Учебный комплект по оптике

Изобретение касается конструкции учебного комплекта, предназначенного для проведения лабораторных работ по оптике в условиях типового кабинета физики средних общеобразовательных учебных заведений. В состав учебного комплекта входят оптические элементы, держатели оптических элементов и компьютер со встроенной Веб-камерой. Магнитные элементы держателя служат для закрепления оптического элемента или группы оптических элементов, участвующих в проведении опыта. Перед объективом Веб-камеры устанавлен источник света. На встроенный в обрамление экрана монитора корпус, внутри которого расположена Веб-камера, насаживают подготовленный в работе держатель с оптическим элементом. Дополнительно подстраивают оптический элемент таким образом, чтобы его оптическая ось совпадала с оптической осью объектива Веб-камеры. Комплект обеспечивает повышение качества обучения за счет расширения демонстрационных возможностей и обеспечения качества проведения опытов и экспериментов с получением максимально точных результатов. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к средствам обучения и касается конструкции учебного комплекта, предназначенного для проведения лабораторных работ и демонстрационных опытов по оптике в условиях типового кабинета физики средних общеобразовательных учебных заведений. Изобретение может использоваться при индивидуальном и групповом обучении для демонстрации оптических явлений в курсе физики при изучении свойств света.

Известен учебный прибор по оптике, содержащий набор дифракционных решеток с разными структурными характеристиками и выполненный с возможностью их последовательной установки в окне диафрагмы. Прибор позволяет получить протяженную и яркую картину дифракции (см. RU 2112283). Прибор имеет ограниченное применение, т.к. рассчитан на демонстрацию только одного из опытов при изучении свойств света. Конструктивное выполнение известного прибора не соответствует современным принципам формирования приборов такого назначения, т.к. прибор не включает в себя современные средства сбора и обработки информации, полученной при проведении экспериментальных опытов по оптике, что усложняет условия их проведения и может привести к получению неточных результатов.

Известен учебный прибор по оптике, содержащий оптическую скамью, оптические элементы, источник света и набор держателей оптических элементов, каждый из которых состоит из рабочей части и опорной части, устанавливаемой в оптической скамье и перемещения вдоль нее. В рабочей части держателя закрепляется оптический элемент (см. DE 1214028). Комплект рассчитан на демонстрацию только небольшого числа опытов. Конструкция используемого в комплекте держателя не обеспечивает, в случае необходимости, закрепление на держателе более одного оптического элемента. Особенности выполнения держателей известного комплекта не позволяют точно позиционировать устанавливаемые в них оптические элементы относительно друг друга, что в результате может привести к некачественному проведению опытов и получению неточных результатов.

Конструктивное выполнение обоих приборов не соответствует современным принципам формирования приборов такого назначения, т.к. указанные приборы не включает в себя современные средства сбора и обработки информации, полученной при проведении экспериментальных опытов по оптике, что усложняет условия их проведения и может привести к получению неточных результатов.

Известен учебный комплект по оптике, в котором использованы современные средства сбора и обработки полученной при проведении опытов информации. Комплект включает компьютер, видеокамеру, установленную в непосредственной близости от компьютера и обеспечивающую возможность фиксировать изображения и передавать их на экран монитора, два коллиматора, соответственно устроенные на внешних сторонах двух объективных линз, источник света (CN 201397602). Известный комплект, в силу используемой в нем конструкции видеокамеры, представляет собой неудобную в пользовании громоздкую обладающую значительным весом установку. В комплекте не предусмотрено наличие специально сконструированных держателей оптических элементов, которые обеспечили бы точное позиционирование оптических элементов относительно объектива видеокамеры, что значительно усложняет обслуживание комплекта и не позволяет обеспечить качественное проведение опытов.

Ближайшим аналогом к заявляемому изобретению является учебный комплект по оптике, включающий компьютер, видеокамеру, установленную в непосредственной близости от компьютера и обеспечивающую возможность фиксировать изображения и передавать их на экран монитора, набор оптических элементов и источник света (CN 201203966). Известный комплект так же, как и комплект по CN 201397602, в силу используемой в нем конструкции видеокамеры, представляет собой неудобную в пользовании громоздкую, обладающую значительным весом установку. В конструкции по CN 201203966 предусмотрены держатели оптических элементов, которые обеспечивают определенное положение оптических элементов относительно объектива видеокамеры, однако, возможность точного позиционирования до степени, обеспечивающей совпадение оптических осей объектива видеокамеры и соответствующего оптического элемента в комплекте по CN 201203966 не обеспечена, что не позволит получить точные результаты проводимых экспериментов.

Заявляемое изобретение направлено на решение задачи по созданию учебного комплекта, который позволил бы проводить опыты и демонстрационные эксперименты по изучению оптических явлений с использованием современных средств сбора и обработки информации.

Технический результат, который может быть достигнут при осуществлении изобретения - это получение не громоздкой, удобной в пользовании конструкции, а также повышение качества обучения за счет расширения демонстрационных возможностей и обеспечения качества проведения опытов и экспериментов с получением максимально точных результатов, и сокращение времени на проведение занятий за счет возможности преподносить за одно и то же время большие количества изучаемого материала.

Для достижения указанного технического результата предлагается учебный комплект по оптике, включающий набор оптических элементов, по меньшей мере один держатель оптических элементов, компьютер и Веб-камеру, встроенную в компьютер. Держатель оптических элементов выполнен с возможностью установки его на корпусе Веб-камеры и с возможностью обеспечения при этом такого положения закрепляемых в нем оптического элемента или группы оптических элементов, при котором оптические оси оптического элемента или группы оптических элементов и объектива совпадают.

В состав комплекта входит источник электромагнитного излучения. Корпус, в котором размещена Веб-камера, встроен в верхней планке обрамления экрана монитора компьютера с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси.

Монитор установлен с возможностью поворота вокруг вертикальной оси, проходящей через его вертикальную ось симметрии.

Изобретение иллюстрируется чертежами

где на фиг.1 изображен компьютер со встроенной Веб-камерой;

на фиг.2 - показан оптический держатель для одного оптического элемента;

на фиг.3 - показан оптический держатель для группы оптических элементов в разобранном виде;

на фиг.4 - оптический элемент.

Предлагаемый учебный комплект включает компьютер (мини-компьютер, ноутбук) 1, набор оптических элементов 2, по меньшей мере один держатель 3 оптических элементов 2, источник электромагнитного излучения (источник света, источник видимого ИК- и УФ-диапазона; не показан).

В верхнюю планку 4 обрамления 5 экрана монитора 6 компьютера встроен корпус 7, внутри которого расположена Веб-камера (цифровая видео- или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать изображения, предназначенные для дальнейшей передачи по сети Интернет).

Держатель 3 оптических элементов 2 может быть выполнен в виде единой монолитной детали (фиг.2) или разборным (фиг.3).

Держатель, показанный на фиг.2 используется под один оптический элемент 2 и состоит из вертикальной стойки 8, предназначенной для крепления оптического элемента 2, вертикальной посадочной стойки 9 и перемычки 10, соединяющей указанные стойки 8 и 9. Расстояние между стойками 8 и 9 выбирается из условия обеспечения плотной посадки держателя на корпус 7 с опорой на наружную поверхность корпуса 7 внутренней поверхности перемычки 10. Для обеспечения указанной посадки перемычки 10 на корпус 7 внутренняя поверхность перемычки имеет конфигурацию, ответную конфигурации наружной поверхности корпуса 7. Благодаря такому выполнению обеспечивается стабильное позиционированное положение оптического элемента 2 относительно объектива 11 Веб-камеры.

Каждый оптический элемент вставлен в кольцевую оправку 12, в которую вмонтировано железное кольцо, обеспечивающее закрепление оправки на магнитных элементах 13, предусмотренных на стойках 8 держателей 3.

Держатель, показанный на фиг.3 предназначен для установки группы оптических элементов 2 и преимущественно выполняется разборным. При этом он включает две вертикальных стойки 8а и 8б, каждая из которых предназначена для крепления соответствующего оптического элемента 2 (на чертеже показано, что каждая из стоек имеет арочную конфигурацию). Перемычка, соединяющая вертикальные стойки 8а, 8б и посадочную вертикальную стойку 9, выполняется из двух частей 14 и 15, соединение которых между собой обеспечивается посадкой части 14 через отверстия 16 на штыри 17, имеющиеся на части 15. В отношении той части держателя, которая обеспечивает его посадку на корпус 7 Веб-камеры, должны соблюдаться все условия ее выполнения, которые подробно были показаны для держателя по фиг.2.

В качестве оптических элементов используются: дифракционная решетка, пластина с одинарной щелью, щели Юнга (двойная щель), кольцевая диафрагма, собирающая линза, рассеивающая линза, поляризационные фильтры и др.

Предлагаемый учебный комплект используется следующим образом.

На магнитных элементах 13 держателя 3 закрепляют оптический элемент или группу оптических элементов 2, участвующих в проведении соответствующего опыта. Источник света устанавливают перед объективом Веб-камеры. Осуществляют точное наведение веб-камеры на источник света поворотом корпуса 7 вокруг горизонтальной оси и поворотом монитора 6 вокруг вертикальной оси 18. На встроенный в обрамление 5 экрана монитора 6 корпус 7, внутри которого расположена Веб-камера, насаживают подготовленный в работе держатель 3 с оптическим элементом (при включенной Веб-камере). Дополнительно подстраивают оптический элемент таким образом, чтобы его оптическая ось совпадала с оптической осью объектива Веб-камеры, наблюдая за совпадением осей на экране монитора. Дополнительная подстройка оптического элемента 2 осуществляется путем регулирования его положения в держателе 3 за счет юстировочного смещения оптического элемента относительно магнитных элементов 13. В качестве примера рассмотрим установку в держателе 3 в качестве оптического элемента дифракционной решетки. При прохождении через дифракционную решетку светового потока от источника света на экране монитора наблюдаем размытое изображение диафрагмы-щели и многоцветные полосы (максимумы дифракционной картины), разделенные темными промежутками (минимумы дифракционной картины) и расположенные с обеих сторон от изображения щели. Размытое изображение диафрагмы-щели имеет белый цвет - это центральный или нулевой максимум. Цветные полосы - это дифракционные максимумы разных порядков. У решеток с разными периодами дифракционные спектры имеют разную ширину. Чем больше период, тем уже спектр. По дифракционной картине опыта оцениваются основные параметры исследуемой решетки.

1. Учебный комплект по оптике, характеризующийся наличием оптических элементов, по меньшей мере одного держателя оптических элементов, компьютера и веб-камеры, встроенной в компьютер, причем держатель оптических элементов выполнен с возможностью установки его на корпусе веб-камеры и с возможностью обеспечения при этом такого положения закрепляемых в нем оптического элемента или группы оптических элементов, при котором оптические оси оптического элемента или группы оптических элементов и объектива веб-камеры совпадают.

2. Учебный комплект по п.1, характеризующийся тем, что в его состав входит источник электромагнитного излучения.

3. Учебный комплект по п.1, характеризующийся тем, что корпус, в котором размещена веб-камера, встроен в верхней планке обрамления экрана монитора компьютера с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси.

4. Учебный комплект по п.1, характеризующийся тем, что монитор установлен с возможностью поворота вокруг вертикальной оси, проходящей через его вертикальную ось симметрии.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к демонстрационным приборам по физике. .

Изобретение относится к средствам обучения для проведения лабораторных работ по оптике в условиях типового кабинета физики средних общеобразовательных учебных заведений.

Изобретение относится к учебным пособиям при проведении лабораторных работ и может быть использовано как прибор по физике во всех областях учебно-наглядного оборудования при изучении прохождения светового луча, а также при демонстрации оптических явлений.

Изобретение относится к учебным приборам, предназначенным для демонстрации оптических явлений. .

Изобретение относится к учебным приборам по оптике и может быть использовано для изучения методов и средств при обработке сложных радиосигналов. .

Изобретение относится к учебным приборам и тренажерам по акустооптике и может быть использовано для изучения методов и средств акустооптической обработки сложных радиосигналов.

Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано для изучения оптических законов физики, в частности эффекта дифракции. .

Изобретение относится к физическим моделям процессов и может применяться для имитации излучения раскаленных частиц, образующихся в энергетических установках, при производстве новых материалов и напылении покрытий, при отработке и градуировке приборов, в частности пирометров излучения.

Изобретение относится к учебным пособиям по оптике. Оптическая скамья выполнена в виде двутавра. Стойки держателей оптических элементов выполнены консольными. В боковых стойках выполнены горизонтальные сквозные пазы трапециевидной формы. Коробка осветителя выполнена в виде пустотелого открытого снизу короба с параллельными боковыми сторонами, один торец короба выполнен цилиндрическим, а другой - плоским, в котором выполнен П-образный вырез. Наливная линза выполнена в виде параллелепипеда, одна из боковых сторон которого выполнена выпуклой наружу, а внутри герметично закреплены перегородки, выполненные из прозрачного материала. Зеркало закреплено на угловом держателе. Каждый элемент учебного комплекта зафиксирован в ячейках съемного дна, установленного и зафиксированного в корпусе контейнера. Техническим результатом изобретения является повышение точности результатов проводимых экспериментов. 7 з.п. ф-лы, 16 ил.

Изобретение относится к области механики и может быть использовано для проведения практикумов по физике и математике в высших и средних учебных заведениях для изучения оптических и проекционных задач пространственной геометрии. Щелевая камера-обскура, состоящая из светонепроницаемого ящика с отверстием в одной из стенок, выполненным в виде щели с установленным перпендикулярно ее направлению параллельного ряда тонких длинных светопоглощающих пластин, и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке, позволяет преобразовывать оптическое изображение объектов в левую систему координат. 1 ил.

Изобретение относится к области обучающих устройств, предназначенных для проведения школьных исследовательских работ, лабораторных занятий и учебных демонстраций по геометрической и волновой оптике в рамках расширенного курса физики. На оптической скамье закреплены последовательно вдоль оптической оси лазерный излучатель, тест-объект с нанесенными на него дифракционными структурами и экран для наблюдения оптических явлений. Тест-объект установлен на оптической скамье с помощью юстировочного приспособления, обеспечивающего ему возможность перемещения в вертикальной плоскости. Лазерный излучатель установлен на цилиндрической опоре с возможностью его поворота в горизонтальной плоскости. Тест-объект выполнен в виде плоского круга с радиально-угловым расположением дифракционных структур на нем и установлен в оправе с возможностью поворота относительно оптической оси для обеспечения позиционирования исследуемой дифракционной структуры. Тест-объект содержит подложку с расположенными на ней рядами дифракционными структурами и может быть выполнен в виде плоской круглой пластины из стекла с непрозрачным покрытием. Дифракционные структуры нанесены на пластину методом фотолитографии в виде по меньшей мере двух круговых концентрических рядов и одна в центре. Технический результат - расширение функциональных возможностей, повышение удобства эксплуатации установки, повышение точности регулировки положения исследуемого оптического объекта, облегчение юстировки положения излучателей и устройств отображения. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к средствам для изучения оптических явлений и может быть использовано при проведении лабораторных работ и опытов по изучению законов оптики. На дне корпуса с крышкой установлен ложемент с плоскопараллельной пластиной, экраном, зеркалом, средствами для изучения оптических явлений. Средства для изучения оптических явлений смонтированы в рейтерах. Оптическая скамья выполнена в виде неравнобокого швеллера, на внутренней стороне широкого основания которого закреплена шкала-линейка из магнитного материала, а на внешней стороне - пластиковые демпферы для установки оптической скамьи. Каждый рейтер образован стойкой, выполненной из пластины с пазом для установки на оптическую скамью и взаимодействия по меньшей мере с одной стороной по меньшей мере одного узкого основания швеллера и стойки швеллера оптической скамьи. На основании рейтера закреплены магниты для фиксации рейтера на оптической скамье. Экран выполнен из пластины с пазом для установки на оптическую скамью. Линзы жестко соединены с рейтерами. Источник света содержит светодиод, который через резистор подключен к источнику постоянного напряжения. Технический результат изобретения - повышение точности проведения опытов. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 30 ил.
Наверх