Способ компенсации отклонений при монтаже трубопроводных систем
Владельцы патента RU 2473832:
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Астраханский государственный технический университет" (ФГОУ ВПО "АГТУ") (RU)
Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии монтажа трубопроводных систем. Приведение рассматриваемой (конечной) точки оси трубопровода к допускаемым монтажным отклонениям осуществляют перемещением трассы трубопровода путем разворотов труб в соединениях, расположенных на параллельных участках трассы. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение эффективности трубопроводных работ и сроков монтажных процессов. 3 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии монтажа трубопроводных систем.
Известен способ компенсации отклонений при монтаже трубопроводных систем - пригонка труб по месту с последующей доставкой их в цех для сборки и сварки соединений [см. ОСТ 5.95057-90 «Системы судовые и системы судовых энергетических установок. Типовой технологический процесс изготовления и монтажа трубопроводов», стр.74].
Однако данный способ обладает недостатками: предполагает пригоночные работы и уточнение размеров по месту для осуществления гибки и окончательного изготовления труб, что ведет к увеличению трудоемкости и задерживает сроки строительства объекта. Уточнение размеров требует наличия определенной степени готовности объекта, а именно: установки оборудования, корпусного насыщения и др. Кроме этого пригоняемые трубы изготавливаются по более сложной и трудоемкой технологии, чем обычные трубы.
Наиболее близким по сути решением является способ использования в качестве компенсаторов забойных труб, который включает в себя приведение рассматриваемой (конечной) точки оси трубопровода к допускаемым монтажным отклонениям посредством изготовления забойных труб [см. РД 5Р.0005-93 «Системы судовые и системы судовых энергетических установок. Требования к проектированию, изготовлению и монтажу труб по эскизам и чертежам с координатами трасс трубопроводов», стр.9, 42]. Недостатками этого способа является то, что в каждой трассе трубопровода остается одна забойная труба, для начала изготовления которой необходимо смонтировать остальные трубы трассы. Это затягивает процесс строительства, в том числе и за счет ее изготовления по более сложной технологии.
Техническая задача - разработка более эффективного способа компенсации отклонений при монтаже трубопроводных систем с использованием разворотов труб и особенностей их конфигурации.
Технический результат - повышение эффективности трубопроводных работ и сроков монтажных процессов.
Он достигается тем, что приведение рассматриваемой (конечной) точки оси трубопровода к допускаемым монтажным отклонениям осуществляют перемещением трассы трубопровода путем разворотов труб в соединениях, расположенных на параллельных участках трассы.
Пример 1 осуществления способа.
При монтаже трассы из готовых труб осуществляли необходимые для компенсации отклонений развороты труб в соединениях, расположенных на параллельных участках трубопровода. Развороты осуществляли вручную. Если масса труб требовала для проведения монтажа трубопровода применения грузоподъемных средств (ручные или механические тали), то этих средств было достаточно и для разворота труб. Конструкция соединений охватывала большой спектр - это все виды резьбовых соединений (штуцерные, муфтовые); все виды соединений на сварке (встык, на подкладном и накладном кольцах, на раздаче, на приварном кольце); а также фланцевые соединения: приварной фланец в сочетании со свободным.
Способ поясняется фиг.1-3, на которых изображена схема трассы с двумя параллельными участками в процессе компенсации отклонения k конечной точки трубопровода.
Разворачивали трассу (фиг.1) в соединении 1, расположенном на первом параллельном участке (1-2), до смещения оси второго параллельного участка (3-4) на величину отклонения k (фиг.2). Для сохранения нарушенного направления последнего участка трубопровода (4-5) разворачивали эту часть трассы в соединении, расположенном на втором параллельном участке, до компенсации отклонения k (фиг.3).
При использовании различных пар параллельных участков трассу можно перемещать в необходимых для осуществления компенсации направлениях, на величины выявленных при сборке отклонений.
Данный способ повышает эффективность трубопроводных работ, снижая трудоемкость и сроки монтажных процессов.
Способ компенсации отклонений при монтаже трубопроводных систем, включающий приведение рассматриваемой (конечной) точки оси трубопровода к допускаемым монтажным отклонениям, отличающийся тем, что осуществляют перемещение трассы трубопровода путем разворотов труб в соединениях, расположенных на параллельных участках трассы.