Мехатронное прицепное устройство

Изобретение относится к колесному трактору, оборудованному механизмом прицепного устройства с упругим элементом, и может быть использовано при проведении различных почвообрабатывающих работ. Мехатронное прицепное устройство содержит упругий элемент рессорного типа, демпферное устройство, заполненное демпферной жидкостью. В демпферном устройстве установлен шаговый двигатель, на вал которого установлена поворотная шайба с дроссельными отверстиями, а в поршне концентрично выполнены дроссельные отверстия. Мехатронное прицепное устройство может содержать датчики усилий, датчик температуры демпферной жидкости, датчик угла положения поворотной шайбы относительно поршня, являющиеся в свою очередь составной частью адаптивной системы регулирования упругодемпфирующих свойств прицепного устройства. При этом адаптивная система регулирования упругодемпфирующих свойств прицепного устройства содержит спектроанализатор, микропроцессор и контроллер управления шаговым двигателем. В прицепном устройстве обеспечивается автоматическое адаптивное регулирование его упругодемпфирующих свойств наряду с расширением диапазона регулирования. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к колесному трактору, оборудованному механизмом прицепного устройства с упругим элементом, и может быть использовано при проведении различных почвообрабатывающих работ.

Известно прицепное устройство (патент РФ №2400037, A01B 59/06, бюл. №27, опубл. 27.09.2010 г.), содержащее жесткую, гибкую и упругую силовые связи. Упругая связь содержит элемент рессорного типа, прикрепленный к тягам-удлинителям, которые в свою очередь жестко закреплены на раме трактора. Устройство для соединения с прицепной машиной расположено в центре упругого элемента.

Причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата, является то, что регулировка жесткости прицепного устройства осуществляется дискретно и вручную, и в прицепном устройстве не происходит демпфирование колебаний.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, - снижение показателей динамичности процесса, уменьшение буксования, а также оптимизация режима работы двигателя.

Технический результат - автоматическое адаптивное регулирование упругодемпфирующих свойств прицепного устройства наряду с расширением диапазона регулирования.

Указанный технический результат достигается тем, что в мехатронном прицепном устройстве, содержащем упругий элемент рессорного типа, демпферное устройство, в котором установлен шаговый двигатель с поворотной шайбой, в которой в свою очередь выполнены дроссельные отверстия, в прицепном устройстве установлены датчики усилий, а в демпферном устройстве - датчики температуры и угла поворота шайбы относительно поршня. Датчики являются составной частью адаптивной системы регулирования упругодемпфирующих свойств прицепного устройства, включающей в себя спектроанализатор, микропроцессор и контроллер управления шаговым двигателем.

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, позволил установить, что заявителем не обнаружен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существующим признакам заявленного объекта.

Следовательно, заявленное предлагаемое изобретение соответствует требованию «новизна» по действующему законодательству.

На фиг.1 приведено прицепное устройство, на фиг.2 демпферное устройство с мехатронным управлением, на фиг.3 функциональная схема адаптивного регулирования упругодемпфирующих свойств прицепного устройства, на фиг.4 - варианты исполнения дроссельных отверстий гидравлической пружины.

Прицепное устройство (фиг.1) содержит две тяги-удлинители 1, жестко закрепленные на раме трактора 2, на консольных концах тяг-удлинителей 1 в двухподвижных шарнирах 3 крепится упругий элемент рессорного типа 4. В центре упругого элемента 4 закреплен кронштейн 5, к которому через датчик усилий 6 прицепляется сельскохозяйственная машина 7. Между рамой трактора 2 и упругим элементом 4 установлено демпферное устройство с мехатронным управлением 8. На тягах-удлинителях 1 установлены тензометрические датчики усилий 9 и 10.

Демпферное устройство с мехатронным управлением (фиг.2) состоит из корпуса 11, крышки 12. В корпусе 11, заполненном демпфирующей жидкостью, установлен поршень 13, соединенный со штоком 14. В поршне 13 выполнены концентрично дроссельные отверстия 15. Поворотная шайба 16 установлена на валу высокомоментного шагового двигателя 18, корпус которого жестко установлен посредством крепежных элементов 19 в торце поршня 13, между поворотной шайбой 16 и корпусом шагового двигателя 18 установлена пружина 20, обеспечивающая плотное прижатие поворотной шайбы 16 к поршню 13. Внутри корпуса демпферного устройства 22 размешены датчик температуры 21 и датчик угла поворота 22 шайбы 16 относительно поршня 13. На наружной стороне корпуса 11 размещены ребра охлаждения 23. В крышке 12 и на поршне 13 установлены уплотнительные элементы 24 и 25 соответственно, обеспечивающие герметизацию полостей. На конце штока 14 и на корпусе 11 выполнены проушины 26 и 27, для крепления к раме трактора 1 (фиг.1) и сельскохозяйственной машине 7 соответственно. В днище корпуса 1 установлен резиновый отбойник 28, предотвращающий соударения поршня с корпусом, из корпуса выведен электрический разъем 29 для подвода питания шагового двигателя 18 и снятия сигналов с датчиков температуры 21 и угла поворота 22.

Функциональная схема (фиг.3) адаптивного регулирования упругодемпфирующих свойств прицепного устройства состоит из датчиков усилий 6, 9 и 10, датчика температуры 21, датчика угла поворота 22, блока спектроанализатора 30, микропроцессора 31, блока контроллера управления шаговым двигателем 32 и шагового двигателя 18.

Мехатронное прицепное устройство работает следующим образом. При работе трактора с прицепным орудием, погруженным в почву, происходят резкие колебания нагрузки на крюке трактора из-за неравномерности сопротивления почвы. При увеличении нагрузки на крюке трактора происходит сжатие упругого элемента 4 с одновременным перемещением штока 14 вместе с поршнем 13 относительно корпуса 11 демпферного устройства 8 (фиг.1), создавая сопротивление резкому деформированию упругого элемента, сельскохозяйственная машина 7 в это время остается какое-то непродолжительное время на месте, а трактор идет вперед, постепенно увеличивая нагрузку. Такое явление наблюдается при трогании с места во время разгона и при резких колебаниях нагрузки. После преодоления нагрузки на крюке весь машинно-тракторный агрегат придет в движение.

Демпферное устройство 8 работает по принципу гидравлической пружины, при колебаниях крюковой нагрузки шток 14 вместе с поршнем 13 совершает колебательные движения относительно корпуса 11 одновременно с деформацией упругого элемента рессорного типа 4. При перемещении поршня 13 относительно корпуса 11 его движение затормаживается пропорционально скорости перемещения за счет того, что демпферная жидкость дросселируется через отверстия 15 и 17, перетекая из полости в полость, обеспечивая диссипацию энергии колебаний. Колебательный контур «упругий элемент 4 и демпферное устройство 8» предназначен для гашения максимумов амплитуд крюковой нагрузки, учитывая, что в зависимости от вида операции и типа почвы частота и амплитуда колебаний могут быть различными, параметры колебательного контура также должны изменяться. Жесткость упругого элемента 4 постоянна, изменяются демпферные характеристики устройства 8 таким образом, чтобы гасились максимальные амплитуды крюковой нагрузки. С датчиков усилий 6, 9 и 10 сигналы в виде матрицы значений крюкового усилия за заданный интервал времени поступают на спектроанализатор 30 (фиг.3), который в свою очередь выделяет частоту колебаний крюковой нагрузки, соответствующую максимальной амплитуде на том же промежутке времени. От спектроанализатора 30 выделенное значение частоты колебаний поступает на микропроцессор 31, который реализует алгоритм вычисления коэффициента демпфирования и подает управляющее воздействие у на контроллер управления шаговым двигателем 32, от которого сигнал в виде напряжения u подается на шаговый двигатель 18, вал которого проворачивает поворотную шайбу 16 на требуемый угол, частично перекрывая или открывая тем самым дроссельные отверстия 15. Текущее положение поворотной шайбы 16 относительно поршня 13 регистрируется датчиком угла положения 22, сигнал Δφ от которого постоянно подается на микропроцессор 31, что в режиме реального времени позволяет вычислять и корректировать коэффициент демпфирования.

При работе демпферного устройства 8 постоянно происходит дросселирование жидкости, в результате чего происходит ее нагрев, а с увеличением температуры уменьшается ее вязкость, а следовательно, для коррекции коэффициента демпфирования микропроцессор, получая сигнал от датчика температуры 21, производит корректирующие вычисления для выработки сигнала поворота вала шагового двигателя 18 и соответственно поворотной шайбы 16.

Для расширения возможностей демпферного устройства 8, а в частности задания закона изменения коэффициента демпфирования, дроссельные отверстия могут иметь сечения как круглой формы (фиг.4, а), так и продолговатой (фиг.4, б) переменного сечения.

Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствуют о выполнении при использовании заявленного изобретения следующей совокупности условий:

- Средство предназначено для снижения показателей динамичности процесса, уменьшения буксования и оптимизации работы двигателя.

- Средство, воплощающее заявленный объект, способно обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию промышленная применимость по действующему законодательству.

1. Мехатронное прицепное устройство, содержащее упругий элемент рессорного типа, демпферное устройство, заполненное демпферной жидкостью, отличающееся тем, что в демпферном устройстве установлен шаговый двигатель, на вал которого установлена поворотная шайба с дроссельными отверстиями, а в поршне концентрично также выполнены дроссельные отверстия.

2. Мехатронное прицепное устройство по п.1, отличающееся тем, что содержит датчики усилий, датчик температуры демпферной жидкости, датчик угла положения поворотной шайбы относительно поршня, являющиеся в свою очередь составной частью адаптивной системы регулирования упругодемпфирующих свойств прицепного устройства.

3. Мехатронное прицепное устройство по п.2, отличающееся тем, что адаптивная система регулирования упругодемпфирующих свойств прицепного устройства содержит спектроанализатор, микропроцессор и контроллер управления шаговым двигателем.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механизму навески для рабочей машины для агрегатирования рабочего аппарата с рабочей машиной. .

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к навесным системам. .

Изобретение относится к колесному трактору, оборудованному механизмом прицепного устройства, и может быть использовано при проведении почвообрабатывающих работ. .

Изобретение относится к области тракторостроения и механизации сельского хозяйства. .

Изобретение относится к тракторному машиностроению, а именно к механизмам навески сельскохозяйственных орудий на трактор, оборудованный гидравлическим увеличителем сцепного веса (ГСВ) или гидравлическим корректором вертикальных нагрузок (ГКВН).

Изобретение относится к тракторному машиностроению, а именно к устройствам для навешивания сельскохозяйственных машин на трактор. .

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к машинам, рабочие органы которых одновременно являются движителями. .

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к механизму прицепного устройства. Прицепное устройство содержит жесткую и упругую силовые связи. Упругая силовая связь содержит элемент рессорного типа. Упругий элемент прикреплен скобами с одной стороны шарнирно, а с другой подвижно. Опорные рычаги П-образной формы прикреплены к поперечной регулировочной планке. Регулировочная планка жестко закреплена к горизонтальным тягам. Горизонтальные тяги жестко закреплены на раме трактора и образуют жесткий треугольник. Устройство для соединения с прицепной машиной расположено в центре упругого элемента. Такое конструктивное решение позволяет повысить эффективность гашения колебаний нагрузки на крюке, а также сохранить целостность конструкции и улучшить качество выполняемых работ. 1 ил.

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к механизму прицепного устройства, и может быть использовано при проведении почвообрабатывающих работ. Устройство содержит жесткую, гибкую и упругую силовые связи. Упругая силовая связь содержит элемент рессорного типа, прикрепленный с двух сторон скобами к горизонтальным тягам-удлинителям, которые в свою очередь жестко закреплены на раме трактора, опорные рычаги П-образной формы, охватывающие рессору и жестко соединенные с рамой трактора, поперечную регулировочную планку для изменения горизонтального положения опорных рычагов. Устройство для соединения с прицепной машиной расположено в центре упругого элемента. К поперечной регулировочной планке жестко прикреплена рама инерционного гасителя колебаний. Гаситель содержит механическую передачу, выполненную в виде инерционного механизма, имеющую маховик, жестко закрепленный на валу, который через эластичную муфту жестко закреплен на шестерне, взаимодействующей с зубчатой рейкой, поддерживаемой прижимным устройством. Зубчатая рейка жестко закреплена на устройстве для соединения с прицепной машиной. Изобретение обеспечивает снижение динамичности процесса нагружения машинотракторного агрегата при проведении почвообрабатывающих операций. 2 ил.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к навесным устройствам для навешивания на трактор, в частности лесохозяйственных машин и орудий. Навесная система содержит нижние тяги (1), верхнюю тягу (3), приводные рычаги (5), вал (4) и гидропривод. Нижние тяги (1) соединены раскосами (8) с подъемными рычагами (7). К свободным концам нижних (1) и верхней (3) тяг шарнирно присоединена треугольная ферма (9). С противоположной от тяг (1 и 3) стороны на треугольной ферме (9) шарнирно закреплены нижние (10) и подпружиненный относительно фермы верхний (11) рычаги. К свободным концам рычагов (10 и 11) присоединяется навешиваемое орудие (12), выполненное в виде дискового рабочего органа (13). Проекции нижних (10) и верхнего (11) рычагов на продольно-вертикальную плоскость при их перемещении вверх образуют сходящиеся линии, точка (МЦВ1) пересечения которых расположена ниже поверхности почвы. Повороты нижних (10) рычагов в вертикальной плоскости ограничены с помощью установленных шарнирно на ферме (9) упоров (15) с выполненными в них пазами. Такое конструктивное решение направлено на повышение заглубляющей способности и стабильности хода на заданной глубине обработки. 1 ил.

Изобретение относится к сельхозмашиностроению и может быть использовано в ягодоуборочных и виноградоуборочных машинах. Навесная уборочная машина включает уборочный модуль, состоящий из рамы (1) с рабочими органами (2) и продольными транспортерами (3), затаривающего устройства и площадок для вспомогательных рабочих (4) и (20). Уборочный модуль опирается с одной стороны на приводное колесо (5), а с другой - на остов самоходного энергетического средства (9) , выполненного в виде трехколесного трактора с задними ведущими колесами. На месте демонтированного ведущего колеса трактора, расположенного с противоположной по отношению к уборочному модулю стороны, смонтирована ведущая звездочка (13) привода опорного колеса уборочного модуля. При этом одна из площадок (20) для вспомогательных рабочих смонтирована на заднем навесном устройстве (19) трактора (9), а переднее устройство (7), предназначенное для соединения трактора с уборочным модулем, расположено ближе к его продольной оси (8), чем заднее (10). Технический результат, обеспечиваемый изобретением, заключается в обеспечении быстрой состыковки составных элементов машины без помощи специальных грузоподъемных механизмов, а также уменьшении ширины колеи ведущих колес. 2 ил.

Изобретение относится к области тракторного машиностроения. Навесное устройство трактора для агрегатирования содержит присоединительную раму с сельскохозяйственным орудием, преимущественно плугом. Четырехзвенный механизм Чебышева передает нагрузку от орудия на трактор. Верхние и нижние тяги четырехзвенника шарнирно закреплены одними концами на тракторе, а другими на присоединительной раме орудия. К гидросистеме трактора подключены силовой подъемный гидроцилиндр и средства управления положением орудия и регулировки глубины обработки почвы. Навесное устройство снабжено двумя установленными на тракторе побортно узлами стопорения нижних тяг четырехзвенника Чебышева при рабочем положении орудия, каждый из которых выполнен по типу храпового механизма и состоит из храпового колеса. Храповое колесо закреплено на оси шарнира соответствующей ему нижней тяги, и взаимодействующего с ним упора, закрепленного на картере заднего моста трактора с возможностью поворота относительно оси крепления с помощью приводного гидроцилиндра. Полости приводных гидроцилиндров связаны гидравлически с полостями основного подъемного гидроцилиндра таким образом, что при рабочем опущенном положении орудия обеспечивается постоянный силовой контакт упоров с храповыми колесами, а при подъеме орудия упоры выведены из контакта с храповыми колесами. Обеспечивается улучшение тягово-сцепных свойств. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к механизму прицепного устройства. Механизм гашения колебаний крюкового усилия трактора в составе машинно-тракторного агрегата содержит жесткую, гибкую и упругую силовые связи. Упругая силовая связь содержит элемент рессорного типа, прикрепленный с двух сторон скобами к горизонтальным тягам-удлинителям, которые в свою очередь жестко закреплены на раме трактора. В центре упругого элемента расположено устройство для соединения с прицепной машиной. С рамой трактора жестко соединены охватывающие рессору опорные рычаги П-образной формы, горизонтальное положение которых изменяется поперечной регулировочной планкой, к которой жестко прикреплена рама инерционного гасителя колебаний. Инерционный гаситель колебаний содержит механическую передачу, выполненную в виде инерционного механизма, имеющую маховик, жестко закрепленный на валу, который через эластичную муфту жестко закреплен на шестерне, взаимодействующей с зубчатой рейкой, поддерживаемой прижимным устройством. Зубчатая рейка жестко закреплена на устройстве для соединения с прицепной машиной, а маховик связан торцом с корпусом тормозного устройства через фрикционную тормозную ленту, с регулировкой силы воздействия регулировочным механизмом. Такое конструктивное решение направлено на снижение колебательного процесса МТА при проведении почвообрабатывающих операций. 2 ил.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к соединительному устройству сельскохозяйственной машины и к сельскохозяйственной машине с таким устройством. Соединительное устройство содержит кронштейн для сцепки с трактором и по меньшей мере одну балку, шарнирно соединенную с кронштейном и выступающую от него в направлении, параллельном направлению движения трактора. На балке шарнирно установлено шасси с закрепленным на нем рабочим орудием, имеющим угол резания относительно земли. Соединительное устройство содержит верхнюю тягу, нижнюю тягу и центральную тягу. Верхняя тяга и нижняя тяга шарнирно соединены каждая с кронштейном и с центральной тягой, образуя в проекции на вертикальную плоскость, параллельную направлению движения, деформирующийся четырехугольник. Центральная тяга шарнирно соединена с шасси. Таким конструктивным решением обеспечивается повышение контроля рабочего орудия во время перемещений. 2 н. и 20 з.п. ф-лы. 6 ил.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к механизму прицепного устройства. Прицепное устройство содержит жесткую, гибкую и упругую силовые связи. Упругая силовая связь содержит элемент рессорного типа, прикрепленный с двух сторон скобами к горизонтальным тягам-удлинителям, которые, в свою очередь, жестко закреплены на раме трактора. В центре упругого элемента расположено устройство для соединения с прицепной машиной. С рамой трактора жестко связаны охватывающие рессору опорные рычаги П-образной формы, горизонтальное положение которых изменяется поперечной регулировочной планкой. К поперечной регулировочной планке жестко прикреплена рама инерционного гасителя колебаний. Инерционный гаситель колебаний содержит механическую передачу, выполненную в виде инерционного механизма, имеющую маховик, жестко закрепленный на валу, который через эластичную муфту жестко закреплен на шестерне, взаимодействующей с зубчатой рейкой, поддерживаемой прижимным устройством. Зубчатая рейка жестко закреплена на устройстве для соединения с прицепной машиной, а этот маховик связан с нажимным диском через фрикционный диск, с регулировкой силы воздействия от регулировочного винта с пружиной через прижимную вилку с опорным подшипником. Такое конструктивное решение направлено на снижение колебательного процесса МТА при проведении почвообрабатывающих операций. 2 ил.

Группа изобретений относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к сцепному узлу и конструкции поперечной трубы для сельскохозяйственного орудия. Сельскохозяйственное орудие содержит узел рамы, множество колесных узлов, соединенных с узлом рамы, поперечную трубу, соединенную с колесными узлами и расположенную между колесными узлами. Сельскохозяйственное орудие содержит задний сцепной узел, соединенный с узлом рамы. Задний сцепной узел также выполнен с возможностью соединения со вспомогательным орудием. Кроме того, поперечная труба расположена вертикально над задним сцепным узлом там, где задний сцепной узел соединен с поперечной трубой. Таким конструктивным решением обеспечивается прочность конструкции сцепного узла. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к конструкции сенозаготовительной машины. Сенозаготовительная машина содержит шасси, непосредственно или опосредованно опирающееся на землю колесами, и по меньшей мере одно рабочее устройство, соединенное с шасси. Шасси содержит сцепное устройство (4), с которым шарнирно соединены две сцепные детали (18а, 18b), в каждой из которых установлен палец (17а, 17b) для сцепки с соответствующими нижними штангами трактора. Каждая сцепная деталь (18а, 18b) взаимодействует с соответствующим возвратным устройством (21а, 21b). Каждое возвратное устройство (21а, 21b) выполнено с возможностью накапливать энергию, когда соответствующий палец (17а, 17b) перемещается относительно сцепного устройства (4) вверх из первого положения, и каждое возвратное устройство (21а, 21b) выполнено с возможностью отдавать эту энергию соответствующему пальцу (17а, 17b), возвращая палец (17а, 17b) в первое положение. При этом каждое возвратное устройство (21а, 21b) выполнено с возможностью накапливать энергию, когда соответствующий палец (17а, 17b) перемещается относительно сцепного устройства (4) вниз из второго положения, а также каждое возвратное устройство (21а, 21b) выполнено с возможностью отдавать эту энергию соответствующему пальцу (17а, 17b), возвращая палец (17а, 17b) во второе положение. Достигаемый технический результат заключается в повышении комфорта вождения машины, увеличении срока службы машины и ее устойчивости при перемещении, что, в свою очередь, обеспечивает повышение качества работы на повышенных скоростях движения. 18 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх