Способ изготовления имитатора льда

Изобретение относится к области аэродинамики и может быть использовано при исследованиях характеристик аэродинамических моделей (АДМ) транспортных средств. Способ заключается в том, что на передней кромке объекта, например крыла, размещают наплыв, который изготовливают из фотополимера методом быстрого прототипирования. При этом по математической модели крыла создают внутренние обводы математической модели наплыва - имитатора льда, затем по заданным каркасным сечениям, имитирующим обледенение, создают внешние обводы наплыва - имитатора льда - в виде поверхности двойной кривизны. Далее разделяют математическую модель имитатора льда на части, для каждой части создают математическую модель соединительного элемента - замка, представляющего собой профилированные элементы типа «шип-паз», а также математическую модель опорных элементов стапельной системы, размеры которых определяют геометрию имитатора льда в пространстве на стапельной плите. На основании созданных математических моделей частей имитатора льда, замков и опорных элементов изготавливают на стереолитографе отдельные детали имитатора льда и опорных элементов, которые ориентируют в стереолитографе вертикально. Сборку имитатора льда осуществляют с помощью стапельной плиты, на которую поочередно устанавливают детали имитатора льда на опорные элементы стапельной системы, причем на замки предварительно наносят жидкий фотополимер, соединяют детали и производят фотополимеризацию ультрафиолетовой лампой жидкого фотополимера в замках. Снятый со стапеля имитатор льда зачищают от остатков фотополимера. Технический результат заключается в повышении точности изготовления имитатора льда и сокращении сроков его изготовления. 11 ил.

 

Изобретение относится к области аэродинамики и может быть использовано при исследованиях характеристик аэродинамических моделей (АДМ) транспортных средств, например самолетов, ракет, автомобилей, железнодорожного транспорта и т.д.

Проблема обледенения гражданских самолетов приобрела особое значение. Мировая статистика показывает, что число летных происшествий, возникающих из-за опасных воздействий среды (обледенения), в общем балансе аварийности в авиации весьма значительно. Доля этих происшествий достигает 25-30% от общего количества летных происшествий.

Влияние обледенения на изменение аэродинамических характеристик несущих поверхностей можно изучить в аэродинамических трубах (АДТ) при установке на кромку крыла аэродинамической модели имитаторов льда. При этом влияние имитаторов льда может быть исследовано в большем диапазоне, чем при естественном обледенении. Испытания в АДТ моделей с имитаторами льда позволяют повысить безопасность летных испытаний в условиях естественного обледенения (на реальном самолете толщина льда принимается равной 76 мм (3 дюйма) или 38 мм (1,5 дюйма). Имитация обледенения летательных аппаратов по различным традиционным технологиям защищена российскими и зарубежными патентами (патент РФ №2273008, МПК G01M 1/00, 2004 г., заявка №2004122458, МПК G01M 1/00, 2004 г., патент РФ №2345345, МПК С01М 9/04, 2004 г., патент США 6553823, МПК G01M 9/08, 2002 г.). Изобретения предназначены для проведения наземных испытаний объектов авиационной техники, подвергающихся обледенению в естественных условиях эксплуатации. Во всех вышеперечисленных способах имитация условий эксплуатации осуществлялась с помощью обдува объекта испытаний соответствующим образом организованным и настроенным водовоздушным потоком. При этом модели с имитаторами льда выполнялись или в натурную величину, или в масштабе (1:2-3,5). Размах крыльев крупномасштабных моделей достигал 15-17 м. Недостатком вышеперечисленных способов является невозможность проведения данных экспериментальных исследований моделей в АДТ из-за крупномасштабности моделей самолетов и краткосрочности существования нанесенной ледяной корки. Имитатор льда для испытаний в аэродинамических трубах должен сохранять геометрическую форму в течение продолжительного времени в естественном диапазоне температур

(-5÷+35)°С. Он должен быть изготовлен из пластиков, легких сплавов, дерева. Основная сложность при изготовлении имитатора состоит в совокупности воспроизведения сложной пространственной формы (поверхности двойной кривизны) имитатора, имеющего сравнительно малые относительные толщины при выраженном осевом габарите, при соотношении длины изделия и хорды его корневого сечения L=(45÷50)Вкор., где Вкор. - длина хорды корневого сечения. При изготовлении имитатора льда также необходимо учитывать отсутствие базовых плоскостей для ориентации изделия на столе станка при его обработке.

Ледяной наплыв на передней кромке объекта может быть сымитирован наклеиванием различного количества слоев шкурки на тканевой основе, но при этом невозможно гарантировать правильную конфигурацию изделия между сечениями, в которых по шаблонам воспроизводят форму наросшего льда (журнал «Полет», №8, 2009 г., стр.59, рис.7, статья Андреева Г.Т., Богатырева В.В, Павленко О.В., Мельнинчука Ю.П. «Влияние имитаторов льда на аэродинамические характеристики моделей самолетов с прямым крылом»).

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является изобретение «Способ изготовления аэродинамической модели с использованием быстрого прототипирования» по патенту США №6796171, МПК G01M 9/08, 2004 г. В способе изготовления АДМ с целью универсализации используют силовой каркас, выполненный как полая труба, его соединяют с тензовесами, а всю собранную конструкцию при помощи штифтов соединяют с хвостовой державкой. Часть деталей данной АДМ получают методом быстрого прототипирования из фотополимера. Обводообразующие пластиковые элементы конструкции устанавливают поверх силового каркаса с помощью винтов, малонагруженные элементы наклеивают.

При изготовлении имитатора льда из фотополимера сложной пространственной формы (поверхность двойной кривизны), имеющего сравнительно малые относительные толщины при выраженном осевом габарите, при соотношении длины изделия и его хорды корневого сечения L/Вкор.=45÷50, где Вкор. - длина хорды корневого поперечного сечения имитатора льда, не может быть применен силовой каркас простой геометрической формы, имитатор льда не имеет базовой плоскости для обеспечения правильного взаимного расположения частей, поэтому сборку имитатора льда необходимо производить с помощью стапельной системы.

Задачей и техническим результатом изобретения является изготовление имитатора льда для крыла самолета, по своим параметрам отвечающего всем требованиям технического задания, и максимально возможное сокращение сроков его изготовления.

Решение поставленной задачи и технический результат достигаются тем, что на передней кромке объекта, например крыла, размещают наплыв, изготовленный из фотополимера методом быстрого прототипирования с использованием стериолитографа, при этом по математической модели крыла внутренние обводы математической модели наплыва - имитатора льда, по заданным каркасным кривым, имитирующим обледенение, создают внешние обводы наплыва - имитатора льда, в виде поверхности двойной кривизны, разделяют математическую модель имитатора льда на части по технологическим соображениям, для каждой части создают математическую модель замка - соединительного элемента, представляющего собой профилированные элементы типа «шип-паз», а также математическую модель опорных элементов стапельной системы, размеры которых определяют геометрию имитатора льда в пространстве, на стапельной плите, на основании созданных математических моделей частей имитатора льда, замков и опорных элементов изготавливают на стериолитографе отдельные детали имитатора льда и опорных элементов, которые ориентируют в стереолитографе вертикально. Сборку имитатора льда осуществляют с помощью стапельной плиты, на которую поочередно устанавливают детали имитатора льда на опорные элементы стапельной системы, причем на замки предварительно наносят жидкий фотополимер, соединяют детали и производят фотополимеризацию ультрафиолетовой лампой жидкого фотополимера, в замках снятый со стапеля имитатор льда зачищают от остатков фотополимера и монтируют на крыло.

На фиг.1 представлено расположение сечений вдоль размаха крыла для создания математической модели.

На фиг.2 представлена математическая модель имитатора льда между сечениями 1 и 2.

На фиг.3 представлена математическая модель имитатора льда между сечениями 2 и 3.

На фиг.4 представлена математическая модель имитатора льда между сечениями 3 и 4.

На фиг.5 представлена математическая модель имитатора льда между сечениями 4 и 5.

