазами корпуса подшипника, и цилиндрическую поверхность, взаимодействующую с внутренней поверхностью расточки корпуса подшипниковой камеры, и снабжены механизмом перемещения и фиксации.