Натяжитель цепи

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Натяжитель цепи содержит цепь и звездочки с устройством их крепления к опоре. Натяжитель выполнен в виде магнита любого типа и формы. При вертикальном расположении звездочек и цепи магнит размещен между ветвями цепи в требуемом положении благодаря использованию подвижной штанги и бобышки. Штанга фиксируется винтом по вертикали, а бобышка фиксируется в опоре по горизонтали. При горизонтальном расположении звездочек и цепи один магнит расположен над обеими ветвями цепи у ведущей звездочки, а другой магнит закреплен над обеими ветвями цепи у ведомой звездочки. Магниты пространственно размещены между звездочками. Достигается повышение качества натяжения цепи. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, к системам натяжения втулочно-роликовых, роликовых, зубчатых и иных подобных цепей от однорядных до многорядных, используемых в различных машинах и механизмах, включая специальную технику (например, велосипеды).

Известны натяжители цепей, содержащие ролики или звездочки, закрепленные на осях при наличии подшипников качения, пружинные механизмы и опоры для крепления. Однако они достаточно сложны в изготовлении, многоэлементны и не всегда надежны в работе. Кроме того, натяжители такого типа дополнительно образуют пары трения с цепью, что увеличивает силы сопротивления из-за трения, и повышают износ подвижных сопряженных элементов (цепей, роликов или звездочек). Известны натяжители цепи: №93036975/11, МПК В62М 9/16, заявл. 20.07.93; №102374, МПК F16H 7/08, заявл. 17.11.10 и другие, которые обладают перечисленными выше недостатками.

Наиболее близким к заявленному натяжителю является Пат. 2053154 Российская Федерация, МПК В62М 9/16. Велосипед / Макаров Ю.А. - №93036975/11; заявл. 20.07.93; опубл. 27.01.96, Бюл. №10 (прототип), который содержит колесную раму велосипеда с установленным на ней приводом и цепную передачу с натяжителем. Однако вышеперечисленные недостатки здесь не устранены.

Задачей заявляемого изобретения является создание бесконтактного натяжителя цепи как при вертикальном, так и при горизонтальном расположении звездочек, на которые надета цепь, исключая при этом любые дополнительные пары трения в виде таких подпружиненных или натяжных конструктивных элементов, как ролики, звездочки и др.

Технический результат достигается тем, что в качестве натяжителя цепи используется магнит, не образующий пару трения с цепью, закрепляемый на подвижной или неподвижной опоре, что позволяет располагать его в оптимальном положении как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.

Новыми по сравнению с прототипом в предложенном натяжителе являются:

из конструктивных элементов - магнит;

в исполнении конструктивного элемента - магнит может быть любого типа (постоянный или электрический) и любой формы (круглой, прямоугольной и др.);

в новых связях между конструктивными элементами - пространственное расположение магнита по отношению к цепи может быть разное: установлен между ветвями цепи при вертикальном расположении звездочек, на которые надета цепь, причем в зависимости от длины цепи - посередине (при достаточно короткой длине цепи) или в двух местах (два магнита вблизи от ведущей и ведомой звездочек). Либо два магнита устанавливаются над ветвями цепи при ее горизонтальном натяжении на звездочки у ведущей и ведомой соответственно;

в новизне достигаемого эффекта - полностью устраняется пара трения «натяжитель-цепь», обеспечивается больший угол охвата звездочек цепью, а при горизонтальном их расположении обеспечивается строго соосное набегание/сход цепи на звездочку или с нее соответственно, что вообще не вызывает повышенного износа подвижных сопряжений.

Предложенное техническое решение иллюстрируется фиг.1, 2.

При вертикальном расположении звездочек 1 и 2 и цепи 3 (фиг.1) магнит 4, закрепленный на Г-образной или иной формы штанге 5, располагается в пространстве между обеими ветвями цепи (верхней и нижней). Штанга 5 вставлена в бобышку 6, снабженную винтом 7 для фиксации магнита 4 в требуемом положении по высоте. В свою очередь бобышка 6 вставлена в направляющие опоры 8, что позволяет фиксировать расположение магнита 4 в горизонтальной плоскости.

При горизонтальном расположении звездочек 1 и 2 и цепи 3 (фиг.2) магниты 4 устанавливаются над обеими ветвями цепи в непосредственной близости к звездочкам 1 и 2, обеспечивая тем самым приподнятие ветвей цепи до совпадения с плоскостью расположения звездочек, что гарантирует соосное расположение цепи с ведущей звездочкой и аналогично соосное расположение цепи с ведомой звездочкой. Это существенно снижает износ сопряженных подвижных деталей (цепи и звездочек). В таком случае форма провисающей цепи при наличии магнитов имеет вид (а), а при отсутствии магнитов - (б).

Натяжитель цепи работает следующим образом. Он (магнит) устанавливается в нужном положении по отношению к цепи (над ней, над обеими ветвями) и рядом со звездочкой, что легко регулируется как по вертикали за счет подвижности штанги 5 в вертикальной плоскости, так и за счет подвижности бобышки 6 в горизонтальной плоскости. Сила магнита, его размер и место расположения выбираются с учетом массы и габаритов цепи, а также скорости ее движения. При использовании электрического магнита его сила, как известно, может увеличиваться при увеличении скорости вращения цепи. Постоянно натягивая цепь при вертикальном расположении звездочек (показано стрелками на фиг.1), автоматически устраняется возможное вытягивание цепи во время работы и компенсируется износ элементов, который также приводит к удлинению цепи. Кроме того, сохраняется повышенный охват зубьев звездочек цепью, что снижает напряжения в их зубьях и одновременно препятствует возможному «соскакиванию» цепи с них. При горизонтальном расположении цепи (фиг.2) магниты (как натяжители) приподнимают части цепи до положения, при котором цепь и звездочки оказываются на одном уровне, то есть в одной плоскости, что существенно улучшает работу цепи и звездочек с точки зрения износа их в эксплуатации.

Поэтому существенно расширяются эксплуатационные технические характеристики работы цепей при использовании такого типа натяжителей.

Предложенный натяжитель выполнен заявителем в натуре, прошел успешную апробацию в лаборатории ФГОУ ВПО Петербургского Государственного Университета Путей Сообщения. Поэтому разработка имеет промышленную ценность. В частности, почти в 3 раза будет уменьшаться износ цепных передач, повысится надежность их эксплуатации, уменьшатся напряжения в зубьях звездочек из-за более полного их охвата, облегчится и удешевится конструкция.

Натяжитель цепи, содержащий цепь и звездочки с устройством их крепления к опоре, отличающийся тем, что он выполнен в виде магнита любого типа и формы, который при вертикальном расположении звездочек и цепи размещен между ветвями цепи в требуемом положении благодаря использованию подвижной штанги, фиксируемой винтом по вертикали, а также бобышки, фиксируемой в опоре по горизонтали, а при горизонтальном расположении звездочек и цепи один магнит расположен над обеими ветвями цепи у ведущей звездочки, а другой магнит закреплен над обеими ветвями цепи у ведомой звездочки, при этом сами магниты пространственно размещены между звездочками.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к ременным передачам. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для натяжения цепи, и может найти применение в механизме привода распределительного вала двигателей внутреннего сгорания.
Изобретение относится к области деталей машин и может быть использовано в зубчатоременных передачах при регулировании натяжения бесконечного гибкого элемента для сохранения синхронной работы ведущих и ведомых (рабочих) зубчатых шкивов (звездочек) во время эксплуатации.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкции военных машин. .

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано на двигателях с приводом вспомогательных механизмов ремнем или цепью. .

Изобретение относится к натяжным устройствам цепных и ременных передач. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах с гибкой связью. .

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в передаче для сообщения вращательного движения посредством бесконечных гибких элементов, например в механизме привода распределительного вала двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к натяжным устройствам для ременного привода. .

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано при проектировании новых ременных передач. .

Изобретение относится к велосипедам с приводом обоих колес. .

Изобретение относится к велосипедам с опорой на спинку. .

Изобретение относится к транспортным средствам с мускульным приводом и может быть использовано для передвижения и для тренировки. .

Изобретение относится к автоматическому переключению передач велосипеда в зависимости от натяжения цепи. .

Велосипед // 2053154
Изобретение относится к велотранспортному машиностроению, предназначено для преобразования мускульной энергии рабочего тела экологически чистых транспортных средств в их свободно-вынужденное движение, и может быть использовано в велосипедах, веломобилях и других велоэкипажах.

Изобретение относится к устройствам для регулирования натяжения цепи главной передачи двухколесного транспорта с маятниковой вилкой. .

Изобретение относится к области транспорта, в частности к велосипедам. Велосипед рикамбент с изменяемой посадкой содержит раму, установленную на заднем приводном колесе с блоком звездочек и переключателем скоростей и переднем поворотном колесе, вилка которого установлена в рулевой колонке рамы с рулем на конце. Вдоль рамы по направляющей может перемещаться рамка с сиденьем с прикрепленной к ней выносом каретки с шатунами и педалями и приводной звездочкой на конце. Замкнутая цепь, связывающая приводную звездочку с одной из звездочек блока звездочек, дополнительно огибает блок. Вынос снабжен рядом отверстий, с одним из которых взаимодействует стопор, прикрепленный к рулевой колонке. Подпружиненный штырь стопора связан тросом в рубашке с тормозной ручкой на руле. На раме на стойках по концам ее закреплена труба. На выносе на стойках по концам ее закреплена вторая труба, оси обеих труб не соосны и параллельны друг другу. Достигается повышение удобства эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к способам и приспособлениям для изменения натяжения цепей и может найти применения в двигателях автомобиля. Способ натяжения цепи двигателя заключается в том, что натяжение цепи производят посредством штока (2), размещенного в корпусе (1) натяжителя. Шток (2) приводят в движение ползуном (3), посредством рабочей пружины (4). Ползун (3) выполняют с индикатором износа, посредством которого определяют степень растяжения цепи. В центральное отверстие (6) натяжителя цепи двигателя автомобиля установлены шток (2) с продольной выемкой (12) и ползун (3). Выемка имеет множество зубьев (13). Поворотная собачка (5) расположена в корпусе (1) и взаимодействует с зубьями (13) штока (2). Один из торцов корпуса (1) имеет уступ (7), уменьшающий диаметр центрального отверстия. Ползун (3) взаимодействует с центральным отверстием (6) посредством кольцевого выступа (8). Рабочая пружина (4) расположена на ползуне (3) между уступом (7) корпуса (1) и кольцевым выступом (8) ползуна (3) с возможностью перемещения в ней ползуна (3). Ползун (3) имеет индикатор износа (9), выполненный в виде концевой части ползуна (3), выходящей за пределы корпуса (1) Изобретение позволяет определить степень растяжения цепи. 2 н. и 5 з. п. ф-лы, 2 ил.
Наверх