Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2480651:

Мендрух Елена Николаевна (RU)
Мендрух Николай Викторович (RU)
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2). Вдоль рабочих поверхностей (3) зубьев (2) и заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок (4), ширина которых выполнена увеличивающейся от вершина зубьев в сторону их оснований, прямо пропорционально количеству вытесняемого на них смазочного материала. Полки соседних зубьев в районе впадин зубьев замкнуты между собой. Изобретение позволяет повысить износостойкость рабочих поверхностей зубьев колеса. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями (см., например, Детали машин. Учебник для машиностроительных техникумов / Ю.Н.Березовский, Д.В.Чернилевский, М.С.Петров; Под ред. Н.А.Бородина. - М.: Машиностроение, 1983. - 384 с., ил., стр.74).

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что при его работе пластичный смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности зубьев, вытесняется с них и в дальнейшем процессе смазывания зубьев не участвует, что приводит к увеличению изнашивания зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, вдоль рабочих поверхностей которых и заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие полки, предотвращающие вытеснение пластичного смазочного материала с рабочих поверхностей на торцы зубьев - см. А.С. СССР №898191, кл. F16Н 57/04, 1978 г.

Недостаток конструкции данного зубчатого колеса состоит в том, что она не учитывает характер вытеснения пластичного смазочного материала с рабочих поверхностей зубьев колеса при его работе с другим зубчатым колесом в передаче: количество вытесняемого смазочного материала увеличивается в направлении от вершины зубьев к их основанию; вследствие этого смазочный материал, вытесняемый в области оснований зубьев, стремится переместиться со смазкоудерживающих полок в сторону торцов зубьев. Это ухудшает функционирование полок как смазочных карманов, тем самым ухудшаются условия миграции смазочного материала с полок обратно на рабочие поверхности зубьев и поддержание оптимального смазывания этих поверхностей, что снижает износостойкость рабочих поверхностей зубьев.

Изобретением решается задача повышения износостойкости рабочих поверхностей зубьев зубчатого колеса.

Это достигается тем, что зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, вдоль рабочих поверхностей которых и заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, причем ширина полок выполнена увеличивающейся от вершин зубьев в сторону их оснований прямо пропорционально количеству вытесняемого на них смазочного материала, причем полки соседних зубьев в районе впадин зубьев замкнуты между собой.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: элемент зубчатого колеса (вид сбоку) - фиг.1, сечение зубчатого колеса - вид с боковой поверхности зуба - фиг.2.

Зубчатое колесо состоит из тела 1 и зубчатого венца с зубьями 2, на торцах которых вдоль рабочих (боковых) поверхностей 3 и заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие карманы 4 в виде полок, замкнутые для соседних зубьев между собой в области оснований зубьев. Причем ширина полок 4 выполнена увеличивающейся - от минимума 11 до максимума 12 - в направлении от вершин зубьев к их основаниям.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. Пластичный смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности 3 зубьев 2, при работе данного колеса в зацеплении с другим колесом вытесняется на полки 4, откуда происходит миграция смазочного материала обратно на рабочие поверхности зубьев.

По сравнению с прототипом данная конструкция зубчатого колеса, а именно - выполнение ширины полок увеличивающейся в направлении от вершин к основаниям зубьев прямо пропорционально количеству вытесняемого на них смазочного материала, способствует предотвращению вытеснения смазочного материала за пределы полок на торцы зубьев, а наличие замыкания полок между собой в области впадин зубьев предотвращает попадание вытесняемого с рабочих поверхностей смазочного материала на тело колеса и выпадение этого смазочного материала из процесса трения. Это позволяет обеспечить более полную миграцию вытесненного смазочного материала обратно на рабочие поверхности зубьев, оптимизирует процессы смазывания этих поверхностей и повышает износостойкость рабочих поверхностей зубьев зубчатого колеса.

Зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями, вдоль рабочих поверхностей которых и заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, отличающееся тем, что ширина полок выполнена увеличивающейся от вершин зубьев в сторону их оснований прямо пропорционально количеству вытесняемого на них смазочного материала, причем полки соседних зубьев в районе впадин зубьев замкнуты между собой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к регулированию теплообмена транспортного средства. .
Изобретение относится к системе смазки трансмиссии. .

Изобретение относится к области редукторостроения, а именно к редукторам, применяемым в различного рода энергетических установках. .

Изобретение относится к роторно-линейным приводам и может быть использовано в приводах управления полетом летательных аппаратов. .

Изобретение относится к устройству смазки для коробки передач. .

Изобретение относится к коробке передач с теплообменником в транспортных средствах. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к открытым зубчатым передачам, преимущественно шевронным с разрывным шевроном, смазываемым пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к коробке передач, в частности к смазке высоконагруженных зубчатых колес коробки передач. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для смазывания зубчатых передач жидким смазочным материалом. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости зубчатых колес. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра

Изобретение относится к дифференциальной трансмиссии повышенного трения транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами
Наверх