Способ имитации поиска промыслового объекта лова в обучающем тренажере

Изобретение относится к техническим средствам обучения - тренажерам, в частности к тренажерам для обучения операторов промыслового флота. Способ предусматривает отображения промыслового объекта лова на экране монитора в виде множества геометрических фигур, снабженных приемниками и передатчиками сигнала от раздражителя. Геометрическим фигурам придают форму, сходную с видовым составом промыслового объекта. В качестве раздражителя используют сигнал эхолота и луч прожектора, причем первоначально с помощью сигнала эхолота ведут акустический поиск промыслового объекта, а затем визуальный поиск, включая прожектор и освещая лучом прожектора горизонт. Обнаруженный объект лова освещают лучом прожектора в течение времени, соответствующего периоду световой адаптации промыслового объекта, после чего увеличивают масштаб изображения обнаруженного промыслового объекта. В результате имитируется промысловая обстановка, значительно приближенная к реальной. 2 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к техническим средствам обучения - тренажерам, в частности к тренажерам для обучения оператор промыслового флота.

Известен способ имитации рыбного косяка, в котором косяк отображен на мониторе в виде монолитной геометрической фигуры, направление и скорость движения которой задаются по команде оператора (Кудакаев В.В., Тренажер промысловый FS-304. Изд-во «Дальневосточный государственный рыбохозяйственный университет», Владивосток, 2001 г., стр.16).

Недостаток известного способа заключается в том, что он не отображает полной картины реакции косяка на раздражители, как это происходит в реальных условиях, так как вектор перемещения, в силу технических возможностей, задается оператором без учета реальной промысловой обстановки и не позволяет вести поиск косяка рыбы.

Известен способ имитации рыбного косяка в обучающем тренажере, в котором объект лова (рыбный косяк), отображенный на экране монитора, дифференцируется на множество геометрических фигур, равных по величине и по форме, и снабжается приемником и передатчиком сигнала от раздражителей (люстр). После получения сигнала в виде светового потока каждая дифференцируемая фигура самостоятельно движется в направлении световых раздражителей, что позволяет максимально близко к реальным условиям моделировать образование рыбного косяка. Задавая различные режимы промысловой обстановки (погодные условия, температуру воды, скопление рыбы), данным способом моделируется поведение рыбного косяка, близкое к поведению в реальных условиях (п. РФ №2143663, G09B 9/00, опубл. 27.12.1999).

Известное техническое решение также решает только часть проблемы, стоящей перед специалистами при промышленном лове рыбы, а именно облов косяка рыбы, при этом способ основан на использовании положительной реакции рыбы на свет. Однако прежде чем совершить облов косяка, его еще необходимо найти. Зачастую на поиски рыбных косяков необходимо не только значительное количество времени, но и большие материальные затраты (топливо, вода, питание экипажа и т.п.). Кроме того, в известном способе объект лова дифференцируют в виде одинаковых равных по величине и по форме геометрических фигур, что не обеспечивает достоверной картины, имеющей место на промысле. В море (океане) одновременно находятся косяки рыб различных видов, отличающихся между собой как по своему внешнему виду, так и по поведению в естественной среде обитания.

Наиболее близким техническим решением по количеству сходных признаков и достигаемому результату является способ имитации лова кальмара в обучающем тренажере. Способ имитирует скопление кальмара на экране монитора тренажера путем отображения его в виде множества дифференциальных геометрических фигур, снабженных приемниками сигналов от раздражителей, анализаторами и передатчиками сигналов и имеющих сходную форму и различные линейные размеры. На дифференцированные фигуры подают сигналы от световых раздражителей, в качестве которых используются люстры, свет которых привлекает кальмара и заставляет его собираться в косяки, и линию вертикальных ярусов (п. РФ №2173891, G09B 9/00, A01K 79/00, опубл. 20.09.2001).

Данный способ учитывает особенности поведения только кальмара, он пригоден для организации косяков кальмара и его облова, но не обеспечивает поиска косяков других рыбных объектов в море. Кроме того, способ также не позволяет моделировать реальную ситуацию для других промысловых объектов, что значительно снижает качество подготовки операторов промышленного рыболовства, поскольку на практике более распространенными объектами лова является рыба, в частности сайра, сардины, тунец, скумбрия.

Задача изобретения - обеспечение более качественной профессиональной подготовки операторов промыслового флота навыкам поиска объекта лова (рыбного косяка) в промысловой обстановке, значительно приближенной к реальной.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе имитации промыслового объекта лова на экране монитора путем отображения в виде множества геометрических фигур, снабженных приемниками и передатчиками сигнала от раздражителя, согласно изобретению геометрическим фигурам придают форму, сходную с видовым составом промыслового объекта, а в качестве раздражителя используют сигнал эхолота и луч прожектора, причем первоначально с помощью сигнала эхолота ведут акустический поиск промыслового объекта, а затем визуальный поиск, включая прожектор и освещая лучом прожектора горизонт, при этом обнаруженный объект лова освещают лучом прожектора в течение времени, соответствующего периоду световой адаптации промыслового объекта, после чего увеличивают масштаб изображения обнаруженного промыслового объекта.

Использование в способе первоначально акустического поиска, а затем визуального обеспечивает более качественный поиск и обнаружение косяка рыбы. Это не только позволяет значительно экономить материальные ресурсы судна, но и обучить будущих капитанов и мастеров добычи навыкам владения и использования для поиска как акустических, так и визуальных методов поиска промысловых объектов лова.

Для визуальной наглядности поиска косяка промыслового объекта и определения видового состава промыслового объекта в заявляемом способе в случае обнаружения промыслового объекта кратковременно увеличивают масштаб, используя «режим-бинокль», являющийся единственно возможным методом определения видового состава объекта лова на промысле.

Для наиболее распространенных объектов лова, в частности тунца, сайры, скумбрии и сардины, период световой адаптации составляет 4-6 сек. Учитывая это, сигнал от раздражителя - луч прожектора на объект лова подают не более 6 сек. За это время косяк рыбы не успевает покинуть место своего расположения и может быть обловлен. Свет прожектора является очень сильным раздражителем и отрицательно влияет на объект лова. Поэтому в случае увеличения времени освещения рыбы лучом прожектора более 6 сек рыба уходит из места освещения, в результате обучаемый потеряет косяк рыбы и будет вынужден вновь вести поиск косяка.

Луч прожектора подается на объект лова путем передвижения мышки по экрану монитора. При попадании луча прожектора на объект лова рыба (геометрические фигуры, снабженные приемником и передатчиком сигнала от раздражителя) начинает отражать свет, наблюдаемый обучаемым в виде световых вспышек на экране монитора, особенно при выпрыгивании рыбы из толщи воды.

Использование геометрических фигур, имеющих форму, сходную, в частности, с сайрой, тунцом, скумбрией, сардиной (иваси), являющимися наиболее распространенными объектами лова, не только позволяет приблизить обучение к реальной промысловой обстановке, но и обучить студентов особенностям поведения рыбы в зависимости от ее вида. Это также позволяет повысить качество подготовки обучаемого будущего капитана или мастера добычи.

Способ осуществляется следующим образом.

Получив задание от преподавателя, которое определяет район лова, тип судна и объект лова, обучаемый включает компьютер, и на экране монитора высвечивается поверхность воды района лова, указанного преподавателем. Перед обучаемым поставлена задача - с минимальными затратами найти заданный объект лова и произвести его облов, используя стационарное оборудование, которым оснащено судно. Обучаемый, используя знания, полученные в ходе изучения предмета, включает сначала эхолот и производит акустический поиск. Получив обратный сигнал от приемников, которыми снабжены геометрические фигуры, подтверждающий наличие косяка рыбы, обучаемый включает прожектор и с помощью мышки перемещает луч прожектора по акватории. При попадании луча прожектора на поверхность воды, где находится косяк объекта лова, происходит кратковременное возбуждение рыбы, которое сопровождается выскакиванием отдельных особей из воды. Данные особи отражают луч света, этот процесс визуально наблюдается по кратковременным вспышкам света, появляющимся на экране монитора. При применении в качестве раздражителя прожектора, который подает на объект лова мощный световой луч, используется отрицательная реакция на свет в отличие от известных тренажеров и способов лова, в основе которых лежит положительная реакция на свет. Поэтому в результате длительного воздействия лучом прожектора найденный косяк рыбы уйдет. Важным моментом является то, что освещать объект лова необходимо не более 6 сек. Это время соответствует периоду световой адаптации рыбы. Для того чтобы облегчить поиск объекта лова и не упустить его из района облова, на мониторе предусмотрена индикаторная подсветка в виде овала. При перемещении луча прожектора по горизонту горит синяя подсветка, при превышении времени освещения обнаруженного косяка рыбы более периода адаптации, более 6 сек, цвет индикатора меняется на желтый - косяк уходит. В этом случае обучаемый должен вновь начать поиск промыслового объекта. Таким образом, материальные ресурсы судна (топливо, вода, время), затраченные обучаемым на первоначальный поиск, были произведены им напрасно, и это отрицательно скажется на конечном результате обучаемого.

В случае обнаружения косяка рыбы, которое визуально наблюдается на мониторе в виде кратковременных вспышек, обучаемый кратковременно увеличивает масштаб изображения, включая с помощью клавиши на клавиатуре «режим-бинокль» и определяет вид рыбы в найденном косяке. Кратковременное увеличение масштаба изображения визуально приближает объект лова и позволяет по форме геометрических фигур определить его видовой состав. Установление вида обнаруженной рыбы позволяет обучаемому эффективно произвести облов найденного косяка любыми известными способами, используя штатное рыбопромысловое оборудование, находящееся на судне, а также избежать неприятностей, в случае если данное судно не имеет разрешения на вылов рыбы, скопление которой было обнаружено при проведении акустического и визуального поиска.

Пример 1. Обучаемый на тренажере включает эхолот и с его помощью производит акустический поиск. Обнаружив приповерхностный косяк рыбы, обучаемый берет на него пеленг, включает прожектор и направляет туда луч прожектора, нажав клавишу «визуальный поиск». При перемещении луча с помощью мышки по горизонту, обучаемый наблюдает, что косяк рыбы «вскипает». Это явление характерно для поведения сайры, поскольку геометрические фигуры в виде силуэтов сайры, снабженные приемками и передатчиками сигнала от раздражителя, в окружности воды, освещаемой лучом, начинают сверкать на горизонте. Увидев визуально на мониторе кратковременные вспышки, обучаемый через 5 сек убирает луч прожектора и включает «режим-бинокль», который позволяет увеличить масштаб изображения, что, в свою очередь, позволяет определить видовой состав промыслового объекта. При этом картинка приближается и обучаемый видит, что это действительно сайра выскакивает из воды в возбужденном лучом прожектора состоянии. Он принимает решение произвести облов. Ставит ловушку, включает надводный свет (люстры) и переводит рыбу к ловушке путем переключения люстр. Затем включает красный свет над ловушкой, после того как сайра собирается над ловушкой, обучаемый выбирает улов.

Пример 2. Обучаемый на тренажере включает эхолот и с его помощью производит акустический поиск. Получив акустический сигнал, обучаемый берет на него пеленг. Нажав клавишу «визуальный поиск», включает прожектор и направляет луч прожектора с помощью мышки на место, откуда был получен акустический сигнал. Однако на мониторе не наблюдается никакой ответной реакции от геометрических фигур, снабженных приемниками и передатчиками сигнала от раздражителя, подтверждающей местонахождение косяка рыбы. Следовательно, был получен ложный акустический сигнал. Обучаемый вновь перемещает луч прожектора по горизонту и обнаруживает косяк рыбы в другом месте. Увидев визуально на мониторе кратковременные вспышки, обучаемый через 6 сек убирает луч прожектора и включает «режим-бинокль», обеспечивающий кратковременное увеличение масштаба объекта. При этом картинка приближается и обучаемый видит, что это не сайра, а сардина (иваси). Однако в соответствии с заданием, полученным от преподавателя, обучаемый не имеет разрешения на вылов данного вида рыбы. Поэтому он связывается по рации с судном, имеющим разрешение на отлов данной рыбы, и сообщает ему координаты обнаруженного косяка. Во избежание потери обнаруженного промыслового объекта обучаемый включает надводный свет и собирает косяк вокруг своего судна. При подходе судна, оборудованного кошельковым неводом и имеющего разрешение на вылов сардины, судно обучаемого уходит, а вновь подошедшее судно выбирает улов кошельковым неводом. Это судно сообщает на судно обучаемого количество пойманной сардины, поскольку, как правило, половина улова принадлежит судну-наводчику.

Пример 3. Обучаемый на тренажере включает эхолот и с его помощью производит акустический поиск. Обнаружив косяк рыбы, обучаемый берет на него пеленг, включает прожектор и направляет туда луч прожектора с помощью мышки, нажав клавишу «визуальный поиск». Увидев визуально на мониторе кратковременные вспышки, обучаемый через 5 сек убирает луч прожектора и включает «режим-бинокль», обеспечивающий кратковременное увеличение масштаба изображения. Обучаемый при приближении картинки видит, что в обнаруженном косяка видны геометрические фигуры, снабженные приемками и передатчиками сигнала от раздражителя, в виде силуэтов сайры и скумбрии, примерно в одинаковом количестве. Он принимает решение произвести облов. Ставит ловушку, включает надводный свет (люстры) и переводит рыбу к ловушке путем переключения люстр. Затем включает красный свет над ловушкой, после того как сайра собирается над ловушкой, обучаемый выбирает улов. Скумбрия, пойманная в прилове, сдается обучаемым на базу отдельно.

Заявляемый способ имитации поиска промыслового объекта на тренажере позволяет получить навыки работы по поиску с использованием современного навигационного и поискового оборудования, применяемых в промышленном рыболовстве, которые приобретаются на промысле в течение десятков лет. Этот способ как-то компенсирует обучаемым отсутствие или недостаток морской промысловой практики, поскольку, используя только аудиторную доску и мел, рыбу ловить не научишь. Таким образом, заявляемое изобретение будет повышать образовательный уровень в учебных заведениях и способствовать качественной профессиональной тренажерной подготовке на рыбопромысловых тренажерах, решая одну из основных задач, стоящих перед профессиональными рыбаками, - нахождение и облов объекта промысла.

1. Способ имитации поиска промыслового объекта лова в обучающем тренажере путем дифференциации косяка в виде множества геометрических фигур, снабженных приемником и передатчиком сигнала от раздражителя, отличающийся тем, что геометрическим фигурам придают форму, сходную с видовым составом промыслового объекта, а в качестве раздражителя используют сигнал эхолота и луч прожектора, причем сначала с помощью эхолота ведут акустический поиск промыслового объекта, а затем визуальный поиск, включая прожектор и освещая лучом прожектора горизонт, при этом обнаруженный объект лова освещают лучом прожектора в течение времени, соответствующего периоду световой адаптации промыслового объекта, после чего увеличивают масштаб изображения обнаруженного промыслового объекта лова.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что промысловый объект лова освещают лучом прожектора не более 6 с.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что геометрические фигуры, в частности, имеют форму, сходную с сайрой, тунцом, скумбрией, сардиной.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способам обучения операторов танкового вооружения стрельбе управляемыми снарядами. .

Изобретение относится к тренажерам. .

Изобретение относится к тренажерам. .

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к устройствам оценивания знаний обучающихся, и может быть использовано для контроля знаний обучающихся.

Изобретение относится к способам повышения активной безопасности транспортных средств и может быть использовано в автомобильной технике. .

Изобретение относится к радиоизмерению и может быть использовано в ходе натурных испытаний бортовых радиоэлектронных средств (БРЭС) связи и навигации. .

Изобретение относится к области тренажерной техники и предназначено для применения в космических моделирующих стендах и тренажерах. .

Изобретение относится к средствам автоматизированного моделирования в сетевой среде. .

Изобретение относится к игровому или тренажерному оборудованию, которое может быть использовано в качестве водительского кресла при обучении управлению транспортными средствами на виртуальном тренажере либо в качестве кресла для компьютерных игр, и направлено на возможность быстрого и удобного перевода кресла из рабочего положения в положение для хранения.

Изобретение относится к спортивным играм в просторных помещениях и на открытом воздухе, в частности к футболу, и может быть использовано для построения систем диагностирования и управления ходом игры

Изобретение относится к психофизиологической медицине, медицинской и измерительной технике и может быть применено для определения профессиональной пригодности водителя к управлению транспортными средствами путем измерения в стационарных условиях времени зрительно-моторной реакции водителя на опасные дорожные ситуации

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения летного состава применению авиационных средств поражения (АСП)

Изобретение относится к авиации и предназначено для обучения и подготовки пилотов

Изобретение относится к динамическому стенду авиационного тренажера

Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано в тренажерах подготовки операторов радиолокационной станции, а также для функционально-диагностического контроля радиолокационных систем
Изобретение относится к способам обучения с использованием тренажеров. Способ обучения авиадиспетчеров диспетчерских пунктов руления, старта и посадки на реальном летном поле включает формирование стереоизображений трехмерных виртуальных объектов и наложение их на видеоизображение реального летного поля с использованием тренажера на базе технологии комбинированной реальности. Указанный тренажер содержит шлем виртуальной реальности, снабженный двумя микродисплеями и двумя видеокамерами, систему позиционирования, включающую средство определения трех линейных и трех угловых координат положения шлема виртуальной реальности в пространстве, и компьютер, генерирующий пару стереоизображений для микродисплеев шлема виртуальной реальности. Измерительный преобразователь системы позиционирования размещен на шлеме виртуальной реальности. В результате обеспечивается возможность обучения авиадиспетчеров диспетчерских пунктов руления, старта и посадки на реальном летном поле.

Изобретение относится к спортивным тренажерам и предназначено для обучения специализированной акробатической подготовке при последующем управлении мотоциклом. Тренажер для обучения и отработки акробатических приемов самостраховки мотоциклистов состоит из приспособлений для балансирования. По своим параметрам - размеры рамы, размещение руля, подножки, седла тренажер имитирует стандартные размеры мотоцикла. При помощи фиксирующих элементов с подвижными соединениями он размещается на жестких или упругих опорах. Угол наклона тренажера выполнен с возможностью произвольного изменения для решения конкретных задач при отработке навыков самостраховки. Данный тренажер легко монтируется и демонтируется в любом месте, позволяет осуществить быструю и качественную подготовку мотоциклистов к выполнению акробатических приемов. 5 ил.
Наверх