Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя



Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя
Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя
Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя
Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя
Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя
Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя
Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя
Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя
Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя
Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя
Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя
Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя
Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя
Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя
Система направляющих средств для гондолы турбореактивного двигателя

 


Владельцы патента RU 2470839:

ЭРСЕЛЬ (FR)

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле турбореактивного двигателя. Гондола(1) содержит воздухозаборную секцию (4), предназначенную для направления воздушного потока к вентилятору турбореактивного двигателя и содержащую продольную наружную панель (40), объединенную с входной кромкой (4а). Также гондола содержит среднюю секцию (5), расположенную вокруг вентилятора, причем к средней секции прикреплена воздухозаборная секция (4) таким образом, что обеспечена аэродинамическая целостность, внутреннюю панель (41), содержащую звукопоглощающую обечайку (53) и прикрепленную своим нижним по потоку концом к верхнему по потоку концу средней секции (5), и направляющие средства (15), предназначенные для направления наружной панели или панелей (40) и обеспечивающие возможность прямолинейного возвратно-поступательного движения наружной панели (40) к верхнему по потоку концу гондолы (1), причем направляющие средства (15) установлены исключительно на средней секции (5). Технический результат заключается в упрощении технического обслуживания и улучшении звукопоглощающих характеристик гондолы. 16 з.п. ф-лы, 15 ил.

 

Данное изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя, содержащей воздухозаборную секцию, предназначенную для направления потока воздуха к вентилятору турбореактивного двигателя, и среднюю секцию, расположенную вокруг указанного вентилятора, при этом воздухозаборная секция закреплена на средней секции.

Как правило, гондола летательного аппарата имеет конструкцию, содержащую воздухозаборную секцию, среднюю секцию и секцию, находящуюся ниже по потоку. В данном случае сочетание «ниже по потоку» определяет направление, соответствующее направлению, в котором поток холодного воздуха поступает в турбореактивный двигатель. Сочетание «выше по потоку» определяет противоположное направление.

Воздухозаборная секция расположена выше по потоку от турбореактивного двигателя, предназначенного для приведения в движение летательного аппарата. Ниже по потоку от воздухозаборной секции размещена средняя секция, расположенная вокруг вентилятора турбореактивного двигателя. Далее ниже по потоку находится выходная секция, в которой, как правило, размещены средства реверсора тяги и которая окружает камеру сгорания турбореактивного двигателя. В конце данной гондолы находится реактивное сопло, выпускное отверстие которого расположено ниже по потоку от турбореактивного двигателя.

Воздухозаборная секция содержит, во-первых, входную кромку и, во-вторых, нижнюю по потоку конструкцию, с которой объединена указанная входная кромка. Входная кромка предназначена для оптимального забора воздуха к турбореактивному двигателю, необходимого для подвода к вентилятору и внутренним компрессорам турбореактивного двигателя. В свою очередь, нижняя по потоку конструкция предназначена для направления потока воздуха, соответственно, к лопаткам вентилятора. Как правило, данная нижняя по потоку конструкция содержит наружную панель и внутреннюю панель. Внутренняя панель содержит звукопоглощающую обечайку, предназначенную для ослабления шума, создаваемого турбореактивным двигателем, а также для гашения вибраций конструкции. Нижняя по потоку конструкция и входная кромка соединены выше по потоку от корпуса вентилятора, который относится к средней секции гондолы.

В зависимости от температурных условий и относительной влажности воздуха на земле или в полете, на профиле данной кромки возможно образование льда, в частности на внутреннем профиле. Подобное обледенение опасно для механического функционирования неподвижных и вращающихся деталей турбореактивного двигателя и приводит к ухудшению летно-технических характеристик. В результате, для решения указанной проблемы были разработаны различные системы, предотвращающие обледенение этой части входной кромки. В частности, следует отметить патентные документы US 4688757 и ЕР 1495963.

В настоящее время необходимость проведения работ по техническому обслуживанию оборудования, расположенного внутри воздухозаборной секции, приводит к тому, что производители вынуждены оснащать воздухозаборные секции люками, обеспечивающими доступ к различным узлам данного оборудования. Однако наличие данных люков не всегда является достаточным, так как иногда для осмотра внутреннего оборудования воздухозаборной секции необходимо использование специальных приборов, например эндоскопа. Использование этих специальных приборов также не всегда достаточно, это связано с их техническими характеристиками и возможностями для проведения осмотра такого оборудования.

К тому же, для того чтобы заменить какой-либо из узлов внутреннего оборудования, как правило, необходимо полностью демонтировать воздухозаборную секцию. Для проведения подобного демонтажа требуется значительный набор инструментов. Кроме того, проведение такого демонтажа приводит к длительному времени простоя двигательной системы и, соответственно, всего летательного аппарата.

В патентной заявке FR 06/08599 раскрыта воздухозаборная секция, сформированная наружной панелью, объединенной с входной кромкой, и по меньшей мере одной внутренней панелью, прикрепленной к корпусу средней секции. Воздухозаборная секция выполнена с возможностью поступательного перемещения относительно средней секции посредством системы рельсов, закрепленной на звукопоглощающей обечайке.

Недостатком такой воздухозаборной секции является уменьшение эффективной звукопоглощающей площади звукопоглощающей обечайки. Кроме того, в открытом положении система рельсов не обеспечивает возможность отвода воздухозаборной секции на достаточное расстояние, необходимое для получения доступа к узлам, расположенным внутри воздухозаборной секции, доступ к которым затруднен.

