Способ обучения грамматике английского языка

Изобретение относится к области педагогики и лингвистики и может быть использовано при обучении грамматике английского языка. Для обучения используют наглядные пособия в виде изображенных на плоскостях модели-энграммы и модели-рубрикатора. Модель-энграмма представляет собой матрицу, включающую по меньшей мере три коллинеарных горизонтально ориентированных отрезка, перпендикулярных вертикальной оси времени и обозначающих снизу вверх последовательность временных промежутков, обозначающих прошедшее время, настоящее время и будущее время. Матрица содержит для каждого временного промежутка три геометрические фигуры, которые обозначают следующее: кружки с буквами S и С символизируют две грамматические категории Simple и Continuous, объединяющие в себя действия с признаками завершенные/регулярные - категория S и незавершенные/нерегулярные - категория С. Одновременно эти кружки символизируют грамматические конструкции, используемые для наделения действий формальными признаками, передающими значение категорий - завершенные/регулярные, незавершенные/нерегулярные. Техническим результатом изобретения является упрощение материала и, как следствие, более глубокое его понимание. 3 з.п. ф-лы, 2 ил., 2 табл.

 

Изобретение относится к области педагогики и лингвистики и может быть использовано при обучении грамматике английского языка.

В качестве ближайшего аналога выбран способ «Милгред» обучения английскому языку, описанный в патенте РФ №2153705, опубл. 27.07.2000, в котором для обучения грамматике английского языка используют плоскую замкнутую фигуру - параллелограмм, содержащий два дополнительных отрезка, горизонтальных и параллельных друг другу и образующих прямоугольник с двумя боковыми вертикальными сторонами базового параллелограмма, и отдельную линию, или в виде плоской фигуры, производной от базового параллелограмма и отдельной линии. Изучение грамматике и перевод текстов осуществляют с использованием модельных конструкций на грамматической базе русского языка путем выделения из предложения с помощью постановки вопросов основных синтаксических элементов, которые изучают на грамматической базе русского языка с одновременным выделением их существенных признаков в английском языке. При изучении сказуемых в английском языке шесть форм инфинитива, из которых пять реальных форм и одна гипотетическая, объединяют в исходную плоскую замкнутую фигуру, каждая сторона которой соответствует определенному виду и залогу. Из указанной фигуры путем логических преобразований получают четыре производные фигуры, каждая из которых соответствует одному из времен глаголов в английском языке, а также выводят составное глагольное сказуемое, состоящее из модального глагола и инфинитива, на каждой стороне фигур дан соответствующий русский перевод. С помощью производных фигур логически выводят построение вопросительных и отрицательных конструкций и правила согласования времен глаголов в английском языке.

Недостатком известного способа является объединение на одной плоской замкнутой фигуре существенных признаков видовременных форм английских глаголов для всех времен, а также использование для русского обобщенного перевода только прошедшего времени глаголов, что приводит к путанице у обучающихся и вызывает впоследствии затруднения при переводе текстов.

На сегодняшний день «видовременные формы английского глагола» по-прежнему остаются наиболее сложной темой для изучения из-за ряда объективных причин: материал разбит на сегменты - выделено 12 видовременных форм глагола и каждый вид изучается как отдельное явление с присущими только ему признаками, изучение начинается с псевдо «простого» материала, что у изучающих создает ложное представление об использовании конструкций в целом, отсутствует нечто, что придало бы материалу систематизирующий фактор и свело все многообразие к единому знаменателю.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа, в котором грамматика английского языка подается в целостном, системном виде, в котором показывается взаимосвязь грамматических явлений английского языка.

Технический результат заключается в устойчивом овладении навыками употребления грамматических времен английского языка с использованием видовременных форм английского глагола, включая их общее употребление, а также в случаях употребления в сложных предложениях и действий в будущем со значениями прогнозирования и выражается в повышении скорости усвоения, доступности материала для работы в процессе запоминания, эффективности обучения, системности полученных знаний и их способности сохраняться на длительное время.

Технический результат обеспечивается тем, что способ обучения английскому языку основан на изучении грамматических времен английского языка с использованием модельных конструкций на грамматической базе английского языка и включает использование наглядных пособий в виде изображенных на плоскостях модели-энграммы и модели-рубрикатора. Модель-энграмма представляет собой матрицу, включающую по меньшей мере три коллинеарных горизонтально ориентированных отрезка, перпендикулярных вертикальной оси времени и обозначающих снизу вверх последовательность временных промежутков, обозначающих Прошедшее время, Настоящее время и Будущее время. Кроме того, матрица содержит для каждого временного промежутка три геометрические фигуры, которые обозначают следующее: кружки с буквами S и С символизируют две грамматические категории Simple и Continuous, объединяющие в себя действия с признаками завершенные/регулярные - категория S и незавершенные/нерегулярные (временные) - категория С. Одновременно эти кружки символизируют грамматические конструкции, используемые для наделения действий формальными признаками, передающими значение категорий - завершенные/регулярные, незавершенные/нерегулярные (временные). Те и другие действия могут проходить с нарушением последовательности/одновременности свершения. Для этого есть геометрическая фигура, указывающая на такое нарушение для действий из обеих категорий - кружок с буквой Р, одновременно символизирующий грамматические конструкции, передающий значение нарушения и служащий для наделения действий соответствующими формальными признаками - Simple Perfect или Continuous Perfect. Кружки с буквами С и S расположены на одном уровне, а кружок с буквой Р расположен ниже, под горизонтально ориентированным отрезком. При этом геометрические фигуры объединены в две пары путем их заключения в две описанные фигуры. При этом все вместе геометрические фигуры образуют матрицу из четырех грамматических конструкций: Simple, Continuous, Simple Perfect, Continuous Perfect. При постановке задачи обучаемый скрывает на моделе-энграмме два временных промежутка, осуществляет касательное движение пальцами геометрических фигур, обозначающих грамматические конструкции, и проговаривает название выбранной грамматической конструкции и характер действия вслух. Если действия подпадают под классификацию завершенное/незавершенное, регулярное/нерегулярное (временное), обучаемый использует модель-энграмму.

Одна из категорий в зависимости от характера действия «завершенное», «регулярное» обозначается Simple, а вторая «незавершенное», «нерегулярное (временное)» - обозначается Continuous, образуют конструкции с одноименными названиями, а третья фигура соответствует грамматическим конструкциям Simple и Continuous с пометкой Perfect, показывающая нарушение во времени свершения действий. Кроме того, геометрическая фигура, обозначающая конструкцию Perfect, попарно объединена с геометрическими фигурами, обозначающими конструкции Simple и Continuous, таким образом образующими конструкции Simple Perfect и Continuous Perfect.

Для определения характера действия обучающийся выбирает сначала одну из двух описанных фигур, соответствующих одному из парных признаков действий «завершенному/незавершенному» и «регулярному/нерегулярному (временному)», делает пальцами характерное для каждой категории движение, одновременно проговаривая вслух характер действия и название выбранной конструкции.

При выборе «завершенного» действия обучаемый осуществляет отрывистое касание пальцем по соответствующей геометрической фигуре, при выборе «регулярного» действия осуществляет по меньшей мере два отрывистых касания пальцем по соответствующей геометрической фигуре, а при выборе «незавершенного» действия осуществляет направляющее движение без отрыва пальца вдоль вертикальной оси времени и через геометрическую фигуру, обозначающую конструкцию Continuous. При этом все действия пальцев обучаемый сопровождает проговариванием выбранного признака характера действия вслух, а при выборе конструкций с признаками Perfect обучаемый рисует пальцем петлю, которая графически выглядит как изогнутая стрелочка, исходящая из верхней правой стороны кружка по направлению вверх до горизонтального отрезка, обозначающего временной промежуток, и произносит «К», и проговаривает вслух название выбранной грамматической конструкции.

Сущность изобретения поясняется следующими материалами:

фиг.1 - графическое изображение модели-энграммы Tense Matrix.

Фиг.2 - графическое изображение модели-рубрикатора действий в будущем Tense Matrixf.

Способ предполагает, что грамматические времена полностью соответствуют общепринятым понятиям времени: прошлое, настоящее и будущее. Для раскрытия сути видовременной формы английских глаголов используется термин «конструкция», устанавливающий связь двух величин, а именно: «характера» действия и маркера времени.

В ходе контекстуального анализа предложений, а также анализа правил использования «видовременных форм» английского глагола, были найдены значения, которые носят общий и систематизирующий характер.

В качестве таких систематизаторов выделены две глагольные категории «Simple» и «Continuous». Категория Simple обладает двумя признаками: завершенность, регулярность. Continuous же в свою очередь - незавершенность, нерегулярность (временность).

Второй компонент конструкции - это время. За локализацию действия во времени отвечают «маркеры» времени - формальные признаки, которые помогают определить, к какому временному промежутку (настоящее, прошедшее, будущее) относится действие в частности и ситуация в целом. Маркеры времени - это первый глагол в конструкции.

Модель-энграмма Tense Matrix представлена в виде графического изображения категорий и конструкций и состоит из:

1) временной шкалы;

2) временного промежутка;

3) графического изображения категорий Simple и Continuous;

4) графического изображения конструкций Simple, Continuous, Perfect Simple, Perfect Continuous.

Временная шкала

Временная шкала представлена в виде системы координат, по оси ординат которой отложены три временных промежутка - вверху будущее, посередине - настоящее, внизу - прошлое.

Промежуток времени

В каждой из плоскостей есть промежуток времени - две параллельные прямые, проходящие в плоскости оси абсцисс. Две прямые, условно обозначающие фиксированный промежуток времени в прошлом, настоящем и будущем. Под фиксированным промежутком понимаем указание на время, в котором происходит действие и, соответственно, ситуация. Например, вчера, в 1995 г., вчера с 7 до 8 утра, завтра, в это же время завтра, в это же время в следующем году, сейчас, вчера в 5 вечера, завтра в 5 вечера и т.д.

Графические изображения категорий Simple и Continuous

Два овала - графические изображения двух категорий Simple и Continuous. Эти категории несут на себе следующие функциональные значения и носят систематизирующий характер:

Simple - завершенность, регулярность;

Continuous - незавершенность, нерегулярность (временность).

Графические изображения грамматических конструкций Simple, Continuous, Perfect

Кружки с буквами S, С, Р - графическое изображение грамматических конструкций. Кружок с буквой «S» изображает конструкцию Simple. Кружок с буквой "С" - конструкцию Continuous. Кружок с буквой "Р" - вспомогательную конструкцию Perfect для категорий Simple и Continuous, образующую конструкции Perfect Simple и Perfect Continuous.

Особенности расположения графического изображения модели-энграммы Tense Matrix

1. На каждом из временных промежутков находятся две конструкции - Simple и Continuous. Это говорит о том, что при условии указания на фиксированный промежуток времени, в отрезке, графически находящемся между двумя прямыми, могут быть использованы только две конструкции Simple либо Continuous. Выбор той или иной конструкции будет зависеть от «характера действия». Под характером действия в данном случае понимается соответствие значению категорий, а именно действие может быть «завершенное», «регулярное» или «незавершенное», «нерегулярное (временное)».

2. Под отрезком изображается конструкция Perfect. Конструкция Perfect несет на себе следующее значение - показать нарушение во времени свершения действия. Назовем эту функцию условно «к».

3. Овалы объединяют конструкции Simple и Perfect или Continuous и Perfect, что дает нам следующую информацию:

средства выражения категории Simple - конструкция Simple и конструкция Perfect Simple. Средства выражения категории Continuous - конструкция Continuous и конструкция Perfect Continuous.

4. Расположение идентичного рисунка в разных временных плоскостях говорит о том, что временной промежуток не меняет значения конструкции. Изменятся лишь маркеры времени, которые отвечают за временную локализацию действия.

В процессе использования модели-энграммы Tense Matrix обучаемый должен выполнить ряд действий по овладению способом работы с моделью. Данный навык необходим для запуска и активации «программного - обеспечения» видовременные формы английского глагола. В дальнейшем обучаемый может работать без модели, т.е. только с образом, который запоминается им в процессе сопоставления графического изображения модели на плоскости с мнемоническим образом положения пальцев «щепоть» (три пальца: большой, указательный и средний, сложенные концами вместе). Модель-энграмма обеспечивает самопроверку правильности создания, выбора, перевода из одной языковой системы в другую и коммуникативного использования видовременных форм английского глагола. Каждый шаг сопровождается проговариванием действий вслух:

1. Определить, в каком времени находится ситуация (по действиям). Для этого необходимо начать работу с плоской моделью-энграммой Tense Matrix, которую обучаемый изготавливает самостоятельно, воспроизводя ее по памяти. Выбрав нужную временную плоскость, обучаемый касается модели щепотью, а затем скрывает оставшиеся две временные плоскости путем загибания частей плоской модели. Если выбор пал на будущее время, нижняя и средняя части скрываются путем сгибания нижней и средней частей модели. Если выбор падает на настоящее время, загибаются верхняя и нижняя части модели. Если выбор падает на прошлое - верхняя и средняя части модели соответственно. Выбранный временной промежуток проговаривается вслух

2. Определить «характер» действия (выбрать из пар «завершенное/незавершенное», «регулярное/нерегулярное (временное)». Характер действий обучаемый сопровождает касательными движениями указательного пальца к соответствующим частям модели. Главными признаками в парах "завершенное/незавершенное», «регулярное/нерегулярное (временное)» являются «завершенное» и «регулярное», оставшиеся признаки являются философскими «обратными» сторонами указанных признаков. Завершенные действия демонстрируются отрывистым ударом пальца по категории, так называемое моментальное прикосновение. «Регулярное» действие есть не что иное, как регулярная череда завершенных действий, поэтому движение, аналогичное «завершенному», осуществляется несколько раз подряд. Незавершенное действие, характеризующееся своей продолжительностью, графически изображено с равноудаленными расположенными сверху и снизу основного круга более мелкими кружками, которые символизируют неопределенные начало и конец действия и отделяют графически завершенное действие от его «антипода» незавершенного действия. Выбор незавершенного действия сопровождается плавным продолжительным движением указательного пальца по точкам, показывая «продолжительность», незавершенность действия. Характер действия проговаривается вслух.

3. Выбрать соответствующую конструкцию (Simple, Continuous, Perfect Simple, Perfect Continuous). Показать свой выбор соответствующими движениями пальцев по модели с одновременным проговариванием выбранной конструкции вслух.

4. Проверить соответствие маркеров времени в конструкции выбранному временному промежутку. Подтвердить правильность выбора соответствующими движениями пальцев рук по модели с одновременным проговариванием окончательно выбранного варианта конструкции вслух.

Овладение темой «видовременные формы английского глагола» проходит в несколько этапов. На первом этапе, который является теоретической подводкой и формированием понятийного аппарата, обучаемый знакомится с особенностями двух языковых структур - английского языка и родного языка (в нашем случае это русский), а также с интерферирующими особенностями родного языка, которые влияют на успешное овладение английским языком. Второй этап - это практика, на котором обучающиеся работают с моделями и отрабатывают последовательность работы с ними.

