Интеллектуальная информационная система для пассажирского салона самолета


 


Владельцы патента RU 2473117:

Открытое акционерное общество "Инженерный центр по микроэлектронике" (ОАО "ИЦМ") (RU)

Настоящее изобретение относится к интеллектуальной информационной системе для пассажирского салона самолета. Технический результат заключается в создании информационной системы самолета и расширении арсенала технических средств. Такой результат достигается тем, что интеллектуальная информационная система для пассажирского салона самолета содержит: первый и второй серверы, расположенные соответственно в головной и хвостовой частях самолета и соединенные шинами передачи цифровых данных и шиной передачи команд в одноранговую сеть; магистральные модули, подключенные к шинам передачи цифровых данных и команд; кресельные модули, расположенные в каждом пассажирском кресле и соединенные с соответствующими магистральными модулями; камеры наблюдения за пассажирами, расположенные в заранее заданных местах пассажирского салона и соединенные с по меньшей мере одним из серверов; светотехническое оборудование пассажирского салона, подключенное к по меньшей мере одному из серверов; оборудование громкой связи пассажирского салона, подключенное к по меньшей мере одному из серверов. 8 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к интеллектуальной информационной системе для пассажирского салона самолета.

Уровень техники

Обеспечение пассажиров современного самолета различными информационными услугами в процессе полета значительно повышает привлекательность полетов таким самолетом. Поэтому в настоящее время многие авиационные компании стремятся предоставить своим пассажирам как можно более широкий спектр информационных услуг, от информации о маршруте полета до демонстрации видеофильмов и возможности пользования Интернетом.

Так, в заявке на патент США №2009/0187640 (опубл. 23.07.2009) раскрыта бортовая информационная система, имеющая беспроводное подключение к Интернету и позволяющая пассажирам получать информацию о полете и заказывать билеты на дальнейший маршрут.

В заявке на патент США №2010/0005495, опубликованной 7 января 2010 года (на основе международной заявки РСТ/ЕР 2007/001130, опубликованной 23.08.2007 под № WO 2007/093327; см. также заявку на патент РФ №2008137065, опубликованную 27.03.2010), описана информационная система на воздушном судне с компьютером и множеством дисплеев, которые выполнены непосредственно на иллюминаторах воздушного судна. Данная заявка направлена именно на дисплеи на иллюминаторах и не содержит сведений о выполнении самой информационной системы.

В заявке на патент США №2005/0278753 (опубл. 15.12.2005; на основе международной заявки PCT/US 2005/004425, опубликованной 01.09.2005 под № WO 2005/079309) описана вещательная пассажирская бортовая информационная система, содержащая в каждом сиденье (кресле) собственный процессор и сетевой сервер, соединенные через сетевой клиент, а также дисплей и пользовательский интерфейс. Все сиденья соединены сетевой шиной с общим сервером, который запрограммирован на осуществляемые по желанию каждого пассажира демонстрацию видео- и аудиопрограмм, подключение переносных компьютеров, спутниковую связь с Интернетом и отображение информации о полете. Эта информационная система имеет, как видно, очень много возможностей, но является весьма сложной из-за использования в каждом кресле фактически отдельного компьютера.

Примерно такая же информационная система раскрыта и в международной заявке РСТ/ЕР 2008/058084 (публикация № WO 2009/000858 от 21.12.2009).

Подробная информация об информационной системе самолета раскрыта на сайте www.akko.ru/presentation.pdf. В этом источнике охарактеризована информационная система, в которой имеется мультимедийный сервер, соединенный локальной сетью с кресельными модулями, предназначенными для обеспечения возможности пассажиру выбирать и просматривать и прослушивать видео- или аудиопрограмму (для пассажиров бизнес-класса) или прослушивать аудиопрограмму (для пассажиров эконом-класса). Кроме того, эта информационная система содержит сервер наблюдения, соединенный другой локальной сетью с камерами видеонаблюдения и переднего обзора, а также с общими мониторами и громкоговорителями для отображения информации о полете и сообщений экипажа.

Данная информационная система весьма выгодно отличается от всех указанных выше аналогов наличием множества возможностей как для пассажиров, так и для экипажа, но при этом все же является недостаточно универсальной, поскольку кресла эконом-класса снабжены только наушниками для прослушивания аудиопрограмм. Кроме того, данная информационная система является сложной, поскольку содержит, помимо указанных элементов, еще центральный пульт управления и пульт управления видеокамерами в кабине экипажа, подключенные к обеим локальным сетям.

Раскрытие изобретения

Задачей настоящего изобретения является создание более простой информационной системы самолета, а также расширение арсенала технических средств.

Эта задача решается в настоящем изобретении с достижением указанного результата за счет того, что предложена интеллектуальная информационная система для пассажирского салона самолета, содержащая: первый и второй серверы, расположенные соответственно в головной и хвостовой частях самолета и соединенные шинами передачи цифровых данных и шиной передачи команд в одноранговую сеть; магистральные модули, подключенные к шинам передачи цифровых данных и команд; кресельные модули, расположенные в каждом пассажирском кресле и соединенные с соответствующими магистральными модулями, причем каждый кресельный модуль снабжен монитором, предназначенным для выведения видеоинформации, гнездами, предназначенными для включения наушников для выведения аудионформации, и соответствующим пассажирским пультом управления, выполненным с возможностью управления выведением видео- и аудиоинформации, также с возможностью управления светотехническими характеристиками и вентиляционными приборами; камеры наблюдения за пассажирами, расположенные в заранее заданных местах пассажирского салона и соединенные с по меньшей мере одним из серверов; светотехническое оборудование пассажирского салона, подключенное к по меньшей мере одному из серверов; оборудование громкой связи пассажирского салона, подключенное к по меньшей мере одному из серверов.

Особенность интеллектуальной информационной системы по настоящему изобретению состоит в том, что она может дополнительно содержать оборудование самолетной кухни, подключенное к по меньшей мере одному из серверов.

Еще одна особенность интеллектуальной информационной системы по настоящему изобретению состоит в том, что каждый из первого и второго серверов может быть выполнен в виде персонального компьютера.

Еще одна особенность интеллектуальной информационной системы по настоящему изобретению состоит в том, что каждый из первого и второго серверов может содержать сенсорный экран с пользовательским интерфейсом.

Еще одна особенность интеллектуальной информационной системы по настоящему изобретению состоит в том, что шины передачи цифровых данных могут быть выполнены в виде оптических шин передачи данных.

Еще одна особенность интеллектуальной информационной системы по настоящему изобретению состоит в том, что шина передачи команд может быть выполнена для передачи команд по промышленному интерфейсу CAN.

При этом пассажирский пульт управления может быть выполнен с возможностью включения-выключения индивидуального освещения и выдачи сигнала вызова бортпроводника.

Кроме того, пассажирский пульт управления может быть выполнен в виде сенсорного экрана на мониторе, предназначенного для управления введением видео- и аудиоинформации.

Подробное описание изобретения

Ниже приведено подробное описание изобретения со ссылкой на прилагаемый чертеж.

Как показано на этом чертеже, интеллектуальная информационная система для пассажирского салона самолета содержит первый и второй серверы 1 и 2, расположенные соответственно в головной и хвостовой частях самолета. Первый сервер 1 и второй сервер 2 в предпочтительном варианте осуществления могут быть выполнены каждый в виде персонального компьютера, например, в виде так называемого лаптопа, хотя вполне возможно и иное их выполнение (к примеру, в виде специально разработанного компьютера с ограниченным числом функций). Выполнение серверов 1 и 2 в виде персональных компьютеров, особенно лаптопов, позволяет резко упростить всю интеллектуальную информационную систему и сократить требуемый объем помещения для нее.

Предпочтительно каждый из первого сервера 1 и второго сервера 2 содержит сенсорный экран 3 и 4 соответственно, снабженный пользовательским интерфейсом для удобства введения управляющих данных.

Первый сервер 1 и второй сервер 2 соединены шиной 5 передачи цифровых данных и шиной 6 передачи команд в одноранговую сеть. Упомянутые шины 5 передачи цифровых данных могут быть выполнены предпочтительно в виде оптических шин передачи данных, что позволяет передавать по ним сразу много данных, например мультимедийных передач. Упомянутая шина 6 передачи команд может быть выполнена для передачи команд предпочтительно по промышленному интерфейсу CAN. Разумеется, возможны и иные выполнения как шин 5 передачи данных, так и шины 6 передачи команд, определяемые конкретными конструктивными особенностями как пассажирского салона самолета, так и используемой аппаратуры.

С шинами 5 и 6 соединены также магистральные модули 7, 8, число которых равно числу блоков пассажирских кресел. Скажем, если в пассажирском салоне самолета имеются салон бизнес-класса и салон эконом-класса, то число магистральных модулей 7, 8 может быть равно двум. Однако если в пассажирском салоне самолета имеется более двух салонов, число магистральных модулей 7, 8 может быть соответственно увеличено. Кроме того, магистральные модули 7, 8 могут устанавливаться в одном салоне по каждому борту или по одному магистральному модулю на каждые несколько рядов кресел. Конкретные размещения магистральных модулей 7, 8 зависят от конкретного типа самолета.

Магистральные модули 7, 8 предназначены для стыковки серверов 1 и 2 с кресельными модулями 9, 10, описанными ниже, и могут быть выполнены, например, в виде соответственно запрограммированных контроллеров или же в виде аппаратных блоков, сконструированных для выполнения упомянутых выше стыковочных функций.

В каждом пассажирском кресле расположены упомянутые кресельные модули 9 и 10, соединенные с соответствующими магистральными модулями 7 и 8. На чертеже показаны М кресельных модулей 9 салона бизнес-класса и N кресельных модулей 10 салона эконом-класса. Это, однако, сделано в чисто иллюстративных целях и ни в коем случае не ограничивает заявленное изобретение.

Каждый из кресельных модулей 9, 10 предназначен для представления пассажиру возможности выбирать соответствующие мультимедийное произведение (к примеру, видеофильмы или музыкальные передачи) и осуществлять управление индивидуальными приборами данного кресла (к примеру, освещением и вентилятором). Для этого каждый кресельный модуль 9 или 10 снабжен монитором, предназначенным для выведения видеоинформации, гнездами, предназначенными для включения наушников для выведения аудиоинформации, и соответствующим пассажирским пультом управления, выполненным с возможностью управления упомянутым выведением видео- и аудиоинформации, а также с возможностью управления светотехническими и вентиляционными приборами. К примеру, пассажирский пульт управления может быть выполнен с возможностью включения-выключения индивидуального освещения и выдачи сигнала вызова бортпроводника. Этот пассажирский пульт управления может быть выполнен в предпочтительном варианте осуществления в виде сенсорного экрана на упомянутом мониторе, предназначенного для управления упомянутым введением видео- и аудиоинформации. Конкретный вид пассажирского пульта управления может быть любым и определяется наличием тех функций, которые должен выполнять этот пассажирский пульт управления. При этом данный пассажирский пульт управления может иметь как проводную, так и беспроводную (к примеру, радио- или инфракрасную) связь с соответствующим кресельным модулем 9 или 10. В предпочтительном варианте осуществления пассажирский пульт управления может быть выполнен в виде сенсорного экрана на упомянутом мониторе для управления введением видео- и аудиоинформации.

Выполнение кресельного модуля 9 или 10 может зависеть от того, в каком салоне расположено соответствующее кресло. Например, для кресла в салоне бизнес-класса упомянутый монитор может располагаться в его подлокотнике, тогда как для кресла в салоне эконом-класса упомянутый монитор может располагаться в спинке переднего кресла. Сам кресельный модуль 9 или 10 может быть выполнен в виде соответственно запрограммированного контроллера или в виде аппаратного блока, сконструированного для осуществления вышеописанных функций.

Интеллектуальная информационная система для пассажирского салона самолета включает в себя также камеры 11 наблюдения за пассажирами, расположенные в заранее заданных местах пассажирского салона и соединенные с по меньшей мере одним из первого и второго серверов 1, 2. Кроме того, интеллектуальная информационная система для пассажирского салона самолета может включать в себя камеру 12 переднего обзора.

В интеллектуальную информационную систему для пассажирского салона самолета входит также светотехническое оборудование 12, подключенное к по меньшей мере одному из первого и второго серверов 1 и 2, а также оборудование 13 громкой связи, подключенное к по меньшей мере одному из первого и второго серверов 1 и 2. Помимо этого, в пассажирском салоне могут быть размещены под багажными полками или под потолком (над креслами пассажирского салона) информационные мониторы 14, скажем, через каждые три ряда кресел. Эти информационные мониторы 14 также подключены к по меньшей мере одному из первого и второго серверов 1 и 2.

Вместе с тем, к по меньшей мере одному из первого и второго серверов 1 и 2 может быть подключено оборудование 15 самолетной кухни.

Благодаря этому экипаж имеет возможность управлять освещением пассажирского салона (к примеру, отключая светотехническое оборудование 12 на время взлета и посадки), информировать пассажиров в процессе полета с помощью оборудования 13 громкой связи и информационных мониторов 14 (например, о маршруте движения, с трансляцией видов, получаемых камерой 12 переднего обзора), а также своевременно разогревать еду с помощью оборудования 15 самолетной кухни.

Пассажиры же, в свою очередь, могут управлять приборами своего кресла (освещение, вентилятор) и выбирать для просмотра или прослушивания ту или иную программу, транслируемую по шинам 5 передачи данных.

Использование магистральных модулей 7, 8 вместе с кресельными модулями 9, 10 позволяет упростить интеллектуальную информационную систему для пассажирского салона самолета, поскольку часть функций по доставке мультимедийных продуктов к пассажирским креслам перекладываются с серверов 1, 2 на магистральные модули 7, 8, которые можно сделать достаточно малого размера. Дополнительное упрощение всей системы достигается также благодаря тому, что в предпочтительном варианте осуществления использованы персональные компьютеры (лаптопы) вместо громоздких серверов ближайшего аналога, а также благодаря тому, что на мониторах применены сенсорные экраны, упрощающие ввод данных.

1. Интеллектуальная информационная система для пассажирского салона самолета, содержащая:
- первый и второй серверы, расположенные соответственно в головной и хвостовой частях самолета и соединенные шинами передачи цифровых данных и шиной передачи команд в одноранговую сеть;
- магистральные модули, подключенные к упомянутым шинам передачи цифровых данных и команд;
- кресельные модули, расположенные в каждом пассажирском кресле и соединенные с соответствующими магистральными модулями, причем каждый кресельный модуль снабжен монитором, предназначенным для выведения видеоинформации, гнездами, предназначенными для включения наушников для выведения аудиоинформации, и соответствующим пассажирским пультом управления, выполненным с возможностью управления выведением видео- и аудиоинформации, также с возможностью управления светотехническими характеристиками и вентиляционными приборами;
- камеры наблюдения за пассажирами, расположенные в заранее заданных местах упомянутого пассажирского салона и соединенные с по меньшей мере одним из упомянутых серверов;
- светотехническое оборудование упомянутого пассажирского салона, подключенное к по меньшей мере одному из упомянутых серверов;
- оборудование громкой связи упомянутого пассажирского салона, подключенное к по меньшей мере одному из упомянутых серверов.

2. Система по п.1, которая дополнительно содержит оборудование самолетной кухни, подключенное к по меньшей мере одному из упомянутых серверов.

3. Система по п.1, в которой каждый из упомянутых первого и второго серверов выполнен в виде персонального компьютера.

4. Система по п.1 или 3, в которой каждый из упомянутых первого и второго серверов содержит сенсорный экран с пользовательским интерфейсом.

5. Система по п.1, в которой упомянутые шины передачи цифровых данных выполнены в виде оптических шин передачи данных.

6. Система по п.1, в которой упомянутая шина передачи команд выполнена для передачи команд по промышленному интерфейсу CAN.

7. Система по п.1, в которой упомянутый пассажирский пульт управления выполнен с возможностью включения-выключения индивидуального освещения и выдачи сигнала вызова бортпроводника.

8. Система по п.1, в которой упомянутый пассажирский пульт управления выполнен в виде сенсорного экрана на упомянутом мониторе, предназначенного для управления упомянутым введением видео- и аудиоинформации.

9. Система по п.1, которая дополнительно содержит информационные мониторы, расположенные над креслами пассажирского салона и подключенные к по меньшей мере одному из упомянутых серверов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к телевизионным системам, телекамеры которых выполнены в виде матрицы приборов с зарядовой связью (матрицы ПЗС) и предназначены для технологического контроля при производстве проката.

Изобретение относится к области обработки телевизионных изображений, и в частности, к способам определения положения объекта по последовательности телевизионных изображений для управления угловым перемещением линии визирования камеры в подвижных системах видеонаблюдения и слежения.

Изобретение относится к системам видеонаблюдения с передачей изображения по каналам связи. .

Изобретение относится к телевизионной технике и преимущественно может быть использовано для анализа интерферограмм по методу рекурсивной фильтрации сигнала изображения в телевизионных системах, где в качестве датчиков видеосигнала применены матрицы приборов с зарядовой связью (матрицы ПЗС).

Изобретение относится к радиоавтоматике и может быть использовано в телевизионных системах измерения параметров траекторий объектов сопровождения и других следящих системах, в которых информация о непосредственно измеряемых координатах формируется с помощью соответствующих дискриминаторов.

Изобретение относится к области телевизионных измерительных систем. .

Изобретение относится к области инженерной геодезии и связано с созданием видеоизмерительных систем, предназначенных для решения широкого круга задач, в частности: - определения взаимных высотных положений контролируемых объектов путем измерения уровня жидкости в сосудах гидростатического нивелира [1-3];- определения смещений контролируемых объектов от заданного створа [4];- передачи заданного направления с одного горизонта на другой [5-9];- определения плановых координат объектов [10];- контроля наклонов оснований сооружений [11];- определения углового положения объекта относительно заданного направления [12]; - определения смещений почвы от струны обратного отвеса [13];- автоматизированного инструментального геотехнического мониторинга зданий и сооружений [14];- автоматизации геодезических наблюдений за деформациями строительных конструкций [15];- автоматизированного контроля деформаций высотных зданий [16].

Изобретение относится к панорамному телевизионному наблюдению, которое выполняется телевизионной системой при помощи телевизионной камеры кругового обзора в области, близкой к полусфере, т.е.

Изобретение относится к системам основанным на анализе изображений отслеживания перемещения множества объектов на определенной области. .

Изобретение относится к средствам передачи команд графики для прорисовывания экрана, сконфигурированного множеством графических компонентов на стороне клиента. .

Изобретение относится к многоядерным «системам на кристалле» (SoC). .

Изобретение относится к средствам автоматической настройки серверов. .

Изобретение относится к масштабированной Ethernet-архитектуре с последовательным гирляндным соединением. .

Изобретение относится к средствам радиочастотной идентификации (РЧИД). .

Изобретение относится к цифровым мультимедийным системам и, в частности, к защите контента в цифровых домашних сетях. .

Изобретение относится к средствам для передачи пакета от передающего устройства на принимающее устройство через межкомпонентное соединение. .

Изобретение относится к вычислительной технике и касается коммуникационной среды. .

Изобретение относится к области обмена данными между генератором и потребителем
Наверх