В данном документе понятие «открытое положение» определяет такую компоновку, при которой воздухозаборную секцию поступательно перемещают в направлении выше по потоку. Открытое положение соответствует компоновке, при которой летательный аппарат находится на земле, готовый для проведения работ по техническому обслуживанию.

В данном документе понятие «закрытое положение» определяет такую компоновку, при которой входная кромка соединена с верхним по потоку концом внутренней панели (панелей). Закрытое положение соответствует компоновке, при которой летательный аппарат готов к полету.

Таким образом, цель настоящего изобретения заключается в создании гондолы, компоновка которой облегчит ее техническое обслуживание, при этом эффективная площадь звукопоглощающей поверхности останется значительной.

Таким образом, первый аспект настоящего изобретения относится к гондоле турбореактивного двигателя, содержащей:

воздухозаборную секцию, предназначенную для направления воздушного потока к вентилятору турбореактивного двигателя и содержащую по меньшей мере одну продольную наружную панель, объединенную с входной кромкой,

среднюю секцию, расположенную вокруг указанного вентилятора, причем к средней секции прикреплена воздухозаборная секция таким образом, что обеспечена аэродинамическая целостность,

по меньшей мере одну внутреннюю панель, содержащую звукопоглощающую обечайку и прикрепленную своим нижним по потоку концом к верхнему по потоку концу средней секции, причем в результате данного крепления образуется неподвижная конструкция гондолы, и

направляющие средства, предназначенные для направления наружной панели/панелей и обеспечивающие, по существу, возможность прямолинейного перемещения наружной панели к верхнему по потоку концу гондолы с целью открытия воздухозаборной секции,

отличающейся тем, что направляющие средства установлены исключительно на средней секции.

Во-первых, поскольку направляющие средства установлены ниже по потоку от внутренней панели (панелей), то наружная панель (панели) имеет возможность поступательно перемещаться на большее расстояние, чем в заявке на патент FR 06/08599, при этом обеспечено более широкое раскрытие воздухозаборной секции в открытом положении. Таким образом, при проведении работ по техническому обслуживания воздухозаборную секцию поступательно перемещают относительно средней секции в направлении вверх по потоку относительно гондолы, что значительно упрощает доступ к узлам, расположенным внутри воздухозаборной секции (противооблединительным средствам и другим узлам).

Во-вторых, предлагаемая гондола содержит направляющие средства, установленные без крепления к звукопоглощающей обечайке. Таким образом, практически вся площадь звукопоглощающей поверхности обечайки пригодна для ослабления шума, создаваемого турбореактивным двигателем, и для гашения вибраций данных конструкций.

В-третьих, предлагаемая гондола обеспечивает возможность демонтажа звукопоглощающей обечайки без изменения положения направляющих средств. Таким образом, при каждой замене звукопоглощающей обечайки отсутствует необходимость в осуществлении точного позиционирования направляющих средств на наружной панели или средней секции.

В соответствии с другими признаками данного изобретения предлагаемая секция имеет одну или несколько из перечисленных ниже дополнительных характеристик, которые можно рассматривать отдельно или в различных сочетаниях:

направляющие средства установлены на корпусе средней секции, причем указанный корпус окружает вентилятор и обеспечивает аэродинамическую целостность совместно с внутренней панелью,

верхний по потоку конец данного корпуса содержит ряд отверстий, предназначенных для регулирования присоединения направляющих средств и обеспечивающих установку данных средств в заданном положении, что позволяет производить установку направляющих средств на корпус с обеспечением их оптимального позиционирования,

направляющие средства содержат по меньшей мере одну систему рельсов и установочные средства, предназначенные для установки наружной панели (панелей) на систему (системы) рельсов, что обеспечивает легкое перемещение наружной панели (панелей), а также структурную целостность средней секции,

по меньшей мере часть установочных средств расположена ниже по потоку от участка, на котором средняя секция и одна или более внутренняя панель (панели) стыкуются в закрытом положении, что облегчает доступ, так как установочные средства переносят наружную панель (панели) на большее расстояние,

установочные средства содержат по меньшей мере один ползунок, выполненный с возможностью взаимодействия по меньшей мере с одним соответствующим рельсом,

установочные средства содержат по меньшей мере одну систему линейных роликовых опор, выполненную с возможностью взаимодействия с соответствующим рельсом,

установочные средства содержат направляющую систему, выполненную с возможностью взаимодействия с по меньшей мере одним соответствующим желобчатым рельсом,

направляющие средства содержат по меньшей мере один продольный палец, выполненный с возможностью скольжения через соответствующее отверстие,

направляющие средства имеют полость, по существу, расположенную поперек относительно оси гондолы, причем указанная полость находится ниже по потоку от внутренней панели (панелей), причем наличие данной полости, например, облегчает процесс прокладки элементов двигателя, таких как трубки или кабели,

по меньшей мере одна наружная панель содержит переднюю раму, выполненную с возможностью крепления к перегородке, составляющей одно целое с деталью, установленной на средней секции, что обеспечивает прочное крепление наружной панели (панелей) с неподвижной средней секцией, когда гондола не находится в состоянии техобслуживания, причем нет необходимости делать в звукопоглощающей обечайке отверстия для установки крепежных элементов,

перегородка имеет отверстие, форма которого обеспечивает возможность прохождения через него направляющих средств, что, в свою очередь, обеспечивает более свободный доступ к воздухозаборной секции, так как направляющие средства проходят расстояние, соответствующее длине средней секции и длине внутренней панели,

перегородка имеет выемку, форма которой соответствует по меньшей мере части установочного средства, вследствие чего в закрытом положении установочные средства обеспечивают воздухонепроницаемость перегородки,

воздухозаборная секция содержит средства с механическим или ручным управлением, предназначенные для сопровождения по меньшей мере одной наружной панели вдоль направляющих средств, что облегчает процесс открытия воздухозаборной секции снаружи,

направляющие средства содержат по меньшей мере один стопор, предназначенный для ограничения движения по меньшей мере одной наружной панели и обеспечивающий возможность частичного открытия указанной наружной панели (панелей), что позволяет исключить необходимость полного демонтажа воздухозаборной секции, когда подобный полный демонтаж является нежелательным,

средняя секция содержит средства центрирования и позиционирования направляющих средств, которые обеспечивают оптимальное позиционирование направляющих средств,

воздухозаборная секция содержит оборудование, предназначенное для предотвращения обледенения воздухозаборной секции.

Изобретение станет более очевидным при прочтении приведенного далее описания неограниченных вариантов осуществления со ссылкой на прилагаемые чертежи.

На фиг.1 схематично изображена предлагаемая гондола, содержащая воздухозаборную секцию с входной кромкой, объединенной с наружной панелью.

На фиг.2 схематично изображен продольный разрез первого варианта воздухозаборной секции, показанной на фиг.1, в закрытом положении.

На фиг.3 схематично изображен продольный разрез варианта воздухозаборной секции, показанной на фиг.2, в открытом положении.

На фиг.4 схематично и частично изображен продольный разрез модифицированного варианта изобретения, показанного на фиг.2.

На фиг.5 схематично и частично изображен продольный разрез варианта изобретения, показанного на фиг.4.

На фиг.6-8 представлены возможные модификации варианта изобретения, показанного на фиг.2.

На фиг.9-11 представлены увеличенные схематичные изображения участка стыка наружной панели, объединенной с входной кромкой, и внутренней панели.

На фиг.12 изображен узел XII с фиг.2 в увеличенном виде.

На фиг.13 изображен узел XIII с фиг.2 в увеличенном виде.

На фиг.14 схематично изображен продольный разрез модифицированного варианта изобретения, показанного на фиг.2.

Фиг.15 представляет собой увеличение сечения XV с фиг.14.

Предлагаемая гондола, как показано на фиг.1, представляет собой трубчатый корпус, предназначенный для размещения турбореактивного двигателя (не показан). Данная гондола направляет создаваемые турбореактивным двигателем воздушные потоки, определяя внутренние и наружные аэродинамические линии, необходимые для получения оптимальных эксплуатационных характеристик. В гондоле также размещены различные узлы, обеспечивающие работу турбореактивного двигателя, а также вспомогательные системы, например реверсор тяги.

Данная гондола 1 закреплена на неподвижной конструкции летательного аппарата, например на крыле 2, посредством пилона 3.

В частности, гондола 1 имеет конструкцию, содержащую воздухозаборную секцию 4, находящуюся выше по потоку, среднюю секцию 5, расположенную вокруг вентилятора (не виден) турбореактивного двигателя, и секцию 6, находящуюся ниже по потоку, окружающую турбореактивный двигатель и, как правило, вмещающую систему реверсирования тяги (не показана).

Воздухозаборная секция 4 разделена на две части. Первая часть представляет собой входную кромку 4а, предназначенную для оптимального забора воздуха к турбореактивному двигателю, необходимого для подвода к вентилятору и внутренним компрессорам турбореактивного двигателя. Вторая часть представляет собой конструкцию 4b, расположенную далее ниже по потоку относительно входной кромки 4а и содержащую по меньшей мере одну наружную панель 40. В соответствии с данным изобретением входная кромка 4а объединена с наружной панелью (панелями) 40 и образует вместе с ней цельную съемную деталь.

Воздухозаборная секция 4 может иметь модульную конструкцию и содержать совокупность наружных панелей 40, каждая из которых определяет соответствующий участок входной кромки 4а. В этом случае Воздухозаборная секция 4 имеет стыковые линии, проходящие вдоль гондолы 1. Указанные линии, как правило, оказывают незначительное влияние на аэродинамическую целостность воздухозаборной секции 4, в отличие от гондолы, известной из уровня техники, которая имеет периферийную линию стыка наружной панели 40 и входной кромки 4а. Указанная стыковая линия, как правило, проходит перпендикулярно к направлению воздушного потока.

Предлагаемая гондола 1 также имеет среднюю секцию 5, содержащую корпус 9. Средняя секция 5 прикреплена к воздухозаборной секции 4 так, чтобы была обеспечена аэродинамическая целостность.

По меньшей мере одна внутренняя панель 41 является продолжением входной кромки 4а. Внутренняя панель (панели) 41 предназначена для направления движения воздуха, соответственно, к лопаткам (не показаны) вентилятора. Внутренняя панель (панели) 41 прикреплена нижним по потоку концом к верхнему по потоку концу средней секции 5, в частности к корпусу 9, посредством фиксирующих фланцев. Таким образом, внутренняя панель (панели) 41 образует со средней секцией 5 конструкцию, неподвижную относительно предлагаемой гондолы 1. Кроме того, внутренняя панель (панели) 41 содержит звукопоглощающую обечайку, предназначенную для ослабления нежелательного шума, обусловленного работой турбореактивного двигателя и вибрациями данной конструкции. Звукопоглощающая обечайка может иметь ячеистую структуру или любую другую структуру, обеспечивающую ослабление нежелательного шума.

Предлагаемая гондола 1 также содержит направляющие средства 15, предназначенные для направления движения наружной панели (панелей) 40 и обеспечивающие возможность прямолинейного перемещения наружной панели (панелей) 40 к верхнему по потоку концу гондолы 1 с целью открытия воздухозаборной секции (как показано на фиг.1). Направляющие средства 15 установлены исключительно на средней секции 5, с возможностью съема. Таким образом, ни одной части звукопоглощающей обечайки не мешает прикрепление к ней направляющих средств 15. В результате, практически вся площадь звукопоглощающей поверхности обечайки может быть задействована для ослабления нежелательного шума.

Воздухозаборная секция 4 предпочтительно содержит установочные средства (не показаны) с механическим или ручным управлением, предназначенные для установки по меньшей мере одной наружной панели 40 вдоль направляющих средств 15. Эти установочные средства можно расположить, например, на внешней или боковой поверхности наружной панели (панелей) 40, для того чтобы облегчить процесс открытия воздухозаборной секции 4 предлагаемой гондолы 1 снаружи. Предпочтительно открытие указанной наружной панели 40 производить только после раскрытия боковых створок 13, которыми оснащена средняя секция 5. Это позволит исключить любую возможность нежелательного открытия воздухозаборной секции 4, в частности, когда летательный аппарат находится в полете.

На фиг.1 изображена воздухозаборная секция 4, при этом ее наружная панель 40 находится в частично открытом положении и видна внутренняя панель 41. В максимально открытом положении воздухозаборной секции 4 внутренняя панель 41 оказывается практически полностью видимой. Предпочтительно направляющие средства 15 содержат по меньшей мере один стопор (не показан), предназначенный для ограничения движения по меньшей мере одной наружной панели 40 и обеспечивающий возможность частичного ее открытия. В результате, при проведении работ по техническому обслуживанию отпадает необходимость каждый раз полностью демонтировать воздухозаборную секцию 4. Стопор можно изготовить регулируемым, для того чтобы иметь возможность регулировать расстояние, на которое отводится воздухозаборная секция 4. В результате, можно обеспечить степень открытия, которая меняется в зависимости от типа проводимых работ по техническому обслуживанию.

Вариант изобретения, изображенный на фиг.2, соответствует закрытому положению предлагаемой гондолы 1.

Вариант изобретения, изображенный на фиг.3, соответствует частично открытому положению гондолы, показанной на фиг.2.

В соответствии с вариантом изобретения, изображенным на фиг.2, направляющие средства 15 содержат систему рельсов 16 и подвижные средства 17, предназначенные для установки наружной панели 40 на систему рельсов 16. Удлиненная форма системы рельсов 16 обеспечивает возможность ее установки на средней секции 5.

В соответствии с предпочтительным вариантом изобретения, показанным на фиг.4, предлагаемая в настоящем изобретении воздухозаборная секция 4 находится в закрытом положении. Согласно данному варианту изобретения по меньшей мере часть 20 установочных средств 17 расположена ниже по потоку от участка 18 стыка средней секции 5 и внутренней панели 41. Как показано на фиг.5, в открытом положении подобный вариант исполнения конструкции допускает перемещение наружной панели 40 на расстояние, превышающее или равное сумме длин стыкового участка 18 и внутренней панели 41. Таким образом, расстояние, на которое перемещается наружная панель 40, больше, чем в заявке на патент FR 06/08599, при этом практически сохранена целостность эффективной площади звукопоглощающей поверхности, необходимой для глушения шума.

Установочные средства 17 и система рельсов 16 могут иметь любую форму, обеспечивающую продольное перемещение установочных средств 17 относительно системы рельсов 16.

Вариант изобретения, изображенный на фиг.2, показывает два ползунка 30 и 31, выполненных с возможностью продольного скольжения вдоль рельса 32 относительно оси предлагаемой гондолы 1. Ползунки 30 и 31 присоединены одним концом к наружной панели 40, что обеспечивает возможность ее поступательного перемещения. В качестве альтернативного варианта установочные средства 17 содержат один или более, не обязательно два, ползунка.

Для уменьшения заклинивания ползунки 30 и 31 могут частично окружать рельс 32.

В соответствии с другим предпочтительным вариантом, изображенным на фиг.6 и 7, система рельсов 16 содержит желобчатый рельс 34, выполненный с возможностью взаимодействия с направляющей системой 36.

В соответствии с одним из вариантов изобретения желобчатый рельс 34 имеет поперечное сечение различной формы, предпочтительно круглой, треугольной или любой другой формы. Направляющая система 36 имеет конец дополняющей формы (фиг.7) или формы, которая уменьшает трение (фиг.6). Таким образом, например, как показано на фиг.6, направляющая система 36 содержит круглый конец 37, соприкасающийся с поверхностью 38 рельса треугольного сечения.

В соответствии с вариантом изобретения, изображенным на фиг.8, установочные средства 17 содержат по меньшей мере одну систему 45 линейных роликовых опор, выполненную с возможностью взаимодействия с соответствующим рельсом 47. Ролики системы 45 ограничивают трение с рельсом 47 и одновременно обеспечивают эффективное перемещение наружной панели 40.

В соответствии с еще одним предпочтительным вариантом изобретения установочные средства 17 содержат по меньшей мере один продольный палец, выполненный с возможностью скольжения через соответствующее отверстие. В качестве примера, отверстие выполнено в приспособлении, предназначенном для крепления наружной панели 40 к средней секции 5 или к опорной направляющей, установленной на средней секции 5.

В соответствии с предпочтительным вариантом изобретения, изображенным на фиг.2 и 3, направляющие средства 15 содержат полость 50, расположенную, по существу, поперек относительно оси 52 предлагаемой гондолы 1, причем указанная полость 50 находится ниже по потоку от внутренней панели 41. Таким образом, наличие полости 50 облегчает процесс прокладки элементов двигателя, например, трубок или кабелей и одновременно обеспечивает возможность перемещения воздухозаборной секции 4.

Предпочтительно средняя секция 5 содержит средства (не показаны) центрирования и позиционирования, которые позволяют оптимизировать установку направляющих средств 15 внутри предлагаемой гондолы 1 в заданном положении. Таким образом, если возникает необходимость демонтировать направляющие средства 15, то их последующая повторная установка благодаря наличию средств центрирования и позиционирования выполняется быстро и точно.

В соответствии с вариантом изобретения, изображенным на фиг.2, внутренняя панель 41 имеет звукопоглощающую обечайку 53.

Замена внутренней панели 41, в частности звукопоглощающей обечайки 53, не влечет за собой демонтаж направляющих средств 15. Таким образом, предпочтительно отсутствует необходимость в осуществлении дополнительного этапа переустановки направляющих средств 15, связанного с их точным позиционированием, при каждой замене внутренней панели 41.

В соответствии с изображенным вариантом изобретения закрытое положение воздухозаборной секции 4 означает, что звукопоглощающая обечайка 53 прикреплена своим верхним по потоку концом 54 к входной кромке 4а посредством крепежных элементов (не показаны), например посредством болтов. Указанное крепление выполняют так, что внутренняя панель 41 находится в постоянном контакте с входной кромкой 4а, когда летательный аппарат находится в рабочем состоянии, в частности в полете.

Предпочтительно входная кромка 4а, объединенная с наружной панелью 40, обеспечивает аэродинамическую целостность совместно со звукопоглощающей обечайкой 53. На фиг.9-11 в качестве примера показаны различные системы выравнивания.

Сопряжение входной кромки 4а, объединенной с наружной панелью 40, и звукопоглощающей обечайки 53 внутренней панели может быть внешним (фиг.9 и 10) или внутренним (фиг.11), но в любом случае оно обеспечивает максимально возможную аэродинамическую целостность конструкции. Жесткие центрирующие элементы такие, как центрирующие штыри 56 (фиг.11), выполненные с возможностью взаимодействия с соответствующими отверстиями, или гибкие центрирующие элементы такие, как упругая лапка 60 (фиг.9), обеспечивают указанную целостность конструкции.

На участке сопряжения уплотнение 62 можно разместить либо у внутренней панели 41, либо у наружной панели 40.

В соответствии с вариантом изобретения, изображенным на фиг.9 и 10, входная кромка 4а и внутренняя панель 41 сопряжены таким образом, что в закрытом положении указанная входная кромка 4а и указанная внутренняя панель 41 частично перекрывают друг друга. Предпочтительно сопряжение происходит в точке, расположенной выше по потоку, вследствие чего образуется конечный упор, обеспечивающий определенную прочность данному участку.

Необходимо, чтобы указанные системы обеспечивали минимальный зазор между звукопоглощающей обечайкой 53 и входной кромкой 4а для того, чтобы аэродинамическое возмущение, возникающее в указанном стыке, было наименьшим.

Как показано на фиг.12, внутренняя панель 41 соединена нижним по потоку концом 70 с верхним по потоку концом 72 корпуса 9, вследствие чего образуется неподвижная часть предлагаемой гондолы 1.

Для этого корпус 9 в верхнем по потоку конце 72 содержит фланец 74, к которому крепятся нижний по потоку конец 70 внутренней панели 41, а также крепежный элемент 75 направляющих средств 15, в частности системы рельсов 16. Нижний по потоку конец 70 внутренней панели 41 можно прикрепить к одной или другой стороне фланца 74 корпуса 9 посредством простой системы или посредством двойного крепежа. В соответствии с одним вариантом изобретения крепление нижнего по потоку конца 70 и крепежных элементов 75 к корпусу 9 происходит не в одной и той же точке.

Таким образом, предпочтительно в верхнем по потоку конце 72 корпуса 9 предусмотрен ряд отверстий, что позволит регулировать присоединение системы рельсов 16 и обеспечит установку указанной системы рельсов в заданном положении.

Например, нижний по потоку конец 70 и крепежные элементы 75 прикреплены к корпусу 9 посредством одного или нескольких болтов 76, как показано на фиг.12.

Также можно использовать соединительные детали, обеспечивающие возможность взаимодействия системы рельсов 16 с отверстиями, оптимально расположенными во фланце 74 корпуса.

Кроме того, в соответствии с вариантом изобретения, изображенным на фиг.2, система рельсов 16 установлена своим нижним по потоку концом на нижнем по потоку конце 82 корпуса 9 посредством крепежных элементов 80. Крепежные элементы 80 представляют собой, например, соединительную деталь. Нижний по потоку конец 82 корпуса 9, в частности, соединен с фланцем 84. В качестве альтернативного варианта система рельсов 16 крепится к корпусу 9 на участке между верхним по потоку концом 72 и нижним по потоку концом 82, например, посредством фланца или соединительной детали, дополнительно установленной на корпусе.

В соответствии с вариантом изобретения, изображенным на фиг.13, наружная панель 40 также содержит переднюю раму 90, выполненную с возможностью крепления к перегородке 92, скрепленной с верхней по потоку деталью, в частности с верхним по потоку фланцем 94, соединенным с корпусом 9. Таким образом, наружная панель 40 имеет прочное соединение со средней секцией 5, при этом в звукопоглощающей обечайке 53 не предусмотрены отверстия, необходимые для крепления к ней наружной панели 40. В результате, в отличие от заявки на патент FR 06/08599, практически вся площадь звукопоглощающей поверхности внутренней панели 41 пригодна для ослабления нежелательного шума, обусловленного работой турбореактивного двигателя.

Передняя рама 90 является, по существу, периферической, так же, как и перегородка 92. Передняя рама 90 крепится к перегородке 92 посредством крепежных элементов 96, например посредством болта с гайкой. Таким образом, наружная панель 40 прикреплена к перегородке 92 с возможностью съема. В результате, наружная панель 40, объединенная с входной кромкой 4а, в соответствии с данным изобретением, образует съемную деталь, выполненную с возможностью крепления к неподвижной части, в частности к перегородке 92.

В соответствии с предпочтительным вариантом изобретения в перегородке 92 предусмотрено отверстие, форма которого обеспечивает возможность прохождения через него направляющих средств 15. В результате, расстояние, на которое отводится воздухозаборная секция 4, увеличено.

Воздухонепроницаемость нижнего по потоку и верхнего по потоку участка с каждой стороны перегородки 92 обеспечена, например, за счет использования огнестойкого уплотнения между перегородкой 92 и установочными средствами 17. В соответствии с предпочтительным вариантом изобретения, показанным на фиг.14 и 15, в перегородке 92 предусмотрена выемка 100, форма которой соответствует по меньшей мере части 102 установочных средств 17, вследствие чего в закрытом положении установочные средства 17 обеспечивают воздухонепроницаемость перегородки 92. Между установочными средствами 17 и перегородкой 92 можно поместить любое уплотнение, известное специалистам в данной области техники. В соответствии с вариантом изобретения, показанным на фиг.15, по меньшей мере часть 110 установочных средств 17 имеет отсек, расположенный ниже по потоку и перекрывающий перегородку 92 и участок 18 стыка.

Аналогичным образом уплотнен стык между передней рамой 90 наружной панели 40 и перегородкой 92, например, посредством периферического уплотнения.

Перегородка 92 может служить опорой для центрирующих элементов (не показаны), расположенных под прямым углом к указанной перегородке 92 в направлении выше по потоку относительно предлагаемой гондолы 1. Эти центрирующие элементы также выполняют направляющую функцию, которая определяет длину этих элементов.

Передняя рама 90 дополнительно содержит отверстия (не показаны), через которые проходят крепежные элементы 96 и любые предусмотренные центрирующие элементы, когда наружная панель 40 установлена правильно и находится в закрытом положении.

Внутренняя панель 41 и наружная панель 40 также могут иметь внутренние элементы жесткости (не показаны), обеспечивающие большую жесткость указанным панелям. Специалисты в данной области техники выбирают данные внутренние элементы жесткости в зависимости от требуемой жесткости.

Следует также отметить, что воздухозаборная секция 4 может быть выполнена таким образом, что она посредством наружной панели 40 вытягивается в осевом направлении за пределы фланца, предназначенного для крепления внутренней панели 41 к неподвижной конструкции предлагаемой гондолы 1, и в результате прилегает к внешней конструкции системы реверсора тяги, относящейся к секции 6 гондолы, расположенной ниже по потоку, с возможностью покрытия створок 13. В этом случае для того, чтобы удержать воздухозаборную секцию 4 на перегородке 92, прикрепленной к корпусу 9, или верхней по потоку конструкции секции 6, расположенной ниже по потоку, предусмотрена система задвижек.

В соответствии с непоказанным предпочтительным вариантом изобретения воздухозаборная секция 4 содержит оборудование, предназначенное для защиты воздухозаборной секции 4 от обледенения, причем указанное противообледенительное оборудование расположено по существу на входной кромке 4а или объединено с ней. Аналогичным образом электрические противообледенительные устройства (не показаны) могут быть предусмотрены на внутренней панели 41 и наружной панели 40. В этом случае предпочтительно обеспечить средства подключения, предназначенные для подсоединения источника электропитания, например, к передней раме 90 наружной панели или к перегородке 92 фланца.

1. Гондола (1) турбореактивного двигателя, содержащая воздухозаборную секцию (4), предназначенную для направления воздушного потока к вентилятору турбореактивного двигателя и содержащую по меньшей мере одну продольную наружную панель (40), объединенную с входной кромкой (4а), среднюю секцию (5), расположенную вокруг указанного вентилятора, причем к средней секции прикреплена воздухозаборная секция (4) таким образом, что обеспечена аэродинамическая целостность, по меньшей мере одну внутреннюю панель (41), содержащую звукопоглощающую обечайку (53) и прикрепленную своим нижним по потоку концом (70) к верхнему по потоку концу (72) средней секции (5), причем в результате данного крепления образуется неподвижная конструкция гондолы (1), и направляющие средства (15), предназначенные для направления наружной панели (панелей) (40) и обеспечивающие, по существу, возможность прямолинейного перемещения наружной панели (40) к верхнему по потоку концу гондолы (1) с целью открытия воздухозаборной секции (4), отличающаяся тем, что направляющие средства (15) установлены исключительно на средней секции (5).

2. Гондола (1) по п.1, отличающаяся тем, что направляющие средства (15) установлены на корпусе (9) средней секции (5), причем указанный корпус (9) окружает вентилятор и обеспечивает аэродинамическую целостность совместно с внутренней панелью (41).

3. Гондола (1) по п.2, отличающаяся тем, что верхний по потоку конец (72) корпуса (9) содержит ряд отверстий, предназначенных для регулирования присоединения направляющих средств (15) и обеспечивающих установку направляющих средств (15) в заданном положении.

4. Гондола (1) по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что направляющие средства (15) содержат по меньшей мере одну систему рельсов (16, 32, 34, 47) и установочные средства (17, 20, 30, 31, 36, 45), предназначенные для установки наружной панели (панелей) (40) на систему (системы) рельсов (16, 23, 34, 47).

5. Гондола (1) по п.4, отличающаяся тем, что по меньшей мере часть установочных средств (20) расположена ниже по потоку от участка (18), на котором средняя секция (5) и одна или более внутренняя панель (панели) (41) стыкуются в закрытом положении.

6. Гондола (1) по п.4, отличающаяся тем, что установочные средства содержат по меньшей мере один ползунок (30, 31), выполненный с возможностью взаимодействия с по меньшей мере одним соответствующим рельсом (32).

7. Гондола (1) по п.4, отличающаяся тем, что установочные средства содержат по меньшей мере одну систему линейных роликовых опор (45), выполненную с возможностью взаимодействия с соответствующим рельсом (47).

8. Гондола (1) по п.4, отличающаяся тем, что установочные средства содержат направляющую систему (36), выполненную с возможностью взаимодействия с по меньшей мере одним соответствующим желобчатым рельсом (34).

9. Гондола (1) по п.4, отличающаяся тем, что направляющие средства (15) содержат по меньшей мере один продольный палец, выполненный с возможностью скольжения через соответствующее отверстие.

10. Гондола (1) по любому из пп.1-3 или 5-9, отличающаяся тем, что направляющие средства (15) имеют полость (50), расположенную, по существу, поперек относительно оси (52) гондолы (1), причем указанная полость (50) находится ниже по потоку от внутренней панели (панелей) (41).

11. Гондола (1) по любому из пп.1-3 или 5-9, отличающаяся тем, что по меньшей мере одна наружная панель (40) содержит переднюю раму (90), выполненную с возможностью крепления к перегородке (92), составляющей одно целое с деталью (94), установленной на средней секции (5).

12. Гондола (1) по п.11, отличающаяся тем, что перегородка (92) имеет отверстие, форма которого обеспечивает возможность прохождения через него направляющих средств (15).

13. Гондола (1) по п.11, отличающаяся тем, что перегородка (92) имеет выемку (100), форма которой соответствует по меньшей мере части (102) установочных средств (17), вследствие чего в закрытом положении установочные средства (17) обеспечивают воздухонепроницаемость перегородки (92).

14. Гондола (1) по любому из пп.1-3, 5-9 или 13, отличающаяся тем, что воздухозаборная секция (4) содержит средства с механическим или ручным управлением, предназначенные для сопровождения по меньшей мере одной наружной панели (40) вдоль направляющих средств (15).

15. Гондола (1) по п.14, отличающаяся тем, что направляющие средства (15) содержат по меньшей мере один стопор, предназначенный для ограничения движения по меньшей мере одной наружной панели (40) и обеспечивающий возможность частичного открытия указанной наружной панели (панелей) (40).

16. Гондола (1) по любому из пп.1-3, 5-9 или 13, отличающаяся тем, что средняя секция (5) содержит средства центрирования и позиционирования направляющих средств (15).

17. Гондола (1) по любому из пп.1-3, 5-9 или 13, отличающаяся тем, что воздухозаборная секция (4) содержит оборудование, предназначенное для предотвращения обледенения воздухозаборной секции (4).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству управления приводами техобслуживания капотов гондолы турбореактивного двигателя летательного аппарата, а также к гондоле, снабженной таким устройством.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле турбореактивного двигателя. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к устройству и способу управления питанием привода техобслуживания летательного аппарата от сети электропитания летательного аппарата.

Изобретение относится к блокировочному устройству, содержащему по меньшей мере одну блокировочную систему, предназначенную для установки на первом подвижном элементе, и удерживающий элемент, предназначенный для установки на втором подвижном элементе, причем блокировочная система содержит первый крюк, выполненный с возможностью входить в зацепление с удерживающим элементом для замыкания блокировочного устройства.

Изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя летательного аппарата. .

Изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя (ТРД) с воздухозаборником, направляющим воздушный поток к вентилятору ТРД, и центральным отсеком, который охватывает указанный вентилятор и к которому прикреплен воздухозаборник.

Изобретение относится к гондоле для турбореактивного авиадвигателя (ТРД), в хвосте которой имеется наружная конструкция, образующая вместе с соосной ей внутренней конструкцией, охватывающей заднюю по ходу потока часть ТРД, кольцевой канал воздушного потока, известный также как контур.

Изобретение относится к двухконтурным газотурбинным двигателям высокой и сверхвысокой степени двухконтурности. .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к устройству для открывания и закрывания створок гондолы. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к узлу двигателя самолета с подвижной гондолой двигателя

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле для турбореактивного двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к системе привода и управления подвижного капота (1) гондолы турбореактивного двигателя. Система содержит электрически управляемое средство (4) блокирования капота и исполнительный орган (2) для приведения в действие указанного капота. Также система содержит централизованный электронный блок управления (15), обеспечивающий управление работой средств блокирования и исполнительного органа согласно заданной последовательности действий. Изобретение также относится к гондоле, содержащей съемную воздухозаборную конструкцию с такой системой привода. Технический результат заключается в повышении надежности работы приводной системы капота гандолы. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям мотогондол. Нижняя по потоку секция гондолы (100) турбореактивного двигателя летательного аппарата содержит наружную конструкцию (106), концентрическую внутреннюю конструкцию (109), расположенную вокруг нижней по потоку части (111) турбореактивного двигателя и содержащую верхний по потоку отсек (113) относительно небольшого диаметра и нижний по потоку отсек (114) относительно большого диаметра. Внутренняя конструкция (109) совместно с наружной конструкцией (106) образует кольцевой канал (108) воздушного потока. Гондола также содержит направляющую систему (140), предназначенную для соединения внутренней конструкции (109) с нижней по потоку частью (111) турбореактивного двигателя или с частью подвесной стойки. Направляющая система (140) содержит средства, предназначенные для совмещения поступательного движения и поворота внутренней конструкции (109) между рабочим положением и положением технического обслуживания. Обеспечивается возможность доступа к двигателю целиком, что облегчает проведение работ по техническому обслуживанию. 4 н. и 11 з.п. ф-лы, 19 ил.

Гондола содержит воздухозаборник (2), направляющий воздух к вентилятору турбореактивного двигателя, и центральный отсек, который окружает вентилятор и к которому пристыкован воздухозаборник. Воздухозаборник содержит внутреннюю панель (21), которая присоединена к конструкции центрального отсека с помощью крепежных фланцев (4) и образует вместе с ней неподвижную конструкцию гондолы, и наружную панель (20), разъемно прикрепленную к неподвижной конструкции посредством окружной переборки (5), установленной на крепежные фланцы, и включающую в себя губу (2а) воздухозаборника. Конструкция воздухозаборника снабжена по периметру замковыми средствами, каждое из которых содержит замок (10), установленный на внутренней панели или на губе воздухозаборника и предназначенный для взаимодействия с ответными средствами (11) фиксации, установленными, соответственно, на губе воздухозаборника или на внутренней панели. Обеспечивается прочный стык между воздухозаборником и внутренней панелью. 16 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле турбореактивного двигателя. Гондола содержит воздухозаборник (4), предназначенный для направленной подачи воздушного потока к вентилятору (7) турбореактивного двигателя (8), снабженный входной кромкой (21), расположенной сверху по потоку гондолы (1) и прикрепленной на концевых участках к внешней панели (25) и к внутренней панели (23). Также гондола содержит среднюю конструкцию (5), предназначенную для охвата вентилятора (7), причем воздухозаборник (4) прикреплен к средней конструкции (5) с обеспечением плавности аэродинамических обводов, и указанная средняя конструкция (5) содержит внешний кольцевой канал (11) протекания вторичного потока или потока во втором контуре, средний внешний капот (13), а также нижнюю по потоку секцию (6), к которой прикреплена средняя конструкция. Внешняя панель (25) содержит подвижную часть (25a), прикрепленную к входной кромке (21) воздухозаборника и проходящую ниже по потоку от внутренней панели (23), неподвижную часть (25b), прикрепленную к средней конструкции (5) или к нижней по потоку секции (6), причем за счет сопряженности форм неподвижной части (25b) и подвижной части (25a) обеспечена возможность взаимного зацепления указанных частей. Технический результат заключается в обеспечении более удобного доступа к турбореактивному двигателю. 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле турбореактивного двигателя. Гондола (1) содержит воздухозаборник (4), предназначенный для направленной подачи воздушного потока к вентилятору турбореактивного двигателя, и среднюю конструкцию (5), предназначенную для охвата указанного вентилятора. Воздухозаборник прикреплен к средней конструкции (5) с обеспечением плавности аэродинамических обводов и содержит продольную внешнюю панель (40), объединенную с входной кромкой (4а) воздухозаборника и охватывающую часть внешней конструкции средней секции. Продольная внешняя панель установлена с возможностью сдвига между рабочим положением, в котором внешняя панель обеспечивает плавность внешних аэродинамических обводов гондолы (1), и положением техобслуживания, в котором внешняя панель отстоит от внешней конструкции средней секции и в котором входная кромка воздухозаборника отстоит от внутренней панели воздухозаборника. Внешняя панель (40) соединена с направляющими устройствами, содержащими рельсы (15) и ползуны (16). Технический результат заключается в снижении массы гондолы и повышении удобства обслуживания двигателя летательного аппарата. 14 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям гондол турбореактивных двигателей. Гондола летательного аппарата снабжена задним узлом (1), содержащим веретенообразную внутреннюю конструкцию (11), в которой имеется одна нижняя по потоку часть (15) и одна верхняя по потоку часть (13), каждая из которых подвижно установлена с возможностью перемещения между рабочим положением, в котором указанные части соединены друг с другом, и положением техобслуживания, в котором указанные части отделены друг от друга. Нижняя по потоку часть установлена подвижно с возможностью осевого сдвига, при этом верхняя по потоку часть подвижна за счет раскрытия по меньшей мере одной створки. Нижняя по потоку часть и верхняя по потоку часть снабжены зацепляемыми друг с другом соединительными средствами. Одна из указанных частей снабжена шарнирными средствами (131, 151), имеющими по меньшей мере в одном направлении диапазон перемещения, что обеспечивает не сопровождающееся механическими напряжениями управление и функционирование соответствующей части. Каждая из указанных частей (13, 15) обеспечена возможностью перемещения в положение техобслуживания независимо друг от друга. Достигается создание равномерной нагруженности конструкции с сохранением доступа к двигателю при проведении работ при техобслуживании. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх