Датчик резонаторный

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерений ускорения и других параметров. Согласно изобретению, датчик резонаторный содержит первый маятник, выполненный в виде чувствительного элемента, соединенного с первым основанием через первые упругие шарниры, и силочувствительный резонатор, один конец которого соединен с чувствительным элементом, а другой конец - с первым основанием. Особенность изобретения заключается в том, что датчик резонаторный снабжен вторым основанием, соединенным с первым основанием через вторые упругие шарниры, с образованием второго маятника, при этом маятники расположены относительно друг друга таким образом, чтобы векторы, соединяющие центры масс маятников с их осями поворота, были противоположно направлены, а расстояния от центров масс первого и второго маятников до их осей поворота удовлетворяют приведенному в формуле изобретения и описании соотношению, обеспечивающему, в первом приближении, отсутствие отклонения измерительной оси под действием измеряемой величины. Благодаря этому, обеспечивается снижение погрешности измерения ускорения и других измеряемых параметров. 3 ил.

 

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к измерениям механических параметров.

Известен датчик резонаторный (см. патент RU №2217767, кл. G01P 15/10 от 01.04.2002 г., опубл. в БИ №33 27.11.2003).

Датчик содержит основание из монокристалла, в котором выполнены сквозные прорези с образованием чувствительного элемента в виде маятника с одной степенью свободы, соединенного с основанием через упругие шарниры, и стержневого резонатора, концы которого соединены с чувствительным элементом и основанием.

Указанное выше устройство является наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству и взято в качестве прототипа.

Недостатком прототипа является изменение углового положения измерительной оси датчика под действием измеряемой величины.

Решаемой технической задачей является создание датчика резонаторного с компенсацией отклонений измерительной оси в процессе измерений.

Достигаемым техническим результатом является снижение погрешности измерения механических параметров, обусловленной отклонением измерительной оси.

Для достижения технического результата в датчике резонаторном, содержащем первый маятник, выполненный в виде чувствительного элемента, соединенного с первым основанием через первые упругие шарниры, и силочувствительный резонатор, один конец которого соединен с чувствительным элементом, а другой конец - с первым основанием, новым является то, что введено второе основание, соединенное с первым основанием через вторые упругие шарниры с образованием второго маятника, при этом маятники расположены относительно друг друга таким образом, чтобы векторы, соединяющие центры масс маятников с их осями поворота, были противоположно направлены, а расстояние L2 от оси поворота второго маятника до его центра массы выбрано из условия

где L1 - расстояние от центра массы первого маятника до его оси поворота;

m1, m2 - значения масс первого и второго маятников соответственно (m2 равна сумме масс чувствительного элемента 1 и первого основания 2);

e1, e2 - угловые податливости перемещений первого и второго маятника относительно осей поворота первого и второго маятников соответственно.

На фигурах 1, 2 изображен заявляемый вариант конструкции датчика резонаторного, который включает в себя: первый маятник (чувствительный элемент 1), соединенный с первым основанием 2 через первые упругие шарниры 4; силочувствительный резонатор 8, один конец которого соединен с чувствительным элементом 1, а другой конец - с первым основанием 2; второй маятник (чувствительный элемент 1, соединенный с первым основанием 2 через первые упругие шарниры 4, силочувствительный резонатор 8, первое основание 2), соединенный со вторым основанием 3 через вторые упругие шарниры 5; 6 - центр масс первого маятника; 7 - центр масс второго маятника, масса которого равна сумме масс чувствительного элемента 1 и первого основания 2.

На фигуре 3 изображена кинематическая схема заявляемого устройства с первым маятником массой m1 с центром массы А(А') и вторым маятником массой m2 с центром массы В(В'), где:

ИО - направление измерительной оси датчика резонаторного,

j - вектор ускорения,

А(6) - положение центра масс первого маятника в исходном состоянии,

А'(6) - положение центра масс первого маятника при действии ускорения j,

О - ось поворота первого маятника в исходном положении,

О' - ось поворота первого маятника при действии ускорения j,

В(7) - центр массы второго маятника в исходном положении,

В'(7) - центр массы второго маятника при действии ускорения j,

O1 - положение оси поворота первого основания 2;

α - угол поворота первого маятника относительно второго маятника под действием ускорения j (∠AOA'=∠AO'A', см. фиг.3);

β - угол поворота второго маятника под действием ускорения j;

L1 - расстояние от оси поворота О первого маятника до его центра масс 6(A, A'),

L2 - расстояние от оси поворота O1 второго маятника до его центра масс 7(В, В');

А”О” - прямая линия, определяющая положение привалочной (монтажной) поверхности датчика относительно объекта (принадлежит второму основанию).

В исходном положении измерительная ось ИО устанавливается нормально к привалочной поверхности, заданной прямой А”О”, проходящей параллельно линии АО, соединяющей центр масс А первого маятника и ось поворота О первых упругих шарниров 4.

Введение второго маятника и его расположение относительно первого маятника определенным образом позволяет обеспечить поступательное движение первого маятника относительно второго основания, а второму маятнику иметь угловое перемещение относительно второго основания, обеспечивающее компенсацию углового перемещения измерительной оси датчика резонаторного, что уменьшает погрешности измерения механических параметров, обусловленные отклонением измерительной оси.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии - в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения объекта (ускорение j=0) между первым маятником и его основанием отсутствуют силы, влияющие на их перемещение относительно друг друга и относительно второго основания 3.

В случае ускоренного движения объекта, на котором жестко закреплено второе основание 3, возникают инерционные силы, создающие моменты M1, M2, которые вызывают угловые перемещения первого и второго маятников датчика. Центр масс 6(А) первого маятника перемещается в точку А' (фиг.3), а центр масс 7 (B) второго маятника перемещается в точку В', ось поворота первых упругих шарниров 4 перемещается из точки О в точку О'. Это приводит к изменению угловых положений первого маятника относительно второго маятника на угол α и второго маятника относительно второго основания 3 на угол β.

Таким образом, первый маятник участвует в двух движениях: относительном - вокруг оси О первых упругих шарниров 4 и переносном движении второго маятника вокруг оси O1 вторых упругих шарниров 5. Необходимым условием стабилизации углового положения измерительной оси ИО датчика относительно второго основания 3 является расположение маятников относительно друг друга таким образом, чтобы векторы, соединяющие центры масс маятников с их упругими шарнирами, были противоположно направлены, то есть углы α и β должны иметь разный знак. Дополнительным условием стабилизации углового положения измерительной оси ИО датчика является равенство, при котором

Значения углов α и β определяются значениями моментов М1 и M2 от инерционных сил, и угловыми податливостями первого и второго маятников.

где М1, М2 - моменты от инерционных сил, действующих на массу первого маятника, равную массе чувствительного элемента 1 (центр масс в точке 6), и на массу второго маятника, равную сумме масс первого основания 2 и чувствительного элемента 1 (центр масс в точке 7);

F1, F - проекции инерционных сил на нормали к отрезкам А'О', B'O1 соответственно (см. фиг.2);

L1 - расстояние от центра массы 6 (А) первого маятника до его оси поворота (О);

L2 - расстояние от центра массы 7 (В) первого маятника до его оси поворота (О1);

m1, m2 - массы первого и второго маятников;

j·cosγ - компонента ускорения центра масс (6) первого маятника, обуславливающая его угловое перемещение относительно первого основания 2;

j·cos(γ+φ) - компонента ускорения центра массы (7) второго маятника, обуславливающая его угловое перемещение относительно второго основания 3;

γ - угол между вектором ускорения j и направлением измерительной оси ИО (нормаль к АО);

φ0 - угол между направлением измерительной оси ИО и нормалью к BO1 в исходном положении.

При малых значениях углов α и β (что, как правило, реализуется практически), длины дуг , сходятся к отрезкам АА', ВВ'

где h1 (AA'), h2 (BB') - расстояния, на которые перемещаются центр масс (6) первого маятника (АА') и его ось поворота О (ВВ');

α - угол, определяющий угловое перемещение первого маятника относительно первого основания 2;

β - угол, определяющий угловое перемещение второго маятника (первого основания) относительно второго основания 3.

Используя соотношения (4), (5), с учетом (1) находим соотношения углов

С другой стороны, углы |α| и |β| равны

где е1 - угловая податливость первых упругих шарниров 4,

e2 - угловая податливость вторых упругих шарниров 5.

Отношение (6) с учетом соотношений (1), (2), (3) и (7), (8) может быть представлено в виде

где при малых значениях углов φ0, β

В реальной конструкции максимальные значения углов α, β и φ0 не превышают значения 0,01-0,03 рад. Максимальные значения углов α и β реализуются при малых значениях угла γ, для которых проекции инерциальных сил F1, FΣ на измерительную ось ИО и нормаль к BO1 имеют максимальные значения (см. фиг.3). С учетом малости углов α и β (cos(φ0-β)→1) значение отношения (10) может быть принята равным 1, а выражение (9) может быть представлено

С учетом этого отрезок прямой L2, соединяющий ось поворота (О1) первого основания 2 с центром суммарной массы (В) первого основания 2 и чувствительного элемента 1 будет определяться выражением

Таким образом, для обеспечения компенсации отклонений измерительной оси датчика резонаторного условие (1) при заданных значения масс первого m1 и второго m2 маятников необходимо расположить маятники относительно друг друга таким образом, чтобы векторы, соединяющие центры масс маятников с их осями поворота, были противоположно направлены, а расстояние L2 от оси поворота второго маятника до его центра массы определялось согласно формуле (11).

Были проведены исследования, которые показали возможность реализации заявленного устройства, позволяющего на порядок уменьшить изменение углового положения измерительной оси. Эффективность предлагаемого технического решения по стабилизации положения измерительной оси датчика резонаторного с маятниковым чувствительным элементом подтверждена расчетами на ЭВМ с использованием метода конечных элементов.

Датчик резонаторный, содержащий первый маятник, выполненный в виде чувствительного элемента, соединенного с первым основанием через первые упругие шарниры, и силочувствительный резонатор, один конец которого соединен с чувствительным элементом, а другой конец - с первым основанием, отличающийся тем, что введено второе основание, соединенное с первым основанием через вторые упругие шарниры с образованием второго маятника, при этом маятники расположены относительно друг друга таким образом, чтобы векторы, соединяющие центры масс маятников с их осями поворота, были противоположно направлены, а расстояние L2 от оси поворота второго маятника до его центра массы выбрано из условия:
,
где L1 - расстояние от центра массы первого маятника до его оси поворота;
m1, m2 - значения масс первого и второго маятников;
e1, e2 - угловые податливости перемещений первого и второго маятников относительно осей поворота первого и второго упругих шарниров.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для определения ускорения поступательного движения космического аппарата. .

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к измерениям механических параметров, в частности силы или ускорения. .

Изобретение относится к области измерений механических параметров. .

Изобретение относится к области измерений механических параметров. .

Изобретение относится к области измерений механической силы и производных от нее величин, момента силы, давления, массы, деформаций, линейных и угловых ускорений. .

Изобретение относится к области измерений механических параметров. .

Изобретение относится к области измерительной техники. .

Изобретение относится к области измерения параметров вращения вала и может быть использовано в системах автоматического управления. .

Изобретение относится к струнным акселерометрам и предназначено для измерения ускорений при движении реактивного снаряда реактивной системы залпового огня. .

Изобретение относится к измерительной технике, представляет собой преобразователь пути и линейной скорости движения объекта в код и может использоваться при контроле положения и скорости при малых (0,1 мкм÷10 мкм) и больших (до 10 см) перемещениях. Для улучшения метрологических и весогабаритных характеристик преобразователя пути и линейной скорости электрический и магнитный блоки преобразователя реализованы на базе техники цилиндрических магнитных доменов (ЦМД) и микроэлектронного конструирования. Технический результат достигается тем, что с помощью магнитных триггеров 10 и 17, магнитного барьера 19 и электронного блока «реверс» 20, который осуществляет переключение фаз тактирующего генератора 1, проводится измерение пути и скорости объекта независимо от направления его движения, результаты которого регистрируются в счётчиках. Пределы измерения ограничиваются скоростью движения ЦМД (20 м/с и более). При этом благодаря малым размерам ЦМД (0,1 мкм÷10 мкм) значительно уменьшаются весогабаритные параметры преобразователей. 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике, а точнее к струнным акселерометрам для автономного определения параметров движения летательных аппаратов и может быть использовано при производстве струнных акселерометров. Сущность изобретения достигается тем, что способ настройки струнного акселерометра, содержащего струну прямоугольного сечения и консольно-закрепленный пластинчатый подвес с грузом, включающий закрепление концов струны между двух плоскостей, предварительно механически обработанных в двух взаимно перпендикулярных направлениях поперек и вдоль струны, и отличается тем, что струну выставляют по оси симметрии подвеса перпендикулярно его плоскости, закрепляют последовательно концы струны на грузе и корпусе при совмещении поверхностей крепления в одну плоскость, сравнивают частоту автоколебаний струны с заданной и при необходимости корректируют длину струны, исходя из выражения: Δ l = ( f − f 0 ) f   l l 2 y + 1 , где Δl - изменение длины струны; f и f0 - фактическая и заданная частота колебаний струны; l и y - длина струны и прогиб подвеса при расположении струны в одной плоскости, при этом вновь механически обрабатывают поверхности крепления до расположения их в одной плоскости, причем длину струны уменьшают, если частота меньше заданной, и увеличивают, если больше, затем прикладывают к грузу в месте крепления струны усилие, плавно изменяющее натяжение струны в рабочем диапазоне частот, и оценивают изменение амплитуды сигнала со струны, добиваясь точной установкой струны попадания частоты и амплитуды сигнала в заданный допуск, после чего проводят термомеханическое старение акселерометра. Изобретение позволяет сократить длительность стабилизации параметров, время сборки и увеличить выход годных струнных акселерометров при изготовлении. 5 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области приборостроения и предназначено для автономного измерения ускорения летательных аппаратов. Струнный акселерометр содержит на своем основании чувствительные элементы, включающие струну, закрепленную одним концом на корпусе, другим на грузе, размещенном на упругом пластинчатом подвесе, и магнитоэлектрические приводы для поддержания автоколебаний струн. Для достижения технического результата чувствительный элемент выполнен в виде замкнутого прямоугольного камертона с внутренним креплением, расположенным на одной из сторон корпуса на геометрической оси, проходящей перпендикулярно струне через ее середину, причем каждая пара параллельных сторон чувствительного элемента состоит из нескольких жестко скрепленных участков из материалов с разными температурными коэффициентами линейного расширения. При этом суммы произведений их длин на температурный коэффициент линейного расширения равны соответственно для сторон вдоль и поперек струны, а температурный коэффициент модуля упругости подвеса равен разности температурных коэффициентов линейного расширения подвеса и струны. Изобретение позволяет повысить точность измерения ускорения за счет увеличения добротности струнного резонатора и снижения температурной погрешности и чувствительности к внешним и внутренним механическим воздействиям на напряжения в струне, а также упростить конструкцию и требования к выбору физико-механических свойств к материалам и форме деталей силовой цепи натяжения струны. 4 ил.

Изобретение относится к области измерения механических параметров. Резонатор силочувствительный с изгибной формой колебаний выполнен в виде двух идентичных параллельно расположенных между собой стержней, одни концы которых жестко соединены между собой и с первым элементом приложения измеряемой силы, а другие концы соединены через первые упругие шарниры со вторым элементом приложения измеряемой силы, при этом вторые упругие шарниры выполнены в средней части каждого стержня с образованием клиновидных участков с большей изгибной жесткостью, узкие части которых обращены в сторону первых и вторых упругих шарниров соответственно. Достигаемым техническим результатом является увеличение силовой чувствительности резонатора силочувствительного. 1 ил.

Изобретение относится к метрологии, в частности к датчикам механических ускорений. Датчик представляет собой резонатор, выполненный в виде сдвоенного камертона, и содержит основание, чувствительный элемент с маятниковым подвесом в виде двух стержней, упругие шарниры, размещенные на одной пластине монокристалла кварца Z-среза. Первые концы стержней соединены с чуствительным элементом, а вторые концы через упругие шарниры соединены с основанием. Стержневой резонатор выполнен на второй пластине монокристалла кварца Z-среза меньшей толщины, на концах которого образованы участки с увеличенной поверхностью для присоединения к чувствительному элементу и к основанию соответственно. Стержни резонатора могут иметь как постоянную, так и переменную ширину. В концевых элементах выполнены отверстия для введения стеклоспая, соединяющего участки стержневого резонатора с поверхностями чувствительного элемента и основания. Размер площади концевых участков выбран исходя из использованием стеклоспая, качество соединения определяется по отсутствию гистерезиса при предельных нагрузках на резонатор. Технический результат - повышение точности измерений, уменьшение трудоемкости изготовления. 3 ил.

Изобретения относятся к измерительной технике и могут быть использованы при определении характеристик движения объектов, таких как скорость, ускорение, вибрации и т.д. Чувствительный элемент датчика для определения характеристик движения состоит из сигнальной плоской катушки индуктивности или ее части, размещенной в магнитном поле жестко связанного с ней постоянного магнита. Указанный чувствительный элемент может быть использован в качестве элемента печатной платы, одинарной или многослойной. При этом многослойную печатную плату выполняют таким образом, что либо как минимум один из ее слоев, не содержащий чувствительный элемент, включает как минимум один фрагмент как минимум одного витка катушки электромагнита; либо слой с катушкой заключен в толще печатной платы, как минимум часть слоев которой выполняет функцию соленоида. Техническим результатом изобретения является усиление полезного сигнала сенсора, основанного на электроинерционных явлениях. 4 н. и 35 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к измерительным преобразователям линейного ускорения, а также к области космической техники. Спутниковый акселерометр маятникового типа содержит корпус, маятник с инерционной массой, торсионный подвес, датчик перемещений, компенсационную систему обратной связи, при этом в конструкции имеются два ограничителя движения маятника, жестко скрепленные с корпусом прибора, при этом один расположен в центре масс маятника, а второй расположен вдоль оси торсионного подвеса маятника. Технический результат – повышение порога чувствительности спутникового акселерометра. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх