Состав для получения защитного покрытия на стальных деталях


 


Владельцы патента RU 2480534:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" (ФГУП "ВИАМ") (RU)

Изобретение относится к химической поверхностной обработке стальных деталей и может быть использовано при изготовлении валов газотурбинных двигателей, шасси вертолетов и других деталей для защиты от коррозии при эксплуатации в различных климатических условиях, в том числе при повышенных температурах до 450°C. Состав для получения защитного покрытия на стальных деталях содержит следующие компоненты, мас.%: алюмохромфосфатное связующее 30-35, хромовый ангидрид 5-10, вода 12-18, порошок алюминия - остальное. В составе используют порошок алюминия с фракцией до 10 мкм. Изобретение позволяет снизить температуру отверждения получаемого защитного покрытия, а также получить покрытие с хорошей водостойкостью и высокой защитной способностью. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к химической поверхностной обработке, и может быть использовано при изготовлении валов газотурбинных двигателей, шасси вертолетов и других деталей для защиты от коррозии при эксплуатации во всеклиматических условиях, в том числе при повышенных температурах до 450°C.

Известен состав для получения защитного алюмофосфатного покрытия на стальных деталях, содержащий (мас.%): ортофосфорную кислоту - 14, хромовый ангидрид - 3,5, оксид магния - 2,5, вода - 38, алюминиевый порошок марки АСД-4 - 42 (авторское свидетельство SU №1560621).

Недостатком данного состава является то, что для повышения коррозионной стойкости покрытия требуется дополнительная обработка в растворе дигидрофосфата натрия, при этом для повышения водостойкости получаемой пленки необходима более высокая температура отверждения покрытия (250-700°C).

Известен состав для нанесения защитного покрытия на стальные детали, состоящего из двух слоев. Первый слой наносится из суспензии, содержащей в качестве наполнителя порошок алюминия или его сплавов. В суспензии в качестве связки применяется состав, содержащий компоненты, мас.%: ортофосфорная кислота 10-27, хромовый ангидрид 3-10, 30%-ный раствор перекиси водорода 2-8, оксид кремния в виде аэросила 2-8, оксид магния 1-3, вода 81,8-43 при SiO2/H3PO4=0,2-0,3, 30%-ный H2O2/CrO3=0,4-0,8 (патент SU №2036978).

Недостатком данного состава является низкий уровень защитных свойств покрытия, так как в суспензии отсутствует шестивалентный хром - в процессе приготовления он полностью переведен в трехвалентный. Кроме того, требуется нанесение двух слоев композиции разного состава.

Известен также состав для нанесения стеклокерамической пленки на металлические детали, включающий компоненты при следующем соотношении, мас.%: ортофосфорная кислота 10-27, хромовый ангидрид 3-10, 30%-ный раствор перекиси водорода 2-8, аэросил 2-8, оксид магния 1-3, магний, или алюминий, или сумма магния и алюминия 0,8-2, вода 81,2-42 при отношениях Al+Mg/H3PO4=0,07-0,08, SiO2/H3PO4=0,2-0,3, 30%-ный H2O2/CrO3=0,4-0,8 (патент SU №1835129).

Недостатком данного состава является то, что состав применяется для нанесения защитных покрытий только на алюминидную поверхность или на поверхность, покрытую алюмофосфатным слоем, и не рекомендован для нанесения на сталь.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является состав для получения покрытия для защиты деталей из сталей, никелевых и титановых сплавов от солевой и фреттинг-коррозии и контактного износа, содержащий ингредиенты при следующем соотношении, мас.%: алюмохромфосфатное связующее - 30-35, вода - 12-18, хромовый ангидрид - 2-3, дисилицид молибдена - остальное.

Такое покрытие подвергается сушке при комнатной температуре, затем в воздушной печи по режиму: подъем температуры от комнатной до 150°C с выдержкой при этой температуре в течение 30 минут, затем подъем до 500°C с выдержкой в течение 30 минут; охлаждение с печью до 100°C (патент SU №2349681).

Недостатком данного состава является низкая защитная способность получаемого покрытия из-за его катодного характера, пористости, а также необходимости подъема температуры до 500°C при термообработке покрытия.

Технической задачей настоящего изобретения является создание состава для получения защитного покрытия на стальных деталях для защиты от коррозии при эксплуатации изделий во всеклиматических условиях, в том числе при повышенных температурах до 450°С.

