Датчик угловых ускорений с жидкостным ротором



Датчик угловых ускорений с жидкостным ротором
Датчик угловых ускорений с жидкостным ротором
Датчик угловых ускорений с жидкостным ротором

 


Владельцы патента RU 2469337:

Открытое акционерное общество "Арзамасский приборостроительный завод"-ОАО "АПЗ" (RU)

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к датчикам угловых ускорений, принцип действия которых основан на законе электромагнитной индукции. Чувствительный элемент 1 датчика представляет собой цилиндр 3, выполненный из диэлектрического материала, в котором диаметрально противоположно установлены металлические электроды Э1, Э2. В плоскости, перпендикулярной плоскости электродов, установлены сверху и снизу обмотки возбуждения OB1, ОВ2, запитываемые двухполярным стабилизированным током. Тороидальный корпус присоединяется соосно к цилиндру 3. Образованная кольцевая полость заполняется рабочей жидкостью с определенной электропроводностью и вязкостью, например водой. Электрический сигнал, пропорциональный ускорению, снимается с электродов и подается на измерительное устройство, с выхода которого выдается сигнал, пропорциональный угловому ускорению. Изобретение позволяет упростить конструкцию при сохранении точностных характеристик и повысить надежность за счет отсутствия подвижных частей. 3 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к датчикам угловых ускорений, принцип действия которых основан на законе электромагнитной индукции.

Для измерения угловых ускорений применяют устройства с электромеханическими датчиками, выполненными в виде монтируемых на валу парных зубчатых дисков. Относительное смещение их пропорционально контролируемой величине.

Известно бесконтактное устройство для непрерывного измерения угловых ускорений [а.с. СССР №163446, 1964 г.], в котором упругий элемент датчика выполнен в виде немагнитного диска со сквозными отверстиями по торцовой поверхности, скрепленного ферромагнитным инерционным кольцом с зубьями, взаимодействующими в магнитном потоке с зубьями ферромагнитного диска.

Недостатками такого устройства является малая чувствительность и сложность конструкции.

Известны различные конструкции датчиков угловых ускорений, в которых механические воздействия преобразуются в электрические в результате электрокинетических явлений, возникающих при движении жидкости на границе раздела с твердым телом, например, электрокинетический датчик угловых ускорений, содержащий тороидальный (цилиндрический) корпус, заполненный полярной жидкостью, например ацетоном, внутри которого установлена по крайней мере одна пористая преобразующая перегородка с токосъемными электродами по сторонам [US 2644901, G01P 15/08, 1953 г.].

Недостатком известного датчика является низкая надежность, заключающаяся в нарушении герметичности в месте прохождения токовыводов через стенку корпуса под действием механических воздействий; возникновение пузырей при колебании электродов под действием перегрузок.

Электрокинетический датчик угловых ускорений (патент RU №2018851, G01P 15/08, 1990 г.) содержит заполненный рабочей жидкостью корпус, пористую перегородку, электроды, держатель, объединенные в модульную конструкцию при использовании в конструкции датчика держателя. При механическом воздействии (вращении датчика вокруг своей оси) рабочая жидкость начинает циркулировать, например по часовой стрелке, через пористую перегородку. Протекание жидкости через пористую перегородку приведет в результате электрокинетических явлений к возникновению разности потенциалов на электродах. При изменении направления вращения датчика произойдет смена направления движения жидкости на противоположное, что соответственно изменит знак зарядов на электродах.

Недостатком известного датчика является его низкая надежность, обусловленная сложностью технологии его изготовления и достаточно большим количеством комплектующих деталей.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является датчик угловых ускорений с жидкостным ротором (US 3520196, G01P 15/08, 1970 г.), в котором угловое ускорение преобразуется в электрический сигнал. Это устройство содержит тороидальный (цилиндрический) корпус, заполненный неэлектропроводной жидкостью, выполняющий функцию жидкостного ротора (инерционного элемента). В качестве чувствительного элемента (сенсора) используется электромеханическая система, состоящая из постоянного магнита, подвижной катушки индуктивности, механически связанной с заслонкой, один конец которой помещен в зазоре тороидального корпуса и реагирует на угловое перемещение жидкости в корпусе. Другой конец заслонки служит для преобразования углового перемещения в электрический сигнал, пропорциональный угловому ускорению.

Недостатками такого устройства является наличие подвижной катушки индуктивности, снижающей надежность работы устройства, а также сложность конструкции, обусловленная большим количеством прецизионных деталей, и, следовательно, высокая стоимость.

Задачей изобретения является упрощение конструкции при сохранении точностных характеристик, повышение надежности за счет отсутствия подвижных механических частей.

Это достигается тем, что в датчике угловых ускорений с жидкостным ротором, содержащем чувствительный элемент и тороидальный (цилиндрический) корпус, заполненных жидкостью и выполняющих функцию жидкостного ротора, чувствительный элемент представляет собой заполненный рабочей жидкостью цилиндр, выполненный из диэлектрического материала, в котором диаметрально противоположно расположены контактирующие с жидкостью металлические электроды в плоскости, перпендикулярной плоскости электродов, сверху и снизу установлены обмотки возбуждения, запитываемые двухполярным стабилизированным током, тороидальный корпус присоединен соосно к цилиндру чувствительного элемента с образованием кольцевой полости, заполненной рабочей жидкостью, при наличии углового ускорения электрический сигнал, пропорциональный его значению, снимается с электродов чувствительного элемента и подается на измерительное устройство.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен предлагаемый датчик угловых ускорений, состоящий из чувствительного элемента 1 и тороидального (цилиндрического) корпуса 2; на фиг.2 - датчик угловых ускорений, вид сверху, где ω - направление действия углового ускорения; на фиг.3 изображена функциональная схема устройства, с помощью которого осуществляется измерение углового ускорения.

Чувствительный элемент (сенсор) 1 содержит цилиндр 3, Э1, Э2 - электроды; ОВ1, ОВ2 - обмотки возбуждения; V - скорость движения жидкости относительно цилиндра; ИУ - измерительное устройство; f - выходной сигнал, пропорциональный ускорению движения жидкости; Iзап. - стабилизированный ток запитки (фиг.3).

Чувствительный элемент 1 представляет собой цилиндр 3, выполненный из диэлектрического материала, в котором диаметрально противоположно установлены металлические электроды Э1, Э2. В плоскости, перпендикулярной плоскости электродов, установлены сверху и снизу обмотки возбуждения OB1, OB2, запитываемые двухполярным стабилизированным током. Тороидальный корпус 2 присоединяется соосно к цилиндру 3 чувствительного элемента 1. Образованная таким образом кольцевая полость заполняется рабочей жидкостью с определенной электропроводностью и вязкостью, например водой (фиг.1).

Жидкость выполняет роль инерционного элемента - жидкостного ротора.

Датчик угловых ускорений работает следующим образом.

При механическом воздействии - наличии углового ускорения относительно измерительной оси Y (фиг.2) происходит движение кольцевой полости относительно инерционного элемента (жидкости внутри кольцевой полости).

По закону электромагнитной индукции - в жидкости, движущейся в магнитном поле, наводится ЭДС:

e=-B·l·V,

где В - магнитная индукция;

l - расстояние между электродами;

V - скорость движения жидкости.

Электрический сигнал, пропорциональный ускорению снимается с электродов Э1 и Э2 и подается на измерительное устройство ИУ (фиг.3). С выхода измерительного устройства выдается сигнал, пропорциональный угловому ускорению. При изменении направления углового ускорения ω (фиг.2) произойдет изменение направления движения жидкости и, соответственно, на выходе измерительного устройства изменится полярность выходного сигнала.

Таким образом, при механическом воздействии (вращении датчика относительно измерительной оси) рабочая жидкость начнет циркулировать внутри кольцевой полости и по закону электромагнитной индукции в жидкости, движущейся в магнитном поле, наводится ЭДС, электрический сигнал, пропорциональный ускорению снимается с электродов и подается на измерительное устройство, а с выхода измерительного устройства выдается сигнал, пропорциональный угловому ускорению.

Отличительными особенностями предлагаемого изобретения являются отсутствие подвижных прецизионных частей, простота конструкции, низкая стоимость.

Датчик угловых ускорений с жидкостным ротором, содержащий чувствительный элемент и тороидальный (цилиндрический) корпус, заполненные жидкостью и выполняющие функцию жидкостного ротора, отличающийся тем, что чувствительный элемент представляет собой заполненный рабочей жидкостью цилиндр, выполненный из диэлектрического материала, в котором диаметрально противоположно расположены контактирующие с жидкостью металлические электроды в плоскости, перпендикулярной плоскости электродов, сверху и снизу установлены обмотки возбуждения, запитываемые двухполярным стабилизированным током, тороидальный корпус присоединен соосно к цилиндру чувствительного элемента с образованием кольцевой полости, заполненной рабочей жидкостью, при наличии углового ускорения, электрический сигнал, пропорциональный его значению, снимается с электродов чувствительного элемента и подается на измерительное устройство.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения угловых перемещений, скоростей и ускорений объектов в бесплатформенных инерциальных навигационных системах.

Изобретение относится к устройствам для измерения ускорения объекта в условиях вибрации и может быть использовано для контроля положения подвижного объекта. .

Изобретение относится к обнаружению вращательного и поступательного движения. .

Изобретение относится к преобразующим элементам устройств для проведения инерциальных измерений. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при решении задач навигации, управления и гравиметрии. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в интегральных акселерометрах с импульсной силовой компенсацией. .

Изобретение относится к емкостным датчикам и может использоваться в интегральных акселерометрах и гироскопах. .

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к автоматизированным системам контроля, и может быть использовано для измерения значения ускорения, скорости изменения ускорения (фронта), времени интегрирования, интеграла линейного ускорения, контроля состояния контактов, измерения значения постоянного напряжения и генерации постоянного напряжения при испытании на центробежных установках.

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к приборостроению, а именно к акселерометрам. .

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к средствам измерения линейных ускорений, угловых скоростей и тепловых полей малой интенсивности в инфракрасной и терагерцовой области

Изобретение относится к измерительной технике и может применяться в интегральных акселерометрах

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения угловых перемещений, скоростей и ускорений

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в микромеханических датчиках линейных ускорений

Изобретение относится к устройствам для измерения ускорения и может быть использовано в качестве первичного преобразователя в системах инерциальной навигации и сейсмометрии. Молекулярно-электронный акселерометр содержит диэлектрический корпус с двумя параллельными неподвижными электродами и третий подвижный электрод, установленный между неподвижными электродами. Подвижный электрод посредством упругих подвесов связан с жесткой рамкой, вмонтированной в корпус. Все электроды находятся в контакте с электропроводящей жидкостью, которая заполняет полость корпуса, и имеют внешние электрические выводы. Техническим результатом является уменьшение значения погрешности измерения ускорения, а также обеспечение широкого диапазона измерения ускорения при сохранении высокой чувствительности преобразователя во всем диапазоне измерения ускорения. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к микромеханическим устройствам и может применяться в интегральных акселерометрах и гироскопах. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение точности емкостного датчика при измерении угловых перемещений. Технический результат достигнут посредством разделения пополам неподвижных электродов и перекрестного включения секторов в смежные плечи дифференциальных конденсаторов. В результате разделения электродов датчик стал нечувствителен к плоскопараллельной составляющей движений, при этом появилась возможность измерять одну компоненту, а именно угловую. 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при изготовлении интегральных акселерометров. Чувствительный элемент интегрального акселерометра выполнен из проводящего монокристаллического кремния и содержит маятник 3, соединенный с помощью упругих подвесов 2 с каркасной рамкой 1, обкладки 4, соединенные с каркасной рамкой 1 через площадки 6, расположенные на каркасной рамке 1. На обкладках 4 выполнены выемки 7 в местах соединения с площадками 6, расположенными на каркасной рамке 1. На поверхностях выемок 7 и площадок 6 сформированы последовательно слои диэлектрика 10 и металла 11 для улучшения качества соединения. Дифференциальный конденсатор, необходимый для функционирования интегрального акселерометра, образован проводящей поверхностью кремниевого проводящего маятника 3 и металла 11, нанесенного на обкладки 4 со стороны маятника 3 с образованием емкостного зазора 5. Техническим результатом является улучшение метрологических характеристик путем усовершенствования конструкции чувствительного элемента интегрального акселерометра. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для измерения углового ускорения. Для измерения углового ускорения объекта производят измерение длительности интервалов времени между фронтами всех импульсов импульсным датчиком углового положения, определяют среднюю скорость на каждом интервале времени, создавая обращенное относительное движение частей импульсного датчика углового положения, различно связанных с контролируемым объектом, обеспечивая генерирование импульсным датчиком максимального количества импульсов на конечном участке торможения контролируемого объекта, и производят измерение значений углового ускорения при торможении. Устройство содержит инерционную массу 5, импульсный датчик углового положения 2, жестко установленный на контролируемом объекте 1, регистрирующее устройство 7 и вычислитель 8, а также обгонную муфту 6, установленную между контролируемым объектом 1 и инерционной массой 5, жестко закрепленную на валу оптического диска 3 импульсного датчика углового положения 2, в качестве которого выбран датчик-энкодер. Изобретение обеспечивает повышение точности определения углового ускорения на конечном участке торможения контролируемого объекта. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах ориентации и навигации. Линейный микроакселерометр содержит основание, крышку, рамку с инерционной массой, выполненной из кремния, установленную с возможностью линейного перемещения на упругих подвесах вдоль продольной оси, датчик положения и источник напряжения, при этом в устройство дополнительно введены два компаратора, два усилителя тока, ключ, электромагнитный силовой привод, состоящий из 2N катушек, размещенных на 2N магнитопроводящих сердечниках с явно выраженными полюсами, направленными к торцевым сторонам инерционной массы, при этом магнитопроводящие сердечники размещены на противоположных торцевых сторонах рамки по N с каждой стороны, а на поверхности инерционной массы в области каждого из торцов расположены магнитопроводы, замыкающие магнитные потоки катушек, причем входы катушек подключены к выходу ключа, входы которого через компараторы подключены к датчику положения, который выполнен оптическим, и состоит из излучателя и фотоприемников, при этом излучатель подключен к источнику напряжения, а между излучателем и фотоприемниками расположена оптическая щель. Технический результат - повышение точности измерения ускорения. 1 ил.
Наверх