Способ создания условий для обеспечения русла проектируемого судоходного канала "евразия" проточной пресной водой


 


Владельцы патента RU 2471040:

Кузнецов Геннадий Петрович (RU)

Изобретение относится к гидротехническому строительству искусственных русел для водотоков проточной воды. Способ создания условий для обеспечения русла проектируемого судоходного канала «Евразия» проточной пресной водой включает концепцию инвестиционного проекта «Международный морской канал «Евразия» между Черным и Каспийским морями» в части использования Кумо-Манычской ложбины для трассирования канала через водораздел между Азово-Черноморским бассейном и бассейном Каспийского моря. Питание Восточной и Южной ветвей канала «Евразия» осуществляют пресной водой из Волгоградского водохранилища по искусственному руслу канала «Волго-Дон-2». В районе устья реки Егорлык у южного берега Пролетарского водохранилища проектируют и строят гидротехническое сооружение, включающее сейсмоустойчивую плотину-вододелитель с судопропускными устройствами, предназначенную для распределения объема пресноводного потока в русла Восточной и Южной ветвей канала Евразия, а также Восточную и Западную дамбы, размещаемые поперек Пролетарского водохранилища, предназначенные для формирования глубоководной акватории пресной воды, имеющей отметку поверхности, одинаковую с уровнем воды в Волгоградском водохранилище. Восточная дамба, отделяющая пресноводный поток от высокоминерализированной воды озера Маныч-Гудило, должна быть глухой, а Западная дамба должна иметь в своем теле устройства рабочего водоспуска, предназначенного для подачи пресной воды в Дон через Веселовское и Усть-Манычское водохранилища. Изобретение позволяет увеличить количество орошаемых земель в прибрежной зоне, исключая при этом их засоление и опустынивание. 4 з.п. ф-лы.

 

Область техники

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к сооружению искусственных русел для водотоков проточной воды, предназначенных для регулярного судоходства между глубоководными акваториями без нанесения вреда природе.

Уровень техники

Известно, что идея создания канала для соединения Азово-Черноморского бассейна с бассейном Каспийского моря существует уже более 200 лет. Для прокладки этого водного пути в первую очередь рассматривался вариант использования естественного понижения земной поверхности, в котором расположены русла рек Западный Маныч и Восточный Маныч, а также озеро Маныч-Гудило. В тридцатых годах двадцатого века на реке Западный Маныч возвели три гидроузла: Усть-Манычский, Веселовский и Пролетарский, в результате чего образовался каскад водохранилищ: Пролетарское - объемом 1304 миллиона кубометров, Веселовское - 1095 миллионов кубометров и Усть-Манычское - объемом 72 миллиона кубометров. В связи с тем, что местный естественный сток не мог обеспечить поддержание необходимого уровня воды в этих водохранилищах, возникла идея переброски в них вод из рек Кубань и Дон. С этой целью создали Донской Магистральный канал и Невиномысский канал, а также Сенгелеевское, Нижнетроицкое, Сальское водохранилища. Строительство и эксплуатация Чограйского водохранилища потребовали сооружения Правоегорлыкского и Ставропольского каналов для переброски воды из Кубани в реку Калаус. Эта система гидросооружений должна была обеспечить поддержание проектного уровня воды во всех водохранилищах, а также понижение концентрации соли в их воде для обеспечения возможности использования водных ресурсов на орошение сельхозугодий и решение проблемы обеспечения потребностей населения в пресной воде. В начале 21 века сложилась напряженная ситуация с водными ресурсами в регионе Кумо-Манычской ложбины, в результате чего общий объем воды, подаваемый из Дона, Кубани, Терека, Кумы в Западный Маныч и в Восточный Маныч, не превышает 3 миллиардов кубометров. Этого объема слишком мало для решения даже таких насущных проблем, как питьевое водоснабжение населения в регионе. К сожалению, в проектах не был учтен такой геоэкологический параметр, как вынос реками, зарождающимися на северных склонах Кавказских гор, больших объемов ила, причем не мягкого, а селевого - с гравием, валунами, огромными корчагами деревьев. Например, в Усть-Джегутинском водохранилище, являющемся головным на Большом Ставропольском канале, всего за 40 лет эксплуатации накопилось более 23 миллионов кубометров ила, а весь проектный объем этого водохранилища 36 миллионов кубометров. Кроме этого, не достаточно объективно была учтена хозяйственная емкость региона и отдельных его экосистем, что особенно важно в условиях меняющегося климата, глобальной аридизации, опустынивания и подъема грунтовых вод. В процессе эксплуатации гидросооружений выявились также утечки воды, не предусмотренные проектами. Например, весной 2007 года прокуратурой Ставропольского края установлено, что на Чограйском водохранилище имеются трещины и пустоты под плитами облицовки девятикилометровой дамбы, в неудовлетворительном состоянии находится донный водосброс, что может привести к прорыву дамбы и затоплению территории площадью почти в 5 тысяч квадратных километров вместе с расположенными там населенными пунктами. Чрезмерная эксплуатация почв и их переполив обусловили повсеместную дегумификацию, подтопление, заболачивание и засоление, а сброс дренажных вод в малые и средние реки увеличил концентрацию солей в водохранилищах и в речных растворах. Возникла угроза увеличения концентрации солей в реке Дон и потери основной водной артерии Ростовской области, как источника питьевого водоснабжения.

Воды Дона, Кубани и всех малых рек региона по концепции инвестиционного проекта «Международный морской канал «Евразия» между Черным и Каспийским морями» (1) должны были бы обеспечить его пресной водой, но все эти реки могли бы донести до канала не более 20 миллиардов кубометров воды, а такого объема недостаточно для работы одного этого потребителя воды даже в случае прекращения подачи пресной воды по рекам на большую часть территории Краснодарского и Ставропольского краев для обеспечения населения и для производственных нужд. Авторы заявки на полезную модель №2008112911/22 от 04.04.2008 года предложили «Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала с самотечной подачей воды для шлюзования», отличающийся тем, «что на склоне водораздела, который относится к бассейну моря с более низкой степенью солоноватости воды, включено в состав гидроузла водохранилище с повышенной степенью солоноватости воды и насосной станцией, обеспечивающей подачу воды с повышенной степенью солоноватости сливной призмы при каждом шлюзовании из упомянутого водохранилища через водоподводящий канал в водохранилище на водоразделе, по которому вода самотеком при шлюзовании попадает в море с более высокой степенью солоноватости» (2). Отношение руководства Республики Калмыкия к такому варианту обеспечения канала «Евразия» водой изложено в статье «Снова о «Евразии», опубликованной в «Правительственной газете» №37 (628) за 12 июля 2008 года: «вариант движения по каналу соленой морской воды однозначно приведет к засолению и опустыниванию прилегающей местности» (3). Исследованиями в области технико-экономического и эколого-мелиоративного обоснования целесообразности проектирования канала «Евразия», выполненными в Институте безопасности гидротехнических сооружений в городе Новочеркасск Ростовской области, выявлены следующие приоритетные задачи: принятие мер по сохранению сельскохозяйственных угодий, по повышению плодородия почв, по снижению площадей земель, подверженных опустыниванию, по повышению доли орошаемых земель, а также по использованию возможностей, открывающихся в области социального и экологического восстановления прибрежной территории при условии обеспечения рационального использования пресной воды и плодородных земель (4). На решение всех этих приоритетных задач ориентировано описываемое изобретение.

Раскрытие изобретения

Для подачи пресной воды в искусственное русло канала «Евразия» необходимо спроектировать и построить гидротехническое сооружение в районе устья реки Егорлык у южного берега Пролетарского водохранилища. Это гидротехническое сооружение должно включать сейсмоустойчивую плотину-вододелитель с судопропускными устройствами, а также Восточную и Западную дамбы, размещаемые поперек Пролетарского водохранилища, которые предназначены для формирования глубоководной акватории пресной воды, движущейся между этими дамбами и имеющей отметку поверхности, одинаковую с уровнем воды в Волгоградском водохранилище, то есть около +15 метров над уровнем Мирового океана. Отметка дна русла у плотины-вододелителя на участке глубинного сброса пресной воды в Восточную ветвь канала «Евразия» должна быть равна минус 20 метров относительно уровня Мирового океана. Восточная дамба, то есть дамба, отделяющая пресноводный поток от высокоминерализованной воды озера Маныч-Гудило, должна быть глухой, а Западная дамба должна иметь в своем теле устройства рабочего водоспуска, предназначенного для подачи пресной воды в Дон через Веселовское и Усть-Манычское водохранилища. В состав гидротехнического сооружения также должны быть включены устройства для шлюзования судов из акватории между Западной и Восточной дамбами в Восточную и Южную ветви канала «Евразия», а также в акваторию Веселовского водохранилища. На подходе к плотине-вододелителю отметки дна глубоководной пресноводной акватории должны обеспечивать глубинный сброс пресной воды в Восточную ветвь канала «Евразия», устраиваемую в Кумо-Манычской ложбине южнее коренного русла реки Западный Маныч, южнее акватории озера Маныч-Гудило, южнее коренного русла реки Восточный Маныч и далее по полупустынной территории Прикаспийской низменности до акватории Каспийского моря. Отметка дна русла Восточной ветви канала «Евразия» у плотины-вододелителя в районе устья реки Егорлык должна быть равна минус 20 метров относительно уровня Мирового океана, а отметка поверхности воды в первой части Восточной ветви канала «Евразия» должна быть равна +10 метрам над уровнем Мирового океана на протяжении 150 километров, до плотины, предназначенной для глубинного сброса пресноводного потока во вторую часть Восточной ветви канала «Евразия», а также для устройства на проезжей части этой плотины железнодорожного полотна участка железной дороги и покрытия автодороги из Элисты в Ставрополь. Конструкция этой плотины должна обеспечивать шлюзование морских судов водоизмещением не менее 10 тысяч тонн. Отметки дна русла первой части канала «Евразия» должны понижаться на 0,05 метра на каждый километр длины русла, поэтому отметка дна русла в районе плотины под железной дорогой из Элисты в Ставрополь должна быть равна минус 27,5 метров относительно уровня Мирового океана, а отметка поверхности воды в начале второго участка канала «Евразия» должна быть не ниже минус 17,5 метров. Указанные отметки поверхности воды на протяжении первой и второй частей Восточной ветви канала «Евразия» создают условия для приема в русло канала поверхностных стоков с прилегающих территорий, а также подземных вод. Второй участок Восточной ветви канала «Евразия» должен быть отделен от третьего участка плотиной с глубинным водосбросом и судопропускными устройствами, которую надо разместить в том месте, где отметки местности на Прикаспийской низменности достигнут минус 17 метров относительно уровня Мирового океана, так как это позволит избежать устройства ограждающих дамб, предназначенных для поддержания уровня воды в канале на отметке минус 17,5 метра. Для предотвращения подтопления территорий, прилегающих к каналу, должны быть выбраны места для строительства водопропускных плотин между третьим и четвертым участками, между четвертым и пятым участками Восточной ветви канала «Евразия» и так далее до места пересечения канала с железной дорогой из Астрахани в Кизляр. Отметка дна русла в начале последнего участка Восточной ветви канала «Евразия», то есть участка от плотины под железнодорожным полотном магистрали из Астрахани в Кизляр до акватории Каспийского моря, должна быть равна минус 42,5 метра относительно уровня Мирового океана, а отметка поверхности воды на протяжении этого участка канала должна быть одинаковой с уровнем воды в Каспийском море.

Отметка дна русла первого участка Южной ветви канала «Евразия», начинающегося от плотины-вододелителя вблизи устья реки Егорлык, должна быть у плотины не выше уровня Мирового океана с дальнейшим понижением по 0,05 метра на километр русла, а отметка поверхности воды на всем протяжении этого первого участка, устраиваемого в долине реки Егорлык и далее по Приазовской низменности до места пересечения с железнодорожной магистралью между городами Кропоткин и Тихорецк, должна быть одинаковой с уровнем воды в Волгоградском водохранилище, то есть около +15 метров. Переток пресной воды в русло первого участка Южной ветви канала «Евразия» должен быть осуществлен со свободной поверхности акватории пресной воды между Восточной и Западной дамбами перед плотиной-вододелителем вблизи устья реки Егорлык. Отметка дна русла второго участка Южной ветви канала «Евразия» в его начале, у плотины под железной дорогой между городами Кропоткин и Тихорецк, должна быть равна минус 9 метров относительно уровня Мирового океана, а отметка поверхности воды на всем протяжении второго участка до входа его в долину реки Кубань в районе города Краснодар должна быть одинаковой с уровнем воды в Волгоградском водохранилище, то есть около +15 метров над уровнем Мирового океана. Отметка дна русла третьего участка Южной ветви канала «Евразия» в его начале, у плотины в районе города Краснодар, должна быть равна минус 16 метров относительно уровня Мирового океана, а отметка поверхности воды на всем протяжении третьего участка от города Краснодар до плотины в месте пересечения канала с железнодорожной магистралью между станциями Крымская и Протока не должна превышать самую низкую отметку воды в реке Кубань в этом месте для обеспечения приема в русло Южной ветви канала «Евразия» паводковых вод из поймы Кубани. Отметка дна русла четвертого участка Южной ветви канала «Евразия», у плотины под железной дорогой между станциями Крымская и Протока, должна быть равна минус 20 метров относительно уровня Мирового океана, а отметка поверхности воды на всем протяжении четвертого участка до пересечения канала с железной дорогой от станции Крымская до станции Кавказ на Восточном побережье Керченского пролива не должна превышать самую низкую отметку воды в реке Кубань в этом месте для обеспечения приема в русло канала паводковых вод из поймы Кубани. Отметка дна русла пятого участка Южной ветви канала «Евразия», у плотины под железной дорогой между станциями Крымская и Кавказ должна быть равна минус 23 метра относительно уровня Мирового океана, а отметка поверхности воды на всем протяжении пятого участка до соединения его с акваторией Черного моря за станицей Благовещенская в Анапском районе Краснодарского края должна быть одинаковой с уровнем черноморской воды. Отметка дна русла канала «Евразия» в месте слияния его воды с акваторией Черного моря должна быть равна минус 24 метра относительно уровня моря. В теле всех водопропускных плотин, устраиваемых в местах пересечений Южной ветви канала «Евразия» с железными и автомобильными дорогами, должны быть сооружены шлюзы для пропуска морских судов водоизмещением не менее 10 тысяч тонн. При сооружении последнего, пятого, участка Южной ветви канала «Евразия» необходимо устроить выходы из него в акватории морских портов, которые будут размещены на месте Витязевского и Бугазского лиманов.

При выборе трассы всех участков Южной ветви канала «Евразия» надо запроектировать ее по земной поверхности с отметками, превышающими уровень поверхности воды в русле канала, для того чтобы избежать подтопления земель на территории Приазовской низменности.

Осуществление изобретения

Подвод пресноводного потока к глубоководной акватории между Восточной и Западной дамбами, пересекающими Пролетарское водохранилище в районе устья реки Егорлык, осуществляют за счет сооружения искусственного русла нового канала «Волго-Дон-2», по которому волжская вода из Волгоградского водохранилища дойдет до плотины-вододелителя, предназначенной для распределения объема пресноводного потока в русла Восточной и Южной ветвей канала «Евразия».

Для уменьшения изъятия земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, под прокладку канала «Волго-Дон-2» его трасса должна быть выбрана с использованием части долины реки Дон, затопленной в настоящее время Цимлянским водохранилищем, а маршрут перехода из волжской долины в донскую долину необходимо запроектировать через Голубинские пески в Калачевском районе Волгоградской области. Для осушения части дна Цимлянского водохранилища с целью устройства русла канала «Волго-Дон-2» необходимо построить дамбу в акватории Цимлянского водохранилища от станицы Голубинская в Калачевском районе Волгоградской области до устья реки Аксай-Курмоярский в Котельниковском районе Волгоградской области. Отметка дна русла канала «Волго-Дон-2» в месте ответвления его от акватории Волгоградского водохранилища выше плотины гидроэлектростанции у Волгограда должна быть равна минус 5 метров относительно уровня Мирового океана. Отметка дна русла канала «Волго-Дон-2» в районе устья реки Аксай-Курмоярский должна быть равна минус 12 метров относительно уровня Мирового океана, а отметка поверхности воды на всем протяжении этого участка канала должна быть одинаковой с уровнем воды в Волгоградском водохранилище, то есть около +15 метров. При использовании для строительства русла канала «Волго-Дон-2» южнее устья реки Аксай-Курмоярский части долины реки Сал отметка дна русла канала на подходе к водопропускной плотине под полотном железнодорожной магистрали между станциями Волгодонская и Куберле должна быть равна минус 16 метров относительно уровня Мирового океана, а отметка поверхности воды в канале «Волго-Дон-2» перед этой плотиной должна быть одинаковой с уровнем воды в Волгоградском водохранилище, то есть около +15 метров. Конструкция этой плотины должна обеспечивать глубинный пропуск пресной воды в продолжение русла канала до глубоководной акватории между Западной и Восточной дамбами, пересекающими Пролетарское водохранилище в его границах на начало 21 века, а также пропуск волжской воды из поверхностных слоев канала «Волго-Дон-2» в его Ростовское ответвление, которое может быть построено с использованием долины реки Сал до ее впадения в Дон. Строительство Ростовского ответвления канала «Волго-Дон-2» позволит организовать пропуск судов класса «река-море» в обход Цимлянского, Николаевского, Константиновского и Кочетовского гидроузлов. Появление нового участка водного пути из Азовского моря в Волгу без прохода по акватории Цимлянского водохранилища позволит понизить уровень воды в нем до отметок, при которых в случае прорыва вод Цимлянского водохранилища в долину Нижнего Дона из-за маломагнитудных землетрясений и вялотекущих смещений по глубинным разломам, наличие которых установлено в районе плотины Цимлянской ГЭС и под размещенной поблизости Ростовской АЭС, ущерб от затопления донской долины будет минимальным.

Немаловажным обстоятельством в пользу принятия решения о сооружении нового канала «Волго-Дон-2» с отведением воды из Волгоградского водохранилища в Южную и Восточную ветви канала «Евразия» является возможность повышения устойчивости русловой плотины гидроэлектростанции у Волгограда протяженностью 1193 метра, сооруженной путем намывки грунта в том месте земной поверхности, где створ плотины пересекают три глубинных тектонических разлома. Участок коренного русла Волги от намывной плотины до строящегося автодорожного моста через Волго-Ахтубинскую пойму в районе города Краснослободск протяженностью около 15 километров можно засыпать грунтом до отметки +20 метров над уровнем Мирового океана. Требующийся для засыпки коренного русла Волги грунт объемом около 500 миллионов кубометров может быть доставлен с трассы строящегося канала «Волго-Дон-2», что позволит избежать занятия земель для размещения грунта, изымаемого при сооружении участка русла канала «Волго-Дон-2» в междуречье Волги и Дона.

В связи с тем, что суммарная водопропускная способность сооружений гидроузла у Волгограда составляет 63060 кубометров в секунду, в том числе через здание ГЭС - 31980 кубометров в секунду, а максимальный расход воды, зарегистрированный в 1926 году, составил 59000 кубометров в секунду, создание условий для отвода части волжского стока по руслу канала «Волго-Дон-2» позволит предотвратить бесполезный сброс воды в нижний бьеф и далее по волжской долине в Каспийское море, уровень которого поднялся с 1978 года по 1991 год на 2,5 метра. В связи с тем, что тенденция подъема уровня воды в Каспийском море сохраняется и никто не способен гарантировать, что этот процесс остановится, в ближайшие годы может возникнуть необходимость защиты волжской дельты от морской воды путем сооружения дамб с судопропускными устройствами, как это осуществлено в тех странах, где происходит понижение отметок побережья. Вот при таком варианте развития ситуации в акватории Каспийского моря проявятся замечательные качества канала «Волго-Дон-2», по руслу которого можно будет отводить из Волгоградского водохранилища всю избыточную воду, а через плотину гидроэлектростанции у Волгограда пропускать только тот объем воды, который необходим для обеспечения потребностей населения в волжской долине. Минимальная площадь живого сечения русла канала «Волго-Дон-2», необходимая для обеспечения отвода из Волгоградского водохранилища всего избыточного объема волжского стока, определится расчетами с учетом сопоставления скорости перемещения водных потоков в Волге на участке между плотинами гидроэлектростанций у города Балаково и у Волгограда со скоростью перемещения воды по руслу канала «Волго-Дон-2». Для пропуска по каналу «Волго-Дон-2» водного потока во время максимального паводка необходимо русло канала на подходах к железнодорожным мостам разделить на рукава шириной не более чем по 100 метров для того, чтобы избежать устройства русловых опор. Опирание пролетных строений мостов на береговые устои создает безопасные условия для судоходства и для постоянного мониторинга состояния металлоконструкций моста, как это осуществлено при строительстве мостового перехода через Москву-реку на 16 километре линии Москва-Курск в 2006 году (5). Этот мост, построенный по схеме: 55,0+110,0+55,0 метров, имеет неразрезные металлические пролетные строения (фермы) с ездой понизу на железобетонных плитах.

Для поддержания уровня воды в Волге ниже Волгограда, обеспечивающего безопасные условия судоходства в период всей навигации, а также с целью создания благоприятных условий для обитания живых организмов и для развития водной растительности необходимо осуществить строительство следующих гидротехнических сооружений с судопропускными устройствами для шлюзования судов класса «река-море»:

1) плотина с глубинным сбросом воды из верхнего бьефа в районе города Ленинск Волгоградской области, где отметка уреза воды в Волге составляет минус 15 метров относительно уровня Мирового океана, а в реке Ахтуба - минус 12,6 метра;

2) плотина с глубинным сбросом воды из верхнего бьефа в районе города Ахтубинск Астраханской области, где отметка уреза воды в Волге и в Ахтубе составляет минус 18 метров относительно уровня Мирового океана;

3) плотина с глубинным сбросом воды из верхнего бьефа в районе города Цаган-Аман Республики Калмыкия, где отметка уреза воды в Волге и в Ахтубе составляет минус 22 метра относительно уровня Мирового океана;

4) плотина-вододелитель с глубинными сбросами воды из верхнего бьефа в протоки перед северной оконечностью дельты Волги в районе города Нариманов Астраханской области, где отметка уреза воды в Волге и в Ахтубе составляет минус 25 метров относительно уровня Мирового океана;

5) плотина с глубинным сбросом воды из верхнего бьефа в основное русло Волги перед северными пригородами Астрахани между поселками Приволжский и Комсомольский, где отметка уреза воды в коренной Волге составляет минус 26 метров относительно уровня Мирового океана;

6) дамба для защиты дельты Волги от поднимающихся вод Каспийского моря, обеспечивающая поддержание отметки поверхности воды во всех протоках, равной минус 27 метров относительно уровня Мирового океана при всех ожидаемых колебаниях уровня воды в Каспийском море, должна быть размещена на взморье, за пределами рыбоходных каналов, и стыковаться с побережьем на востоке по линии государственной границы с Казахстаном, а на западе - с полуостровом у места входа морского канала «Лаганский банк» в залив поблизости от города Лагань на территории Республики Калмыкия. При пересечении защитной дамбы с трассой Волго-Каспийского морского канала в районе острова Искусственный, имеющего отметку поверхности минус 22 метра относительно уровня Мирового океана, необходимо построить судопропускное сооружение при условии увеличения высоты этого острова для шлюзования судов класса «река-море».

Все гидротехнические сооружения на Волге ниже Волгограда и на Каспийском взморье будут необходимы и в том случае, если уровень Каспийского моря начнет понижаться, как это было до 1978 года, так как все плотины можно будет использовать для поддержания нужного уровня воды в водохранилищах на Нижней Волге, а защитную дамбу будут использовать для предотвращения лишнего сброса пресной воды в Каспийское море.

Источники информации

1. Информация об инвестиционном проекте «Международный морской канал «Евразия» между Черным и Каспийским морями» на Интернет-сайте Правительства Ставропольского края stavinvest.ru.

2. Патент на полезную модель №RU 75401 U1, Е02В 5/04, 5/06 (2006.01), опубликован 10.08.2008 года в Бюллетене №22.

3. Статья «Снова о «Евразии» в «Правительственной газете» Республики Калмыкия №37 (628) за 12 июня 2008 года.

4. Информация с Интернет-сайта Института безопасности гидротехнических систем в городе Новочеркасск Ростовской области.

5. Информация компании СК «Мост» о реконструкции моста через Москву-реку на 16 километре железнодорожной магистрали Москва - Курск на Интернет-сайте SKMOST.RU.

1. Способ создания условий для обеспечения русла проектируемого судоходного канала «Евразия» проточной пресной водой, включающий концепцию инвестиционного проекта «Международный морской канал «Евразия» между Черным и Каспийским морями» в части использования Кумо-Манычской ложбины для трассирования канала через водораздел между Азово-Черноморским бассейном и бассейном Каспийского моря, отличающийся тем, что питание Восточной и Южной ветвей канала «Евразия» осуществляют пресной водой из Волгоградского водохранилища по искусственному руслу канала «Волго-Дон-2», для чего в районе устья реки Егорлык у южного берега Пролетарского водохранилища проектируют и строят гидротехническое сооружение, включающее сейсмоустойчивую плотину-вододелитель с судопропускными устройствами, предназначенную для распределения объема пресноводного потока в русла Восточной и Южной ветвей канала Евразия, а также Восточную и Западную дамбы, размещаемые поперек Пролетарского водохранилища, предназначенные для формирования глубоководной акватории пресной воды, имеющей отметку поверхности, одинаковую с уровнем воды в Волгоградском водохранилище, при этом Восточная дамба, отделяющая пресноводный поток от высокоминерализированной воды озера Маныч-Гудило, должна быть глухой, а Западная дамба должна иметь в своем теле устройства рабочего водоспуска, предназначенного для подачи пресной воды в реку Дон через Веселовское и Усть-Манычское водохранилища.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при питании русла канала «Евразия» волжской водой будут созданы условия для использования всего объема стока рек, протекающих по территории Предкавказья, для удовлетворения потребностей населения и производственных предприятий в пресной воде, а также для орошения и обводнения земель.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что за счет организации отвода избыточных объемов воды из Волгоградского водохранилища по руслу канала «Волго-Дон-2» будут созданы условия для предотвращения дополнительного подъема уровня воды в Каспийском море из-за увеличения водности Волги.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что в акваторию глубоководного водохранилища между Восточной и Западной дамбами, размещаемыми поперек Пролетарского водохранилища, будут попадать все поверхностные и подземные стоки с притрассовых территорий, по которым будет проходить русло канала «Волго-Дон-2», так как отметки воды в этом русле будут ниже отметок земной поверхности, из-за чего будет предотвращено подтопление и заболачивание сельскохозяйственных угодий.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что при подводе волжской воды к руслу канала «Евразия» по искусственному руслу канала «Волго-Дон-2» будут созданы условия для прекращения использования Цимлянского водохранилища для судоходства между Волжским бассейном и открытыми морскими акваториями, в результате чего уровень воды в Цимлянском водохранилище будет понижен с целью уменьшения нагрузки на земляную плотину Цимлянского гидроузла, под основанием которой выявлены глубинные тектонические разломы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, конкретно к судоходным каналам, предназначенным для уменьшения судового хода между бассейнами морей или рек.

Изобретение относится к области гидротехнического строительства судоходных каналов. .

Изобретение относится к области гидротехнического строительства судоходных каналов. .

Изобретение относится к области гидротехнического строительства судоходных каналов, соединяющих водные бассейны морей или рек. .

Изобретение относится к области гидротехники и предназначено для строительства новых и реконструкции существующих подходных каналов морских и речных портов, баз флота, судостроительных и судоремонтных заводов, а также соединительных каналов и судопропускных сооружений, эксплуатируемых, в основном, в условиях замерзающих акваторий.

Изобретение относится к области гидротехнического строителельства. .
Наверх