Крестовая муфта


 


Владельцы патента RU 2476737:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" (АлтГТУ) (RU)

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам. Крестовая муфта содержит две полумуфты с выступами и промежуточный плавающий вкладыш в форме параллелепипеда. На внутренних поверхностях выступов полумуфт выполнены желоба, направленные вдоль продольной оси муфты. На наружных поверхностях вкладыша выполнены желоба, которые лежат в плоскости, перпендикулярной продольной оси муфты. В соответствующие желоба полумуфт и вкладыша при сборке в местах их пересечения помещены ролики. Поверхности желобов сопряжены с поверхностями роликов. Техническим результатом является снижение нагрузок на соединяемые валы и повышение долговечности крестовой муфты. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительным устройствам приводов, предназначенных для передачи вращающего момента между валами.

Известна крестовая муфта, содержащая две полумуфты с выступами, соединяющие валы, и промежуточный плавающий вкладыш, выполненный в виде диска с взаимно перпендикулярными пазами, ответными выступам полумуфт. Таким образом, насаженные на валы полумуфты соединены между собой при помощи диска благодаря тому, что на торцах диска имеются пазы, в которых помещены соответствующие выступы полумуфт. Так как пазы диска расположены взаимно перпендикулярно, то муфта обеспечивает свободное радиальное перемещение соединяемых валов и допускает также незначительное осевое и угловое перемещение этих валов. При этом силы трения дополнительно нагружают концы валов, увеличивая нагрузки на подшипниковые опоры (Решетов Д.Н. Детали машин: учебник для вузов / Изд. 3-е, исправлен. и переработ. - М.: Машиностроение, 1974. - С.554).

Недостатками данной крестовой муфты являются отсутствие возможности снижения нагрузок, передаваемых через соединяемые валы, и пониженная долговечность вследствие повышенных потерь на трение скольжения и, соответственно, износа контактирующих поверхностей, что обусловлено скольжением выступов полумуфт в пазах на торцах диска.

Наиболее близкой к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является крестовая муфта, содержащая две полумуфты с выступами и промежуточный плавающий вкладыш, имеющий форму параллелепипеда. Полумуфты имеют по два выступа, осуществляющих направление вкладыша. Благодаря скольжению вкладыша вдоль поверхности выступов муфта компенсирует некоторое радиальное смещение концов соединяемых валов и допускает также незначительное осевое и угловое их смещение. При этом силы трения дополнительно нагружают концы валов, увеличивая нагрузки на подшипниковые опоры (Решетов Д.Н. Детали машин: учебник для вузов / Изд. 3-е, исправлен. и переработ. - М.: Машиностроение, 1974. - С.555).

Основными недостатками описанной крестовой муфты являются невозможность снижения нагрузок, передаваемых через соединяемые валы, и низкая долговечность вследствие существенных потерь на трение скольжения и износа контактирующих поверхностей, обусловленных скольжением вкладыша по поверхностям выступов.

Задачей изобретения является снижение нагрузок на соединяемые валы и повышение долговечности крестовой муфты.

Поставленная задача решается тем, что у крестовой муфты, содержащей две полумуфты с выступами и промежуточный плавающий элемент в виде вкладыша в форме параллелепипеда, согласно изобретению на внутренних поверхностях выступов выполнены желоба, направленные вдоль продольной оси муфты, на наружных поверхностях вкладыша в плоскости, перпендикулярной продольной оси муфты, также выполнены желоба, а в соответствующие желоба выступов полумуфт и наружных поверхностей вкладыша при сборке в местах их пересечения помещены ролики, причем поверхность желобов сопряжена с поверхностью роликов.

Для повышения грузоподъемности муфты число желобов как на выступах полумуфт, так и на наружных поверхностях вкладыша составляет не менее одного.

Для увеличения диапазона допустимых значений угловых перекосов концов валов торцевые поверхности выступов полумуфт выполнены сферическими с центрами сфер, лежащими на продольных осях полумуфт.

Снижение нагрузок, вызванных силами трения, на соединяемые валы и повышение долговечности крестовой муфты, обусловленное снижением износа ее контактирующих поверхностей, обеспечиваются благодаря перекатыванию роликов по введенным в устройство желобам в процессе передачи вращения, что существенно снижает потери на трение, поскольку трение качения существенно ниже трения скольжения.

На фиг.1 представлена конструкция реверсивной крестовой муфты.

Крестовая муфта содержит ведущую полумуфту 1 и ведомую полумуфту 2 с выступами 3 и 4 и желобами 5 соответственно. Промежуточный плавающий вкладыш 6, выполненный в форме параллелепипеда, помещен в объем, образованный внутренними поверхностями выступов 3 и 4 полумуфт 1 и 2.

На внутренних поверхностях выступов 3 и 4 полумуфт 1 и 2 соответственно выполнены желоба 5, направленные вдоль продольной оси муфты. На наружных поверхностях вкладыша 6 в плоскости, перпендикулярной продольной оси муфты, выполнены желоба 7, лежащие в плоскости, перпендикулярной продольной оси муфты.

При сборке в местах пересечения желобов 5 выступов 3 и 4 полумуфт и желобов 7 наружных поверхностей вкладыша 6 помещены ролики 8. Поверхность названных желобов сопряжена с поверхностью роликов 8.

Крестовая муфта работает следующим образом. Желоба 7 на наружных поверхностях вкладыша 6 контактируют с роликами 8. Ролики 8 контактируют с желобами 5 выступов 3 и 4 полумуфт 1 и 2, обеспечивая передачу вращения от ведущей полумуфты 1 к ведомой полумуфте 2. Ролики 8, перекатываясь вдоль желобов 7 в процессе вращения муфты, обеспечивают радиальные смещения вкладыша 6, компенсируя радиальную несоосность соединяемых валов.

Таким образом, предложенное изобретение позволяет уменьшить нагрузки на соединяемые валы и повысить долговечность крестовой муфты.

1. Крестовая муфта, содержащая две полумуфты с выступами и промежуточный плавающий вкладыш в форме параллелепипеда, отличающаяся тем, что на внутренних поверхностях выступов выполнены желоба, направленные вдоль продольной оси муфты, на наружных поверхностях вкладыша в плоскости, перпендикулярной продольной оси муфты, также выполнены желоба, а в соответствующие желоба выступов полумуфт и наружных поверхностей вкладыша при сборке в местах их пересечения помещены ролики, причем поверхность желобов сопряжена с поверхностью роликов.

2. Крестовая муфта по п.1, отличающаяся тем, что число желобов как в выступах полумуфт, так и на наружных поверхностях вкладыша составляет не менее одного.

3. Крестовая муфта по п.1, отличающаяся тем, что торцевые поверхности выступов полумуфт выполнены сферическими с центрами сфер, лежащими на продольных осях полумуфт.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам. .

Муфта // 2437007
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к муфтам. .

Изобретение относится к устройствам для соединения несоосных валов и может использоваться в насосах для добычи нефти, воды и других жидкостей из скважин. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве промежуточного соединительного звена для передачи крутящего момента с одного механизма на другой.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий, в частности при соединении валов. .

Муфта // 2254505
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для компенсирующего соединения валов с параллельно смещенными осями. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых передачах тяжелонагруженных машин, в которых производится предварительное закручивание валов.

Изобретение относится к области машиностроения и, в частности, к соединительным устройствам приводов, предназначенных для передачи вращающего момента между валами

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительным устройствам приводов, предназначенных для передачи вращающего момента между валами

Изобретение относится к области машиностроения, к крестовым муфтам

Изобретение относится к области податливых невыключаемых муфт со средствами, допускающими возможность перемещения соединяемых деталей во время работы. Композитная виброизолирующая муфта имеет мембраны (1), которые соединены промежуточным валом (2). На наружную поверхность промежуточного вала нанесен слой жесткого вибропоглощающего материала (3) толщиной, составляющей не менее 1,5 толщины стенки промежуточного вала. Обеспечивается повышение надежности работы муфты. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области податливых невыключаемых муфт со средствами, допускающими возможность перемещения соединяемых деталей во время работы. Сборная композитная виброизолирующая соединительная муфта имеет мембраны (1), которые объединены с промежуточным валом (2) посредством болтового соединения. Мембраны (1) представляют собой трехслойные кольцевые пластины, состоящие из жестких наружных слоев - несущего внешнего (3) и прикрывающего внутреннего (4), соединенных между собой слоем мягкого вибропоглощающего материала. Толщина вибропоглощающего слоя составляет не более 0,1 толщины жестких наружных слоев мембран. Внутренний диаметр кольцевой пластины прикрывающего внутреннего слоя выполнен превышающим внутренний диаметр кольцевой пластины несущего внешнего слоя. Обеспечивается повышение надежности работы муфты. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Муфта упругая содержит две полумуфты и вилку, связанные соединительными элементами. Концы полумуфты и вилки снабжены участками с отверстиями для крепления соединительных элементов, имеющих на концах ответные участки с отверстиями. По первому варианту соединительный элемент выполнен из одной плоской пружины с центральной частью и по меньшей мере четырех симметрично расположенных боковых полок, имеющих на концах участки с отверстиями для крепления к полумуфте или вилке, выполненных заодно с центральной частью и отогнутых по отношению к центральной части. Предыдущая и последующая боковые полки выполнены отогнутыми в противоположные стороны от центральной части. По второму варианту соединительный элемент выполнен из двух плоских пружин с центральной частью и по меньшей мере четырех симметрично расположенных боковых полок, имеющих на концах участки с отверстиями для крепления к полумуфте или вилке, выполненных заодно с центральной частью и отогнутых по отношению к центральной части. Предыдущая и последующая боковые полки выполнены отогнутыми в противоположные стороны от центральной части, а между плоскими пружинами установлены прокладки из вибропоглощающего материала. Достигается снижение шума и вибрации муфты в процессе ее эксплуатации при одновременной компенсации радиальной и угловой несоосностей соединяемых валов. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх