Вращающаяся лопатка для паровой турбины (варианты)

Вращающаяся лопатка для паровой турбины содержит корневой участок, участок аэродинамического профиля, смежный с корневым участком, верхушечный участок и крышку. Участок аэродинамического профиля, смежный с корневым участком, имеет такую форму, чтобы оптимизировать аэродинамическую характеристику с обеспечением при этом оптимального распределения потока и минимальных центробежных и изгибающих напряжений. Верхушечный участок, смежный с участком аэродинамического профиля, имеет ширину верхушки. Крышка выполнена в виде части верхушечного участка и образует радиальное уплотнение, которое доводит до минимума верхушечные потери. Ширина крышки превышает ширину верхушки, так что на скорости крышка взаимодействует со смежной крышкой смежной лопатки. Выходная кольцевая площадь лопатки составляет 0,143 м2. Диапазон рабочих скоростей лопатки составляет от 5625 до 11250 оборотов в минуту. Максимальный массовый расход для лопатки составляет 30,9 кг/с. В результате лопатки турбины могут эффективно функционировать при повышенных рабочих скоростях. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Настоящее изобретение относится к вращающейся лопатке для паровой турбины и, в частности, к вращающейся лопатке для паровой турбины с оптимизированной геометрией, способной обеспечить повышенные рабочие скорости.

Путь потока пара паровой турбины формируют посредством неподвижного цилиндра и ротора. При этом к цилиндру крепят множество неподвижных лопаток в виде идущего по окружности ряда, причем они проходят вовнутрь к пути прохождения пара (см., например, Трухний А.Д., Ломакин Б.В., Теплофикационные паровые турбины и турбоустановки: Учебное пособие для вузов, Москва, изд. МЭИ, 2002, стр.65-71). Подобным же образом множество вращающихся лопаток крепят и к ротору в виде идущего по окружности ряда, при этом они проходят наружу к пути прохождения пара. Неподвижные лопатки и вращающиеся лопатки располагают чередующимися рядами, так что ряд неподвижных лопаток и непосредственно ниже по потоку расположенный ряд вращающихся лопаток образуют ступень. Неподвижные лопатки служат для придания направления потоку пара таким образом, чтобы он входил в находящийся ниже по потоку ряд вращающихся лопаток под правильным углом. Аэродинамические профили вращающихся лопаток забирают энергию от пара, развивая при этом энергию, необходимую для приведения в движение ротора и прикрепленной к нему нагрузки.

Количество энергии, забираемой каждым рядом вращающихся лопаток, зависит от размера и конфигурации аэродинамических профилей этих лопаток, а также от количества вращающихся лопаток в ряду. Таким образом, конфигурации аэродинамических профилей лопаток представляют собой важный фактор в отношении термодинамической эксплуатационной характеристики турбины, а определение геометрии аэродинамических профилей вращающихся лопаток составляет важную часть конструирования турбины.

Когда пар течет через турбину, его давление падает на каждой последующей ступени, пока не будет достигнуто желаемое выпускное давление. Таким образом, свойства пара, то есть его температура, давление, скорость и содержание влаги, изменяются от ряда к ряду, когда пар расширяется на пути его прохождения. Поэтому в каждом ряду вращающихся лопаток применяют лопатки, имеющие конфигурацию аэродинамического профиля, которая оптимизирована для условий пара, связанных с этим рядом. Однако в пределах данного ряда конфигурации аэродинамического профиля вращающихся лопаток идентичны, за исключением некоторых турбин, в которых конфигурации аэродинамического профиля изменяются среди лопаток, находящихся в пределах одного ряда, чтобы изменять резонансные частоты.

Аэродинамические профили вращающихся лопаток проходят от корня (или хвостовика) лопатки, используемого для крепления лопатки к ротору. Обычно это выполняют посредством придания корню формы "елки" путем формирования приблизительно проходящих в осевом направлении чередующихся выступов и канавок вдоль боковых сторон корня вращающейся лопатки. В диске ротора формируют пазы, имеющие сопрягающиеся выступы и канавки. Когда корень вращающейся лопатки со скольжением заходит в паз диска, центробежная нагрузка на вращающуюся лопатку, которая весьма высока вследствие высокой скорости вращения ротора, будет распределена вдоль частей выступов, у которых корень и диск находятся в контакте. Из-за высокой центробежной нагрузки напряжения в корне вращающейся лопатки и пазе диска весьма высоки. Поэтому важно довести до минимума концентрации напряжений, образуемые посредством выступов и канавок, и довести до максимума опорные площади, по которым действуют силы контакта между корнем вращающейся лопатки и пазом диска. Это особенно важно для последних рядов паровой турбины низкого давления вследствие значительного размера и веса вращающихся лопаток в этих рядах и наличия коррозионных напряжений вследствие влаги в потоке пара.

Кроме постоянной центробежной нагрузки вращающиеся лопатки также будут подвержены вибрации.

Вращающиеся лопатки турбины на участке низкого давления обычно конструируют и оптимизируют для охвата заданной рабочей скорости, которая необходима при различных применениях. Основными рабочими параметрами являются кольцевая площадь, скорость вращения, способность пропускания расхода и давление конденсации для вращающейся лопатки последней ступени.

Затруднения, связанные с конструированием вращающейся лопатки паровой турбины, усиливает то обстоятельство, что конфигурация аэродинамического профиля в значительной степени определяет как силы, воздействующие на лопатку, так и ее механическую прочность, и резонансные частоты, а также термодинамическую эксплуатационную характеристику лопатки. Эти соображения налагают ограничения на выбор конфигурации аэродинамического профиля вращающейся лопатки, так что в силу необходимости оптимальная конфигурация аэродинамического профиля лопатки для данного ряда представляет собой компромисс между ее механическими и аэродинамическими свойствами.

Таким образом, желательно создать ряд лопаток паровой турбины, который обеспечивает оптимальную термодинамическую эксплуатационную характеристику с доведением при этом до минимума напряжений на аэродинамический профиль лопатки и на ее корень вследствие воздействия центробежных сил, а также избежать воздействия резонанса.

Согласно первому объекту настоящего изобретения создана вращающаяся лопатка для паровой турбины, содержащая: корневой участок; участок аэродинамического профиля, смежный с корневым участком и имеющий такую форму, чтобы оптимизировать аэродинамическую характеристику с обеспечением при этом оптимального распределения потока и минимальных центробежных и изгибающих напряжений; верхушечный участок, смежный с участком аэродинамического профиля; и крышку, выполненную в виде части верхушечного участка и образующую радиальное уплотнение, которое доводит до минимума верхушечные потери; при этом выходная кольцевая площадь вращающейся лопатки составляет 0,143 м2.

Предпочтительно, диапазон рабочих скоростей вращающейся лопатки составляет от 5625 до 11250 оборотов в минуту.

Предпочтительно, вращающаяся лопатка обеспечивает максимальный массовый расход порядка 30,9 кг/с.

Предпочтительно, диапазон рабочих скоростей вращающейся лопатки составляет от 5625 до 11250 оборотов в минуту.

Предпочтительно, вращающуюся лопатку используют в качестве лопатки для второй - последней ступени.

Предпочтительно, крышка имеет такие размеры, чтобы на скорости она взаимодействовала со смежной крышкой смежной лопатки.

Предпочтительно, крышка составляет единое целое с верхушечным участком.

Предпочтительно, радиальное уплотнение содержит, по меньшей мере, одно верхушечное уплотнение.

Согласно второму объекту изобретения создана вращающаяся лопатка для паровой турбины, содержащая: корневой участок; участок аэродинамического профиля, смежный с корневым участком и имеющий такую форму, чтобы оптимизировать аэродинамическую характеристику с обеспечением при этом оптимального распределения потока и минимальных центробежных и изгибающих напряжений; верхушечный участок, смежный с участком аэродинамического профиля и имеющий ширину верхушки; и крышку, выполненную в виде части верхушечного участка и образующую радиальное уплотнение, которое доводит до минимума верхушечные потери, причем ширина крышки превышает ширину верхушки, так что на скорости крышка взаимодействует со смежной крышкой смежной лопатки; при этом выходная кольцевая площадь лопатки составляет 0,143 м2, диапазон рабочих скоростей лопатки составляет от 5625 до 11250 оборотов в минуту, а максимальный массовый расход для лопатки составляет 30,9 кг/с.

Далее настоящее изобретение будет описано более подробно со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:

Фиг.1 - вид спереди вращающейся лопатки паровой турбины;

Фиг.2 - вид в перспективе;

Фиг.3 - вид сверху крышки лопатки; и

Фиг.4 - верхушка и крышка лопатки.

Как показано на фиг.1 и 2, вращающаяся лопатка для паровой турбины включает в себя корневой участок 2, соединенный с осевой входной частью 3 типа ласточкиного хвоста для подсоединения к ротору турбины. Как показано, часть 3 типа ласточкиного хвоста имеет конфигурацию "елки" с двумя крючками. Согласно предмету изобретения одновременно находящейся на рассмотрении заявки на патент США геометрия осевой входной части типа ласточкиного хвоста оптимизирована для обеспечения распределения среднего и локального напряжения, которое гарантирует требуемую защиту при избыточной скорости и малоцикловой усталости.

Аэродинамический профиль 10 проходит от корневого участка 2, а верхушечный участок 4 является смежным с аэродинамическим участком 10. Как показано на фиг.3 и 4, крышка 5 образована в виде части верхушечного участка 4.

Чтобы согласовать рабочие скорости, которые находятся в диапазоне от 5625 до 11250 оборотов в минуту, с максимальным расходом, составляющим порядка 30,9 кг/с, и с выходной кольцевой площадью, составляющей порядка 0,143 м2, были выполнены расчеты, касающиеся динамики текучей среды, для оптимизации геометрии аэродинамического профиля. Расход и кольцевая площадь представляют собой важные конструктивные параметры, оцениваемые специалистами в этой области. «Выходная кольцевая площадь» представляет собой площадь кольцевой формы, образованную снизу посредством верхней части той части лопатки, которая имеет форму ласточкиного хвоста, и сверху посредством нижней стороны крышки. Оптимизированная геометрия может обеспечить более высокие рабочие скорости с возможностью устранения при этом связанных с ними увеличений напряжения и частоты. В частности, участок 10 аэродинамического профиля выполняют с оптимальным отношением шага к ширине. Кроме того, распределение толщины вдоль участка 10 аэродинамического профиля изменено с обычной конструкции на оптимальное исполнение. Далее, кривизна участка 10 аэродинамического профиля отрегулирована на пониженное давление и на ударные потери в результате работы на высокой скорости. Пакетирование аэродинамических участков оптимизировано для доведения до минимума локального напряжения корня лопатки, вызываемого центробежным скручиванием лопатки.

На фиг.3 и 4 показана крышка 5 лопатки соответственно на виде сверху и боковом виде. Крышку 5 предпочтительно подвергают механической обработке совместно с лопаткой и, следовательно, заодно с верхушечным участком 4. Крышка 5 включает в себя, по меньшей мере, одно, а предпочтительно два верхушечных уплотнения 12 и цилиндрические поверхности, механически обработанные на лопатке для обеспечения контроля утечек.

Как показано на фиг.4, крышка 5 имеет большую ширину, чем верхушечная часть 4. Эта конструкция совместно со скручиванием лопатки определяет начальный зазор между контактными сторонами крышек смежных лопаток. Такой зазор будет сомкнут на скорости как следствие поворота крышки, вызываемого раскручиванием лопатки. Как только крышки смежных лопаток входят в зацепление друг с другом, лопатки ведут себя подобно постоянно соединенной конструкции, которая имеет более высокие характеристики жесткости и демпфирования по сравнению с самостоятельной конструкцией, приводя к весьма низким вибрационным напряжениям. То есть, находящиеся в зацеплении крышки между смежными лопатками формируют крышечный пояс или бандаж вокруг внешней периферии колеса турбины для ограничения рабочей текучей среды в пределах вполне определенного пути и для увеличения жесткости лопаток.

Описанная здесь вращающаяся лопатка паровой турбины обеспечивает значительно повышенные аэродинамическую и механическую характеристики и эффективность, при этом лопатки включают в себя крышки, имеющие радиальное уплотнение для доведения до минимума потерь на верхушках, позволяют получить минимальные напряжения от центробежного воздействия и изгибающего воздействия пара, имеют конструкцию непрерывно соединенных крышек для доведения до минимума вибрационных напряжений, обеспечивают уменьшенные потери эффективности и оптимизированное распределение потока. Лопатки турбины как таковые могут эффективно функционировать при повышенных рабочих скоростях.

Хотя изобретение описано применительно к тому, что в настоящее время можно считать наиболее практичными и предпочтительными вариантами его осуществления, следует иметь в виду, что изобретение не ограничено описанными вариантами, напротив, оно предназначено для охвата различных модификаций и эквивалентных компоновок, входящих в объем прилагаемой формулы изобретения.

1. Вращающаяся лопатка для паровой турбины, содержащая:
корневой участок;
участок аэродинамического профиля, смежный с корневым участком и имеющий такую форму, чтобы оптимизировать аэродинамическую характеристику с обеспечением при этом оптимального распределения потока и минимальных центробежных и изгибающих напряжений;
верхушечный участок, смежный с участком аэродинамического профиля; и
крышку, выполненную в виде части верхушечного участка и образующую радиальное уплотнение, которое доводит до минимума верхушечные потери;
при этом выходная кольцевая площадь вращающейся лопатки составляет 0,143 м2.

2. Вращающаяся лопатка по п.1, диапазон рабочих скоростей которой составляет от 5625 до 11250 об/мин.

3. Вращающаяся лопатка по п.2, обеспечивающая максимальный массовый расход порядка 30,9 кг/с.

4. Вращающаяся лопатка по п.1, используемая в качестве лопатки для второй - последней ступени.

5. Вращающаяся лопатка по п.4, в которой крышка имеет такие размеры, чтобы на скорости она взаимодействовала со смежной крышкой смежной лопатки.

6. Вращающаяся лопатка по п.4, диапазон рабочих скоростей которой составляет от 5625 до 11250 об/мин.

7. Вращающаяся лопатка по п.1, в которой крышка составляет единое целое с верхушечным участком.

8. Вращающаяся лопатка по п.1, в которой радиальное уплотнение содержит, по меньшей мере, одно верхушечное уплотнение.

9. Вращающаяся лопатка для паровой турбины, содержащая:
корневой участок;
участок аэродинамического профиля, смежный с корневым участком и имеющий такую форму, чтобы оптимизировать аэродинамическую характеристику с обеспечением при этом оптимального распределения потока и минимальных центробежных и изгибающих напряжений;
верхушечный участок, смежный с участком аэродинамического профиля и имеющий ширину верхушки; и
крышку, выполненную в виде части верхушечного участка и образующую радиальное уплотнение, которое доводит до минимума верхушечные потери, причем ширина крышки превышает ширину верхушки, так что на скорости крышка взаимодействует со смежной крышкой смежной лопатки;
при этом выходная кольцевая площадь лопатки составляет 0,143 м2, диапазон рабочих скоростей лопатки составляет от 5625 до 11250 об/мин, а максимальный массовый расход для лопатки составляет 30,9 кг/с.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к торцевым уплотнениям рабочих лопаток паровых турбин, газотурбинных двигателей и установок, а также лопаток других роторных машин.

Изобретение относится к турбиностроению, в частности к бандажам рабочих удлиненных лопаток осевых турбин. .

Осевая турбомашина (1) включает рабочую лопаточную решетку, которая образована рабочими лопатками (3), у каждой из которых имеется передняя кромка (8) и расположенная в радиальном направлении снаружи свободная вершина (15) лопатки. Рабочую лопаточную решетку охватывают стенки (13) кольцевого пространства. Стенки (13) кольцевого пространства расположены непосредственно вблизи вершин (15) лопаток, образуя радиальный зазор (16) между огибающей вершин (15) лопаток и внутренней стороной (14) кольцевого пространства. У рабочих лопаток (3) на вершине (15) лопатки в области их передних кромок (8) соответственно имеется радиальное возвышение (18). У стенок (13) кольцевого пространства с внутренней стороны (14) кольцевого пространства имеется окружное радиальное углубление (17), которое расположено на радиальном расстоянии (16) от огибающей вершин (15) лопаток. В направлении основного потока через осевую турбомашину (1) форма радиальных возвышений на их обращенных к радиальному зазору (16) сторонах повторяет форму радиального углубления. В направлении основного потока осевой турбомашины (1) форма на внутренней стороне (14) кольцевого пространства имеет, по меньшей мере, четыре криволинейных участка, разделенных точками перегиба. Кривизна соседних криволинейных участков (19, 21, 23, 24) имеет различные знаки. Достигается уменьшение утечек через радиальный зазор. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 3 ил.

абочая лопатка турбины газотурбинного двигателя содержит верхнюю торцевую бандажную полку, с размещенными на ней зубцами лабиринтного уплотнения. Бандажная полка имеет сквозную полость для охлаждающего воздуха и выполнена в виде параллелограмма, две стороны которого ориентированы в направлении вращения, а две другие имеют противоположно направленные вырезы с контактными поверхностями и охватывающими их компенсаторами напряжений. Бандажная полка снабжена подпорным и управляющим ребрами. Подпорное ребро выполнено между компенсаторами напряжений длиной (0,7…0,9)H и на расстоянии (0,1…0,9)L от вершины выреза. Управляющее ребро выполнено по боковой кромке бандажной полки со стороны выпуклой поверхности профильной части между компенсатором напряжения и зубцом лабиринтного уплотнения высотой (0,7…0,85)h высоты зубца уплотнения. Высота компенсаторов напряжения и подпорного ребра соответственно составляет (1…2)d и (1,5…3)d, где H - расстояние между компенсаторами напряжений; L - расстояние от вершины выреза до задней стороны бандажной полки, ориентированной в направлении вращения; h - высота зубца уплотнения; d - толщина бандажной полки. Увеличивается ресурс работы лопатки турбины двигателя при сохранении потребного расхода воздуха через систему охлаждения рабочей лопатки и несущественном увеличении массы. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Осевая газовая турбина содержит ротор с чередующимися рядами воздухоохлаждаемых рабочих лопаток и теплозащитных экранов ротора и статор с чередующимися рядами воздухоохлаждаемых направляющих лопаток и теплозащитных экранов статора, установленных на внутренних кольцевых элементах. Статор коаксиально охватывает ротор снаружи с формированием между ними тракта течения горячего газа так, что ряды рабочих лопаток и теплозащитных экранов статора и ряды направляющих лопаток и теплозащитных экранов ротора расположены напротив друг друга соответственно. Ряд направляющих лопаток и следующий ряд рабочих лопаток, расположенный ниже по ходу течения потока, образуют ступень турбины. Рабочие лопатки снабжены на их концах внешними платформами рабочих лопаток. Внешние платформы рабочих лопаток содержат на их внешней поверхности ряд зубцов, проходящих параллельно друг другу в окружном направлении и размещенных один за другим в направлении течения потока газа. Зубцы подразделяются на первые и вторые зубцы. Вторые зубцы расположены ниже по потоку от первых зубцов. Первые зубцы расположены напротив проходящего вниз по потоку выступа соседних направляющих лопаток ступени турбины, а вторые зубцы находятся напротив соответствующих теплозащитных экранов статора. Изобретение направлено на повышение эффективности охлаждения. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

Осевая турбина газотурбинного двигателя содержит наружный корпус с установленными в нем неподвижными лопатками и надроторными вставками, образующими с корпусом по меньшей мере одну полость наддува, соединенную с системой подвода охлаждающего воздуха, ротор с рабочими лопатками, имеющими профильную часть, ограниченную вогнутой и выпуклой поверхностями. При этом надроторная вставка в своей проекции, перпендикулярной к рабочей лопатке, выполнена в форме параллелограмма, у которого две параллельные стороны, перпендикулярные оси ротора турбины, имеют длину 0,3…1,1 от максимального расстояния между вогнутыми поверхностями рабочих лопаток в их плоскости вращения. Две другие стороны проекции надроторной вставки наклонены от оси ротора турбины на угол 30…80° в сторону вращения рабочих лопаток. Изобретение позволяет обеспечить малые зазоры на всех режимах, учитывая погрешность изготовления деталей, разницу тепловых расширений деталей и эксцентриситета ротора турбины, и при этом сохранить малый износ торцов рабочих лопаток и надроторных вставок, тем самым увеличить время эксплуатации турбины с максимальным КПД и мощностью. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Элемент турбины газотурбинного двигателя содержит подложку, имеющую наружную поверхность, внутреннюю поверхность и торец. Внутренняя поверхность ограничивает по меньшей мере одно полое внутреннее пространство. Наружная поверхность ограничивает одну или несколько канавок, причем каждая канавка проходит, по меньшей мере частично, вдоль наружной поверхности подложки и имеет основание. Элемент также содержит покрытие, расположенное поверх по меньшей мере части наружной поверхности подложки. Покрытие содержит по меньшей мере структурное покрытие, которое проходит радиально так, что вместе канавка и структурное покрытие ограничивают один или несколько каналов для охлаждения элементов. Торец содержит крышку, ограждающую указанное полое внутреннее пространство, и ободок, расположенный в радиальном наружном конце подложки. Ободок торца, по меньшей мере частично, ограничивает по меньшей мере один выпускной канал, находящийся в проточном сообщении по меньшей мере с одним охлаждающим каналом. Изобретение направлено на повышение эффективности охлаждения торца лопатки и срока службы. 4 н. и 27 з.п. ф-лы, 14 ил.

Полая лопатка имеет аэродинамический профиль, простирающийся в продольном направлении, и содержит основание, конец, внутренний канал охлаждения внутри аэродинамического профиля, полость, расположенную в конце, открытую к свободному окончанию лопатки и ограниченную торцевой стенкой и ободом. Обод простирается между передней кромкой и задней кромкой и включает обод стороны пониженного давления вдоль стороны пониженного давления и обод стороны повышенного давления вдоль стороны повышенного давления, и охлаждающие каналы, соединяющие указанный внутренний канал охлаждения со стороной повышенного давления. Каналы охлаждения наклонены по отношению к стороне повышенного давления. Укладка аэродинамических секций лопатки на уровне обода конца лопатки имеет смещение по направлению к стороне повышенного давления, увеличивающееся по мере приближения к свободному окончанию конца лопатки. Стенка стороны повышенного давления аэродинамического профиля представляет собой выступающую часть, более чем половина длины которой простирается вдоль продольной части внутреннего охлаждающего канала, и наружная поверхность которой наклонена по отношению к остальной части стороны повышенного давления аэродинамического профиля, и имеющую торцевую поверхность на ее конце, обращенном к полости. Торцевая стенка соединена со стенкой стороны повышенного давления в области конца выступающей части. Охлаждающие каналы расположены в выступающей части таким образом, чтобы открываться в торцевую поверхность выступающей части, в результате чего расстояние между осями охлаждающих каналов и их внешнего предела свободного конца обода стороны повышенного давления больше или равно ненулевому минимальному значению. Изобретение направлено на разработку конструкции лопатки, которая делает возможным сохранить высокую эффективность системы охлаждения верха лопатки, даже когда лопатка имеет улучшенный (расширенный) верх типа “смещенных концевых секций”. 4 н. 11 з.п. ф-лы, 11 ил.

Данное изобретение относится к турбинному узлу (10, 10а), содержащему в основном полую лопатку (12) и по меньшей мере одно дефлекторное устройство (14, 14а, 14d), при этом полая лопатка (12) имеет по меньшей мере первую боковую стенку (16, 18), проходящую от входной кромки (20) к выходной кромке (22) полой лопатки (12), и по меньшей мере одну полость (24), в которой в собранном состоянии упомянутого по меньшей мере одного дефлекторного устройства (14, 14а, 14d) в полой лопатке (12) упомянутое по меньшей мере одно дефлекторное устройство (14, 14а, 14d) расположено на заданном расстоянии относительно внутренней поверхности (26) полости (24) для струйно-дефлекторного охлаждения этой по меньшей мере одной внутренней поверхности (26) и с образованием проточного канала (28) для охлаждающей среды (30), проходящего от входной кромки (20) к выходной кромке (22), и при этом упомянутое по меньшей мере одно дефлекторное устройство (14, 14а, 14d) содержит первую деталь (42) и вторую деталь (44), расположенные бок о бок в осевом направлении (78), причем вторая деталь (44) расположена за первой деталью (42) при рассматривании в осевом направлении (78), и с осевым расстоянием друг от друга с образованием первого проточного прохода (46), обеспечивающего прохождение с одной стороны лопатки (12) к противоположной стороне лопатки (12). Для минимизации температуры подачи охлаждающей среды в лопатку и увеличения эффективности струйно-дефлекторного охлаждения турбинный узел (10, 10а) содержит по меньшей мере первый блокировочный элемент (32, 32b-d; 34, 34а), который расположен в проточном канале (28) между второй деталью (44) упомянутого по меньшей мере одного дефлекторного устройства (14, 14а, 14d) и упомянутой по меньшей мере первой боковой стенкой (16, 18) полой лопатки (12), причем упомянутая по меньшей мере первая боковая стенка (16, 18) находится на спинке (36) полой лопатки (12) для блокирования потока охлаждающей среды (30) в направлении от входной кромки (20) к выходной кромке (22) полой лопатки (12), препятствуя доступу в секцию (94) проточного канала (28) ниже по потоку после первого блокировочного элемента (32, 32b-d; 34, 34а), направляя охлаждающую среду (30) в первом проточном проходе (46) от спинки (36) к корыту (38) полой лопатки (12). Изобретение направлено на повышение эффективности охлаждения. 15 з.п. ф-лы, 7 ил.

Лопатка ротора турбомашины содержит простирающуюся радиально рабочую часть и накладку, закрывающую торец рабочей части. Накладка образована первой частью, радиально закрывающей торец лопатки, и второй частью, частично закрывающей корыто лопатки. Первая часть накладки имеет боковину, расположенную со стороны спинки и находящуюся заподлицо со спинкой рабочей части. Сечение накладки в радиальной плоскости относительно оси ротора имеет форму уголка, причем первая часть накладки расположена перпендикулярно радиальному направлению, а вторая часть простирается в целом радиально. Другое изобретение группы относится к турбомашине, содержащей ротор, несущий указанную лопатку, и статор, окружающий ротор. Внутренняя цилиндрическая стенка статора, расположенная аксиально на уровне упомянутой лопатки, содержит слой истираемого материала, размещенный радиально на уровне торца лопатки. Группа изобретений позволяет защитить корыто рабочей части лопатки от износа, возникающего при контакте с истираемым материалом статора, без существенного увеличения веса лопатки. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Описан роторно-статорный агрегат для газотурбинного двигателя, причем агрегат содержит лопатку (2) ротора, имеющую слой (8) керамического материала, образующий истирающее покрытие, нанесенное на ее законцовку, причем упомянутый слой состоит в основном из диоксида циркония и имеет коэффициент пористости, меньший или равный 15%; и статор (4), расположенный вокруг лопатки ротора и предусмотренный с обращенным к законцовке лопатки ротора слоем (6) керамического материала, образующим истираемое покрытие, причем упомянутый слой состоит в основном из диоксида циркония и имеет коэффициент пористости в диапазоне 20-50%, с порами, имеющими размер, меньший или равный 50 мкм. Изобретение позволяет оптимизировать поведение пары покрытий при высокой температуре, при соприкосновении, возможность выдерживать эрозию, возможность выдерживать циклические теплосмены и хорошее состояние поверхности, в это же время также являясь недорогими в производстве. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 11 ил.

Турбомашина содержит лопатку с концевым бандажом, расположенным на ее радиальном конце и имеющим переднюю кромочную часть и заднюю кромочную часть. Первая часть со стороны повышенного давления передней кромочной части имеет площадь поверхности на 50-500% большую, чем ее первая часть со стороны пониженного давления. Передняя кромочная часть имеет передний кромочный выступ, проходящий над передней кромкой указанной лопатки турбомашины на расстояние, составляющее 5-20% от длины хорды лопатки. Вторая часть со стороны повышенного давления задней кромочной части имеет площадь поверхности, на 50-400% большую, чем ее вторая часть со стороны пониженного давления. В другом варианте часть со стороны повышенного давления и часть со стороны пониженного давления передней кромочной части концевого бандажа лопатки разделены средней линией профиля лопатки турбомашины. Еще одно изобретение группы относится к турбинной лопатке, содержащей указанный выше концевой бандаж. Группа изобретений позволяет снизить механическую нагрузку, действующую на лопатку во время работы, а также повысить эффективность лопатки и турбомашины. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх