Спасаемый накопитель информации

Изобретение относится к морской технике и касается отстрела выбрасываемых сигнальных устройств, указывающих место аварии. Спасаемый накопитель информации содержит корпус для установки на изделие. В корпусе размещена на двух опорных поясах спасаемая капсула с накопителем, электрически связанным разъемным соединителем с бортовой системой управления. Спасаемая капсула оснащена устройством продольной фиксации в корпусе, поршневой системой пневмотолкателя, газогенератором, устройством задействования газогенератора. Спасаемая капсула выполнена в виде составной герметичной сферической оболочки с крышкой, снабженной гильзой-поршнем цилиндрической формы и системой удержания в виде гибкой кинематической связи с корпусом. Система удержания выполнена из тканой ленты с элементами крепления, например проушины с осями, продетыми через петли на концах ленты. Одна сторона системы удержания выполнена разветвленной с двумя концами разветвлений равной длины, соединенными равномерно по периметру с крышкой сферической оболочки спасаемой капсулы. Ветви на одинаковом расстоянии от концов ленты соединены с кольцом, охватывающим с возможностью сдвига вдоль гильзы. Лента размещена упорядоченно уложенной в спиральную кольцевую бухту вокруг гильзы с возможностью самоскручивания при разматывании выходом спасаемой капсулы. Достигается сокращение времени поиска и обнаружения отделившегося накопителя информации. 2 ил.

 

Изобретение относится к области морской техники, а именно к оборудованию подводных движущихся объектов (аппаратов), представляет собой спасаемый аварийный самописец и может быть использовано для отстрела предпочтительно малогабаритных объектов малой массы, например для выбрасываемых сигнальных устройств, указывающих место аварии.

В технике широко используются устройства отделяемых контейнеров с электронным блоком самописцев телеметрической информации о работе систем движущихся объектов (например, самолетов, ракет, снарядов и т.п.) для экстренного спасения телеметрической информации при возникновении аварийных ситуаций на этих объектах. При этом процесс отделения включает операции снятия жесткой связи отделяемого контейнера с движущимся объектом и придание линейной скорости отделяемому контейнеру в каком-либо направлении относительно корпуса движущегося объекта.

Известен спасаемый накопитель информации (см. патент GB №2228458), содержащий бортовой корпус, устанавливаемый на изделие с разрушаемой крышкой, размещенную в нем с возможностью эвакуации герметичную спасаемую капсулу с накопителем информации, разъемный электросоединителем с бортовой системой управления, два пояса опорно-направляющих элементов, поршневую систему пневмотолкателя спасаемой капсулы, включающую пусковую трубу, газогенератор, упруго скрепленный с корпусом спасаемой капсулы, устройство задействования газогенератора, устройство продольной фиксации спасаемой капсулы в бортовом корпусе.

Эта конструкция выбрана в качестве прототипа как наиболее близкий аналог по технической сущности и числу совпадающих признаков.

В аварийной ситуации от импульса чувствительных датчиков через электрическую связь блок управления изделия выдает команду на срабатывание устройства задействования газогенератора системы пневмотолкателя. Поршнем пневмотолкателя по двум поясам опорно-направляющих элементов вдоль бортового корпуса, смонтированного радиально оболочке изделия, перемещается спасаемая капсула с накопителем информации под давлением продуктов сгорания заряда в газогенераторе. При этом ходом корпуса спасаемой капсулы разрушается крышка, размыкается электрический соединитель, разрывая электрическую связь накопителя информации с контролируемой аппаратурой и системой управления на борту изделия. После выхода газогенератора из пусковой трубы дальнейшее движение спасаемой капсулы осуществляется под действием сил инерции и тяги газогенератора. Далее отделившаяся спасаемая капсула готова к автономному плаванию в акватории падения и для обнаружения группами поиска.

К недостаткам такой конструкции в отдельных случаях можно отнести:

- неопределенное по направлению и расстоянию отделение контейнера;

- техническая сложность поиска и обнаружения отделившегося контейнера спасаемого накопителя информации и связанные с этим временные и стоимостные затраты, что обусловлено существенным сокращением дальности распространения сигнала радиоволн вблизи водной поверхности с высокой волной, а также влиянием течения и ветра на водной поверхности, которые могут значительно увеличить акваторию поиска;

- неоптимальная форма спасаемой капсулы по гидравлическому сопротивлению при движении в водной среде на значительной скорости, а также в части массовых и габаритных характеристик конструкции, с обеспечением ее положительной плавучести и устойчивости оболочки конструкции в условиях значительного наружного глубинного давления, что требует увеличения энергетической мощности газогенератора и экономических затрат.

Технической задачей данного изобретения является устранение указанных недостатков путем расширения функциональных возможностей для условий использования применительно к глубоководному подвижному объекту с осуществлением обнаружения спасаемой капсулы и самого затонувшего объекта с меньшими затратами.

Требуемый технический результат достигается тем, что в известном спасаемом накопителе информации, содержащем бортовой корпус, размещенную в нем на двух опорных поясах спасаемую капсулу с накопителем информации, электрически связанным разъемным соединителем с бортовой системой управления, устройство продольной фиксации спасаемой капсулы в бортовом корпусе, поршневую систему пневмотолкателя спасаемой капсулы, газогенератор, устройство задействования газогенератора, спасаемая капсула выполнена в виде составной герметичной сферической оболочки с крышкой, снабженной гильзой-поршнем цилиндрической формы и системой удержания в виде гибкой кинематической связи с бортовым корпусом, выполненной из тканой ленты с элементами крепления, например проушинами с осями, продетыми через петли на концах ленты, одна сторона системы удержания выполнена разветвленной, по меньшей мере, с двумя концами разветвлений равной длины, соединенных равномерно по периметру с крышкой сферической оболочки спасаемой капсулы, причем ветви на одинаковом расстоянии от концов ленты соединены с кольцом, охватывающим с возможностью сдвига вдоль гильзы, а лента размещена упорядочение уложенной в спиральную кольцевую бухту вокруг гильзы с возможностью самоскручивания при разматывании выходом спасаемой капсулы.

Сферическая тонкостенная оболочка спасаемой капсулы в сочетании с прочностными характеристиками материала оболочки позволяет обеспечить необходимую положительную плавучесть и стойкость к воздействию наружного давления в условиях заданного заглубления.

Выполнение крышки спасаемой капсулы совмещенной с гильзой цилиндрической формы как элемента системы пневмотолкателя позволяет конструктивно оптимизировать использование внутреннего окружного пространства бортового корпуса с размещением вокруг гильзы системы удержания, тем самым уменьшить объем и общую массу конструкции в целом.

Система удержания в виде тканой ленты малой толщины позволяет уменьшить ее массу, что повышает плавучесть спасаемой капсулы с накопителем информации, позволяет обеспечить компактность укладки в виде смотанной бухты ленты вокруг гильзы и уменьшить габариты.

Использование дополнительной кинематической связи спасаемой капсулы с бортовым корпусом позволяет обозначить место нахождения затонувшего объекта путем удержания отделившейся капсулы в непосредственной близости с затонувшим объектом, при этом существенно облегчить обнаружение крупного затонувшего объекта совместно со спасаемым накопителем информации современными техническими средствами с меньшими затратами.

Дополнительно система удержания (с бандажным кольцом) обеспечивает придание контролируемого положения оси спасаемой капсулы вдоль вектора набегающего водного потока при ее движении совместно с объектом с обеспечением меньшего гидравлического сопротивления до покладки его на грунт.

На фиг.1 показан общий вид предложенного устройства в разрезе, на фиг.2 - спасаемая капсула после отделения с натянутой системой удержания (скручивание ленты не показано).

Спасаемый накопитель информации 1 (спасаемый самописец) соединен электрическим быстро разъемным соединителем 2 через кабель 3 с бортовой системы управления (условно не показана), помещен в спасаемую капсулу 4 сферической формы, снабженной выступами 5 на наибольшем наружном диаметре. Ее донная часть герметично закрыта крышкой 6, снабженной цилиндрической гильзой 7, выполненной с наружным кольцевым уступом 8 и торцом 9. Спасаемая капсула 4 помещена в цилиндрический бортовой корпус 10 с днищем 11, снабженным направленным внутрь бортового корпуса 10 штоком 13 с внутренним каналом 14 и центральной торцовой проточкой 12.

Спасаемая капсула 4 выступами 5 контактирует с внутренним диаметром бортового корпуса 10, а внутренней поверхностью гильзы 7 (выполняющей функцию поршня) охватывает и уплотняет наружную поверхность штока 13 в зоне торца, упираясь своим торцом 9 в торцовую проточку 12 днища 11, образует полость 15. Гильза 7 через наружный контактный профиль кольцевого уступа 8 продольно нагружена упругими силами устройства фиксации, например, в виде цангового кольца 16, жестко соединенного через фланец 17 с днищем 11 с ответным контактным профилем выступов 18 упругих звеньев 19 цангового кольца 16. В таком положении спасаемая капсула 4 продольно зафиксирована в бортовом корпусе 10.

Со стороны донной части спасаемая капсула 4 снабжена дополнительной гибкой кинематической связью с бортовым корпусом 10 в виде системы удержания с ее соединением к днищу 11 бортового корпуса 10, например проушинами крепления 20 с осями 21, продетыми через мягкие петли 22 на конце ленты 23 и ее разветвлений 24.

Вокруг гильзы 7 лента 23 упорядочение уложена в спиральную бухту 25 на кольцевое основание 26, охватывая винты 27, крепящие его на опорных элементах 28, жестко связанных с днищем 11.

При этом лента 23, по меньшей мере, двумя концами крепится к спасаемой капсуле 4, причем разветвления 24 ленты 23 выполнены равной длины и на одинаковом расстоянии от концов соединены с бандажным кольцом 29, снаружи охватывающим гильзу 7 в зоне ее торца 9.

Бортовой корпус 10 посредством фланцевого соединения закреплен в оболочке объекта 30 посредством фланцевого соединения (крепеж не показан).

Со стороны полости объекта 30 в массиве днища 11 выполнена полость газогенератора 31 с помещенным пороховым зарядом 32 и полость пиропатрона 33 с установленным пиропатроном 34, электрически связанным с бортовой системой управления.

Полость газогенератора 31, полость пиропатрона 33 сообщены через канал 14 с полостью 15 (переменного объема) и образуют герметичное рабочее пространство полости системы пневмотолкателя.

Для снижения гидравлического сопротивления при движении объекта в водной среде и увеличения плавучести спасаемая капсула 4 снабжена имитатором наружной поверхности 35 из непотопляемого материала, например пенопласта, повторяющим наружные обводы изделия 30.

В условиях движения в водной среде имитатор наружной поверхности 35 уменьшает гидравлическое сопротивление объекта 30, накопитель информации 1 через кабель 3 и разъемный соединитель 2 принимает и записывает необходимую информацию приборов телеметрии с борта объекта, система пневмотолкателя спасаемой капсулы 4 и все другие компоненты бортового корпуса находятся в режиме ожидания. Наружное давление прижимает торец 9 спасаемой капсулы 4 к торцовой поверхности проточки 12 днища 11, выступы 5, воспринимая боковые нагрузки, удерживают ее в исходном соосном положении с бортовым корпусом 10.

При аварийной ситуации по сигналу бортовой системы управления через кабель 3 и быстроразъемный соединитель 2 подается импульс тока на срабатывание пиропатрона 34. В результате воспламенения заряда 32 продуктами сгорания заполняется пространство объединенных внутренних полостей 31, 33, 15 и канала 14 системы пневмотолкателя.

Под возрастающим давлением газов создается продольное усилие, действующее на донную часть гильзы 7 крышки 6, которое перемещает спасаемую капсулу 4 совместно с имитатором наружной поверхности 35 объекта 30 вдоль оси бортового корпуса 10 с выбросом в водную среду.

Переменное усилие пневмотолкателя преодолевает сопротивление наружного глубинного давления, силы инерции, силы упругости звеньев 19, а также гидравлическое сопротивление тракта с заполнением высвобождаемого объема бортового корпуса. Дополнительно преодолеваются силы трения по контактным поверхностям разъемного соединителя 2, выступов 18 цангового кольца 16 с кольцевым упором 8, гильзы 7 с поверхностью уплотненного наружного диаметра штока 13, выступов 5 спасаемой капсулы 4 с внутренней поверхностью бортового корпуса 10.

В процессе выхода спасаемой капсулы 4 за наружные обводы оболочки движущегося объекта 30 возникающая переменная по величине боковая нагрузка на спасаемую капсулу 4 парируется поясом выступов 5 и поясом контакта гильзы 7, охватывающей шток 13. Тем самым исключается заклинивание по ходу движения спасаемой капсулы 4 и обеспечивается ее надежная эвакуация из бортового корпуса 10.

Набегающий встречный водный поток увлекает спасаемую капсулу 4, тянущим усилием вытягивает ветви 24 и ленту 23 из бухты 25 через петли 22, оси 21, проушины крепления 20 происходит сдвиг бандажного кольца 29 вдоль постоянно охватываемой им наружной поверхности гильзы 7 в зону торца 9.

При этом обеспечивается ориентация положения продольной оси спасаемой капсулы вдоль вектора скорости набегающего потока. Тем самым уменьшается гидравлическое сопротивление и тянущее усилие, действующее на элементы системы удержания спасаемой капсулы.

В процессе вытягивания ленты из спирально уложенной бухты происходит ее самоскручивание, что вызывает дополнительный эффект - повышает ее упругие свойства и демпфирующий эффект всей системы удержания к моменту восприятия максимального усилия ее натяжения при полном торможении отделившейся спасаемой капсулы.

Спасаемая капсула всплывает на длину освобожденной ленты системы удержания возле затонувшего объекта (включая случай его полного заглубления в придонный слой ила) и доступна для поисковых групп обнаружения подводных объектов.

Экспериментальное использование предлагаемого устройства в действующем макете изделия подтвердило его работоспособность и стойкость к воздействию наружных нагрузок при выбросе спасаемой капсулы на ходу действующего макета, обеспечило сокращение временных затрат на поиск и обнаружение, а также материальные и финансовые затраты по подъему спасаемой капсулы с накопителем телеметрической информации.

Спасаемый накопитель информации, содержащий корпус для установки на изделие, размещенную в нем на двух опорных поясах спасаемую капсулу с накопителем информации, электрически связанным разъемным соединителем с бортовой системой управления, устройство продольной фиксации спасаемой капсулы в корпусе, поршневую систему пневмотолкателя спасаемой капсулы, газогенератор, устройство задействования газогенератора, отличающийся тем, что спасаемая капсула выполнена в виде составной герметичной сферической оболочки с крышкой, снабженной гильзой-поршнем цилиндрической формы и системой удержания в виде гибкой кинематической связи с корпусом, выполненной из тканой ленты с элементами крепления, например проушинами с осями, продетыми через петли на концах ленты, одна сторона системы удержания выполнена разветвленной, по меньшей мере, с двумя концами разветвлений равной длины, соединенных равномерно по периметру с крышкой сферической оболочки спасаемой капсулы, причем ветви на одинаковом расстоянии от концов ленты соединены с кольцом, охватывающим с возможностью сдвига вдоль гильзы, а лента размещена упорядоченно уложенной в спиральную кольцевую бухту вокруг гильзы с возможностью самоскручивания при разматывании выходом спасаемой капсулы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам поиска и спасения летательных аппаратов (ЛА) и их экипажей. .

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, а именно к аварийным средствам выбрасываемых сигнальных устройств, например, аварийных самописцев. .
Изобретение относится к средствам для обеспечения поисково-спасательных операций при авариях летательных аппаратов, а именно к методам индикации местоположения летательного аппарата после его падения в результате аварии.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к многоместным летательным аппаратам для перевозки пассажиров. .

Изобретение относится к области спасательной техники, в частности к спасательным устройствам, обеспечивающим самостоятельный выход экипажа в спасательном снаряжении подводника по буйрепу из аварийной подводной лодки.

Изобретение относится к средствам оповещения об аварии, которые подводная лодка выбрасывает из глубины, а надводный корабль, судно сбрасывает за борт для передачи через систему глобальной спутниковой связи по системе КОСПАС-САРСАТ краткого кодированного сообщения.

Изобретение относится к техническим средствам для обследования рельефа дна акваторий и обнаружения подводных препятствий, а именно к жестким тралам. .

Изобретение относится к области акустики, в частности к излучению гидроакустических кодированных и широкополосных сигналов управления. .

Изобретение относится к устройствам для обнаружения и спасения затонувшего объекта или для идентификации объекта, временно находящегося под водой, а именно к таким устройствам, которые прикреплены к самим объектам или к их снаряжению.

Изобретение относится к средствам оповещения подводной лодки (ПЛ) об аварии, которые она выбрасывает из глубины. .

Изобретение относится к подводной технике, а именно к устройствам, предназначенным для подъема затонувших объектов. .

Изобретение относится к поиску и спасению аварийных подводных объектов и может быть использовано при создании технических систем обнаружения аварийного подводного объекта, лежащего на грунте, а также для создания средств спасения и оказания помощи экипажу и пассажирам аварийного подводного объекта.

Изобретение относится к области средств обозначения затонувших объектов, а именно к сигнальным буям, выпускаемым из аварийной подводной лодки. .

Изобретение относится к области проведения обследования необитаемым подводным аппаратом затонувших объектов в ситуация, когда в районе работ имеется сильное течение. Способ обследования затонувшего объекта необитаемым подводным аппаратом на течении включает удержание необитаемого подводного аппарата вблизи грунта за искусственную опору. К якорю маломерного судна крепят трос, вокруг него заводят скользящую петлю из прочного материала и соединяют ее коротким стропом с корпусом спускаемого подводного аппарата. Трос якоря на судне выбирают втугую (на «панер»). Обеспечивается поиск и обследование затонувшего объекта под водой в условиях сильного течения без использования водолазов. 1 ил.

Изобретение относится к области поисковых и подводно-технических работ при наличии сплошного ледового покрова в районе нахождения аварийного подводного объекта, например, подводной лодки. Способ основан на передаче акустических сигналов в водной среде. Сигнализатор связывают с буем прочным тросиком, например, из кевлара, выстреливают изделие через торпедный аппарат или отдают стопором из корпуса носителя, при этом буй подвсплывает к ледовой поверхности, а сигнализатор, оказавшийся на нужном горизонте распространения звуковых волн, запускают кодовым сигналом на излучение. Устройство для подачи сигнала об аварии подо льдом по гидроакустическому каналу путем установки сигнализатора на заданной глубине включает плавучий буй. Буй оснащен синтетическим тросиком заданной длины, который закреплен на сигнализаторе для удержания его на глубине зоны подводного звукового канала, при этом буй всплыл и прижат к нижней кромке льда. Значительно облегчается проведение поисково-спасательной операции по обнаружению подводных судов в условиях Арктики за счет увеличения дальности прохождения сигнала аварийного сигнализатора. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к области авиации, а именно к поиску черного ящика. Система черного ящика содержит черный ящик, который размещен внутри выбрасывающего устройства. Первый лючок, первый автоматический замок, третья и четвертая пружины расположены на одной стороне выбрасывающего устройства. Первая пружина размещена в первой канавке, которая выполнена на внутренней стороне первого лючка. Первый автоматический замок соединен с первым лючком для управления открытием первого лючка. Третья и четвертая пружины выполнены с возможностью откидывания первого лючка от выбрасывающего устройства при открытии первого автоматического замка. Способ подводного поиска черного ящика с использованием системы включает операции: ожидание 30 секунд после отключения системы GPS, определение датчиком давления значения давления воды на глубине, определение положения черного ящика, открытие первого или второго лючка с помощью микропроцессора, включение радиомаяка после выброса через первый или второй лючки, включение системы GPS. Достигается облегченная возможность нахождения черного ящика под водой после крушения самолета. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к буям и может быть использовано при проведении поисковых и подводно-технических работ при наличии сплошного ледового покрова для обозначения положения, индикации аварии и подачи радиосигнала в экстренных случаях. Аварийно-сигнальный буй имеет корпус. Верхняя часть выполнена в виде усеченного конуса, центрированного относительно оси корпуса, с коническим наконечником радиоантенны в виде продолжения усеченного конуса до вершины конуса. Радиоантенна помещена внутри корпуса и установлена с возможностью ее выдвижения по оси усеченного конуса в сторону ледяного поля и фиксирована от смещения внутрь корпуса упорным кольцом. Радиоантенна соединена кабелем радиосвязи с подводным объектом. Средства разрушения ледяного поля выполнены в виде помещенных в нижнюю часть корпуса пороховых струйных реактивных двигателей, которые закреплены в днище корпуса. Достигается возможность обеспечения радиосвязи при подлёдном плавании в экстренных случаях. 6 ил.

Изобретение относится к области морской техники, а именно к оборудованию подводных движущихся объектов аварийными средствами выбрасываемых сигнальных устройств. Спасаемый накопитель информации содержит корпус для установки на изделие, спасаемую капсулу с накопителем информации, устройство продольной фиксации спасаемой капсулы в корпусе, поршневую систему пневмотолкателя спасаемой капсулы, газогенератор, устройство задействования газогенератора. Спасаемая капсула выполнена в виде составной сферической оболочки с крышкой, которая снабжена гильзой-поршнем цилиндрической формы и системой удержания в виде гибкой кинематической связи. Спасаемая капсула в верхней половине снабжена соосной наружной цилиндрической поверхностью, кольцевой канавкой и локальными опорными торцевыми выступами, с которыми взаимодействует кольцевой донный якорь с центральным отверстием и внутренней полостью. Кольцевой донный якорь снабжен механизмом фиксации в виде набора равнорасположенных по периметру его наружного диаметра пружинных элементов с зацепами. Зацепы снабжены регулирующими упорами-винтами. Донный якорь объединен с корпусом спасаемой капсулы гибкой кинематической связью. Достигается повышение эксплуатационной надежности. 3 ил.

Изобретение относится к системам отслеживания транспортных средств. Техническим результатом является резервное копирование данных задания для тонущих подводных судов. Предложен черный ящик со спутниковым передатчиком (BSAT) для подводных судов. BSAT содержит герметичный корпус для приема и передачи инфракрасных и электромагнитных сигналов, систему глобального позиционирования (GPS) с антенной для предоставления GPS параметров BSAT, передающую антенну для передачи GPS параметров и параметров, относящихся к подводному судну, механизм выбрасывания для выбрасывания ВSAT из подводного судна при обнаружении электронным контроллером заданного условия. Электронный контроллер выполнен с возможностью отправки сигналов управления, и/или связи с помощью инфракрасного приемопередатчика, и/или получения и сохранения параметров подводного судна, и/или идентификации момента выбрасывания, и/или получения и сохранения данных GPS параметров, и/или планирования передачи данных через спутник после выбрасывания BSAT из подводного судна. 11 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх