Информационно-управляющая система многофункционального летательного аппарата


G05B19 - Системы программного управления (специальное применение см. в соответствующих подклассах, например A47L 15/46; часы с присоединенными или встроенными приспособлениями, управляющими какими-либо устройствами в течение заданных интервалов времени G04C 23/00; маркировка или считывание носителей записи с цифровой информацией G06K; запоминающие устройства G11; реле времени или переключатели с программным управлением во времени и с автоматическим окончанием работы по завершению программы H01H 43/00)

Владельцы патента RU 2476920:

Открытое акционерное общество "ОКБ СУХОГО" (RU)

Изобретение относится к информационно-управляющей системе (ИУС) летательного аппарата (ЛА). Технический результат заключается в повышении отказоустойчивости и в расширении функциональных возможностей ИУС ЛА за счет использования блока-коммутатора, блоков цифровой карты местности, технического обслуживания, контроля и индикации состояния и обеспечения электромагнитной совместимости. Для этого предложена ИУС ЛА, которая содержит: блок преобразования телевизионных сигналов, внешнее запоминающее устройство, информационно-управляющее поле, блок-концентратор сигналов, бортовую цифровую вычислительную систему, канал информационного обмена, блок ввода-вывода и управления обменом, блок формирования индикационных данных, блок управления общесамолетным оборудованием, блок навигационных расчетов, блок управления электронным противодействием, базу данных полетного задания, блок обеспечения маловысотного полета, блок обеспечения группового самолетовождения, блок управления летательным аппаратом, блок управления записью на средства объективного контроля, блок обеспечения боевого применения, блок управления режимами, блок цифрой карты местности, обеспечения электромагнитной совместимости, блок управления преобразованием телевизионных сигналов, блок технического обслуживания, блок контроля и индикации состояния, сопрягаемое оборудование, блок-коммутатор, сетевой канал информационного обмена. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области авиакосмического приборостроения, а именно к комплексам управления и индикации состояния летательного аппарата (ЛА).

Известен прицельно-навигационный комплекс многофункционального самолета авианосного и наземного базирования (патент РФ №2276328), содержащий взаимосоединенные входами-выходами по каналу информационного обмена комплект многофункциональных индикаторов, индикатор на лобовом стекле, телевизионную камеру закабинного обзора, органы оперативного управления, комплект обзорно-прицельных средств, комплект навигационно-пилотажных средств, переносной носитель исходных данных, систему управления средствами противодействия, вычислительную систему, включающую взаимосоединенные входами-выходами по магистрали вычислительного информационного обмена вычислительно-логические модули объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, формирования прицельно-пилотажных параметров, формирования отображаемой информации, ввода-вывода и управления информационным обменом, вход-выход последнего из которых является входом-выходом вычислительной системы. Комплекс снабжен также введенными в состав вычислительной системы вычислительно-логическими модулями виртуального управления оборудованием, инерциально-спутникового режима формирования относительных координат местоположения самолета, выставки по курсу на подвижном и колеблющемся основании, оптимального использования ресурсов, взаимосоединенными между собой и с вычислительно-логическими модулями объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, формирования прицельно-пилотажных параметров формирования отображаемой информации, ввода-вывода и управления информационным обменом по магистрали вычислительного информационного обмена.

Известен информационно-управляющий комплекс летательного аппарата (ЛА) (патент РФ №2232376), включающий взаимосоединенные входами-выходами по каналу информационного обмена информационно-управляющее поле, бортовую цифровую вычислительную систему, включающую взаимодействующие по вычислительному каналу информационного обмена блок ввода-вывода и управления обменом, блок формирования пилотажно-навигационных параметров, базу данных полетного задания.

Наиболее близким аналогом является информационно-управляющая система летательного аппарата (ЛА) (патент РФ №2392586), включающая взаимосоединенные входами-выходами по каналу информационного обмена информационно-управляющее поле, блок-концентратор сигналов, бортовую цифровую вычислительную систему, включающую взаимодействующие по вычислительному каналу информационного обмена блок ввода-вывода и управления обменом, блок формирования пилотажно-навигационных параметров, базу данных полетного задания, блок формирования и интеграции данных для индикации и приема управляющих воздействий, блок управления и контроля общесамолетного оборудования, блок управления электронным противодействием, блок обеспечения маловысотного полета, блок обеспечения группового самолетовождения, блок управления записью на средства объективного контроля, блок управления режимами.

В качестве недостатков ближайшего аналога можно указать следующее:

- выбрана неоптимальная архитектура построения ВКИО, что приводит к значительному увеличению объема передаваемой информации и может потребовать более 100% пропускной способности ВКИО;

- наличие в составе БЦВС блока ВВУО, который контролирует работу как КИО, так и ВКИО, что вносит дополнительные временные задержки и увеличивает нагрузку на каналы информационного обмена, поскольку весь обмен осуществляется через него;

- отсутствует возможность проведения на земле расширенной проверки состояния систем комплексов бортового оборудования (КБО), общесамолетного оборудования (ОСО) и силовой установки (СУ);

- не полностью решена задача осуществления текущего контроля систем КБО, ОСО и СУ;

- отсутствие ЦКМ в составе ИУС увеличивает загрузку линий связи, значительно уменьшает возможности по работе с ЦКМ и увеличивает задержку доступа к ЦКМ и сопутствующей информации, что может быть критично в ситуациях, требующих немедленной реакции (например, при МВП);

- не решается важная для современного многофункционального ЛА задача обеспечения электромагнитной совместимости бортового оборудования.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в расширении функциональных возможностей информационно-управляющей системы, повышении отказоустойчивости и, как следствие этого, повышении эффективности ее работы при применении для многофункциональных ЛА. Функциональность информационно-управляющей системы и ее отказоустойчивость расширены за счет добавления следующих функций:

- внедрение в состав БЦВС блока (-ов), осуществляющего только коммутацию входной информации, с возможностью подключения не только блоков внутри БЦВС, но и внешних систем, как из состава ИУС, так и других;

- однородность внешней и внутренней среды передачи данных, реализуемых по сетевой технологии с топологией типа «звезда»;

- комплексное решение задачи обеспечения электромагнитной совместимости;

- централизованное технического обслуживания оборудования ЛА;

- контроль текущего состояния всех систем КБО, ОСО и СУ;

- работа с бортовой цифровой картой местности.

Указанный технический результат достигается тем, что информационно-управляющая система многофункционального летательного аппарата, содержащая взаимосоединенные входами-выходами по каналу информационного обмена информационно-управляющее поле, блок-концентратор сигналов, бортовую цифровую вычислительную систему, включающую блок ввода-вывода и управления обменом, блок навигационных расчетов, базу данных полетного задания, блок формирования индикационных данных, блок управления общесамолетным оборудованием, блок управления электронным противодействием, блок обеспечения маловысотного полета, блок обеспечения группового самолетовождения, блок управления летательного аппарата, блок управления записью на средства объективного контроля, блок обеспечения боевого применения и блок управления режимами, снабжена сетевым каналом информационного обмена, по которому взаимосоединены входами/выходами все элементы бортовой цифровой вычислительной системы и все остальные или, по крайне мере, часть элементов информационно-управляющей системы, и введенными в состав бортовой цифровой вычислительной системы блоком-коммутатором, блоком цифровой карты местности, блоком технического обслуживания, блоком контроля и индикации состояния и блоком обеспечения электромагнитной совместимости.

Система может содержать взаимосоединенное входами-выходами с каналом информационного обмена внешнее запоминающее устройство.

Система может содержать взаимосоединенный входами-выходами с каналом информационного обмена блок преобразования телевизионных сигналов.

Система может содержать введенный в состав бортовой цифровой вычислительной системы блок управления блоком преобразования сигналов.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена блок-схема информационно-управляющей системы многофункционального летательного аппарата.

Предлагаемая информационно-управляющая система (ИУС) содержит следующие элементы:

1. БПТС - блок преобразования телевизионных сигналов,

2. ВЗУ - внешнее запоминающее устройство,

3. ИУП - информационно-управляющее поле,

4. БКС - блок-концентратор сигналов,

5. БЦВС - бортовая цифровая вычислительная система,

6. КИО - канал информационного обмена,

7. ВВУО - блок ввода-вывода и управления обменом,

8. ФИД - блок формирования индикационных данных,

9. УОСО - блок управления общесамолетным оборудованием,

10. HP - блок навигационных расчетов,

11. УЭП - блок управления электронным противодействием,

12. БДПЗ - база данных полетного задания,

13. ОМВП - блок обеспечения маловысотного полета,

14. ОГСВ - блок обеспечения группового самолетовождения,

15. УЛА - блок управления летательным аппаратом,

16. УЗСОК - блок управления записью на средства объективного контроля,

17. ОБП - блок обеспечения боевого применения,

18. БУР - блок управления режимами,

19. БЦКИ - блок цифрой карты местности,

20. ОЭМС - обеспечения электромагнитной совместимости,

21. УБПТС - блок управления преобразованием телевизионных сигналов,

22. ТЕХО - блок технического обслуживания,

23. КИС - блок контроля и индикации состояния,

24. СО - сопрягаемое оборудование,

25. БК - блок-коммутатор,

26. СКИО - сетевой канал информационного обмена.

Блок преобразования телевизионных сигналов (БПТС) 1 представляет собой устройство для приема, коммутации, преобразования и выдачи в информационно-управляющее поле (ИУП) 3 телевизионных сигналов (изображений), поступающих на его входы, как в аналоговой, так и в цифровой форме от БЦВС 5, СО 24. БПТС 1 соединен выходом с ИУП 3 и входом/выходом с 5 (БЦВС) и/или с БК 25.

Внешнее запоминающее устройство (ВЗУ) 2 представляет собой устройство, обеспечивающее ввод информации через съемный носитель из наземного комплекса подготовки, хранение и выдачу ее в бортовую цифровую вычислительную систему (БЦВС) 5, документирование результатов работы ИУС для последующего экспресс-анализа. ВЗУ 2 соединено входом/выходом с БЦВС 5 и/или с БК 25.

Информационно-управляющее поле (ИУП) 3 представляет собой совокупность бортовых индикационно-управляющих устройств ЛА, в число которых входят, например, многофункциональные индикаторы (МФИ), в том числе со встроенными дисплей-процессорами (дисплей-процессор представляет собой процессор, способный не только формировать изображение, но и решать вычислительные задачи), многофункциональные пульты-индикаторы (МФПИ), коллиматорный авиационный индикатор (КАИ), пульт управления и индикации. ИУП 3 соединено входом с БПТС 1 и входами/выходами с БЦВС 5 и БКС 4 и/или с БК 25.

Блок-концентратор сигналов (БКС) 4 представляет собой устройство, предназначенное для приема аналоговых сигналов по ГОСТ 18977-79 от систем летательного аппарата, команд от органов управления, их преобразования в цифровой формат, а также приема сигналов в цифровой форме и выдачи их в аналоговом виде на исполнительные элементы. БКС 4 соединен входами/выходами с БЦВС 5 и ИУП 3 и/или с БК 25.

Сопрягаемое оборудование (СО 24) (в состав заявляемого устройства не входит) включает системы КБО, ОСО, СУ и авиационных средств поражения (АСП), а также наземные средства контроля, подготовки и ввода данных (в том числе программ), проведения периодических и регламентных проверок. Взаимодействие СО 24 с блоками из состава ИУС осуществляется по КИО 6 и/или по СКИО 26.

Информационная взаимосвязь внутри ИУС осуществляется по каналу информационного обмена 6 (КИО) и/или по СКИО 26. Блоки 1-4, 24, 27 могут быть подключены своими входами/выходами к КИО 6, к которому также подключен вход/выход БЦВС 5, и/или к СКИО 26, к которому подключен вход/выход БК 25. Необходимость подключения блоков 1-4 к СКИО определяется объемом и важностью передаваемой информации. В случае большого объема передаваемых данных или необходимости быстро среагировать на принятую информацию блок должен быть подключен к СКИО 26.

При этом входом/выходом БЦВС 5 является вход/выход входящих в состав БЦВС 5 блока ввода-вывода и управления обменом (ВВУО) 7 (для обмена информацией по КИО 6) или блока коммутатора (БК 25) (для обмена информацией по СКИО 26). Другой вход/выход ВВУО 7 подключен к сетевому каналу информационного обмена 26 (СКИО), к которому также подключены входы/выходы вычислительно-логических блоков 8-23, входящих в состав БЦВС 5, и по которому через БК 25 осуществляется информационный обмен между этими блоками. Также по СКИО 26 через БК 25 может осуществляться информационная взаимосвязь блоков 8-23 и 1-4, 24, 27.

Канал КИО 6 представляет собой известные линии связи и информационного обмена, например по последовательному коду, по параллельному коду, мультиплексные и другие (на схеме показан двойной линией).

Канал СКИО 26 представляет собой известные полнодуплексные линии связи и информационного обмена, например Fibre Channel - Avionic Environment (FC-AE).

Блок ВВУО 7 представляет собой известное устройство сопряжения вычислителя с линиями связи, осуществляющее прием, контроль и выдачу информации.

Блоки 8-23 выполнены в виде вычислительно-логических модулей, размещаемых на одно- и/или многопроцессорных вычислителях.

Блок формирования индикационных данных (ФИД) 8 производит формирование и выдачу в ИУП 3 информации для индикации от СО 24, а также прием, обработку и выдачу в другие вычислительно-логические модули (такие так HP 10, УОСО 9, УЛА 15, БУР 18 и прочие) параметров управляющих воздействий от летчика.

Блок управления общесамолетным оборудованием (УОСО) 9 осуществляет автоматическое и автоматизированное управление ОСО.

Блок навигационных расчетов (HP) 10 осуществляет расчет параметров состояния летательного аппарата, включая его координаты, параметры движения и ориентации, построение траекторий полета.

Блок управления электронным противодействием (УЭП) 11 обеспечивает автоматическое или автоматизированное командное управление средствами радиоэлектронного противодействия (РЭП), радиотехнической разведки (РТР), оптико-электронного противодействия (ОЭП) и устройствами выброса (УВ), автоматами ложных целей (АЛЦ), радиолокационной станцией (РЛС) в обеспечение индивидуальной, индивидуально-взаимной и групповой защиты летательного аппарата, в том числе при отказах части оборудования и ошибках в действиях экипажа (РЭП, РТР, АЛЦ, РЛС на фигуре не показаны).

Блок базы данных полетного задания (БДПЗ) 12 обеспечивает доступ к базе данных полетного задания (ПЗ), передачу данных ПЗ по запросам блоков, использующих их, с обеспечением синхронизации чтения-записи данных ПЗ; изменения данных ПЗ: добавление, удаление, редактирование данных, контроль целостности ПЗ.

Блок обеспечения маловысотного полета (ОМВП) 13 обеспечивает выполнение задач режима маловысотного полета (МВП) по цифровой карте местности (ЦКМ) с выдачей сигналов автоматического управления в систему автоматического управления (САУ) из состава СО 24.

Блок обеспечения группового самолетовождения (ОГСВ) 14 обеспечивает реализацию режима группового самолетовождения с использованием информации бортовых систем ЛА по определению относительного местоположения летательных аппаратов.

Блок управления летательным аппаратом (УЛА) 15 обеспечивает формирование параметров для ручного, директорного и автоматического управления летательным аппаратом и тягой двигателей по информации от вычислительно-логических модулей, таких как HP 10, ОМВП 13, ОБП 17 и других по СКИО 26, а также от САУ, системы ограничительных сигналов (СОС), системы воздушных сигналов (СВС) (из состава СО 24, на фигуре не показаны).

Блок управления записью на средства объективного контроля 16 (УЗСОК) обеспечивает выдачу на внешние средства регистрации (на фигуре не показаны) параметров обмена от вычислительно-логических модулей и от внешних систем.

Блок обеспечения боевого применения (ОБП) 17 обеспечивает решение задач боевого применения авиационных средств поражения (АСП, на фигуре не показаны) с помощью интеллектуальной поддержки экипажа, управление режимами и реконфигурацией боевого применения.

Блок управления режимами (БУР) 18 обеспечивает управление согласованной работой систем комплекса бортового оборудования ЛА и вычислительно-логических модулей БЦВС 5.

Блок-коммутатор (БК 25) представляет собой известное устройство коммутации потоков информации по линиям связи для всех подключенных абонентов. Конструктивно БК 25 может быть выполнен как отдельный блок или в составе БЦВС. Количество коммутаторов в составе системы может быть от двух (резервирование для повышения отказоустойчивости) до N, где N определяется необходимостью. Коммутаторы могут быть соединены между собою. БК 25 соединен по СКИО 26 входами/выходами со всеми вычислительно-логическими модулями из состава БЦВС и, при их подключении к СКИО 26, с БПТС 1, ВЗУ 2, ИУП 3, БКС 4, СО 24.

Блок цифровой карты местности (БЦКИ 19) обеспечивает хранение цифровой карты местности, доступ к ЦКМ и сопутствующей ей информации по запросам от других блоков БЦВС, формирование 2D- и 3D-изображений местности и выдачу его на отображение.

Блок обеспечения электромагнитной совместимости (ОЭМС 20) обеспечивает выработку управляющих сигналов для системы обеспечения ЭМС (входит в состав СО 24) и формирование рекомендаций экипажу в части обеспечения ЭМС.

Блок технического обслуживания (ТЕХО 22) обеспечивает проведение централизованного технического обслуживания на земле систем КБО, ОСО, СУ и АСП из кабины летчика, с возможностью сохранения результатов по каждой системе.

Блок управления блоком преобразования телевизионных сигналов (УБПТС 21) обеспечивает формирование управляющих воздействий и выдачу их в БПТС 1.

Блок контроля и индикации состояния (КИС 23) обеспечивает сбор информации о состоянии всех систем КБО, ОСО и СУ, формирует их исправность для индикации и коды текстовых и речевых сообщений для выдачи летчику через ИУП 3 и речевой информатор.

ИУС работает следующим образом.

Измеряемая информация от систем КБО (пилотажно-навигационная, скоростно-воздушные параметры, цели и их характеристики, состояния управления оружием, информация, получаемая от средств связи, и прочее), ОСО (напряжение в шинах, давление в кабине, параметры состояния шасси и прочее) и СУ (обороты двигателя, количество топлива и прочее) в цифровом виде поступает на входы блоков 8-18. Измеряемая информация от систем КБО, ОСО и СУ в аналоговом виде поступает на БКС 4, откуда на входы блоков 8-18.

На вход блока БПТС 1 по КИО 6 приходит телевизионная информация в цифровом виде от систем КБО, АСП и БЦВС 5. По командам от БЦВС 5, БПТС 1 осуществляет следующую обработку изображений: совмещение нескольких изображений, обрезание по заданному формату, увеличение и т.д. - и выдает на вход ИУП 3.

В блок ВЗУ 2 устанавливается съемный носитель информации, после чего по командам от БДПЗ 12 информация передается на входы БДПЗ 12 и БЦКИ 19. БДПЗ 12 по запросу выдает ее по СКИО 26 на входы других блоков БЦВС 5. В случае необходимости, блоки БЦВС 5 могут менять информацию и передавать в блок БДПЗ 12 для уточнения хранящихся там данных. Также в полете может осуществляться запись в ВЗУ 2 различной информации от блоков БЦВС 5, используемой для анализа после полета.

Блок ИУП 3 получает на вход информацию от БЦВС 5, БКС 4 и систем КБО, ОСО и АСП и воспринимает через встроенные органы управления команды от летчика и передает их на вход БЦВС 5 и систем КБО, ОСО и АСП. В штатной конфигурации (при отсутствии отказов блоков ИУС) ИУП 3 работает только с информацией, поступающей от БЦВС 5. Наличие встроенного дисплей-процессора позволяет в случае отказа БЦВС 5, получая информацию напрямую от систем КБО, ОСО и АСП, решать задачи индикации и, частично, управления по линиям КИО 6, в объеме, необходимом для решения задач обеспечения возврата и посадки ЛА. Также эта особенность снижает загрузку КИО 6, позволяя передавать только параметрическую информацию и команды по форматированию изображения, вместо передачи очень большого количества команд на рисование примитивов (линия, квадрат, круг и т.д.) и особенностей их отображения (цвет, заливка, местоположение и т.д.).

Блок БКС 4 получает на вход информацию в аналоговом виде от систем КБО, ОСО и СУ, АСП для решения задач контроля и индикации и передает ее на входы блоков БЦВС 5 и ИУП 3. В БЦВС 5 происходит обработка этой информации и формирование управляющих воздействий, передаваемых на вход БКС 4, для преобразования их в аналоговый вид.

Вся измеряемая информация об ориентации и пространственном положении ЛА, его положении относительно других объектов и земной поверхности поступает на вход блока HP 10. Информация о заданных параметрах полета (маршруте, навигационных точках, заданном курсе и т.д.) поступает в HP 10 через СКИО 26 от БДПЗ 12. Для повышения точности навигации в блоке HP 10 осуществляется экстремальная навигационная коррекция по информации, поступающей на вход блока по СКИО 26 от БЦКИ 19. Используя встроенные алгоритмы, с учетом признаков исправности систем и достоверности информации HP 10 осуществляет комплексную обработку пилотажно-навигационной информации и выдает ее на входы блоков 8, 9, 11-20, 22 и 23 и в другие системы из состава СО 24, такие как РЛС, ОЛС, пилотажно-навигационное оборудование и другие.

Блок ФИД 8 получает на вход информацию для индикации от систем ЛА, блоков БПТС 1, БКС 4 от блоков 9-23. Формируя пакеты индикационной информации, в соответствии с текущим режимом работы и индикации, ФИД 8 выдает их в ИУП 3. ИУП 3 воспринимает только параметрическую информацию и команды управления конфигурацией ИУП 3. Все задачи, связанные с рисованием символов, решаются в ИУП 3 автономно. Также с учетом информации, получаемой от ОБП 17 и ИУП 3, ФИД 8 формирует управляющие воздействия для УБПТС 21. В обеспечении реакции на команды летчика ФИД 8 получает от ИУП 3 управляющие воздействия, которые обрабатывает с привязкой к текущему состоянию ИУП 3 и передает на вход других блоков.

Блок КИС 23 получает на вход информацию о состоянии систем КБО, ОСО и СУ от самих систем и БКС 4 или по СКИО 26 от других вычислительно-логических блоков из состава БЦВС 5. На основании полученной информации блок КИС 23 формирует и выдает в ИУП 3 наборы с состоянием систем и тестовые отказные сообщения и на речевой информатор коды речевых сообщения об отказах. Наличие отдельного блока КИС 23 позволяет осуществлять текущий контроль состояния не только систем ОСО и СУ, а всего АК в целом, что позволяет реализовать более полный и комплексный подход.

Блок УОСО 9 получает на вход по СКИО 26 информацию о состоянии систем КБО, ОСО и СУ от БКС 4 и напрямую от систем, а также параметры ориентации и местоположения ЛА от HP 10. С учетом управляющих воздействий летчика, поступающих от ИУП 3, и режимов КБО от БУР 18 блок УОСО 9 формирует и выдает по СКИО 26 команды управления системами ОСО и СУ на вход БКС 4 и систем ОСО и СУ по КИО 6.

Блок УЭП 11 получает на вход по СКИО 26 информацию о наличии прямой или потенциальной угрозы ЛА от средств РЭП, РТР, ОЭП, состоянии УВ, АЛЦ, АСП, информацию об угрозах для ЛА в районе полета из БЦКИ 19 и команды от командира группы, положении ЛА от HP 10 и автоматически или автоматизированно по командам летчика, приходящим на вход от ФИД 8, формирует управляющие воздействия для систем РЛС, РТР, РЭП, УВ, АЛЦ и АСП. Также выдает в ФИД 8 для индикации и КСС (из состава СО 24) информацию о радиотехнической обстановке.

Блок ОМВП 13 получает на вход по СКИО 26 информацию о параметрах ориентации и местоположения самолета от HP 10, о текущих параметрах управления ЛА от блока УЛА 15, о заданных характеристиках маршрута от БДПЗ 12 и характеристики рельефа, заложенные в цифровой карте местности (ЦКМ), из БЦКИ 19. Возможно также использование информации о подстилающей поверхности, поступающей от обзорно-прицельных систем из состава СО 24. Учитывая рельеф местности в данной точке и всего района в целом, ОМВП 13 формирует параметры управления самолетом в обеспечение маловысотного полета и передает их по СКИО 26 в УЛА 15 и на индикацию в ФИД 8.

Блок ОГСВ 14 получает на вход по СКИО 26 информацию о параметрах ориентации и местоположения самолета от HP 10, о текущих параметрах управления ЛА от блока УЛА 15, о заданных характеристиках маршрута и параметрах ГСВ от БДПЗ 12 и группового боевого применения от ОБП 17, командную информацию от комплекса средств связи (КСС, на фигуре не показан), местоположение других ЛА относительно данного от РСБН (на фигуре не показан). На основании принимаемой информации ОГСВ 14 формирует и передает по СКИО 26 на вход УЛА 15 управляющие воздействия для ЛА и информацию для летчика на вход ФИД 8, группового боевого применения на вход ОБП 17 и во взаимодействующие ЛА с помощью КСС.

Блок УЛА 15 получает на вход по СКИО 26 информацию о параметрах ориентации и местоположения самолета от HP 10, о заданных характеристиках маршрута от БДПЗ 12, о взаимном расположении взаимодействующих объектов от ОГСВ 14 и текущее значение параметров управления САУ. На основании полученной информации с учетом данных от ОМВП 15, ОБП 17 и режимов от БУР 18 формирует сигналы для автоматического, ручного и директорного управления ЛА для выполнения задачи и предотвращения столкновения с землей, взаимодействующими ЛА или осколками. Параметры управления передаются по СКИО 26 на вход САУ.

Блок УЗСОК 16 получает на вход по СКИО 26 параметры межблочного обмена от вычислительно-логических блоков БЦВС 5 и от систем КБО, ОСО и СУ, АСП. Параметры межблочного обмена от вычислительно-логических блоков БЦВС 5 могут приходить как разрозненный перечень, так и уже сформированные в наборы. Из пришедших разрозненно параметров от вычислительно-логических блоков БЦВС 5 и от систем КБО, ОСО и СУ, АСП УЗСОК 16 формирует наборы, которые выстраивает в очередь и передает на средства регистрации.

Блок ОБП 17 получает на вход по СКИО 26 информацию о параметрах ориентации и местоположения самолета от HP 10, о заданных характеристиках боевого применения от БДПЗ 12, об ограничениях, налагаемых на боевое применение, от УЭП 11 и ОМВП 13, о параметрах управления ЛА от УЛА 15 и о действиях самолета в группе от КСС и наличии и состоянии АСП от АСП и системы управления оружием (СУО, на фигуре не показана). Также на вход может поступать информация с командных пунктов (например, целеуказание) через КСС и данные от обзорно-прицельных систем. Для повышения точности применения неуправляемых АСП на вход может также поступать информация о параметрах наземных целей от БЦКИ 19. Автоматически, автоматизированно или по командам от летчика, получаемым от ФИД 8, с учетом режимов от БУР 18 формирует целеуказания для АСП и команды на боевое применение и выдает в АСП, СУО, РЛС, оптико-локационную станцию (ОЛС, на фигуре не показана) и комплекс средств связи.

Блок БУР получает на вход по СКИО 26 информацию о навигационных режимах от HP 10, о заданном маршруте от БДПЗ 12, об обжатии шасси от УОСО 9, о режимах боевого применения от ОБП 17, запросы на выполнение маловысотного полета от ОМВП 13 и выдает сформированный режим работы всем заинтересованным потребителям, таким как ФИД 8, HP 10, УЭП 11, ОГСВ 14, ОБП 17 и другие.

Блок БЦКИ 19 получает на вход по СКИО 26 ЦКМ и сопутствующую информацию от ВЗУ 2. Также на вход от других блоков БЦВС приходят запросы на выдачу информации, хранящейся в БЦКИ 19, а от ФИД 8 задается размер выводимого изображения ЦКМ и объем (типы) отображаемой на ней параметрической информации. БЦКИ 19 формирует команды на выдачу ему ЦКМ, которые выдает на вход БДПЗ 12, как единый центр управления ВЗУ 2, для передачи в ВЗУ 2. В соответствии с запросами БЦКИ 19 формирует и выдает по СКИО 26: информацию по наземным объектам в ОБП 17, параметры рельефа в ОМВП 13, информацию об угрозах для ЛА в УЭП 11, информацию об объектах в пролетаемом районе в ФИД 8. Также по командам от ФИД 8 формируется видеоизображение ЦКМ, которое через БПТС 1 поступает на вход ИУП 3.

Блок ОЭМС 20 получает на вход по СКИО 26 от аппаратуры СОЭМС (на схеме не показана) информацию о состоянии аппаратуры СОЭМС и сопрягаемых с ней линиях связи, от HP 10, ОБП 17 признаки наличия излучения систем навигации, локатора и другой излучающей аппаратуры и от БУР 18 режим работы. На основании полученной информации ОЭМС 20 выдает на вход аппаратуры СОЭМС команды на запрет или разрешение излучения отдельных устройств для обеспечения ЭМС или всех устройств для обеспечения режима радиомолчания.

Блок ТЕХО 22 получает на вход от БУР 18 признак наличия режима техобслуживания, от ФИД 8 команды на начало проведения техобслуживания всего АК или отдельных систем и от задействованных в техобслуживании систем результаты его проведения. После получения команды на начало проведения техобслуживания ТЕХО 22 проверяет наличие блокировок на его проведение и, в случае их отсутствия, выдает команду на старт техобслуживание. Команда может выдаваться либо напрямую в систему, либо в соответствующий вычислительно-логический модуль, управляющий данной системой. После окончания проведения техобслуживания ТЕХО 22 на основании полученных результатов от систем формирует наборы данных и выдает их по СКИО 26 в ФИД 8 для дальнейшей передачи на индикацию.

Блок УБПТС 21 получает на вход от ФИД 8 команды, на каких индикаторах, какое изображение и в каком формате должны отображаться, от БПТС 1 информацию о состоянии блока и входных каналов. В соответствии с входной информацией УБПТС 21 выбирает режим работы и передает его на вход БПТС 1.

В случае отказа БЦВС 5 блоки из состава ИУП 3, благодаря наличию встроенных дисплей-процессоров, обеспечивают индикацию летчику всей необходимой для успешного завершения полета информации. Они получают по СКИО 26 или КИО 6 информацию от блоков 4, 24 (например, о пространственном положении, состоянии систем самолета и т.д.) и выдают им на исполнение управляющие воздействия летчика. Данное решение позволяет значительно повысить безопасность ЛА в целом.

1. Информационно-управляющая система многофункционального летательного аппарата, содержащая взаимосоединенные входами-выходами по каналу информационного обмена информационно-управляющее поле, блок-концентратор сигналов, бортовую цифровую вычислительную систему, включающую блок ввода-вывода и управления обменом, блок навигационных расчетов, базу данных полетного задания, блок формирования индикационных данных, блок управления общесамолетным оборудованием, блок управления электронным противодействием, блок обеспечения маловысотного полета, блок обеспечения группового самолетовождения, блок управления летательного аппарата, блок управления записью на средства объективного контроля, блок обеспечения боевого применения и блок управления режимами, отличающаяся тем, что она снабжена сетевым каналом информационного обмена, по которому взаимосоединены входами/выходами все элементы бортовой цифровой вычислительной системы и все остальные или, по крайней мере, часть элементов информационно-управляющей системы, и введенными в состав бортовой цифровой вычислительной системы блоком-коммутатором, блоком цифровой карты местности, блоком технического обслуживания, блоком контроля и индикации состояния и блоком обеспечения электромагнитной совместимости.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что содержит взаимосоединенное входами-выходами с каналом информационного обмена внешнее запоминающее устройство.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что содержит взаимосоединенный входами-выходами с каналом информационного обмена блок преобразования телевизионных сигналов.

4. Система по п.3, отличающаяся тем, что содержит введенный в состав бортовой цифровой вычислительной системы блок управления блоком преобразования сигналов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах передачи и воспроизведения информации. .

Изобретение относится к области дистанционного управления полетом БПЛА по радиоканалу с пункта управления и для передачи полетных данных от БПЛА на пункт управления.

Изобретение относится к области систем автоматического управления летательными аппаратами, в частности к способам пилотирования в вертикальной плоскости. .

Изобретение относится к устройствам отображения информации, используемой пилотом и членами экипажа при пилотировании летательными аппаратами (ЛА), а именно к командно-пилотажным индикаторам (КПИ) с визуализацией индексов "Лидер" и "Самолет".

Изобретение относится к бортовым системам управления угловым движением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). .

Изобретение относится к области автоматизации систем водоочистки и может быть использовано при разработке установок для очистки промышленных сточных вод, хозяйственно-бытовых сточных вод, дренажных вод с орошаемых земель, организованных и неорганизованных стоков с территорий населенных пунктов и промышленных площадок, сельскохозяйственных полей и крупных животноводческих комплексов, а также для водоподготовки и организации питьевого водоснабжения.

Изобретение относится к средствам для регулирования потоков текучей среды и направлено на упрощение конфигурирования регулятора в различных условиях использования и эксплуатации, что обеспечивается за счет того, что согласно изобретению направляющая штока содержит тело, имеющее отверстие для ввода, с возможностью перемещения со скольжением, штока клапана, и наружную поверхность, на которой размещены периферийные уплотнения, обеспечивающие установку, с возможностью извлечения, тела направляющей в канал корпуса регулятора и согласование указанного тела по положению с корпусом регулятора или с клапаном.

Изобретение относится к бортовым системам управления угловым движением существенно нестационарных летательных аппаратов (ЛА). .

Изобретение относится к полевым приборам, которые, в частности, используются в промышленности для эксплуатации управления процессом, таким как процесс переработки нефти.

Изобретение относится к области электрометаллургии. .

Изобретение относится к области контроллеров с программируемой логикой. .

Изобретение относится к системе РЧИ и метке, прикрепленной к элементу в клети прокатного стана и, более конкретно, к системе РЧИ, которая собирает и передает данные об элементе, подлежащие выборочной записи или чтению из области памяти, встроенной в метку.

Изобретение относится к способам статистического управления качеством продукции на производстве. .

Изобретение относится к компьютерным системам автоматического контроля/управления сортировочными станциями железнодорожных сетей, а именно к способам аттестации таких систем.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для мониторинга, защиты и управления режимами работы оборудования на электрической подстанции.

Изобретение относится к радиоуправлению электрическими устройствами
Наверх