Подшипник скольжения с регулируемыми установочными сухарями

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в компрессорах, турбинах, насосах и других устройствах с вращающимися валами, преимущественно в неразъемных подшипниковых камерах. Подшипник скольжения содержит корпус с продольными пазами и установленными в пазах сухарями. Продольные пазы выполнены наклонными, а установленные в них с возможностью перемещения сухари имеют форму клина и снабжены механизмом перемещения и фиксации. Клиновая поверхность сухарей взаимодействует с наклонной поверхностью наклонных пазов, а противолежащая ей цилиндрическая поверхность взаимодействует с внутренней поверхностью расточки корпуса подшипниковой камеры. Три нижних сухаря служат для центровки подшипника, а верхний - для обеспечения необходимого натяга корпуса подшипника в расточке корпуса подшипниковой камеры. Технический результат: расширение технических возможностей, упрощение центровки и создание натяга подшипника в неразъемных подшипниковых камерах, а также снижение трудоемкости при проведении монтажных работ. 2 ил.

 

Техническое решение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в компрессорах, турбинах, насосах и других устройствах с вращающимися валами, преимущественно в неразъемных подшипниковых камерах.

Известна конструкция опорного подшипника с самоустанавливающимися подушками, к корпусу которого привинчивают установочные сухари с набором разнотолщинных регулировочных прокладок. Три сухаря нижней половины служат для центровки, а верхний - для обеспечения натяга корпуса подшипника в расточке подшипниковой камеры турбомашины [1, 2].

Недостаток указанной конструкции заключается в том, что наличие сухарей и прокладок под ними в корпусе подшипника усложняет установку корпуса подшипника в подшипниковую камеру, при центровке которого необходимо несколько раз демонтировать подшипник из подшипниковой камеры для подбора необходимого комплекта прокладок под сухари, а для осуществления натяга корпуса подшипника необходима охватывающая прижимная крышка или бугель, что практически невозможно осуществить в неразъемных подшипниковых камерах. Кроме того, для проведения такой регулировки требуется высокая квалификация слесаря-сборщика.

Техническим результатом является расширение технических возможностей, упрощение центровки и создания натяга подшипника в неразъемных подшипниковых камерах, а также снижение трудоемкости при проведении монтажных работ.

Технический результат достигается тем, что на корпусе подшипника выполнены продольные наклонные пазы, в которые с возможностью перемещения установлены сухари, имеющие форму клина, клиновая поверхность которых взаимодействует с наклонной поверхностью паза, а противолежащая ей цилиндрическая поверхность взаимодействует с поверхностью расточки подшипниковой камеры. При перемещении трех нижних сухарей по выполненным в корпусе наклонным пазам подшипник смещают в вертикальном и горизонтальном направлениях относительно оси установки ротора, а при помощи верхнего сухаря осуществляют необходимый натяг подшипника в корпусе подшипниковой камеры.

На фиг.1 изображен подшипник скольжения с регулируемыми установочными сухарями - вид спереди; на фиг.2 - продольный разрез А-А по фиг.1.

Заявляемое конструктивное решение позволяет устанавливать подшипники в неразъемные подшипниковые камеры, осуществлять центровку подшипников без их демонтажа из подшипниковой камеры, обеспечивать необходимый натяг подшипника и снизить трудоемкость при проведении монтажных работ.

Корпус подшипника устанавливают в расточку подшипниковой камеры 1. Осевое перемещение корпуса подшипника ограничивают упорным буртом "а" или иным известным способом. На наружной поверхности корпуса 2 подшипника выполнены продольные наклонные пазы "б". Сухари 3 выполнены в виде клиньев и имеют клиновую поверхность и противолежащую ей цилиндрическую поверхность. Клиновая поверхность сухаря 3 взаимодействует с наклонной поверхностью паза "б" корпуса, а цилиндрическая поверхность взаимодействует с поверхностью расточки подшипниковой камеры. Сухари 3 снабжены механизмом 4 (например, винт - гайка, контргайка), обеспечивающим их перемещение относительно корпуса 2 подшипника и фиксацию в нужном положении. При перемещении сухарей в аксиальном направлении, осуществляемом с помощью механизма 4, их цилиндрические поверхности упираются в цилиндрическую поверхность расточки корпуса 2 подшипниковой камеры, что исключает их радиальное перемещение, а клиновые поверхности через наклонные пазы на корпусе 2 смещают корпус в необходимом направлении.

Центрирование проводят следующим образом.

Проводят проверку соосности установки подшипника относительно оси ротора путем измерения радиального зазора между шейкой ротора и опорных поверхностей подушек в местах расположения каждого из трех нижних установочных сухарей. Измерение проводят, например, с помощью набора радиусных щупов. На основании проведенных измерений определяют направление перемещения корпуса подшипника относительно оси шейки ротора. Центрирование подшипника считается законченным при достижении равномерного радиального зазора между шейкой ротора и опорными поверхностями подушек. Установочные сухари фиксируют в пазах корпуса 2 подшипника, а верхним сухарем создают необходимый натяг корпуса 2 подшипника в расточке 1 подшипниковой камеры.

Источники информации

1. Максимов В.А., Баткис Г.С. Высокоскоростные опоры скольжения гидродинамического трения.

Казань: изд-во "Фэн", 2004, с.232-233, рис.3,86.

2. СТП26-05-02-203-73 "Подшипники скольжения. Типы, конструкция, основные размеры и параметры" ЗАО "НИИтурбокомпрессор им.В.Б.Шнеппа".

3. Описание изобретения к авторскому свидетельству СССР №1786886.

4. Описание изобретения к патенту РФ №2129678.

Подшипник скольжения с регулируемыми установочными сухарями, содержащий корпус с продольными пазами и установленными в пазах сухарями, отличающийся тем, что продольные пазы выполнены наклонными, а установленные в них сухари выполнены в виде клиньев, содержащих клиновую поверхность, взаимодействующую с продольными наклонными пазами корпуса подшипника, и цилиндрическую поверхность, взаимодействующую с внутренней поверхностью расточки корпуса подшипниковой камеры, и снабжены механизмом перемещения и фиксации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к фиксирующему устройству согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения. .

Изобретение относится к области машиностроения, конкретно - турбостроения, в частности к производству радиальных подшипников скольжения для роторов мощных турбоагрегатов и турбогенераторов.

Изобретение относится к шарнирным соединениям двух объектов, а именно к системе двух объектов, шарнирно соединенных друг с другом. .

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в подшипниках скольжения турбин. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения жесткости деталей типа валов, осей, стержней и балок, для которых определяющим критерием работоспособности является жесткость.

Изобретение относится к энергетическим турбинам. .

Изобретение относится к компрессорной технике и может быть использовано при проектировании компрессорных агрегатов в блочно-контейнерном исполнении. .

Изобретение относится к опорам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. .

Изобретение относится к компрессорной технике и может быть использовано при проектировании блочных компрессорных агрегатов, смонтированных на опорной раме. .

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано при проектировании опорных устройств, преимущественно для компрессорного оборудования.

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано на электростанциях при эксплуатации паровых турбин. .
Наверх