1. На первом этапе, который условно можно назвать «Анализ языковых структур и выявление интерферирующих особенностей родного языка (в нашем случае русского)» выполняется анализ ситуации, предложения в которой указывают на разницу акцентируемых частей речи при создании высказываний русскоговорящими и англоговорящими людьми.

На этом этапе обращается внимание слушателей на то, что им предстоит анализировать действия, а не слова «неглагольного» происхождения.

Муж закончил работу и пришел домой. Когда муж пришел домой, жена приготовила обед. В то время когда муж обедал, а жена смотрела телевизор, зазвонил телефон. Когда пришел их сын, она уже три часа говорила по телефону.

Для того, чтобы правильно сформировать высказывание на английском языке, необходимо учесть следующие условия:

- корректно отразить время, в котором происходит действие и ситуация в целом;

- отобразить, как это действие во времени себя проявляет (характер и способ действия).

2. Учимся определять время высказывания и использовать соответствующие маркеры времени.

На этом этапе также даются примеры из родного языка, которые показывают, что в русском языке возможно присутствие маркеров разных астрономических времен в одном высказывании, что не влияет на восприятие и является грамматической нормой (Например: Екатерина II говорила, что любит Россию. Наполеон говорил, что завоюет весь мир).

Поскольку в русском языке возможно появление глаголов с маркерами разных временных пространств, русскоязычные обучаемые допускают массу ошибок из-за отсутствия навыка последовательного выбора маркеров времени при построении высказываний на английском языке. На данном этапе обучаемый учится определять время ситуации целиком и каждого из действий в частности.

3. Изучаем формулы астрономических пространств - настоящее, прошедшее, будущее время.

Формула прошедшего времени - ___II___(ed)

Расшифровка: вторая форма слова, если это неправильный глагол, и окончание -ed, если это правильный глагол. Обычно в каждом словаре, грамматическом справочнике, учебнике и т.д. приведена таблица неправильных глаголов. В этой таблице три колонки. Первая - это инфинитив слова, вторая - форма для маркировки прошлого и третья колонка - для создания конструкции Perfect.

Формула настоящего времени ___I___(e)s

Расшифровка: первая форма глагола, если согласуем с существительными, кроме 3 лица единственного числа. Для согласования с 3-м лицом единственного числа - окончание -(e)s.

Формула будущего времени will___

Расшифровка: вспомогательный глагол will и слово из словаря (первая форма).

4. Определяем характер действия.

Наблюдаем за действиями в ситуации и выявляем их характер.

Определяем характер действий.

Когда муж пришел домой, жена приготовила обед. В то время когда муж обедал, а жена смотрела телевизор, зазвонил телефон. На вопрос друга, почему тот обедает дома, муж сказал, что всегда обедает дома. Когда пришел их сын, она уже три часа говорила по телефону.

Из приведенного примера можно выделить ряд признаков, присущих действиям в данном высказывании. Для начала применим описательный способ, чтобы противопоставить действия друг другу по «осязаемым» признакам, а именно:

- законченное действие

- действие закончилось, потом началось другое (пришел, приготовила)

- действие закончилось к началу другого действия (пришел, уже приготовила)

- действия происходят одновременно (обедал, смотрела, зазвонил)

- два действия одинаковы по длительности (обедал, смотрела)

- два действия происходят одновременно, но одно длинное, второе - короткое (обедал, зазвонил)

- действие носит постоянный характер (обедает)

- действия происходят одновременно, но разные по длительности. Одно действие началось раньше другого на три часа или к моменту свершения одного действия, другое действие длилось 3 часа (пришел, говорила).

Первые две пары действий объединяются по признаку завершенности (закончил - пришел, пришел - приготовила), а также включаются действия зазвонил, пришел (в группе обедал - смотрела - зазвонил; в паре пришел - говорила). Очевидно, что, согласно нашему утверждению, должен быть признак, который противопоставляется признаку «завершенности». Это незавершенность.

Объединяем оставшиеся действия по указанному признаку следующим образом: в группе обедал - смотрела - зазвонил, «зазвонил» относим к первой категории, соответственно первые два (обедал - смотрела) относим к противоположной категории.

Действие обедает (в тексте: всегда обедает) не носит ни характера завершенности, ни незавершенности. Оно носит характер регулярности. Предполагаем, что если есть такая категория как регулярность, должна быть категория ей противопоставленная - нерегулярность (временность).

Действия, которые обладают признаками завершенности (в паре пришел - приготовила) и незавершенности (в паре пришел - говорила), отличающиеся от выделенных ранее тем, что одно из действий свершается К моменту начала или окончания другого действия. В паре пришел - приготовила действия происходят последовательно, но «приготовила» завершилось к моменту начала первого действия - «пришел». В паре пришел - говорила действия происходят одновременно, но к моменту «пришел» действие «говорила» закончилось частично, на что указывает упоминание времени «уже 3 часа». Целиком это действие не завершилось, разговор не закончен, но часть его закончена, на что и указывает время 3 часа.

В английском языке такая функция, назовем ее «к», возложена на Perfect. Поскольку Perfect может быть и Simple и Continuous, позволим себе не выделять его в отдельное «грамматическое время», а назовем его вспомогательным элементом категорий, основной функцией которого является показать нарушение во времени свершения действий. Категория Simple отвечает за завершенные действия, что говорит о последовательности их свершения. Категория Continuous отвечает за незавершенные действия, их свершение имеет характер одновременности либо параллельности. В случае с категорией Simple Perfect указывает на нарушение последовательности между действиями либо между действием и отрезком во времени/речи. В случае с Continuous - на нарушение одновременности начала действий либо на нарушение начала действия по отношению к моменту времени/речи.

5. Смотрим, меняется ли значение конструкций при перемещении во времени.

Анализируем ситуацию в плоскости настоящего и будущего времени.

Будущее:

Муж закончит работу и придет домой. Когда муж придет домой, жена приготовит обед. В то время когда муж будет обедать, а жена - смотреть телевизор, зазвонит телефон. На вопрос друга, почему тот обедает дома, он ответит, что всегда обедает дома. Когда придет их сын, она будет говорить по телефону уже три часа.

Для определения правильной конструкции необходимо выполнить последовательность работы с моделью (1. Определить время; 2. Определить характер; 3. Выбрать конструкцию; 4. Проверить маркер времени).

Шаг 1. Первый шаг мы определили до начала эксперимента, поместив всю ситуацию в будущее время.

Шаг 2. Определить характер действия. Для этого нам нужно будет выбрать признаки характера каждого действия из пар:

- завершенное/незавершенное;

- регулярное/нерегулярное (временное).

Из примера видно, что перемещение по временной шкале не меняет характера действий. Закончит, придет, приготовит, зазвонит, ответит, придет (сын) - завершенные действия. Будет обедать, будет смотреть, будет говорить по телефону - незавершенные действия; (всегда) обедает - регулярное действие.

Действия, обладающие признаками завершенности (в паре придет - приготовит) и незавершенности (в паре придет - будет говорить), имеют общий признак - в обоих случаях одно из действий свершается К моменту начала или окончания другого действия. В первой паре действия произойдут последовательно, но «приготовит» завершится к моменту начала первого действия - «придет». А в последней паре действия будут происходить одновременно, но к моменту «придет» действие «будет говорить» завершится частично, на что указывает упоминание времени «уже 3 часа». Целиком это действие не завершится, разговор не закончится, но часть его закончится, на что и указывает время 3 часа. Соответственно будет справедлив выбор конструкций Perfect Simple и Perfect Continuous с маркерами будущего времени (Шаг 3.).

Шаг 4. Проверяем соответствие маркеров времени в конструкции выбранному временному промежутку:

на этом этапе делаем акцент обучаемых на том, что предложения в примере являются сложноподчиненными (когда муж придет, жена приготовит и т.д.). Соответственно одно из них главное, а второе (с союзом «когда»/«when») придаточное времени. Если мы изобразим это предложение формулами конструкций, то у нас получится:

When will__, will__

Присутствие одного и того же маркера и в главном и в придаточном предложениях с точки зрения английского языка является избыточным, поэтому в английской речи принято оставлять маркер времени только в главном предложении. Получаем:

When___, will___

"___" - отрезком прямой обозначается настоящее время, следовательно, получается, что после when мы имеем Present Simple.

Предложенный подход позволяет просто, наглядно и логично объяснить непростой раздел английской грамматики, который объединяет материал под названием «придаточные предложения условия и времени с союзами (when, if, as soon as, until, till, etc)».

Модель-энграмма Tense Matrix демонстрирует, что значение конструкции остается неизменным, меняется лишь маркер времени.

Изучение «грамматических времен» вне значений основных категорий (Simple и Continuous) приводит к тому, что каждое отдельно взятое грамматическое время приобретает ложные значения за счет смещения акцента на такие элементы предложения, как наречия времени, предлоги и т.д. В итоге, основным «осложнением» для обучаемых является «цепляние» за слова и, как результат, неправильное использование грамматического времени в контексте. Только навык концептуального понимания значения грамматического времени и его оценки для каждого из действий в предложении может привести к правильному и свободному их использованию в контексте.

5. Получаем конструкции Simple, Continuous и Perfect (Perfect Simple, Perfect Continuous)

Под конструкцией

Рассмотрим, какими средствами, т.е. какими конструкциями мы передаем значения категорий Simple и Continuous. Напомним, что категория Simple несет значение «завершенность/регулярность», а категория Continuous несет значение «незавершенность/нерегулярность (временность)».

Формула конструкции Simple - ___

Расшифровка: чертой мы обозначаем инфинитив глагола.

Формула конструкции Continuous - be___ing

Расшифровка: глагол be плюс инфинитив с окончанием -ing

Формула конструкции Perfect - have ___III___(ed)

Расшифровка: have плюс третья форма глагола для неправильных или окончание -ed для правильных глаголов.

Поскольку действие должно быть определено во времени, сопоставим формулы конструкций с формулами времени. Маркер времени добавляется к первому глаголу в конструкции.

Второй этап - практическая работа с моделью, на котором идет формирование навыка употребления конструкций. Практический материал помогает довести употребление конструкций (видовременных форм английского глагола) до автоматизма посредством формирования пар систематизирующих признаков и закрепления последовательности работы с моделью, состоящей из 4 шагов:

1. Определить, в каком времени находится ситуация (по действиям). Щепотью выбрать элемент модели на соответствующем временном промежутке. Акцентировать выбранный временной промежуток, скрыв оставшиеся два частями модели. Результат произнести вслух

2. Определить «характер» действия (выбрать из пар «завершенное/незавершенное», «регулярное/ нерегулярное (временное)». Показать соответствующими движениями указательного пальца. Результат проговорить вслух

3. Выбрать соответствующую конструкцию (Simple, Continuous, Perfect Simple, Perfect Continuous). Зафиксировать выбор соответствующей конструкции движением указательного пальца. Результат произнести вслух.

4. Проверить соответствие маркеров времени в конструкции выбранному временному промежутку. Произнести конечный вариант вслух. Соответствие маркеров времени для активного залога проверяем по таблице Tense Matrixa(active voice/активный залог).

Таблица 1
Time SIMPLE CONTINUOUS
Simple Perfect Continuous Perfect
Future Will___ Will have _III_(ed) Will be___ing will have been__ing
Present Am
___/s Have/has__III__(ed) Is ___ing Have/has been__ing
are
Past ___II__fed) Had__III__(ed) Was/were__ing Had been__ing

Прим.: таблица рассматривает действия активного залога. Пассивный залог характера действий не изменит, но будет обусловлен причинами употребления. Причин употребления пассивного залога три:

- не знаю, кто автор действия

- не хочу называть

- не об авторе речь.

К конструкциям в таблице Tense Matrixa необходимо прибавить формулу пассивного залога be__III__(ed) (Расшифровка: глагол be плюс третья форма глагола для неправильных и окончание -ed для правильных глаголов).

Future Simple Passive - will__+be__III__(ed)=will be__III__(ed)

Future Perfect Simple Passive: will have __III__(ed)+be__III__(ed)=will have been__III__(ed)

Соответственно, выбор маркеров времени для пассивного залога (Шаг 4 работы с моделью Tense Matrix) проверяется по таблице Tense Matrixp(passive voice/пассивный залог)

Таблица 2
Time SIMPLE CONTINUOUS
Simple Perfect Continuous Perfect
Future Will be__III__(ed) Will have been__III__(ed) He существует* He существует*
Present am Am
is __III__(ed) Have/has been__III__(ed) Is being__III__(ed) He существует*
are are
Past Was/were__III__(ed)
Had been__III__(ed) Was/were being III_(ed) He существует*
* При прибавлении к конструкции формулы пассивного залога получается слишком громоздкая конструкция, которая противоречит основным отличительным особенностям английского языка в целом - краткость, лаконичность. Поэтому такие предложения лучше заменить аналогичными в активном залоге.

Модель-энграмма Tense Matrix рассматривает действия, имеющие характер завершенности/незавершенности и регулярности/нерегулярности (временности), что не охватывает полный перечень действий/событий, которые могут встретиться в поле будущего времени. Будущее время весьма богато на события, характеризующиеся различной степенью вероятности их наступления. Поскольку будущее не гарантируемо, а лишь прогнозируемо, события носят прогностический характер, причем степень вероятности прогноза у них разная - от спонтанного принятия решений до фиксации событий в графике регулярных дел, который и является гарантом их реализации. Традиционная грамматика рассматривает отдельно взятую видовременную форму глагола и описывает ряд аналогичных ситуативных контекстов, которые включают в себя следующий перечень:

- заранее запланированные действия

- запланированные действия в соответствии с какой-то программой, планом, расписанием

- обдуманное решение

- обещание

- предсказание

- веские предпосылки осуществления события в будущем.

Перечень аналогий слишком сегментирован, что вызывает определенные сложности, т.к. большинство из них пересекается в формулировках.

Чтобы обучаемый мог увидеть в этом перечне наиболее широкие признаки, имеющие систематизирующий характер и способные объединить множество более мелких признаков в одно поле, введена модель-рубрикатор Tense Matrixf, в основе которой вопросы, являющиеся ключом к систематизации материала.

Модель Tense Matrixf представляет собой изображенную на плоскости модель-рубрикатор действий в будущем, совершаемых различными субъектами и имеющих характер запланированности/незапланированности (через модель Tense Matrixf не рассматриваются действия, имеющие характер завершенности/незавершенности; регулярности/нерегулярности (временности), которые рассматривает модель-энграмма Tense Matrix).

Модель-рубрикатор действий в будущем представляет собой ветвящиеся варианты ответов на последовательные вопросы:

- Первый вопрос в модели: «Person?» делит все действия по признаку субъекта их реализации, т.е. человек/не человек (другое).

- Второй вопрос: «arranged?» - все действия делятся на запланированные/незапланированные (прим. «Незапланированные» - это действия, которые не относятся к категории запланированные (arranged), т.е. другие, не arranged). К запланированным действиям относятся такие, которые зафиксированы какими-либо средствами - планер для категории "person" и расписание для тех действий, субъект которых к этой категории не относится (например, расписание вылетов или прилетов в аэропортах).

Пошаговая работа с моделью, которая воспроизводится обучаемыми самостоятельно, по памяти, осуществляется следующим образом.

Шаг 1. Определить, кто является субъектом действия. (По стрелочке «yes» или «nо» дойти до второго вопроса в модели. Переход осуществляется пальцами рук - указательным пальцем левой руки проводим по стрелочкам «yes», а указательным пальцем правой руки - по стрелочке «no». Действия можно сопровождать характерными для «да» и «нет» движениями головой - кивок сверху вниз для «да» и покачивание из стороны в сторону для «нет» соответственно. Действия проговариваются вслух: Person? Yes/No).

Шаг 2. Определить, относится ли действие к категории arranged или нет (определение осуществляется пальцами рук: указательным пальцем левой руки проводим по стрелочкам «yes», указательным пальцем правой руки - «no». Действия можно сопровождать характерными для «да» и «нет» движениями головой - кивок сверху вниз для «да» и покачивание из стороны в сторону для «нет» соответственно с одновременным проговаривариванием вслух: Arranged? Yes/no).

Шаг 3. Определить нужную конструкцию (по стрелочкам доходим пальцами рук (см.п. 2, 3) до нужной конструкции. Результат проговариваем вслух).

Модель-энграмма Tense Matrix и модель-рубрикатор Tense Matrixf систематизируют и обобщают информацию таким образом, что позволяют рассматривать все действия через систему парных признаков. Подобное разделение приводит к упрощению материала и, как следствие, к более глубокому его пониманию. Введение систематизаторов позволяет устанавливать в обширном материале однородные признаки, что приводит к запуску механизма аналогий. Модели и пошаговая работа с ними активизируют процессы запоминания и усвоения изучаемого грамматического материала, учитывают их свойства, природу и законы, что способствует достижению максимальных результатов.

1. Способ обучения английскому языку, основанный на изучении грамматических времен английского языка с использованием модельных конструкций на грамматической базе английского языка, включающий использование наглядных пособий в виде изображенных на плоскостях модели-энграммы и модели-рубрикатора, при этом модель-энграмма представляет собой матрицу, включающую по меньшей мере три коллинеарных горизонтально ориентированных отрезка, перпендикулярных вертикальной оси времени и обозначающих снизу вверх последовательность временных промежутков, обозначающих прошедшее время, настоящее время и будущее время, при этом матрица содержит для каждого временного промежутка три геометрические фигуры, которые обозначают следующее: кружки с буквами S и С символизируют две грамматические категории Simple и Continuous, объединяющие в себя действия с признаками завершенные/регулярные -категория S и незавершенные/нерегулярные - категория С; одновременно эти кружки символизируют грамматические конструкции, используемые для наделения действий формальными признаками, передающими значение категорий - завершенные/регулярные, незавершенные/нерегулярные; те и другие действия могут проходить с нарушением последовательности/одновременности свершения; для этого есть геометрическая фигура, указывающая на такое нарушение для действий из обеих категорий - кружок с буквой Р, одновременно символизирующий грамматические конструкции, передающий значение нарушения и служащий для наделения действий соответствующими формальными признаками - Simple Perfect или Continuous Perfect; кружки с буквами С и S расположены на одном уровне, а кружок с буквой Р расположен ниже, под горизонтально ориентированным отрезком, при этом геометрические фигуры объединены в две пары путем их заключения в две описанные фигуры, при этом все вместе геометрические фигуры образуют матрицу из четырех грамматических конструкций: Simple, Continuous, Simple Perfect, Continuous Perfect; при постановке задачи обучаемый скрывает на моделе-энграмме два временных промежутка, осуществляет касательное движение пальцами геометрических фигур, обозначающих грамматические конструкции, и проговаривает название выбранной грамматической конструкции и характер действия вслух, если действия подпадают под классификацию завершенное/незавершенное, регулярное/нерегулярное, обучаемый использует модель-энграмму.

2. Способ по п.1, характеризующийся тем, что одна из категорий в зависимости от характера действия «завершенное», «регулярное» обозначается Simple, а вторая - «незавершенное», «нерегулярное» - обозначается Continuous, образуют конструкции с одноименными названиями, а третья фигура соответствует грамматическим конструкциям Simple и Continuous с пометкой Perfect, показывающая нарушение во времени - свершения действий, кроме того, геометрическая фигура, обозначающая конструкцию Perfect, попарно объединена с геометрическими фигурами, обозначающими конструкции Simple и Continuous, таким образом, образующих конструкции Simple Perfect и Continuous Perfect.

3. Способ по п.2, характеризующийся тем, что для определения характера действия обучающийся выбирает сначала одну из двух описанных фигур, соответствующих одному из парных признаков действий «завершенному/незавершенному» и «регулярному/нерегулярному», выполняет пальцами характерные для каждой категории движения, одновременно проговаривая вслух характер действия и название выбранной конструкции.

4. Способ по п.3, характеризующийся тем, что при выборе «завершенного» действия обучаемый осуществляет отрывистое касание пальцем по соответствующей геометрической фигуре, при выборе «регулярного» действия осуществляет по меньшей мере два отрывистых касания пальцем по соответствующей геометрической фигуре, а при выборе «незавершенного» действия осуществляет направляющее движение без отрыва пальца вдоль вертикальной оси времени и через геометрическую фигуру, обозначающую конструкцию Continuous, при этом все действия пальцев обучаемый сопровождает проговариванием выбранного признака характера действия вслух, а при выборе конструкций с признаками Perfect обучаемый рисует пальцем петлю, которая графически выглядит как изогнутая стрелочка, исходящая из верхней левой стороны кружка по направлению вверх до горизонтального отрезка, обозначающего временной промежуток, и произносит «К» и проговаривает вслух название выбранной грамматической конструкции.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области образования, а именно к способам постановки произношения при обучении иностранному языку. .

Изобретение относится к обучению, преимущественно иностранным языкам. .
Изобретение относится к области изучения иностранных языков, к способам контекстного запоминания лексических единиц и выражений и может быть использовано для быстрого восприятия и запоминания большого количества иностранных слов и фраз, формирования необходимой словарной базы, а также понимания иностранной речи на слух и, кроме того, значительного увеличения уже имеющегося иностранного словарного запаса.

Изобретение относится к способам изучения иностранных языков. .

Изобретение относится к способу обучения произношению букв английского алфавита, написанию слов на английском языке. .

Изобретение относится к устройству для произнесения фонем, включающему клавиатуру, содержащую по меньшей мере один опорный элемент и множество клавиш, соединенных с опорным элементом.

Изобретение относится к способу калибровки аудиоинтонации, в котором аудиосигнал, изданный субъектом (S), возвращается после обработки в режиме реального времени к слуховым органам упомянутого субъекта (S).

Изобретение относится к области педагогики и может быть использовано при обучении грамматике английского языка носителями другого языка. .
Изобретение относится к способам обучения иностранным языкам. .

Изобретение относится к техническим средствам обучения и позволяет при его использовании повысить эффективность обучения. .

Заявленная группа изобретений относится к средствам и системам, применяемым для осуществления перевода с одного языка на другой, в частности средствам и системам для перевода предложений с русского языка на английский язык. Техническим результатом является повышение точности перевода предложений с русского языка на английский язык. Средство универсального перевода предложений с русского языка на английский язык представляет собой носитель информации, содержащий, по меньшей мере, функциональный блок схемы времен английского языка, функциональные блоки заголовков условных осей времен английского языка, причем количество функциональных блоков заголовков условных осей времен английского языка равно количеству времен в английском языке, множество функциональных блоков активного залога, причем количество функциональных блоков активного залога равно количеству времен в английском языке, множество функциональных блоков пассивного залога, причем количество функциональных блоков пассивного залога равно количеству времен в английском языке, для которых применим пассивный залог, множество функциональных блоков модальных глаголов и множество функциональных блоков указательных оборотов, причем количество функциональных блоков указательных оборотов равно количеству времен в английском языке, для которых применимы указательные обороты, при этом функциональные блоки модальных глаголов расположены на одной условной вертикальной оси блоков заголовков времен, для которых они применимы, а функциональные блоки указательных оборотов расположены на одной условной вертикальной оси с теми функциональными блоками активных залогов, для которых применимы указательные обороты. 10 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к автоматизации обучения лексике при помощи учебного контекстного словаря и системы автоматического перевода. Техническим результатом является обеспечение возможности просматривать, выбирать и сохранять переводы слов и фраз в определенном контексте. В крауд-сорсном способе обучения лексике все лексические единицы получают контекстно-обусловленные переводы, качество которых основано на рейтингах, которые присваивают пользователи. Лексические единицы, их контексты, а также прочие метаданные хранятся в базе данных. Каждый пользователь имеет персональный словарь, содержащий слова и фразы, которые пользователь встретил и перевел ранее. Фразы и слова автоматически добавляются в личный словарь вместе с их контекстно-обусловленными переводами, выбранными пользователем. Контекстный словарь позволяет выбрать правильный перевод слова и сохранить его вместе с контекстом. После создания несколькими пользователями личных словарей определяют количество раз использования различных переводов, выбранных пользователями. Контекстный словарь позволяет пользователю добавлять аудио, видео и графические изображения и прочие метаданные, иллюстрирующие значение слова. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к области лингвистики. Раскрытию подлежат способ и система, включающая компьютерную программу, автоматического обучения языкам. В примере осуществления способ включает получение текстовых материалов на естественном языке; разделение полученных текстовых материалов на одно или несколько предложений; определение синтаксической модели каждого предложения; определение частотности выделенных синтаксических моделей на основе числа предложений, соотносящихся с каждой синтаксической моделью в текстовых материалах; сортировку синтаксических моделей на основе их относительной частотности; и создание одного или более упражнений для изучения языка, где упражнение включает одно или более предложений, отобранных на основе частотности соотносящихся с ними синтаксических моделей. Изобретение обеспечивает автоматическое обучение языкам на основе используемых в языке частотности синтаксических моделей. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 12 ил.
Наверх