На фиг.6 представлена математическая модель имитатора льда между сечениями 5 и 6.

На фиг.7 представлена математическая модель имитатора льда между сечениями 6 и 7.

На фиг.8 представлена математическая модель имитатора льда с элементами «шип - паз», необходимыми при сборке имитатора льда.

На фиг.9 представлена наборная плита, базовые площадки, специальные опорные элементы для сборки модели и собранный имитатор льда.

На фиг.10 представлена часть наборной плиты, базовых площадок, специальных опорных элементов для сборки модели и собранного имитатора льда с большим увеличением.

На фиг.11 представлена математическая модель крыла с имитатором льда в сборе (крыло аэродинамической модели самолета с установленным имитатором льда).

Имитатор льда сложной пространственной формы (поверхность двойной кривизны), имеющий сравнительно малые относительные толщины при выраженном осевом габарите при соотношение длины изделия и его хорды корневого сечения L/Вкор.=45÷50 изготавливают из фотополимера методом быстрого прототипирования, при этом по математической модели крыла создают внутренние обводы математической модели наплыва-имитатора льда, по полученным в техническом задании каркасным кривым, имитирующим обледенение, создают внешние обводы имитатора льда, созданная полная математическую модель крыла с имитатором льда представена на фигурах 1-7, где 1 - внешняя поверхность имитатора льда, 2 - внешняя поверхность крыла. Лазерная стереолитографическая установка позволяет изготавливать детали размером не более 250 мм. В связи с этим математическую модель имитатора льда для изготовления на лазерном стереолитографе делят на 8 частей. Для обеспечения точности последующей сборки имитатора льда на отдельных деталях выполняют профилированные элементы типа «шип-паз» фиг.8, где математическая модель с шипом - 3, с пазом - 4. С целью получения поверхности максимально возможного качества была принята вертикальная ориентация деталей имитатора льда при изготовлении. Это увеличивает время процесса в 1,5 раза, но позволяет уменьшить шероховатость поверхности и минимизировать последующую финишную обработку.

Второй этап изготовления имитатора льда заключается в сборке и склеивании отдельных частей. Для этого поочередно устанавливают на опорные элементы стапельной системы отдельные детали имитатора льда с предварительно нанесенным на элементы замка жидким фотополимером, соединяют их и проводят фотополимеризацию ультрафиолетовой лампой. Снятый со стапеля имитатор льда зачищают от остатков вытекшего фотополимера и монтируют на крыло. Имитатор льда склеивают с помощью фотополимера, из которого он изготавливался, этим обеспечивают в месте соединения такую же прочность и такие же характеристики материала, что и для имитатора льда, изготовленного целиком.

Учитывая, что имитатор льда не имеет базовой плоскости для обеспечения правильного взаимного расположения частей, сборку производят с помощью стапельной системы. Стапельная система фиг.9, 10 состоит из базовой наборной плиты 5, на которую жестко монтируют базовые площадки 6 опорных элементов 7. Опорные элементы создают по исходной математической модели и они определяют пространственную ориентацию имитатора льда, что обеспечивает необходимую точность при сборке и склеивании имитатора льда. Опорные элементы также изготавливают с помощью лазерного стереолитографа.

Применение такой стапельной системы позволяет значительно повысить точность геометрического соответствия пластикового имитатора льда исходной математической модели и значительно уменьшить погрешности, возникающие при сборке и склеивании крупногабаритных изделий сложной геометрической формы из большого количества элементов. Крыло 9 в сборе с имитатором 8 льда приведено на фигуре 11.

Время изготовления данного имитатора льда на стереолитографе ЛС-250 составляет 36 часов, а полное время изготовления с постобработкой, сборкой и склейкой - 6 дней.

Способ изготовления имитатора льда, заключающийся в том, что на передней кромке объекта, например крыла, размещают наплыв, который изготовливают из фотополимера методом быстрого прототипирования с использованием стереолитографа, отличающийся тем, что по математической модели крыла создают внутренние обводы математической модели наплыва - имитатора льда, затем по заданным каркасным сечениям, имитирующим обледенение, создают внешние обводы наплыва - имитатора льда в виде поверхности двойной кривизны, разделяют математическую модель имитатора льда на части по технологическим соображениям, для каждой части создают математическую модель соединительного элемента - замка, представляющего собой профилированные элементы типа «шип-паз», а также математическую модель опорных элементов стапельной системы, размеры которых определяют геометрию имитатора льда в пространстве на стапельной плите, на основании созданных математических моделей частей имитатора льда, замков и опорных элементов изготавливают на стереолитографе отдельные детали имитатора льда и опорных элементов, которые ориентируют в стереолитографе вертикально, после чего осуществляют сборку имитатора льда с помощью стапельной плиты, на которую поочерёдно устанавливают детали имитатора льда на опорные элементы стапельной системы, причём на замки предварительно наносят жидкий фотополимер, соединяют детали и производят фотополимеризацию ультрафиолетовой лампой жидкого фотополимера в замках, снятый со стапеля имитатор льда зачищают от остатков фотополимера.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области аэродинамики и может быть использовано при изготовлении аэродинамической модели (АДМ) транспортного средства (ТС), например самолетов, ракет, автомобилей, железнодорожного транспорта и т.д.

Изобретение относится к конструкции и способу изготовления лопастей аэродинамических моделей воздушных винтов при испытаниях в аэродинамических трубах. .

Изобретение относится к линейному исполнительному механизму, в частности для дистанционного управления регулируемыми компонентами аэродинамических моделей. .

Изобретение относится к области аэродинамики и может быть использовано при изготовлении аэродинамических моделей (АДМ) транспортных средств, например самолетов, ракет, автомобилей, железнодорожного транспорта и т.д.

Изобретение относится к области аэродинамических испытаний для измерения аэродинамических сил, действующих на уменьшенную в масштабе модель летательного аппарата в аэродинамической трубе в процессе экспериментального определения летно-технических и тягово-экономических характеристик летательных аппаратов.

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, а именно к испытаниям моделей в аэродинамических трубах с имитацией силы тяги воздушно-реактивных двигателей, определению силовых параметров сопел и совмещенных тягово-аэродинамических характеристик моделей при обдуве внешним, преимущественно сверхзвуковым, потоком и предназначено для определения погрешностей, вносимых системой подвода рабочего тела реактивных струй.

Изобретение относится к области аэродинамических испытаний, а именно к установкам для исследования попадания посторонних частиц в воздухозаборник летательного аппарата.

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано при исследовании характеристик летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиации. .

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики, в частности к исследованию проблем аэроупругости летательных аппаратов в области авиационной техники, а именно к разработке моделей для аэродинамических труб. Модель содержит силовой сердечник и крышку, представляющие в сборе единую разборную конструкцию замкнутой аэродинамической формы. Крышка выполнена из единого блока низкомодульного материала типа пенопласта переменной толщины по размаху и хорде несущей поверхности, разделенного на отсеки. Толщины отсеков плавно уменьшаются по направлению от локальных площадок контакта отсеков с сердечником модели к переходным зонам, при этом углы скоса граней отсеков составляют не более 45-50°. Локальные площадки расположены в центральной части каждого из отсеков, а переходные зоны между отсеками образованы за счет уменьшения толщины единого блока материала. Предлагаемый способ изготовления аэродинамической модели включает фрезерование сердечника и крышки на станках с ЧПУ, а также итерационную доводку жесткостных характеристик модели в сборе. Крышку изготавливают формованием или методом быстрого прототипирования из единого блока низкомодульного материала. На его внутренней поверхности создают отсеки с локальными площадками контакта с сердечником со скошенными поверхностями граней отсека и переходные зоны отсеков. Снаружи и изнутри крышку армируют тканью однонаправленного композита, а ее переходные зоны армируют дополнительно. Технический результат заключается в упрощении конструкции аэродинамической модели, ускорении способа ее изготовления. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и касается экспериментальных исследований проблем аэроупругости летательных аппаратов (ЛА) в аэродинамических трубах. При изготовлении упругоподобных моделей ЛА на станках с ЧПУ производят предварительный и поверочный расчеты математической модели лонжерона, по результатам которых изготавливают лонжерон из стали или алюминиевого сплава методом высокоскоростного фрезерования на станке с ЧПУ с учетом подобия массово-инерционных и жесткостных характеристик изготавливаемого силового каркаса-лонжерона силовому каркасу натурного агрегата ЛА. Нижнюю формообразующую поверхность модели обрабатывают заодно с силовым каркасом-лонжероном на станке с ЧПУ. Для получения внешних обводов верхней формообразующей поверхности модели на предварительно изготовленный лонжерон наносят материал с низким модулем упругости методом напыления расплавленного вещества. Окончательное формирование обводов верхней аэродинамической поверхности модели осуществляют в режиме высокоскоростного низкомоментного фрезерования на станке с ЧПУ по созданной полной математической модели. Достигается высокая точность геометрического подобия внешней аэродинамической поверхности модели по отношению к натурному объекту, высокая точность воспроизведения массово-инерционных и жесткостных характеристик. 5 ил.

Изобретение относится к конструкции и способу изготовления лопастей аэродинамических моделей воздушных винтов, применяющихся для испытаний в аэродинамических трубах. Конструкция лопасти включает в себя регулярную часть, имеющую постоянный вес и геометрическую форму, и различные сменные концевые элементы. На конце регулярной части лопасти имеются переходные штыри, небольшая часть лонжерона, место стыковки, электрический разъем. Регулярная часть пера лопасти включает в себя: носовую многосекционную накладку, лонжерон с заданными жесткостными и весовыми характеристиками, верхнюю и нижнюю обшивку, заполнитель носовой части, заполнитель хвостовой секции, противофлаттерные грузы, концевую нервюру с микровыключателем, электрические провода, электрический разъем, грузы, провоцирующие флаттер. Сменные концевые элементы представляют собой конструкцию, состоящую из верхних и нижних обшивок, крепежных отверстий для стыковки с переходными штырями регулярной части лопасти, светодиодов, электрических проводов, электрического разъема, противофлаттерных грузов, легких заполнителей. Способ заключается в следующем: вначале изготавливается регулярная часть пера лопасти с обязательным точным измерением выступающих частей, таких как переходные штыри и концевая часть лонжерона, а затем результаты замеров используются при изготовлении посадочных мест в многочисленных сменных концевых элементах, отличающихся друг от друга различной геометрией, весом, центровкой, с последующей сборкой регулярной части с любым из сменных концевых элементов при помощи разборного винтового соединения. Технический результат заключается в возможности получения различных аэродинамических характеристик на базе одной лопасти, повышении надежности и сокращении времени изготовления испытаний лопастей. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к конструкции лопастей аэродинамических моделей воздушных винтов, предназначенных для испытаний в аэродинамических трубах. Лопасть аэродинамической модели воздушного винта содержит верхнюю и нижнюю обшивки, лонжерон, вкладыши, балансировочные и противофлаттерные грузы и носовые накладки. При этом концевая часть лопасти содержит одну или несколько нервюр, прикрепленных к задней стенке лонжерона, а корневая часть - прикрепленный к задней стенке лонжерона силовой элемент, включающий силовую лапку и силовую нервюру коробчатой формы с закрепленной между ними частью вкладыша хвостовой части лопасти. Достигается повышение жесткости корневой и концевой частей лопасти аэродинамической модели воздушного винта. 7 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области экспериментальных исследований динамических явлений аэроупругости летательных аппаратов в аэродинамических трубах. Динамически подобная аэродинамическая модель несущей поверхности содержит силовую упругую балку-лонжерон, дренированные блоки, установленные по размаху модели на силовую балку-лонжерон, нервюры, секции верхней и нижней обшивки, модельный электрогидравлический силовозбудитель для вынужденных колебаний модели в потоке, технические средства для измерений амплитудно-частотных характеристик модели. Балка-лонжерон состоит из пустотелого сердечника, на который наформованы монослои однонаправленного высокомодульного и высокопрочного полимерного композиционного материала. Каждый дренированный блок модели состоит из жесткого неразъемного каркаса с установленными на передней и задней кромке датчиками динамического давления и легкосъемных верхней и нижней панелей с установленными в них датчиками динамического давления. Обшивка модели представляет из себя трехслойные съемные секции переменной толщины. Изобретение направлено на повышение точности эксперимента. 7 з.п. ф-лы, 13 ил.

Способ определения баллистического коэффициента объекта по результатам внешнетраекторных измерений параметров его движения на атмосферном участке пассивного полета. Используется для определения значений баллистических коэффициентов объектов различной аэродинамической формы, что может быть востребовано в ракетостроении и других областях техники, занимающихся изучением движения объектов в газообразных средах. Технический результат - повышение точности определения баллистического коэффициента объекта по результатам внешнетраекторных измерений на атмосферном участке его пассивного полета.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к аэродинамическим моделям летательных аппаратов для исследования распределения давления по поверхности тонкостенной модели, испытываемой в аэродинамических трубах при условии имитации струи кормового ракетного двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что к дренажным отверстиям, просверленным на обтекаемой поверхности аэродинамической модели, предназначенной для измерения распределения давления по поверхности, в корпусе тонкостенной оболочки выполняются внутренние криволинейные каналы в пределах толщины оболочки. Измеряемое давление, воспринимаемое дренажными отверстиями, подается в каналы, которые внутри оболочки проложены к месту крепления боковой державки и здесь стыкуются с дренажными трубками, соединяющими измерительные устройства давления, например батарейный манометр, с выходными сечениями каналов. Технический результат заключается в повышении точности и достоверности измерений. 2 ил.

Изобретение относится к конструкции крупноразмерных аэродинамических моделей летательных аппаратов, применяющихся для испытаний в аэродинамических трубах. Устройство состоит из соединенных между собой сердечников фюзеляжа, крыла с подвижной механизацией, подвижного хвостового оперения с закрепленными на них шпангоутами, продольными элементами и плоскими профилированными элементами, повторяющими внутренний контур обшивки. При этом сердечники центральной части крыла и оперения соединяются с сердечником фюзеляжа с помощью крепежных элементов, позволяющих при необходимости изменять место положения крыла и оперения относительно фюзеляжа. Кроме того, сердечник фюзеляжа содержит крепежные элементы для монтажа модели на аэродинамических весах, а сердечники крыла и оперения выполнены таким образом, что их массы соответствуют массам исследуемого летательного аппарата и его центровочным характеристикам. Благодаря крепежным узлам аэродинамическая модель в сборе или отдельными элементами может шарнирно устанавливаться на опоры поддерживающего устройства аэродинамических весов в рабочей части аэродинамической трубы. Технический результат заключается в возможности создания сборно-разборной конструкции аэродинамической модели, имеющей внешнюю поверхность геометрически-подобную с исследуемым перспективным летательным аппаратом и оснащенную управляемыми элементами механизации. 6 з.п. ф-лы, 11 ил.

Модель летательного аппарата для исследования влияния струи реактивного двигателя на аэродинамические характеристики летательного аппарата включает закрепленный на боковой державке тонкостенный корпус с кормовым соплом и дренажными отверстиями по наружной поверхности, дренажные трубки, проложенные в боковой державке и соединенные с устройством регистрации давления, систему подачи сжатого воздуха к модельному соплу, состоящую из баллона со сжатым воздухом, воздуховодов, проложенных в боковой державке, и внутренней полости модели. В стенках корпуса модели для размещения дренажных трубок выполнены полости, закрытые с наружной стороны оболочками, повторяющими внешние обводы корпуса модели. Дренажные трубки идут от боковой державки модели внутри выполненных полостей и стыкуются с боковыми каналами в теле основной части корпуса модели. Каналы выполнены со стороны образованных полостей в корпусе до пересечения с внешними дренажными отверстиями, воспринимающими статическое давление. Изобретение направлено на повышение достоверности результатов измерения распределения давления. 3 ил.
Наверх