Это достигается тем, что в состав для получения защитного покрытия, включающий алюмохромфосфатное связующее, хромовый ангидрид, наполнитель и воду, в качестве наполнителя вводят порошок алюминия при следующем соотношении компонентов, мас.%:

алюмохромфосфатное связующее 30-35
хромовый ангидрид 5-10
вода 12-18
порошок алюминия остальное

Порошок алюминия должен иметь фракцию до 10 мкм.

Известно, что введение в состав алюминия придает покрытию анодный характер. Однако оксидная пленка на поверхности алюминиевых частиц приводит к смещению потенциала алюминия в положительную сторону и снижению его протекторных свойств.

Известно, что введение в состав небольших количеств хромового ангидрида (2-3% по массе) позволяет ввести алюминиевый порошок в состав без растворения.

Авторами установлено, что введение дополнительного количества хромового ангидрида приводит к растворению оксидной пленки и пассивации поверхности алюминиевых частиц, что сохраняет электрический контакт между частицами алюминия и высокие протекторные и, следовательно, защитные свойства покрытия. Повышенное количество хромового ангидрида (до 5-10% по массе) пассивирует сталь, предотвращая ее растворение в процессе нанесения покрытия, а также повышает защитные свойства покрытия, так как хромовый ангидрид является ингибитором коррозии.

Кроме того, авторами установлено, что взаимодействие алюминия с алюмохромфосфатным связующим приводит к снижению температуры отверждения и повышению водостойкости покрытия. В этом заключается существенное отличие предлагаемого изобретения от прототипа.

Примеры осуществления

Для приготовления состава использовали следующие компоненты:

алюмохромфосфатное связующее (АХФС) по ТУ 6-18-166-83;

хромовый ангидрид, чда по ГОСТ 3776-78;

дистиллированная вода по ГОСТ 6809;

порошок алюминия марки АСД-4 или АСД-6 по ТУ 48-5-226-87.

Порядок приготовления состава следующий: навеску алюмохромфосфатного связующего разбавили водой, затем ввели хромовый ангидрид и тщательно перемешали водный раствор АХФС до полного его растворения. Затем полученный раствор нагрели до 40-60°C, ввели в него навеску алюминиевого порошка и тщательно перемешивали в течение 5-10 мин. В таком виде раствор готов для нанесения покрытия. Составы приготовленных композиций приведены в таблице 1. Следует отметить, что составы 1, 2, 3 содержат алюминиевый порошок марки АСД-4, а состав 4 - порошок марки АСД-6.

Таблица 1
Наименование компонентов Содержание компонентов в составе
1 2 3 4
Алюмохромфосфатное связующее 30 32,5 35 32,5
Хромовый ангидрид 5 7,5 10 7,5
Дистиллированная вода 12 15,0 18 15,0
Порошок алюминия марки АСД-4 53 45,0 37 -
Порошок алюминия марки АСД-6 - - - 45,0

На плоские образцы размером 100×50×2 мм из стали ВКС-170ИД и на образцы размером 20×40×2 мм из стали 30ХГСА после пескоструйной обработки кистью наносили два слоя покрытия предлагаемого состава общей толщиной 40-60 мкм. После нанесения проводили сушку на воздухе, а затем в воздушной печи по режиму: сначала при 60°C в течение 15 минут, затем при 200°C в течение 30 минут.

Для сравнения свойств покрытий на образцы из стали 30ХГСА наносили одно- и двухслойное покрытие по прототипу, затем проводили сушку покрытия на воздухе с последующей термообработкой в воздушной печи нагревом от комнатной температуры до 150°C с выдержкой при этой температуре в течение 30 минут, затем подъем до 500°C с выдержкой в течение 30 минут; охлаждение с печью до 100°C.

Образцы с покрытиями по прототипу и предлагаемому изобретению были испытаны методом ускоренных коррозионных испытаний в камере солевого тумана по ГОСТ 9.308-85 при температуре 33-37°C при непрерывном распылении нейтрального 5% раствора хлористого натрия. Были испытаны как образцы с предварительным прогревом при 450°C в воздушной печи в течение 10 ч, так и без него (результаты приведены в таблице 2). Кроме того, была определена водостойкость покрытий по убыли в весе образцов с покрытиями при кипячении в дистиллированной воде в течение 3 и 6 часов (результаты приведены в таблице 3).

Таблица 2
Марка стали Вид покрытия Кол-во слоев Толщина покрытия,
мкм
Время появления продуктов коррозии стали, ч
без прогрева с прогревом
ВКС-170 ИД предлагаемое 2 40-50 >720 >850
по прототипу 1 8-10 24 24
30ХГСА предлагаемое 2 40-50 >720 >850
по прототипу 1 8-10 24 24
2 20-25 72 72
Таблица 3
Вид покрытия Количество слоев Толщина покрытия, мкм Убыль в весе образцов (г/м2) при кипячении в течение
3 ч 6 ч
предлагаемое 2 40-50 0,19-0,5 0,19-0,54
по прототипу 1 9-10 разрушение покрытия 50-90%

Из приведенных результатов в таблицах 2 и 3 видно, что предлагаемый состав позволяет получать покрытие с хорошей водостойкостью и высокой защитной способностью. Покрытие, полученное из состава по прототипу на основе алюмохромфосфатного связующего, хромового ангидрида, воды и дисилицида молибдена, обладает низкой защитной способностью и практически не обладает водостойкостью, так как произошло его частичное растворение, разрушение и отслаивание на большей части поверхности образцов.

Таким образом, предлагаемый состав позволяет получить защитное покрытие на стальных деталях для защиты от коррозии при эксплуатации изделий во всеклиматических условиях, в том числе при повышенных температурах до 450°C.

1. Состав для получения защитного покрытия на стальных деталях, содержащий алюмохромфосфатное связующее, хромовый ангидрид, воду и наполнитель, отличающийся тем, что он в качестве наполнителя содержит порошок алюминия при следующем соотношении компонентов, мас.%:

алюмохромфосфатное связующее 30-35
хромовый ангидрид 5-10
вода 12-18
порошок алюминия остальное

2. Состав по п.1, отличающийся тем, что используют порошок алюминия с фракцией до 10 мкм.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам защиты стальных поверхностей деталей от эрозии, в том числе кавитационной, путем наплавки коррозионно-эрозионного порошка. .

Изобретение относится к способу ремонта изношенной торцевой части металлической пластины ремонтируемой детали. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипниковым узлам, воспринимающим повышенные радиальные нагрузки, и может быть использовано при подготовке к эксплуатации радиально-упорных конических роликовых подшипников качения.

Изобретение относится к стойкому к износу и наволакиванию изделию и, более конкретно, к защитному покрытию для такого изделия. .

Изобретение относится к способам нанесения покрытий, в частности антикоррозийных. .

Изобретение относится к зубчатым передачам открытого и закрытого типов. .

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к способам нанесения износостойких покрытий на рабочую поверхность деталей почвообрабатывающих машин с использованием сварки плавлением.

Изобретение относится к пластинам из титана или титанового сплава, которые могут быть использованы в качестве материалов для теплообменников и установок химической переработки.
Изобретение относится к упрочняющей обработке поверхностных слоев деталей машин и может быть использовано для повышения износостойкости металлических поверхностей.

Изобретение относится к листу электротехнической стали с ориентированной зеренной структурой со стекловидной покрывающей пленкой на основе форстерита и способу его изготовления, которые могут быть использованы для получения стального сердечника электрических устройств, таких как транформатор напряжения и электрический трансформатор

Изобретение относится к способу формирования покрытия и покрытию из диоксида титана, содержащему кристаллы с размером кристаллитов менее 35 нм

Изобретение относится к способу механической обработки компонентов двигателя внутреннего сгорания посредством изменяющего качество поверхности обрабатывающего инструмента

Изобретение относится к смазочным композициям, в частности к составам для обработки пар трения, и может быть использовано в машиностроении для обработки пар трения, а также при эксплуатации механизмов и машин для продления межремонтного ресурса или во время ремонтно-восстановительных работ
Изобретение относится к технологии финишной обработки поверхности сплавов циркония и может найти применение в атомной промышленности, реакторостроении и металлургии

Изобретение относится к технологии получения покрытий на металлах с помощью энергии взрывчатых веществ (ВВ) и может быть использовано при изготовлении деталей энергетических и химических установок, обладающих повышенной жаростойкостью

Изобретение относится к смазочным композициям, в частности к составам для обработки пар трения, и может быть использовано в машиностроении для обработки пар трения, а также при эксплуатации механизмов и машин для продления межремонтного ресурса или во время ремонтно-восстановительных работ

Изобретение относится к электроду для поверхностной обработки с получением износостойкой пленки за счет энергии электрического разряда и к способу изготовления упомянутого электрода

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению спеченного электрода и разрядной обработке поверхности с его помощью
Изобретение относится к конструктивному элементу из магниевого сплава с сильно выраженной металлической текстурой
Наверх