Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины

Техническое решение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается конструкции ротора синхронной неявнополюсной электрической машины - синхронного неявнополюсного генератора, в частности турбогенератора большой мощности. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в повышении мощности синхронной неявнополюсной электрической машины без изменения габаритов ее ротора. Предлагаемый ротор, в частности турбогенератора, содержит обмотку, выполненную катушек (1) из токопроводящих жил с витками, охватывающими полюс и уложенными в пазы (2), при этом, согласно изобретению, каждая катушка (1) имеет концентрическое расположение витков, размещенных в один слой во всех пазах (2), относящихся к полюсному делению ротора. Настоящее изобретение особенно актуально для синхронных неявнополюсных электрических машин с воздушным охлаждением. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Предлагаемое решение относится к области электромашиностроения и касается конструкции ротора синхронного неявнополюсного генератора, в частности турбогенератора большой мощности.

Известен ротор неявнополюсной электрической машины [1] с обмоткой, катушки которой расположены концентрически на полюсе. Установку в пазы начинают с катушки большего размера, затем закрепляют на бочке ротора примыкающие к катушке зубцы. Далее поочередно устанавливают катушки меньшего размера и закрепляют их аналогично первой. Катушки соединяют между собой, при этом под нижним витком последней катушки появляется «ложный» виток.

За прототип принята конструкция ротора синхронной неявнополюсной электрической машины - турбогенератора [2], с размещенной в пазах бочки ротора обмоткой катушечного типа. Витки катушки уложены в «столбик» и занимают два паза одного пазового деления. Катушки расположены концентрично относительно оси большого зуба и соединены между собой, при этом в конструкции также присутствует «ложный» виток.

Общим недостатком известных решений является то, что в мощных машинах поперечное сечение витка имеет большие размеры, и наличие «ложного» витка под нижним витком последней катушки приводит к существенному уменьшению сечения вентиляционного канала между валом ротора и нижней поверхностью катушек. Этим обуславливается ухудшение охлаждения ротора электрической машины из-за уменьшения охлаждающего потока, поступающего на активные части ротора. В результате снижается единичная мощность электрической машины. Данная проблема наиболее актуальна применительно к машинам с воздушным охлаждением большой мощности.

Задачей технического решения является повышение мощности электрической машины без изменения габаритов ротора.

Поставленная задача решается за счет того, что в роторе синхронной неявнополюсной электрической машины, содержащей обмотку, выполненную в виде катушек из токопроводящих жил с витками, охватывающими полюс и уложенными в пазы, - каждая катушка имеет концентрическое расположение витков, размещенных в один слой в пазах, относящихся к полюсному делению. Токопроводящие жилы в поперечном сечении могут иметь вытянутую форму и ориентированы стороной большего размера вдоль радиальной оси паза.

Из уровня техники не выявлено размещения витков каждой катушки в один слой во всех пазах одного полюсного деления.

Техническое решение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 представлен фрагмент ротора турбогенератора с размещением на полюсе первой катушки обмотки, на фиг.2 - фрагмент ротора с размещением последующих катушек, на фиг.3 - фрагмент А фиг.2.

Ротор (см. фиг.1) турбогенератора содержит обмотку, состоящую из катушек 1. Каждая катушка 1 состоит из проводников (токопроводящих жил), уложенных в один слой во все пазы 2, относящиеся к полюсному делению ротора. Проводник ориентирован стороной большего размера вдоль радиальной оси паза. Число полувитков каждой катушки 1 равно числу пазов полюсного деления. Витки катушки 1 расположены концентрично относительно оси большого зуба 3. Каждая последующая катушка 1 расположена на предыдущей катушке 1 также в один слой во всех пазах 2 (см. фиг.2). Между валом 4 ротора и нижней поверхностью первой катушки 1 имеется аксиальный вентиляционный канал (на чертеже позицией не обозначен, стрелкой показано направление движения охлаждающего потока). Соединение катушек 2 между собой осуществлено пайкой с помощью промежуточного проводящего элемента 5 (фиг.3).

Отсутствие выступающего в аксиальный вентиляционный канал «ложного» витка способствует эффективной вентиляции ротора электрической машины, что особенно важно для машин большой мощности.

Техническая эффективность предлагаемого изобретения состоит в возможности повышения мощности электрической машины без увеличения ее габаритов.

Источники информации

1. Патент RU 2248658, фирма НПО ЛЭЗ, Н02К 15/09, Н02К 3/51, приоритет от 22.08.2003, публикация 20.03.2005.

2. Патент GB 2470107, фирма General Electric, H02K 1/32, Н02К 9/00, приоритет от 05.05.2009, публикация 10.11.2010.

1. Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины, содержащий обмотку, выполненную в виде катушек из токопроводящих жил с витками, охватывающими полюс и уложенными в пазы, отличающийся тем, что каждая катушка имеет концентрическое расположение витков, размещенных в один слой во всех пазах, относящихся к полюсному делению.

2. Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины по п.1, отличающийся тем, что токопроводящие жилы имеют в поперечном сечении вытянутую форму и ориентированы стороной большего размера вдоль радиальной оси паза.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к обмоткам статора электрических машин, расположенным вокруг зубцов, и может быть использовано в электрических двигателях и генераторах.

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к электрическим машинам, и может быть использовано в качестве низкооборотных высокомоментных двигателей и низкооборотных генераторов.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при конструировании асинхронных электрических двигателей, питаемых от преобразователей частоты.

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к электрическим машинам переменного тока, предназначенным для использования в электроприводах с питанием от источников как регулируемого, так и нерегулируемого переменного тока, а также в генераторных установках в качестве источника переменного тока.

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения непосредственного привода для мощных приводов и может быть использовано, в частности, для кольцевых двигателей и приводов трубчатых мельниц.

Изобретение относится к области электротехники и касается способа укладки волновой обмотки в статор многофазной электрической машины переменного тока, в частности генератора переменного тока, а также конструкции статоров с любым количеством пазов и уложенной таким способом фазной обмоткой с любым количеством секций.

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения катушечных обмоток статоров или роторов электрических машин с открытыми внутрь пазами.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, а именно - к обмоткам электрических машин. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к трехфазным двухслойным катушечным обмоткам двухполюсных электрических машин и может быть использовано при создании электрических машин малой и средней мощности.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при создании статоров двухполюсных электрических машин, например турбогенераторов.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к низкооборотным электрическим генераторам, и может быть использовано, в частности, в ветроэнергетических установках.

Изобретение относится к электротехнике, к электродинамическим машинам. .

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам постоянного тока. .

Изобретение относится к области электротехники и энергетики, в частности к электромагнитным двигателям. .

Изобретение относится к области электротехники и, в частности, к электрическим машинам. .

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и может быть использовано при создании однофазных асинхронных электродвигателей с пусковой обмоткой.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автоматизированном электроприводе и системах автоматики. .

Изобретение относится к области электротехники и корабельного электромашиностроения, в частности к погружным электрическим машинам, работающим в морской воде, а также может быть использовано для привода скважных насосов и буровых механизмов в нефтегазовой отрасли.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электроприводу, и касается особенностей конструктивного выполнения коллекторных электродвигателей.

Изобретение относится к компрессорной технике и может быть использовано в качестве агрегата для сжатия различных газов во многих отраслях промышленности, например в качестве газоперекачивающего агрегата на линейных компрессорных станциях.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к электрическим машинам
Наверх